Научная статья на тему 'Инновационные приоритеты образования и формирования ноосферного мышления на основе ноосферной парадигмы В. И. Вернадского'

Инновационные приоритеты образования и формирования ноосферного мышления на основе ноосферной парадигмы В. И. Вернадского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРА / BIOSPHERE / СОЦИОПРИРОДНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / SOCIO-NATURAL EVOLUTION / НООСФЕРИЗМ / НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / NOOSPHERE THINKING / НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NOOSPHERIC EDUCATION / НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / NOOSPHERE DEVELOPMENT / SOCIO-CULTURAL RELATIONSHIP / NOOSPHERISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грунин Олег Андреевич, Царева Светлана Олеговна

Статья посвящена 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского, показан вклад ученого-энциклопедиста в становление и развитие естественных наук, наук о Земле, формирование новых представлений о единстве человека и природы. Особое внимание уделено учению о биосфере и ее перерастании в ноосферу. Выделяется идея об отношении человека к окружающей среде не только как к материальному благу, удовлетворяющему потребности людей, но и как к источнику существования, что требует сохранения ее целостности и приумножения природных богатств на основе общественных интеллектуальных способностей. Первостепенное значение имеет формирование ноосферного мышления, неотъемлемыми частями которого являются образование и воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concepts of Vladimir Ivanovich Vernadsky: Transition from the Biosphere to the Noosphere

The article describes three concepts set forth by Vladimir Ivanovich Vernadsky — geosphere (inanimate matter), biosphere (animate life) and noosphere (human thought) — while noting his contribution to the formation and development of the natural sciences, the earth sciences, and the integration of mankind with nature. Subsequently, the paper focuses on the transition from the biosphere to the noosphere. During the course of this discussion, the critique states that the interrelationship of humanity with the environment plays an essential role, with material assets from each factor meeting its 'partner's' requisites. This inter-dependency, the study relates, also enables the human race to maintain its integrity, while enhancing natural resources through public intellectual abilities. In conclusion, the blueprint suggests that education and nurturing are of paramount importance for the establishment and maintenance of noospheric-type assumptions.

Текст научной работы на тему «Инновационные приоритеты образования и формирования ноосферного мышления на основе ноосферной парадигмы В. И. Вернадского»

References

1. On the Federal Target Program of Education Development for 2011-2015. Decree of the Russian Federation Government of February 07, 2011 № 61. Available at: http://government. ru/gov/results/14288/. (In Russ.).

2. Subprogram "Comprehensive program of modernization of the professional education of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015" of the long-term target program "Development of Education of the Republic of Bashkortostan for 20122017". Avaialable at: http://www.morb.ru/professional/npo/ programma.doc. Accessed January 11, 2013. (In Russ.).

3. Republican comprehensive program "Modernization of professional education of the Republic of Buryatia for 20112014". Available at: http://buriat.er.ru/projects/2012/2/29/ modernizaciya-obrazovaniya/userdata/files/2012/02/29/ programma-modernizatsii-obrazovaniya-rb.doc. Accessed January 16, 2013. (In Russ.).

4. The long-term target program "Development of professional education in the Vologda region for 2011-2015". Available at: http://www.edu35.ru/index.php/documents/finish/1-doku-menty/1644-dolgosrochnaya-tselevaya-programma-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-vologodskoj-oblasti-na-2011-2015-gody. Accessed January 16, 2013. (In Russ.).

5. Long-term regional target program "Complex program of professional education of the Volgograd region for 2011-2015". Available at: http://obraz.volganet.ru/export/sites/edu/activity/ programs/downloads/DOTzP_Razvitie_professionalnogo_obra-zovaniya.doc. Accessed January 18, 2013. (In russ.).

6. Departmental target program "Modernization of professional ^ education of the Irkutsk region for 2013-2015". Available at: m http://www.fcpro-irk.ru/Edu/VCPRO. Accessed February 21, 2 2013. (In Russ.). o

7. Target program of the Kaliningrad region "Development < of professional education for 2012-2016". Available at: m http://www.edu.baltinform.ru/data/smod/Static/63/26/ ° nocraHOB.neHMe_890_23.11.2011.doc. Accessed February 21, 2013. (In Russ.).

