Таблица 1
Ранжирование ценностей подростками
Ценность Среднее значение ранга Общий ранг ценности
Счастье 9,3 1
Любовь 9 2
Свобода 8,2 3
Семья 8 4
Чувство собственного достоинства 7,7 5
Самосовершенствование 7,6 6
Здоровье 7,3 7
Честь 7,1 8
Самореализация 6 9
Деньги 5,8 10
Карьера 5,3 11
Красота 5,2 12
Альтруизм 4,5 13
свобода. При этом в большинстве случаев счастье понималось как успех, удовольствие, кайф, беззаботность, покой, отсутствие нужды. Любовь 54% респондентов пояснили как привязанность к человеку противоположного пола, 30% отметили любовь к родным и близким. Не было ни одного ответа, где бы это чувство распространялось на отношение к Родине или природе. Свободу 22% учащихся описали как вседозволенность, 48,6% как полную независимость и неограниченность своих действий и мыслей, 14,2% затруднились ответить. Данные ответы лишний раз подтверждают гедонистическую позицию современных подростков.
Семью как родственные связи определили 47,6%; место, где любят, ценят, защищают и понимают - 23,8%; самым дорогим в жизни она является для 18,6%. Здоровье как не только внешнее физическое состояние и здоровый образ жизни, но и как внутреннее и душевное состояние отметили лишь 19%. Ценность самосовершенствования оставили без ответа 33%, а самореализацию - 37% респондентов.
Три последние позиции в ответах учащихся заняли карьера, красота и альтруизм. Только 45,6% респондентов правильно определили суть слова «карьера»; 9,8% учащихся отметили карьеру как второстепенную нужду, 14,2% затруднились дать ответ Мы можем наблюдать невысокую значимость ценностей, предполагающих долгосрочные перспективы: материальное благополучие и успешная профессиональная деятельность.
14,5% респондентов затруднились ответить, как они понимают ценность красоты, 12% употребляли абстрактные понятия, не определяя суть слова, например, «душа», «восхищение», 62% отметили красоту исключительно как внешнюю привлекательность и уход за собой, 11,5% добавили к внешней внутреннюю
Библиографический список
красоту. Ответов, где бы понятие «красота» было связано с природой или искусством, не было.
Неожиданным результатом опроса стал тот факт, что 81% учащихся не знают, что такое «альтруизм». Чувство собственного достоинства 16% респондентов понимают как отрицательное качество сродни высокомерию, себялюбию и гордыни, 37% затруднились ответить, остальные дали близкие по значению ответы: самоуважение, умение постоять за себя, не унижаться. Такое качество, как честь подростки затруднились описать в 47,6% случаев. 4,3% воспринимают честь как почет и положение в обществе, 38,1% объясняют честь как важное качество, которое принимается обществом.
В 70% случаев ответы носят односложный характер, большой процент ценностей остался без ответов и пояснений. В большинстве случаев опросники заполнялись учащимися без особого энтузиазма. В процессе работы с написанием сути ценностей они предпринимали попытки заглянуть в опросники соседей по парте, ждали помощи от педагога, задавали уточняющие вопросы, что говорит о том, что задание для большинства было сложным.
В беседах с учащимися мы также выясняли отношение их к таким ценностям, как мир, природа и знания. Оказалось, что подростки выступают за мир во всем мире и мирное разрешение конфликтов между людьми, они понимают, что экологическая ситуация на планете имеет катастрофический характер, но личную ответственность за это нести не готовы.
В результате исследования мы определили приоритетные ценности подростков и выяснили противоречивость и размытость в понимании многих из них. Значимые ценности, которые определяют нравственную сторону личности (честь, чувство собственного достоинства, альтруизм), подростками в большинстве случаев не осознаны. Описание таких ценностей, как свобода, красота, любовь, счастье показывают у них одностороннее, иногда искаженное представление о сути этих ценностей.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. В современных условиях возникла объективная потребность в формировании нравственных ценностей и ценностного переосмысления мироустройства.
