Научная статья на тему 'Формирование инновационно-отраслевых кластеров в инновационной системе региона'

Формирование инновационно-отраслевых кластеров в инновационной системе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION-BASED DEVELOPMENT / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / ИННОВАЦИОННО-ОТРАСЛЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATIVE AND BRANCH CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Вадим Петрович, Липатников Виталий Сергеевич

В статье рассмотрены особенности формирования инновационно-отраслевых кластеров. Изложены основные проблемы создания и функционирования кластерных образований. Выдвинуты предложения по основным принципам организации инновационно-отраслевых кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Вадим Петрович, Липатников Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative and branch clusters in innovative system of the region

In the article the main features of forming of innovative and branch clusters are examined. Major problems faced in creating and functioning of the clusters' form are stated. Also suggestions on the main organizational principles of innovative and branch are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационно-отраслевых кластеров в инновационной системе региона»



В.П. ВОРОБЬЕВ, B.C. ЛИПАТНИКОВ

Вадим Петрович ВОРОБЬЕВ — кандидат экономических наук, профессор, старший научный сотрудник лаборатории исследования корпоративных инновационных систем НИУ ВШЭ, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 1963 г. окончил Ленинградский государственный университет им. A.A. Жданова. С 1991 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ.

Автор более 110 научных работ, в том числе 5 монографий.

Сфера научных интересов — инновации, кластеры, экономика шестого технологического уклада.

Виталий Сергеевич ЛППАТНПКОВ — кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории исследования корпоративных инновационных систем НИУ ВШЭ, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. С 2011 г. по настоящее время работает в НИУ ВШЭ.

Автор 15 научных работ, в том числе 2 монографий.

Сфера научных интересов — инновации, кластеры, интеллектуальный капитал, научно-технологический форсайт.

^ ^ -Ф-

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

Формализация организационных принципов формирования инновационно-отраслевого кластера выстроена на детерминировании структуры бизнес-единиц и их функциональных взаимоотношений, что позволяет рассмотреть логику алгоритмической последовательной взаимосвязи таковых в процессе трансфера технологий.

Итак, первичная формализация организационных принципов формирования кластера подразумевает детерминирование институциональных единиц в рамках их функций и задач. Детерминированные логика и задачи бизнес-единиц представлены в нижеприведенной табл 1.

Таким образом, представлены организационные принципы формирования инновационно-отраслевого кластера, представляющие собой детерминированность:

• организационной схеме по структуре институциональных единиц промышленного кластера;

• функциям и задачам, которым отвечают бизнес-единицы;

• графической схеме соотнесения логики промышленного комплекса и кластера как организационных структур;

ГРНТИ 06.71.02

© В.П. Воробьев, B.C. Липатников, 2012

• организационной кросс-матрице взаимодействия бизнес-единиц в кластере в рамках системы проектного управления.

Таблица 1

Институциональные единицы, их функции и задачи в рамках организационного объединения

Институциональная единица кластера Функция Задачи в рамках кластера

Лидер кластера Управленческая Управление трансфером технологий; управление и координация бизнес-единиц в рамках логики «управление проектом»

Маркетинговый агент Маркетинговая Исследование рынка; анализ целесообразности трансфера технологий с точки зрения изменения конкурентоспособности; прогноз добавленной стоимости на продукт при трансфере технологий; продвижение и продажи; контрактная деятельность за пределами кластера; логистика

Финансовая группа Финансово-инвестиционная Финансово-инвестиционное обеспечение деятельности

Научно-техническая единица Научная Генерация идей и их фильтрация; техническая и экономическая экспертиза проектов; НИР; ОКР

Производственный комплекс Производственная (технологическая) Производство продукции; внедрение НИОКР в производство

Сервисный комплекс Сервисная Сервисные функции по продукту в отношении потребителя такового; обеспечение замены и обслуживания продукции

В основе формирования алгоритма создания инновационно-отраслевого кластера лежат сформированные методические и организационные принципы построения экономической системы. Алгоритм, его разработка являются составной частью при формировании методических принципов формирования коммерческих организационных структур, тем более таких сложных по внутренней системной логике иерархического и проектного [1] управления, как организационные структуры кластера на базе промышленного комплекса.

