Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения иностранным языкам. Метод эдьютейнмент'

Инновационные методы обучения иностранным языкам. Метод эдьютейнмент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1996
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ EDUTAINMENT / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО / ТВОРЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головашкина Ирина Васильевна

Применение инновационных методов на уроках иностранного языка для развития мыслительных и коммуникативных навыков, расширения кругозора и повышения мотивации учащихся, основанное на дифференцированном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения иностранным языкам. Метод эдьютейнмент»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. МЕТОД ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ Головашкина И.В.

Головашкина Ирина Васильевна - Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный работник муниципального образования «Город Калуга», преподаватель английского языка,

заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 24, г. Калуга

Аннотация: применение инновационных методов на уроках иностранного языка для развития мыслительных и коммуникативных навыков, расширения кругозора и повышения мотивации учащихся, основанное на дифференцированном подходе.

Ключевые слова: технология edutainment, мозговой штурм, открытое пространство, креативное письмо, творческие тренинги.

В обучении иностранным языкам в школе в настоящее время первоочередная задача -обеспечить подготовку специалистов, сочетающих профессиональную компетентность и высокую культуру, т.е. ученики должны не только обладать теоретическими знаниями и определённым словарным запасом, но и уметь осознанно и достаточно свободно выражать свои речевые намерения, являться полноправными участниками продуктивного речевого общения [1]. Невозможно заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию, пробудить интерес к предмету, опираясь лишь на старые методы работы. Анализируя преподавание иностранных языков в школе, практика показывает, что обычно количество письменных упражнений на отработку лексико-грамматических навыков доминирует над упражнениями по развитию умений неподготовленной речи, то есть основные акценты ставятся на обучение иностранному языку с использованием упражнений как средства обучения, а не как выражения коммуникативной цели обучения [1].

По мнению специалистов, современному языковому образованию в профильной школе необходимы: [2] изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком; определение новых подходов к отбору содержания и организации материала; использование адекватных методов и приемов обучения, форм и видов контроля.

Раньше можно было сказать учащимся: «Если вы выполните это упражнение, то узнаете значение новых слов и сумеете перевести весь текст!». Сегодня, к сожалению, многие учащиеся признаются: «А мне гораздо легче воспользоваться электронным переводчиком в компьютере!» Проанализировав затруднения сегодняшних школьников, я выделила основные языковые трудности: неумение формулировать основную мысль, аргументировать суждения; неумение оформлять текст (высказывание) структурно и логически правильно; неспособность редактировать текст (и в устной речи, и в письменной).

Задача современного учителя: сделать процесс обучения увлекательным, максимально отвечающим интересам и потребностям учащихся [2]. И здесь на помощь приходит ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ. Edutainment - английский термин, полученный при слиянии слов education (обучение) и entertainment (развлечение). Впервые термин был озвучен ещё в 1973 году учёным

Робертом Хейманом. Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, т.е. ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. Не нужно думать, что эдьютейнмент - лишь некая игровая практика, на которую и так сложно выделить время в плотном графике уроков. Эдьютейнмент - это в первую очередь переосмысление традиционных обучающих форм в современном ключе. Средства эдьютейнмента делятся на традиционные и современные: традиционные - это музыка, фильмы, комиксы, книги, телепрограммы, современные же - это электронные системы (сетевые выставки, электронные учебники); персональные компьютерные системы (компьютерные/видеоигры, электронные энциклопедии, тесты); веб-технологии (электронная почта, блоги, чаты, видеоконференции).

Многие традиционные средства нам, педагогам, не в новинку: мы смотрим на уроках фрагменты фильмов на иностранном языке, слушаем музыку. Например, музыка будет являться эдьютейнмент-средством, если дать такое задание: прослушайте песню с пропусками некоторых слов (естественно, сложность зависит от уровня и возраста учащихся) и заполните пробелы.

Одно из эдьютейнмент-средств - «мозговой штурм» или «актуализация абстрактных знаний». Например, при изучении темы «Достопримечательности Британии (США и т.д.)» задание может быть таким. Каждый из вас - директор туристического агентства, которое претендует на контракт с мэрией. Подготовьте ваш маршрут из 5 любых достопримечательностей для туристов. Можете использовать картинки, презентации, музыку, национальные символы, лозунги. Время выступления - 5 минут. По окончании всех выступлений «жители города» проголосуют за победителя. Педагог, в зависимости от учебного плана и исходя из собственной загруженности, может отвести этому отдельный урок, выделять по 10 минут на нескольких уроках, подготовить внеклассное или даже общешкольное мероприятие - вариантов масса.

Ещё один вариант - очень популярный в современных американских и европейских школах - «открытое пространство». Именно этот вариант требует высокого уровня интеллектуальной и личностной активности, что предусмотрено новым ФГОСом [2]. Ученикам даётся определённая тема и возможность свободно перемещаться по классу и принимать участие в любых диалогах (то же делает и учитель), в конце урока (или мероприятия) все собираются вместе и делятся впечатлениями. Это можно использовать даже в младших классах со следующей установкой: принесите несколько фотографий (картинок) с представителями разных профессий (профессий ваших пап, мам и т.д.) и расскажите, чем и как эти люди занимаются). Также такой подход незаменим при изучении тем «Pets», «Hobby». Дети очень любят выступать и после довольно скучной, но необходимой отработки лексики и грамматики на уроках, такое подведение итогов их очень заинтересует и порадует.