8. Long-term Republican target program "Modernization of professional education in the Republic of Komi (2012-2015). Available at: http://www.komiedu.ru/files/201106/20110627/ progr.doc. Accessed February 18, 2013. (In Russ.).

9. Republican program "Integrated development of professional education in the Republic of Marii El for 2011-2014". Available at: http://portal.mari.ru/minobr/DocLib33.doc. Accessed February 18, 2013. (In Russ.).

10. Departmental target program "Development of professional education of Tomsk region for 2011-2013". Available at: http://unpo.tomsk.gov.ru/documents/Programma-razvitiya_2011-2013.doc. Accessed February 20, 2013. (In Russ.).

11. Departmental target program for the development of primary and secondary professional education of the Chelyabinsk region for 2012-2014. Available at: http:// minobr74.ru/ru/programmy/razvitie-sistemy-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-2014-gg. Accessed February 20, 2013. (In Russ.).

Инновационные приоритеты образования и формирования ноосферного мышления на основе ноосферной парадигмы В. И. Вернадского

The Concepts of Vladimir Ivanovich Vernadsky: Transition from the Biosphere to the Noosphere

УДК 378

Грунин Олег Андреевич

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Grunin Oleg Andreevich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Царева Светлана Олеговна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Tsareva Svetlana Olegovna

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Статья посвящена 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского, показан вклад ученого-энциклопедиста в становление и развитие естественных наук, наук о Земле, формирование новых представлений о единстве человека и природы. Особое внимание уделено учению о биосфере и ее перерастании в ноосферу. Выделяется идея об отношении человека к окружающей среде не только как к материальному благу, удовлетворяющему потребности людей, но и как

к источнику существования, что требует сохранения ее целостности и приумножения природных богатств на основе общественных интеллектуальных способностей. Первостепенное значение имеет формирование ноосферного мышления, неотъемлемыми частями которого являются образование и воспитание.

The article describes three concepts set forth by Vladimir Ivanovich Vernadsky — geosphere (inanimate matter), biosphere (animate life) and noosphere (human

thought) — while noting his contribution to the formation and development of the natural sciences, the earth sciences, and the integration of mankind with nature. Subsequently, the paper focuses on the transition from the biosphere to the noosphere. During the course of this discussion, the critique states that the interrelationship of humanity with the environment plays an essential role, with material assets from each factor meeting its 'partner's' requisites. This inter-dependency, the study relates, also enables the human race to maintain its integrity, while enhancing natural resources through public intellectual abilities. In conclusion, the blueprint suggests that education and nurturing are of paramount importance for the establishment and maintenance of noospheric-type assumptions.

Ключевые слова: биосфера, социоприродная эволюция, ноосферизм, ноосферное мышление, ноосфер-ное образование, ноосферное развитие

Keywords: biosphere, socio-cultural relationship, socio-natural evolution, noospherism, noosphere thinking, noospheric education, noosphere development

Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.

В.И.Вернадский

В плеяде выдающихся ученых нашей страны особое место принадлежит академику Владимиру Ивановичу Вернадскому (12.03.1863-06.01.1945), 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Он является ученым-энциклопедистом, внесшим весомый вклад в становление и развитие многочисленных наук, даже краткое упоминание о которых показывает феноменальную разносторонность научного поиска и значимость полученных результатов. К ним относятся генетическая минералология и радиогеология, учение о живом веществе как о совокупности и взаимодействии растительных и животных организмов, делающих их геологическим фактором эволюции земной коры, гео- и биохимия, учение о биосфере и ноосфере, учение не о жизни на Земле, а о жизни Земли (в частности о газовом режиме планеты) и др.