2. Ценности формируются в процессе воспитания, потому область ответственности смещается в сферу педагогики, где возможно совершенствование методики нравственного воспитания.
3. Процесс воспитания подростков требует особого внимания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые ценности, которые в будущем определят социально-нравственный облик личности.
4. Размытость в понимании нравственных ценностей может обусловливать непоследовательность поступков и сделать подростков уязвимыми для разного рода манипуляций. Поэтому важно строить воспитательный процесс не на абстрактных понятиях, а на конкретных ценностях, суть которых учащиеся должны понять и усвоить (честь, чувство собственного достоинства, альтруизм, красота и др.).
Результаты проведенного исследования могут стать ориентирами для организации работы по нравственному воспитанию подростков в учреждениях образования.
1. Баджаева З.М. Проблемы нравственного воспитания современных подростков. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009; № 3: 69 - 71.
2. Бородич А.А. Социокультурные ценности как регулятивный центр человеческих действий. Веснк ГрДУ¡мя Янк Купалы. Серiя 1. 2006; № 2: 50 - 55.
3. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XXв. Россия): научно-методическое пособие для студентов педагогических учреждений. Санкт-Петербург 2003.
4. Гарванова М.З. Исследование ценностей в современной психологии. Современная психология: материалы III-й Международной научной конференции. Казань: Бук, 2014: 5 - 20.
5. Духовность человека: педагогика развития: учебное пособие. Минск, 2006.
6. Дьячкова М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2004; № 4: 141 - 148.
7. Малахов В.А. Философия и время: вектор сопротивления. Вопросы философии. 2011; № 1: 49 - 59.
References
1. Badzhaeva Z.M. Problemy nravstvennogo vospitaniya sovremennyh podrostkov. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2009; № 3: 69 - 71.
2. Borodich A.A. Sociokul'turnye cennosti kak regulyativnyj centr chelovecheskih dejstvij. Vesnik GrDU imya Yanki Kupaly. Seriya 1. 2006; № 2: 50 - 55.
3. Vasil'eva Z.I. Gumanisticheskie cennosti obrazovaniya i vospitaniya (90-e gody XX v. Rossiya): nauchno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchrezhdenij. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Garvanova M.Z. Issledovanie cennostej v sovremennoj psihologii. Sovremennaya psihologiya: materialy III-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2014: 5 - 20.
5. Duhovnost' cheloveka: pedagogika razvitiya: uchebnoe posobie. Minsk, 2006.
6. D'yachkova M.A. Ponyatie cennost' i duhovno-nravstvennye cennosti v pedagogike. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. Novosibirsk, 2004; № 4: 141 - 148.
7. Malahov V.A. Filosofiya i vremya: vektor soprotivleniya. Voprosy filosofii. 2011; № 1: 49 - 59.
Статья поступила в редакцию 08.02.20
УДК 378+514.18
Ten M.G., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Maksimova S.V., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Subbotina I.V., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY UNDER CONDITIONS OF MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION. The article solves a problem of teaching engineering and computer graphics in the first year of a technical university in the context of the intensification of the educational process. An innovative approach to the development of professional competencies of first-year students in the
context of changing the content of curricula in graphic disciplines is revealed. This approach provides a set of measures and means of pedagogical impact, including the use of modern tools for performing graphic tasks, the use of interactive methods and resources for mastering graphic disciplines. The approach allows you to enhance the perception of educational information when introducing into the educational field pedagogical developments to individualize the educational trajectory.
Key words: students of technical university, professional competencies, creative qualities, interactive technologies, CAD systems, BIM technologies, courses in Moodle system, innovative approach.
М.Г. Тен, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН), г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
С.В. Максимова, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН), г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
И.В. Субботина, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН), г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена решению проблемы обучения инженерной и компьютерной графике на первом курсе технического вуза в условиях интенсификации учебного процесса. Раскрыт инновационный подход развития профессиональных компетенций студентов первого курса в условиях изменения содержания учебных программ по графическим дисциплинам. Данный подход предусматривает комплекс мер и средств педагогического воздействия, в том числе использование современного инструментария выполнения графических задач, применение интерактивных методов и ресурсов освоения графических дисциплин. Подход позволяет активизировать восприятие учебной информации при внедрении в образовательное поле педагогических разработок по индивидуализации образовательной траектории.
