Бикмухаметов И.Х. Инновационные направления модернизации профессионального образования Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: В статье автор выделяет и рассматривает инновационные направления модернизации профессионального образования.
The summary: In article the author allocates and considers innovative directions of modernization of vocational training.
Ключевые слова: образование, модернизация, инновация, инновационная
инфраструктура.
Keywords: formation, modernization, an innovation, an innovative infrastructure.
Бикмухаметов Ильдар Хайдарович кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по информационным и новым образовательным технологиям
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Выходные данные статьи: Бикмухаметов И.Х. Инновационные направления
модернизации профессионального образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года говорится: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям».
В современных условиях в качестве основы перехода экономики и общества на инновационный путь развития рассматривается модернизация профессионального образования. Именно образование способно стать катализатором и инструментом инновационных процессов в обществе, фактором эффективного функционирования экономики и государственной системы.
С 30 сентября по 3 октября 2007 г. в Москве с успехом прошла Международная конференция по вопросам обучения с применением технологии e-learning «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007». В рекомендациях секции «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии» данной
конференции было отмечено, что «достижения фундаментальной науки, развитие средств информатики, информационных технологий и информационнотелекоммуникационных систем глобального масштаба создают беспрецедентные возможности для повышения качества жизни многих миллионов людей, получения ими качественного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей человека. Поэтому сегодня необходимы новая образовательная парадигма и новая стратегия образования»[1].
В связи с этим целью модернизации профессионального образования является создание социально-экономических механизмов устойчивого развития системы образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования в соответствии с потребностями личности, экономики и общества.
В данной работе выделим следующие инновационные направления модернизации профессионального образования:
• Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для реализации мероприятий по повышению качества, эффективности и доступности профессионального образования. В последние годы приняты Федеральные законы, заложившие основы модернизации образования, совершенствования ее структуры и содержания: об автономных учреждениях, о едином государственном экзамене, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.
Венцом комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования должно стать принятие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году. Данный нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования, заменит устаревшие, не удовлетворяющие современным требованиям экономики и общества, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Как отмечают разработчики Федерального Закона, социально-экономические изменения, произошедшие в последнее десятилетие в российском обществе, формирование нового гражданского, налогового, бюджетного законодательства и соответствующее изменение социально-экономических основ системы образования, а также процессы модернизации системы образования и формирование новых образовательных институтов и технологий, в том числе с учетом присоединения России к Болонскому процессу, привели к тому, что содержание вышеприведенных законодательных актов перестали соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным стандартам правового регулирования.
• Модернизация структуры системы профессионального образования.
Усиление роли профессионального образования в научно-техническом обеспечении инновационного развития экономики подчеркивает также тот факт, что совсем недавно в структуре аппарата правительства России создан Департамент науки, высоких технологий и образования. В сферу ведения нового департамента вошли такие вопросы системы образования, как модернизация
системы образования в стране, кадровое обеспечение в сфере образования и науки, в том числе в перспективных инновационных областях, формирование национальных исследовательских центров (например, в Сколково), развитие федеральных и национальных исследовательских университетов.
Формирование инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования является одним из основных приоритетных направлений политики государства в сфере образования. За последние три года созданы 7 федеральных университетов, 29 вузов на конкурсной основе получили статус национальных исследовательских университетов, проведена оптимизация сети образовательных учреждений, ликвидированы представительства и слабые филиалы вузов, организованы инновационные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, при вузах открыты малые предприятия, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие инновационные структурные подразделения.
Следующая важная задача системы высшего профессионального образования -сетевая интеграция вузов с учетом их профилей и структуры подготовки. Примером такой интеграции стало создание в этом году Национального научнообразовательного технологического консорциума вузов сервиса, активным членом которого является Уфимская государственная академия экономики и сервиса. Цель данного консорциума - формирование современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач сферы услуг, а также создание эффективной инновационной системы сферы услуг и реализация инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов консорциума.
В некоторых субъектах Российской Федерации в качестве одной из форм эффективного объединения компонентов региональной инновационной системы рассматриваются территориально-производственные кластеры. В попытках создания образовательных кластеров выделяют два направления: образовательный кластер как часть территориально-производственного кластера (Республика Татарстан) и образовательный кластер как самостоятельный инновационный образовательный комплекс, объединяющий образовательные учреждения всех уровней образования по кластерному принципу (Красноярский край, Республика Башкортостан и др.).
Важно отметить, что темпы оптимизации профессиональных образовательных учреждений, модернизации их структуры отстают от потребностей модернизируемой экономики. Демографическая ситуация в России такова, что к 2013 году количество студентов уменьшится на 2-3 млн с сегодняшних 7.5 до 5.5-4.5 млн человек. По прогнозам небольшой рост рождаемости в период с 1999 по 2003 годы повлечет рост числа абитуриентов лишь после 2017 года.
• Модернизация содержания системы профессионального образования.
Основными направлениями модернизации содержания профессионального образования, на наш взгляд, являются: переход на уровневое образование (бакалавриат, специалитет и магистратура); разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов с участием работодателей; повышение качества обучения путем переориентации учебных планов на зачетно-кредитную систему и профессиональную компетентность; организация системы непрерывного профессионального обучения; использование инновационных технологий обучения в системе профессионального образования; обеспечение доступа студентов к современным информационнообразовательным ресурсам; научно-методическая поддержка новых
образовательных программ и технологий.