Мы не можем говорить о В. И Вернадском и его гениальных научных идеях лишь с позиции прошлого. Его научное наследие непрерывно развивается (см. работы академиков А. Е. Ферсмана, В. Г.Хлопина, А. П. Виноградова и др.), находит применение в настоящем и, несомненно, будет углубляться в будущем. Многие его научные разработки перерастают в новые научные направления, школы и становятся базой зарождения самостоятельных наук.

В нашей стране создана и успешно работает Ноо-сферная общественная академия наук. Регулярно проводятся международные и межвузовские научные форумы и конференции. К примеру, начиная с 2007 г. раз в два года проводится международный ноос-ферный северный форум «Ноосферизм. Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке». Регулярно созывается международная конференция «Ноосферное образование в Евразийском пространстве» и т. д. В деятельности этих и других форумов активное участие принимает профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

Проницательный ум В. И. Вернадского позволил ему предсказать, что в явлениях радиоактивности содержится как созидательная (использование атомной энергии, создание атомных электростанций), так и разрушительная сила (атомное оружие). Он иниции-

ровал радиевые исследования и был организатором поиска в стране радиоактивных материалов. В 1922 г. по инициативе ученого был организован Радиевый институт и специальные академические комиссии, занимавшиеся исследованиями возможности использования нового вида энергии. Эти научные изыскания стали теоретической базой строительства в нашей стране в 1954 г. первой в мире Обнинской АЭС в Калужской области.

В. И. Вернадский был не просто кабинетным ученым, представившим естественноисторическую и гуманитарную картину мира, а деятельным человеком, практиком, организатором науки. По его инициативе и непосредственном участии было создано более 20 научных учреждений. Это и уже названный Радиевый институт, и Академия наук Украины, и Биохимическая лаборатория АН СССР (преобразованная в Институт геохимии и аналитической химии), и Комитет по метеоритам, и Комиссия АН СССР по истории знаний (Институт истории естествознания и техники), и многие др.

Значительный вклад внес В. И. Вернадский в развитие всеобщего образования и просвещения, что было особенно актуально для России на рубеже XIX-XX вв. По результатам переписи 1897 г., доля грамотного населения в России составляла всего 28%. В многочисленных статьях и выступлениях ученый показывает пути борьбы за науку, всеобщее образование и демократическую культуру. Он выступал за то, чтобы приобщить миллионы людей к знаниям, высвободить их творческие силы, превратить культуру в жизненную необходимость.

В конце 1880-х гг. В. И. Вернадский построил на собственные средства школу в с. Подъем Моршанско-го уезда Тамбовской губернии, содержал ее, снабжал всем необходимым, подбирал учителей и заботился об их образовании. Он глубоко осознавал бедственное положение крестьян. Ученый открывал столовые для голодающих, оказывал медицинскую помощь, для наиболее нуждающихся закупал хлеб и лошадей. Первоначальными шагами выхода из бедственной ситуации он видел ликвидацию неграмотности и народное просвещение.

В конце XX в. и в настоящее время наибольшее внимание уделяется не столько естественнонаучным исследованиям В. И. Вернадского, сколько учению о биосфере и его развитию в ноосферизм [1, 2]. Нередко человек отчуждается от природы, видя в ней только источник удовлетворения материальных потребностей, что порождает безрассудное отношение к окружающей среде (среде существования человека), стяжательство, страсть к обогащению, непонимание (или нежелание понять) единства человека и природы и др. Известный немецко-французский ученый и мыслитель, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер1 отмечал, что такой путь является тупиковым, Homo sapiens должен быть разумным по отношению к среде своего существования, сохраняя и приумножая ее.

1 В 2012 г. один из авторов данной статьи, профессор О. А. Грунин был награжден Европейской академией естественных наук (Ганновер, Германия) медалью Альберта Швейцера и грамотой Ноосферной общественной академии наук за достигнутые успехи в исследовательской деятельности по ноосферным проблемам современного мира и весомый научный вклад в развитие учения В. И. Вернадского.

В 2013 г. (12.03) на Международной научной конференции, посвященной 150-летию В. И. Вернадского, — медалью Владимир Вернадский — «За выдающиеся достижения».

