Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МИКРООБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКА / РАССЕЯННОЕ ВНИМАНИЕ / СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко А.И., Николаева А.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения и развития новых методов в образовании в связи с изменением уклада жизни и новыми запросами на рынке труда. Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать инновационные методы обучения и его тренды, такие как “life-long learning” («непрерывное образование»), “microlearning” («микрообучение»), “flipped classroom” («перевёрнутый класс») и в рамках эмпирического исследования подтвердить необходимость их внедрения в школьное образование. Предлагается перечень Интернет-сервисов для проведения онлайн-викторин и других образовательных игр с использованием ИКТ. Подчёркивается важность формирования у школьника способности расставлять приоритеты в обучении, глубинно осознавать причины для постоянного саморазвития и самообразования, в особенности в условиях дистанционного обучения (на примере результатов опроса среди школьников 6 - 11 классов ГБОУ Школа «Марьино»). Приводятся способы повышения мотивации современного ребёнка и помощи ему в преодолении рассеянности внимания и лени, которые могут быть применены учителями или родителями. Статья предназначена для изучения проблематики школьными учителями и родителями обучающихся школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS AND THEIR ROLE IN INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION

The relevance of the article is due to the need for the introduction and development of new methods in education in connection with the changing way of life and new demands in the labor market. The purpose of the article is to analyze the innovative methods and trends in the education as “life-long learning”, “microlearning” and “flipped classroom”. The list of Internet services for conducting online quizzes and other educational games using ICT is given. The importance of forming the student’s ability to prioritize learning, to deeply understand the reasons for constant self-development and self-education, especially in the context of distance learning (based on the results of a survey among students of grades 6 - 11 of the state general education school “Maryino” School) is emphasized. The methods of increasing the motivation of the modern child and helping him to overcome distraction and laziness, which can be applied by teachers or parents, are given. The article is for school teachers and parents of school students to study this problem.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.02.

Инновационные методы обучения и их роль в повышении мотивации школьников

Innovative educational methods and their role in increasing students' motivation

Руденко А.И., Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова», annarudenko2305@gmail. com

Николаева А.А., Московский государственный психолого-педагогический университет, nikolaevaaa@mgppu. ru

Rudenko A., the state general education school of the city of Moscow "School "Maryino " named after Air Marshal A.E. Golovanov", annarudenko2305@gmail.com

Nikolaeva A., Moscow state university of psychology and education, nikolaevaaa@mgppu.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.022

Ключевые слова: непрерывное образование, инновационные методы обучения, микрообучение, перевёрнутый класс, дистанционное обучение, мотивация школьника, рассеянное внимание, способы мотивации.

Keywords: life-long learning, innovative teaching methods, microlearning, flipped classroom, distance learning, student motivation, distractibility, the ways of motivation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения и развития новых методов в образовании в связи с изменением уклада жизни и новыми запросами на рынке труда. Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать инновационные методы обучения и его тренды, такие как "life-long learning" («непрерывное образование»), "microlearning" («микрообучение»), "flippedclassroom " («перевёрнутый класс») и в рамках эмпирического исследования подтвердить необходимость их внедрения в школьное образование. Предлагается перечень Интернет-сервисов для проведения онлайн-викторин и других образовательных игр с использованием ИКТ. Подчёркивается важность формирования у школьника способности расставлять приоритеты в обучении, глубинно осознавать причины для постоянного саморазвития и самообразования, в особенности в условиях дистанционного обучения (на примере результатов опроса среди школьников 6 - 11 классов ГБОУ Школа «Марьино»). Приводятся способы повышения мотивации современного ребёнка и помощи ему в преодолении рассеянности внимания и лени, которые могут быть применены учителями или родителями. Статья предназначена для изучения проблематики школьными учителями и родителями обучающихся школ.

Abstract. The relevance of the article is due to the need for the introduction and development of new methods in education in connection with the changing way of life and new demands in the labor market. The purpose of the article is to analyze the innovative methods and trends in the education as "life-long learning", "microlearning" and "flipped classroom". The list of Internet services for conducting online quizzes and other educational games using ICT is given. The importance offorming the student's ability to prioritize learning, to deeply understand the reasons for constant self-development and self-education, especially in the context of distance learning (based on the results of a survey among students of grades 6 - 11 of the state general education school "Maryino" School) is emphasized. The methods of increasing the motivation of the modern child and helping him to overcome distraction and laziness, which can be applied by teachers or parents, are given. The article is for school teachers and parents of school students to study this problem.

