Научная статья на тему 'Инновационные кластеры и кластеры компетенций: взаимосвязь понятий'

Инновационные кластеры и кластеры компетенций: взаимосвязь понятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЦЕНТРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / КЛАСТЕРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шраер Александр Викторович, Латыпова Екатерина Валерьевна

В статье рассматриваются особенности функционирования таких организационных структур как фабрики мысли, центры превосходства, центры компетенций и делается вывод о возможности и необходимости формования кластеров компетенций; предлагается новая трактовка понятия кластер компетенций, оценивается их взаимосвязь с понятием инновационные кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные кластеры и кластеры компетенций: взаимосвязь понятий»

Инновационные кластеры и кластеры компетенций: взаимосвязь

понятий

Innovative and Competence Clusters: Conceptual Intersection

Шраер Александр Викторович,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг,

Латыпова Екатерина Валерьевна аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

e-mail: [email protected]

ShraerA.V., Latypova E.V.

The St. Petersburg State University of Economics

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования таких организационных структур как фабрики мысли, центры превосходства, центры компетенций и делается вывод о возможности и необходимости формования кластеров компетенций; предлагается новая трактовка понятия кластер компетенций, оценивается их взаимосвязь с понятием инновационные кластеры.

Abstract. We consider similarities and differences of such organizational structuresas: think tanks, centers of excellence and competence centers. We argue that at present it is possible and necessary to build competence centers. The idea of competence cluster is evaluated vs. the notion of innovative cluster.

Ключевые слова: инновации; центры компетенций; кластеры компетенций

Keywords: innovations,competence clusters, competence centers

Введение. В условиях настоятельной необходимости формирования инновационной экономики, в стране требуется гармонизация рынка труда и системы образования. Подобная гармонизация невозможна при существующей «догоняющей» модели подготовки кадров, которая базируется на экстенсивном ответе образовательных структур на появление принципиально новых знаний, технологий, управленческих задач и прочих

вызовов науки и меняющейся социально-экономической среды рыночной деятельности.

Поскольку сегодня во многих высокотехнологичных отраслях жизненный цикл идеи от ее возникновения до реализации достаточно короток, зачастую «друг друга сменяют не просто отдельные технологии, но целые семейства технологий»[1], требуется кардинально иная система не просто образования, но новые принципы и модели определения, формирования и использования компетенций, приобретаемых и накапливаемых работником на протяжении всей жизни. Одним из возможных инструментов повышения отдачи от накопленных к определенному моменту компетенций и их целенаправленному формированию в соответствии с будущими приоритетами может стать создание кластеров компетенций как базы для инновационного развития. При этом формирование подобных кластеров должно происходить как минимум на уровне региона или на более высоком уровне.

Что предлагается понимать под кластерами компетенций и чем они отличаются от прочих схожих теоретических категорий, используемых сегодня в научной литературе? Прежде всего, укажем, что в ряду этих категорий мы видим следующие: «фабрики мысли», «центры превосходства», «центры компетенций» и, в определенном смысле, «инновационные кластеры».

Фабрики мысли.Термин «фабрики мысли» появился в середине прошлого века, однако до сих пор однозначного толкования не получил. Как указываютЛ.Д. Гительман и М.В. Кожевников «фабрики мыслей» (фабрики знаний) изначально имели очень широкие задачи, они практически рассматривались как структуры по генерации инноваций и обеспечивали взаимодействие между наукой, бизнесом и государством. Однако коммерциализация результатов исследовательской деятельности подобных структур была недостаточно высокой [2]. При этом авторы указывают, что

