Научная статья на тему 'Инновационные подходы в управлении персоналом современной организации'

Инновационные подходы в управлении персоналом современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2231
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PERSONNEL MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE APPROACH / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климовских Надежда Валерьевна, Каспарян Анна Арутовна

В статье рассмотрены инновационные подходы в организации трудовой деятельности и управления персоналом. На основе проведенного исследования авторами установлено, что, кроме традиционных методов управления персоналом, существуют и имеют большие перспективы нестандартные (инновационные) методы, которые на практике зачастую приносят больший эффект, несмотря на определенный уровень риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN PERSONNEL MANAGEMENT IN A MODERN ORGANIZATION

The article considers innovative approaches in the organization of labor activity and personnel management. On the basis of the study the authors found that in addition to traditional methods of personnel management there are and have great prospects for non-standard (innovative) methods, which in practice often have a greater effect, despite some level of risk.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в управлении персоналом современной организации»

Климовских H.B., Каспарян A.A.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Эффективность функционирования современной организации во многом определяется применяемой в ней системой управления персоналом, от того, насколько быстро и адекватно может эта система адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды организации. Существенное изменение правил хозяйственного взаимодействия между организациями и бюджетом, произошедшее в первое десятилетие начавшегося столетия, последующее усиление конкуренции практических на всех сегментах отечественного рынка, сегодняшнее влияние международных санкционных ограничений на бизнес и т.д., с одной стороны, и расширение практики зарубежного корпоративного менеджмента, норм этики делового общения, необходимость в индивидуализации бизнеса, с другой стороны, настоятельно требуют изменения подходов к деятельности менеджеров, в том числе менеджеров персонала организации. Несмотря на значительное количество существующих в теории и применяемых на практике традиционных методов и подходов управления персоналом, на сегодня многие российские организации столкнулись с тем фактом, что большинство из них не приносят ощутимый управленческий эффект, не стимулируют в должной мере работников на повышение эффективности своего труда. Полагаем, что для повышения эффективности системы кадрового менеджмента, необходимо не только и не столько планирование организации расстановки кадров, неукоснительное соблюдение трудового законодательства и должностных инструкций как работодателем, так и самим работником, четкого ведения кадрового учета, но и пересмотра самих основных подходов в управлении персоналом, более активное внедрение новаций в этом вопросе.

Проблемы сущности инновационного менеджмента и вытекающей из них проблематики инновационного социального развития организаций, сущности управленческих решений кадрового характера освещены в научных трудах многих известных ученых, таких как, П. Друкер, Е. Карлинская, О. Молчанова, А. Пригожин, Т.Палей и др. Существующие научные наработки отражают понятие и классификацию инноваций, особенности процесса реализации инноваций в

социальном аспекте, значение управленческих инноваций для эффективного развития организаций, однако, по нашему мнению, целый ряд вопросов инновационного управления персоналом остается недостаточно изученным. Целью настоящей статьи является уточнение сущности и значения кадровых инноваций, определение перспективных инновационных подходов в управлении персоналом и проблем, сдерживающих широкое их распространение в практике управленческой деятельности.

Во время перехода от постиндустриального общества к обществу информационному, что имеет место сегодня для большинства технологически и социально развитых стран, значительно повышается роль инноваций, инновационных социальных технологий в системе управления современной организацией. Подсистема управления персоналом, являющаяся важной составной частью этой системы (менеджмента), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности рассматриваемой организации, является мощнейшим инструментом потенциального обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития. В этой связи возникает насущная необходимость в применении новых, современных подходов в управлении персоналом с учетом неуклонно возрастающих требований рыночной экономики.

