Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Ксения Александровна

В исследовании показана роль квалификации, образования, творческого потенциала работников в контексте обеспечения инновационного развития территории. Обращено внимание на то, что важной задачей является привлечение работников, обладающих интеллектуальным ресурсом, творческим мышлением и потенциалом. Цель исследования заключалась в анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности. Реализация цели предполагала решение следующих задач: исследование отношения к творчеству среди работающего населения, определение намерений работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, анализ вовлеченности работающего населения в творческую деятельность, определение накопленного потенциала и уровня его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания. Информационную базу исследования составили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН) в 2020 г. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании среди работающего населения положительного отношения к творчеству и о том, что оно разделяет позицию, в соответствии с которой при наличии творческих способностей необходимо реализовывать потенциал в полной мере. Сделан вывод о том, что качество потенциала было выше в том случае, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.). Показано, что наибольшее различие между группами достигалось по когнитивному и творческому потенциалу вне зависимости от того, рассматривалось ли профессиональное развитие, организация собственного дела или склонность к творческому труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN ORGANIZATIONS THROUGH THE REALIZATION OF THE POPULATION CREATIVE POTENTIAL

The study shows the role of skills, education, and the creative potential of employees in the context of ensuring the innovative development of the territory. Attention is drawn to the fact that an important task is to attract employees with intellectual resources, creative thinking and potential. The purpose of the study was to analyze the impact of the population's willingness to improve themselves in a professional and creative direction on the accumulation of potential and its implementation in activities. The implementation of the goal involved solving the following tasks: research of the attitude to creativity among the working population, determination of the intentions of the working population depending on the attitude to creativity, analysis of the involvement of the working population in creative activities, determination of the accumulated potential and the level of its implementation depending on the willingness or unwillingness to engage in creative work, organize their own business, master new knowledge. The information base of the study was made up of data from the monitoring of the quality of the labour potential of the population of the Vologda Region, conducted by the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences in 2020. The results of the study indicate that a positive attitude to creativity prevails among the working population; and that it shares the position that if there are creative abilities, it is necessary to realize the potential to the full extent. It is concluded that the quality of potential was higher in the case when the population showed readiness and realized itself in certain areas (when organizing a family business, professional development, etc.). It is shown that the greatest difference between the groups was achieved in terms of cognitive and creative potential, regardless of whether professional development, organizing their own business, or a propensity for creative work was considered.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ»

Лидерство и менеджмент

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 8 • Номер 2 • Апрель-июнь 2021 ISSN 2410-1664

>

Leadership and Management

Первое

экономическое издательство

инновационные преобразования в организациях через реализацию творческого потенциала населения

Устинова К.А. 1

1 Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия

АННОТАЦИЯ:

В исследовании показана роль квалификации, образования, творческого потенциала работников в контексте обеспечения инновационного развития территории. Обращено внимание на то, что важной задачей является привлечение работников, обладающих интеллектуальным ресурсом, творческим мышлением и потенциалом. Цель исследования заключалась в анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности. Реализация цели предполагала решение следующих задач: исследование отношения к творчеству среди работающего населения, определение намерений работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, анализ вовлеченности работающего населения в творческую деятельность, определение накопленного потенциала и уровня его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания. Информационную базу исследования составили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН) в 2020 г. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании среди работающего населения положительного отношения к творчеству и о том, что оно разделяет позицию, в соответствии с которой при наличии творческих способностей необходимо реализовывать потенциал в полной мере. Сделан вывод о том, что качество потенциала было выше в том случае, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.). Показано, что наибольшее различие между группами достигалось по когнитивному и творческому потенциалу вне зависимости от того, рассматривалось ли профессиональное развитие, организация собственного дела или склонность к творческому труду.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья выполнена в рамках госзадания № 0168-2019-0006 на тему «Обеспечение социально-экономического развития региона на основе активизации предпринимательской деятельности на локальной территории».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: работающее население, потенциал, реализация потенциала, творческая деятельность.