фабрики мысли являются «предшественниками» центров компетенций, более распространенного понятия в современной бизнес-практике. Сегодня термин «фабрики мыски», с нашей точки зрения, все больше приобретает политическое звучание. Так, еще в конце прошлого века, американский исследователь Э. Рич отмечал, что под фабриками мысли следует понимать независимые, неприбыльные организации, занимающиеся работой по экспертизе и созданию положений, призванных влиять на выработку политических решений [3]. Израильский исследователь Й. Дрор определяет фабрики мысли как острова качественного использования полноценной междисциплинарной научной мысли для глубокого улучшения процесса выработки конкретных политических практик решения стоящих перед обществом проблем, как главный мост между властью и знанием [4]. Как указывают А.А. Балаян и А.Ю. Сунгуров, проанализировавшие подходы к рассмотрению этой категории, во всех имеющихся определениях делается акцент на наличии независимой структуры, которая связывает исследовательскую деятельность с процессом внедрения результата в «публичную практику», под которой понимается деятельность либо государства, либо иных политических институтов [5]. В большинстве определений подчеркивается именно то, что деятельность фабрик мысли важнапрежде всего для различных «акторов публичной политики». В то же время следует отдавать себе отчет в том, что новое научное знание может стать неким символом политики, который будет использоваться в целях продвижения позиции групп специальных интересов (лоббирование решений). При этом могут продвигаться технические инновации, но в современной научной дискуссии нам видится преобладание политического контекста при использовании термина «фабрики мысли».

Тем самым фабрики мысли рассматриваются как непосредственные участники политических практик, реализуемых в обществе как институциональные структуры, они могут как выполнять чей-то социальный

заказ, так и выступать в роли активных субъектов политической жизни. Еще раз укажем, что фабрики мысли - это, как правило, независимые исследовательские, аналитические или проектные центры, имеющие определенную организационную структуру, функционирующие как хозяйствующие субъекты, нацеленные на реализацию собственных целей или на выполнение внешних заказов, связанных с созданием новых знаний, но обязательно имеющих публичное политическое звучание. То есть можно говорить, что «фабрики мысли» - это скорее термин политологического исследовательского поля, нежели экономического.

Центры превосходства.Следующий термин, а точнее тип организационной структуры научной и инновационной деятельности, который предлагается рассмотреть в данной статье - это «центры превосходства». Данный термин также не имеет окончательно закрепленного и признанного в разных странах значения, однако общие черты отдельных подходов могут быть выделены. Так, центры превосходства - это такая организационная структура, которая состоит из ряда лабораторий (организаций), объединенных по признаку включенности в исследовательскую деятельность. При этом центры превосходства ориентированы на прорывные направления исследований, находящихся на передовом рубеже научной мысли. Такие центры должны располагать уникальным материально-техническим, интеллектуальным и кадровым потенциалом, что позволяет им достигать высокой результативности и получать качественный научный продукт. Центры превосходства по определению должны быть лидерами как минимум на национальном, и как максимум - на мировом рынке научных достижений и являться «звеном трансфера знаний от переднего края исследований к национальным компаниям и лабораториям».[6, с. 43]

Как указывает С.А. Заиченко в условиях глобальной экономики знаний центры превосходства призваны продвигать страну на мировой рынок

высокотехнологичных товаров и услуг, обеспечивать создание гармоничной научно-исследовательской инфраструктуры во всех регионах и обеспечивать эффективную адаптацию «лучших кадровых ресурсов к непрерывно меняющимся требованиям рынков труда» [6, с. 44].Однако сами центы превосходства весьма разнообразны по основным целям, масштабу деятельности, организационной структуре, форме собственности, используемым моделям управления и финансирования.

Обычно выделяют три типа центров превосходства, функционирующих в различных странах, среди них: стратегические, системные и экспериментальные центры превосходства. Первый тип - это научные центры, которые действуют в рамках реализации государственных научно-технологических стратегий и служат ключевым инструментом их реализации. В качестве типичного примера называютсянациональные лаборатории США, а для России - в качестве такого примера можно назвать Инновационный центр «Сколково», реализующий проекты в пяти приоритетных технологических направлениях (в области биомедицины, информационных, ядерных технологий, энергетики и энергоэффективности, космических технологий). Особенностью стратегических центров превосходства является создание территориальных кластеров, объединяющих мощности и инфраструктуру соответствующего профиля для обеспечения эффективной реализации стратегически важных научно-исследовательских проектов.

