ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЛОГИСТИКИ
Демихов В.Ю.
В статье рассматриваются современные тенденции инновационного развития в области логистики, основные направления научно-технического прогресса в области формирования международных интегрированных логистических систем, информационные системы.
Ключевые слова: инновации, интегрированная логистика, интермодальные перевозки в логистических системах, информационные технологии.
INNOVATION PROCESSES IN THE FIELD OF INTERNATIONAL LOGISTICS
Demikhov B.
The article deals with modern trends of innovative development in the field of logistics, the main directions of scientific and technological progress in the formation of international integrated logistics systems, information systems.
Keywords: innovation, integrated logistics, intermodal transportation in logistics systems and information technology.
Повышение эффективности и качества работы международных логистических систем во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы:
■ научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики;
■ внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной международной логистической системы иметь подсистемы разного уровня развития.
Основные направления научно-технического прогресса в области функционирования международных логистических систем отображены на схеме.
Направление транспортно-технологических логистических систем характеризуется:
■ комбинированием видов транспорта (фреиджерная система, система «пигги-бэк»)
■ магистрально-фидерной системой.
Совершенствование организации логистических процессов -это интегрированные системы (интермодальные и мультимодаль-ные перевозки, транспортные коридоры).
Инновации в области процессов представляют собой: информационные технологии, компьютеризацию, роботизацию, штрих-кодирование, электронную систему коммерции.
К укрупнению грузовых мест относится контейнеризация, пакетизация,
Под транспортно-логистическими центрами подразумеваются дистрибьюторские центры, бондовые склады, складские комплексы, кросс-докинг.
В практике развитых стран реализация современных тенденций и требований к функционированию международных логистических систем вылилась в сочетание контейнеризации с созданием интегрированных транспортно-технологических систем. В них работа всех видов транспорта жестко взаимоувязана, погрузочно-раз-грузочные работы практически автоматизированы, в организации
процесса доставки широко используется вычислительная техника и безбумажные технологии. Подобные интегрированные системы получили свое первоначальное развитие на Североамериканском континенте, где стали называться «интермодальными системами», а перевозки по названным системам - «интермодальными перевозками». В европейском звучании их называют «мультимодальные перевозки». Разновидности интегрированных транспортно-техно-логических логистических систем получили название «Лэнлбридж», «Минибридж», «Микробридж» и «Моторбридж».
Для решения проблем интеграции РФ в систему функционирования международных логистических систем особенно актуально внедрение электронно-вычислительных систем. В целом по России внедрение подобных систем в рамках построения предприятиями логистических систем идет быстрыми темпами. Практически нет ни одного крупного или даже среднего предприятия, где бы ни решались вопросы компьютеризации бизнес-процессов, в том числе и связанных с решением логистических задач. В частности, в области логистики популярна система SAP (my SAP Customer Relationship Management, mySAP Business Intelligence). В первую очередь внедрение электронных систем происходит на крупных сырьевых предприятиях («РусАл», «Мечел», «Северсталь», НТМК и ряде других), так как внедрение и последующее использование подобных систем обходится в сумму от сотен тысяч до десятков миллионов долларов. В то же время предприятия малого и среднего бизнеса, используя те или иные средства информационной логистики, как правило, замыкаются на самих себе. Логистические сети, выходящие за рамки предприятия, редкость. В основном это касается лишь связей непосредственно с ближайшей клиентурой. Общероссийских сетей осуществления бизнес-процессов, как, например, система ЭДИФАКТ, в развитых странах, нет.
Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальных ресурсов и сбыта готовой продукции. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.
Инновации в абластк процессов
Укрупнение грузовых мест
Схема 1. Основные направления научно-технического
прогресса в области функционирования международных логистических систем.1
К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:
1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:
- создание и массовое использование ЭВМ;
- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;
2) развитие средств передачи данных:
- разработка стандартов передачи информации;
- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI -электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).
Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, готовой продукции, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления производством. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:
■ автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска готовой продукции, состояния производственных запасов, объемов поставок материальных ресурсов, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;
■ оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);
■ осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта - от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;
■ оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;
■ использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;
■ создания систем электронной коммерции.
Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления производством на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия. Инновациями же в логистике стало применение тех технологий и инструментов, которые позволяют потенциальным клиентам получить интеллектуальное конкурентное преимущество в бизнесе, а стране в целом сделать интеллектуальный экономический прорыв, в том числе на мировом рынке.
На сегодняшний день инновационным в сфере логистики является применение различных IT-технологий. Например, технологии WMS, TMS (исполнение), средства мониторинга, Web коммуникации, TMS (планирование), RFID. WMS (сокр. от англ. Warehouse Management System — система управления складом) — это система управления, обеспечивающая автоматизацию управления складскими процессами. В мире насчитывается порядка 300 WMS-решений. В России — около 50 разномастных систем как зарубежных, так и отечественных, из которых 10 систем полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к WMS. Главным отличием WMS от систем складского учета является именно управление складскими операциями, а не констатация факта их совершения. В процессе управления WMS решают задачи управления приемкой и размещением запасов на складских местах, комиссио-нирования и отгрузки товаров потребителям (как внешним, так и внутренним), а также целый ряд других специфичных задач внут-рискладской грузопереработки. И все данные процессы осуществляются на основании автоматических рекомендаций WMS.
TMS - продукт, адресованный широкому кругу компаний, дея-
тельность которых предполагает управление автомобильным транспортом. К числу таких компаний можно отнести перевозчиков, оказывающих только транспортные услуги, 3PL операторов, решающих комплексные логистические задачи, дистрибуторов и другие предприятия, использующие в своей деятельности собственный или арендованный автопарк.
Технология ИБГО (радиочастотная идентификация товаров) позволяет значительно повысить эффективность складской логистики. Метка ИБГО (этикетка) представляет собой «радиочастотную метку», которая позволяет записывать код товара, срок годности, номер партии, серийный номер, производителя, владельца товара. Для считывания информации используются Терминалы Сбора Данных (ТСД) с возможностью чтения/записи ИБГО меток, либо специальные ворота (рамки), которые позволяют считать все метки, прошедшие через них. Применение ИРГО значительно ускоряет процесс приемки товара с другого склада компании (например, центрального), т.к. нет необходимости считывать каждую коробку, а достаточно пропустить паллету через специальные ворота. Аналогичным образом можно ускорить процесс подготовленной паллеты для отгрузки.
Преимущества использования технологии ИРГО в складской логистике:
■ ИБГО-метки могут считываться через грязь, краску, пластмассу, древесину и проч.
■ ИБГО-метки практически невозможно подделать.
■ Высокая скорость бесконтактного считывания информации, возможность групповых операций (например, считать сразу весь товар на паллете).
■ Позволяет бороться с хищениями на складе.
■ Возможность хранить больший объем информации, изменять информацию на метке.
Технология ИРГО отлично внедряется в программу для склада по управлению запасами (WMS систему). С применением технологии ИРГО складская логистика становится еще «прозрачней», а складской учет еще легче.2
Степень применения компаниями 1Т-технологий в логистике отражает график:
100%
Рис. 8. Обеспеченность компаний IT-решениями, 2008 год.3
Снижение популярности ИРГО западные аналитики считают естественным этапом в кривой восприятия, а некоторые даже рассматривают это как положительный знак. Рынок замер в ожидании развития этой технологии. Никто не хочет инвестировать деньги в технологию, которая через год-два может оказаться бесполезной из-за того, что рынок к ней еще не готов.
Инновационными в логистике также являются такие информационные системы, как Gonrand, Мёео1хаш и др. Одной из задач информационной системы Gonrand является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных возможностях и направлении перевозки. Информация заносится в базу данных. Информация о грузах поступает в систему непрерывно. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя, номере автомобиля, заказчике, коде департамента и сумме отправлений по департаментам. Система Videotrans предназначена для информационного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вво-
1 Саркисов С.В. «Международные логистические системы в условиях глобализации», 2008, стр. 122
2 «Логистика сегодня», 2008, №4
3 Capgemini
дить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки.