Введение. В настоящее время человечество стоит на пороге развития и становления нового технологического уклада, и, в связи с этим, меняется фокус человеческой деятельности, возникают новые профессии и теряют свою актуальность те специальности, которые были популярны и востребованы ещё 10 - 20 лет назад. В этом процессе, согласно прогнозам о будущих образовательных технологиях спецпредставителя

Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Д.Н. Пескова и член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ П.О. Лукша, в ближайшем будущем, а, возможно, уже и в настоящем, на рынке труда особую ценность приобретает НЕ диплом работника, а набор компетенций, которые он имеет. А, как известно, набор компетенций, особенно тех, которые

относятся к разным профессиональным сферам, сформировать труднее, чем приобрести одну квалификацию (один диплом) [11].

В этом контексте в образовании появился следующий тренд - "life-long learning" («образование, длиною в жизнь», приобретение различных компетенций на протяжении всей жизни) [9]. Возникает вопрос: каким тогда образом организовать обучение, чтобы человечество оказалось способным учиться всю жизнь? В данной статье будут рассмотрены инновационные методы обучения школьников в рамках современного образования с целью развития у обучающихся навыков самообразования и стремления к приобретению знаний, формированию компетенций, на протяжении всей жизни. Будут приведены примеры из практической работы с обучающимися государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова» (далее, ГБОУ Школа «Марьино») [10].

Микрообучение. Микрообучение - это обучение предмету, содержание которого «гранулировано», то есть разбито на определенные части, дозы. В настоящее время человечество глобально переходит от культуры глубокого внимания ("deep attention", что означает способность сконцентрироваться на одном объекте) к культуре гипервнимания ("hyperattention", когда наше внимание быстро переключается с одного объекта на другой). Теперь, чтобы сконцентрироваться, нам нужны дополнительные стимулы, удерживающие наше внимание, дополнительные факторы.

Микрообучение эффективно решает проблему концентрации внимания, ведь нам проще концентрироваться на коротких учебных материалах. Этими материалами могут быть короткие видео, короткие, но содержательные тексты, тест на 3 - 5 вопросов по видео или тексту, и даже игры (особенно, многоуровневые). Во время прохождения производственной практики в школе на этапе бакалавриата, учителя нередко призывают студентов-практикантов использовать поочередно различные приёмы и «активности» на уроке, занимающие немного времени, и не «затягивать» ни с одним из них. Данное активное чередование приёмов также является одним из признаков микрообучения [12, с.1].

Более того, активно используется микрообучение как образовательный метод и на платформах МООС ("massive open online courses", например, Coursera) [6, с.2]. Многие из курсов на данной образовательной платформе

ориентированы уже на взрослых людей, сотрудников корпораций, которые продолжают «своё образование, длиною в жизнь» (life-long learning), совмещая его с работой. Данной категории людей ещё труднее сконцентрироваться на учёбе, но не из-за проблемы со вниманием, а ввиду своей загруженности. Курсы, в которых информация и учебные задачи тщательно «сгранулированы», проще спланировать своё время на обучение. Например, обучающийся осознаёт, что ему понадобится проходить 3 урока в неделю, по 40 минут в день, и он планирует своё время в соответствии с этим [12, с.1].

Что касается обучения школьников, насколько микрообучение внедрено в школьную образовательную систему? Хватает ли ребёнку мотивации и организованности выполнять гранулированное домашнее задание? Почему, несмотря на наличие современных образовательных технологий, приложений, образовательных игр, мы всё равно периодически сталкиваемся с проблемой мотивации ребёнка на уроках и при выполнении домашнего задания?

К сожалению, на практике мы сталкиваемся с тем, что школьное обучение перенасыщено информативной составляющей и не всегда действительно проводится различие между тем, что из изучаемого в школе пригодится ребёнку в будущей жизни, а что останется «багажом» знаний, мало применимых на практике. Сравнивая с ситуацией «обучения, длиною в жизнь» взрослого человека, который имеет достаточно ясное представление и чёткую мотивацию в том, что он учит, можно ли сказать, что ученик всегда готов осознавать интересующий и практически значимый для него элемент в будущей жизни на каждом этапе его обучения?

