Научная статья на тему 'Инновационные подходы в преподовании физики'

Инновационные подходы в преподовании физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кажиакпарова Ж. С., Носова С. А., Кадирова Ж. К.

Рассматриваются проблемы обучения физике на современном этапе и некоторые методы их решения. Проведено анкетирование преподавателей и получены положительные отзывы о работе разработанных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кажиакпарова Ж. С., Носова С. А., Кадирова Ж. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в преподовании физики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Основной особенностью фазового состояния газоконденсатных смесей является то, что в ходе эксплуатации при снижении пластового давления эти смеси претерпевают фазовые превращения, характерные для ретроградных областей. Так при снижении давления по линии BD происходит ретроградная конденсация углеводородов (которые осаждаются прямо в порах коллектора) и объем выделяющейся жидкости растет до давления, соответствующего точке D. Затем смесь переходит в область прямого испарения, и при снижении давления по линии DE объем жидкой фазы уменьшается. Зависимость изменения количества жидкой фазы от изменения давления вычисляют в ходе разработки. Изменение фазового состояния пластовой газоконденсатной смеси в процессе разработки определяется пластовыми давлениями и температурами, а также составом смеси, от которого зависят, ширина петли и расположение критической точки, точек криконтентермы и криконденбары[8].

Процесс накопления ретроградного конденсата в призабойной зоне скважины можно описать как явление «динамической» конденсации.

Процесс динамического накопления конденсата развивается следующим образом. После прохождения фильтрующегося пластового газа через точку пласта с давлением ниже давления начала конденсации в пористую среду выпадает конденсат. В области высоких градиентов давления (область призабойной зоны пласта, в которой происходит резкое снижение давления) выпавшая жидкость может быть неподвижной, если ее насыщенность, ниже критической, либо фильтруется со скоростью, меньшей скорости фильтрующегося газа. Из всех новых порций пластового газа, проходящего через эту точку пласта, выделяется ретроградный конденсат, который не успевает фильтроваться вместе с газом к скважине, и, таким образом идет накопление жидкости. Этот процесс идет до тех пор, пока состав пластового газа в пористой среде в этой зоне не приблизится к равновесному составу накопившейся жидкой фазы. В результате насыщенность пористой среды жидкостью в этой зоне пласта может значительно превышать среднее значение насыщенности по пласту в целом[2]. Список использованной литературы:

1. Чекалюк Э.Б. Термодинамика нефтяного пласта. - М.: Недра, 1965. 238с.

2. Гуревич Г.Р. Справочное пособие по расчету фазового состояния и свойств газоконденсатных смесей. -M.: Недра, 1984. 350c.

3. Брусиловский А.И. Фазовые превращения при разработке месторождений нефти и газа. - М.: Грааль, 2002, 575 с.

© Аминева Э.М., 2017

УДК 004

Ж.С. Кажиакпарова

канд. экон. наук, доцент ЗКИТУ, г.Уральск, РК E-mail: [email protected] С.А. Носова

ст. преподаватель ЗКИТУ, г.Уральск, РК E-mail: [email protected] Ж.К. Кадирова ст. преподаватель ЗКИТУ, г.Уральск, РК E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДОВАНИИ ФИЗИКИ

Аннотация

Рассматриваются проблемы обучения физике на современном этапе и некоторые методы их решения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Проведено анкетирование преподавателей и получены положительные отзывы о работе разработанных систем.

Ключевые слова

Преподавание физики, обучающие системы, анкетирование.

В настоящее время большое внимание уделяется повышению эффективности учебного процесса. Решение этой проблемы связано с применением в учебном процессе новых методов и приемов обучения. Новые информационные технологии могут эффективно использоваться на традиционных занятиях, включающих демонстрационные опыты по физике, на лабораторных занятиях, а также на занятиях физического практикума [1, с.28].

Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию студентов к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий.

Эффективность использования средств новейших информационных технологий в учебном процессе во многом зависит от успешного решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных обучающих систем в учебном процессе [2, с.45].

В виртуальной среде представлены модели и достаточно высокого дидактического качества. Некоторые из них ориентированы на отработку у студентов отдельных экспериментальных умений (тренажеры, конструкторы); другие помогают изучать физические явления, недоступные для воспроизведения в условиях лаборатории; третьи создают условия для самостоятельного моделирования обучаемым разнообразных физических ситуаций.

