Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов университета'

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошель Владимир Иванович, Агранович Надежда Владимировна, Соколова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов с использованием инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию индивидуальной личностно-профессиональной траектории развития будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the organization of independent work of students using innovative forms and methods of training, ensuring the implementation of individual personal and professional development trajectory of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов университета»

УДК 378.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов с использованием инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию индивидуальной личностно-профессиональной траектории развития будущего специалиста.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, интерактивное обучение, компетенции, кейс-технологии, репродуктивный уровень самостоятельной работы, реконструктивный уровень самостоятельной работы, эвристический уровень самостоятельной работы, творческий уровень самостоятельной работы, портфолио.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS

Annotation. The article deals with the organization of independent work of students using innovative forms and methods of training, ensuring the implementation of individual personal and professional development trajectory of the future specialist.

Keywords: innovative educational technologies, online training, competence, case technology, reproductive level of independent work, reconstructive level of independent work, heuristic level of independent work, creative level of independent work, portfolio.

Переход к новому социально-экономическому жизненному укладу, усиление процессов демократизации и гуманизации, переход к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания, распахнувшие перед педагогом дверь в мир инноваций и новых образовательных технологий и парадигм, одновременно актуализировал множество проблем и вопросов, на которые до настоящего времени не получены четкие ответы. Практика показывает, что наиболее остро стоят вопросы, связанные с попыткой объяснения того, каким быть высшему образованию в XXI в., как необходимо готовить специалиста в соответствии со стандартами III поколения, что будет способствовать максимальной реализации компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов, какие инновационные образовательные технологии станут основополагающими при организации самостоятельной работы студентов и т.д.

Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, сотрудники исследовательского центра по изучению проблем качества подготовки специалистов национального института «Высшая школа управления» в преддверии Всероссийского молодежного форума «Я участвую в реформе образования» провели среди студентов опрос. Целью опроса стало изучение отношения студентов к тем преобразованиям, которые происходят в системе высшего образования. Отдельные вопросы имели непосредственное отношение к использованию новых образовательных технологий, их места и роли в решении проблем повышения качества высшего образования, выполнения социального заказа общества, связанного с подготовкой конкурентоспособного будущего специалиста и удовлетворения запросов работодателей.

Такой подход к анализу и оценке используемых инновационных технологий обусловлен необходимостью переориентации процессов и результатов образования на формирование тех компетенций, которые в первую очередь востребованы работодателями, и за которые отвечает вуз. Безусловно, при разрешении заявленной проблемы необходимо учитывать и мнение студентов как субъектов образовательного процесса, призванных в будущем реализовывать необходимые для успешной профессиональной деятельности компетенции. Поэтому студентам было предложено отме-

В.И. Кошель Н.В. Агранович И.Ю. Соколова

Vladimir Koshel Nadezhda Agranovich Irina Sokolova

© Кошель В.И., Агранович Н.В., Соколова И.Ю., 2014

тить наиболее важные компетенции для будущей профессиональной деятельности, а также указать на те компетенции, которым вуз не уделяет должного внимания. Проведенный анализ полученных данных показал, что студенты в качестве наиболее значимых называют социальные компетенции, связанные с реализацией потребности достижения успеха, формированием способностей, необходимых для работы в команде, установления позитивных межличностных отношений, организации и планирования собственной деятельности, принятия адекватных решений в соответствии с возникающими ситуациями. Кроме этого были названы и такие компетенции как способность «порождать» новые идеи (креативность), знание иностранных языков; лидерство, способность адаптироваться к новым ситуациям, а также навыки управления информацией [1].

С целью актуализации заявленной темы и оптимизации образовательного процесса в Ставропольском государственном медицинском университете были проведены аналогичные исследования. По результатам опроса в качестве приоритетных для студентов были выделены компетенции, которые мы разделил и на две группы: профессиональные и социальные. Профессиональные компетенции связаны с выполнением функций, предписанных представителям системы практического здравоохранения, что для студентов представляется востребованным в перспективе. Наиболее значимыми на данном этапе для них стали следующие социальные компетенции: способность к критике и самокритике, компетентность в области межличностных отношений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, способность работать в междисциплинарной среде и порождать новые идеи (креативность), умение работать в команде, владение организационно-управленческими компетенциями, стремление к успеху [4]. Необходимо отметить тот факт, что сформированность перечисленных компетенций оказывает достаточно сильное влияние не только на развитие профессиональных компетенций, но и на профессионализм деятельности в целом.

Учитывая мнение студентов и работодателей относительно подготовки будущих специалистов, считаем, что в вузе необходима целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса. Среди таких условий мы рассматриваем внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс и подготовку преподавателей вуза к их повсеместному использованию. И, если в профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы наряду с традиционными будут широко применяться инновационные образовательные технологии, то это позволит эффективно реализовать компетентно-стный, практико-ориентированный и профессионально-личностный подходы.

