Научная статья на тему 'Инновационные продукты private banking-перспективы на российском рынке банковских услуг'

Инновационные продукты private banking-перспективы на российском рынке банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / PRIVATE BANKING / АРТ-БАНКИНГ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асатрян Елена Араратовна

В статье раскрыты особенности использования и внедрения инноваций на рынке private banking. Проанализирован зарубежный опыт применения инновационных продуктов и услуг в сегменте обслуживания состоятельных клиентов, в частности исследованы «экологические инвестиции», art-banking, инвестиции в вино. Выявлены предпосылки, условия и препятствия продвижения инновационных услуг для VIP-клиентов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные продукты private banking-перспективы на российском рынке банковских услуг»

2. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Науч. ред. Е.Т. Гайдар, Ин-т экономики переходного периода. - М.: Проспект, 2010. - 654 с.

3. Рынок ипотечного кредитования в 1 полугодии 2012 года // Бюллетень ЦБ РФ [Электр. ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/ipoteka/am_1-2012.pdf.

4. Официальный сайт Агентства ипотечного кредитования и секьюритизации [Электр. ресурс]: http://rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_cifrah.

5. Официальный сайт ЦБ РФ [Электр. ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/ UDStat.aspx?TblID=3-1&pid=ipoteka&sid=ITM_8591.

Е.А. Асатрян

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ PRIVATE BANKING-ПЕРСПЕКТИВЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье раскрыты особенности использования и внедрения инноваций на рынке private banking. Проанализирован зарубежный опыт применения инновационных продуктов и услуг в сегменте обслуживания состоятельных клиентов, в частности исследованы «экологические инвестиции», art-banking, инвестиции в вино. Выявлены предпосылки, условия и препятствия продвижения инновационных услуг для VIP-клиентов в России.

Ключевые слова. Банк, private banking, арт-банкинг, партнерские отношения, инвестиции.

Несмотря на постепенную активизацию деятельности российских банков в секторе private banking, спектр финансовых продуктов и услуг для состоятельных клиентов является все еще достаточно ограниченным. Изменение курса социально-экономической политики России, бурное развитие хозяйства, приход в банковскую систему РФ транснациональных финансовых структур, евроинтеграционные намерения и действия руководства государства ставят перед российской банковской системой новые задачи - повышение конкурентоспособности отечественных финансовых учреждений в сегменте рrivate banking путем внедрения и использования инновационных продуктов и услуг. В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса российские банки теряют внушительное количество состоятельных клиентов, что в значительной мере связано с проведением необдуманной, поспешной политики их привлечения, обслуживания и удержания, а также отказом от использования специального инструментария управления ими [4]. Кроме того, в настоящий момент обострился конфликт интересов между клиентом и банком. Многие инвесторы просто разочарованы. Они осознали, что в тяжелые времена их никто не защитит и риск серьезных потерь ложится на их собственные плечи. При этом банк, как правило, остается в плюсе, добросовестно собирая плату за свои услуги. Изменить положение вещей к лучшему можно только с помощью перехода от традиционной линейки банковских продуктов и услуг к инновационным предложениям, включающим в себя новые модели партнерских отношений с клиентом.

Внедрение научных достижений и изобретений в организацию банковской деятельности, а особенно в сегмент состоятельных потребителей, обеспечивает постоянное обновление и улучшение банковских продуктов и применяемых технологий обслуживания клиентов. Именно поэтому исследование проблем, связанных с инновационной деятельностью отечественных банков на рынке private banking, является актуальным и своевременным.

© Асатрян Е.А., 2013

Проблемы банковских инноваций уже достаточно длительное время исследуются зарубежной экономической наукой, примером чего могут служить известные работы американских ученых Т. Коха, М. Миллера, П. Роуза, Д.Ф. Синкли и других, посвященные анализу финансовых рынков и особенностям банковского менеджмента. Проблематикой использования инноваций в сегменте VIP-обслуживания занимаются такие современные ученые как: М. Битнер, Н. Вудкок, П. Гембл, Я. Гордон, К. Гренроос, Ж. Ламбен, М. Стоун и др. Высоко оценивая вклад зарубежных ученых, следует отметить, что иностранный опыт инноваций в private banking должен адаптироваться в соответствии с требованиями отечественной банковской системы, однако российские исследователи, рассматриваемые вопросы изучают фрагментарно, вследствие чего полученные результаты являются весьма обрывочными и непоследовательными. Эти обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего исследования проблематики использования инноваций в услугах рrivate banking, а также определяют цель и композиционную платформу проводимого исследования.