Необходим тщательный отбор модельных объектов электронных учебных изданий для лабораторных занятий. Считаю, что наиболее эффективным для занятий этой организационной формы является использование виртуальных манипулятивных моделей (в том числе конструкторов и тренажеров), а также видеофрагментов натурных опытов. Таких объектов пока недостаточно в виртуальной информационной среде. Класс таких учебных объектов необходимо последовательно развивать.

На занятиях физики невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент [3, с. 98]. Компьютер становится помощником не только студента, но и преподавателя. Преимущество работы студента с программным обеспечением состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы студентов. Программы могут быть полезными при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажутся незаменимыми при его отсутствии. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на занятии. Это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе студентов.

Как показывает опыт, применение только традиционной методики проведения физического эксперимента приводит к низкому уровню умений и практических навыков студентов по физике, так как не все студенты умеют:

- анализировать, понимать и интерпретировать графики и таблицы, полученные в ходе эксперимента (не умеют использовать полученные знания по алгебре и геометрии при изучении физики);

- объяснять суть физических явлений (слабый словарный запас терминологии по физике);

- понимать закономерности физических процессов (не видят причинно-следственные связи);

- самостоятельно добывать нужную информацию из различных источников, в том числе электронных (слабо развиты навыки самостоятельной работы с ПК).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Выше перечисленные пробелы в знаниях студентов влияют на формирование информационной компетентности и уровень обученности студентов по физике. В связи с этим появляется идея: если проводить физический эксперимент и фронтальные лабораторные работы, используя виртуальные модели посредством компьютера, то можно компенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории школы и, таким образом, научить студентов самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента на виртуальных моделях. Таким образом, появляется реальная возможность формирования необходимой информационной компетентности у студентов и повышения уровня обученности студентов по физике [4, с. 29].

Необходимо отметить, что компьютерный эксперимент способен дополнить "экспериментальную" часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. При его использовании можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время.

Методики проведения лабораторных работ по физике с использованием информационных технологий позволяют:

1. Глубже понять физические процессы и закономерности, а также научиться применять полученные знания на практике.

2. Реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

3. Интегрировать знания студентов.

4. Стимулировать студентов на освоение персонального компьютера.

5. Поэтапно проводить эксперименты, создание ситуацию успеха на занятии, возможность применять методы дифференцированного обучения.

6. Мотивировать студентов на исследовательскую работу по какой-либо интересующей его теме для самостоятельного создания мультимедийных моделей взаимодействия тел, физических явлений и изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат.

Несмотря на большие плюсы, я рекомендую преподавателям физики не отказываться полностью от реальных практических работ, так как на начальном этапе обучения у подростков более развита предметная деятельность, чем наглядно-образное мышление, а в дальнейшем, когда обучение студентов основано на теоретическом уровне обобщения, можно использовать компьютерные модели, развивающие логику и мышление студентов.

Расширение знаний преподавателя в области «Методика проведения лабораторных работ по физики с использованием ИТ» позволяет педагогу:

1. Осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики.

2. Использовать учителю в своей работе новые технологии на актуально развивающей, личностно -ориентированной основе.

3. Осуществлять оптимальный интегрированный отбор проблемных, исследовательских, практических, репродуктивных методов обучения.

4. Использовать виртуальные манипулятивные модели, видеофрагменты натуральных опытов.

5.Стимулировать исследовательскую и творческую деятельность, которая развивает познавательные интересы учеников.

6. Использовать компьютерный эксперимент, который способен дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков.

Список использованной литературы:

1. К. Колеченко, Энциклопедия педагогических технологий. С. - П.: Каро, 2008, 89 с.

2. В.П. Беспалько, Слагаемые педагогических технологий: Наука, М., 2007, 128 с.

3.С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: М.: ACADEMA, 2002, 368 с.

4.К. Кикоин, И. К. Кикоин, Инновационные технологии при изучении молекулярной физики: Наука, М., 2006, 28 с.

© Кажиакпарова Ж.С., Носова А.С., Кадирова Ж.К., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.