Как одним из методов повышения мотивации ребёнка в изучении предметов в школе, относительно недавно был сформулирован следующий инновационный метод обучения -«перевёрнутый класс» ("flipped classroom"). Суть этого метода заключается в том, чтобы ребёнок в отведенное для его самостоятельной подготовки время мог самостоятельно изучить тему, перед тем как разбирать её с учителем на уроке в классе [7]. Учитель вместо того, чтобы сразу давать теорию по теме в виде урока-лекции, просит учеников самостоятельно дома подготовить материал по этой теме, разобрать один из аспектов данной темы. В данном ключе, для учителя представляется важным не просто дать в качестве домашнего задания - прочитать один из параграфов учебника, а поставить перед ребёнком практико-ориентированные вопросы: «Как знание о данном явлении поможет нам в жизни?»,

«Прочитайте статью и к следующему уроку подумайте, как знание данного закона может быть применимо в жизни?», «Насколько важно знать об этом каждому человеку или необходимо только для специалистов в определенной области?», «Подготовьте 4 самых интересных факта по новой теме, а мы с вами на уроке определим, факты какого обучающегося были самые интересные» и

др.

Современные учителя всё более стремятся находить новые способы применения современных технологий на уроке и доказать, что наличие мобильных телефонов на уроке - может не мешать, а помогать ребёнку освоить любую тему по изучаемому предмету. Команда "Geek teachers" в рамках фестиваля для учителей по современным образовательным технологиям "Geek Teachers Fest" (31 октября 2019 г., Санкт-Петербург), познакомила учителей с перечнем Интернет-сервисов и площадок для создания и проведения онлайн-игр, образовательных квестов на уроках [3]. К ним относятся сервисы такие как "Kahoot" [4], "Learnis" [5], "Timegraphics" [8] и другие. Например, сервис "Kahoot" позволяет проводить онлайн-викторину, в которой обучающиеся могут участвовать со своих телефонов во время урока и видеть общие результаты на экране интерактивной доски класса. Викторина, созданная через данный сервис, позволяет ученикам посоревноваться в знаниях в любимом для них игровом мобильном пространстве.

Повышение мотивации с помощью интерактивных игр на уроке не является открытием в области изучения образовательных инноваций и, на данный момент, находит большое распространение на примере приведенных образовательных онлайн-платформ. Однако, возникновение новой проблемы - как поддерживать мотивацию обучающихся в выполнении более однообразных, теоретических заданий, непосредственно связанных с концентрацией внимания на большом фрагменте текста, информации - подчёркивается многими современными исследователями. Представляется, что современное поколение детей не способно долго удерживать своё внимание на одном объекте, и детская рассеянность объясняется феноменом клипового мышления 21 века.

Однако вместе с этим, в настоящее время обучающиеся всё больше учатся критически оценивать информацию, которая была отобрана для изучения по школьной программе. Более того, современный учитель допускает и стимулирует групповые дискуссии обучающихся на тему того, что из изучаемого материала будет жизненно

важным, актуальным и полезным для обучающихся, а что из этого просто необходимо для расширения кругозора или более глубокого осмысления предмета. Исследователи Ш. Бэилин, Р. Кейс, Дж. Кумбз, М. Баттерсби и др. в своих трудах подчёркивают важность обучения учеников и студентов критическому осмыслению даже той информации, которая была представлена экспертами в данной области и, казалось бы, не может быть оспорима. В качестве примера, подтверждающего чрезвычайную необходимость развивать в студенте и ученике чувство «здравого скептицизма» и «разумного интереса» к любой проблеме или вопросу, Марк Баттерсби рассказывает о случае своей близкой родственницы, которой изначально поставили неверный диагноз - рак лёгких, но, в последствии, благодаря её стремлению к изучению своего заболевания она смогла понять и опровергнуть данный диагноз, доказать его фальсификацию [2, с.287].

Методология исследования. Были применены методы анализа и синтеза информации, абстрагирования и обобщения.

