Научная статья на тему 'Инновационные подходы косвоению минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечению регионов Севера и Арктики'

Инновационные подходы косвоению минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечению регионов Севера и Арктики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЫРЬЕВОЙ СЕКТОР / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цукерман В.А., Горячевская Ε.С.

Рассмотрены основные проблемы, связанные с освоением минерально-сырьевых ресурсов Севера и Арктики с учетом формирования инновационно-ориентированной экономики. Сформулированы предложения по государственной поддержке сохранения потенциала горнорудной промышленности. Разработаны предложения по повышению квалификации менеджеров, способных эффективно управлять инновационными проектами в различных сферах освоения минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечения северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цукерман В.А., Горячевская Ε.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы косвоению минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечению регионов Севера и Арктики»

инновационные подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечению

регионов севера и арктики

В. А. ЦУКЕРМАН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом промышленной и инновационной политики E-mail: tsukerman@iep. kolasc. net. ru Е. с. ГОРЯЧЕВсКАЯ,

научный сотрудник отдела промышленной и инновационной политики E-mail: noskova_lena@mail. ru

Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН

Рассмотрены основные проблемы, связанные с освоением минерально-сырьевых ресурсов Севера и Арктики с учетом формирования инновационно ориентированной экономики. Сформулированы предложения по государственной поддержке сохранения потенциала горнорудной промышленности. Разработаны предложения по повышению квалификации менеджеров, способных эффективно управлять инновационными проектами в различных сферах освоения минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечения северных территорий.

Ключевые слова: Север, минеральные ресурсы, сырьевой сектор,жизнеобеспечение, экономическая политика, недропользование, инновационные технологии.

Потенциальная ценность ресурсов полезных ископаемых регионов позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны, Севера и Арктики на длительную перспективу. По мнению авторов, минерально-сырьевой комплекс останется ведущим в структуре экономики Севера. Это не противоречит программам ускоренного формирования сектора высокотехнологичных отраслей промышленности, работающих на внутренний рынок, предприятий строительного комплекса, организаций сферы услуг и других видов деятельности. Нынешний уровень развития сырьевого сектора экономики и его рентабельность дают воз-

можность осуществить на основе как имеющегося, так и перспективного портфеля проектов реальный прорыв в сфере развития наукоемких технологий и реализации инфраструктурных проектов.

Возможность формирования инновационно ориентированной экономики в современных условиях на базе реализации проектов в сырьевом секторе наглядно показывает опыт инновационных подходов к освоению минеральных ресурсов в благополучных северных странах, таких как Норвегия, Канада, США, Финляндия и др.

Среди существенных отличий сырьевого сектора экономики Севера от других секторов следует отметить:

1) высокую капиталоемкость проектов добычи, переработки и освоения минеральных природных ресурсов — особенно стратегических полезных ископаемых (нефть, растворенный в нефти газ, никель, кобальт, тантал, ниобий, бериллий, литий, редкие земли иттриевой группы, особо чистое кварцевое сырье);

2) значительные сроки реализации проектов. Так, горно-металлургический комплекс по добыче и переработке медно-никелевых руд в г. Норильске и горно-обогатительный комплекс по переработке апатито-нефелиновых руд функционируют уже более 50 лет;

3) создание специальной техники и технологии поисков, разведки, освоения, добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Севера. Современная ситуация в минерально-сырьевом комплексе характеризуется стремительным нарастанием «зрелости» ресурсной базы — уменьшением запасов в расчете на открываемое месторождение, а также ухудшением природно-эксплуатационных характеристик вовлекаемых в разработку объектов. Так, например, средний размер вновь открываемого в пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции нефтяного месторождения на протяжении последних 5—7 лет устойчиво находится в интервале 2—3 млн т извлекаемых запасов нефти (в 1980-е гг. аналогичный показатель составлял 60—70 млн т). При этом объемы запасов все еще остаются весьма и весьма значительными [1].

Институциональная система, обеспечивающая освоение и использование природных ресурсов в направлении выгодном и целесообразном с точки зрения интересов достижения общественных целей и приоритетов — весьма сложный и динамически развивающийся социально-политический институт. Жители Севера заинтересованы не просто в добыче значительных объемов природных ресурсов, но и в экономически и социально-эффективном протекании данного процесса. Например, повышение показателя конечной нефтеотдачи и уменьшение объемов низконапорного газа, остающегося в залежи. Однако на Севере в последние годы и коэффициент нефтеизвлечения, и объемы низконапорного газа меняются в худшую сторону вследствие неэффективности институциональной системы освоения и использования нефтегазовых ресурсов и из-за влияния той монопольной структуры нефтегазового сектора, которая сложилась в настоящее время.