Итак, алгоритм формирования кластера на базе промышленного комплекса следует рассматривать как методические принципы реализации следующей композиции этапов.

1. Формализация объекта трансфера (разработка НИОКР в области изменения продуктовых или технологических систем, воплощаемых в конечном коммерческом продукте). Описанный объект трансфера технологий представляет собой сформулированную сущность трансформации конечного продукта в плане роста его конкурентоспособности и качества на открытом рынке. Этап реализуется научно-технической институциональной единицей кластера.

2. Оценка добавленной стоимости продукта при внедрении технологии. В сущности, строится коммерческая модель образуемой добавленной стоимости (премия кластера за предпринимательскую деятельность), по прогнозу возможного увеличения цены на конечный продукт за счет роста качества и конкурентоспособности. Производится маркетинговым агентом по синтезированной в настоящей работе маркетинговой модели кластера.

3. 8\¥ОТ-анализ (сильных и слабых сторон бизнеса, рисков и возможностей, образуемых при трансфере технологии в конечную продукцию и предложении таковой на рынке). Полученная оценка возможности формирования добавленной стоимости на трансфер технологии (п. 2) также является потенциалом, который нужно встречно подтвердить возможностями его реализации со стороны потенциальных предприятий, объединяемых в кластер на базе промышленного комплекса, и благоприятствованием внешней среды кластера. По существу представляет собой стандартную академическую исследовательскую процедуру, построенную на информационной оценке по позициям а и Ь. Производится маркетинговым агентом.

а. Первично производится ранжирование возможностей (оценка потенциалов), которыми располагают предприятия для инновационной деятельности, определяется наличие возможности внедрения новшества в процесс производства конечной продукции. Проводится комплексная оценка бизнеса совместно маркетинговым агентом по промышленному комплексу, результаты такой оценки позволяют ответить на вопрос о ресурсной базе потенциального инновационно-отраслевого кластера.

Таблица 2

Оценка потенциалов, которыми располагают предприятия для инновационной деятельности (в % к максимальным возможностям), по исследованиям промышленных кластеров [4]

Возможности, которыми располагают предприятия %

Техническое состояние оборудования 67,31

Задел научно-технических разработок для инноваций 56,46

Организация производства 56,18

Выпуск опытной партии 55,22

Участие в выставках 54,81

Реализация продукции 48,21

Поиск возможности постановки продукции на производство 47,25

Соответствие структуры организации потребностям ее инновационной деятельности, включая информационное обеспечение 44,78

Сертификация продукции 41,90

Изучение рынка (маркетинг) 41,07

Поиск инвесторов 25,41

Информационное обеспечение инновационных разработок 23,21

Экспертиза проектов 17,03

Решение вопросов о защите интеллектуальной собственности в России 16,07

Патентный поиск и патентование за рубежом 11,13

Таблица 3

Оценка потенциалов, которыми располагают предприятия для инновационной деятельности (в % к максимально возможному влиянию) [там же]

