Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ" В МУЗЕЕ ИСТОРИИ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ" В МУЗЕЕ ИСТОРИИ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ" В МУЗЕЕ ИСТОРИИ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

А.А. Хадынская, А.И. Рыжов

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОЕКТ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ» В МУЗЕЕ ИСТОРИИ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Современные образовательные технологии отличаются от традиционных тем, что в них активно используются межпредметные связи, обучающихся выводят из стен учебного кабинета, организуют на занятии интерактивное общение, при котором возможен живой свободный разговор. В Сургутском государственном университете есть подразделение, которое без преувеличения можно считать многофункциональной «творческой площадкой», подходящей для реализации самых разных инновационных образовательных проектов.

Сначала о самом музее. Музейное подразделение - «Музей истории Сургутского государственного университета» - создано на основании приказа ректора СурГУ № 361/к 17 октября 2005 года, его профиль - история высшего учебного заведения. Директором является Рыжов Анатолий Иванович, хранитель фондов - Савчин Юлия Любомировна.

Основными направлениями и задачами музея являются: комплектование фондов музея и их хранение, участие в научно-исследовательской работе, организация выставок по университетской тематике, проведение различных экскурсий, лекций, семинаров и т.д.

Музей в своей деятельности тесно взаимодействует с научными, учебными, хозяйственными и другими подразделениями университета. Осуществляет взаимодействие с творческими союзами, государственными и негосударственными музеями.

С сентября 2008 года музей начал свою работу в новом Главном корпусе. В нем музею были предоставлены помещения: два зала и кабинет - общей площадью 170 кв.м. В это же время музей был оснащен современным выставочным оборудованием: вертикальные шкафы с освещением, горизонтальные шкафы и пр.

Собственно говоря, работа по созданию музея истории университета началась с конца 2008 года. В 2009 году в основном был собран и представлен в музее презентационный материал по факультетам: документы, фотографии, вещественные материалы. Большая помощь в этом музею была оказана руководством факультетов.

К началу 2010 года был налажен учет, хранение документальных, вещественных материалов, была приведена в порядок номенклатура дел музея.

В 2010 году продолжалась работа по обработке вещественных и документальных материалов, раскрывающих жизнь и деятельность университета с основания до настоящего времени. Документы сканировались, т.е. переводились в электронный вид - всего 250 документов. Это приказы ректора СурГУ о создании факультетов, кафедр, лабораторий и др. Сканирование документов продолжается и в настоящее время.

В 2010 году ректором университета утверждены должностные инструкции сотрудников Музея как структурного подразделения Университета, утверждено «Положение о музее истории Сургутского государственного университета», редактирована номенклатура дел Музея согласно новому индексу отдела.

Музей открыл свои страницы на сайте СурГУ, на главной из них размещена историческая справка (хронология событий) Университета. На сайте СурГУ в разделе «Музей» аннотированы текстом и фотографиями залы Музея, имеются страницы «Фотогалерея» и «Жизнь замечательных вещей» и др.

Работниками музея сканировано и идентифицировано более 1000 фотографий. Собраны и оцифрованы видеофильмы 90-х годов (на кассетах VHS). На этих фильмах сняты моменты жизни университета тех лет.

Музей истории СурГУ готовил к открытию вмести с другими подразделениями мемориальный кабинет первого ректора Сургутского государственного университета Г. И. Назина. Кабинет был торжественно открыт 5 апреля 2010 года.

С 2009 года на стендах музея постоянно экспонируются фотографии, документы, посвященные различным событиям: День рождения СурГУ, Новый Год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, выборы в государственные и другие органы власти и пр.

Музеем проводились различные творческие акции: фотосессия « Мой препод -мне пример!», фотоконкурс «Мой СурГУ - 2009» и т.д.

Ежегодно проводится выставка фотографий и документов, посвященных Дню Победы. 4 мая 2010 года к юбилею окончания Великой Отечественной Войны состоялось открытие выставки «65 лет Победы». Первыми гостями выставки были ветераны Великой Отечественной Войны, проживающие в Сургуте. На стендах экспозиции были выставлены подлинные ордена, медали, знаки отличия, документы к ним, а также личные вещи, фотографии фронтовиков. В витринах были представлены деньги, почтовые марки, документы и плакаты того времени. Выставка закончилась очень необычно: в Большом зале музея участники и ветераны войны танцевали под патефон вальсы со студентами университета, затем все вместе фотографировались. Такие встречи надолго запоминаются их участниками.

