Научная статья на тему 'Инновационные подходы к дистанционному изучению экономических дисциплин'

Инновационные подходы к дистанционному изучению экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION MODEL / ECONOMIC DISCIPLINES / INNOVATIVE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко Юлия Владимировна

В статье автор раскрывает свою точку зрения на некоторые аспекты дистанционного обучения студентов экономическим дисциплинам. В ближайшем будущем дистанционное образование позволит студентам полноценно приобщиться к изучению экономических дисциплин, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапоненко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE DISTANCE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINE

The article studies some aspects of distance teaching of students of economic disciplines. The distance learning has a number of qualities that make it very effective in working with students of economic disciplines. Mainly, it is the efficiency through individualization of training: each student is engaged on the schedule convenient for him, anyone can learn as much as they need for learning the particular discipline. The distance learning allows students minimize the unproductive use of time. Electronic occupation always held clearly given scenario, the search engines will quickly find the right materials. It allows you to master course material in a shorter time, compared with classroom learning system. Today, distance learning technologies are developing very actively, and if in the recent past at the disposal of the tutor was just e-mail, now special learning environments allow you to organize the learning process, in no way inferior to their traditional didactic opportunities, and in many respects superior to it. Advantages of Distance Learning in the study of economic disciplines are obvious: individualization, flexibility and adaptability training. Due to the interactive style of communication and rapid communication in distance learning offers the opportunity to personalize the learning process. Teacher depending on the success of the student may apply a flexible, individual training, which ensures focus on its ability to block teaching materials, links to information resources. Since the time factor becomes critical, the student can also choose your pace of learning the material, they can work on the individual program agreed with the general program of the course study of economic discipline. Distance education certainly has its advantages over traditional forms of learning. It removes the temporal and spatial limitations, helps disabled people to study, expands communicative sphere of students and teachers. Also a big advantage is that the teacher can create and use any part of the course evaluation system. All grades for each course are stored in a consolidated electronic list.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к дистанционному изучению экономических дисциплин»

© Гапоненко Ю.В., 2014

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.03 ББК 74.5

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИСТАНЦИОННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Гапоненко Юлия Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Волгоградского филиала Российского университета кооперации a-z-64@yandex.ru

ул. Новосибирская, 76, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье автор раскрывает свою точку зрения на некоторые аспекты дистанционного обучения студентов экономическим дисциплинам. В ближайшем будущем дистанционное образование позволит студентам полноценно приобщиться к изучению экономических дисциплин, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, образовательные технологии, дистанционная модель образования, экономические дисциплины, инновационное обучение.

Одним из инновационных вопросов российского образования выступает обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, которое значительно расширяет возможности получения студентами и слушателями новых знаний, позволяет во многих случаях более углубленно освоить обучающимся основную программу высшего образования. Очень скоро значительная роль в обучении в высших учебных заведениях будет отводиться сетевым преподавателям, осуществляющим методическое и педагогическое

сопровождение учебного процесса. Именно на них будет возлагаться ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.

Обучение на уровне дистанционной модели позволяет студентам заочной формы обучения получить качественное образование. Это связано с тем, что обучение с применением компьютерных технологий дает возможность чрезвычайно оперативно передавать на расстояния любую информационную

составляющую любого объема и вида, хранить нужную информацию в памяти компьютера (сервера) необходимое и достаточное количество времени, редактировать ее; интерактивно создавать мультимедийную информацию и оперативно связываться с педагогом или с другими участниками обучающего курса; иметь доступ к различным сетевым источникам информации; организовывать совместно телекоммуникационные проекты, электронные конференции, вебинары.

Дистанционное образование позволяет обучающимся улучшить свои знания в различных областях и постоянно пополнять их в соответствии с образовательными программами, в том числе при изучении экономических междисциплинарных комплексов. Современные средства связи дают возможность улучшить качество обучения и выполнить эргономические требования для распределенных в сети образовательных материалов по экономическим дисциплинам. Однако студент должен быть в состоянии выбрать нужный контекст из полученного материала по электронной почте, удалять или перемещать изображения, изменять цвета, используемые для оформления текста, подбирать яркость и контрастность, а также уметь выбирать удобный ему графический текст разметки. Создалась новая с точки зрения эргономики ситуация: сам студент индивидуально выбирает наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы стажеры дистанционных экономических дисциплин обладали всеми необходимыми навыками пользователя. Среди критериев эффективности дистанционного обучения экономическим дисциплинам выделяется такой, как интерактивность, - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения экономическим дисциплинам [3, с. 128].