Динамизм общественной жизни и прогресс науки, многочисленные проблемы, с которыми сталкивается человечество в различных сферах: политике, экономике, экологии, здравоохранении, военной области и др., предъявляют принципиально новые требования к системе образования. В числе тенденций постиндустриальной эпохи образования выделяются массовость, гибкость, непрерывность и целенаправленность на изучение самых насущных, наиболее значимых и оказывающих определяющее влияние на жизнь человека, среду его обитания, прогресс и развитие в будущем факторов. Все это ставит высшую школу перед необходимостью готовить кадры, способные решать сложные, нетрадиционные задачи в быстро меняющейся среде, в процессе перехода к инновационной экономике, экономике знаний и образовательному обществу.

Система высшего образования призвана готовить кадры для развития человечества, сохранения и приумножения среды его жизнеобеспечения. Осуществляя свою миссию, высшая школа должна давать не только фундаментальные знания о природе, технике, обществе, но и учить своих выпускников разбираться в многочисленных проблемах современности, среди которых выделяется ноосферизм как «теория (концепция, учение, эпоха) управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества» [1; 3; 4].

Ученые многих стран мира отмечают, что человек как житель Земли может и должен мыслить и действовать в планетарном масштабе. Современный человек с космопланетарным мировоззрением должен уметь осознавать и решать возникающие глобальные проблемы с позиции всего человечества. Наше сообщество не имеет права относиться к планете лишь с позиции потребителя природных ресурсов. На современном этапе глобальной экологической катастрофы (выводы Конференций ООН 1992 г. и 2002 г.) человечество сможет обеспечить свое существование лишь на основе современного общественного интеллекта, направленного на управление будущим [5]. В основе такого общественного интеллекта лежат знания, но-осферное мышление, ноосферная культура, которые формирует высшая школа, а шире — вся система образования [6].

Для существования человеческого общества, каждого его члена необходимо постоянное воспроизводство всех тех благ, которые сделали бы возможным удовлетворение экономических потребностей человека в целом. Производство этих благ представляет собой, прежде всего, взаимодействие человека с природой. Человек с помощью средств труда воздействует на предметы труда для производства необходимых ему благ. Без этих отношений невозможно существование человеческого общества, невозможно воспроизводство условий его жизнедеятельности, которое является главной целью существования и развития экономики.

Именно об этой диалектической взаимосвязи, единстве человека и природных факторов производства говорил еще У. Петти: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать». Создание экономических благ в интересах человечества, особенно при нынешних объемах производства, столкнулось с проблемой ограниченности экономических ресурсов. Последняя ставит индивидуумы, фирмы, государство перед выбором, как с помощью этих ресурсов удовлетворить потребности. В таких условиях каждый экономический агент стремится получить максимальную выгоду от ресурсов, которые он контролирует. Здесь

вступает в силу так называемое правило маржинально- ^ го поведения, согласно которому поведение субъекта ^ направлено на максимизацию целевой функции при g существующих ограничениях. Согласно теории ра- m циональных ожиданий принимающий решение должен ^ обеспечить больший прирост выгоды от дополнитель- о ного действия или дополнительных затрат.

Несомненно, что в данных условиях управление должно быть направлено на достижение желаемого результата на основе оптимального использования имеющихся ресурсов. Такой менеджмент считается эффективным. В то же время следует иметь в виду, что если для обособленного хозяйствующего субъекта (товаропроизводителя) приоритетной целью является ожидаемый результат (прибыльность в условиях рыночной экономики) при оптимальном использовании ресурсов, их комбинации и экономичном использовании, т. е. эффективность заключается в максимизации результата (в стоимостном выражении — прибыльности) с единицы затраченного ресурса.