Внешние факторы инновационного потенциала %

Востребованность продукции внутренним рынком 69,92

Налогообложение 64,15

Отношения с крупными фирмами и заказчиками 59,75

Поставки материалов и комплектующих 57,83

Финансирование, кредиты 52,61

Стандартизация и сертификация 45,88

Наличие государственного заказа 43,96

Авторское сопровождение проектов 42,03

Потребность зарубежного рынка 39,84

Защита интеллектуальной собственности, рынок патентов и услуг 29,26

Деятельность инновационной инфраструктуры вне самого предприятия 25,96

Страхование рисков 19,92

Внутренние факторы инновационного потенциала %

Квалификация рабочих 62,36

Подготовленность в области маркетинга 59,62

Подготовленность в области коммерческой деятельности 55,91

Психологический климат в организации 55,36

Организация обучения специалистов 53,98

Мотивация персонала 51,65

Подготовленность в области специальных научно-технических знаний 47,12

Подготовленность в области внешнеэкономических связей 44,37

Подготовленность в области патентно-правовых вопросов 39,01

Ь. Вторично выполняется ранжирование факторов (оценка внешней среды), влияющих на инновационную деятельность предприятий. Маркетинговый агент выполняет стандартную регламентированную процедуру оценки внутренних и внешних, рыночных, государственных и социальных факторов окружения потенциального бизнеса, препятствующих или благоприятствующих трансферу технологий в развитие конкурентоспособности конечного продукта. Результат исследования, как правило, оформляют в виде таблицы внутренних и внешних факторов инновационной среды, аналогично представленных в табл. 3.

4. Определение лидера потенциального инновационно-отраслевого кластера. Процедура носит организационный характер и выполняется маркетинговым агентом (который часто и становится «лидером кластера»). В качестве лидера выбирается бизнес-единица, отвечающая следующим требованиям:

a. охватывает максимум этапов инновационного цикла по взаимодействию с другими бизнес-единицами кластера;

b. имеет наиболее сильную в кадровом отношении команду менеджеров.

5. Просчитывается экономическая модель потенциального инновационно-отраслевого кластера, построенного на базе промышленного комплекса. Расчет основан на логике добавленной стоимости и потенциального изменения цены в рамках модели «цена — качество». Выполняется маркетинговым агентом по методическим указаниям, разработанным в настоящей работе.

6. Формируется организационная модель инновационно-отраслевого кластера. Выполняется маркетинговым агентом по методическим указаниям, разработанным в настоящем исследовании.

7. Производится согласование по потенциальным участникам инновационно-отраслевого кластера из числа потенциальных бизнес-единиц промышленного комплекса. На этом и последующем организационном этапе уже вступает в работу лидер кластера. Определяются роли и функции по отношению к отдельным потенциальным участникам кластера, согласно потребностям спроектированного организационного реестра.

а. Между единицами заключается многосторонний контракт на совместную коммерческую деятельность по фактическому призу предпринимательской деятельности «добавленная стоимость» в результате повышения конкурентоспособности конечной продукции. Определяются доли (акционерный вклад) по отдельным участникам кластера.

8. Заключенный многосторонний контракт вступает в силу, давая старт трансферу технологий, началу инновационного цикла. Обозначенная выше формализованная алгоритмическая последовательность деятельности при формировании кластера на базе промышленного комплекса позволяет судить о законченности цикла формирования методических указаний в настоящем исследовании по построению целевой организационной структуры.

В настоящем разделе представлены разработанные организационные принципы формирования кластера для трансфера технологических инноваций на базе промышленного комплекса. В качестве организационной формы объединения институциональных бизнес-единиц промышленного комплекса обоснована форма кластер;

В результате разработки организационных принципов построения кластеров на базе промышленных комплексов были выделены:

1) организационные принципы формирования кластера, представляющие собой детерминированность организационной схемы по структуре институциональных бизнес-единиц промышленного комплекса;

2) функции и задачи, которым отвечают бизнес-единицы;

3) графическая схема соотнесения логики промышленного комплекса и кластера как организационных структур;

4) алгоритм (композиция этапов) формирования кластера.

Между входящими в инновационно-отраслевой кластер предприятиями существуют одновременно вертикальные связи (цепи поставок) и горизонтальные (производство побочных продуктов и услуг, совместное использование специализированных ресурсов, продуктов и технологий и др.). В большинстве случаев эти связи также порождают возникновение социальных отношений и сетей, от использования которых выигрывают все участники инновационно-отраслевого кластера.

Географически близкое расположение способствует формированию взаимосвязей между фирмами, а формирование сетей может привести к созданию дополнительных ценностей. Площади, на кото-

рых располагаются инновационно-отраслевые кластеры, могут быть очень различными по размеру. Некоторые такие кластеры могут испытывать и эффект масштаба, превосходя региональные и национальные границы.

