Научная статья на тему 'Инновационные направления модернизации профессионального образования'

Инновационные направления модернизации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / FORMATION / MODERNIZATION / AN INNOVATION / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмухаметов Ильдар Хайдарович

В статье автор выделяет и рассматривает инновационные направления модернизации профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author allocates and considers innovative directions of modernization of vocational training.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления модернизации профессионального образования»

Бикмухаметов И.Х. Инновационные направления модернизации профессионального образования Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: В статье автор выделяет и рассматривает инновационные направления модернизации профессионального образования.

The summary: In article the author allocates and considers innovative directions of modernization of vocational training.

Ключевые слова: образование, модернизация, инновация, инновационная

инфраструктура.

Keywords: formation, modernization, an innovation, an innovative infrastructure.

Бикмухаметов Ильдар Хайдарович кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по информационным и новым образовательным технологиям

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

bikmukhametov.@yandex.ru

Выходные данные статьи: Бикмухаметов И.Х. Инновационные направления

модернизации профессионального образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года говорится: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям».

В современных условиях в качестве основы перехода экономики и общества на инновационный путь развития рассматривается модернизация профессионального образования. Именно образование способно стать катализатором и инструментом инновационных процессов в обществе, фактором эффективного функционирования экономики и государственной системы.

С 30 сентября по 3 октября 2007 г. в Москве с успехом прошла Международная конференция по вопросам обучения с применением технологии e-learning «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007». В рекомендациях секции «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии» данной

конференции было отмечено, что «достижения фундаментальной науки, развитие средств информатики, информационных технологий и информационнотелекоммуникационных систем глобального масштаба создают беспрецедентные возможности для повышения качества жизни многих миллионов людей, получения ими качественного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей человека. Поэтому сегодня необходимы новая образовательная парадигма и новая стратегия образования»[1].

В связи с этим целью модернизации профессионального образования является создание социально-экономических механизмов устойчивого развития системы образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования в соответствии с потребностями личности, экономики и общества.

В данной работе выделим следующие инновационные направления модернизации профессионального образования:

• Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для реализации мероприятий по повышению качества, эффективности и доступности профессионального образования. В последние годы приняты Федеральные законы, заложившие основы модернизации образования, совершенствования ее структуры и содержания: об автономных учреждениях, о едином государственном экзамене, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.

Венцом комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования должно стать принятие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году. Данный нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования, заменит устаревшие, не удовлетворяющие современным требованиям экономики и общества, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Как отмечают разработчики Федерального Закона, социально-экономические изменения, произошедшие в последнее десятилетие в российском обществе, формирование нового гражданского, налогового, бюджетного законодательства и соответствующее изменение социально-экономических основ системы образования, а также процессы модернизации системы образования и формирование новых образовательных институтов и технологий, в том числе с учетом присоединения России к Болонскому процессу, привели к тому, что содержание вышеприведенных законодательных актов перестали соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным стандартам правового регулирования.

• Модернизация структуры системы профессионального образования.

Усиление роли профессионального образования в научно-техническом обеспечении инновационного развития экономики подчеркивает также тот факт, что совсем недавно в структуре аппарата правительства России создан Департамент науки, высоких технологий и образования. В сферу ведения нового департамента вошли такие вопросы системы образования, как модернизация

системы образования в стране, кадровое обеспечение в сфере образования и науки, в том числе в перспективных инновационных областях, формирование национальных исследовательских центров (например, в Сколково), развитие федеральных и национальных исследовательских университетов.

Формирование инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования является одним из основных приоритетных направлений политики государства в сфере образования. За последние три года созданы 7 федеральных университетов, 29 вузов на конкурсной основе получили статус национальных исследовательских университетов, проведена оптимизация сети образовательных учреждений, ликвидированы представительства и слабые филиалы вузов, организованы инновационные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, при вузах открыты малые предприятия, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие инновационные структурные подразделения.

