Научная статья на тему 'Инновационные процессы в промышленности'

Инновационные процессы в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМАРСКИЙ РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОЕКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / SAMARA REGION / INDUSTRY / INNOVATIVE PROCESSES / PROJECTS / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин В.А., Морозова Г.А., Набойщиков А.В.

Инновации в сегодняшней экономике выполняют экономическую и социальную функцию. Они охватывают практически все стороны жизни общества. Более того, уровень инновационного развития любого региона это основной фактор повышения конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике. Поэтому, в настоящее важное значение приобретает формирование и использование эффективных инструментов управления инновационной региональной активностью. «Инновационный процесс представляет собой последовательность действий при инициации, разработке новых операций и дальнейшем распространении их результатов. Он включает в себя шесть элементов, соединенных в единую структуру: зарождение идеи инновации; маркетинг нововведения; оценка экономической эффективности инновации; освоение инновации; коммерческая реализация инновации; продвижение инновации»[3]. Значительная часть инновационных процессов, реализуемых в промышленности Самарской области, обусловлены необходимостью модернизации промышленных предприятий. Существенную роль в реализации этих процессов играет господдержка. В статье рассмотрены инновационные процессы в промышленности Самарской области, показаны ключевые показатели и проблемы инновационного развития данного региона в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зимин В.А., Морозова Г.А., Набойщиков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative processes in industry

Innovations in today's economy perform an economic and social function. They cover almost all aspects of society. Moreover, the level of innovative development of any region is the main factor in increasing the competitiveness of our country in the world economy. Therefore, the formation and use of effective tools for managing innovative regional activity is now of great importance. «The innovation process is a sequence of actions when initiating, developing new operations and further disseminating their results. It includes six elements connected in a single structure: the origin of the idea of innovation; marketing of innovation; evaluation of the economic efficiency of innovation; development of innovation; commercial implementation of innovation; promotion of innovation»[3]. A significant part of the innovative processes implemented in the industry of the Samara region are due to the need to modernize industrial enterprises. State support plays a significant role in the implementation of these processes. In article innovative processes in the industry of the Samara region are considered, key indicators and problems of innovative development of the region during the modern period are shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в промышленности»

Инновационные процессы в промышленности

Зимин Вячеслав Александрович,

кандидат экономических наук, доктор политических наук, профессор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, natali.26.12@mail.ru

Морозова Галина Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры связи с общественностью Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики

Набойщиков Александр Викторович,

старший преподаватель кафедры экономики Самарского государственного университета путей сообщения

Инновации в сегодняшней экономике выполняют экономическую и социальную функцию. Они охватывают практически все стороны жизни общества. Более того, уровень инновационного развития любого региона - это основной фактор повышения конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике. Поэтому, в настоящее важное значение приобретает формирование и использование эффективных инструментов управления инновационной региональной активностью.

«Инновационный процесс представляет собой последовательность действий при инициации, разработке новых операций и дальнейшем распространении их результатов. Он включает в себя шесть элементов, соединенных в единую структуру: зарождение идеи инновации; маркетинг нововведения; оценка экономической эффективности инновации; освоение инновации; коммерческая реализация инновации; продвижение инновации»[3].

Значительная часть инновационных процессов, реализуемых в промышленности Самарской области, обусловлены необходимостью модернизации промышленных предприятий. Существенную роль в реализации этих процессов играет господдержка.

В статье рассмотрены инновационные процессы в промышленности Самарской области, показаны ключевые показатели и проблемы инновационного развития данного региона в современный период.

Ключевые слова: Самарский регион, промышленность, инновационные процессы, проекты, финансирование.

Самарский регион как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями дня развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.

Инновационная система развития экономики и промышленности данного региона - это совокупность множества организаций и предприятий (частных и государственных), которые осуществляют различные научные исследования и разработки, при этом занимающихся производством и реализацией собственной высокотехнологичной продукции, а также занятых в области контроля за развитием всех процессов инновационной деятельности.

Фундаментом промышленного потенциала данного региона является высокотехнологичное машиностроение, которое в данном субъекте представлено следующими системообразующими отраслями промышленности, в частности: автомобилестроение, производство авиационной и космической техники, двигателе-строение. В технологической взаимосвязи с данными отраслями тесно сотрудничают многие предприятия по выпуску резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, металлургической и химической сферы, а также различные научно-исследовательские институты.