Обращение к инновационным психолого-педагогическим технологиям в процессе подготовки конкурентоспособной личности будущего специалиста не является случайным. Исследователи в качестве основных выделяют такие основные их признаки как диалогичность мышления, наличие обратной связи, принудительная активация мышления и поведения, повышенная эмоциональность, рефлексия, которые позволяют изменить содержание образовательного процесса и позицию студентов в этом процессе. Практика показывает, что использование инновационных психолого-педагогических технологий позволяет изменить не только отношение студентов к совместной работе в диаде «преподаватель - студент», но и к самостоятельной работе, повысить качество ее выполнения.

Известно, что в стандартах III поколения самостоятельной работе студентов придается особое значение, она рассматривается в качестве важной составляющей учебного процесса. Усиление роли самостоятельной работы в подготовке будущих специалистов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Сегодня образовательный процесс должен строиться так, чтобы у студентов как взаимосвязанные развивались, с одной стороны, способности к самообразовательной деятельности (умение учиться самостоятельно), с другой стороны, способности к саморазвитию, самореализации, успешной социализации, которые обеспечивают успешную

адаптацию не только в профессии, но и в других сферах деятельности [5].

Поставленные задачи можно решать достаточно продуктивно, если преподаватель при разработке материалов для самостоятельной работы студентов (СРС) будет использовать задания разноуровневого плана. В частности, сегодня достаточно популярны задания, которые имеют репродуктивный, реконструктивный, эвристический и творческий характер. Проведем подробный анализ характеристик основных видов и форм отчетности самостоятельной работы, имеющих разные уровни сложности.

Так, задания для СРС репродуктивного уровня (работа по образцу) предполагают решение задач на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также сам способ выполнения задания представлены явно в самом задании или в соответствующем алгоритме решения (инструкции). К ним можно отнести выполнение тестовых заданий (открытые, закрытые, на логическую последовательность, на соответствие), компьютерное тестирование, выполнение тренировочных упражнений по заданному алгоритму, составление методических разработок по образцу; выполнение заданий по компьютерным программам-тренажерам, составление словаря основных терминов, составление библиографии и обзора основных первоисточников. В качестве форм отчетности выступают выполненные тестовые задания, методическая разработка, словарь терминов, библиографический указатель и т.д. [2].

Характерным признаком реконструктивного уровня СРС является то, что в самом задании сообщается общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, уже известными ему. При этом главное - актуализация имеющихся знаний, умение отбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи. Основными видами заданий в рамках этого вида работы выступают написание резюме по прочитанной лекции (статье, книге, методической разработке и т.п.), аннотации к статье, сценарию мероприятию, учебно-методическому материалу; составление логической опорной схемы конспектов, докладов, хронологических таблиц, адресов передового опыта (инноваций), классификаторов, выбор из предложенных или самостоятельная разработка алгоритмов, способов решения поставленной задачи и др. Формами отчетности могут стать резюме, рецензия, аннотация, логическая схема, конспект, доклад, сводная таблица, справочник адресов передового опыта, реферат, аналитический отчет.

Самостоятельная работа студентов эвристического уровня предполагает создание нестандартных ситуаций, решение нетиповых задач. В ее основе - поиск, догадка, формулирование и реализация идеи решения. Однако поиск имеет частичный характер, необходимый лишь для выполнения какого-либо фрагмента общего задания. Это могут быть такие задания, как составление аналитической справки, разработка компьютерных моделей, анализ и решение проблемных ситуаций, задач, подбор диагностических средств, их апробация и выработка полеченных данных, решение предложенных кейсов, составление моделей соотношения «доминантных» понятий к теме курса, разработка планов, конспектов, сценариев к предложенной теме соответствующего мероприятия, выполнение заданий с применением арт-технологий (библио-, изо-, музыко-, драма-, сказкотерапия), анализ видеоматериалов и формирование методических рекомендаций и пр. Формами отчетности могут быть аналитическая справка, компьютерная модель, отчет по заданной форме, модель соотношения понятий с комментарием, план, конспект, сценарий, продукт творческой деятельности арт-технологий (рисунок, коллаж, синквейн, сочинение), аналитический отчет по заданной форме и др.

При выполнении исследовательского (творческого) уровня СР проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Творческая работа требует глубокого проникновения в сущность изучаемого явления, поиска новых идей при решении проблем. В ходе выполнения творческого задания у студента формируется такие качества, как новое видение

проблемы в знакомой ситуации, умение обнаруживать новые функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, гибкость мышления, готовность отказаться от ошибочного решения. При этом могут использоваться следующие виды заданий: написание тезисов, статей, сочинений, разработка коллективных, творческих дел, изготовление и разработка дидактических средств, разработка анкет для исследования, самостоятельное составление проблемных задач, ситуаций, моделирование производственных ситуаций, профессионально-личностной карты саморазвития специалиста, сбор эмпирического материала для выполнения курсовой работы, отчеты о проведенных исследованиях, разработка и защита проектов, составление рекламы инновационного опыта, самостоятельное составление и оформление кейсов по актуальным проблемам науки и практики, придумывание и проигрывание деловых ситуаций и т.п. В качестве форм отчетности студенты готовят статьи, тезисы, сочинения, дидактический материал, включающий собственные разработки, модель профессионально-личностной карты, отчет по результатам исследования, проект, рекламу, оформленный кейс и др.