Innovative transformations in organizations through the realization of the population creative potential

Ustinova K.A. 1

1 Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences , Russia

Введение

середины XX века возрастает роль образовательного, квалификационного, твор-

ческого аспектов в производстве. Человек признается инновационным активом [11, 19] (Vrakking, 1990; Gupta, Singhal, 1993), а развитие его потенциала становится важной задачей организации, от эффективности решения которой зависят возможности для преобразований [3] (Ustinova, Aleksandrova, 2016). Отставание российской экономики от экономики европейских стран связывается с невысокими творческими проявлениями населения, с низкой мотивацией к творческому труду [16] (Tether et al., 2005). Последнее, например у [7] (Dessler, 2003), может сопровождаться сокращением штата сотрудников и проблемами с их привлечением.

ABSTRACT:_

The study shows the role of skills, education, and the creative potential of employees in the context of ensuring the innovative development of the territory. Attention is drawn to the fact that an important task is to attract employees with intellectual resources, creative thinking and potential. The purpose of the study was to analyze the impact of the population's willingness to improve themselves in a professional and creative direction on the accumulation of potential and its implementation in activities. The implementation of the goal involved solving the following tasks: research of the attitude to creativity among the working population, determination of the intentions of the working population depending on the attitude to creativity analysis of the involvement of the working population in creative activities, determination of the accumulated potential and the level of its implementation depending on the willingness or unwillingness to engage in creative work, organize their own business, master new knowledge. The information base of the study was made up of data from the monitoring of the quality of the labour potential of the population of the Vologda Region, conducted by the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences in 2020. The results of the study indicate that a positive attitude to creativity prevails among the working population; and that it shares the position that if there are creative abilities, it is necessary to realize the potential to the full extent. It is concluded that the quality of potential was higher in the case when the population showed readiness and realized itself in certain areas (when organizing a family business, professional development, etc.). It is shown that the greatest difference between the groups was achieved in terms of cognitive and creative potential, regardless of whether professional development, organizing their own business, or a propensity for creative work was considered.

ACKNOWLEDGMENTS. The article is carried out within the framework of state task No. 0168-20190006 on the topic "Ensuring the socio-economic development of the region through the activation of entrepreneurial activity in the local territory".

KEYWORDS: working population, potential, realization of potential, creative activity

JEL Classification: L26, O15, M21 Received: 15.04.2021 / Published: 30.06.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Ustinova K.A. (ustinova-kseniya@yandex.ru)

Ustinova K.A. (2021) Innovatsionnye preobrazovaniya v organizatsiyakh cherez realizatsiyu tvorcheskogo potentsiala naseleniya [Innovative transformations in organizations through the realization of the population creative potential]. Liderstvo i menedzhment. 8. (2). - 213-228. doi: 10.18334/lim.8.2.1 12092

CITATION:

Учитывая обозначенные выше актуальные аспекты, цель исследования заключается в анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности. Реализация цели предполагала решение следующих задач: исследование отношения к творчеству среди работающего населения, определение намерений работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, анализ вовлеченности работающего населения в творческую деятельность, определение накопленного потенциала и уровня его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания.

теоретические аспекты исследования

Со второй половины ХХ века в центре исследований - инновационные процессы, признание значимости инноваций [6, 13] (Bessant, Tidd; 2007; Knight, 1967), их «генерации» и использования [14] (Meissner, Kotsemir, 2016). Это связано с наличием спроса, который не может быть удовлетворен за счет существующих товаров и услуг [17, 18] (Usher 1954, Usher 1955).

Создание и распространение инноваций зависит от эффективности организаций, осуществляющих инновации, и от проявленности населения в инновационном плане. Первое обусловлено существованием подразделений, которые занимаются НИОКР, применяют патенты для защиты своих прав (Baldwin, Rafiquzzaman, Chandler, 1994). Наряду с этим учитывается отраслевая принадлежность и тип инновационной стратегии организации. Например, в большей степени на развитии инновационного потенциала акцентируется внимание в обрабатывающей промышленности. Различия между более-менее успешными организациями проявляются в том, насколько предприятия вовлечены в программы по обучению и поддержке НИОКР [12].