В данном случае речь идет о внутренней эффективности — экономичности или цене, которую следует заплатить для достижения единицы результата. Для предпринимателя эффективность (прибыльность, экономичность) тем выше, чем выше норма прибыли, т. е. отношение прибыли к величине авансированного капитала. В погоне за прибыльностью капитал нерационально, с позиций общественных интересов, использует ресурсы. Он безразличен к их сохранению для будущих поколений. Для него эффективность нужна с позиции сиюминутной выгоды, где на первом месте — личный интерес и частная выгода. От природы (природных ресурсов, полезных ископаемых) он стремится взять лишь «вершки», то, на что можно затратить меньше усилий, при этом нанося вред окружающей среде, варварски (потребительски) эксплуатируя недра, причиняя ущерб почвам, лесам, водоемам, атмосфере, животному миру и самому человеку.

С этой же целью капитал ищет сферы своего приложения в регионах с дешевой рабочей силой, тем самым воспроизводя бедность и усиливая расслоение человечества на «золотой миллиард» и остальной мир. Придумываются и в подавляющем большинстве случаев успешно реализуются различного рода спекулятивные финансовые аферы, растет, модифицируется и видоизменяется экономическая преступность: биржевые махинации, надувательство и оболванивание масс, компьютерная преступность, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж и т. д.

По сути дела, все это (да и очень многое другое) убедительно свидетельствует о действии закона криминализации капитала (формулировка авторов), ростки которого были замечены еще К. Марксом. В первом томе «Капитала» он писал: «Если деньги, по словам Ожье, "рождаются на свет с кровавым пятном на одной щеке", то новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят» [7, с. 770]. Эту же мысль К. Маркс подтверждает цитатой из «Quarterly Revierly»: «Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет

^ такого преступления, на которое он не рискнул бы, ^ хоты бы под страхом виселицы. Если шум и брань g приносят прибыль, капитал станет способствовать m и тому и другому. Доказательство — контрабанда и ^ торговля рабами» [Там же].

о По своей сути этот закон свидетельствует о том, что в погоне за прибылью капитал все больше и больше проявляет свою паразитирующую сущность, используя для этого не только приемлемые с точки зрения здравого смысла инновационные, ресурсосберегающие, выгодные для всего общества приемы, методы и др. инструменты, но и криминальные факторы.

Современный менеджмент рассматривает эффективность управления не только с позиции хозяйственной эффективности — экономичности, которая характеризует внутреннюю эффективность, но и такой немаловажной составляющей внешней эффективности, как выгодность, т. е. ценность экономической деятельности с общественной точки зрения. В данном случае определяющими являются:

• создание в интересах общества тех благ, которые обладают общественной полезностью, в наибольшей степени отвечают реальным экономическим потребностям общества;

• активное использование ресурсосберегающих технологий не только в интересах хозяйствующего субъекта, но и с позиции общественной значимости, полезности, выгодности;

• использование инновационных факторов роста на основе повышения производительности труда, фондоотдачи, создания предметов труда с заранее заданными свойствами, использование нетрадиционных источников энергии и т. д.

Высшая школа в современных условиях должна уделять значительно больше внимания ноосферной составляющей, ноосферному воспитанию, формированию ноосферного мышления, что, несомненно, требует как совершенствования содержания обучения, так и коренного изменения общественного мнения в области значимости ноосферного образования [8].

Составным элементом компетентности современного специалиста становится его ноосферное мышление, представляющее собой активное отражение в сознании людей объективно существующей социо-природной эволюции, осуществляемой на основе общественного интеллекта, а также тех явлений, процессов, связей, тенденций и закономерностей, которые в ней существуют. Оно, с одной стороны, является результатом научного познания окружающего нас мира. С другой стороны, ноосферное мышление формируется под воздействием общественных условий, в которых находится человек. Оно выступает как осмысленный общественный и, прежде всего, личный опыт человека, который формирует взгляды, представления о среде обитания и жизнеобеспечения человечества, о его отношении к окружающей природной среде на основе общественного интеллекта. В нем находят отражение также традиции, привычки, образ жизни и т. д.

Научный путь познания окружающего нас мира позволяет более глубоко осмысливать процессы, явления, причинно-следственные связи, возникающие в социо-природной системе, познавать диалектику и закономерности ее функционирования и развития, раскрывать проблемы и противоречия.