Мероприятия, проводимые музеем, отражались в средствах массовой информации округа, города, журнале СурГУ «Северный регион». Видео и фотосъемка, проводимая работниками музея, послужила основой для создания киоска-справочника СурГУ. С осени 2008 года в музее проводятся экскурсии для студентов, школьников города, района, инвалидов, гостей университета. На базе музея проводились занятия со студентами юридического факультета по применению фото аппаратуры в криминалистике, со студентами факультета физического воспитания по технике фото- и видеосъемки.

В 2011 году музей истории Сургутского государственного университета был представлен в справочнике «Музеи университетов Евразийской ассоциации».

В 2013 году к 20-летию СурГУ создана программа «Виртуальный музей истории СурГУ» в 3Б-формате.

В 2013 году в связи с изменением структуры университета в музее полностью изменены экспозиции, в них представлены институты с историей кафедр и лабораторий, входящих в них.

В музее действуют постоянные экспозиции: «Фото и киноаппаратуры 19-21 веков, «Родная старина. Русский быт на рубеже 19-20 веков». Именно с последней оказался связан образовательный проект «Жизнь замечательных вещей», организованный сотрудниками музея и доцентом кафедры общего языкознания СурГУ А. А. Хадынской. Основной задачей проекта стала популяризация знаний о предметах материальной культуры, связанных, прежде всего, с культурой России.

Музейная экспозиция представляет собой собрание предметов быта конца 19-го -начала 20-го века. Девизом выставки стали слова Н.В. Гоголя: «...Все тряпье до малей-

шей булавки, которое кружится вокруг человека», отсылая посетителей к удивительному миру вещей - свидетелей истории прошлого.

Выставка имитирует обстановку крестьянской избы, где утварь, иконы, вышитые и тканые изделия являются подлинными, возраст многих более ста лет. Тематические витрины посвящены различным аспектам русской жизни эпохи порубежья: посуда, одежда, женские инструменты для рукоделья, утюги, музыкальные инструменты, деньги и пр. Имеются и крупные выставочные объекты: прялки-самопряхи, швейная машинка, ухваты, грабли и пр. На стенах прикреплены постеры с полезной исторической информацией: «инструкции» по использованию раритетных приспособлений, цены на продукты того времени, информация о доходах различных сословий и пр. На открытии выставки побывала съемочная группа телекомпании «СургутинформТВ», репортаж был показан по местному телевидению, подготовила его журналист Дина Биглова -выпускница СурГУ по специальности «Связи с общественностью».

Были организованы экскурсии для школьников города и студентов гуманитарных специальностей СурГУ, на которых они имели возможность погрузиться в эпоху и буквально почувствовать ее: практически все экспонаты разрешалось брать в руки.

После экскурсии студентам предлагалось принять участие в викторине на знание эпохи порубежья. Викторина была представлена еще одним партнером проекта - газетой «Северный университет». Сами вопросы предварялись небольшой познавательной статьей, также отсылающей к означенному историческому периоду.

Был опубликован цикл статей небольшого объема, каждая из которых была посвящена отдельному предмету. В материале была представлена «жизнь вещи»: история ее возникновения, появления в России, способ изготовления и материал, этимология названия, использование и «судьба». Статью предварял эпиграф (цитата из художественного текста, популярной песни / кинофильма или поговорка), который обыгрывался в тексте или указывал на связь вещи и автора цитаты.

Статьи были написаны А. А. Хадынской, для каждой из них автор выбрал себе шуточный псевдоним.

В качестве примера предлагается две статьи из цикла «Жизнь замечательных вещей», тематически связанные между собой, с вопросами викторины в конце.

САМОВАР

У самовара я и моя Маша...

Какой безалкогольный напиток предпочитают сегодня россияне? Ответом служат яркие этикетки иностранных бутылок: «Кола», «Пепси», «Спрайт» и подобные жидкости неестественных цветов, порой напоминающие средства для мытья окон и прочие химикаты как по внешнему виду, так и по составу. «Забугорная» Америка настойчиво и, надо сказать, небезуспешно прививает россиянам свои вкусовые привычки. И тем более это огорчительно, что есть у нас свой напиток, бытованию которого в стране более 250 лет. Столько, сколько всей американской истории.

«Попей чайку - разгони тоску!» - так говаривали наши предки, сиживая за самоваром и ведя неспешные задушевные беседы. Чай и самовар оказались для русского человека неразрывно связанными понятиями. Самовар стал нашим национальным символом, русским «брендом», хотя по историческим меркам появился он относительно недавно, в середине XVIII века.