Особенностью реализации экономической политики Севера и Арктики является очаговый характер освоения, локальный характер производственно-хозяйственной деятельности, причем по-прежнему в основе лежит добыча уникальных полезных ископаемых. При этом ситуация в последние годы значительно ухудшилась — на смену ведомственному принципу пришла корпоративная обособленность.

Основной задачей северной социально-экономической политики является улучшение ситуации в сфере недропользования. Это подтверждает мировой опыт и практика северных стран, которые используют минерально-сырьевой сектор в качестве катализатора повышения научно-технического уровня, формирования современных технологичес-

ких комплексов, подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов и т. д.

Разрабатываемая политика недропользования далека от решения задач, связанных с экономическими и социальными проблемами территорий Севера. Не решаются задачи долгосрочного характера — как правило, предприятия ограничиваются уплатой налогов, сохранением рабочих мест и выполнением требований по достижению уровней проектных показателей добычи минерально-сырьевых ресурсов. Более того, те социальные мероприятия, которые осуществляют компании, несопоставимы с финансово-экономической точки зрения с теми выгодами, которые они получают. Ситуация усугубляется также широким использованием на внутрироссийском рынке так называемых внутрирасчетных цен и корпоративных тарифов. Имеет место классическая ситуация «ножниц цен» — цена на сырье поддерживается на низком уровне, в то время как цена на промышленную продукцию (оборудование и производственно-технические услуги) формируется по повышенным рыночным ценам [1].

Основное требование к формированию институциональных условий и механизмов освоения Севера и Арктики — их гибкость и ориентация на развитие и поощрение предпринимательской и инновационной инициативы со стороны бизнеса.

Современная особенность освоения минерально-сырьевых ресурсов состоит в том, что природ-но-ресурсный потенциал запасов традиционных полезных ископаемых и природных ресурсов в значительной степени исчерпан. Месторождения, открываемые и вовлекаемые в разработку, характеризуются значительно меньшими запасами и расположены в более сложных горно-геологических и природно-климатических условиях. Противостоять этой тенденции могут только научно-технические и организационно-экономические инновации. Это, в свою очередь, предполагает формирование более гибких и более специфических — с учетом не только экономических, но и региональных особенностей — институциональных условий. Изменение в сторону улучшения данной системы за счет перенесения центра тяжести на государственные корпорации или корпорации с государственным участием желаемого эффекта, как показывает отечественный опыт и мировая практика, не удается.

Истощение промышленных запасов разрабатываемых месторождений, ориентация на предпочтительное использование горными предприятиями импортной техники, свертывание геологоразведочных работ ставит под сомнение перспективы

- 39

быстрого выхода из сложившегося кризисного состояния экономики северных регионов и страны в целом.

Большое значение для устойчивого развития экономики регионов Севера имеет восполнение запасов минерального сырья. Процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы на большинстве предприятий горно-промышленного комплекса (ГПК) нарушен. В отличие от мировых тенденций происходит сокращение разведанных запасов. Даже сократившиеся за эти годы объемы добычи не компенсируются приростом запасов. Объемы геологоразведочных работ не возмещают отработки запасов действующими предприятиями. В перспективе, притом недалекой, это может создать угрозу энергетической и экономической безопасности Севера и России.

Основным вектором усилий является целенаправленное формирование системы горизонтальных связей в экономике Севера и реализация тех потенциальных преимуществ, которые может дать комплексный подход в производственно-экономической сфере, развитие и поощрение предпринимательской инициативы, что в свое время и послужило «катализатором» освоения полезных ископаемых.

При совершенствовании структурной и инвестиционной политики на Севере следует особое внимание уделить возможностям использования кластерных инициатив и реализации кластерной политики, которая стала базовой стратегией многих национальных экономик. Обеспечение экономического развития и повышение конкурентоспособности с помощью кластерных инициатив может дать такой же позитивный эффект, который достигнут при реализации 500 инициатив в 20 странах мира [1]. Кластеры как сообщества фирм и тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности, выполняют роль «локомотивов» инноваций, «точек роста» внутреннего рынка и основ международной экспансии.

