Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
политические конфликты / переговорный процесс / регулирование / нововведения / political conflicts / negotiation process / regulation / innovations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асаналиев У.А.

любое политическое противоборство требует внимания со стороны вовлеченных в него субъектов, а также иных лиц и объединений, способных повлиять на ход и содержание соответствующей конфронтации, поскольку неконтролируемый политический конфликт создает серьезную угрозу социальной стабильности и государственности в целом. Регулирование политических конфликтов инновационными методами – совокупность действий, осуществляемых самими субъектами противоборства, а равно иными участниками политических отношений, направленных на предотвращение дальнйшего развития сложившейся конфликтной ситуации, а равно на минимизацию негативных последствий от соответствующего политического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF REGULATION OF POLITICAL CONFLICTS

any political confrontation requires the attention of the subjects involved in it, as well as other individuals and associations that can influence the course and content of the corresponding confrontation, since an uncontrolled political conflict poses a serious threat to social stability and statehood as a whole. The regulation of political conflicts by innovative methods is a set of actions carried out by the subjects of the confrontation themselves, as well as by other participants in political relations, aimed at preventing the further development of the current conflict situation, as well as at minimizing the negative consequences of the corresponding political conflict.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Асаналиев У.А.

кандидат политических наук, и.о. доцента, докторант Института философии и политико-правовых исследований им. А.А. Алтмышбаева, Национальной академии наук КР

(г. Бишкек, Кыргызстан)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ

КОНФЛИКТОВ

Аннотация: любое политическое противоборство требует внимания со стороны вовлеченных в него субъектов, а также иных лиц и объединений, способных повлиять на ход и содержание соответствующей конфронтации, поскольку неконтролируемый политический конфликт создает серьезную угрозу социальной стабильности и государственности в целом.

Регулирование политических конфликтов инновационными методами - совокупность действий, осуществляемых самими субъектами противоборства, а равно иными участниками политических отношений, направленных на предотвращение дальнйшего развития сложившейся конфликтной ситуации, а равно на минимизацию негативных последствий от соответствующего политического конфликта.

Ключевые слова: политические конфликты, переговорный процесс, регулирование, нововведения

Внедряемые нововведения нового времени, вызывают большое сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно.

На инновационную функцию политических конфликтов впервые указали К. Маркс и Ф. Энгельс. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного преобразования общества и продвинуться в развитии, предотвратить стагнацию, стимулировать интерес, выявить проблемы и найти их решения, что служит основой социальных и персональных изменений. Политические системы получают возможность совершенствовать свою структуру, исключая источники столкновений, и добиться сплоченности. Внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в существующие нормы или приводит к формированию новых государственных институтов, новых законов и иных правовых актов.

Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт. Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов: а) предупреждение конфликта; б) собственно регулирование, или управление конфликтом. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.

Предупреждение конфликта предполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.

В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах:

а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти компромиссные решения в рамках существующего законодательства или договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия;

б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;

в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности.

Собственно регулирование конфликта представляет собой комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы. В регулировании конфликта можно выделить следующие виды:

а) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние;

б) регулирование вооруженного конфликта.

Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс.

Регулирование уже начавшегося конфликта только путем переговоров представляется возможным, если агрессивные действия не вылились в откровенные вооруженные столкновения. Стороны, втянутые в вооруженное противостояние, в меньшей степени склонны идти на компромиссы, и даже факт переговоров нередко рассматривается ими как уступка противнику. Поэтому в качестве предварительного условия в процессе регулирования такого конфликта рассматривается необходимость достижения перемирия, в ходе которого стороны как бы получают возможность более рационально оценить ситуацию, взвесить цену своих притязаний. Перемирие в вооруженных конфликтах обычно бывает чрезвычайно хрупким, так как любое действие может быть воспринято противоположной стороной как нарушение перемирия, как угроза и может вызвать новый виток кровопролития.

Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, являются их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в регулировании политического конфликта. Если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс.

В случае затянувшегося конфликта стороны нередко бывают вынуждены прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны.

В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица.

Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным.

Достижение перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта, как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы.

Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.

Выделяют три группы методов поиска мирного выхода из конфликта:

а) методы, направленные на предотвращение насильственной стадии развития конфликта: ранняя диагностика и выявление причин конфликта (создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб, важная роль системы образования, СМИ);

б) методы, направленные на разрешение противоречий, вызвавших конфликт (правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, специальные встречи, дискуссии);

в) методы, направленные на снижение уровня противостояния сторон (перевод конфликта в рациональный план так, чтобы участники конфликта либо стремились к разным целям, либо нашли общие интересы).

Существует четыре способа разрешения конфликта:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней

среды;

3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт теряет свою актуальность, разрешается сам собой.

Из инновационных факторов наибольшее влияние на разрешение конфликта оказывают: степень информированности оппонентов о сущности нововведения; способ внедрения новшества и скорость проведения преобразований.

1. Противоречия между новым и старым естественны и вечны. Чем радикальнее нововведения, чем более они масштабны и быстрее осуществляются, тем вероятнее возникновение инновационных конфликтов. Нововведение само по себе противоречиво, поскольку обычно нет абсолютной уверенности в том, что оно окажется оправданным. Иногда отсроченные и косвенные негативные последствия нововведения полностью

перекрывают его непосредственный прямой позитивный эффект. Поэтому инновация выступает объектом конфликта, в котором могут быть правы как новаторы, так и консерваторы.

2. Причины инновационных конфликтов могут иметь объективный, организационно-управленческий, ситуационный, личностный и собственно инновационный характер. В современных условиях сформировалась негативная установка на изменения, сопровождающие внедрение новшеств. Чаще всего инновационные конфликты возникают на стадии внедрения нововведения. Наиболее конфликтогенны управленческие новшества.