При этом возникает вопрос: какие конкретные методы воздействия и обучения могут обеспечить эффективность организации самостоятельной работы студентов? На наш взгляд, наиболее эффективны в практической деятельности интерактивные методы обучения:

- методы создания положительной мотивации (построение системы профессиональных перспектив, эмоциональное стимулирование, учет личных достижений);

методы организации интерактивной познавательной деятельности (обсуждение, решение задач, анализ ситуаций, учебные исследования);

- методы генерации творческих идей (методы синектики, ассоциаций, инверсии, эмпатии, фантазии);

рефлексивно-оценочные методы (анализ результатов контроля и самоконтроля, диагностика учебных затруднений, оценивание значимости приобретенных знаний, умений и навыков);

методы развития личной образовательной среды обучения (актуализация личного опыта студента, практическая ориентация, открытое планирование самообучения и саморазвития).

Другим, не менее важным, является вопрос выбора формы организации и проверки самостоятельной работы. Представляется, что контроль за самостоятельной работой студентов может осуществляться как индивидуально, так и посредством работы с группой.

Одним из инновационных способов организации самостоятельной работы студентов, позволяющих реализовать индивидуальную траекторию профессионально-личностного становления специалиста, является портфолио. Данная форма работы позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, общекультурных и профессиональных компетенций. Портфолио, представляя собой набор работ обучающихся (учащихся, студентов, магистрантов, интернов, аспирантов), их достижений, зафиксированных в идее сертификатов, свидетельств, грамот и пр., позволяет объединить отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. В общем виде портфолио - это заранее спланированная индивидуальная подборка достижений.

К основным установкам, обеспечивающим эффективность реализации технологии портфолио при подготовке студентов-медиков, относятся следующие положения:

- портфолио сопровождает студента в течение всего обучения;

- собранный материал остается у автора и может использоваться при оценке личности и деятельности будущего специалиста;

- портфолио может использоваться студентами в качестве рефлексии своего личностно-профессионального развития;

- структура и содержание портфолио может определяться как студентом, так и в процессе совместного обсуждения с другими субъектами деятельности и т.д.

Структура портфолио может включать в себя следующие разделы:

- учебно-методический (фрагменты подготовки к семинарским занятиям по предметам медицинского цикла; компьютерные презентации проектов; видеофрагменты семинарских занятий; задания по СКР; публикации авторов в отечественных и зарубежных медицинских журналах и пр.);

- научный (курсовые и дипломные проекты, выступления/презентации на научных/практических конференциях и семинарах и т.д.);

- дополнительная информация (отзывы научного руководителя и других педагогов, характеристика деканата, работодателя; членство в общественных научных организациях; поощрения и знаки отличия в виде грамот и дипломов, сертификатов; гранты, премии факультета, вуза; награды и пр.).

Портфолио можно использовать при проектировании жизненной стратегии, собеседовании с работодателем. Кроме этого технология портфолио обеспечивает повышение мотивации и социальной активности студентов, развивает их информационную культуру. Но главное его - назначение повышение качества образовательного процесса посредством повышения активности и самостоятельности его субъектов. Безусловно, использование этой технологии сопровождается определенными трудностями, что обусловлено, в первую очередь, трудоемкостью во времени и энергозатратах как преподавателя, так и студента, а также сложностью в определении критериев оценки портфолио [3].

Проведенный анализ заявленной проблемы позволяет сделать выводы о том, что эффективность процесса обучения в высшей школе, организации самостоятельной работы студентов обеспечивается посредством интеграции репродуктивного, реконструктивного, эвристического и творческого уровней заданий в процессе взаимодействия преподавателя и студентов. Такой подход в обучении позволяет вывести личность на новый уровень развития, повысить ее конкурентоспособность, сформировать способность к самостоятельной творческой деятельности, обеспечить формирование позитивного вербального и визуального имиджа, научить будущего специалиста вести конструктивные переговоры, оказать ему помощь в овладении техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией, приобрести уверенность в себе, преодолеть комплексы, сформировать внутреннюю мотивацию профессионально-личностного самосовершенствования и саморазвития.

Библиографический список

1. Гришанова Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования // Альмаматер. -2007. -№ 4.-С. 8-13.

2. Росина H.A. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 109-114.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы/Ю.В. Сорокопуд. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 541 с.

4. Соколова И.Ю. Формирование социально-личностной компетентности специалиста средствами инновационных образовательных технологий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2013. - № 5(38). - С. 203-210.

5. Ходжаян А.Б. Организация самостоятельной работы студентов как необходимое условие эффективного образовательного процесса в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович. - Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011, - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.