Второе связано со спросом на кадры, с их квалификацией и с другими аспектами [2]. Это говорит о значимости саморазвития и творческих проявлений населения при реализации инновационных идей на практике. Последние граничат с изменением социальной реальности через проявление человеческого потенциала [1] (Afanaseva, 1999). Личные качества и мотивационные аспекты рассматриваются как ключевые для проявления личности в творческом направлении [5, 10, 15] (Amabile, 2000; Eisenberger, Shanock, 2003, Rubinstein, 2003). К числу таких качеств отнесены направленность на новое и открытость ему, системность мышления, принятие себя и окружающих и др.

ОБ АВТОРЕ:_

Устинова Ксения Александровна, старший научный сотрудник, зав. лабораторией инновационной экономики, кандидат экономических наук (ustinova-kseniyaßyandex.ru)

цитировать СТАТЬЮ:_

Устинова К.А. Инновационные преобразования в организациях через реализацию творческого потенциала населения // Лидерство и менеджмент. - 2021. - Том 8. - № 2. - С. 213-228. doi: 10.18334/1im.8.2.1 12092

Прослеживается взаимосвязь между творчеством и максимальной реализацией личностного потенциала населения. Наряду с этим отмечается связь и с мотивацией, ее сочетание со знаниями, способностями и умениями [8-10] (Eisenberger, Haskins, Gambleton, 1999; Eisenberger, Rhoades, 2001; Eisenberger, Shanock, 2003).

Подчеркнем, что в рамках данного исследования внимание будет в первую очередь сосредоточено на анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности.

Характеристика информационной базы исследования

Информационную базу исследования составили данные очередного этапа мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН) в 2020 г. Выборка - квотная с пропорциональным размещением единиц наблюдения, ее объем составляет 1500 чел. трудоспособного возраста в Вологде и Череповце и восьми районах области. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением пропорций между городским и сельским населением, между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города), половозрастной структуры взрослого населения области, а также пропорций между занятым, безработным (зарегистрированы на бирже труда) и экономически неактивным населением (студенты, учащиеся, домохозяйки и другие неработающие). Величина случайной ошибки выборки - 3-4% при доверительном интервале 4-5%. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Обработка анкет проведена в программе SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) [4] (Ustinova, Chekmareva, 2016).

результаты исследования

Основываясь на данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2020 г., был проведен анализ того, как работающее население относится к творчеству и нововведениям, каковы намерения и готовность населения совершенствовать себя в направлении творческой трудовой активности, освоения новых знаний и профессионального развития, а также каким образом это отражается на накоплении трудового потенциала и его реализации в деятельности.

Почти в 80% случаев население не разделяет позицию о том, что творческие люди вызывают недоверие у окружающих, мешают другим нормально жить и трудиться. Кроме того, более чем в 60% случаев население выражало положительное отношение к творчеству и считало, что при наличии творческих способностей их необходимо реа-лизовывать. Реже распространена позиция о радости в жизни, связанной с творчеством (табл. 1).

Три четверти работающих, у которых есть намерение заняться творческим трудом, открыть свой бизнес или продвинуться по службе, выражают положительную пози-

цию в отношении не только наличия творческих способностей, но и их использования. Примерно такое же количество планирующих стать высококлассными специалистами и продвинуться по службе разделяют точку зрения о творчестве как способе сделать жизнь счастливее. Таких еще больше среди занимающихся творческим трудом.

Таблица 1

отношение к творчеству среди работающего населения, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

вариант ответа 2020

совершенно согласен и согласен не согласен, совершенно не согласен

Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее 66,8 33,2

Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет 21,0 79,0

Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих 20,3 79,7

Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью 65,0 35,0

Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь 51,1 48,9

Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством 28,2 71,8

В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами 28,9 71,1

Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться 19,2 80,8

Придумывать что-нибудь новое - это хоть какая-то радость и утешение в нашей .будничной жизни 44,2 55,8

Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать 25,5 74,5

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

В то же время только каждый третий с положительными намерениями по обозначенным направлениям связывает творчество с ограничениями в жизни, с распространением недоверия среди окружающих, со склонностью к другим направлениям, позволяющим жить проще и интереснее (табл. 2).