Ключевые слова: студенты технического вуза, профессиональные компетенции, творческие качества, интерактивные технологии, СAD-систе-мы, BIM-технологии, курсы в системе Moodle, инновационный подход.
Современные условия оказали существенное влияние на образовательные стратегии, реформирование системы высшего профессионального образования. «Существо реформы заключается не столько в том, чтобы соответствовать «международным стандартам», сколько в сохранении национальной безопасности страны» [1]. В образовании эта задача реализуется за счет обеспечения конкурентоспособности специалиста, формирования у него необходимых компетенций [2].
Общекультурные и профессиональные компетенции можно охарактеризовать как комплекс умений и навыков, опирающиеся на полученные знания, сформированные личностные качества и модели поведения. Наиболее значимыми в архитектуре технического образования стали компетенции, связанные с творческими качествами, а в профессиональных компетенциях приоритет отдан умению анализировать и составлять техническую документацию, овладению цифровыми технологиями взаимодействия, современным инструментарием решения технических задач.
Базовыми в техническом вузе являются графические дисциплины, в процессе обучения которым происходит формирование пространственных представлений - основы творческих качеств [3].
В течение ряда лет первокурсники технического вуза студенты испытывали существенные затруднения при освоении курса начертательной геометрии, которые пролонгировались при освоении инженерной графики. Это было связано с особенностями восприятия студентов технических специальностей при слабой геометрической подготовке в школе или ее отсутствии, а также интенсификацией учебного процесса при сокращении аудиторных занятий [4, с. 59].
До недавнего времени процесс обучения начертательной геометрии и инженерной графике опирался на классические методы начертательной геометрии, а учебные работы оформлялись традиционно, то есть с помощью карандаша и линейки. Профессиональные компетенции формировались в большей мере на старшихкурсахв процессе освоения узкоспециальныхдисциплин. Несоответствие условий рыночной экономики и методов преподавания, опирающихся на Нстллсиший инстхулнндыыий, уоргуНилх ирлСлееу обучения фафтчдским дисциплинам студентов первого курса технического университета.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
Неразвитость воображения
Низкий уровень школьной подготовки
Сложность дидактического материала
Рис.1. Характертрудностей (по мнениюстудентов) при обучениив техническом вузе (в % от общего количества участников)
Эксперимент по выявлению характера трудностей при обучении графическим дисциплинам осуществлялся на базе архитектурно-строительного факультета НГАСУ (Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета) с 2005 по 2020 уч. гг. Проводились масштабные исследования: анкетирования, опросы, наблюдения. В 2019 - 2020 уч. гг. в рамках курса «Инженерная и компьютерная графика» был произведен опрос 258 студентов первого курса для выяснения уровня школьной подготовки. В результате опроса было выяснено, что около половины студентов не изучали в школе черчение, что имеет корреляцию с анкетированием по выяснению характера трудностей обучения в техническом вузе (см. рис. 1).
К.А. Вольхин полагает, что необходимо «формирование условий, максимально удовлетворяющих индивидуальные потребности каждого студента» [5, с. 24].
В своих исследованиях Н.Е. Суфляева показывает преимущества преподавания графических дисциплин с применением CAD-систем. Она пишет, что в группах, применяющих CAD-системы, «отмечен повышенный интерес студентов к изучаемым предметам, улучшение успеваемости и стремление к самостоятельному расширению знаний в области графических дисциплин» [6, с. 28].
Развитие технологий позволило интегрировать CAD-системы в процесс обучения графическим дисциплинам и освоение современного инструментария стало возможно уже на первом курсе. Вначале в процессе обучениям применялись 2D-системы, но шаг за шагом осознавалась значимость 3D-методов при решении графических задач, важность формирования компетенций, связанных с овладением современным инструментарием: системами 3D-графики, BIM-тех-нологиями.