Следующая важная задача системы высшего профессионального образования -сетевая интеграция вузов с учетом их профилей и структуры подготовки. Примером такой интеграции стало создание в этом году Национального научнообразовательного технологического консорциума вузов сервиса, активным членом которого является Уфимская государственная академия экономики и сервиса. Цель данного консорциума - формирование современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач сферы услуг, а также создание эффективной инновационной системы сферы услуг и реализация инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов консорциума.

В некоторых субъектах Российской Федерации в качестве одной из форм эффективного объединения компонентов региональной инновационной системы рассматриваются территориально-производственные кластеры. В попытках создания образовательных кластеров выделяют два направления: образовательный кластер как часть территориально-производственного кластера (Республика Татарстан) и образовательный кластер как самостоятельный инновационный образовательный комплекс, объединяющий образовательные учреждения всех уровней образования по кластерному принципу (Красноярский край, Республика Башкортостан и др.).

Важно отметить, что темпы оптимизации профессиональных образовательных учреждений, модернизации их структуры отстают от потребностей модернизируемой экономики. Демографическая ситуация в России такова, что к 2013 году количество студентов уменьшится на 2-3 млн с сегодняшних 7.5 до 5.5-4.5 млн человек. По прогнозам небольшой рост рождаемости в период с 1999 по 2003 годы повлечет рост числа абитуриентов лишь после 2017 года.

• Модернизация содержания системы профессионального образования.

Основными направлениями модернизации содержания профессионального образования, на наш взгляд, являются: переход на уровневое образование (бакалавриат, специалитет и магистратура); разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов с участием работодателей; повышение качества обучения путем переориентации учебных планов на зачетно-кредитную систему и профессиональную компетентность; организация системы непрерывного профессионального обучения; использование инновационных технологий обучения в системе профессионального образования; обеспечение доступа студентов к современным информационнообразовательным ресурсам; научно-методическая поддержка новых

образовательных программ и технологий.

В качестве основного вектора развития содержания высшего образования в современных условиях мы считаем внедрение инновационных технологий и методов обучения, а также разработку инновационных образовательных программ. Инновационная образовательная деятельность создает условия повышения качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Под инновационными технологиями в образовании мы понимаем технологии, основанные на нововведениях. По нашему мнению, инновационная технология - это продуманная во всех деталях технология, направленная на достижение основных целей образования и в первую очередь повышение качества обучения.

В последние годы существенно активизировалась работа в вузах по внедрению инноваций и инновационных технологий в образовательную деятельность:

• создается инфраструктура инновационной деятельности: центры, отделы и институты инновационных технологий, технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, фонды поддержки инновационной деятельности и т.д.;

• разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности;

• разрабатываются инновационные образовательные программы, с которыми вузы участвуют в конкурсах инновационных вузов;

• ведется подготовка кадров для инновационной деятельности по специальности «Управление инновациями» и направлению «Инноватика», которые за достаточно короткий период времени стали востребованными направлениями подготовки специалистов, способных эффективно управлять и принимать решения в инновационном обществе;

• применяются новые критерии государственной аккредитации: использование инновационных методов в образовательном процессе и обеспеченность учебнометодическими комплексами, которые существенным образом стимулируют развитие инноваций в образовании;

• используются в учебном процессе элементы дистанционного обучения, е-1еагп^, Интернет-образования; разрабатываются мультимедийные учебные курсы и электронные учебники и т.д.

• эффективно применяются новые возможности современных информационнокоммуникационных технологий во всех направлениях деятельности вузов.

Среди инновационных технологий в образовании мы различаем следующие технологии:

о эффективно функционирующая система менеджмента качества вуза; о информационно-коммуникационные технологии; о дистанционные образовательные технологии; о технологии электронного обучения; о смешанные технологии обучения;

о тестовые технологии для контроля качества знаний студентов; о технологии использования инновационных методов в образовательном процессе; о педагогические технологии;

о информационные технологии компьютеризации инженерной

деятельности; о технология модульного обучения; о трансферная технология обучения.