Те, кто не только выражает готовность к творчеству, но и проявляет себя в нем, более чем в 80% случаев склонны к полной реализации творческих способностей. Они чаще по сравнению лишь с имеющими намерения испытывают радость от создания чего-то нового (69% и 50% против 55% и 46% - в случае наличия намерений заняться творчеством и открыть свое дело; табл. 3).

Если рассматривать тех, кто уже занимается творческой деятельностью (и тех, кто это делает по внешнему запросу от начальства, и по «внутреннему зову»), то более чем

Таблица 2

Намерения работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа Намерения

Заняться заняться Стать высо- Продвинуть-

(продолжать предприни- коклассным ся по службе,

заниматься) мательской специалистом, сделать

творческим деятельнос- с которым карьеру

трудом тью, открыть считаются мои

(писать книги, свое дело, коллеги

изобретать и стать ферме-

т.д.) ром и т.д.

Творчество украшает жизнь чело- 82,4 68,3 73,5 71,8

века, делает его счастливее

Творческий человек ограничивает 31,6 28,8 23,2 23,9

свою жизнь, многое теряет

Изобретатель, творческий человек 26,2 22,9 20,9 21,6

вызывает недоверие окружающих

Если есть творческие способности, 74,9 72,7 78,6 75,8

надо их реализовать полностью

Иметь придуманные тобой произ- 65,2 58,5 65,3 62,1

ведения, машины и т.д. приятнее,

чем не иметь

Если бы жизнь начать с начала, я 51,9 33,2 41,3 37,9

бы непременно увлекся(лась) изо-

бретательством, сочинительством

В жизни есть много более при- 33,7 28,3 28,9 28,9

ятного, чем ломать голову над

всякими проблемами

Человек, который вечно носится 26,7 23,4 17,6 17,4

со своими идеями, мешает другим

нормально жить и трудиться

Придумывать что-нибудь новое - 55,1 46,3 54,7 50,5

это хоть какая-то радость и утеше-

ние в нашей, будничной жизни

Уже понапридумывали всего 28,9 32,7 28,2 29,5

достаточно, нужно работать, дело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

делать

* По каждому столбцу выбраны те варианты ответа, где «входит в планы».

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

в 80% случаев они разделяют позицию о творчестве как о способе сделать жизнь счастливее. Такая позиция распространена реже среди действующих «по-старому», никогда ничего не предпринимающих в инновационном направлении (табл. 4).

Таблица 3

Готовность работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

вариант ответа Готовность

заняться творческой трудовой активностью на рабочем месте (выступать с рационализаторскими предложениями, участвовать в создании чего-то нового и т.д.) организовать собственное дело, семейный бизнес стать высококлассным специалистом осваивать новые знания и навыки, личностно и профессионально развиваться

Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее 78,4 61,8 75,9 78,5

Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет 37,8 35,5 27,7 27,7

Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих 36,5 28,9 26,5 22,1

Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью 86,5 81,6 80,7 78,5

Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь 75,7 57,9 62,7 63,1

Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством 50,0 40,8 38,0 37,4

В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами 32,4 30,3 28,9 24,6

Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться 29,7 23,7 17,5 17,9

Придумывать что-нибудь новое - это хоть какая-то радость и утешение в нашей будничной жизни 68,9 50,0 54,8 59,5

Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать 35,1 32,9 28,9 28,7

* По каждому столбцу выбраны те варианты ответа, где «готов и уже реализую».

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Таблица 4

Вовлеченность работающего населения в творческую (рационализаторскую, изобретательскую) деятельность в зависимости от отношения к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа Занятие творческой (рационализаторской, изобретательской) деятельностью

Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д, - это стиль моей жизни Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как - неизвестно, нет готовых решений Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т.д.

Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее 80,0 80,4 67,4 59,7

Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет 29,1 23,2 24,9 17,6

Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих 21,8 24,6 22,0 17,6

Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью 85,5 83,9 64,5 55,8

Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь 74,5 72,8 57,1 37,9

Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством 69,1 39,3 30,4 18,7

В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами 32,7 29,5 31,9 26,8

Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться 21,8 20,5 23,8 16,2

Придумывать что-нибудь новое - это хоть какая-то радость и утешение в нашей будничной жизни 67,3 67,0 40,7 34,5

Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать 27,3 27,2 29,3 23,1

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Среди занимающихся творческой деятельностью на постоянной основе более чем в 80% случаев распространена позиция о реализации творческих способностей при обладании ими, три четверти считают, что наличие результатов творчества лучше, чем их отсутствие, почти 70% придерживаются мнения, что участие в творческом процессе позволяет получить радость и утешение в жизни (табл. 4).

Еще одним фактором, влияющим на воспроизводство потенциала, стали характеристики рабочих мест, предполагающих творческий характер труда или его отсутствие (творческие/нетворческие работники). В работе показано, что те, кто был занят на рабочих местах, предполагающих творческий подход к делу, чаще по сравнению с противоположной группой населения проявляли готовность к саморазвитию, к творческой трудовой активности, к освоению новых ценностей и образцов поведения.

В работе показано, что те, кто был занят на рабочих местах, предполагающих творческий подход к делу, демонстрировали более высокий уровень производительности труда по сравнению с остальными, схожая ситуация наблюдалась и в отношении заработной платы. Последняя достигала наибольших размеров в тех случаях, когда для работников были важны нематериальные стимулы (успех, признание, профессиональная самореализация и др.). По этим пунктам производительность труда творческих работников составляла 8,9 балла, у нетворческих - 8,2-8,3 балла.

Так же как и в случае с производительностью труда, наибольшая заработная плата достигалась тогда, когда речь шла о работниках творческих профессий, отмечающих важность возможности профессиональной самореализации, творческого подхода, демократического стиля управления.

Готовность или неготовность проявлять себя в творческом плане при организации бизнеса, освоении новых знаний оказывает влияние как на накопление потенциала, так и на его реализацию. Во всех выделенных группах интегральный показатель качества трудового потенциала (потребность в достижении) был выше тогда, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.).

Наибольшая разница в накопленном потенциале была отмечена между группами населения, у которого есть или отсутствует склонность к профессиональному развитию -0,280 ед., а также к тому, чтобы стать высококлассным специалистом (0,2746 ед.; табл. 5).

Если говорить про уровень реализации отдельных составляющих накопленного потенциала, то наибольшее различие между группами достигалось по таким компонентам, как когнитивный и творческий потенциал, вне зависимости от того, шла ли речь о профессиональном развитии или организации собственного дела, или склонности к творческому труду. В тех случаях, когда существовала готовность к проявлению себя по обозначенным направлениям, значения индексов реализации когнитивного и творческого потенциала были выше, чем тогда, когда эта готовность отсутствовала.

Анализ отдельных составляющих потенциала и уровня их реализации в зависимости от вовлеченности в творчество на постоянной основе или, напротив, отсутствия

Таблица 5

Качество трудового потенциала и уровень его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания, ед.

Вариант ответа Заняться твор- Организовать стать высококласс- осваивать новые

ческой трудовой собственное дело, ным специалистом знания и навы-

активностью на семейный бизнес ки, личностно и

рабочем месте профессионально

(выступать с раци- развиваться

онализаторскими

предложениями,

участвовать в

создании чего-то

нового и т.д.)