Нынешняя типовая система управления персоналом, которая интенсивно начала формироваться в первом десятилетии начавшегося столетия под влиянием внедрения прогрессивных зарубежных технологий управления персоналом [7] и можно утверждать, что она сегодня сложилась в ведущих отечественных организациях (корпорациях) в виде пока не тесно взаимодействующих между собой подсистем, а именно, анализ и планирование (структуры, расстановки) персонала; подбор и наем нового персонала и персональная оценка существующего; организация обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала; аттестация кадров; мотивация и материальное стимулирование труда; организация кадрового учета; обеспечение условий труда; политика социального развития; кадровая безопасность и т.д. На первый взгляд, приведенный перечень подсистем управления персоналом является достаточно широким и даже, исчерпывающим, но следует считаться с авторитетными мнениями классиков в этом вопросе. Так, П. Друкер считает, что именно в сфере управления персоналом организации традиционные базовые представления менеджмента существенно противоречат реальности, являются непродуктивными и должен на практике применяться единственный правильный принцип: использование дифференцированных подходов и стилей управления персоналом применительно к различным группам работающих лиц, а также и даже отдельно взятых работников с учетом конкретной ситуации, особенностей регламентирования трудовых отношений [2]. В этой связи, можно согласиться с мнением российского исследователя Т. Хохловой, которая утверждает, что «тот или иной способ воздействия, определенный набор операций и процедур

в процессе формирования и реализации трудового потенциала определяют содержание персонал-технологии», иначе, технологии управления персоналом [8].

С нашей точки зрения, понятие «персонал-технология» следует трактовать шире, с общенаучных позиций, как специфичный механизм взаимодействия руководителей организации (на любом уровне управления) с персоналом, целью функционирования которого является наиболее полное и максимально эффективное использование экономических ресурсов, которые, как известно, всегда ограничены и в первую очередь это касается трудовых ресурсов. В современном автоматизированном производстве под технологией управления персоналом можно понимать и науку, искусство управления людьми, содержащей в качестве главного такой элемент как кадровая стратегия и тактика ее реализации, выражающаяся в достижении эффективной роли, участии всех работников организации в процессах управления персоналом.

Представляет определенный научный интерес классификация персонал-технологий, что позволяет в дальнейшем идентифицировать принятую в организации систему кадрового менеджмента. Так, с общих позиций можно рассматривать их следующие типы:

- многозвенные технологии (последовательное выполнение серии взаимосвязанных управленческих задач кадрового менеджмента);

- коммуникационные технологии (организация трудовых отношений между отдельными сотрудниками в рамках выделенного структурного подразделения) и (или) между подразделениями, функционально взаимодействующими между собой при выполнении той или иной функции общего и функционального менеджмента);

- индивидуальные технологии (применительно к отдельно взятому работнику без учета исполнения трудовых обязанностей других работников).

В рамках выделенных таким образом типов персонал-технологий, в дальнейшем, их можно детализировать на виды, условно объединив, объединить в следующие группы:

- технологии привлеченного (со стороны) персонала;

- образовательные персонал-технологии;

- технологии найма, подбора и расстановки штатного персонала;

- технологии, связанные с повышением эффективности и производительности труда;

- технологии организации контроля за исполнением трудовых функций персонала и т.д.

С точки зрения информационного обеспечения и сопровождения решения задач кадрового менеджмента можно отдельно рассматривать информационные персонал-технологии, которые потенциально в себе содержат инновационную составляющую.

Достаточно перспективным является такой вид персонал-технологии

как аут-технология, представляющая одну из форм заемного труда, когда осуществляется передача специализированным компаниям либо отдельных функций управления (аутсорсинг), либо - работников организации (аутстафинг, иначе, лизинг персонала). Считаем, что аут-технология дает возможность полноценно реализовать на практике такие важнейшие принципы управления персоналом, как оптимальность и гибкость.

Далее. рыночные тенденции в отечественной экономике диктуют новые, все более повышающиеся требования к квалификации персонала на фоне наблюдаемого быстрого старения знаний, умений и навыков персонала, отставания от современных требований к должностям и профессиям. Полагаем, что профессиональное развитие персонала, повышение его компетентности, уровня образованности должно осуществляться посредством системы непрерывного обучения, заметим, системы инновационного типа. Как справедливо отмечает исследователь Е.И. Кудрявцева, наиболее сложным моментом в инновационном обучении является реализация методов самостоятельного приобретения знаний [4].