Для ускоренного и комплексного изучения, разведки и освоения месторождений полезных ископаемых регионов необходимо:

• расширение инфраструктуры;

• ускорение технологической модернизации предприятий;

• ускорение подготовки к промышленной эксплуатации запасов стратегических полезных ископаемых.

Освоение минерально-сырьевых ресурсов Севера позволит одновременно решить задачи:

1) поддержания и развития минерально-сырьевой базы предприятий;

40 -

2) концентрации сил и средств при реализации стратегических задач комплексного развития новых территорий;

3) кооперации регионов и развития приоритетных направлений промышленной и экономической политики.

При освоении месторождений полезных ископаемых Севера и Арктики следует иметь в виду, что самым затратным элементом при создании минерально-сырьевой базы является организация промышленной и социальной инфраструктуры регионов. По данным статистики, производительность труда одного работающего на горных предприятиях Севера существенно ниже аналогичной зарубежной, что объясняется прежде всего тем, что все отечественные горные предприятия проектируются и организуются как замкнутые самообеспечивающиеся и самонастраивающиеся производственные системы, способные функционировать независимо от внешних условий, что, соответственно, требует повышенного количества трудовых и материальных ресурсов.

В современных условиях необходима реструктуризация предприятий и превращение их из замкнутых самообеспечивающихся систем в открытые производственные системы, в максимальной степени потребляющие внешние ресурсы и услуги.

Основные принципы проектирования технологий освоения северных месторождений заключаются в следующем [8]:

• этапность ведения работ;

• инновационные технологии и соответствующая им техника в северном исполнении;

• использование оборудования с приводом на электрической энергии;

• организация системы эксплуатационного опробования в целях повышения эффективности процессов рудоподготовки и обогащения;

• комплексное использование недр за счет извлечения максимума полезных компонентов и утилизации отходов.

Особая проблема при освоении минерально-сырьевых ресурсов связана с управлением отходами. Исследования последних лет показали возможность и экономическую целесообразность комплексного использования сырья и отходов различных производств на Севере, однако для реализации новых подходов требуется взвешенная реструктуризация и диверсификация предприятий ГПК [4].

Необходимым шагом на пути более рационального использования минеральных ресурсов является разработка и массовое внедрение инновационных технологий утилизации попутного газа при разработке месторождений в Арктике с ее

хрупкой и легко ранимой природой, сложностью решения транспортных проблем и невозможностью применения традиционных технологических подходов и решений [2].

Широкое использование природного газа и водорода в энергетике, на транспорте и в качестве сырья для химической промышленности является одной из главных современных технологических тенденций. В настоящее время мировые мощности по производству водорода оцениваются в 100 млн т в год. Подавляющую часть водорода получают в процессах конверсии природного газа и угля в синтез-газ, а также в процессах риформинга и других нефтеперерабатывающих и нефтехимических процессах.

Универсальным способом безубыточной или малоубыточной утилизации попутного нефтяного газа в специфических условиях Севера является их малотоннажная конверсия в жидкие продукты непосредственно на промыслах.

Необходимо специально отметить, что малотоннажная газохимическая конверсия попутного газа представляет собой технически очень сложную задачу по целому ряду причин:

• во-первых, в отличие от товарного природного газа, который фактически представляет собой чистый метан, попутный газ — продукт эфемерный, не имеющий какого-либо определенного состава;

• во-вторых, также непостоянен объем извлекаемого газа. По мере разработки месторождения он нарастает, а затем, по мере падения добычи, снижается. Поэтому невозможно решить проблему гашения факелов на промысле на базе одной установки определенной мощности;

• в-третьих, существующие в настоящее время у нас в стране и за рубежом газохимические процессы экономически оправданны только при очень больших масштабах производства, начиная от нескольких сотен миллионов кубометров в год;

• в-четвертых, до сих пор нет ни принятой методологии определения объема попутного нефтяного газа, ни соответствующей сертифицированной аппаратуры.

В настоящее время отечественными и зарубежными специалистами разрабатывается ряд альтернативных технологий конверсии природных и попутных газов в синтез-газ:

• получение синтез-газа на основе энергетических технологий (газодизелей и реактивных двигателей);

• получение синтез-газа и водорода в радиационных горелках;

• процессы на основе фильтрационного горения;

• окисление на керамических мембранах;

• микроканальные реакторы;

• окисление метана при миллисекундных временах контакта;

• электрохимическая конверсия метана в синтез-газ.