Готов и Не готов Готов и Не готов Готов и Не готов Готов и Не готов

уже реа- уже реа- уже реа- уже реа-

лизую лизую лизую лизую

Индексы качества т рудового потенциала

физическое 0,7117 0,6961 0,7227 0,6944 0,7405 0,6749 0,7471 0,6696

здоровье

психическое 0,8037 0,7880 0,7957 0,7932 0,8252 0,7755 0,8080 0,7777

здоровье

когнитивный 0,6235 0,5757 0,6144 0,5864 0,6486 0,5525 0,6376 0,5409

потенциал

творческий 0,6901 0,5097 0,6136 0,5469 0,6325 0,4935 0,6312 0,4808

потенциал

коммуникабель- 0,7354 0,7206 0,7508 0,7308 0,7771 0,7081 0,7639 0,7064

ность

культурный 0,7625 0,6402 0,7417 0,6475 0,7751 0,6396 0,7400 0,6351

уровень

нравственный 0,8156 0,7668 0,8118 0,7712 0,8266 0,7603 0,8081 0,7539

уровень

потребность в 0,8039 0,5608 0,7783 0,5706 0,7734 0,4988 0,7612 0,4809

достижении

Индексы уровня реализации качества трудового потенциала

физическое 0,9122 0,8396 0,8914 0,8450 0,8976 0,8485 0,8821 0,8378

здоровье

психическое 0,8615 0,8169 0,8520 0,8124 0,8735 0,7977 0,8538 0,7829

здоровье

когнитивный 0,8649 0,7466 0,8567 0,7592 0,8796 0,6940 0,8601 0,6679

потенциал

творческий 0,8074 0,6636 0,7796 0,6848 0,8298 0,6473 0,7936 0,6244

потенциал

коммуникабель- 0,8699 0,8124 0,8553 0,8203 0,8780 0,7698 0,8538 0,7756

ность

Окончание табл. 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

культурный 0,8288 0,7821 0,8167 0,7901 0,8561 0,7459 0,8251 0,7415

уровень

нравственный 0,8649 0,7835 0,8289 0,7876 0,8690 0,7417 0,8410 0,7366

уровень

потребность в 0,7905 0,6937 0,7632 0,6973 0,8193 0,6784 0,7910 0,6415

достижении

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

творчества в жизни и преобладания рутины свидетельствует, что наибольшие различия между двумя группами (практически вдвое) достигались по творческому потенциалу, в то время как прирост по другим компонентам потенциала был значительно меньше. Эти результаты подтверждают тезис в отношении того, что характер труда (в частности, творческий) оказывает влияние на формирование близкого по своей сути творческого потенциала (табл. 6).

Однако если рассматривать по уровню реализации творческого потенциала различие между группами населения, постоянно изобретающими или никогда ничего не делающими в данном направлении, то оно меньше, чем тогда, когда у этих групп рассматривается накопление творческого потенциала. Это может быть свидетельством того, что при оценке уровня реализации потенциала должны учитываться наряду со способностями и накопленным потенциалом еще и другие факторы.

Эаключение

Если делать выводы по результатам проведенного анализа, то следует отметить, что у работающего населения преобладает (более чем в 60% случаев) положительное отношение к творческой деятельности, а ее результаты связываются с тем, что приносит радость в жизни, особо подчеркивается, что при наличии творческих способностей их нужно реализовывать в полной мере (три четверти работающих, у которых есть намерение заняться творческим трудом, выражают подобную позицию). В то время как практически не разделяется точка зрения о том, что творческие люди вызывают недоверие у окружающих или связывают творчество с ограничениями в жизни.

В работе показано, что положительное отношение к творчеству и наличие намерений проявить себя в данном направлении благоприятно сказываются на реализации творческих способностей, а те, кто имеют намерения по созданию чего-то нового, чаще склонны к тому, чтобы испытывать радость в жизни. Не только наличие готовности, но и проявление себя в творческом направлении более чем в 80% случаев связывается с полной реализацией творческих способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельное внимание в работе было уделено тому, как готовность или неготовность проявлять себя в творческом плане при организации бизнеса, освоении новых знаний

Таблица 6

Качество трудового потенциала и уровень его реализации в зависимости от степени вовлеченности в творческую деятельность, ед.