Курсы дистанционного обучения экономическим дисциплинам должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь при изучении экономических дисциплин, чтобы обучаемые могли быть

уверены в правильности своего продвижения по пути познания.

Технические решения проблемы дистанционного обучения сейчас могут быть разные. Современные информационные технологии позволяют практически неограниченно размещать, хранить, обрабатывать и передавать информацию любого размера и содержания на любое расстояние. При дистанционном обучении экономическим дисциплинам студенты должны не только обладать навыками пользователей работы с компьютером, но и определять достоверность экономической информации, с которой они встречаются на различных интернет-ресурсах. Студенты должны хорошо владеть различными видами обработки экономической информации: изучение, поиск, ознакомление, работа с электронными каталогами и словарями, которые могут быть использованы на этом курсе или существуют независимо на разных серверах. Поэтому важны курсы по изучению экономических дисциплин, направленные на обучение работе с электронными справочными материалами. Контроль за усвоением экономических знаний и способами познавательной деятельности, умение применять полученные экономические знания в различных проблемных ситуациях должны носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала по экономическим дисциплинам, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании) [1, с. 220].

Модель дистанционного обучения экономическим дисциплинам должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельности в познавательной деятельности студента с разнообразными источниками информации, учебными и консультационными материалами, специально разработанными по данной экономической дисциплине, быстрое и постоянное взаимодействие с преподавателем, ведущим данную дисциплину, организацию групповой работы вместе с другими студентами, изучающими данный курс. Необходимо постоянно использовать все изученные проблемные, исследовательские, поисковые методы при организации работы над соответствующими частя-

ми каждого курса экономической дисциплины, предусматривать разработку совместных сетевых проектов студентов-участников курса изучения экономической дисциплины, организацию индивидуальных презентаций промежуточных и итоговых результатов изучения экономической дисциплины через сеть Интернет.

Именно для этих целей большое распространение получили и используются специальные веб-страницы, которые может организовать для себя любой студент или группа. Работа с такими электронными страницами существенно облегчает весь процесс обучения и обратной связи. Сетевые технологии в качестве логической основы дистанционного обучения экономическим дисциплинам особенно важны, если появляется возможность использования вебинаров. В этом случае реализуется так называемый фактор присутствия, что оказывается очень полезным, если вебинар проводится тьютором.

Дистанционное обучение экономическим дисциплинам автор рассматривает как взаимосвязанную совокупность методов и средств обучения, которые обеспечивают проведение сетевого занятия в использованием современных телекоммуникационных технологий, предполагающих специальную организацию процесса обучения экономическим дисциплинам, которая основана на самостоятельности учащегося [8; 11].

При этом автор считает, что новые технические и технологические средства телекоммуникаций предоставляют обучающемуся экономическим дисциплинам принципиально новые возможности с точки зрения методики обучения. Во-первых, тьютор получает возможность построить индивидуальную схему обучения для каждого студента за счет возможности выбора представления экономического материала в зависимости от особенностей студента, организовать самостоятельное изучение и прохождение тем успевающему студенту и возможность повторения неусвоенного материала отстающему студенту. Это позволяет учесть потребности и возможности любого студента, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу экономической дисциплины.

Безусловно, для организации дистанционного обучения экономическим дисциплинам

важно учитывать специфику психолого-педа-гогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. При таком общении все чаще наблюдается исчезновение специфических барьеры, которые носят психологический и социальный характер. Отличительной чертой дистанционного обучения экономическим дисциплинам является замена личностного, непосредственного взаимодействия с преподавателем различными средствами электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в форуме, проведение общегрупповых занятий в режиме вебинаров, использование специальных досок, консультирование в сетевом режиме [1, с. 219].

У студента, который учится дистанционно, появляются дополнительные возможности использования данных электронных библиотек, информационных фондов, увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, постоянно увеличивается информационное и познавательное поле студента, что поддерживает мотивацию к обучению, интерес к экономическим дисциплинам и интеллектуальное развитие. Дистанционные технологии в значительной степени ориентированы на использование большого многообразия форм и методов самостоятельного обучения. В этом случае происходит переворот в теории обучения, когда инициативной стороной становится не преподаватель, а обучающийся. Это неумолимо приводит к новым образовательным стереотипам, так как сам студент может выбирать формы, способы обучения, время и формы общения с тьютором. Развитие навыков самостоятельного поиска экономического материала расширяет возможности студента и может в дальнейшем повлиять на его профессиональные качества и интересы.

