УДК 372.87.0; 792
Лисецкий Василий Владимирович
аспирант кафедры театрального искусства Института современного искусства (г. Москва) тел.: (903) 534-06-65
ПРОВЕДЕНИЕ АКТЕРСКОГО ТРЕНИНГА С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Рассмотрен новый подход при составлении программы актерского тренинга, основанный на изучении психологических особенностей студентов. Описан эксперимент, в ходе которого доказывается эффективность нового подхода.
Ключевые слова: методика преподавания искусствоведения, актерский тренинг, система К.С. Станиславского, сценическое искусство.
Lisetsky Vasily Vladimirovich
Postgraduate Student, Department of Theatre Arts, Institute of Contemporary Art (Moscow) tel.: (903) 534-06-65
ORGANIZATION OF ACTOR TRAINING TAKING INTO ACCOUNT STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL FEATURES
The new approach has been considered in the process of composition of actor training programme. It has been based on the studies of psychological features of students. The experiment that shows the efficiency of the new approach is described.
Key words: methods of art history teaching, actor training, K.S. Stanislavski system, stage art.
Задача воспитания актера, поставленная еще К.С. Станиславским - это воспитание личности художника. Но в каждом виде искусства есть «ремесленная» составляющая, помогающая художнику развить свой «инструмент». Развитый «инструмент» нужен для того, чтобы творить, не задумываясь над технической составляющей своего творчества. На каждом этапе обучения, в каждом семестре, каждый день, на каждом занятии и каждым упражнением студент развивает свои актерские способности. Поэтому занятия должны проходить с максимальной эффективностью.
На первом этапе обучения главным «инструментом» развития актерских способностей является актерский тренинг. В настоящее время педагоги подбирают упражнения тренинга, исходя из собственного опыта и интуиции, научный подход в подборе упражнений не практикуется. Для максимального развития творческих способностей необходим новый научный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
В связи с этим, целью настоящей работы было на основе личных психологических особенностей студентов первокурсников составить программу актерского тренинга для группы студентов и определить ее эффективность.
Как описано, теоретики и практики театра часто обращались к психологии [1].
В публикациях [2-4] показано, что в основе формирования актерских способностей лежат общие способности, а именно особенности личности и психические процессы человека. С одной стороны, их можно измерить с помощью методов психодиагностики, с другой стороны, можно развивать, например, с помощью упражнений актерского тренинга, а затем измерить вторично, показывая тем самым эффективность или не эффективность составленной программы актерского тренинга.
Для выявления сильных и слабых сторон студентов-актеров, личностных особенностей, влияющих на развитие актерских способностей, использовали методики психодиагностики. Психологами - соавторами работ [5-7] специально для нашего исследования был составлен комплекс методов психодиагностики, направленных на выявление особенностей протекания познавательных процессов (памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения и связанных с ними проявлений креативности). Эти проявления изучались с учетом характерологических особенностей и состояния каждого студента. Каждая из применявшихся методик дает достоверные результаты, так как все методики стандартизированы.
В состав методик, вошедших в применявшийся нами комплекс, были включены следующие: «Заучивание десяти слов» (А.Р. Лурия), методика «Горбова-Шульте», «Исключение предметов» или «4-й лишний», «Ответные ассоциации», «Пиктограммы» (А.Р. Лурия), опросник Леонгарда-Шмишека, метод цветовых выборов Люшера [8]. Некоторые методики использовались с измененной инструкцией, направленной на изучение творческих возможностей студентов.
Выборку исследования составили 26 человек в возрасте от 16 до 27 лет, 10 юношей и 16 девушек. Все являются студентами первого курса актерского факультета Института современного искусства г. Москвы, художественный руководитель курса профессор Е.В. Радомысленский.
Были исследованы следующие личностные особенности [5]: черты характера; актуальное состояние потребностей; память и внимание; мышление, воображение, ассоциации. Результаты входных исследований (первого диагностического среза) показали, что:
большинству студентов свойственны высокие показатели таких черт характера как эмотивность,
демонстративность, экзальтированность, гипертимность;
актуальное состояние и потребности имеют достаточно сильный разброс. Однако в двух случаях отмечены очень высокие состояния стресса и ощущение крайней усталости, что показывает необходимость особого внимания со стороны педагога к этим студентам;
для памяти и внимания характерны высокие значения за исключением единичных случаев низких показателей;
мышление, воображение и ассоциации, определяющие уровень творчества испытуемых, у большинства студентов находятся на посредственном уровне. Только 9 человек показали более высокие результаты.
Входное исследование позволило получить данные по всем исследуемым характеристикам по каждому студенту, а значит получить средние значения по всей выборке испытуемых по показателям внимания, мышления, воображения, ассоциативных процессов, относительно которых можно судить об уровне каждого из студентов.