Второй тип центров превосходства - системные центры - играют, прежде всего,системообразующую роль за счет включенности в специальную институционализированную структуру, обеспечивающую распределение ресурсов между различными направлениями научной деятельности[6, с. 46].В рамках данного вида центров выделяется структуры, которые осуществляют координационную функцию по отбору наиболее перспективных научных лабораторий и координации функционирования

всей системы и организации, которыепроводят научно-исследовательскую деятельность, они собственно и являются центрами превосходства.

В Россиик этому типу относят национальные исследовательские центры (НИЦ), которые сориентированы на мировые приоритеты научно-технологического развития, при этом предполагается высокий уровень государственной поддержки подобных центров. Сегодня в России функционирует Ассоциация государственных научных центров «Наука», которая была создана в 1995 г., она является некоммерческий организаций и призвана координировать деятельность научных структур, имеющим статус «Государственный научный центр РФ» (ГНЦ РФ), присвоенный им Правительством РФ. Сегодня эта Ассоциация объединяет 48 научных организаций (ГНЦ РФ), которые расположены в 7 субъектах Российской Федерации [7].

Организация деятельности системных центров превосходства по форме, по структуре, по формам собственности и прочим параметрам в отдельных странах имеют серьезные отличия, однако все эти центры призваны формировать эффективную инфраструктуру и систему взаимодействия участников в рамках единого координирующего института (центра первого уровня). Тесное сетевое взаимодействие позволяет создать позитивный синергетический эффект от объединения усилий различных центров второго уровня (отдельных лабораторий), в результате чего достигается успешный трансфер знаний. Системные центры превосходства получили в мировой практике наибольшее распространение [7].

Экспериментальные центры превосходства характеризуются тем, что этот статус и, соответствующая статусу поддержка, выделяется в качестве эксперимента отдельным научно-исследовательским коллективам. В качестве примера таких центров в нашей стране могут быть названы 57 «инновационных вузов», которые были отобранных в рамках конкурса национального проекта «Образование» [8]. При этом центрами

превосходства являются не вузы как целостные структуры, а отдельные лаборатории в структуре исследовательских университетов. Интересную мысль выказывают А.А. Ананьева, А.С. Чертенкова и Т.В. Захарова, и мы с ними согласны, которые указывают, что внутри отдельного исследовательского университета может функционировать несколько центров превосходства, но исследовательский университет призван выполнять и рутинные функции, а не только заниматься прорывными научными исследованиями. По мнению этих авторов, хотя создание центров превосходства внутри университетов, это вполне обоснованный шаг, но университет не может одинаково эффективно заниматься как всеми направлениями исследовательской деятельности [9], так и реализовывать сугубо образовательные цели, а также решать хозяйственные задачи. То есть, исследовательский университет сегодня - это, несомненно, одни из базовых элементов инфраструктуры «научного превосходства», но прорывными должны быть не все его функции, но только часть, обладающая как наибольшим потенциалом для реализации внутри вуза, так и имеющая выход на производственные корпорации, являющиеся во всем мире основными заказчиками и реализаторами инноваций.

Таким образом, центры превосходства в современной инновационной системе представляют собой организационные структуры, нацеленные на проведение научных исследований, разработок и, в определенном смысле, осуществляющие трансфер наиболее востребованных и приоритетных с точки зрения современной науки технологий. Задачей таких центров является достижение конкурентного преимущества страны на мировых рынках интеллектуальной собственности и создание устойчивого лидерства в научной сфере. С сожалением укажем, что в настоящее время Россия не входит в число лидеров на рынках научных достижений. Доля России на рынке высокотехнологичной продукции составляет всего 0,2 % [10].