3. Предупреждение инновационных конфликтов связано с участием специалистов гуманитарного профиля в работе на всех стадиях инновационного процесса, заблаговременным информированием работников о сущности нововведения, активным участием руководителей в его внедрении, социально-психологическим обеспечением распространения новшеств, разработкой гуманитарных проблем инноватики и др. Конструктивному разрешению инновационных конфликтов способствуют использование оппонентами стратегии сотрудничества и компромисса, регулировании конфликта руководителем коллектива, минимизация негативных эмоций оппонентов, их высокие нравственные и профессиональные качества и другие условия.

Тема стратегических подходов и тактических приемов решения политических конфликтов чрезвычайно сложна и пока недостаточно разработана. Причин этому несколько. Во-первых, ее инновационный характер: если уж сама категория «политические конфликты» институционализировалась в отечественной политической науке сравнительно недавно, то серьезной проработкой технологий их разрешения и регулирования стали заниматься гораздо позднее. Во-вторых, в социуме по-прежнему господствуют неформальные нормы поведения, персонификация отношений, преобладание ценностно-рационального подхода во взаимодействиях. Результат действия всех этих факторов - социальная неустойчивость и неопределенность. Общественные перспективы связаны с укреплением формальных институтов, а также механизмов контроля за выполнением норм. Именно эти институты уменьшают степень неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между политическими акторами. Кроме того, историко-политический опыт показывает, что вне организации интересов регулировать развитие политического конфликта крайне затруднительно, если вообще возможно: этому препятствует диффузный характер, рассеянность, не связанность противостоящих группировок и объединений. Поскольку же для нас действительности пока характерна именно такая аморфность, разработка технологий разрешения политических противоречий находится в начальной стадии.

В основу таких технологий положена методика зарубежных авторов, прошедшая апробацию и получившая заслуженное признание (классическими с точки зрения разработки процедур разрешения политических конфликтов считаются работы Р. Фишера и У. Юри, К. Томаса, А. Раппопорта и др.). Крайне интересен и полезен опыт группы Л. Блумфильда, которая еще в 60-е гг. прошлого столетия предприняла попытку формализованного анализа конфликта на основе базы данных и компьютерных программ. Программа обеспечивала прогноз относительно развития нового конфликта. Причем информация об этом новом противостоянии вводилась в машину в формализованном виде и сравнивалась с предыдущими случаями. Такая модель нашла широкое применение в государственных структурах США для аналитической поддержки при принятии решений в конфликтных ситуациях.

Очевидно, что применение той или иной стратегии конфликторазрешения зависит также от целей, которые участники конфликта ставят в отношении друг друга. Первая цель заключается в том, чтобы ликвидировать противника (в том числе и лишить его возможности действовать - например, изолировать его). Вторая предполагает изменение условий, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Среди таких условий,

определяющих «нежелательный курс» соперника, могут быть здоровье, свобода, активность и целеустремленность, физическое, материальное и душевное благополучие его близких. Третья цель исходит из тезиса об изменчивости окружающей среды, поэтому сориентирована на трансформацию неблагоприятных обстоятельств, т.е. изменение их на более подходящие без какого-либо внешнего вмешательства (в том числе и со своей стороны). Если даже в новой ситуации противники сохранят желание противодействовать, то, по крайней мере, может уменьшиться сила сопротивления оппонента, что позволит субъекту достичь своей цели с меньшими потерями. Третья цель, таким образом, предполагает ожидание смены интересов других участников конфликтных взаимоотношений.

Четвертая цель, в отличие от предыдущих, рассматривающих других участников как соперников, исходит из установки о возможности партнерства между всеми субъектами самых сложных конфликтных ситуаций. Для этого нужно, чтобы участники постарались найти такие варианты решения спорного вопроса, которые позволили бы в максимальном объеме удовлетворить интересы всех субъектов отношений.

Выводы

1. Политический конфликт - распространенное явление, которое сопровождает практически всю историю человечества и характеризует процесс столкновения противоположных социальных сил по поводу противоречивых политических интересов и целей и внутри той или иной страны, и на международной арене.

2. В условиях современного общества, разделенного по социальным признакам, конфликт - неизбежное явление. Решение конфликта обусловливает стабилизацию общества с последующим его развития. Задача социальной конфликтологии состоит в том, чтобы на основе тщательного анализа содержания конфликта указать основные инновационные пути ее решения с минимальными разрушительными последствиями столкновения.

3. Реалии современности настойчиво требуют ухода от силовых методов разрешения споров, вывели на первый план метод примирения противоборствующих политических сторон на основе сближения их позиций и интересов.

INNOVATIVE METHODS OF REGULATION OF POLITICAL CONFLICTS

Asanaliev U.A.

Ph.D., acting assistant professor, doctoral student of the Institute of Philosophy and Political and Legal Studies named after. A.A. Altmyshbaev, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Bishkek с, Kyrgyzstan)

Abstrsct: any political confrontation requires the attention of the subjects involved in it, as well as other individuals and associations that can influence the course and content of the corresponding confrontation, since an uncontrolled political conflict poses a serious threat to social stability and statehood as a whole.

The regulation of political conflicts by innovative methods is a set of actions carried out by the subjects of the confrontation themselves, as well as by other participants in political relations, aimed at preventing the further development of the current conflict situation, as well as at minimizing the negative consequences of the corresponding political conflict. Key words: political conflicts, negotiation process, regulation, innovations

Для цитирования: Асаналиев У.А. Инновационные методы регулирования политических конфликтов// Архонт, 2022. № 6(33). С. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.