Целью данной статьи является обоснование перечня перспективных инновационных финансовых продуктов и услуг, которые позволят получить российским банкам конкурентные преимущества на рынке рrivate banking.

Эффективность современного банка, занимающегося обслуживанием состоятельных клиентов и его конкурентоспособность на рынке, в значительной степени зависят от внедрения новых банковских продуктов и технологий. Инновационные стратегии банков реализуются в условиях несколько отличных от условий функционирования других субъектов хозяйствования, что объясняется спецификой их экономического положения как финансовых посредников [2]. В банковской сфере к инновациям относят те новые процессы и модели, с помощью которых кредитно-финансовые институты намерены выйти на относительно новый уровень функционирования, а также улучшить собственные позиции на рынке путем расширения своего присутствия в том или ином сегменте, или наращивания клиентской базы; повышения уровня доверия, лояльности клиентов и качества предоставляемых услуг [3].

Итак, рассмотрим более подробно какие из всемирноизвестных и успешных инновационных банковских продуктов и услуг можно использовать в России в процессе обслуживании состоятельных клиентов.

Во-первых, это инновационные продукты, связанные с охраной окружающей среды, поскольку на сегодняшний день сложно переоценить возрастающий в мире интерес к социально значимому инвестированию. На фоне экологических проблем планеты, глобального изменения климата и природных катастроф, в сфере private banking ведущие зарубежные финансовые учреждения предлагают своим состоятельным клиентам формирование инвестиционных портфелей по ценным бумагам компаний, деятельность которых связана с противодействием глобальным климатическим изменениям [5]. Одновременно такие «экологические» инвестиции приносят владельцам значительные прибыли, о чем свидетельствует существенный рост по сравнению с другими фондовыми показателями, созданных самими банками «климатических» индексов: Global Warming Index швейцарского банка Crédit Suisse, Global Climate Change Index британского HSBC и т.д. Немаловажным моментом является то, что социальные и экологические проекты, как правило, получают значительную поддержку со стороны государства, включая предоставление возможных гарантий по обязательствам или процентам на стадии развития проекта [6]. По мнению автора, подобные программы в условиях российского рынка private banking могут стать своего рода новым классом инвестиционных активов, с различной степенью риска и потенциалом доходности. Представляется, что стандартные проекты по социальному инвестированию будут способны к самоокупаемости за счет решения таких проблем,

как доступ к чистой воде, улучшение медицинского обслуживания или использование альтернативных источников энергии.

Во-вторых, одним из нетрадиционных направлений банковского инвестиционного бизнеса, который относительно недавно появился на мировых финансовых рынках и приобретает все большую популярность в сфере индивидуальных банковских услуг, является арт-банкинг. Сущность его заключается в оказании финансовой и консультационной помощи при осуществлении инвестиций в специфические объекты - произведения искусства. Арт-банкинг - это финансово-консалтинговое сопровождение инвестиций в художественные произведения, которое предполагает их экспертную оценку, подбор и формирование индивидуальных коллекций, реставрацию и страхование, а также выработку рациональных решений по инвестированию капитала в соответствующие объекты с целью получения прибыли в будущем [5]. Необходимо отметить, что коллекционирование предметов искусства всегда считалось прерогативой состоятельных людей, политиков и крупных предпринимателей. В современных условиях с появлением цивилизованного института ценообразования, развитием соответствующей инфраструктуры, профессиональное искусство наряду с присущей ему эстетической функцией рассматривается также как стабильное и эффективное направление инвестирования. Проблемой использования данных инноваций в России является нехватка высококвалифицированных специалистов с глубокими знаниями в сферах экономики и искусства, способных выработать для клиента рациональное инвестиционное решение. В нашей стране подобные консультации преимущественно предоставляются работниками художественных галерей и арт-дилерами. Именно поэтому арт-менеджер банка должен наладить взаимодействие с экспертами, иметь глубокие знания в сфере искусства и банковского дела. Таким образом, с уверенностью можно говорить о том, что в России арт-банкинг может найти широкое применение при условии развития арт-рынка, создания соответствующих информационных ресурсов, а самое главное - подготовки квалифицированных работников. Данная инновация способна обеспечить состоятельным клиентам оптимальное соотношение между риском, доходностью и ликвидностью.