Внедрение новых технологий конверсии попутных газов в синтез-газ может существенно сократить объем их факельного сжигания и надежно обеспечить собственное энергопотребление промыслов, облегчить практическое освоение российских арктических ресурсов углеводородного сырья.

Особо острая проблема при освоении минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечении Севера и Арктики связана с повышением квалификации менеджеров, способных эффективно управлять инновационными проектами в различных сферах, поскольку именно от компетенции менеджеров всех уровней и специализаций зависит результат инновационного развития экономики территории.

Менеджер инновационной деятельности должен быть способен решать необычную, ранее не встречающуюся экономическую, техническую и организационную проблему. В инновационном бизнесе особенно высока степень влияния человеческого фактора. В этой связи в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) следует особое внимание уделять предметам, повышающим знания будущих специалистов, необходимых при принятии управленческих решений [5].

Сегодня инновационному менеджеру уже требуется два высших образования, прежде всего тем, кто первый диплом получил 15 и более лет тому назад. Не секрет, что дополнительное образование или переподготовка требуется в первую очередь специалистам, которые обучались заочно. Полагаем, что менеджерам всех уровней необходимо предоставить возможность и создать стимулы получения современного высшего управленческого образования. Для определенного круга специалистов (в т. ч. представителей коренных народов Севера) следует рассмотреть возможность внедрения системы образовательных сертификатов, когда часть расходов на обучение берет на себя государство, часть — работодатель или специалист. Сертификат может включать и возможность получения образовательного кредита на льготных условиях.

Следует отметить, что существующая система высшего образования слабо ориентирована на запросы реального сектора экономики и социальной

- 41

сферы, не соответствует потребностям рынка труда северных регионов и системы прогнозирования потребности в кадрах.

В систему ГОУ ВПО необходимо вводить предметы по северологии (североведению), как нового наиболее перспективного сплава знаний, востребованного временем, который позволяет рассматривать потенциал научно-инновационной инфраструктуры северных территорий России и других северных стран, а также методологию определения приоритетов и рисков [6].

Уменьшение в последние годы бюджетных мест в ГОУ ВПО Севера привело к существенной деформации структуры образовательных услуг. ГОУ ВПО ориентируются на платежеспособность студентов и их родителей, в то время как экономика и социальная сфера нуждаются в инженерно-технических и управленческих кадрах. Именно по этим специальностям и требуется увеличение бюджетных мест.

На Севере, где функционируют мощные нефтехимический, металлургический, горный и горнохимические комплексы, практически отсутствуют современные системы переподготовки и повышения квалификации кадров в инновационной сфере, которые могли бы служить основой для подготовки менеджеров наукоемких и инновационно активных технологических компаний. В этом плане им остается довольствоваться возможностью участия в разовых краткосрочных семинарах с участием приезжих специалистов. Однако такие семинары для специально отобранного контингента слушателей могут принести пользу только уже достаточно «продвинутым» в сфере технологического бизнеса специалистам и менеджерам.

Проведенный анализ в организациях, предприятиях и властных структурах показал, что высококвалифицированных специалистов на Севере крайне недостаточно. В качестве системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для инновационного развития Севера предлагается создание современных образовательных комплексов, включающих специализированные курсы, научные семинары и школы, рассчитанные на различные категории слушателей и сроки обучения, с развитыми интерактивными методами обучения, в том числе использование деловых игр, кейсов, тренингов, мастер-классов и др. К работе этих комплексов необходимо привлекать для проведения практических занятий представителей бизнеса и организаций сферы услуг, а к чтению теоретических курсов — преподавателей высокой квалификации. На базе потенциала научных центров РАН Севера

42 -

следует создавать автономные некоммерческие организации высшего и дополнительного профессионального образования в виде академических университетов, ориентированных на подготовку кадров для региональной науки и высокотехнологичных производств.

Представляется целесообразным создание на Севере бизнес-школ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration» (MBA). Местом создания подобных школ предпочтительно выбирать города, где расположены научные центры РАН (Апатиты, Сыктывкар и т. д.).