Создание корпоративной системы электронного обучения позволяет решить эту проблему. Непрерывное обучение усилиями менеджеров персонала может реально стать частью общей стратегии развития организации и быть интегрированной в текущие бизнес-процессы. Электронное обучение происходит в интерактивном режиме через локальную внутрикорпоративную сеть, имеющую выход в Интернет. Параллельно в процессе электронного обучения интенсивно используются мультимедийные средства, компьютерные симуляторы, он-лайн тестирование. Электронные обучающие технологии позволяют реализовать индивидуальные программы по повышению квалификации персонала и дают возможность осуществлять оперативный контроль результативности такого обучения. К числу преимуществ электронных обучающих персонал-технологий можно отнести и возможность обучения достаточно большого числа работников организации одновременно и без отрыва от их трудовой деятельности. Среди крупных поставщиков электронного обучения можно особо выделить положительный опыт корпорации Thomson NETg, клиентами которой на сегодня являются более 5000 успешных бизнес-компаний.

Таким образом, создание корпоративной системы электронного обучения является оптимальным решением реализации персонал-технологий для тех организаций, которые имеют на вооружении стратегию развития знаний, навыков и умений своих работников, что наиболее эффективно проявляется в сфере корпоративного бизнеса IT- технологий.

В развитие вида информационной технологии с электронным обучением персонала сравнительно недавно начала применятся инновационная технология с «бизнес-ритрит» (retreat - уединение, «отдаление от общества»). С технологической точки зрения, технология «бизнес-ритрит» решает три

основные задачи [5].

1. Информационный материал передается обучающемуся персоналу коммуникативными методами менеджмента с учетом особенностей человеческого сознания, умственных способностей, что позволяет ему лучше понять скрытые элементы при трудовом взаимодействии, а также противостоять возможному манипулированию действиями персонала.

2. Снятие у обучающегося персонала стресса, внутреннего напряжения, последствий психологических конфликтов, что достигается использованием в обучении презентации.

3. Раскрытие устройства и законов Вселенной во взаимосвязи с пониманием внутренней сути, предназначения человека.

Находясь на природе, в не городских условиях, обучающиеся по образовательному проекту с технологией «Бизнес-ритрит», получают не только современные знания в области управления бизнесом в целях последующего их использования находясь в роли руководителя или собственника фирмы, но и формируют некий стресо-устойчивый стержень внутри себя, принципиально новый взгляд на привычные обстоятельства в трудовой деятельности. У обучающегося персонала приходит понимание того, как должна быть грамотно выстроена стратегия трудового взаимодействия, что открывает новые возможности в плане карьерного роста и утверждения на работе.

В инновационных подходах в управлении персоналом современной организации используется индикатор лояльности работников, для чего традиционно используются технические средства. Среди перспективных разработок персонал-технологий в зарубежной компании применяются такие как, Vibralmage и Mystery Shopping [5].

Первая технология из указанных, сочетает в себе научные достижения в области психологии и биометрии, основывается на бесконтактном анализе психоэмоционального состояния человека. С ее помощью проводится мониторинг уровня эмоций персонала, определяется уровень (порог) стресса, наличие тревоги и степень агрессивности, осуществляется детектирование лжи в режиме реального времени. Также достоинством технологии Vibralmage является ее «бесконтактность», что дает возможность проверять лояльность работников организации, не унижая при этом их достоинства и не причиняя им морального вреда [5].

Вторая технология (Mystery Shopping) предполагает привлечение для оценки лояльности работников организации ряда агентов, имитирующих внешние контакты и оценивающие действия персонала в данном моделирующем ситуацию процессе. При использовании данной технологии можно выявить характеристики лояльности, в частности, в какой мере работники организации толерантны по отношению к своему руководителю, каков уровень их честности и надежности, не осуществляют ли они противоправных или аморальных действий, которые могут нанести ущерб репутации организации и т.д.

Критерии квалификации также занимают не менее (а может быть и более) значимую позицию в современных инновационных подходах в управлении персоналом организации. Действительно, руководство любой организации осознает, что успешная хозяйственная деятельность в значительной мере определяется уровнем квалификации своих работников, при этом, так называемое, внутрифирменное обучение, не всегда позволяет решить данную проблему, особенно в ситуации, если нужный специалист требуется «сейчас». Инновационным решением проблемы обеспечения должно уровня квалификации персонала организации являются персонал-технологии, построенные по типу хедхантинга, скрининг, рекрутинг [1,6,8].