Основная нагрузка при разработке дистанционных экономических курсов по предметам ложится на тьютора, который должен учесть все особенности студентов и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры студента и разнообразные уровни его активности. Все это влияет на усиление психологической

составляющей учебных экономических курсов [5, с. 80].

Можно сделать вывод, что основной идеей дистанционного обучения экономическим дисциплинам стало предоставление возможностей каждому студенту в отдельности и учет интересов каждого студента, что позволяет помочь в выработке индивидуальной образовательной программы и сориентировать обучающегося на эффективное сочетание различных форм дистанционного обучения. Также немаловажной целью является обеспечение развития общекультурных навыков и компетенций, обеспечение социализации студента, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной обучающей деятельности. Образовательная среда в этих условиях должна обеспечивать оптимальный уровень усвоения экономического материала каждым студентом, что позволит ему успешно адаптироваться к экономической действительности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Валюшина, Н. М. Организационные формы дистанционного повышения квалификации работников образования. Стратегия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в сетевом взаимодействии образовательных систем / Н. М. Валюшина // Материалы научно-практической конференции, г. Иркутск, 26 мая 2011 г. / под ред. Л. А. Выговского, Т. В. Живо-коренцевой. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - С. 213-220.

2. Валюшина, Н. М. Исследование собственной профессиональной деятельности как одно из условий повышения качества дистанционного обучения / Н. М. Валюшина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №> 125. - С. 189-195.

3. Валюшина, Н. М. Способы воздействия на мотивацию обучающихся дистанционно в системе повышения квалификации / Н. М. Валюшина // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.

Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». -2011. - №> 6 (41). - С. 126-134.

4. Гапоненко, Ю. В. К вопросу о необходимости применения информационных технологий в дистанционном обучении личности / Ю. В. Гапоненко, С. П. Сазонов // Современные проблемы науки и образования : электрон. журн. - 2013. - №9 5. -

Режим доступа: http://www.science-education.ru. -Загл. с экрана.

5. Громова, Т. В. Концепция проектирования и модель педагогической системы подготовки преподавателей вуза к тьюторской деятельности / Т. В. Громова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы VII Меж-дунар. науч.-практ. конф., 15-18 апр. 2010 г. - Тольятти, 2010. - С. 79-87.

6. Громова, Т. В. Основы тьюторской деятельности / Т. В. Громова. - Самара : Глагол, 2009. - 256 с.

7. Зенина, Е. Г. Компьютерные технологии в заочном образовании / Е. Г. Зенина, Л. В. Богданова // Современные железные дороги: достижения, проблемы, образование : межвуз. сб. науч. ст. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. -С. 132-135.

8. Качество управления производством с позиции синергетики / Л. М. Семенова, В. Б. Хлебников, Ю. С. Бахрачева, С. И. Семенов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2012. -№ 7. - С. 120-127.

9. Куклев, В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения / В. А. Куклев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №9 1 (35). - С. 68-72.

10. Куклев, В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации / В. А. Куклев // Образование и общество. -

2009. - № 1(54). - С. 64-67.

11. Семенова, Л. М. Анализ закономерностей последовательного развития явлений самоорганизации на предприятиях / Л. М. Семенова, В. Б. Хлебников, Ю. С. Бахрачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2013. -№ 9. - С. 49-57.

REFERENCES

1. Valyushina N.M. Organizatsionnye formy distantsionnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya. Strategiya realizatsii natsionalnoy obrazovatelnoy initsiativy «Nasha novaya shkola» v setevom vzaimodeystvii obrazovatelnykh sistem [Organizational Forms of Distance Qualification Upgrading of Educators. The Strategy of National Educational Initiative “Our New School” in Networking Cooperation ofEducational Systems]. Vygovskiy L.A., Zhivokorentseva T.V., eds. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Irkutsk, 2-6 maya 2011g. [Materials of Research and Practice Conference]. Irkutsk, IGLU Publ., 2011, pp. 213-220.

2. Valyushina N.M. Issledovanie sobstvennoy professionalnoy deyatelnosti kak odno iz usloviy povysheniya kachestva distantsionnogo obucheniya [The Study of Proper Professional Activity as One of the Conditions of Distance Learning Quality Upgrading]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena,

2010, no. 125, pp. 189-195.