В-третьих, еще одним инновационным направлением инвестирования крупных активов состоятельных клиентов является вино. Особую популярность данное направление вложения средств, в настоящее время, в условиях неустойчивых и турбулентных финансовых рынков, приобретает по причине низкой корреляции с фондовыми рынками. При этом доходность инвестиций в вино находится на достаточно солидном уровне. Одной из причин, по которой вино стало модным инвестиционным инструментом, стал спрос со стороны зарождающегося класса состоятельных людей в Китае и Индии. В результате, стоимость «среднего» вина из индекса Livex Fine Wine 100, который представляет 100 самых популярных для инвестирования вин, увеличилась на 53,6% за последние 5 лет [6]. Эксперты отмечают, что инвестиции в вино - это операции не для новичков private banking [1]. Препятствия на пути реализации данной инновации в России схожи с арт-банкингом - это, прежде всего, дефицит профессиональных винных брокеров, отсутствие собственного рынка обращения. Но в тоже время данная сфера имеет и свою специфику, например, - вино не каждого урожая является удачной инвестицией, одним из главных требований присутствия на рынке является сочетание долгосрочного подхода и личной заинтересованности в вине, поскольку инвесторам, не проявляющим должного интереса к винам, эксперты не рекомендуют инвестировать на данном рынке.

Подводя итог, отметим следующее. Несмотря на постепенную активизацию инновационной деятельности отечественных банков в сфере индивидуального обслуживания, сотрудничество между финансовым учреждением и клиентом в основном ограничивается традиционными инвестиционными и консультационными

услугами. Рассмотренный перечень инноваций в сфере prívate banking, который широко используется за рубежом, свидетельствует о том, что российский рынок VIP-обслуживания имеет значительный нереализованный потенциал предоставления нетрадиционных продуктов и услуг состоятельным клиентам. Для внедрения рассматриваемых инноваций в банковскую практику необходимо уйти от розничного подхода и создать собственный формат prívate banking, который будет соответствовать требованиям данного направления, принятым во всем мире, но вместе с тем будет адаптирован к национальной специфике.

Литература

1. Prívate banking в России развивается благодаря нарождающемуся спросу со стороны «средних богатых» [Электр. ресурс]: http://www.mirfin.ru/mirfin/ article05.html.

2. Зражевский В.В. Индивидуальное банковское обслуживание в России // Банковское дело. - 2007. - №1. - С.59-62.

3. Кандеева А. Банковское обслуживание по индивидуальным меркам // Банковская практика за рубежом. - 2007. - №10. - С. 46-53.

4. Кисилевский С.О. Кисилевский С.О. Преимущества международной диверсификации структуры активов в доверительном управлении капиталом // Сервис plus. - 2011. - №1. - С. 108-113.

5. Chandrasekhar C.P. Extending Prívate Banking // Economic and political weekly. - 2011. - Vol, 46. - №11. - Р. 10-11.

6. Lasat H. Structural Trends for the Asset Management and Private Banking Industry // Revue bancaire et financière. - 2012. - Р. 48-50.

Н.В. Багрецова

ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ЛИЗИНГОВОГО ПРОЕКТА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

ЛИЗИНГА

Аннотация. Статья посвящена практическому аспекту оценки лизинговых проектов и лизингополучателей. Обозначены основные проблемы, существующие на российском рынке лизинга. Проведен краткий анализ общего качества оценки лизинговых проектов и заимствованной банковской практики. Лизинговые компании проклассифицированы по критерию применяемых методик по оценке лизингового проекта, дана краткая характеристика каждой выделенной группе.

Ключевые слова. Лизинг, риск-менеджмент, оценка лизингового проекта, оценка лизингополучателя.

В 2008-2009 гг. российские лизингодатели столкнулись с целой массой новых для себя проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка (кризис ликвидности, массовые дефолты и реструктуризации лизингополучателей, лавинообразный рост просроченной задолженности). Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля.

Несмотря на ряд позитивных изменений, многие проблемы в управлении рисками до сих пор не решены. Аналитики считают, что рынок лизинга не защищен от повторения кризиса плохих долгов 2008-2009 годов, даже несмотря на то, что доля просрочки упала ниже 1%. Причиной незащищенности от кризиса является небольшое количество компаний, которые могут хорошо управлять рисками. По оценке «Эксперта

© Багрецова Н.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.