Создание интегрированных систем для поддержки принятия решений при управлении распределением товаров является актуальной проблемой. Такие интегрированные системы включают базы и банки данных, банки моделей, систему информационной поддержки и позволяют проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений. Система ISCIS является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. Время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban, «точно в срок» и др.4
Примером активного внедрения инноваций может служить мировой лидер экспресс-доставки и логистики DHL Express, который запустил в 2008 году новое приложение Global ProView для отслеживания и контроля грузов в режиме реального времени, отправленных по услуге TDI Express. Доступ осуществляется через Интернет, где клиент может получать полную и автоматически обновляемую информацию о своем грузе. Впервые программа ProView была представлена на американском рынке в 2006 году и завоевала огромную популярность. Теперь компания планирует внедрить программный продукт Global ProView на всех ключевых рынках.
Приложение ProView позволяет клиенту отслеживать статус груза по номеру своего счета вместо номера авианакладной. Зарегистрировавшись один раз, клиенты получают возможность искать, фильтровать и загружать необходимую информацию об отправленном грузе. В режиме реального времени клиенты будут получать
4 www.mirkaspb.ru/
через SMS или по электронной почте уведомления о заборе и доставке грузов, а также о возникших трудностях в цепочке поставок, например о задержке грузов на таможенной очистке. Клиенты могут сами выбирать когда, каким образом и какие уведомления отправлять, а также выбирать самого получателя уведомлений, вне зависимости, является ли он отправителем, получателем или третьей стороной.
Таким образом, ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.
Следует отметить, что за последние годы в стратегиях логистических компаний, действующих на мировых рынках, преобладает комбинированная стратегия роста, когда компания развивается как за счет внутренних источников, так и за счет приобретения других подобных предприятий. Что касается внутреннего развития, то компании стремятся расширять свои рынки сбыта, предложение услуг, клиентскую базу за счет, прежде всего, технологических усовершенствований и инновационной перестройки. В логистической индустрии стран Западной Европы и России можно заметить наличие высокого уровня активности по слияниям и поглощениям, а также формированию деловых альянсов, созданию совместных предприятий и других форм кооперации.
ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ТУРИСТСКОГО
ПРОДУКТА
Кутепова Г.Н., к.э.н., доцент, зав. кафедрой туризма ГОУ ВПО МГИИТ
В статье показана зависимость транспортного обеспечения и качества туристского продукта, на основе анализа транспортной составляющей индустрии туризма показано влияние транспортного обеспечения на качество туристского продукта.
Ключевые слова: транспорт, туризм, качество, туристский продукт
INFLUENCE OF TRANSPORT MAINTENANCE ON QUALITY OF A TOURIST
PRODUCT
KutepovG., Ph.D., Associate Professor, Head of the Tourism chair, GOU VPO MGIIT
In article dependence of transport maintenance and quality of a tourist product is shown, on the basis of the analysis of the transport making industry of tourism influence of transport maintenance on quality of a tourist product is shown.
Keywords: transport, tourism, quality, a tourist product
Следствием возрастающей конкуренции в туристской отрасли является повышение уровня требований клиентов. Особенно ярко это проявляется в транспортной составляющей индустрии туризма, которая является главной в структуре туристского продукта по следующим причинам:
- транспортное обслуживание, - это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);
- любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и багажа;
- качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;
- транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый,
таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;
- транспорт является зоной повышенной опасности.
- транспортное обслуживание в туризме - это не только доставка туриста к месту отдыха, обучения и др., но и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт» или «железнодорожный вокзал-отель и обратно», экскурсии, доставка туристов к местам занятий дайвингом или горнолыжным спортом и др.
Любое отклонение от расписания (изменение времени вылета или задержка рейса) в начале путешествия может испортить настроение потребителю на весь отдых, также как и неудачное возвращение может затмить впечатления от сервиса первоклассного отеля.
Особенность индустрии туризма состоит в том, что, отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое и в наибольшей степени это проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть максимально компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и проблем безопасности.