3. Valyushina N.M. Sposoby vozdeystviya na motivatsiyu obuchayushchikhsya distantsionno v sisteme povysheniya kvalifikatsii [The Ways of Influencing the Motivation of Distance Learning Students in the System of Qualification Upgrading]. Uchenye zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. Seriya “Professionalnoe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya”, 2011, no. 6 (41), pp. 126-134.

4. Gaponenko Yu.V., Sazonov S.P. K voprosu o neobkhodimosti primeneniya informatsionnykh tekhnologiy v distantsionnom obuchenii lichnosti [To the Question of Necessity of Information Technologies Application in Distance Education of Person]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru.

5. Gromova T. V. Kontseptsiya proektirovaniya i model pedagogicheskoy sistemy podgotovki prepodavateley vuza k tyutorskoy deyatelnosti [The Conception of Projecting and the Model of Pedagogical System of Teachers Training]. Tatishchevskie chteniya: aktualnye problemy nauki i praktiki: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 1518 apr. 2010 g. [Tatishchev Readings: Modern Problems of Science and Practice: Materials of 7th International Research and Practice Conference, April 15-18, 2010]. Togliatti, 2010, pp. 79-87.

6. Gromova T.V. Osnovy tyutorskoy deyatelnosti [Basics of Tutor Activity]. Samara, Glagol Publ., 2009. 256 p.

7. Zenina E. G., Bogdanova L.V Kompyuternye

tekhnologii v zaochnom obrazovanii [Computer Technologies in Part-Time Education]. Sovremennye zheleznye dorogi: dostizheniya, problemy,

obrazovanie: mezhvuz. sb. nauch. st. [Modern Railways: Achievements, Problems, Education: interacad. col. of sci. art.] Volgograd, Volgogr. nauch. izd-vo, 2009, pp. 132-135.

8. Semenova L.M., Khlebnikov V.B., Bakhracheva Yu.S., Semenov S.I. Kachestvo upravleniya proizvodstvom s pozitsii sinergetiki [The Quality of Management Production from Synergetics Point of View]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1 0, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Technology and Innovations], 2012, no. 7, pp. 120-127.

9. Kuklev V.A. Sushchnostnye kharakteristiki mobilnogo obucheniya [Essential Characteristics of Mobile Learning]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 1 (35), pp. 68-72.

10. Kuklev V.A. Sushchnostnye kharakteristiki mobilnogo obucheniya kak pedagogicheskoy innovatsii [Essential Characteristics of Mobile Learning as Pedagogical Innovation]. Obrazovanie i obshchestvo, 2009, no. 1(54), pp. 64-67.

11. Semenova L.M., Khlebnikov V.B., Bakhracheva Yu.S. Analiz zakonomernostey posledovatelnogo razvitiya yavleniy samoorganizatsii na predpriyatiyakh [The Analysis of Regularities of Consecutive Development of Self-Organization at Enterprises]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Technology and Innovations], 2013, no. 9, pp. 49-57.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE DISTANCE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINE

Gaponenko Yuliya Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finances,

Russian University of Cooperation, Volgograd Branch a-z-64@yandex.ru

Novosibirskaya St., 76, 400002 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article studies some aspects of distance teaching of students of economic disciplines. The distance learning has a number of qualities that make it very effective in working with students of economic disciplines. Mainly, it is the efficiency through

individualization of training: each student is engaged on the schedule convenient for him, anyone can learn as much as they need for learning the particular discipline. The distance learning allows students minimize the unproductive use of time. Electronic occupation always held clearly given scenario, the search engines will quickly find the right materials. It allows you to master course material in a shorter time, compared with classroom learning system. Today, distance learning technologies are developing very actively, and if in the recent past at the disposal of the tutor was just e-mail, now special learning environments allow you to organize the learning process, in no way inferior to their traditional didactic opportunities, and in many respects superior to it. Advantages of Distance Learning in the study of economic disciplines are obvious: individualization, flexibility and adaptability training. Due to the interactive style of communication and rapid communication in distance learning offers the opportunity to personalize the learning process. Teacher depending on the success of the student may apply a flexible, individual training, which ensures focus on its ability to block teaching materials, links to information resources. Since the time factor becomes critical, the student can also choose your pace of learning the material, they can work on the individual program agreed with the general program of the course study of economic discipline. Distance education certainly has its advantages over traditional forms of learning. It removes the temporal and spatial limitations, helps disabled people to study, expands communicative sphere of students and teachers. Also a big advantage is that the teacher can create and use any part of the course evaluation system. All grades for each course are stored in a consolidated electronic list.

Key words: professional activity, educational technologies, distance education model, economic disciplines, innovative teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.