Научная статья на тему 'Инновационные механизмы управления финансовыми потоками в системе МВД России'

Инновационные механизмы управления финансовыми потоками в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ADMINISTRATION / АДМИНИСТРАТОР / АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЙ / AUTOMATION OF THE ACCOUNT OF RECEIPTS / БИЛЛИНГОВАЯ И ШТРИХКОДОВАЯ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ / BILLING AND BAR CODE SYSTEMS OF CALCULATIONS / BUDGET INCOMES / MANAGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухаркин А. В.

В статье дается анализ реформирования финансовой системы России по вопросам администрирования платежей. Автором выделены основные проблемы, обусловившие необходимость проведения реформы финансовой системы, а также внедрения новых информационных технологий для ее реализации в системе МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative mechanisms of management of financial streams in the system of the Ministry of interior of Russia

In the article the analysis of reforming of a financial system of Russia concerning administration of payments is given. The author emphases the basic problems which have caused necessity of carrying out of the reform of a financial system, and also introduces of new information technology for its realization in system of the Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Инновационные механизмы управления финансовыми потоками в системе МВД России»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

А.В. Бухаркин,

Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается анализ реформирования финансовой системы России по вопросам администрирования платежей. Автором выделены основные проблемы, обусловившие необходимость проведения реформы финансовой системы, а также внедрения новых информационных технологий для ее реализации в системе МВД.

Ключевые слова: доходы бюджета, администрирование, администратор, автоматизация учета поступлений, биллинговая и штрихкодовая системы расчетов

INNOVATIVE MECHANISMS OF MANAGEMENT OF FINANCIAL STREAMS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

A.V. Bukharkin

Keywords: budget incomes, administration, the manager, automation of the account of receipts, billing and bar code systems of calculations

Annotation. In the article the analysis of reforming of a financial system of Russia concerning administration of payments is given. The author emphases the basic problems which have caused necessity of carrying out of the reform of a financial system, and also introduces of new information technology for its realization in system of the Ministry of Internal Affairs.

Развитие общества, благополучие его населения независимо от общественного строя государства зависят от полноты и своевременности исполнения бюджета. Бюджетным кодексом РФ (ст. 152) [1] определены участники бюджетного процесса, от которых напрямую зависит качественное исполнение бюджета страны.

Повышение собираемости доходов бюджета всегда было одной из приоритетных задач бюджетной политики, а в период реформирования бюджетного процесса ее значимость еще более повысилась.

С 1 января 2005г. Министерство Финансов Российской Федерации, сняв учетную функцию по администрированию доходов с Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, впервые ввело новый термин "администрирование доходов бюджета". Для основной части администраторов доходов бюджета это направление в их деятельности было совершенно новым. Среди основных причин, вызвавшими затруднения, можно выделить:

- отсутствие координации в работе по вопросу администрирования между главными администра-

торами и администраторами доходов бюджета;

- недостаточная работа, которую администраторы доходов бюджета проводят среди плательщиков неналоговых платежей по разъяснению правильности заполнения реквизитов в платежных документах;

- наличие огромного количества платежных документов (квитанция форма ПД-4) на бумажных носителях, требующих ручной обработки.

В результате все эти нерешенные проблемы негативно сказывались на работе всей системы, в том числе и главных администраторов (администраторов) доходов.

Однако коренным образом положение в администрировании доходов изменилось только в 2007 г., когда в Бюджетном кодексе РФ [1] были законодательно определены понятия «главный администратор» и «администратор» доходов бюджета, «главный администратор» и «администратор» источников финансирования, а также разграничены их бюджетные полномочия.

Важно отметить, что при реализации администрирования используют следующие методы:

№ 5/2013

Вестник Московского университета МВД России

195

1) создание условий для добровольного исполнения плательщиками обязанности по уплате платежей;

2) контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате задолженности.

В целях реализации статьи 220.1 Бюджетного Кодекса [1] с начала 2009 года начался новый этап реформирования администрирования доходов, который был ознаменован принятием ряда нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Кроме того, с 01 января 2005 года в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 174н [2], были внесены изменения в бюджетный учет в части требования о том, что все активы, обязательства и суммы начисленных доходов соответствующего бюджета должны найти отражение в бюджетном учете и бухгалтерском балансе ведомства.

И еще одна проблема, требующая особого внимания, — это невыясненные платежи. Несмотря на систематически осуществляемую работу, направленную на их сокращение, объем невыясненных платежей до последнего времени остается достаточно большим.

Особо следует отметить систему электронного документооборота. Ее внедрение позволило поднять работу финансовых органов и администраторов доходов бюджета по документообороту на более высокий уровень, а ее использование обеспечило, прежде всего, сокращение сроков обработки огромного количества документов, представляемых администраторами доходов бюджета в адрес управления. Развитие электронного документооборота позволило крупным администраторам доходов бюджета перейти на применение биллинговой и штрихкодовой системы расчетов с бюджетом, что способствовало применению автоматизированной системы учета при обработке администрируемых поступлений.

Однако возникла проблема информационного взаимодействия между администратором доходов с его подведомственными или структурными подразделениями, в которых, как правило, и осуществляется первоначальная регистрация обязательств плательщиков перед бюджетом, а также с агентами по приему платежей, осуществляющими перечисление подавляющей массы платежей физических лиц в бюджеты. Решение было предложено только в июле 2009 года приказом Министерства Финансов Российской Федерации, введя в документооборот Извещение (Форма 0504805).

Система МВД России также столкнулась с рядом проблем, связанных с администрированием платежей:

- осуществление контроля поступления доходов на лицевых счетах;

- сверка поступлений;

- уточнение платежей или возврат излишне уплаченных платежей.

Особенно остро стоит проблема по учету административных правонарушений. Связана она со значительным объемом документов. Поэтому был необходим программный продукт, позволяющий осуществить автоматизацию учета администрируемых поступлений и отвечающий требованиям бюджетного законодательства. Успешным решением этой задачи стал ПК «Администратор-Д» предложенный компанием «Кейсистемс». Его внедрение позволило уменьшить количество невыясненных поступлений на счетах Управлений Федерального казначейства, сформировать механизм передачи в подразделения информации о перечислениях в бюджетную систему Российской Федерации, а также автоматизация учета по начисленным и перечисленным доходам.

В Республике Татарстан с учетом положительного опыта других регионов была разработана и внедрена система обмена данными между ПК Марафон, ПК Администратор-Д и 1С бухгалтерии для бюджетных учреждений (версий 7.7, 8.2), что позволило автоматизировать такие функции как учет наложенных и перечисленных платежей, отражение в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.

Одной из функций администраторов поступлений в бюджет является контроль за правильностью применения реквизитов. За 2011 год МВД РТ сформировано и направлено в Федеральное казначейство более 7 тыс. уведомлений на уточнение реквизитов на сумму около 12 млн. руб.[3].

Однако, на наш взгляд, при расчетах плательщиками должно применяться единое полноформатное платежное поручение. Для всех участников бюджетного процесса, а особенно для администраторов доходов бюджета, это наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации, который позволит упростить «поиск» денежных средств, уплаченных физическими лицами, сократить объем невыясненных платежей, исключить необходимость по исполнению уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа в сумме, не соответствующей сводному платежному поручению, и в конечном итоге создаст комфортные условия плательщикам при совершении операций по уплате налоговых и неналоговых платежей.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ.31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)//по материалам СПС Консуль-тантПлюс.

2. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению /Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 №174н // по материалам СПС КонсультантПлюс.

3. По данным ИЦ МВД РТ.

196

Вестник Московского университета МВД России

№ 5/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.