Важнейшим условием предотвращения социальных потрясений при освоении минерально-сырьевых ресурсов и жизнеобеспечении регионов Севера и Арктики становится действенная государственная поддержка этого сектора и, прежде всего, существенное уменьшение налоговой нагрузки на предприятия. Необходимо соответствующие изменения внести в Налоговый кодекс РФ (а именно, в гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»).

Действующее налоговое законодательство не устанавливает взаимосвязи между динамикой цен, например, на черные и цветные металлы и налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поскольку налоговая база определяется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. При этом за расчетную стоимость принимают сумму расходов на добычу руд [7].

Между тем крупные горнодобывающие компании и заинтересованные организации хотя и предпринимали определенные попытки по изменению соответствующих разделов налогового законодательства, в целом мирились с создавшимся положением: они опасались, что переход на расчет НДПИ в зависимости от продажной цены реализуемого продукта при благоприятной динамике цен на металлы может вызвать значительное увеличение платежей в бюджет. Однако при резком падении цен на металлы ситуация существенно меняется.

По мнению Ю. В. Прусса, критериями жизнеобеспечения северных регионов с минерально-сырьевой ориентацией экономики является целый ряд принципиальных положений [3]. С некоторыми из них нельзя не согласиться, Северу жизненно необходимы, в частности:

1) наличие государственной программы развития (жизнеобеспечения) северных территорий и соответствующего государственного органа управления;

2) принятие федеральных законов о недрах и их лицензировании с выделением в законе северных территорий как особых зон дифференцированного хозяйствования и управления недрами с соответствующими преференциями для привлечения на эти территории потенциальных инвесторов;

3) часть средств от проведения всех аукционов и конкурсов на право владения недрами регионов перечислять в местные бюджеты территорий, где расположен объект, на специальный счет «развитие минерально-сырьевой базы», для дальнейшего их использования в местных программах развития минерально-сырьевого комплекса;

4) государственное регулирование (рамочное) объемов добычи полезных ископаемых с целью обеспечения ритмичности и планомерности производства валовой продукции, не допуская резких всплесков уровня добычи;

5) включение в Земельный кодекс РФ положения о льготных условиях пользования земельными наделами северных территорий, упрощенные условия их приобретения и аренды как для хозяйственной деятельности, так и для проживания.

Список литературы

1. Асеев А. Л., Кулешов В. В., Крюков В. А, Селиверстов В. Е. Институциональные условия повышения научно-технического уровня проектов на Севере // Северная инновационная стратегия России / Социальное развитие северных городов: Материалы Пятого Северного социально-экологического конгресса. М.: Рекламно-издательский комплекс «Галерия», 2010. С. 59—66.

2. Арутюнов В. С., Цукерман В. А. Инновационные технологии утилизации попутного газа при разработке месторождений в Арктике // Материалы III Всероссийской морской научно-практической конференции «Стратегия развития России и на-

циональная морская политика в Арктике. Арктика — 2010». Мурманск, 14—15 сентября. Мурманск: Изд-во Мурманского государственного технического университета, 2010. С. 89—90.

3. Прусс Ю. В. Критерии технологии жизнеобеспечения природно-ресурсных территорий Севера на примере Северо-Востока России // Фундаментальная наука и образование. Культурное и природное наследие России: материалы Пятого Северного социально-экологического конгресса. М.: Рекламно-издательский комплекс «Галерия», 2010. С. 38—41.

4. Цукерман В. А. Актуальные проблемы инновационного развития экономики российского Севера // Пространственная экономика. 2009. № 4. С. 57—87.

5. Цукерман В. А. О стратегии развития системы подготовки инновационных менеджеров для горной промышленности // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2010. № 5. С. 263—270.

6. Черешнев В. А, Расторгуев В. Н. Фундаментальное знание: общие задачи науки и высшей школы, специфика северных регионов России // Научно-информационный бюллетень «Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации». 2009. Выпуск 10. С. 9—17.

7. Юхимов Я. И., Юхимова Я. Я. Государственная поддержка — важнейшее условие сохранения потенциала горнорудной промышленности России в условиях мирового кризиса // Горный журнал. 2010. № 4. С. 37—39.

8. Яковлев В. Л., Корнилко В. С. О новых подходах к освоению минерально-сырьевых ресурсов Уральского Севера // Фундаментальная наука и образование. Культурное и природное наследие России: Материалы Пятого Северного социально-экологического конгресса. М. : Рекламно-издательский комплекс «Галерия», 2010. С. 22—27.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.