Центры компетенций.Еще один тип организации инновационной

деятельности, который активно используется в современной практике - это центры компетенций. Последние представляют собой организационные структуры отдельных предприятий, реже, - отдельных регионов. Такие центры компетенций нацелены на расширение взаимодействия между специалистами предприятия для создания благоприятныхусловийполучения необходимой информации. Такие центры, также как центры превосходства,направлены на обеспечениеконкурентоспособности отдельных структур, но, как правило, это конкурентоспособностьна уровне предприятия. Вопросами анализа функционированияцентровкомпетенций сегодня активнозанимаются как исследователи, так и практики [11, 12].

Центры компетенций представляют собой центры сбора, систематизации, распространения и приумножения знаний и эффективных практик, связанных с одним или несколькими направлениями деятельности организации. Центр компетенций - это особая структурная единица предприятия, чья функция состоит в том, чтобы контролировать важнейшие направления деятельности, собирая соответствующие знания и находя способы их максимально эффективного применения [13].

Роль центра компетенций состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию знаний и процессов, дать всем заинтересованным лицам (сотрудникам, руководству, клиентам, партнерам, экспертам) доступ к информационным ресурсам и обеспечить эффективно действующие коммуникации. В рамках типологии центров компетенций выделяют четыре типа: (1) центры, нацеленные на сбор лучшего опыта, выявление и систематизацию эффективных практик; (2) центры, нацеленные на разработку технологических стандартов, стандартизацию отдельных технологических процессов; (3) центры, нацеленные на обслуживание разнообразных проектов и инициатив, связанных с управлением знаниями; (4) центры, нацеленные на обеспечение общей интеграции процессов в организации, на обмен знаниями в масштабах организации в целом.

В общем случае центры компетенций функционируют на уровне отдельного предприятия, и в отличие от центров превосходства, нацелены на сбор и адаптацию знаний и информации, поступающих извне, для реализации функций этого предприятия. Центры компетенций имеют, как правило, отраслевую специализацию и предоставляют услуги в области информационных технологий, аудита, консалтинга, инжиниринга и иных услуг [14]. Отраслевая специализация может прослеживаться как между отдельными предприятиями, имеющими центры определенных компетенций, так и между центрами компетенций, существующими в рамках одного предприятия. Например, в структуре российского авиационного предприятия ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика», функционирует пять специализированных центров компетенций, что позволяет предприятию занимать лидирующие позиции на российском рынке авиационного приборостроения. Организационно функционирование всех центров компетенций на предприятии обеспечивают штатные структурные подразделения (тематические направления), которые укомплектованы высококвалифицированными научными, конструкторскими и производственными кадрами [15]. Такая модель организации центров компетенций позволяет, с одной стороны, сохранять высокую стабильность и устойчивость функционирования предприятия, но, в то же время, является недостаточно гибкой и адаптивной при возникновении новых задач.

Центры компетенций могут быть построены и по территориальному принципу взаимодействия между участниками. В качестве примера можно привести Центр Технологических компетенций, который создается в рамках реализации проекта технопарковой зоны в Санкт-Петербурге. Предполагается, что организационная структура данного центра будет включать исследовательские лаборатории, научный центр, учебные центры, производственные подразделения, транспортную, производственную и управленческую инфраструктуры, а сам Центр технологических

компетенций станет основой инновационной активности технопарка, он будет включать в себя научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную лабораторию, и определять инновационное развитие кластера легкой промышленности Санкт-Петербурга [16]. Подобная модель, с нашей точки зрения, однако, скорее схожа с отраслевым кластером, нежели с традиционным центром компетенций. В то же время, поскольку терминологически нет еще окончательного единства среди заинтересованных сторон, то предложенная модель вполне допустима.