Вариант ответа Постоянно Придумываю, Придумываю, Никогда ничего

что-нибудь изобретаю, изобретаю, не предпри-

изобретаю, когда передо сочиняю, нимаю, делаю

пишу, сочиняю мной возникает когда получаю то, чему меня

- это стиль моей практическая соответствую- научили раньше,

жизни необходимость щее задание от начальства или что подсказывают другие

Индексы качества трудового потенциала

физическое здоровье 0l7019 0l7090 0l7212 0l7078

психическое здоровье 0l7911 0l7963 0l8366 0l77?6

когнитивный потенциал 0l6646 0l6307 0l6149 0l5688

творческий потенциал 0l8693 0l7302 0l5821 0l4482

коммуникабельность 0l7689 0l7775 0l7351 0l7111

культурный уровень 0l6743 0l6968 0l7213 0l6530

нравственный уровень 0l8036 0l7844 0l7923 0l7874

потребность в достижении 0l7375 0l6939 0l6793 0l5804

Индексы уровня реализации качества трудового потенциала

физическое здоровье 0l840? 0l8817 0l8782 0l8425

психическое здоровье 0l840? 0l8594 0l8571 0l820?

когнитивный потенциал 0l8682 0l8330 0l8388 0l7527

творческий потенциал 0l8136 0l7746 0l7857 0l6785

коммуникабельность 0l8227 0l8371 0l84?3 0l8221

культурный уровень 0l8045 0l8201 0l8416 0l7961

нравственный уровень 0l8273 0l8359 0l8416 0l7?70

потребность в достижении 0l7455 0l7533 0l8022 0l7052

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

оказывает влияние на накопление потенциала и на его реализацию. В работе делается акцент на том, что во всех выделенных группах интегральный показатель качества трудового потенциала (потребность в достижении) был выше тогда, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.).

Анализ уровня реализации отдельных составляющих накопленного потенциала показал, то наибольшее различие между группами достигалось по когнитивному и творческому потенциалу вне зависимости от того, рассматривалось ли профессиональное развитие, организация собственного дела или склонность к творческому труду. Анализ отдельных составляющих потенциала и уровня их реализации в зависимости

от вовлеченности в творчество на постоянной основе или, напротив, отсутствия творчества в жизни и преобладания рутины свидетельствует, что наибольшие различия между двумя группами (практически вдвое) достигались по творческому потенциалу, в то время как прирост по другим компонентам потенциала был значительно меньше.

ИСТОЧНИКИ:

1. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. / авто-реф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. - М.: Акад. упр. МВД России, 1999.

2. Навыки для инновационной деятельности. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/en/monitoring/innpeople/2011eng.

3. Устинова К.А., Александрова Е.А. Инновационная активность населения (на примере мониторинга социально-экономического положения молодежи Вологодской области). Ecfor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2014/fp/2/10.pdf.

4. Устинова К.А., Чекмарева Е.А. Влияние уровня развития навыков на трудовой потенциал, его реализацию и выбор рабочих мест // Экономика региона. - 2016. -№ 3. - с. 726-740. - doi: 10.17059/2016-3-10 .

5. Amabile T.M. Stimulate creativity by fueling passion. / The Blackwell handbook of principles of organizational behavior. - Oxford: Blackwell Publishers, 2000. - 31-341 p.

6. Bessant J., Tidd J. Innovation and entrepreneurship. - Chichester: John Wiley, 2007.

7. Dessler G. Human Resource Management. 9th ed. Upper Saddle River. - New Jersey: Prentice Hall, 2003.

8. Eisenberger R., Haskins F., Gambleton P. Promised reward and creativity: effects of prior experience // Journal of Experimental Social Psychology. - 1999. - № 35. - p. 308-325.

9. Eisenberger R., Rhoades L. Incremental effects of reward on creativity // Journal of Personality and Social Psychology. - 2001. - № 81(4). - p. 728-741. - doi: 10.1037/00223514.81.4.728.

10. Eisenberger R., Shanock L. Rewards, intrinsic motivation, and creativity: a case study of conceptual and methodological isolation // Creativity Research Journal. - 2003. -№ 15(2-3). - p. 121-130.

11. Gupta A.K., Singhal A. Managing Human Resources for Innovation and Creativity // Resource Technology Managemen. - 1993. - p. 41-48. - doi: 10.1080/08 956308.1993.11670902.

12. John R.Baldwin Innovation, Training and Success. Statcan.gc.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/11f0019m/11f0019m1999137-eng. pdf?st=hyiq1fDU.

13. Knight K. A descriptive model of the intra-firm innovation process // Journal of Business. - 1967. - № 40(4). - p. 478-496. - doi: 10.1086/295013.