«Самарская область занимает ведущие позиции в Российской Федерации по производству синтетического аммиака, автомобилей, линолеума, синтетического каучука, минеральных удобрений, синтетических смол» [5, с. 87].

Самарский регион является одним из лидирующих субъектов РФ по инновационному развитию. В рейтинге «Инновационный бизнес в регионах России», который был подготовлен Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Ассоциацией инновационных регионов России, Самарская область занимает 7-е место в России и 3-е в ПФО по концентрации ресурсов (условий) развития высокотехнологичных компаний, 6-е место в России и 2-е в ПФО по результатам развития высокотехнологичных компаний.

«В 2018 году на научные исследования в Самарской области было направлено более 202 млн рублей. Основа для развития уникальных проектов была заложена благодаря присвоению технопарку «Жигулевская долина» статуса регионального оператора Фонда «Сколково», обновлению Научно-технического совета при Губернаторе Самарской области и созданию мощного start up движения» [4, c. 5].

Целью нынешней политики в сфере инновационного развития является формирование принципиально новых конкурентных видов бизнеса в разных производственных и непроизводственных сферах.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Также существенное влияние данной политики направлено на дальнейшее развитие ключевых компетенций Самарской области в сфере научно-технологических разработок.

Стоит отметить, что в данном регионе достаточно хорошо сформирована нормативно-правовая и организационная база, которая позволяет применять практически все виды и формы государственной поддержки в сфере инновационной деятельности, которые предусмотрены предусмотренных законодательством РФ.

Основные направления господдержки развития инноваций определены в законе «Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области»:

- развитие малого и среднего инновационного бизнеса;

- развитие инновационной деятельности в организациях Самарской области;

- коммерциализация технологий и наукоемкой продукции, созданных на территории Самарской области, с их выводом на российский и международный рынки, а также привлечение на территорию Самарской области инноваций из других субъектов Российской Федерации;

- подготовка управленческих кадров и кадров научно-технических специалистов в области инновационной деятельности для реализации инновационной политики Самарской области;

- развитие инновационной инфраструктуры и ресурсной базы инновационной деятельности;

- стимулирование научной, образовательной и коммерческой деятельности, направленной на вовлечение молодежи в инновационную деятельность и создание высокотехнологичных рабочих мест» [1].

Главным инструментом финансовой поддержки для развития инновационного промышленного потенциала является утвержденная Правительством данного региона госпрограмма «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014 - 2030 годы (с изменениями на 13 декабря 2019 года) [2]/

Данная госпрограмма включает в свой состав различные мероприятия по государственной поддержке всей инновационной деятельности промышленных предприятий региона, а именно:

- поддержка инновационных проектов, стимулирование научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных технологий в производство;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере;

- развитие научно-технологической базы инновационных кластеров Самарской области [2].

По инициативе Правительства Самарской области с использованием средств областного бюджета, с привлечением федеральных средств, создана система инфраструктурных организаций для поддержки и продвижения инновационных разработок - Инновационный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций. Центр инновационного развития - и кластерных инициатив, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций Самарской области, Венчурный фонд Самарской области, Нанотехнологический центр и другие организации.

«Инвестиционный комитет Венчурного фонда состоит из представителей венчурных фондов и бизнес-ангелов, которые имеют возможность соинвестиро-вать стартапы и становиться инвесторами следующих раундов, тем самым обеспечивая компаниям устойчивое развитие, а Венчурному фонду - последующий выход из проектов. Результатом венчурного финансирования является высокодоходный выход из проектов, а также развитие инноваций и привлечение инвесторов в регион. Фонд инвестирует до двух миллионов рублей в стартапы с сильной командой и потенциалом развития. Команды, показавшие кратный рост за 3-6 месяцев с момента первого транша смогут привлечь следующий раунд инвестиций от этого фонда до 20 миллионов рублей» [7].

Региональная система инновационного развития Самарской области была представлена на суд общественности на Российском венчурном форуме, по итогам проведения которого она была удостоена высокой отметки, а именно: признана «эталоном в развитии региональной инновационной экосистемы и ориентиром для других российских регионов».

Здесь отметим, что нынешняя деятельность Нано-технологического центра данного региона всецело нацелена на комплексное содействие по внедрению в деятельности предприятий всех результатов научных исследований в области наноиндустрии на основе реализации политики технологического трансфера. Например, «в настоящее время Наноцентром финансируются 33 инвестиционных проекта. В Самарском регионе в 2018 году на поддержку инновационных и научно-технических проектов были выделены субсидии в размере 62 млн рублей, а на 2019 год запланировано - 151,5 млн рублей» [7].