В рамках уроков английского языка в 7н и 7м классах ГБОУ Школа «Марьино» была проведена составленная нами методика, направленная на повышение мотивации обучающихся в самоподготовке к уроку. Она заключалась в пробе обучающимися себя в роли учителей и проведении отдельных уроков с сопровождением и консультацией учителя-предметника.

С целью определить степень сформированности навыков самообучения школьников и мотивации к учёбе во время дистанционного обучения, был применен метод анкетирования.

Результаты исследования. В ГБОУ Школа «Марьино» 5 детей из 7н класса и 3 детей из 7м класса провели, каждый в отдельности, по 1 уроку в феврале - марте 2021 года под руководством учителя английского языка Руденко А. И. Учитель помогал подготовиться к уроку ученику (ученице) к проведению урока, совместно планировал этапы и обучал приёмам ведения урока. Во время проведения таких уроков был заметен повышенный интерес к процессу обучения не только со стороны ребёнка, временно взявшего на себя роль учителя, но и остальных детей, которые обучались под руководством своего сверстника. Безусловно, было важно присутствие и наблюдение за процессом учителя на таких уроках, его консультация в трудные для обучающихся моменты. По объективным причинам, некоторые из этапов могли затянуться по времени или их содержание могло отойти от

намеченного плана, но, материал усваивался детьми с большим интересом и лучше запоминался (благодаря полученным

положительным эмоциям, близости к формату ролевой игры и групповой работе). Сами дети, проводящие урок, с энтузиазмом отмечали радость и удовольствие от взятой на себя роли и ответственности за помощь в обучении своих сверстников.

Также, в условиях дистанционного обучения в связи с пандемией Covid-19 проблема рассеянности внимания ребёнка во время обучения дома подчёркивается педагогами и учёными. В ГБОУ Школа «Марьино» в феврале 2021 года был проведён опрос среди 110 школьников 6-11 классов о дистанционном

обучении как новой форме обучения с её преимуществами и недостатками, угрозами и возможностями.

60% опрошенных обучающихся (66 чел.) согласились с тем, что возможность отвлечься во время дистанционного урока (на телефон, на кого-то из родственников и т.д.) является недостатком обучения. В то же время, 80,9% (89 чел.) стараются более продуктивно проводить время, посвящать его самообразованию во время перерывов между уроками на дистанционном обучении. Таким образом, обучающиеся стали осознавать проблему рассеянности своего внимания во время отсутствия непосредственного контроля над этим со стороны учителя, но в то же время осознавать важность самообразования и не упускать возможность заниматься самостоятельно.

Возможность отвлечься на дистанционном уроке (на телефон, кого-то из родственников) является для тебя...

н плюсом дистанционного обучения 0 минусом дистанционного обучения

Рисунок 1. - Ответы на вопрос: «Возможность отвлечься на дистанционном уроке (на телефон, кого-то из родственников) является для тебя... »

На дистанционном обучении во время перемены между уроками тебя больше никто не отвлекает, можно заняться самообразованием (поготовиться к уроку, почитать что-то интересное). Это, однозначно, ...

19,10%

80,90%

Е хорошая возможность. Я стараюсь так делать. и возможность, которую я упускаю.

Рисунок 2. - Ответы на вопрос: «На дистанционном обучении во время перемены между уроками тебя больше никто не отвлекает, можно заняться самообразованием (готовиться к уроку, почитать что-то интересное).

Это, однозначно, ...»

Более того, дети стали стремится изучать тему (40% опрошенных), нежели ждать ответа или

больше материала без помощи учителя, в случае объяснения учителя посредством «поднятой

если не до конца поняли пройденную на уроке руки», вопроса в чате, или по завершению урока.

Что чаще всего делал ты, если во время дистанционного урока не понял тему, которую только что объяснил учитель, а он/она уже начали объяснять дальше.