Сегодня в ряде регионов страны, в том числе и в Санкт-Петербурге, созданы Специализированные центры компетенций (СЦК) WorldSkills Russia. В Санкт-Петербурге в число этих центов входит ряд университетов, которые аккумулируют следующие компетенции: строительные технологии;транспорт и логистика (СЦК ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»); производственные и инженерные технологии (СЦК ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»); информационные и коммуникационные технологии (СЦК ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича); творческие профессии и мода (СЦК ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица»); социальные и персональные услуги (СЦК ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический университет», в настоящее время структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) [17]. Подобная форма аккумулирования компетенций сегодня является распространенной во всем мире, однако укажем, что подобные центры концентрируют свое внимание на повышении престижа рабочих профессий и развитии профессионального образования этого уровня, используя для этого гармонизацию стандартов и применение лучших практик профессиональной подготовки, однако оставляя

за рамками своего внимания научно-исследовательскиекомпетенции, формируемы в системе высшего образования.

Отметим, что часто отдельные структуры, которые себя позиционируют на рынке как Центры компетенций, на деле оказываются «Центрами специализированных услуг», что впрочем, не отменяет компетентностной составляющей деятельности их специалистов.

Мы считаем, что важной задачей является не только создание центров компетенций (или иных организационных форм концентрации потенциала нового знания и инноваций), а формирование кластеров компетенций, которые могут быть использованы для решения задач не только в рамках отдельной организации, а участвовать в выполнении приоритетных и актуальных задач большего масштаба. Кластеры компетенций могут стать не просто держателями профессионально значимой информации, но генераторами и распространителями новых сведений, умений, навыков посредствам перетока не только знаний, но и специалистов, владеющих этими знаниями в зависимости от первоочередных социальных, экономических, политических и иных задач того экономического пространства, в рамках которого они функционируют.

Понимание важности компетентностной составляющей любой деятельности сегодня присутствует не только в рядах ученых, но и у руководства страны. Так, в Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года ставится задача акцентировать внимание на важнейшем ресурсе инновационного развития, имеющемся у России, - человеческом капитале [18]. В отчете о ходе реализации данной стратегии, его составители выделили рекомендации по поддержке и стимулированию национального инновационного бизнеса. В ряду этих рекомендаций акцентировано внимание на необходимости формирования в стране «центров притяжения и генерации инноваций», способных обеспечивать синергетический эффект и

предоставлять требуемые ресурсы (от венчурных инвестиций до экспертизы в сфере инжиниринга) субъектам инновационной деятельности» [19, с. 49].

Кластеры компетенций.В качестве организационно-экономической модели подобных «центров притяжения» может быть использована кластерная форма организации деятельности, которая в настоящее время активно применяется уже во многих отраслях и сферах. В рамках кластера обеспечивается накопление и концентрация полезных знаний и определенных компетенций, что определяется взаимодействием большого количества участников, работающих в схожих или смежных нишах и связанных между собой неформальными отношениями. В частности, значительное укрепление таких неформальных связей может быть обеспечено через перетекание (лизинг) кадров, продвижение общего бренда, использование единой специализированной инфраструктуры или сложного оборудования.Эффективность работы кластера, которая представляет собой высокоагрегированную структуру гораздо выше, чем отдельных разрозненных предприятий. Во многих случаях собрать такую цепочку создания стоимости, включить в нее разного рода игроков и объединить их вне кластерной организации нельзя или очень проблематично[20]. Тем самым можно говорить о концентрации определенных компетенций в кластерах, о возможности их перетока и использования различными участниками.

С другой стороны, инновационная активность кластера обеспечивается большим разнообразием компетенций, в нем сконцентрированных; открытостью системы к восприятию нового, к использованию новых моделей управления, новых технологических и иных решений, что повышает устойчивость и гибкость кластерных структур.В. Княгинин, ведущий эксперт в области кластерной политики, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» указывает, что сегодня важно создание таких «инновационно-технологических кластеров, главная задача которых -

обеспечить беспрепятственное перетекание компетенций из одной отрасли в другую...» [20], то есть акцент делается на взаимодействие между специалистами, обеспечивающими эффективное функционирование всех элементов кластера и кластера как системы в целом.Важно собрать и результативно использовать не просто кадровый состав, а именно разнообразные и взаимодополняемые компетенции специалистов для формирования потенциала решения нестандартных и/или новых задач.

