ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ БУДУЩЕГО
Сапрыкина Наталья Алексеевна
д-р архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования» Московский архитектурный институт (государственная
академия), РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES AND MODERN TRENDS IN CREATING
THE FUTURE ENVIRONMENT
Natalia Saprykina
doctor of architecture, Professor, Head of department "Fundamentals of Architectural Design", the Moscow Architectural Institute (State Academy), Russia
Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные блоки и поэтапные стадии анализа современных исследований в области архитектуры и градостроительства. Рассмотрены современные тенденции развития и выявлены инновационные подходы в создании среды обитания будущего. Приведены примеры моделирования в проектировании, открывающие новые возможности в архитектурном формообразовании.
ABSTRACT
The article presents the basic blocks and incremental step analysis of current research in the field of architecture and urban planning. Considered the modern trends and identified innovative approaches in creating habitat future. We give some examples of modeling in the design, opening up new opportunities in the architectural shaping.
Ключевые слова: архитектура; среда обитания; инновационный подход; форсайт-исследование; футурологический проект.
Keywords: architecture; habitat; innovative approach; foresight; futurist design.
Архитектура, предназначенная для формирования искусственного пространства обитания, находится под влиянием происходящих в мире
процессов, связанных с инновационной революцией. В условиях развития научно-технического прогресса происходит привлечение к архитектурным изысканиям новых участков знаний. Архитектурная наука, постоянно меняя свои ценностные критерии под влиянием времени, идет по пути создания междисциплинарных комплексных исследований (архитектурная бионика, архитектурная экология, технологическая архитектура, дигитальная архитектура, наноархитектура и др.).
Архитектура, непосредственно связанная с историей и современностью, под влиянием общественных и культурных требований меняет свои ценностные критерии во времени и выбирает новые концептуальные подходы к формированию пространственной среды для удовлетворения жизненных потребностей человека. Анализ современных исследований в области архитектуры и градостроительства позволяет проследить современные тенденции развития и выявить инновационные подходы в создании среды обитания будущего.
Сегодня ни одна развитая страна не обходится без исследований будущего, которые мобилизуют людей на поиск путей адаптации общества к новым условиям. В связи с этим, поиск нового образа жизни, всегда связанного с соответствующим уровнем качества жизни, постоянен — в большинстве развитых стран мира регулярно проводятся форсайт-исследования (по методу форсайта — от английского foresight — «предвидение»), как в научно-технологической сфере, так и для определения приоритетов социального развития общества.
Появление новых технологий вызывает изменения и открытия в различных областях человеческой деятельности. В этих условиях контуры научно-технической революции обусловливают привлечение к науке новых участков знаний в таких областях как информатика, молекулярная биология и наука о явлениях, измеряющихся одной миллиардной метра, которую стали именовать нанотехнологией (от греческого «нано» — карлик). Сложившаяся ситуация еще
раз подтверждает продуктивность ориентации архитектурной науки на создание междисциплинарных комплексных исследований.
Происходящие в последнее время и прогнозируемые изменения экологического, социально-экономического и, особенно энергетического характера вызвали необходимость поиска новых, в том числе нетрадиционных, решений эко-устойчивой среды обитания и систем ее жизнеобеспечения. Проблема энергообеспечения, экономии ресурсов, а, следовательно, и средств, расходуемых при строительстве и эксплуатации зданий, особенно остро встала перед мировым сообществом. Это требует разработки архитектурно-строительных приемов повышения энергетической экономичности зданий путем применения альтернативных видов возобновляемых источников энергии и новых энергетически эффективных и не загрязняющих технологий.
Введение в практику проектирования и создания архитектурных объектов использования интегрированных экологических систем, ставшее возможными благодаря последним разработкам в области электронной техники и технологии, осуществляет тесную связь между архитектурой и техникой. Также, подобное действие позволяет проводить преобразование геометрических пространств архитектурных чертежей в гибкие, экономичные и надежные функциональные пространства с оптимальными характеристиками эко-устойчивой среды обитания [4, с. 284—290].
Стремительное развитие науки и техники позволяет наметить контуры материально-технического оснащения совершенно нового общества - согласно футурологическим проектам, предполагается создание таких технологических новаций как искусственный интеллект, возникновение новых видов получения энергии, а развитие современных компьютерных технологий позволяет создать новую фантастическую виртуальную реальность. Развитие новых тенденций в обществе обещает быть настолько радикальным, что они могут вызвать основательные сдвиги, как в их реализации, так и в активной перестройке творческого сознания в архитектуре — совершенно иной может стать архитектура зданий, иным — видение среды.
Благодаря использованию достижений фрактальной геометрии, теории хаоса, теории нелинейных систем возникают совершенно иные художественные и эстетические системы. По мнению исследователей, архитектура может пойти по пути создания антигеометрии — новаторские сооружения американского архитектора Френка О. Гери (Музей Гугенгейма в Бильбао, дворец экспериментальной музыки в Сиэтле, концертный зал в Лос Анжелесе и др.). Упомянутые «дигитальные» (дигитализация в архитектуре раскрыла дорогу таким явлениям, как виртуальность, текучесть, гибридность, интерактивность) сооружения являются классической альтернативой аналоговой архитектуры. Каждая из этих построек может быть трактована как структура, сформированная из многочисленных, разных по форме, хаотических архитектурных объемов, которые должны создавать эффект динамической архитектуры — архитектуры в движении.