9,10%

40%

27,30%

16,40% 7,30%

В ничего не делал, вопрос остался незакрытым (9,1 %)

и нажимал "поднять руку" и ждал, когда учитель заметит, или писал в чат (27,3 %) и перебивал учителя, включая микрофон, и задавал свой вопрос (7,3 %) ЕЭ когда урок закончился, задал вопрос учителю (16,4 %) и изучу материал по этому вопросу самостоятельно после урока (40 %)

Рисунок 3. - Ответы на вопрос: « Что чаще всего делал ты, если во время дистанционного урока не понял тему, которую только что объяснил учитель, а он/она уже начали объяснять дальше...»

Однако, всё же, не все дети, согласно результатам опроса, справились с новым требованием времени - формированием в себе навыков самообучения. Образовательный и информационный ресурс "Undrestand.org" освещает данную проблему в серии статей и предлагает способы некоторого решения этой проблемы. Например, родитель может помочь своему ребёнку справиться с задачами, которые требуют его концентрации внимания, посредством создания чек-листа выполненных дел, помещаемые в привлекательную, красиво украшенную для ребёнка коробку под названием «коробка моих достижений» ("accomplishment box"). В этой коробке помещаются листочки бумаги, на которых написаны достижения ребенка в четырех сферах его жизни: «школа», «хобби», «социальные навыки», «дом». Ребёнок может внести туда, как и свои учебные успехи (победа в соревновании, хорошая отметка), так и, кажущиеся незначительными, но такие важные «подвиги» ребёнка («накрыть стол к обеду самому, без помощи взрослого» и другое) [1]. Данный приём помогает ребёнку осознать, что любые его дела и поступки, даже маленькие и небольшие, помогают ему идти к своей общей цели, и чем больше он осознаёт роль «маленьких шагов» (как писал А. де Сент-Экзюпери) в своей жизни, тем важнее для него принять усилия к концентрации своего внимания на деле и изучении учебного материала, которые, по каким-либо

причинам, кажутся ему трудными, скучными или менее интересными.

В современных условиях родители и педагоги всё больше имеют необходимость обучать ребёнка тому, как планировать свои действия к достижению общей цели. Родитель обучает ребёнка искусству планировать время по принципу «песочных часов» («Одна песчинка в одну единицу времени, одно дело в определенный промежуток времени», Д. Карнеги). Педагог или родитель учит ребёнка разбивать одну большую задачу на несколько маленьких, и не оттягивать начало выполнения этих маленьких задач. Он хвалит его за маленькие достижения: «ребёнок внимательно слушал онлайн-презентацию учителя на 5 минут больше, чем вчера», «ребёнок без напоминания подключается к онлайн-уроку», «ребёнок смог выполнить домашнее задание к нужному сроку, без опозданий» и т.д. [1], и поддерживает, стимулирует его на выполнение следующих задач. В настоящее время существует большое количество видео и фильмов на доступном и интересном языке для ребёнка о том, как справиться со своей ленью, почему вредно лениться, как планировать своё время и т.д. Так мы приходим к инновационному методу микрообучения в условиях дистанционного обучения и обучения дома.

Заключение. Подводя итог, отметим, что инновационные методы в образовании и воспитании направлены на решение особенностей обучения поколения Z - детей, рожденных в 21

веке. Современные реалии создают новые «вызовы» для специалистов в сфере воспитания и образования, такие как обучение детей с феноменом клипового мышления, детей с несколько другими приоритетами или более осознанно подходящими к своему обучению (если ребенку что-то необходимо знать, то ему нужно определенно понимать - «для чего мне это в жизни»). Дети, которые будут учиться «всю жизнь», осваивая несколько компетенций, выстраивая более прочные метапредметные связи в своем обучении, являются учениками школ сейчас. Задача родителей и педагогов - научить ребёнка фокусироваться на том, что ему нужно, научить ребёнка учиться и желать учиться -становится всё более единой в рамках

дистанционного обучения, когда педагоги и родители находятся «по одну сторону баррикад». Инновационные методы микрообучения, «перевёрнутого класса», игрового обучения и самообразования подлежат к обязательному освоению каждым педагогом и каждым родителям 21 века. На примере эксперимента самостоятельного проведения урока в 7х классах и опроса, проведенного среди обучающихся 6 - 11 классов ГБОУ Школа «Марьино» была доказана важность формирования навыков

самообразования и использования

инновационных методов обучения в современной действительности.