Первое упоминание о самоваре относится, по некоторым данным, к 1746 году: сей предмет был указан в описи имущества Онежского монастыря. Традиционно родиной самовара считают Тулу, именно там в 1996 году с помпой праздновали 250-летие пузатого красавца. Но это право оспаривают и уральские мастера. По исследованиям екатеринбургских ученых, котельники Иргинского медеплавильного завода еще в 1730-1740-х гг. делали «казаны с трубами», весьма дорогие по тем временам. Самовар в те времена стоил около 5 рублей. Для сравнения: за корову тогда платили от 2,5 до 4-х рублей, а 10 рублей стоил домик средней руки.

Появлению самовара и укреплению его на рынке способствовало освоение уральских рудников в годы правления Екатерины II. Меди, до этого практически не добывавшейся в родной нашей стране, срочно потребовалось в большом количестве для развития именно самоварного производства, она даже стала вывозиться на экспорт.

Прообразом самовара можно считать английские «чайные урны» для кипячения воды, бытовавшие в Англии в это же время, а также различные «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами», широко применявшиеся в российских монастырских и помещичьих хозяйствах. Возможно, сочетание этих двух изделий и дало необычный русский вариант самовара.

Устройство самовара простое и гениальное одновременно. По сути, это медная емкость с трубой внутри. Все тепло от идущего по трубе воздуха отдается воде, которая быстро доходит до кипения, плюс создается идеальная тяга. Экономия энергии фактически стопроцентная, к тому же тепло долго поддерживается естественным способом. В отличие от английской «урны», наш самовар снабжен внизу поддоном с ножками, сверху съемной крышкой с шишками (ручками), боковыми ручками и резным краником (веткой).

Тулово было самых разнообразных форм, различали самовары банкой - цилиндрические, самовары дулей - грушевидные, самовары рюмкой - суженные книзу, самовары вазой - это уже полет авторской фантазии. В коллекции Московского государственного исторического музея имеется уникальное изделие, получившее медаль на международной выставке - «самовар-петух». Золоченый, отделанный накладным серебром, с краником-клювом, гребешком и на «курьих ножках», он и впрямь похож на своего задиристого прототипа.

Интересный факт для любителей кофе: был и уникальный в своем роде тип самовара-кофейника со специальным устройством внутри в виде съемной рамки с холщовым мешочком для молотого кофе.

Работало над самоваром немало народу: наводильщик спаивал основную форму, лудильщик вылуживал нутро самовара оловом, токарь собственно точил на станке и полировал изделие, слесарь делал к нему ручки и краны, сборщик его собирал из элементов, чистильщик осуществлял «предпродажную подготовку», а токарь по дереву изготовлял деревянные шишки и боковые ручки. Выпускали самовары как крупные фабрики, так и в кустарные мастерские, иногда изготовлением деталей и сдачей их на заводы занимались целые деревни. У многих мастеров был «секрет фирмы», тщательно оберегавшийся от конкурентов. Особенно по этой части славились туляки. Среди тульских «самоварных королей», привозивших за свои изделия медали с международных выставок, наиболее известны были Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Оттиски этих наград, высшей из которых считался государственный герб, помещали на тулово

самовара. Ни одна русская ярмарка за границей не обходилась без продукции тульских мастеров: наши самовары гремели на всю Европу!

Традиционными центрами самоварного производства, кроме Тулы, были Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск. Работы уральских мастеров отличались технологически сложными решениями и богатым декором.

Выпускались самовары самого разного объема: от трактирных пятиведерных до индивидуальных, на стакан, получивших в народе прозвище «самовар-эгоист», или «отрада холостяка»; от разборных походных до настоящих произведений искусства, сделанных на заказ для дворянских фамилий и самого российского императора.

Конструкция самовара как автономной «водогрейной машины» практически совершенна, и современный самовар, в общем-то, ничем не отличается от своего предка, только к нему, следуя цивилизации, добавился электрический элемент. Но не перевелись на земле русской Кулибины, сумели и в самоварном деле кое-что изобрести. В 1972 году братья Набоковы поместили в трубу шамот - теплопоглощающий материал, тем самым повысили «теплосохраняющие» свойства изделия. В 1981 году В. Шелепин придумал к самовару приставку, которую можно загружать любым видом топлива. В 80-90-е гг. прошлого века предлагались варианты походного самовара, корпус которого был собран из частей, при желании становящихся отдельными котелками (Т. Меламуд, Г. Кучума, Е. Громов). В 1997 году В. Головня запатентовал самовар, могущий работать как на угле, так и от электрической сети.

Так что жизнь самовара продолжается. Возвращаясь к началу разговора о национальном напитке, заметим, что в 2006 году исполнилось 20 лет ресторану «Русский самовар», открытому в свое время в Нью-Йорке Иосифом Бродским, Михаилом Барышниковым и Романом Капланом. Знают и любят наш самовар в заокеанской Америке, он для эмигрантов как привет с родины, греет душу и сердце воспоминаниями о «русской жизни».