14. Meissner D., Kotsemir M. Conceptualizing the innovation process towards the 'active innovation paradigm'- trends and outlook // Journal of Innovation and Entrepreneurship. - 2016. - № 5(14). - doi: 10.1186/s13731-016-0042-z.

15. Rubinstein G. Authoritarism and its relation to creativity: a comparative study among students of design, behavioral sciences and law // Personality and Individual Differences. - 2003. - № 34. - p. 695-706. - doi: 10.1016/S0191-8869(02)00055-7.

16. Tether B., Mina A., Consoli D., Gagliardi D. A literature review on skills and innovation. How does successful innovation impact on the demand for skills and how do skills drive innovation? CRIC report for the Department of trade and Industry. - 2005

17. Usher A.P. A history of mechanical inventions. - New York: McGraw Hill, 1954.

18. Usher A.P. Technical change and capital formation, in national bureau of economic research, capital formation and economic growth. - Princeton: Princeton University Press, 1955. - 523-550 p.

19. Vrakking W.J. The Innovative Organization // Long Range Planning. - 1990. - № 2. - p. 94-102. - doi: 10.1016/0024-6301(90)90204-H.

REFERENCES:

Afanaseva O.V. (1999). Tvorchestvo lichnosti kak sotsialno-dukhovnyy fenomen [Personal creativity as a socio-spiritual phenomenon] M.: Akad. upr. MVD Rossii. (in Russian).

Amabile T.M. (2000). Stimulate creativity by fueling passion Oxford: Blackwell Publishers.

Bessant J., Tidd J. (2007). Innovation and entrepreneurship Chichester: John Wiley. Dessler G. (2003). Human Resource Management. 9th ed. Upper Saddle River New Jersey: Prentice Hall.

Eisenberger R., Haskins F., Gambleton P. (1999). Promised reward and creativity: effects

of prior experience Journal of Experimental Social Psychology. (35). 308-325. Eisenberger R., Rhoades L. (2001). Incremental effects of reward on creativity Journal of Personality and Social Psychology. (81(4)). 728-741. doi: 10.1037/0022-3514.81.4.728. Eisenberger R., Shanock L. (2003). Rewards, intrinsic motivation, and creativity: a case study of conceptual and methodological isolation Creativity Research Journal. (15(2-3)). 121-130.

Gupta A.K., Singhal A. (1993). Managing Human Resources for Innovation and Creativity Resource Technology Managemen. 36 41-48. doi: 10.1080/08 956308.1993.11670902. John R.Baldwin Innovation, Training and SuccessStatcan.gc.ca. Retrieved from https://www.150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/11f0019m/11f0019m1999137-eng. pdf?st=hyiq1fDU

Knight K. (1967). A descriptive model of the intra-firm innovation process Journal of

Business. (40(4)). 478-496. doi: 10.1086/295013. Meissner D., Kotsemir M. (2016). Conceptualizing the innovation process towards the 'active innovation paradigm'- trends and outlook Journal of Innovation and Entrepreneurship. (5(14)). doi: 10.1186/s13731-016-0042-z.

Rubinstein G. (2003). Authoritarism and its relation to creativity: a comparative study among students of design, behavioral sciences and law Personality and Individual Differences. (34). 695-706. doi: 10.1016/S0191-8869(02)00055-7.

Usher A.P. (1954). A history of mechanical inventions New York: McGraw Hill.

Usher A.P. (1955). Technical change and capital formation, in national bureau of economic research, capital formation and economic growth Princeton: Princeton University Press.

Ustinova K.A., Chekmareva E.A. (2016). Vliyanie urovnya razvitiya navykov na trudovoy potentsial, ego realizatsiyu i vybor rabochikh mest [Influence of the level of the development of skills on labour potential, its implementation and choice of work position]. Economy of the region. 12 (3). 726-740. (in Russian). doi: 10.17059/20163-10 .

Vrakking W.J. (1990). The Innovative Organization Long Range Planning. 23 (2). 94102. doi: 10.1016/0024-6301(90)90204-H.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.