Научная статья на тему 'Инновационные подходы к управлению грузопотоками на водном транспорте'

Инновационные подходы к управлению грузопотоками на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1091
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОТОКИ / ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ГРУЗОПОТОКОВ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКАМИ АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / МЕТОДЫ И ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОТОКОВ ПО ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ / БЕНЧМАРКИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКАМИ / ПОНЯТИЕ / ВИДЫ БЕНЧМАРКИНГА / FLOWS / CHARACTERISTICS AND CLASSIFICATION FEATURES OF TRAFFIC MANAGEMENT WITH TRAFFIC ANALYSIS / FORECASTING / PLANNING / ORGANIZATION / REGULATION / CONTROL / METHODS AND FACTORS OF DISTRIBUTION OF TRAFFIC ON THE TRANSPORT NETWORK / BENCHMARKING AS AN INNOVATIVE METHOD OF MANAGING TRAFFIC FLOWS / CONCEPT / TYPES OF BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянова Л.Н., Королева Е.А.

В статье рассматривается содержание понятия «управление грузопотоками», исследуются отдельные элементы грузопотоков, определяется понятие, приводятся классификационные признаки грузопотоков. Определены факторы, влияющие на распределение грузопотока по транспортной сети, уточнены методы планирования грузопотоков. Излагается целесообразность использования бенчмаркинга при переключении российского грузопотока из портов сопредельных стран на российские порты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буянова Л.Н., Королева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO MANAGING TRAFFIC ON WATER TRANSPORT

The article discusses the concept of «traffic management», examines the individual elements of the flows defines the concept, describes the classification of traffic signs. The factors that affect the distribution of traffic on the transport network refined methods of flow planning. Outlines the feasibility of using benchmarking in the switching of Russian cargo from ports of neighboring countries to Russian ports.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к управлению грузопотоками на водном транспорте»

УДК 656.073

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГРУЗОПОТОКАМИ НА

ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Буянова Л.Н., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИМ», e-mail: info@cniim.com Королева Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Транспортная логистика» ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail:

kaf_logistics@gumrf.ru

В статье рассматривается содержание понятия «управление грузопотоками», исследуются отдельные элементы грузопотоков, определяется понятие, приводятся классификационные признаки грузопотоков. Определены факторы, влияющие на распределение грузопотока по транспортной сети, уточнены методы планирования грузопотоков. Излагается целесообразность использования бенчмаркинга при переключении российского грузопотока из портов сопредельных стран на российские порты.

Ключевые слова: грузопотоки, характеристика и классификационные признаки грузопотоков, функции управления грузопотоками - анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, методы и факторы, влияющие на распределение грузопотоков по транспортной сети, бенчмаркинг как инновационный метод управления грузопотоками, понятие, виды бенчмаркинга.

INNOVATIVE APPROACHES TO MANAGING TRAFFIC ON WATER TRANSPORT

Buyanova L., Doctor of Economics, Professor, leading research scientist of the JSC «CNIIMF» Koroleva E., Doctor of Economics, Professor of the Transport logistics chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and

Inland Shipping»

The article discusses the concept of «traffic management», examines the individual elements of the flows defines the concept, describes the classification of traffic signs. The factors that affect the distribution of traffic on the transport network refined methods of flow planning. Outlines the feasibility of using benchmarking in the switching of Russian cargo from ports of neighboring countries to Russian ports.

Keywords: flows, characteristics and classification features of traffic management with traffic analysis, forecasting, planning, organization, regulation, control, methods and factors of distribution of traffic on the transport network, benchmarking as an innovative method of managing traffic flows, the concept, types of benchmarking.

Управление грузопотоками - важная составляющая эффективного и качественного транспортного обслуживания экономики страны.

Основными традиционно выделяемыми функциями управления являются анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль. Все эти функции реализуются в процессе управления грузопотоками. Каждая из перечисленных функций представлена как процесс.

Анализ, как процесс управления, предполагает исследование отдельных элементов грузопотока. Для этого следует уточнить понятие «грузопотоки» и выделить их характеристики.

В отраслевой литературе традиционно используется два определения. В первом из них внимание акцентируется на том, что грузопоток это количество грузов, перевозимых за некоторый промежуток времени между определенными пунктами и регионами [1].

Во втором определении под грузопотоком понимается объем перевозок, проходящий в единицу времени через определенное

сечение транспортного пути в определенном направлении [2].