НАША ВИКТОРИНА

1. Знаменитая песенка «У самовара я и моя Маша» известна как русский шлягер времен нэпа, исполнявшийся в 30-х годах прошлого века не менее знаменитым одесситом Леонидом Осиповичем Утесовым. Назовите авторов слов и музыки этой песни.

2. Назовите картины русских художников 19-20 вв., на которых был бы изображен самовар.

Написал ИВАН САМОВАРОВ

РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ

Александр Сергеич, я о вас скучаю, С вами посидеть бы, с вами выпить чаю.

Самовар неотделим от традиции русского чаепития. Китайский напиток, попавший к нам еще при царе Михаиле Федоровиче в начале XVII века, обрел у нас вторую родину. Чай в России пили все сословия, но специфика «чайной церемонии а-ля рюсс» у каждого из них была своя.

Судить об этом, кроме исторических документов, можно и по другому, не менее интересному и колоритному источнику - искусству. «Чайно-самоварная» тема появилась в литературе и живописи практически одновременно с распространением этой традиции. Попробуем совершить экскурс в историю русского чаепития с опорой на эти культурологические источники.

С самого своего появления чаепитие стало уделом людей с солидным капиталом: цены на чай были очень высоки, а самовар служил мерой достатка в семье. Известна фраза Н.В. Гоголя из «Мертвых душ»: «Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердно». В аристократических семействах самовар являлся предметом роскоши, на чай приглашали как на торжественный званый ужин. Были даже специальные чайные комнаты для принятия гостей. В столовую сервировку входил, помимо самовара, целый чайный набор: чайница для хранения сухого чая, молочник, сливочник, сухарницы и вазы, ситечко и щипцы для сахара. В дополнение к богато декорированному самовару ставился на стол фарфоровый или серебряный чайный сервиз. Интересной, ныне утраченной деталью аристократического чаепития была полоскательница - специальная посудина с водой, в которой можно было ополоснуть чашку, не вставая из-за стола. У состоятельных людей самоваров было несколько, в зависимости от степени важности чаепития и знатности приглашенных гостей.

У самовара обычно сидела хозяйка, она разливала чай гостям и руководила чаепитием, все остальное угощение стояло на столе. Иногда ее место занимала дочь на выданье: так потенциальный жених мог получше ее рассмотреть.

Чаепитие при этом мыслилось как подчеркнуто домашнее времяпрепровождение, окрашенное в идиллические тона, с акцентом на умиротворенности и уюте. Каждый из нас помнит хрестоматийные пушкинские строки из «Евгения Онегина» о том, как потчевали чаем в провинциальных дворянских семействах будущих женихов:

Зовут соседа к самовару,

А Дуня разливает чай,

Ей шепчут: «Дуня, примечай!»

Потом приносят и гитару...

С домашним чаепитием в XIX веке обычно ассоциировалась Москва, столичный же петербургский житель, ориентируясь больше на западную культуру, предпочитал кофе. Оду московскому самовару пропел поэт П. Вяземский в стихотворении «Самовар»:

Самовар родной, семейный наш очаг,

Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ.

В нем льются и кипят всех наших дней преданья,

В нем русской старины живут воспоминанья.

Оригинальным было и купеческое чаепитие, организованное поистине с раблезианским размахом. Вспомним АН. Островского, известного бытописателя замоскворецкого купечества: его герои пьют бесконечные чаи, «уничтожая кипящую влагу», при этом «изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам». Купеческая дочка получала самовар со всем чайным набором в приданое и сама должна уметь достойно принимать гостей. Чаепитие этого сословия отлично отражают картины Бориса Кустодиева с его знаменитыми купчихами с блюдцами в пухлых пальцах и дородными краснолицыми купцами у начищенного до блеска самовара. От пышнотелых фигур так и веет жизненной силой и прекрасным аппетитом.

Разночинское и мещанское сословия тоже попивали чай, но в значительно более скромном варианте: и самовар попроще, и снедь подешевле. По словам писателя М.Н. Загоскина, кипучий русский самовар был «единственной роскошью наших небогатых мещан» и «высочайшим наслаждением всех трезвых разночинцев».

Самовар был почетным гостем и на крестьянском столе. Его передавали по наследству, купить новый мог далеко не всякий. Девица с самоваром в качестве приданого считалась состоятельной невестой.