А.Л. Хейфец пишет, что после освоения AutoCAD, начиная в 1994 года и понимая его возможности в 3D-моделировании, «в печати была обозначена тема о необходимости реорганизации учебного процесса кафедр графики» [7, с. 21].
Нами был и проанализированы дискуссионные материалы конференций по проблемам качества графической подготовки студентов, в том числе международных научно-практических Интернет-конференций в г. Перми на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета, международных конференций г Бреста на базе Новосибирского архитектурно-строительного вуза и Брестского государственного технического университета, а также материалы научного периодического монодисциплинарного журнала «Геометрия и графика» [5, 6, 8].
Был сделан вывод, что в настоящее время уже не встает вопрос: стоит ли применять методы компьютерной графики в процессе преподавания графических дисциплин, так как старые методы преподавания графических дисциплин исчерпали себя. Необходима реорганизация преподавания на первом курсе технического вуза, и существенна проблема о мере применения классических методов и методов компьютерной графики при решении обязательных заданий, что стоит изменить, а что является запретной зоной.
Высокая интенсивность
курса
Был создан новый курс «Инженерная и компьютерная графика», имеющий радиционную теоретическую базу, расширенную применением методов компьютерного моделирования при решении учебных задач. В рамках курса содержание заданийбыло существенно изменено, и к зада ниям.выпопняемым традиционными методами, добавились задания, решаемые методами 3D-графики. Инструментарием выполнения заданий является отечественные системы - Компас 3D и °епда, азаюкеаа^мжные:АиЬСЩМоСДО АгсИейиы, ^еаЛ.
Отечественные системы широко применяются на первом курсе в процессе пкеподаванпя гзафмчмскииаисниплннвииоутого, что в
сжатые сроки и в удаленном доступе, в то время как для изучения зарубежных ыненопо в ниоСходимы Сольшиез^^к^н^^ь^^^ затраты, ауеиноиеонпонсультвзовэ-ние преподавателей-специалистов.
сацфбоеным аналогам, которые осваиваются на старших курсах. Студенты по завершении обучения графическим дисциплинам при переходе на другие кафедры легко осваивают более сложные наусСвжнк1верйграоды.аеуммнтипыеуска из в^етдаеутаезониой ме^ он ладевают современным инструментарием решения технических задач.
адлопроизеедено анкетировнннм аеитуриенамв по оценке опыта использования создания изображений с помощью компьютера.
5 I
50%
40%
30%
20%
10%
Незначительный опыт
Опыта нет совсем
Есть хороший опыт
Рис. 2. Опыт использования векторных и растровых редакторов (в% от общего количества участников)
19%от общ его числа опрошенных студентов не имеют опыта создания изображений с помощью компьютера, лишь 39% работают в редакторах вееторной и растровой графики. Таким образом, более половины студентов первого курса осваивают графические пакеты практически с нулевогоилинчень низкогоооовня. Перечень программ векторной графики порадовал: Компас; ArhiCAD, AutoCAD, Blender, SolidWorks, Ревит, SkechUP, но значителнния чнстеотрдоитов под положительным опытом понимают хорошее владение редакторами растровой графики (например, программами Fotoshop, Gimp), в тднремя как актеонныо инструментом для выполнения заданий по курсу «Инженерная и компьютерная графика» являются векторные графические редакторы.
Для успешного внедрения нового курса было^сшироныинннвнцизнние технологические решения в учебном процессе. Прежде всего, это различные формы е-Learning: электронное обучение, онлайн-ебчееиие, и ктериктывныЫсСн учающий контент преподавателя в среде мультимедиа в качестве учебно-методического обеспечения ведения курса. В разработки введены эоемеетыынишгина геометрических моделей для формирования пространственных представлений. В новом учебном курсе широко применяются систе мы тесзиеоиания.ошеодержит все необходимые материалы для самостоятельного освоения. Например, задания снабжены пошаговыми решениями, ссылками нд ычпбиые посыбия по иед-рии курса, видеоматериалами. Важно отметить, чео нндпоматермаыы ссдорждт рекомендации по выполнению заданий в осваиваемом графическом редакторе.