Формирование инновационно-отраслевых кластеров является одним из важнейших драйверов экономического роста в городах и регионах. Однако кластерный подход — не единственный стимул регионального экономического развития. Развитие неформальных сетей, формирование интегрированных цепей поставок и улучшение качества рабочей силы также способствуют повышению региональной конкурентоспособности и экономическому росту.

Рассмотрим факторы, влияющие на успешное развитие инновационно-отраслевого кластера. Весь широкий спектр факторов можно разделить на три группы [3]:

• группа факторов, имеющих критическое значение для успеха;

• группа факторов, влияющих на успешное развитие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• группа факторов, способствующих успешному развитию.

Критические факторы:

— наличие активно функционирующих кооперационных связей и сетей;

— высокая инновационная активность, с государственной поддержкой исследований и разработок там, где это уместно;

— высокая квалификация и уникальные компетенции кадров.

Следующие четыре фактора также оказывают сильное влияние на развитие инновационно-отраслевых кластеров, но их наличие не представляется столь очевидным. Это:

— высокий уровень развития инфраструктуры;

— присутствие в кластере крупных фирм;

— сильная предпринимательская культура;

— доступ к финансовым источникам.

Наконец, существуют факторы, которые могут помочь успешному развитию кластеров при определенных обстоятельствах. Эти факторы не нацелены специально на развитие кластеров и носят дополняющий к группам основных факторов характер.

Следует специально подчеркнуть, что между выделенными факторами и успешным развитием кластеров нет прямой зависимости. Однако выделенные факторы присутствовали во всех исследованных успешных кластерах.

Вернемся еще раз к вопросу о составе участников инновационно-отраслевого кластера. Прежде всего это предприятия, на базе которых формируется, развивается и укрепляется кластер. Кроме того, в большом количестве кластеров важную роль играют учебные заведения. Они выступают как поставщики кадров, но не менее важно их участие в кластере в качестве исследовательских организаций, создающих и распространяющих инновации.

Также участниками кластеров являются финансовые посредники, прежде всего венчурные инвесторы, и сервисные организации, специально ориентированные на нужды кластеров. Наконец, региональные органы власти, ответственные за экономическое развитие, также способствуют развитию кластеров путем принятия соответствующих мер поддержки.

Ключевыми аспектами стратегий развития кластеров являются:

— мобилизация (создание пула заинтересованных участников);

— диагностика (идентификация кластера, его сильных и слабых сторон);

— разработка стратегии совместного развития: определение мер, которые должны совместно осуществить ключевые участники (стейкхолдеры) для развития инновационно-отраслевого кластера;

— реализация — практическое выполнение намеченных мер.

Как только предложенные меры начинают реализовываться, к стратегии добавляется еще один важный элемент — оценка (мониторинг результатов, оценка эффективности и пересмотр намеченных мероприятий).

Важно подчеркнуть, что эти компоненты не осуществляются в строгой последовательности, например, первые два — мобилизация и диагностика — могут быть предприняты в обратном порядке. Различные действия также по своей природе итеративны. Важнейшим фактором успеха стратегии является разработка интегрированного подхода к взаимодействию всех фирм и институтов, задействованных в развитии кластера. Через дискуссии и совместную работу могут быть определены внутрен-

ние силы и слабости, внешние возможности и угрозы для формирующегося кластера. Кластерная стратегия на основе этого также должна определить, где наиболее уместно государственное вмешательство, на что оно должно быть нацелено и в какой форме осуществлено.

Инновационно-отраслевые кластеры динамично развиваются и имеют четко выраженный жизненный цикл. Меры государственной поддержки, предпринимаемые на ранних стадиях существования кластера, должны отличаться от мер, наиболее уместных на поздних стадиях. Жизненный цикл в разных исследованиях описывается разными словами, но можно четко выделить четыре его стадии:

1. Формирующийся кластер — находится на ранней стадии развития.

2. Сформированный кластер — имеет потенциал для дальнейшего роста.

3. Зрелый кластер — стабильное образование, которое испытывает трудности с поиском путей для дальнейшего роста.