По мнению Л.А. Александровой «кластер предполагает не столько связь между организациями, сколько социальную связь между конкретными людьми. Таким образом, к позиционированию кластера как специфического структурного элемента экономики добавилось его понимание как специфического местного социокультурного сообщества, в котором сложились отношения сотрудничества и доверия. В любой форме интеграции возникает синергетический эффект, что дает дополнительные и конкурентные преимущества из-за частичной замены рыночных отношений устойчивыми связями» [21,с. 26]. Подобные связи могут быть интерпретированы как кластеры компетенций, позволяющие за счет взаимовыгодного профессионального сотрудничества по решению общих проблем создать конкурентоспособныйпродукт.

Сегодня превалирующим подходом к рассмотрению понятия «кластер компетенций»выступает представление его через систематизацию определенных знаний и способностей специалиста к выполнению заданных функций в конкретных ситуациях, кластеры компетенций многими авторами понимаются как база для развития системы образования и подготовки кадров. Приведем некоторые определения: «кластеры» компетенций, ориентированы на запросы основных потребителей образовательных услуг, их можно рассматривать в качестве навигаторов при формировании программ обучения[22]; кластер компетенций - это набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке) [23];

модель компетенций являет собой заданный набор навыков, необходимых для выполнения определенных профессиональных задач [24]. То есть в рассмотрении кластера компетенций превалирует «образовательный» или «деятельностный» подходы. Но можно встретить и несколько иную трактовку кластера компетенций, которая позволяет подойти к исследованию кластера компетенций шире. Так, А.В. Титов, систематизируя факторы конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации, предлагает ввести новый термин - «интегрированный кластер управленческих компетенций», который автором трактуется в качестве «совокупности взаимосвязанных конкурентных преимуществ в форме характерной управленческой особенности предприятия, позволяющей формализовать процессы роста конкурентоспособности промышленного предприятия» [25, с. 250]. Можно понять, что кластер управленческих компетенций характеризуется системой взаимосвязи компетенций всех участников управленческого процесса. Компетенции концентрируются в рамках отдельной структуры и эта концентрация позволяет достигать ожидаемых результатов.

По нашему мнению в этом контексте можно рассматривать кластеры компетенций как концентрацию взаимосвязанных и взаимодополняемых умений участников инновационного процесса, что позволяет решать общие задачи с максимальной степенью эффективности. Мы считаем, что кластеры компетенций выступают не только результатом деятельности образовательных учреждений по подготовке кадров, а являются концентрированным ресурсом создания и продвижения новых идей и технологий, которые аккумулируются на уровне исследовательских коллективов, центров инноваций и трансфера технологий, инновационных регионов.В этих условиях целесообразно говорить о кластере компетенций как о некой концентрации разнообразных взаимосвязанных умений и

навыков отдельных специалистов для решения общих задач в системе инновационного развития.

Заключение.Кластеры компетенций обеспечиваюткумулятивный эффект от деятельности по производству инноваций за счет объединения неоднородных знаний, умения, навыков, ответственности и готовности к принятию решений со стороны всех участников этого процесса[26]. Кластеры компетенций, тем самым, становятся ключевыми ресурсами инновационных кластеров. Кластеры компетенций,таким образом, стоят в ряду таких структур как «фабрики мысли», «центры превосходства», «центры компетенций», однако не являются жесткими организационными структурами, а представляют собой взаимосвязь интеллектуальных конкурентных преимуществ в форме уникальных умений, позволяющих обеспечивать рост конкурентоспособности производимого конечного продукта.Заметим, что кластеры компетенций могут стать для нашей страны вполне рыночным продуктом, который при благоприятным стечении обстоятельств, можно вывести и на международный рынок. Библиографический список

1. Лукша П. Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы. URL: http://www.hse.ru/news/media/74798508.html (2013, 19 февраля).