В качестве основного вектора развития содержания высшего образования в современных условиях мы считаем внедрение инновационных технологий и методов обучения, а также разработку инновационных образовательных программ. Инновационная образовательная деятельность создает условия повышения качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
Под инновационными технологиями в образовании мы понимаем технологии, основанные на нововведениях. По нашему мнению, инновационная технология - это продуманная во всех деталях технология, направленная на достижение основных целей образования и в первую очередь повышение качества обучения.
В последние годы существенно активизировалась работа в вузах по внедрению инноваций и инновационных технологий в образовательную деятельность:
• создается инфраструктура инновационной деятельности: центры, отделы и институты инновационных технологий, технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, фонды поддержки инновационной деятельности и т.д.;
• разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности;
• разрабатываются инновационные образовательные программы, с которыми вузы участвуют в конкурсах инновационных вузов;
• ведется подготовка кадров для инновационной деятельности по специальности «Управление инновациями» и направлению «Инноватика», которые за достаточно короткий период времени стали востребованными направлениями подготовки специалистов, способных эффективно управлять и принимать решения в инновационном обществе;
• применяются новые критерии государственной аккредитации: использование инновационных методов в образовательном процессе и обеспеченность учебнометодическими комплексами, которые существенным образом стимулируют развитие инноваций в образовании;
• используются в учебном процессе элементы дистанционного обучения, е-1еагп^, Интернет-образования; разрабатываются мультимедийные учебные курсы и электронные учебники и т.д.
• эффективно применяются новые возможности современных информационнокоммуникационных технологий во всех направлениях деятельности вузов.
Среди инновационных технологий в образовании мы различаем следующие технологии:
о эффективно функционирующая система менеджмента качества вуза; о информационно-коммуникационные технологии; о дистанционные образовательные технологии; о технологии электронного обучения; о смешанные технологии обучения;
о тестовые технологии для контроля качества знаний студентов; о технологии использования инновационных методов в образовательном процессе; о педагогические технологии;
о информационные технологии компьютеризации инженерной
деятельности; о технология модульного обучения; о трансферная технология обучения.
В последние годы в качестве одной из инновационных технологий в системе образования принято считать введение системы менеджмента качества вуза. Согласно нормативным документам Минобрнауки РФ эффективно работающая система обеспечения качества предоставления образовательных услуг, наличие которой является обязательным для всех стран — участниц Болонского процесса, позволяет вузу стать полноправным участником мировой образовательной системы. При этом перед вузом встают задачи учета общих тенденций мирового развития, унификации образовательных стандартов, развития новых образовательных и информационнокоммуникационных технологий, внедрения инноваций в образовательную деятельность.
• Модернизация экономических отношений в системе профессионального образования. В последние годы значительно усилилось государственное стимулирование развития образования, науки, инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров. Стоит отметить, что консолидированный бюджет системы образования в 2009 и 2010 годах, причем без частных вкладов граждан, составил соответственно 1750 и 1850 млрд. рублей [2]. Такая динамика увеличения финансирования позволила без особых проблем перевести систему образования на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое ф инансирование.
Наиболее крупными проектами в системе профессионального образования являются федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (уже заключено более 2 тысяч госконтрактов на сумму около 4 млрд. руб) и ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», объем финансирования которой в 2009 г. составил почти 6 млрд. рублей.
Постановлением Правительства РФ выделены средства из федерального бюджета на поддержку инновационной инфраструктуры ведущих вузов в объеме до 8 млрд. рублей в 2010-2012 гг. и проведен конкурс по отбору программ развития инновационной инфраструктуры вузов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств осуществлен переход на программно-целевое финансирование образовательных учреждений, как правило, распределяемое на конкурсной основе и предусматривающее наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта, в том числе по софинансированию планируемых мероприятий. Кроме того, с 1 января 2011 года планируется изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав путем перевода со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного заказа и предоставления права заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений.
В соответствии с законом «Об автономных учреждениях» к началу 2011 года необходимо определиться перечнем бюджетных, казенных и автономных учреждений, провести работу по установлению особо ценного имущества бюджетных учреждений и установить государственное задание на предоставление услуг образовательными учреждениями.
• Социальная ориентированность политики образования в РФ.
Социальная интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание реальных условий и разработка эффективных механизмов для получения ими доступного и качественного высшего профессионального образования становится одним из важных направлений деятельности нашего государства. В настоящее время разрабатываются и принимаются дополнительные Федеральные законы, а также другие нормативные акты в отношении инвалидов, направленные на их социальную защиту и создание условий для социальной интеграции. Например, в решениях коллегии Минобрнауки от 19 мая 2010 года отмечено, что приоритетными направлениями деятельности сферы образования являются:
о совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды жизнедеятельности обучающихся, обеспечивающей возможность инвалидам беспрепятственного доступа, пребывания и обучения, а также систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в современных условиях создает предпосылки для расширения доступа инвалидов к образовательным программам ВПО и посильной трудовой деятельности. Реализация профессиональных образовательных программ возможна в рамках дистанционной системы обучения путем создания соответствующей социально-образовательной инфраструктуры.
В связи с этим Уфимской государственной академией экономики и сервиса разработан проект создания инновационного университетского центра социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение отметим, что Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла в качестве основных целей развития образования повышение его качества, доступности и эффективности. Для достижения этих целей в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» дан старт инновационным процессам в образовании, определены направления прорыва в ресурсном обеспечении, предложены новые содержание и подходы, технологии и методы в системе образования.
В связи с этим новая образовательная парадигма российской системы образования опирается на инновации и инновационные технологии, основанные на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли.
Библиографический список
1. Рекомендации секции «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии»//Открытое образование. -2007. - № 5. - с. 4.
2. Приоритеты профессионального образования // Высшее образование сегодня. -2010. - №9. - С. 7-13.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=293