4. Рецессионный кластер — прошел через пик своего развития и снижает объемы деятельности или сталкивается с серьезными трудностями на рынке. Иногда кластеры на этой стадии способны к реструктуризации и вхождению в более ранние стадии жизненного цикла.

Движение по стадиям жизненного цикла может быть отражением жизненного цикла отраслей, производящих продукцию, на которой специализируется конкретный кластер. По мере того как технология, являющаяся базовой для кластера, становится более зрелой, кластер все более нуждается в инновациях. Иногда может произойти качественное изменение, позволяющее изменить формы деятельности, выйти на новые рынки, чтобы избежать рецессии.

На разных стадиях развития инновационно-отраслевые кластеры нуждаются в различных мерах государственной поддержки. Так, в формирующихся кластерах правительственные агентства должны поощрять кооперацию, выступая, прежде всего, как информационные посредники. На поздних стадиях необходимость в этой функции отпадает. На стадии зрелости жизненно необходимо способствовать инновационной активности.

При разработке стратегии следует учитывать природу кластера, стадию его развития и условия окружающей бизнес-среды, в частности специфику того региона, в котором расположены предприятия кластера.

Региональная инновационная политика должна быть направлена на создание инфраструктуры высокой плотности, способствующей становлению инновационно-отраслевых кластеров. Основные направления:

— продвижение новых технологий на рынок;

— создание биотехнологических парков, наукоградов, центров информационных технологий;

— создание, в партнерстве с муниципальными властями, центров трансфера технологий;

— формирование центра поддержки высокотехнологичных старт-апов;

— технологическая поддержка малых предприятий;

— совместные исследовательские проекты малых предприятий, центров трансфера технологий и других участников.

Перечень мер государственного вмешательства может быть достаточно значительным. Однако к конкретным кластерам или к конкретным регионам могут быть применены не все возможные меры. Меры государственной поддержки могут также изменяться с течением времени. Важно, чтобы господдержка была сфокусирована на нуждах предприятий. Следовательно, менеджеры предприятий, входящих в инновационно-отраслевой кластер, должны участвовать в обсуждении и предложении приемлемых мер господдержки для данного рынка.

Проанализируем показатели, измеряющие развитие кластера. Оценка развития инновационно-отраслевого кластера должна преследовать следующие важнейшие цели:

— правильность направления и выбранных мер господдержки ... их соответствие тем техническим, социальным и экономическим проблемам, на решение которых они направлены;

— действенность мер государственной поддержки — степень достижения планируемых целей и получения планируемого эффекта (в количественном выражении);

— эффективность государственной поддержки — соотношение полученных результатов и затрат на их достижение.

Кластеры — многогранное явление, и это необходимо учитывать при измерениях. Различные подходы могут быть классифицированы применительно к тому, какой из «драйверов развития» кластеров они позволяют измерять:

— сети и партнерские отношения — измерение социального капитала;

— инновации, исследования и разработки — измерение инновационного и исследовательского потенциала;

— навыки — доступность и квалификация рабочей силы;

— экономическая деятельность предприятий — уровень занятости, количество предприятий, объем выпуска, прибыль и другие результаты их деятельности.

Измерение активности инновационно-отраслевых кластеров должно показывать эффективность и целесообразность государственной поддержки. В этом плане важно идентифицировать последствия государственной поддержки, достигнутые результаты и потенциальное влияние мер государственной поддержки на развитие кластера.

Выбор того, что измерять и какими показателями, определяется следующими факторами:

— особенностями (экономической природой) кластера;

— особенностями конкретных мер государственной поддержки;

— общими целями государственной политики.

Набор потенциально возможныих индикаторов предложен на рисунке.

Рис. Направления формирования системы мониторинга

Пояснения к рисунку:

1.Партнерства и сети:

— количество заключенных соглашений о партнерстве;

— количество заключенных соглашений о сотрудничестве;

— количество сетевых институтов;

— количество совместных исследовательских проектов;

— развитие социального капитала.

2. Инновации, исследования и разработки:

— количество занятых в исследованиях и разработках;

— объем затрат на исследования и разработки;

— количество предприятий спин-офф;

— количество полученных патентов.