2. Гительман Л.Д., Кожевников М.В. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. - 2013. - № 10 (180). - С. 92-98.

3. Rich A. «Think Tanks, Public Policy, and the Politics of Expertise». Ph. D. Dissertation, Yale University, 1999.

4. Dror Y. Required breakthroughs in Think Tanks // Policy Sciences. 1984. February.Volume 16.Issue 3. - PP. 199-225.

5. Балаян А.А., Сунгуров А.Ю. Фабрики мысли: международный и российский опыт. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург, 2014.

6. Заиченко С.А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. - 2008. - Т. 2. - № 1. - С. 42-50.

7. Официальный сайт Ассоциации государственных научных центров «Наука». URL: http://agnc.ru/content/2

8. Портал «Приоритетные национальные проекты «Образование». URL: http://ppk.tsu.ru/

9. Ананьева А.А., Чертенкова А.С., Захарова Т.В. Инновационная экосреда исследовательских университетов: конфликт интересов и роль экономистов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2014. - № 1 (25). - С 139-155.

10. Коваленко Г.Л., Масленникова О.А. Мировой рынок и трансфер технологий России и зарубежных стран // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (51). - С. 228-230.

11. Miller G.J., Bräutigam D., Gerlach S.V. Business Intelligence Competency Centers. - John Wilry& Sons, Inc., 2012.

12. Шилова М.А., Галимов Р.М. Формирование инновационных центров компетенции // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2014. ULR: http://vestnik.pstu.ru/soc-eco/fsearch/

13. Портал «Smart education». URL: http://www.smart-edu.com/tsentr-kompetentsiy.html

14. Латыпова Е.В. Инновационный потенциал кластеров компетенций в экономике знаний // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 5. - С 139-143.

15. Заец В.Ф., Винокуров В.В., Кулабухов В.С. Формирование и развитие центров компетенций и технологического превосходства в ОАО МН ПК «АВИОНИКА» // Инновации. - 2013. - № 12 (182). - С. 98-102.

16. Портал «Союз производителей легкой промышленности». URL:

http ://www.garmentspb.ru/proj ects/%D 1 %81entre_for_technology_competency/

17. Порта «WorldSkills Russia.». URL: http://worldskills.dumspb.ru/?page_id=58

18. Распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 8.12.2011 об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

19. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Интегратор проекта РБК. Отчет подготовлен при содействии Министерства экономического развития РФ. Выпуск I. - М., 2013.

20. Интервью с В. Княгининам // RussianVentureChronicle. Журнал о российском рынке венчурных инвестиций. - 2014. - № 2. - С. 18-20. URL:

https://www.rusventure.ru/ru/newsletter/RussianVentureChronicle_0ctober2014.p df

21. Александрова Л.А. Промышленная интеграция: кластеры versus холдинги // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 2. - С. 25-29.

22. Саблина С.Г. Формирование квалификационных рамок: кристаллизация кластеров компетенций на региональном рынке труда // Регион: Экономика и Социология. - 2011. - № 3. - С. 78-93.

23. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. / Пер. с англ. -М.: Издательство ГИППО, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/comp01.php.

24. Сезонова Н.О. К вопросу о проблемах формирования и развития модели профессиональных компетенций // Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - № 2. URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/002-016.pdf

25. Титов А.В. Формирование интегрированного кластера управленческих компетенций промышленных предприятий в спортивной промышленности России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -№ 10-1. - С. 249-252.

26. Хорева Л.В., Латыпова Е.В. Кластеры компетенций в системе инновационного развития сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 2 (20). - С. 59-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.