Разработанный курс внедрен с систему Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) и является частью учебного комплекса, включающего в себя электронные учебные пособия, канал на YouTube, сайты преподавателя, Интернет-ресурсы онлайн- взаимодействия.
Особо хочется остановиться на системе Moodle, которая обеспечивает дистанционное взаимодействие и позволяет размещать ученый контент различного содержания.
А.А. Темербекова пишет, что эта система «дает для преподавателя обширный инструментарий для предоставления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой» [9, с. 146].
Пользуясь системой, студенты могут присылать учебные задания для проверки, проходить тесты для выявления уровня усвоения учебного материала, задавать вопросы преподавателю. Следует отметить, что такая форма взаимодействия требует от преподавателя дополнительных временных затрат, но обеспечивает комфортную среду для учащихся, индивидуализирует обучение, снижает психологическую нагрузку на студентов и преподавателей.
Инновационным учебно-методическим обеспечением курса
стали видеоуроки, которые являются синтезом видео-, аудио- и текстовой информации. Они дополняют классические методы преподавания и позволяют при максимальной наглядности пошагово излагать учебные действия. Студенты могут просматривать и комментировать уроки в любое время и, что важно, на различных устройствах. На данный момент в авторский канал помещено около ста двадцати видеоуроков различного содержания, количество подписчиков - более 4800 человек, просмотров-более 1,5 млн человек. Видеоуроки скомплектованы по плейлистам: AutoCAD, AutoCAD Architecture, Компаса 3D, Revit, Renga, начертательная геометрия и инженерная графика, начертательная геометрия для подготовки к экзаменам. Имеются видео по решению задач по начертательной геометрии средствами компьютерной графики и традиционными методами. В настоящее время ведется активная разработка видеоуроков по BIM-системам: Revit (зарубежная), Renga (отечественная).
Видеоуроки по BIM-системам создаются в свете Приказа Президента РФ (Пр-1235 от 19.07.2018) о модернизации строительной отрасли и необходимости внедрения технологий информационного моделирования в строительстве, а также обеспечения подготовки специалистов, владеющих этой технологией. Мы полагаем, что обучение BIM-системам необходимо начинать на первом курсе в виду их сложности и длительности периода вхождения для компетентностного
владения. Наличие подобного обучающего контента позволит в третьем семестре создать архитектурно-строительный чертеж средствами BlM-систем.
Незначительная продолжительность уроков (10 - 15 минут) и облегченный формат удобны для скачивания файла, что немаловажно для заочников, проживающих в отдаленных районах с медленной скоростью Интернета.
В видео «Основы начертательной геометрии» подробно и наглядно описан принципсоздания чертежаМонжа, используются элементы анимации для по-яснтн идрчобногоцаиериало.Полагаем, что именно недопонимание принципов врименмпия птоекцирнныхмемодниие позволяет студентам усваивать мате-римлпеначертательной геометрии. Матееиалподан сэломеотомнюмоиа цло эфМокеивнмго аа еомннан ея на эио.имнаеьном^онно.
Последние разработки - «Наглядные изображения объектов на плоско-сои». Hi оиеее, вы шед шееза рнмкиучебооТ прогроммы елязаоч ни ков, ооииа-ны способы воссоздания трехмерного пространства на двухмерной плоскости, зх сходстка и ражен. Пoоaшнм,цтo иоюноо cиaвнитeлинр|Цaнoлнз энзодннс способов изображения позволит студентам лучше освоить сложные понятия ак-сономеериченкох и пеннпекизоныв ззобиажензй,
Ряд авторов, например, А.Л. Хейфец, имеют разработки в области решения задaрпеиaиeетнтдльиoT гeoмнтезонцржонeани графике с пдимннеииемфо-фичрских^актнрто.нт мо1не о^а^жолоисдио-урткив в широком дист^кто данной тематике. C другой стороны, в настоящее время в интернете помещено онажестко узоее то оовоенню назлионтх гзaЖичecрир еедаеторон, в тем чмсле в формате видео, но в них не учтена специфика обучения начертательной геоме-тзии El cнpоитюлрнeм в-зп.