Из анализа представленных формулировок следует, что грузопоток является векторным понятием и имеет соответственно размер и направление.

Прежде, чем перейти к следующему этапу управления грузопотоками необходимо рассмотреть классификационные признаки грузопотоков и оценить их влияние на последующие этапы процесса управления грузопотоками.

Анализ грузопотоков проводится как с применением количественных, так и качественных методов. Основными методами анализа грузопотоков являются: транспортно-экономический баланс; метод нормативных показателей; метод прямого учета.

Транспортно-экономический баланс составляют исходя из основных показателей материального баланса на основе анализа географического размещения ресурсов и их распределения в пределах рынка, что позволяет определить схемы доставки грузов в пределах экономического района.

Таблица 1- Характеристики грузопотоков.

№ п/п Характеристика грузопотока Пояснения

1 Пункт отправления и назначения (направление грузопотока) Пункты зарождения и поглощения грузопотока. Пункт зарождения грузопотока называют грузообразующими, поглощения - грузопоглощающими.

2 Объем перевозок за единицу времени (мощность грузопотока) Объем перевозок измеряется в тоннах, УГЕ, м3 или в других единицах. Объем перевозок характеризуется структурой и временем выполнения. Объем перевозок может быть определен такими методами как балансовый, нормативный и прямого учета.

3 Структура грузопотока Структура грузопотока может определяться по видам грузов, видам транспорта, транспортным операторам, выполняющим соответствующие перевозки.

4 Неравномерность грузопотока Отражает колебание грузопотока по времени (в том числе сезонность). Неравномерность грузопотока оценивается коэффициентом неравномерности, который определяется как соотношение максимального объема перевозок за определённый период к его среднему значению.

5 Уравновешенность грузопотока (сбалансированность) Сбалансированность грузопотока отражает возможность обратной загрузки транспортных средств на данном направлении перевозок. В связи с этим направление с большим объемом перевозок называется прямым, с меньшим - обратным. Сбалансированность грузопотока определяется показателем уравновешенности грузопотока, равного отношению объемов, перевозимых в обратном направлении к прямому.

6 Партионность грузопотока Партионность грузопотока определяется совокупностью однородных грузовых единиц одновременно перемещаемых по заданному направлению. Размер партий грузов различается на видах транспорта и зависит от рода перевозимого груза

7 Назначение грузопотока По назначению различают международные, межрайонные, местные, внутрихозяйственные грузопотоки

Метод нормативных показателей основан на зависимости между производством продукции и объемами перевозок.

Сущность метода прямого учета заключается в сплошном обследовании грузообразующих и грузопоглощающих пунктов региона.

При планировании грузопотоков производится их распределение по транспортной сети, в том числе распределение грузопотоков по отдельным видам транспорта.

Распределение грузопотока по транспортной сети зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются:

- состояние, характера и уровень развития транспортной и транспортно-логистической инфраструктуры;

- тип транспортной организации территории (моноцентрическая система; система, ориентированная вовне региона с высокой транспортной проходимостью внутри региона; система, ориентированная вовне, с плохой проходимостью внутри региона; водная система коммуникаций);

- взаимодействие видов транспорта (при смешанных перевозках, в транспортных узлах). Учитываются и анализируются технические, технологические, экономические, правовые формы взаимодействия;

- размещение транспортных средств и транспортной сети относительно грузообразующих и грузопоглощающих пунктов.

Планирование грузопотоков осуществляется в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах. В зависимости от периода планирования можно выделить: методы оперативного выбора вида транспорта;методы стратегического планирования и выбора вида транспорта для освоения грузопотока.

При оперативном выборе вида транспорта различают:

- методы расчета экономического эффекта от выбранного вида транспорта по конкретной корреспонденции;

- методы определения рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

Расчет затрат по каждой корреспонденции перевозок хотя и точен, но достаточно трудоемкий. Поэтому на практике при распределении грузопотоков по транспортной сети пользуются заранее определенными сферами рационального использования каждого вида транспорта или равновыгодными (предельными) расстояниями.

Ко второй группе методов распределения грузопотоков по транспортной сети относится и метод установления границ района тяготения. Под районом тяготения понимается территория, грузы с которой целесообразно вывозить или ввозить конкретным видом транспорта через данный транспортный узел.