Для достижения поставленных целей в направлении перехода экономики региона на инновационный путь промышленного развития руководство региона пытается привлечь финансовые и иные ресурсы, а также различные компетенции различных научных и финансовых организаций (например, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Фонда «СКОЛКОВО», Агентства стратегических инициатив и других). Здесь отметим, что Самарский регион является полноценным членом Ассоциации инновационных регионов России.

Для ускорения инновационных промышленных процессов, а также возникновения в данном регионе новых инновационных сфер производственной деятельности руководство ведет полномасштабную работу по организации и развитию крупномасштабных инфраструктурных проектов. В частности, была начата деятельность особой экономической зоны промыш-ленно-производственного типа, технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина».

Здесь стоит отметить, что сферы специализации данного технопарка - это «1Т-технологии, а также транспорт и космические разработки, энергоэффективность и энергосбережение, химия и разработка новых материалов»[7].

В 2018 году технопарк стал региональным оператором Фонда «Сколково». Резиденты «Жигулевской долины» получили доступ к таким сервисам «Сколково», как: «содействие в привлечении инвестиций, участие в

менторских и акселерационных программах, поддержка в коммерциализации и встраивании в технологические цепочки крупного бизнеса»[7].

Таким образом, наибольшие сложности в организации инновационной деятельности связаны с большим числом экономических факторов, к основным из которых следует отнести: высокая себестоимость инноваций существенный недостаток в плане финансовой государственной поддержки, нехватка собственных финансовых ресурсов средств, высокие риски.

В то же время необходимо отказываться от неэффективных инновационных расходов из бюджета, обеспечивать прозрачность инновационных проектов, развивать малый инновационный бизнес, больше готовить квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов в промышленности.

Вопросы ценообразования целесообразно решать, «увязывая их с такими экономическими категориями, как упорядочение налогов, себестоимости, прибыли, зарплаты, т. е. комплексно. Ценовая политика предприятия должна строиться исходя из государственной политики цен с учетом особенностей рыночной экономики» [6, с. 39].

Одним из ключевых направлений социально-экономической политики Самарского региона является реализация кластерных инициатив. Самарская область является одним из первых регионов Российской Федерации, который начал развивать кластерную инициативу в качестве нового вектора экономического роста.

Литература

1. О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области: Закон Самарской области от 09.11.2005 г. № 198-ГД с измен. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».

2. Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2030 годы: Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 г. № 622 с измен. от 17.05.2019 г. № 320. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

3. О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения : Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 г. № 284. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

4. Богданец С. Как выйти на лидирующие позиции // Аргументы и факты. - Самара-АИФ. - 2018. - № 45.

- С. 5.

5. Зимин В. А. Инвестиционная деятельность в регионе, механизмы ее совершенствования : монография. - Самара : Научно-технический центр, 2019. -286 с.

6. Зимин В. А. Ценообразование : учебное пособие.

- Самара : Издательство «Ас Гард», 2011. - 216 с.

7. Стратегия социально-экономического развития Самарской области // Официальный сайт Минэкономразвития и инвестиций Самарской области. - 2019. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.samregion.ru. (Дата обращения: 21.07.2019.)

Innovative processes in industry

Zimin V.A., Morozova G.A., Naboyshchikov A.V.

Samara national research university of a name of the academician S.P. Korolev, Volga region state university of telecommunications and informatics, Samara State University of means of communication

Innovations in today's economy perform an economic and social function. They cover almost all aspects of society. Moreover, the level of innovative development of any region is the main factor in increasing the competitiveness of our country in the world economy. Therefore, the formation and use of effective tools for managing innovative regional activity is now of great importance.

«The innovation process is a sequence of actions when initiating, developing new operations and further disseminating their results. It includes six elements connected in a single structure: the origin of the idea of innovation; marketing of innovation; evaluation of the economic efficiency of innovation; development of innovation; commercial implementation of innovation; promotion of innovation»[3]. A significant part of the innovative processes implemented in the industry of the Samara region are due to the need to modernize industrial enterprises. State support plays a significant role in the implementation of these processes. In article innovative processes in the industry of the Samara region are considered, key indicators and problems of innovative development of the region during the modern period are shown. Keywords: Samara region, industry, innovative processes,

projects, financing. References

1. On state support for innovation in the territory of the Samara

region: Law of the Samara region of 09.11.2005, No. 198-DG with changes. [Electronic resource] // ATP "Consultant Plus".