Так, технология хедхантинга, как инновационный метод подбора персонала, предполагает целенаправленный поиск и привлечение наиболее ценных и перспективных кадров. Хедхантинг - технология является пока мало распространенной в отечественной практике, но по нашему мнению, ее использование открывает большие перспективы в подборе особенно ценных, «штучных» специалистов. На сегодняшний день это, пожалуй, самая эффективная персонал-технология, которая позволяет удовлетворять потребность в эксклюзивных кадрах на должности топ-менеджеров организаций и ключевых специалистов.

В управлении персоналом используется и технология скрининга («поверхностный подбор»). Подбор персонала осуществляется как привило, в отношении работников-исполнителей (нижнее звено в иерархии управления организацией) и по чисто формальным признакам (возраст, пол, образование, опыт работы, семейное положение и т.д.). Напротив, технология рекрутинга («углубленный подбор»), реализуемая специализированными (рекрутинговыми) агентствами и как привило, в отношении руководителей и специалистов среднего звена, предполагает учет в подборе персонала его личностных характеристик и деловых качеств [1].

Более продвинутой рекрутинговой персонал-технологией является технология-методика подбора персонала Executive Search, которая применяется как в отношении кандидатов на занятие руководящих, высших должностей, так и в отношении специалисты редких профессий. Данная технология реализуется на практике кадровыми и консалтинговыми агентствами и предполагает в отличии от традиционной схемы рекрутинга, инициативный поиск кандидатов, даже среди тех, которые на данный момент работают в другой организации и не заняты активным поиском новой работы [6]. С использованием технологии Executive Search имется возможность отобрать лучшего кандидата:

- из «неактивных», не находящихся в поиске новой работы;

- из «активных», которые ищут работу.

Заметим, что в первом случае, для реализации технологии Executive Search нужен топ-менеджер или высоко квалифицированный специалист, обладающий уникальным набором профессиональных компетенций и опытом работы в четко

обозначенном направлении деятельности [8].

Анализируя современные инновационные подходы в управлении персоналом, эксперты Бостонской консалтинговой группы в ежегодном отчете «Creating People Advantage» [9] отмечают направления, которые сейчас должны быть самыми приоритетными в системе кадрового менеджмента компании, в частности,

- управление молодыми талантами;

- управление процессами лидерства;

- HR-аналитика;

- поведением и культурой персонала;

- управление вовлеченностью персонала в принятие управленческих решений.

Зарубежная практика корпоративного менеджмента свидетельствует, что компании, четко определяющие критерии лидерства, охватывающие весь спектр ценности HR, являются достаточно успешными в бизнесе. Систематическое применение корпоративных критериев лидерства во всех стадиях управления персоналом, позволяет компаниям сформировать четкие и понятные должностные инструкции для своих работников, найти наилучшее применение талантам в реализации общей стратегии компании [9]. Также целенаправленная деятельность компании по формированию вовлеченности персонала в управление ею, регулярной оценке поведения и соблюдения корпоративной культуры делает реально возможным на практике устанавливать нормы и моделировать поведение персонала в тех или иных ситуациях, стимулировать работников на достижение наилучших производственных результатов, сформировать корпоративный «дух» единой команды [10].

В последние годы, в зарубежной научной литературе все больше появляется публикаций, отражающих результаты исследований процессов вовлеченности персонала, инновационный подход в управлении персоналом на основе высокой вовлеченности (high-involvement approach to HRM или HIHRM). Такие технологии, образно говоря, позволяют «завоевать сердце и ум» работников компании, нацелены на получение эффекта управления их производственным поведением, совместное использование методов неформального и группового управления, позволяют одновременно развивать творческие способности работников, повышать трудовую мотивацию и создавать условия для внесения персонального вклада в итоговый результат деятельности организации [4].

В дополнение к выше рассмотренным персонал-технологиям скажем еще об одном инновационном подходе - Investors in People («инвестиции в людей»). Она представляет собой инновационную систему кадрового менеджмента, построенную на принципе интеграции общей стратегии развития компании и кадровой стратегии. По сути, это - международный стандарт качества управления персоналом, модель взаимодействия менеджеров и персонала с целью более эффективного достижения целей и задач компании.

Обобщая данное исследование, сформулируем ряд выводов.