При определении районов тяготения к внутренним водным и железнодорожным путям различают районы непосредственного и перевалочного тяготения. В первом случае груз подвозится из района местным видом транспорта (автомобильным) либо зарождается в пунктах, расположенных на данном водном пути. Во втором случае с другого магистрального вида транспорта, например, из района перевалочного тяготения к водному пути по железной дороге. Критерием для установления границ непосредственного или перевалочного тяготения служит минимум затрат по доставке груза.

При текущем выборе вида транспорта грузовладелец делает выбор из существующей инфраструктуры транспортной сети и видов транспорта. При стратегическом планировании выбор ведется с учетом возможности развития транспортной и логистической инфраструктуры и создания новых способов перемещения товаров. Расчеты по выбору вида транспорта проводятся на основе сопоставления интегральных затрат за весь период жизненного цикла.

Процесс распределения грузопотоков по транспортной сети может включать и решение задачи по переключению действующих грузопотоков с одного вида транспорта на другой. Этот этап процесса управления грузопотоками очень важен, так как он связан с конкурентоспособностью отдельных видов транспорта. Поэтому специалисты стремятся использовать инновационные методы и в этой сфере.

Одним из эффективных методов совершенствования бизнес-процессов, в том числе и транспортных, в условиях конкуренции является бенчмаркинг.

В [7] приведены три определения бенчмаркинга, обобщая которые в контексте с предметом данной статьи, под бенчмаркин-гом будем понимать один из методов стратегического маркетинга (управления грузопотоками), при котором осуществляется сравнительный анализ показателей (параметров) работы одной компании с показателями других, более успешных компаний аналогичной сферы

деятельности. При этом показатели, по которым идет сравнение эффективности работы, называются бенчмарками.

Впервые широко этот метод анализа был использован компанией Xerox в 1980-е годы [8], хотя существуют и другие мнения.

Термин «бенчмарк» активно используется при анализе финансовых рынков. В России бенчмарком фондового рынка обычно является индекс РТС или индекс ММВБ, в США - индекс Доу-Джонса, S&P 500 и индексы NASDAQ. В сфере информационных технологий бенчамарком называется компьютерная программа, которая служит для сравнения производительности компьютеров или операционных систем. В стратегическом анализе транспортных компаний этот термин практически не используется, а применяются конкретные оценочные показатели, по которым идет сравнение: тарифы, производительность и т.п.

В целом, независимо от используемой терминологии, этот метод достижения конкурентного преимущества используется в логистике, маркетинге, управлении персоналом, финансовом менеджменте. Так, бенчмаркинг в логистике направлен на выявление проблемных ситуаций в логистических системах, в сферах по выполнению заказов и транспортировке.

Различают следующие основные виды бенчмаркинга:

• внешний - отражает состояние окружающей среды глобального маркетинга и необходимость учета особенностей его в разных странах

• внутренний - осуществляется сравнение процессов (продуктов, услуг) внутри организации

• конкурентный - осуществляется сравнение с прямыми конкурентами (по предоставляемым продуктам или услугам), работающими на местном, региональном или международном рынке;

• функциональный общий - сравниваются процессы собственной организации с похожими процессами другой организации, но работающей в другой сфере деятельности;

• функциональный отраслевой - сопоставление собственной организации с отраслевыми лидерами или лучшими функциональными операциями отдельных компаний.

• операционный - исследование определенного производственного процесса с целью поиска путей его совершенствования.

Для каждого вида бенчмаркинга используется свой набор бенч-марков с учетом целевых установок.

Так, например, при обосновании возможности и условий переориентации российского грузопотока из портов сопредельных государств в морские порты России на основе анализа мирового опыта в сфере морских портов был сформирован конкретный перечень бенчмарков услуг.

Для переключения российского грузопотока из портов сопредельных стран на российские порты надо повысить их конкурентоспособность, поэтому целесообразно использовать конкурентный бенчмаркинг, а для сравнения конкурентоспособности отдельных видов транспортных услуг - операционный бенчмаркинг.

В качестве источников информации для выбора «эталона» по бенчмаркингу используются различные источники. Например, отраслевые публикации по деятельности морских портов; базы данных консалтинговых и аудиторских компаний по организациям, применяющим лучшие практики (например, GMP); годовые отчеты портов-акционерных компаний; информация, предоставляемая портами по запросу в случае проведения совместного бенчмаркетинга и др.

Порты по своей производственно-экономической сущности являются хозяйствующими субъектами естественных монополий, для которых характерна монополистическая конкуренция или олигополия.