В последние годы в качестве одной из инновационных технологий в системе образования принято считать введение системы менеджмента качества вуза. Согласно нормативным документам Минобрнауки РФ эффективно работающая система обеспечения качества предоставления образовательных услуг, наличие которой является обязательным для всех стран — участниц Болонского процесса, позволяет вузу стать полноправным участником мировой образовательной системы. При этом перед вузом встают задачи учета общих тенденций мирового развития, унификации образовательных стандартов, развития новых образовательных и информационнокоммуникационных технологий, внедрения инноваций в образовательную деятельность.

• Модернизация экономических отношений в системе профессионального образования. В последние годы значительно усилилось государственное стимулирование развития образования, науки, инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров. Стоит отметить, что консолидированный бюджет системы образования в 2009 и 2010 годах, причем без частных вкладов граждан, составил соответственно 1750 и 1850 млрд. рублей [2]. Такая динамика увеличения финансирования позволила без особых проблем перевести систему образования на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое ф инансирование.

Наиболее крупными проектами в системе профессионального образования являются федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (уже заключено более 2 тысяч госконтрактов на сумму около 4 млрд. руб) и ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», объем финансирования которой в 2009 г. составил почти 6 млрд. рублей.

Постановлением Правительства РФ выделены средства из федерального бюджета на поддержку инновационной инфраструктуры ведущих вузов в объеме до 8 млрд. рублей в 2010-2012 гг. и проведен конкурс по отбору программ развития инновационной инфраструктуры вузов.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств осуществлен переход на программно-целевое финансирование образовательных учреждений, как правило, распределяемое на конкурсной основе и предусматривающее наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта, в том числе по софинансированию планируемых мероприятий. Кроме того, с 1 января 2011 года планируется изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав путем перевода со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного заказа и предоставления права заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

В соответствии с законом «Об автономных учреждениях» к началу 2011 года необходимо определиться перечнем бюджетных, казенных и автономных учреждений, провести работу по установлению особо ценного имущества бюджетных учреждений и установить государственное задание на предоставление услуг образовательными учреждениями.

• Социальная ориентированность политики образования в РФ.

Социальная интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание реальных условий и разработка эффективных механизмов для получения ими доступного и качественного высшего профессионального образования становится одним из важных направлений деятельности нашего государства. В настоящее время разрабатываются и принимаются дополнительные Федеральные законы, а также другие нормативные акты в отношении инвалидов, направленные на их социальную защиту и создание условий для социальной интеграции. Например, в решениях коллегии Минобрнауки от 19 мая 2010 года отмечено, что приоритетными направлениями деятельности сферы образования являются:

о совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды жизнедеятельности обучающихся, обеспечивающей возможность инвалидам беспрепятственного доступа, пребывания и обучения, а также систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в современных условиях создает предпосылки для расширения доступа инвалидов к образовательным программам ВПО и посильной трудовой деятельности. Реализация профессиональных образовательных программ возможна в рамках дистанционной системы обучения путем создания соответствующей социально-образовательной инфраструктуры.

В связи с этим Уфимской государственной академией экономики и сервиса разработан проект создания инновационного университетского центра социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение отметим, что Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла в качестве основных целей развития образования повышение его качества, доступности и эффективности. Для достижения этих целей в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» дан старт инновационным процессам в образовании, определены направления прорыва в ресурсном обеспечении, предложены новые содержание и подходы, технологии и методы в системе образования.

В связи с этим новая образовательная парадигма российской системы образования опирается на инновации и инновационные технологии, основанные на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли.

Библиографический список

1. Рекомендации секции «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии»//Открытое образование. -2007. - № 5. - с. 4.

2. Приоритеты профессионального образования // Высшее образование сегодня. -2010. - №9. - С. 7-13.

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.