Несмотря на всю важность и значимость научного познания мира, раскрытия и обоснования законов и закономерностей взаимодействия человека и природы, образования и воспитания, влияющего на

взгляды и мировоззрение личности; доминирующей стороной в формировании ноосферного мышления являются взгляды, представления, формируемые под воздействием общественных условий объективной реальности. Человек судит об окружающем его мире, прежде всего, опираясь на свой жизненный опыт, общественную и личную практику. Если по книгам, учебникам, публичным выступлениям он читает или слышит одно, а в реальной жизни видит совершенно другое, противоположное, то это, несомненно, отражается в его сознании, формирует соответствующее реальной действительности ноосферное мышление. Если бы мышление формировалось лишь на основе научных выводов, взглядов, знаний, то это было бы фантастическое мышление, очередная «утопия» — общество без пороков, противоречий, обмана, алчности, угроз и т. д.

Таким образом, ноосферное мышление, прежде всего, является отражением объективно существующей реальности, того взаимодействия, которое существует между человеком и окружающей природной средой, понимание того, насколько человеческое общество на основе общественного интеллекта организует это взаимодействие; это осознание состояния самого общественного интеллекта; понимание того, позволяет ли этот совокупный разум человеческого сообщества осознать необходимость и выработать меры по реализации управленческих воздействий, обеспечивающих гармонию в социо-природном развитии.

Но ноосферное мышление представляет собой не только отражение, осознание, понимание реальности. Оно предлагает инструментарий практических действий. Когда мы говорим, что человек мыслит, значит он думает, судит умом, творит. Он не пассивно отражает мир, а на базе полученных знаний анализирует реальную действительность, явления, факты, процессы, размышляет о сложившейся ситуации, оценивает ее и, что очень важно, находит и обосновывает меры по расширению возникающих проблем и противоречий, предлагает альтернативы управленческих решений и наиболее предпочтительные варианты среди них, направления, способы и методы их реализации. В данном случае ноосферное мышление выступает как способность творить мир, преобразовывать его, созидать.

Теоретические знания и практический опыт позволяют не только формировать ноосферное мышление, но и выразить его с помощью языка науки. Ноосфер-ное мышление отражает общечеловеческие интересы и потребности. Оно нацелено на реализацию принципа гармонии и приоритета общего над частным и единичным. Отдельные личности (прежде всего частные собственники), хозяйствующие субъекты (особенно монополисты), сферы деятельности, территории и даже страны должны развиваться не в ущерб другим и не нанося вреда природе, оберегая и сохраняя ее для всего человечества и будущих поколений.

Ноосферное мышление, имея общемировую, ци-вилизационную значимость, пронизывает, является составным элементом, частицей мышления каждого живущего на Земле человека. В данном понимании оно интернационально. Огромное значение для формирования ноосферного мышления имеет вся система образования и воспитания. С раннего детства человек должен осознавать свою сопричастность к социо-природной среде, быть не пассивным наблюдателем взаимодействия человека и природы, а творцом, преобразователем, защитником среды обитания. Ноо-

сферное мышление должно пронизывать и оказывать определяющее влияние на организацию экономической жизни общества, определение национальных приоритетов [9-10].

Основные, магистральные направления формирования ноосферного мышления находятся, с одной стороны, в системе образования и воспитания, призванных дать человеку ноосферные знания, убеждения, формировать его личные качества: бережливость, рационализм, хозяйское и творческое отношение к природе и др. С другой стороны, они содержатся в условиях реальной жизни людей, их быта, жилищно-коммунальных условиях проживания, уровне и качестве жизни, состоянии экологической, продовольственной и, в целом, экономической безопасности, политики государств и мирового сообщества в вопросах природопользования и сохранения окружающей среды.

Таким образом, формирование ноосферного мышления — одна из самых насущных потребностей человека. Она обусловлена состоянием взаимодействия человека и окружающей его среды, необходимостью решения сложных и крайне важных проблем человечества и направлена на активизацию ноосферной деятельности людей, их творческое, каждодневное и активное участие в делах во благо жизни на Земле. Это сложная, многогранная и чрезвычайно актуальная задача, а ее решение осуществляется в условиях непримиримой борьбы с устаревшими взглядами и представлениями о стиле хозяйствования, направленного на получение сиюминутной выгоды, наживы, реализации алчных, эгоистичных интересов экономических субъектов. Поэтому долг и первостепенная задача системы образования заключается в опережающих действиях по формированию ноосферного мышления.