Монополия как вид конкуренции характеризуется наличием на рынке услуг одного субъекта - монополиста. Но практически всегда можно найти хотя бы один альтернативный способ доставки груза, поэтому монополия не свойственна транспортному рынку, рынку портовых услуг, а встречается в отдельных случаях. В то же время количество субъектов рынка портовых услуг обычно ограничено. Например, конкуренцию российским портам в Северо-Западном регионе составляют ограниченное число портов прибалтийских государств и Финляндии; на Юге - несколько портов Украины; на Дальнем востоке - несколько портов Китайской Народной Республики и Кореи.

Отсюда следует, что для портов характерна одна из двух форм несовершенной конкуренции - монополистическая или олигополия. Это обстоятельство следует учитывать при формировании перечня бенчмарков с целью повышения конкурентоспособности портов.

В морских портах хозяйствующими субъектами, расположенными на территории портов, оказываются услуги: по обслуживанию судов; осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров; обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему; обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ; обеспечению транспортной безопасности в акватории морского порта и иные услуги и др.

На основании анализа услуг, предоставляемых морскими портами сопредельных стран и российскими портами-конкурентами, был выявлен, обоснован перечень бенчмарков и распределён по нескольким группам.

Бенчмарки, оценивающие предоставляемые услуги в стоимостной форме:

• тарифы на погрузочно-разгрузочные работы;

• ставки платы за хранение груза;

• ставки портовых сборов;

• ставки платы за услуги буксиров.

Бенчмарки, характеризующие технические параметры объектов портовой инфраструктуры:

• географическое положение порта, позволяющее принимать одновременно морские и речные суда;

• наличие подходного канала и его параметры (длина, ширина, проходная осадка);

• максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина);

• количество причалов и их характеристики (длина, глубина);

• нормы погрузки/выгрузки по номенклатуре грузов;

• наличие универсальных и специализированных перегрузочных комплексов с современной технологией по номенклатуре грузов;

• пропускная способность грузовых терминалов по видам грузов, тыс. тонн в год;

• пропускная способность складов;

• наличие системы, позволяющей осуществлять отслеживание грузов на территории порта;

• наличие развитой инфраструктуры железнодорожных и автомобильных подъездных дорог.

Бенчмарки, характеризующие социально-организационные параметры предоставляемых услуг:

• перечень предоставляемых услуг судовладельцам хозяйствующими субъектами порта;

• номенклатура обрабатываемых грузов;

• наличие на территории порта свободной экономической зоны, позволяющей привлекать инвесторов для развития инфраструктуры порта, внедрения современных технологий обработки грузов, привлечения дополнительных грузопотоков;

• наличие в порту системы «одного окна»;

• наличие логистического центра на территории порта;

• наличие на территории порта причалов, находящихся в собственности грузовладельцев;

• уровень транспортно-экспедиционного обслуживания.

Перечисленные выше бенчмарки в разной степени оказывают

влияние на привлекательность порта при выборе грузовладельцем маршрута транспортировки груза. Поэтому для окончательного выбора маршрута транспортировки груза требуется выполнить сравнительные экономические расчеты для обоснования приемлемого для грузовладельца соотношения «цена доставки: срок доставки: сохранность груза».

Литература:

1. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики/ В.Д. Герами, А.В. Колик., М.: Издательство Юрайт, 2014. - 510 с.

2. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов и др. под редакцией Л.Б. Миротина, М.: Горячая линия - Телеком, 2012г.

3. Галабурда В.Г. Оптимальное планирование грузопотоков - М.: Транспорт, 1985г. -256 с.

4. Королева Е.А., Шихова И.О. Оценка возможности переключения грузопотоков со смежных видов транспорта на внутренний водных. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2014г.: мат. докл./ ред. кол.: В.С. Лукинский и др. - СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2014. - 386 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Костров В.Н. Транспортная логистика.: Учебное пособие / В.Н. Костров, В.В. Цверов. - Н.Новгород. ФГОУ ФПО «ВГАВТ», 2009г. - 224с.

6. Изучение грузопотоков при планировании и организации автомобильных перевозок. Лахтик М.С., Прудовский Б.Д., Субочева И.Г., Харшан И.А. - М.: Транспорт, 1975г. - 28 с.

7. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. - справ. пособие / Д.А. Шевченко. - Изд. 3е, перераб. и доп. - М.: «РГГУ», 2014. - 639 с.

8. http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths. shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.