2. On approval of the state program of the Samara region "Creating favorable conditions for investment and innovation in the Samara region for 2014-2030: Decree of the Government of the Samara region dated November 14, 2013 No. 622 as amended. dated 05/17/2019, No. 320. [Electronic resource] // ATP "Consultant Plus".

3. On state accounting of the results of research, development

and technological works of civil designation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.05.2005, No. 284. [Electronic resource] // ATP "Consultant Plus".

4. Bogdanets S. How to enter a leading position // Arguments and

Facts. - Samara-AMF. - 2018. - No. 45. - S. 5.

5. Zimin V. A. Investment activity in the region, mechanisms for its

improvement: monograph. - Samara: Scientific and Technical Center, 2019 .-- 286 p.

6. Zimin V. A. Pricing: a training manual. - Samara: As Guard

Publishing House, 2011. - 216 p.

7. Strategy for socio-economic development of the Samara region

// Official site of the Ministry of Economic Development and Investment of the Samara region. - 2019. [Electronic resource]. - URL: http://www.samregion.ru. (Date of access: 07.21.2019.)

X X О го А С.

X

го m

о

to о м о

Институциональные аспекты формирования систем управления организациями в цифровой экономике

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Мрочковский Николай Сергеевич,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

докторант кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

В статье представлены институциональные аспекты развития систем управления организациями, определенные в программе «Цифровая экономика РФ». Автором проведен анализ программы и сформированы особенности реализации основных общих экономических институтов в сфере управления организациями.

В статье выделены следующие экономические институты: институт собственности, институт корпоративного управления, институт арбитражного суда, институт третейского суда, институт государственно-частного партнерства, институт экономической кооперации, институт товарной биржи, институт профессиональных союзов, институт экономического саморегулирования.

Автором определены возможные сценарии совершенствования институционального обеспечения управления организациями в цифровой экономике.

Ключевые слова: цифровая экономика, управление, экономический институт, институциональное обеспечение.

1 Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р

2 Программа "Цифровая экономика", п.!У.

Институциональное обеспечение развития систем управления организациями включает в себя систему взаимосвязанных формальных и неформальных норм и институтов, регламентирующих основные аспекты функционирования данного сегмента деятельности, а также основы государственной поддержки его прогрессивного совершенствования, устойчивого роста социально-экономической эффективности управления.

Основным законодательным актом, регламентирующим процессы развития организаций в цифровой экономике в Российской Федерации, является программа «Цифровая экономика Российской Федера-ции»1. В данном нормативном документе, в частности, выделены приоритетные для отечественной экономики сектора осуществления деятельности, а именно:

- большие данные;

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- системы распределенного реестра;

- квантовые технологии;

- новые производственные технологии;

- промышленный интернет;

- компоненты робототехники и сенсорика;

- технологии беспроводной связи;

- технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В рассматриваемом нормативном документе выделены пять основных приоритетов стратегического развития отечественной цифровой экономики: «К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность»2. По каждому из указанных пяти направлений в программе определены приоритетные мероприятия, которые носят, на наш взгляд, достаточно общий, недетализированный и, соответственно, в определенной мере декларативный характер.

Пятый раздел рассматриваемой программы посвящен вопросам управления цифровой экономикой. В рамках данного раздела выделены последовательные стратегический, оперативный и тактический уровни управления развития цифровой экономики Российской Федерации. Не вполне ясна подобная дифференциация уровней управления, поскольку, в соответствии с положениями традиционной теории стратегического управления организациями, стратегический уровень конкретизируется в положениях организационной тактики; последняя же детализируется и уточняется в рамках оперативного управления3.

В рассматриваемом нормативном акте указано: «На стратегическом уровне системы управления утверждаются направления развития цифровой экономики, стратегические цели и планы, а также отчеты об их достижении. При этом рабочий орган стратегического уровня

3 Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2018. С.11; Сайрусов В.С. Проблемы и перспективы стратегического управления предпринимательскими структурами // Вопросы экономики и управления. 2018. №4. С.51

управления должен рассматривать и согласовывать форсайты и прогнозы развития цифровой экономики и цифровых технологий, основные направления развития цифровой экономики, результаты мониторинга и контроля программы развития цифровой экономики, изменения программы и системы управления»4.