С учетом выявленных особенностей студентов была составлена программа актерского тренинга. Программа рассчитана на 24 академических часа (8 занятий по 2 занятия в неделю), и проводилась в течение месяца. При составлении программы руководствовались также следующими соображениями: В программу вошли упражнения К.С. Станиславского [9], С.В. Гиппиуса [10], Л.В. Грачевой [11]. Выбор авторов упражнений обусловлен тем, что в их публикациях имеются четкие указания о том, какие именно качества тренируются с помощью данного упражнения. Тренировке подвергали те качества, которые по результатам входного исследования были относительно слабо развиты у студентов. В состав программы вошли упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, воображения, памяти, ассоциативного мышления, снятие эмоциональных зажимов, преодоление психологических барьеров, снижение уровня стресса. Кроме того, в связи с требованиями этапа обучения, были использованы упражнения, направленные на развитие координации движения, ритма и речи участников, усиление чувства партнера, а именно:
преодоление психологических барьеров и снятие эмоциональных зажимов: «Доверяющее падение», «Гнев», «Наговор», «Мышечная гимнастика», «Электрический ток», «Пластилиновый человек» [11].
тренировка внимания: «Юлий Цезарь», «Счетная машинка», «Обнимашки», «Пианино», «Полочки» [10].
тренировка воображения, ассоциативного мышления: «Мячи и слова», «Три глагола», «Почва под ногами», «Аутотренинг» [9, 10].
тренировка памяти: «Снежный ком». снижение уровня стресса: «Мафия».
Студенты были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли 11 человек: 6 мужчин и 5 женщин. В состав контрольной группы - 15 человек: 4 мужчины и 11 женщин. В экспериментальной группе были проведены занятия по описанной выше программе, в то время как в контрольной группе занятия проводили другие педагоги по обычной программе.
При этом цель всех 8 занятий, проведенных в экспериментальной группе, была общей: тренировка мышечной свободы, снятие психологических барьеров, развитие внимания, воображения, памяти, координации, чувства партнера, чувства ритма, закрепление понятия темпо-ритм. Разница заключалась лишь в акцентах:
Занятие 1. Развитие внимания.
Занятие 2. Снятие психологических барьеров, развитие воображения и ассоциативного мышления.
Занятие 3. Снятие психологических барьеров, развитие воображения, памяти.
Занятие 4. Снятие психологических барьеров, развитие воображения, памяти.
Занятие 5. Развитие чувства партнера, воображения, эмоциональная разгрузка.
Занятие 6. Развитие чувства партнера, памяти, внимания, воображения, эмоциональная разгрузка.
Занятие 7. Снятие психологических барьеров, развитие чувства партнера, памяти, внимания, эмоциональная разгрузка.
Занятие 8. Снятие психологических барьеров, развитие чувства партнера, памяти, внимания, эмоциональная разгрузка.
После этого было проведено повторное психодиагностическое обследование (второй диагностический срез), направленное на изучение динамики изменения психологических особенностей студентов [7]. По результатам повторного исследования, на основании сравнения динамики изменений между экспериментальной и контрольной группами студентов, была определена эффективность проведения программы тренинга развития актерских способностей.
Проведенные исследования показали, что:
произошла трансформация потребностей в обеих студенческих группах. В экспериментальной группе отмечается увеличение упорства в достижении цели, рациональности суждений, опоры на жизненный опыт, повышение самооценки, в то время как в контрольной наблюдается противоположная тенденция - повышение иррациональной созерцательной позиции. В актуальном состоянии обеих групп преобладает эмоциональная неустойчивость, сентиментальность, ранимость, экзальтированность, потребность в новых впечатлениях и переживаниях;
произошло повышение эффективности запоминания и улучшение внимания в экспериментальной группе по сравнению с контрольной;
уровень ассоциаций оказался выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Увеличился средний показатель мышления в обеих группах при несколько большей положительной динамике у студентов экспериментальной группы.
Таким образом, проведенная программа тренинга для развития творческих способностей студентов-актеров, составленная с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов, является эффективной. Следовательно, общий подход к экспериментальному выявлению недостаточно развитых творческих способностей и их корректировке с помощью специальной программы упражнений актерского тренинга также является эффективным. Этот подход позволяет проводить занятия по актерскому мастерству, основываясь не только на опыте и интуиции педагога, но и на данных объективных исследований.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Лисецкий В.В., Радомысленский Е.В. Основные этапы истории отношений актерского искусства и наук о человеке // Наука и современность. 2010. Сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2010. Ч. 1.
2. Александровская М.Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. СПб., 2002.
3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
4. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике. СПб., 2005.
5. Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.
6. Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Личностные проблемы студентов актерского факультета в аспекте психологического сопровождения // Тезисы Междунар. конф. «Стратегические вопросы мировой науки». Пе-ремысль (Польша), 7-15 февраля 2012. Перемысль, 2012. Т. 21.
7. Лисецкий В.В., Стоянова И.Я., Митченкова Е.А., Чимитова Э.Б. Оценка эффективности тренинга развития актерских способностей у студентов // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2012.
8. Энциклопедия психодиагностики / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2009.
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 2003.
10. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства. СПб., 2001.
11. Гоачева Л.В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого потенциала. СПб., 2006.