1. Инновационные технологии в управлении персоналом можно рассматривать с двух позиций: как принципиально новые, повышающие эффективность деятельности организации и содержащие инновационные приемы управления трудовыми ресурсами, и как традиционные, дополненные нововведениями. Примерами первых являются новые, ранее неизвестные методы и способы воздействия на персонал. Во втором варианте, традиционная технология внедрения инноваций предполагает использование в рамках старой процедуры нового элемента управления персоналом.

2. Инновационные подходы к управлению персоналом следует рассматривать по всем функционалам менеджмента организации и в частности, в системе подбора персонала. В инновационной деятельности организации, которая характеризуется неопределенностью и значительным риском, сложно прогнозировать будущие потребности в кадрах, необходимо сначала оценить соответствие возможностей существующего персонала и требуемого уровня их квалификации содержанию инновационной деятельности. Инновационный тип современного производства по-новому формулирует проблему управления персоналом и в этой связи, формируется особая система отбора, обучения и трудовой адаптации персонала.

3. Система управления персоналом необходима в каждой организации. На основе проведенного исследования можно сказать, что, нестандартные (инновационные) методы зачастую приносят больше эффект несмотря на определенный уровень инновационного риска. В условиях развития рыночной экономики, традиционные методы управления персоналом, не дополненные новациями, быстро устаревают и не приносят какого-либо значимого эффекта. Рынок изменчив, поэтому должно происходить и изменение подходов в управлении персоналом в современной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антоненко А. Использование методики LAB-profile в практике управления персоналом / А. Антоненко // Менеджер по персоналу. 2006. № 10. С. 70-77.

2. Друкер П. Менеджмент в ХХ1 веке: Учебное пособие / П. Друкер ; пер. с англ. М. : Вильямс, 2001. 272 с.

3. Киселев Э. В. Общие подходы к формированию обучающейся организации на основе компетентностного подхода к развитию персонала / Э. В. Киселев, И. А. Щербакова // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 7. С. 20-26.

4. Кудрявцева Е. И. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / Е. И. Кудрявцева, В. М. Голянич // Управленческое консультирование. 2013. № 2. С. 5-16.

5. Моисеев А. Стержневые технологии нового времени / А. Моисеев // Управление персоналом. 2007. №17 (171). С. 8-24.

6. Технологии подбора персонала [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.training.com.ua/live/release/ tehnologii_podbora_personala

7. Управление персоналом организации : [учебник] / Под ред. А. Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 2007. 638 с.

8. Хохлова Т. Хедхантинг: эксклюзивная технология подбора суперкадров / Т. Хохлова, А. Машкетова // Управление персоналом. 2007. № 17(171). С. 35-40.

9. Creating People Advantage 2013. Lifting HR Practices to the Next Level / Rainer Strack, Jean-Michel Caye, Carsten von der Linden, Pieter Haen, Filippo Abramo // October 30, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// www.bcgperspectives.com/Images/-Creating_People_Advantage_0ct_2013_tcm80-147615.pdf

10. Global Talent 2021. How the new geography of talent will transform human resource strategies. Oxford Economics. Report, 2012 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.oxfordeconomics.com/Media/Default/Thought%20

Куликов B.C.

оценка социально-экономических обстоятельств г. Москвы

За годы реформ в России сформировалась устойчивая тенденция - усиливается диспропорция между развитием Москвы и преобладающей частью субъектов Федерации. Эта ассиметрия в значительной мере отражает избыточную концентрацию финансовых потоков в столицу ввиду сосредоточения в ней всех вертикально интегрированных компаний, крупных банков и фондовых бирж. Преобладающая часть их доходов аккумулируется в головных управляющих структурах, а также в офшорных зонах [1]. Москва, в которой расположены "штабы " сырьевых монополий, получает большую долю доходов от развития нефтегазодобычи (налоговая нагрузка на нефтяные компании достигает 65%). Этот процесс получения доходов от добычи и реализации углеводородов лишает тем самым части объёма заработанных средств регионов и городов - реальных производителей товаров и услуг, углубляет несбалансированность системы городского расселения между столицей и остальной территорией страны. Опыт переселения квалифицированных кадров из небольших городов в крупные городские агломерации, особенно в Москву, со всей очевидностью, нуждается в существенной корректировке, прежде всего, для уменьшения избыточной миграционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.