Литература

1. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. 704 с.

2. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, 2003. 576 с.

3. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991. 304 с.

4. Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в XXI веке: / Под науч. ред. В. Г. Егоркина. СПб.: Астерион, 2010. 544 с.

5. Бугаев А. Ф. Глобальная экология: Концептуальные осно- ^ вы. Киев, 2010. 496 с. х

6. Грунин О. А., Царева С. О. Проблемы современного ме- щ неджмента ноосферного образования / Коллективная мо- ° нография «Ноосферное образование в евразийском про- < странстве». Под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, ш 2009. 407 с. 0

7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 23. 907 с.

8. Грунин О. А., Царева С. О. Формирование ноосферного мышления в современных условиях / Коллективная научная монография «Ноосферное образование в евразийском пространстве». В 2-х книгах. Книга 1.Под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2011. 412 с.

9. Человек и общество: ноосферное развитие / Монография / Под ред.: В. Н. Василенко, С. И. Григорьева, В. И. Патрушева, А. И. Субетто. СПб., 2010.

10. Сапунов В. Б. Эссе о социобиологии. СПб, 2008. 156 с.

References

1. Vernadskiy V. I. Nachalo i vechnost' zhizni [Beginning and eternity of life]. Moscow, Sov. Rossiya Publ., 1989. 704 p.

2. Vernadskiy V. I. Biosfera i noosfera [The biosphere and the noosphere]. Moscow, Ayris Press, 2003. 576 p.

3. Kaznacheev V. P., Spirin E. A. Kosmoplanetarnyy fenomen che-loveka: Problemy kompleksnogo izucheniya [.Cosmoplanet human phenomenon: Problems of integrated study]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991.

4. Subetto A.I. NoosfernyyproryvRossii vXXI veke [Noosphere breakthrough Russia in XXI century]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2010.

5. Bugaev A. F. Global'naya ekologiya: Kontseptual'nye os-novy [Global Ecology: Conceptual framework]. Kiev, 2010. 496 p.

6. Grunin O. A., Tsareva S. O. Problems of modern management of noospheric education. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve [Noosphere education in Eurasia]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2009.

7. Marks K. Capital. Available at: http://www.esperanto.mv.ru/ Marksismo/Kapital1/index.html.

8. Grunin O. A., Tsareva S. O. Formation of noospheric thinking in present conditions. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve [Noosphere education in Eurasia]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2011. Vol. 1, pp. 1-412 p. (In Russ.).

9. Vasilenko V. N., Grigor'eva S. I., Patrusheva V. I., Subetto A. I., eds. Chelovek i obshchestvo: noosfernoe razvitie [Man and society: The noosphere development]. St. Petersburg, 2010.

10. Sapunov V. B. Esse o sotsiobiologii [Essays on sociobiology]. St. Petersburg, 2008

Издания СПбУУиЭ

Bibliographical reference of Saint-Petersburg Universityof Management and Economics teachers and employees works (2010-2011) from the funds of the University Library. — SPb.: Publishing House of SPbUME, 2012. — 106 p.

ISBN 978-5-94047-279-7

The Bibliography reflects results of the research and education activities carried out by teachers and staff members of the Saint-Petersburg University of Management and Economics in 2010-2011. It includes details of publications available in the stock of the University Library, namely: scientific monographs, textbooks and manuals, including electronic editions, collections of scientific papers, materials of conferences, and etc., issued by the Publishing House of SPbUME and other publishing houses. The content of the bibliography is arranged taking into account types and nature of papers; references in each section are listed according to the alphabetical order of the publications' names.

The Bibliography is made in compliance with the rules and standards of the Russian Federation and is intended for all categories of users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.