Анкетирования подтверждают, что применение различных форм e- Lеaning, в теФеишлонндееецoкрв,знaцитнлцнопомнгло cофвнтaмoивoитнззaфрчeикиe дисциплины при применении современного инструментария решения графиче-спех зацрч (се.зпс. 3).
Все составляющие интерактивного учебного комплекса находятся в динамическом взаимодействии, дополняя друг с друга, и из одного блока можно переходить в другой с помощью ссылок.
Опыт применения интерактивного учебного контента преподавателя в среде мультимедиа показал его широкие возможности в процессе преподавания начертательной геометрии.
5 I
H
О U
80%
60%
40%
20%
Очень сильно помогло
Незначительно помогло
Рис. 3. Насколько использование видеоуроков помогло при освоении курса начертательной геометрии(в%отобщегоколичестваучастников)
о и
Очень сильно повышает Повышает незначительно
Рис. 4. Насколько повышает уровень наглядности использование компьютерныхпрограмм привыполнениизаданийпо начертательнойгеометрии (в % от общего количества участников)
Библиографический список
Студенты более успешно осваивают курс, индивидуализируя образовательную траекторию, и развивают пространственные представления. Успешное освоение курса создает перспективы компетентного развития.
Опросы подтверждают положительный опыт применения мультимедиа-технологий в процессе обучения студентов заочной формы обучения, а также то, что студентам значительно помогло объемное моделирование на компьютере для осмысления задач по начертательной геометрии (см. рис. 4).
Мы можем сделать вывод, что инновационный подход к обучению студентов технического вуза графическим дисциплинам является актуальным и своевременным, так как позволяет формировать необходимые инженерные компетенции на первом курсе технического вуза и создаёт основу для дальнейшего развития учебно-методической базы НГАСУ, ориентированной на обучение современным концепциям проектирования.
1.
Волкова В.О. Современная образовательнаястратегия - основа национальной безопасности. Вестник НГТУ имени Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии, 2015; 5 - 14.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Министерство образования и науки РФ. Avaiable at: №р://минобрнауки.рф/документы/3409/ файл/2228/13.05.15-Поспрограмма-Развитие_образования_2013-2020^^
Якиманская И.С. Психология математической деятельности учащихся при обучении геометрии. Методика обучения геометрии. Москва, 2004; Выпуск 4.
Тен М.П Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки. Геометрия и графика. 2015;
Т. 3, №. 1: 59 - 63. DOI: 10.12737/10459
ВольхинК.А.,АстаховаТ.А. Проблемыграфическойподготовкистудентов техническогоуниверситета. Геометрия и графика. 2014; № 3: 24 - 28.
Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах. Геометрия и графика. 2015; Т. 2, № 4: 28 - 33. DOI: 10.12737/8294
Хейфец А.Л. Реорганизация курса начертательной геометрии как актуальная задача развития кафедр графики. Геометрия и графика. 2013; Т. 1, № 2: 21 - 23.
СальковН.А.Начертательнаягеометрия- базадля компьютернойграфики.Пеометрия играфика.2016;Т. 4,№ 2: 37 - 47. DOI: 10.12737/19832
Темербекова А.А., Пальцова Н.П. Интерактивное обучение: опыт и перспективы. Информация и образование: границы коммуникации INFO'15: сборник научных трудов.
Горно-Алтайск:ИздательствоРИ0Горно-Алтайскогогосуниверситета,2015.
References
1. Volkova V.O. Sovremennaya obrazovatel'naya strategiya - osnova nacional'noj bezopasnosti. Vestnik NGTU imeni R.E. Alekseeva. Seriya: Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii, 2015; 5 - 14.
2. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Avaiable at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409/ fajl/2228/13.05.15-Gosprogramma-Razvitie_obrazovaniya_2013-2020.pdf/
3. Yakimanskaya I.S. Psihologiya matematicheskoj deyatel'nosti uchaschihsya pri obuchenii geometrii. Metodika obucheniya geometrii. Moskva, 2004; Vypusk 4.
4. Ten M.G. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov tehnicheskih special'nostej v processe graficheskoj podgotovki. Geometriya i grafika. 2015; T. 3, №. 1: 59 - 63. DOI: 10.12737/10459
5. Vol'hin K.A., Astahova T.A. Problemy graficheskoj podgotovki studentov tehnicheskogo universiteta. Geometriya i grafika. 2014; № 3: 24 - 28.
6. Suflyaeva N.E. Sovremennye aspekty prepodavaniya graficheskih disciplin v tehnicheskih vuzah. Geometriya i grafika. 2015; T. 2, № 4: 28 - 33. DOI: 10.12737/8294
7. Hejfec A.L. Reorganizaciya kursa nachertatel'noj geometrii kak aktual'naya zadacha razvitiya kafedr grafiki. Geometriya i grafika. 2013; T. 1, № 2: 21 - 23.
8. Sal'kovN.A.Nachertatel'nayageometriya- baza dlyakomp'yuternoj grafiki.Geometriya i grafika.2016; T. 4,№2:37 - 47. DOI: 10.12737/19832
9. Temerbekova A.A., Gal'cova N.P. Interaktivnoe obuchenie: opyt i perspektivy. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikaciiINFO'15: sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk: Izdatel'stvoRIOGorno-Altajskogogosuniversiteta, 2015.
Статья поступила в редакцию 10.02.20
УДК 372.851
Kashitsyna Yu.N., Cand. of Sciences(Pedagogy), senior lecturer, Academy ofSocialManagement (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
TEACHING METHODS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS USING THE "GEOGEBRA" PROGRAM. The article is based on the main key ideas of the concept of development of Russian mathematical education, one of which is the idea of using information technologies in mathematical education as a basis for advancing at the world level. Special attention is paid to the use of digital educational resources in the process of teaching mathematics and problems with parameters and modules, as the most difficult sections of the school mathematics course. The possibility of using the "GeoGebra" program for solving problems with parameters and modules is shown. Methodical recommendations on the topic "Equations with parameters and modules" are given. The article is addressed to teachers and stu-dentsofpedagogicaluniversities,methodologists,andmathteachers.
Key words: information and communication technologies, dynamic mathematics, multimedia programs, equation with parameter, equation with mod-ule,parameters,drawing, equations,functions,graphs.
Ю.Н.Кашицына, канд.пед.наук.,доц., Академиясоциального управления^^сс^^^! [email protected]
МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯРЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
СПАРАМЕТРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ «GEOGEBRA»
Статья основывается на ключевых идеях концепции развития российского математического образования, одной из которых является идея применения информационных технологий в математическом образовании как основы для опережения на мировом уровне. Особое внимание уделено применению цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения математике и задачам с параметрами и модулями как наиболее трудными разделами школьного курса математики. Показана возможность использования программы «GeoGebra» при решении задач с параметрами и модулями. Приведены методические рекомендации по теме «Уравнения с параметрами и модулями». Статья адресована педагогам и студентам педагогических вузов, методистам, учителям математики.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, динамическая математика, мультимедийные программы, уравнение с параметром, уравнение с модулем, параметры, чертёж, уравнения, функции, графики.
В условиях существования информационно-коммуникационных технологий обучения, основанных на использовании сетевых ресурсов Интернета, информационно-образовательной среды, предоставляется возможность каждому полу-
чать информацию в том объёме, который необходим личности для саморазвития и самосовершенствования [1]. Процесс обучения в информационно-образовательном пространстве направлен на создание опыта обращения с информацией,