К традиции приобщилось также и духовенство. Яркой иллюстрацией этому служит картина «Чаепитие в Мытищах» кисти В.Г. Перова с характерной для художника тематикой тягот народной жизни. Представлена сценка визита к чайному столу сытого священника одноногого нищего с мальчиком - им не хотят подавать. Не беря во внимание социальную подоплеку полотна, отметим накрытый по всем правилам чайный стол с самоваром в центре, маленький заварочник на одну персону и положенные закуски.

Особой разновидностью домашнего чаепития можно считать чай в домах творческой интеллигенции, когда за столом приятная беседа превращалась в серьезный профессиональный разговор. Известны знаменитые чаепития в Москве периода Серебряного века, где за чашкой чая собирался цвет русской поэзии, читались стихи, занесенные ныне в школьные хрестоматии, велись философские беседы о судьбе России. «Эмбрионом академии» назвал в своих воспоминаниях чайный стол философа С.М. Соловьева Андрей Белый. Издательство младосимволистов «Мусагетъ» имело свой чайный стол и артельщика, разносившего чай бойцам литературного фронта. В 1914 году поэт Борис Садовской, большой знаток старины, выпустил сборник стихов, посвященных «уходящей Москве» с символическим названием - «Самовар». С теплым чувством вспоминает автор свою студенческую пору, жизнь в меблированных комнатах, когда казенный быт скрашивал самовар, давая студенту частичку домашнего тепла:

Чужой и милый! Ты кипел недолго, Из бака налитый слугою номерным, Но я любил тебя как бы из чувства долга, И ты мне сделался родным.

Об удивительной атмосфере и глубокой содержательности литературного московского чаепития писал и Борис Пастернак, живший летом 1927 года на даче близ Абрамцева:

Когда на дачах пьют вечерний чай, Туман вздувает паруса комарьи, И ночь, гитарой брякнув невзначай, Молочной мглой стоит в иван-да-марье,

Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который в прошлом может быть спасен И в будущем из рук судьбы получен.

Кроме домашнего чаепития существовал еще так называемый «чай в заведении»: всевозможные чайные и трактиры. Завсегдатаями их был мастеровой и фабричный люд, холостяки, не державшие самовара дома, извозчики. Последняя категория граждан особенно почитала чай: хороший извозчик не пил водку, предпочитая чай с закуской. Иной мог и все заработанные деньги «просадить» за самоваром, про такого говорили «Все на чаю пропивает».

Особенностью русского чаепития был «сдобный» стол с выпечкой и сладостями, к чаю подавали как домашние соленья-варенья, так и продукцию булочных и кондитерских, поэтому активно развивалась и «околочайная инфраструктура». Знаменитые торговые фирмы предлагали свой товар к чайному столу, особенно славились сладости кондитерских фирм «А.И. Абрикосов и сыновья» и «Эйнем», а также продукция чаеторговых фирм «Василий Перлов с сыновьями», «Петр Боткин и сыновья», «Братья К. и С. Поповы».

Часто самовар служил средством заработка для малоимущих граждан, особенно во время народных гуляний. На «чайный промысел» отправлялись целыми семьями: глава семьи нес самовар, домочадцы же к нему уголь, ведра с водой, чашки и домашний запас для закуски, а также скамеечки для продавцов и покупателей, чтоб пить с комфортом, ведь чай фуршетом не попьешь, дело это неспешное и основательное.

Жива еще традиция чаепития в народе. По-прежнему приятно слышать очень русское приглашение «Приходите к нам на чай!». И как здорово, что есть у нас, несмотря на западные поветрия, желание посидеть за самоваром с близкими друзьями и традиционно по-русски поговорить о том, что на душе наболело.

НА ША ВИКТОРИНА

1. Кто хотел попить чаю с Пушкиным? Назовите автора поэтических строк из эпиграфа.

2. В каких еще произведениях художественной литературы 19-20 веков, кроме упомянутых в статье, описывается чаепитие?

Написала РОЗА ЧАЙНАЯ

Подобные образовательные проекты, с нашей точки зрения, призваны организовать межпредметные связи, в данном случае это история, литература, мировая художественная культура, музейное дело. Студент начинает воспринимать эпоху не как главу в учебнике, значительно отстоящую от него во времени и оттого неинтересную, а как живую историю, к которой можно прикоснуться, буквально пощупать руками, ощутить ее особый запах.

Музей истории СурГУ, как нам кажется, является прекрасной площадкой для реализации самого разного рода инновационных образовательных проектов, и мы призываем преподавателей университета и учителей города находить такую возможность, организовывать экскурсии, проводить нестандартные креативные занятия, тем более что фонды музея к этому весьма располагают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.