Если есть возможность, можно сделать это внеклассным мероприятием с костюмами и приглашением одноклассников и родственников, других учителей. В процессе подобных дискуссий можно научиться чётко и лаконично выражать свои мысли, активно отстаивать собственную точку зрения, отвергать ошибочное мнение. Также полезно использовать занятия с «открытым пространством», т.е. подразумевающим свободное общение, во время поездок, экскурсий. Такие средства эдьютейнмента не являются чем-то абсолютно новым и необычным, но, несомненно, повышают мотивацию учащихся и способствуют развитию креативности.

Что касается современных средств эдьютейнмента, то использование обучающих видеоигр (Интернет-олимпиады) рассчитано не только на развлечение, но и на расширение кругозора, развитие памяти, логики, реакции, интеллекта, внимания, художественного восприятия и воображения. Обучение проходит в игровой форме, в процесс запоминания включены зрение и слух, что повышает качество восприятия.

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить... подготовку специалистов... в условиях информационного общества и развития новых технологий.». Перед нами стоит важная задача - воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Не секрет, что многие школьники практически безвылазно находятся в чатах и программах ICQ. Я прошу своих учеников по возможности общаться в сети на иностранном языке хотя бы 10-15 минут в день, ведь способность изложить свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Электронная почта -незаменимое средство эдьютейнмента. На средней и старшей ступени обучения можно попробовать «электронную цепочку», или «креативное письмо». Это потрясающий опыт как индивидуального, так и коллективного творчества. К тому же это тренирует умение логически

мыслить, особенности письменной речи, учит оформлению неподготовленного высказывания, даёт колоссальный опыт подготовки к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ.

Например, учитель отправляет ученику электронное письмо на 2-3 абзаца по определённой теме (например, описание какой-то ситуации - высадка инопланетян на школьном дворе) и оставляет незаконченным. Ученик дописывает заранее установленное количество слов и отправляет следующему, и так до конца цепочки, то есть пока письмо не вернётся к учителю. Затем получившийся рассказ зачитывается целиком и оценивается. Критерии оценки могут быть разными: орфография, грамматика, логика построения высказывания, выбор лексики, юмор. Целесообразно выбирать темы, не только соответствующие разделу основного учебника, но и актуальные для учащихся.

Существует ряд интересных творческих тренингов, составленных в определённой последовательности от простого к сложному, то есть от репродукции к составлению собственного мнения. Перед учащимися очень важно поставить вопросы личного характера, например: какое значение имеет полученная информация лично для меня? чем отличается мой мир от мира моего сверстника за рубежом? почему существуют эти различия?

Пример творческих тренингов: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором).

Отличительные черты этих тренингов состоят в том, что они выполняются как в устной, так и в письменной форме; по содержанию носят речевой и творческий характер; интересны и увлекательны как для учащихся, так и для преподавателей. Могут быть использованы как на уроке, так и во время поездок, экскурсий, как основа при подготовке школьных мероприятий. При изучении довольно сложной темы «Экология» учитель может вполне использовать данные в основном учебнике упражнения и тексты, немного изменив требования к выполнению заданий. Установка: «Мы - редакция популярного журнала и занимаемся журналистским расследованием. Поэтому будем рассматривать всю информацию учебника как требующую проверки».

Упражнения в рамках творческого тренинга для чтения и аудирования: найдите и выпишите необходимую информацию; сделайте письменный обзор по теме или проблеме, используя при этом различные источники на иностранном языке; по аналогии со статьёй подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале; прослушайте прогноз погоды на английском языке и сделайте его противоположным по смыслу (по ключевым словам); выберите любую современную песню со словами по теме на англ. языке и переведите её; подготовьте рассказ с правдивыми и абсурдными фактами об экологии и зачитайте, остальные работают по схеме TRUE\FALSE.

Упражнения в рамках творческого тренинга для письма и говорения: напишите письмо директору, другу, в Гидрометцентр, запросите информацию, поблагодарите и выразите надежду на скорый ответ и т.д.; определите, чем отличаются схемы различных писем, выделите отдельные клише, ключевые слова; дайте характеристику авторов, определите характер письма (личное, деловое, проблемное), спрогнозируйте возможный ответ; возьмите интервью у одноклассника на иностранном языке, учителя биологии, географии на русском языке и переведите его; расскажите о реальном прогнозе погоды на ближайшее время; поделитесь собственным мнением об экологии вашего города, подготовьте презентацию о самых неблагополучных районах. В результате получаются не только обзорные статьи с иллюстративным материалом для школьной газеты, но и выставки работ учащихся по проблеме, общешкольные мероприятия по конкретной проблеме, у нас успешно прошли бинарные уроки с преподавателями смежных предметов.

Использование системы эдьютейнмент ни в коем случае не подразумевает превращение всей системы обучения в игровую модель и не отменяет кропотливой работы учителя по обучению базовым навыкам, знаниям и умениям. Традиционная система обучения иностранным языкам обладает массой достоинств, однако в то же самое время ей присущи некоторая излишняя академичность и громоздкость. Именно поэтому перед любым учителем иностранных языков стоит задача преподать «живой язык», создать условия, максимально приближенные к условиям реального общения. Как утверждают специалисты, эдьютейнмент оптимально соответствует решению данной задачи. Обучение должно быть неразрывно связано с развлечением, а вот объём использования и вид эдьютейнмент-средств учитель может определять самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.

Список литературы

1 Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004.

2 Krowford J.B. Linguists in us. Blackwool & Sons. USA.

3 Барышникова Н.В., Шевченко Т.Д. Технология «SWOT-анализ» как средство обучения иноязычной речи // Иностранные языки в школе, 2011. № 9. С. 72-76.

4 Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. // Иностранные языки в школе, 2004. № 4. С. 11-17.

5 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. М.: МГЛУ, 2003.

6 Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Емалиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. // Н.Д. Гальскова. 3-е издание, переработанное и доп. М.: АРКТИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.