В соответствии с положениями программы, на оперативном уровне управления цифровой экономикой и процессами развития организаций Российской Федерации должны решаться следующие основные задачи:

- формирование совместно с профессиональными сообществами субъектов хозяйственной деятельности, другими группами заинтересованных лиц форсайта и моделей будущего развития цифровой экономики;

- координация действий профильных органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления по вопросам развития цифровой экономики;

- управление «портфелями» проектов и отдельными проектами, имеющими государственное значение;

- организация мониторинга и оценки эффективности выполнения программных мероприятий;

- установка стандартов регулирования национальной цифровой экономики;

- анализ и внесение изменения в документы стратегического планирования по вопросам развития цифровой экономики (на наш взгляд, данная управленческая компетенция не может осуществляться на оперативном уровне управления; коррективы в стратегические нормативные программные документы собственно и должны вноситься на стратегическом уровне менеджмента).

Как указано в рассматриваемой программе, «на тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по каждому из следующих направлений: разработка и реализация планов цифровой трансформации органов власти, государственных учреждений, корпораций и фондов; исполнение проектов настоящей Программы с целью достижения результата, реализация и масштабирование пилотных проектов и лучших практик; организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики; формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, существенных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерные программы; разработка предложений по мерам законодательного регулирования развития цифровой экономики».

С начала 2000 г.г. практически в любых программах стратегического социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в рамках стратегических программных документах по вопросам развития отдельных сфер деятельности, приводятся количественные ориентиры эффективности реализации программных мероприятий. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделены следующие основные индикаторы результативности программных мероприятий, которые предполагается достигнуть к 2024 году:

- успешное функционирование не менее 10 отраслевых индустриальных цифровых платформ для основных предметных областей цифровой экономики

(цифрового здравоохранения, цифрового образования, т.н. «умного города» и др.);

- деятельность не менее 500 отечественных экономических субъектов в сфере информационного предпринимательства;

- доля населения, обладающего цифровыми навыками - не менее 40% (на наш взгляд, данный показатель является явно заниженным; элементарными цифровыми навыками, хотя бы в области использования современных мобильных приложений, должна в условиях интенсивного развития цифровой экономики обладать большая доля населения);

- количество выпускников организаций высшего и среднего специального образования, обладающих навыками в области цифровых технологий на среднемировом уровне - не менее 800 тыс. чел. в год (на наш взгляд, корректнее было бы вести речь о близком к 100% охвате такого рода выпускников навыками в области информационных технологий хотя бы на некотором среднем уровне, тем более что и материально-техническая база, и кадровый потенциал для решения данной задачи имеется практически во всех организациях ВО и в подавляющем большинстве учреждений ССП России);

- охват домохозяйств Российской Федерации широкополосным интернетом на уровне не менее 97% (данный показатель, напротив, представляется крайне завышенным: так, по данным на начало 2018 г. 29,8% населения РФ составляют пенсионеры5, причем с учетом одновременного действия факторов инертного старения населения и проведения пенсионной реформы к 2024 г. значение данного индикатора вряд ли кардинальным образом изменится - при этом в значительной части домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, нет ни ПК, ни какой-либо необходимости в его приобретении, ни средств на ПК и доступ в интернет);

- обеспечение отечественных субъектов хозяйственной деятельности услугами национальной платежной системы на уровне не менее 90% (данный индикатор носит выраженной нерыночный и, более того, как мы полагаем, крайне неэффективный с точки зрения государственного регулирования хозяйственной деятельности в РФ в целом характер - непонятно, какими средствами можно обеспечить его достижение -с использованием административного ресурса, законодательных ограничений, определенных запретов на действие систем Visa и Master Card и т.п.).

Несмотря на актуальность программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ее основными недостатками, ограничивающими эффективность практического использования, являются:

1. Отсутствие в тексте нормативно-правового акта четкой дефиниции понятия «цифровая экономика», ее секторов и элементов, что может вызывать коллизии в процессе дальнейшего институционального обеспечения развития субъектов хозяйственной деятельности РФ, в рамках юридических актов конкретной силы, таких как постановления правительства, распоряжения, инструктивные материалы и т.п.

2. Многочисленные неточности в определении предметов регулирования различных уровней цифровой экономики: стратегического, тактического и оперативного.

X X

о

го А с.

X

го m

о

4 Программа "Цифровая экономика", п.У.

5 Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. С.81.

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.