Использование параметрического моделирования в проектировании, связанного с рационализацией строительного процесса, открывает совершенно новые возможности в архитектуре, вплоть до создания «живых моделей» — компьютерных объектов, находящихся в динамическом состоянии, открытом для постоянных изменений в заданном автором проекта диапазоне, определяемых участниками строительного процесса и объединяющих их [5, с. 255—260].
Возникает возможность создавать сложные объекты и системы практически во всех областях, а в архитектуре наступает новая эра, где целые комплексы, возводимые на основе молекулярного синтеза, будут вырастать прямо на строительной площадке, а процедура их перестройки и корректировки будет аналогична корректированию программного кода. Планировка города при этом может приобрести антигеометричные очертания — структуру сходную со строением молекулярных цепочек или нейронных связей [2].
Одним из условий, от которых зависит развитие человечества, является создание новых видов энергии. Так, например, А. Кларк считает, что источником новой энергии уже в первые десятилетия ХХ! столетия будет
низкотемпературный ядерный синтез. «Не позже 2010 года наступит эра квантовых генераторов, которые будут улавливать энергию из космоса. Центральные электростанции будут закрыты, окончиться эра ЛЭП, национальные энергетические сети демонтируются. С переходом промышленности на термоядерный синтез сжигание нефти отойдет в прошлое. Отпадет опасность глобального потепления» [3, с. 5]. Эти идеи откроют новые возможности и для формирования пространства, в котором будут жить люди.
Для выявления тенденций формирования пространственной среды обитания в будущем представляет интерес информация о способах восприятия пространства: с одной стороны, люди определяют пространство в узких, локальных границах, с другой стороны, они постоянно пытаются их устранить. С развитием информационных технологий субъективный опыт восприятия пространства изменился, физические границы больше не ограничивают способность коммуникации между людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях.
Восприятие двух главных параметров — пространства и времени — взаимодействуют с множеством других, более определенных тенденций, вызывающих широкое разнообразие стилей поведения. На личностном уровне проявляется тенденция стремления отхода людей под защиту собственного дома и своей социальной группы, нежели участия в общественной деятельности. Быстрый рост компьютерных сетей усиливает смысл связности и показывает, что психологическое расстояние между людьми, работающими в различных сферах, кардинальным образом сузилось. Такая тенденция отражена в разнообразии индивидуальных стилей поведения. Одна из наиболее очевидных из них — все возрастающее использование телекоммуникационных устройств (телефона, пейджера, телетекста, факсимильных и оперативных компьютерных связей), многие из которых обеспечивают немедленную обратную связь.
Проблема адаптации человека к архитектурным объектам, а также его психологической изоляции от отрицательных факторов среды обитания
постоянно привлекает внимание архитекторов и специалистов. К 70-м годам прошлого века в области футурологического проектирования обозначились принципиально новые тенденции психологического формирования среды обитания. Предпринимались попытки непосредственно путем иллюзорных эффектов или даже прямого воздействия на мозг сконструировать в восприятии человека некую особую, независимую от реальности «собственную среду» как комплекс определенных ощущений. Эта проблема в те же годы была широко рассмотрена в специальной литературе и давала много прецедентов ее решения с использованием принципов динамической адаптации. В связи с этим появилось течение, называемое «архитектура расслабления».
В то время представлены проекты «жилых машин», отключающие человека от реальности и уводящие его в мир иллюзий, оборудованные специальными устройствами, модифицирующими восприятие среды посредством воздействия на органы чувств и мозг. Также, предложены контролирующие психику и «освежающие» чувства аппараты для «игрового расширения сознания», капсулы и шлемы для прослушивания самого себя с помощью электроники — как и упомянутые проекты «жилых машин», они с точки зрения здравого смысла носят фантастический характер. Тем не менее, эти новые идеи раскрывают безграничные просторы для творческого поиска, а рассмотренные проекты свидетельствуют о самых решительных сдвигах в этом направлении. Раскрепостить творческое мышление, преодолеть установившиеся стереотипные представления о содержании и формах жилища [1, с. 23—29] — такова одна из основных задач футурологического проектирования.
Чтобы определить творческую весомость новаций, необходимо авторитетное вербальное и печатное слово, которое бы примирило нарастающие противоречия и позволило ослабить напряженные ситуации. Для преодоления опасности неадекватных оценок претенциозных научных новаций в архитектуре нужны широкие дискуссии, которые практически отсутствуют.
Список литературы:
1. Борисов С.В. Особенности проектирования загородной жилищной застройки Подмосковья // Новые идеи нового века — 2013: материалы Тринадцатой Международной научной конференции 18—25 февраля 2013 г.: в 3 т. / Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск: ТОГУ, — 2013. — Т. 3. — С. 23—29.
2. Кибер-организм с виртуальной душой [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://trendclub.ru/7467 (дата обращения 03.09.2013).
3. Мельников Л. Прогноз Кларка — это утопия (комментарий российского ученого) // ГОРОСКОП. — 2000. — № 5. — С. 2—8.
4. Сапрыкина Н.А. Принципы формирования эко-пространства в инновационных концепциях // Наука, образование и экспериментальное проектирование / Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2013. — С. 284—290.
5. Сапрыкина Н.А. Проектное прогнозирование в архитектуре как метод моделирования и формирования пространственной среды обитания // Наука, образование и экспериментальное проектирование / Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2013. — С. 255—260.