Литература:

1. 7 examples of focus "wins" when your child is learning at home [Электронный ресурс] // Understood.org. - 2020. - Режим доступа: https://www.understood.org/en/learning-thinking-differences/child-learning-disabilities/distractibility-inattention/focus-wins-when-distance-learning

2. Battersby M., Bailin S. Inquiry: a new paradigm for critical thinking. Windsor, Ontario: WSIA, 2018. - С. 397.

3. Geek teachers fest: фестиваль для учителей [Электронный ресурс] // Geek teachers fest. - 2021. -Режим доступа: https://www.geekteachers.ru/fest

4. Kahoot [Электронный ресурс] // Kahoot! | Learning games | Make learning awesome! - 2021. - Режим доступа: https://kahoot.com/schools-u/

5. Learnis - образовательная платформа [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://www.learnis.ru/

6. MOOC: ключевые определения // Edutech. -2018. - № 1(13). - С. 2-3.

7. The definition of the flipped classroom [Электронный ресурс] // Teachthought. - 2021. - Режим

доступа: https://www.teachthought.com/learning/the-definition-of-the-flipped-classroom/

8. Timegraphics: создание ленты времени онлайн [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://time.graphics/ru/

9. Варданян Р. Век учись. Что такое life-long learning [Электронный ресурс] // Business education trends. - 2021. - Режим доступа: https://trends.skolkovo.ru/2016/10/vek-uchis-chto-takoe-life-long-learning/

10. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа "Марьино" имени маршала авиации А.Е. Голованова" [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://maryno.mskobr.ru/#/

11. Лукша П.О., Песков Д.Н. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] / П.О. Лукша, Д.Н. Песков // Общероссийский профсоюз образования. - 2013. - Режим доступа: http://www.eseur.ru/Files/file8711.pdf

12. Микрообучение: мода или необходимость? // Edutech. - 2016. - № 1. - С. 1-5.

References:

1. 7 examples of focus "wins" when your child is learning at home [Electronic resource] // Understood.org. -2020. - Access mode: https://www.understood.org/en/learning-thinking-differences/child-learning-disabilities/distractibility-inattention/focus-wins-when-distance-learning

2. Battersby M., Bailin S. Inquiry: a new paradigm for critical thinking. Windsor, Ontario: WSIA, 2018. - P. 397.

3. Geek teachers fest: festival for teachers [Electronic resource] // Geek teachers fest. - 2021. - Access mode: https://www.geekteachers.ru/fest

4. Kahoot [Electronic resource] // Kahoot! | Learning games | Make learning awesome! - 2021. - Access mode: https://kahoot.com/schools-u/

5. Learnis - educational platform [Electronic resource]. - 2021. - Access mode: https://www.learnis.ru/

6. MOOC: key definitions // Edutech. - 2018. - №> 1(13). - S. 2-3.

7. The definition of the flipped classroom [Electronic resource] // Teachthought. - 2021. - Access mode: https://www.teachthought.com/learningthe-definition-of-the-flipped-classroom/

8. Timegraphics: creating a tape of time online [Electronic resource]. - 2021. - Access mode: https://time.graphics/ru/

9. Vardanyan R. Study for a century. What is life-long learning [Electronic resource] // Business education trends. -2021. - Access mode: https://trends.skolkovo.ru/2016/10/vek-uchis-chto-takoe-life-long-learning/

10. State budgetary educational institution of the city of Moscow "School" Maryino "named after Marshal of

Aviation AE Golovanov" [Electronic resource]. - 2021. -Access mode: https://maryno.mskobr.ru/#/

11. Luksha P.O., Peskov D.N. The future of education: a global agenda [Electronic resource] / P.O. Luksha, D.N.

Peskov // All-Russian Trade Union of Education. - 2013. Access mode: http://www.eseur.ru/Files/file8711.pdf

12. Microlearning: Fashion or Necessity? // Edutech. 2016. - № 1. - P. 1-5.

13.00.08 -Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Руденко Анна Ивановна (г. Москва, Россия), студент магистратуры Московского государственного психолого-педагогического университета (кафедра «Теория и практика управления», направленность программы «Педагогическая конфликтология»), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова», e-mail: annarudenko2305@gmail.com

Николаева Алла Алексеевна (г. Москва, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета, e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.