3. Человеческий капитал:

— количество вакансий;

— уровень образования;

— число определенных квалификаций и т. п.

Результирующие показатели отражают повышение экономической активности и уровня жизни населения, а следовательно, отражают рост конкурентоспособности экономики региона.

Для определения характера управляющих воздействий на конкурентоспособность региона рекомендуется использовать анализ кластеров региона [ 1; 2]. Анализ инновационно-отраслевых кластеров

может производиться в различных направлениях: институциональная организация кластеров, внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров, сравнительная конкурентоспособность участников кластера, стратегический потенциал кластеров.

1. Институциональная организация кластеров.

В ходе кластерного анализа выявляются группы кластеров, характеризующиеся следующими признаками:

— структурированность (наличие организации);

— устойчивость (постоянный состав участников);

— наблюдаемость (для государственной и муниципальной статистики).

2. Внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров.

Кроме того, для формирования кластеров необходимо учесть мотивацию участников. Здесь возможны следующие основания кластеризации:

— производство однородной продукции;

— однородность основных покупателей — крупных государственных или полугосударственных структур;

— обеспечение мобильности труда и капитала внутри кластера;

— другие основания.

3. Сравнительная конкурентная сила участников кластера.

Фактором, определяющим конкурентную силу кластера, может быть конкурентная сила его отдельных участников. Здесь возможны следующие модели:

— кластер с примерно одинаковой конкурентной силой участников;

— кластер, где конкурентная сила центральных участников значительно превосходит конкурентную силу остальных;

— кластер, в котором конкурентная сила периферийных участников намного превосходит конкурентную силу центральных;

— кластер, состоящий из конкурентно слабых участников.

4. Конкурентная сила кластеров.

В качестве критериев оценки стратегического потенциала инновационно-отраслевых кластеров могут использоваться следующие:

— темп роста продукции отраслей, в которых заняты центральные предприятия кластера, в сравнении с темпом роста экономики в целом (отраслевой рост);

— темп роста продукции кластера в сравнении с темпом роста отрасли в целом (кластерный рост);

— доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте.

Для расчета необходимы статистические показатели в динамике за 3-5 последних лет:

— темп роста отрасли: объем произведенной продукции данной отрасли по РФ в натуральном выражении, сопоставимых ценах и фактических ценах;

— темп роста экономики в целом: ВВП РФ;

— темп роста доли исследуемых предприятий: объем произведенной продукции центральных предприятий кластера в натуральном выражении, сопоставимых ценах и фактических ценах;

— доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте: объем произведенной продукции предприятий, (потенциально) составляющих кластер в натуральном выражении, сопоставимых ценах и фактических ценах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе проведенного количественного и качественного анализа состояния и потенциала основных секторов экономики региона можно выделить ряд основных организационных мероприятий, обеспечивающих развитие выделенных приоритетных направлений развития инновационной системы.

Следует отметить, что такие меры являются общими для большинства выделенных направлений, но, вместе с тем, очень существенны и особенно для специфических подотраслей, таких как «образование и наука» и «здравоохранение» — в силу особенностей схем собственности большого числа их ключевых организаций, их целей, прав и обязанностей, механизмов финансирования и контроля.

Развитие сектора НИОКР выделенных направлений инновационного развития региона представляет собой ключевую задачу, обеспечивающую «рождение» новых идей, разработок, проектов, а соответственно, определяющую инновационный потенциал ядра региональной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Институт региональных инновационных систем. URL: http://www.innosys.spb.ru/?tpl=Print&id=791 &folder= 100

2. Ермишина A.B. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации // Стратегическое планирование в городах и регионах России. Сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию, Санкт-Петербург. URL: http://www.citystrategy.leontief.net/?it= 10401 18.09.2005

3. Мигранян A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. 2002. № 3. С. 92-107.

4. Шукшунов В.Е., Варюха A.M. Ассоциация научных, технопарков, инкубаторов бизнеса и инновационных центров СПб // Инновации. 2008. № 3. С. 24-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.