Научная статья на тему 'Инновационные формы в воспитательном пространстве вуза'

Инновационные формы в воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КВЕСТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / EDUCATIONAL SPACE / QUEST / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE STUDENT' LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиханова Е. Г.

В статье рассматривается такая инновационная форма работы со студентами, как квест. Акцентируется внимание на эффективности использования такой формы в воспитательном пространстве вуза. В качестве примера иллюстрируется использование квестов для формирования правовой культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article discusses innovative form of work with students, such as a quest. The article focuses on the effective of the use of this form in the educational space of the University. As an example, illustrates the use of the quests for the formation of students’ legal culture.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы в воспитательном пространстве вуза»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-210-213

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Шиханова Е.Г.

ORCID 0000-0001-9568-6989, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», г. Самара, Российская Федерация

В статье рассматривается такая инновационная форма работы со студентами, как квест. Акцентируется внимание на эффективности использования такой формы в воспитательном пространстве вуза. В качестве примера иллюстрируется использование квестов для формирования правовой культуры студентов.

Ключевые слова: воспитательное пространство; квест; интерактивные образовательные технологии; правовая культура студента.

INNOVATIVE FORMS

IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Shikhanova E. G.

ORCID 0000-0001-9568-6989, Samara National Research University, Samara, Russian Federation

The article discusses innovative form of work with students, such as a quest. The article focuses on the effective of the use of this form in the educational space of the University. As an example, illustrates the use of the quests for the formation of students' legal culture.

Keywords: educational space; quest; interactive educational technologies; the student'legal culture.

Воспитательное пространство вуза - это организованная динамичная сеть событий, в процессе которых формируются социально и психологически значимые качества личности студента. Ранее мы уже отмечали, что формами воспитательного пространства являются: индивидуальная работа, общественные объединения, соревнования и мероприятия. В настоящей работе мы остановимся на одной из форм проведения мероприятий: квесты.

Проведение различного уровня мероприятий в форме квестов в последнее время приобретает популярность. Исследователи отмечают, что такой вид деятельности способствует развитию логики, внимания, интеллекта [1]. В образовательной среде квесты закрепили себя как эффективные формы деятельности. Они активно задействованы как в учебном процессе [2, 3, 4], так и во внеучебном [5].

Мы использовали данную форму организации внеучебной деятельности для формирования правовой культуры студентов. Именно с помощью формы проведения нам удалось привлечь внимание к мероприятиям правового характера и смотивировать студентов к формированию своей правовой культуры. Нами разработана программа по формированию правовой культуры, в рамках которой на протяжении всего периода обучения у студентов есть возможность участвовать в тематических мероприятиях и соревнованиях. Программа включает в себя 7 этапов, соответствующих периодам обучения. Практически на каждом этапе нами проводились мероприятия в форме квеста с различной формой проведения и содержанием. Например, квест «Студент», имел две основных познавательных задачи: дать возможность студентам самостоятельно соориенти-роваться на территории кампуса университета и познакомить их с новым комплексом прав и обязанностей. Таким образом, выполняя задания, разгадывая загадки, получая подсказки, они перемещались по территории и по частям собирали свой правовой статус. Позд-

нее мы запускали квест «12/12», посвященный дню Конституции Российской Федерации, в рамках которого знакомили студентов с историей праздника и его значимостью, содержанием нормативно-правового акта и территориальным расположением муниципальных и государственных учреждений.

Веб-квест «В сети» был направлен на профилактику правонарушений в электронной студенческой среде. Мероприятие не требовало активного перемещения студентов на местности, а больше способствовало развитию навыкам поиска в сети Интернет, где с помощью уже информационных технологий размещались задания и подсказки.

Так же нами активно использовались тематические аудиторные квесгы, направленные на противодействие вовлеченности студентов в противоправную деятельность: коррупция, употребление и распространение наркотиков, азартные игры и т.д. Такие виды квестов можно активно использовать в учебном процессе, так как они могут проводиться рамках времени и места.

Интерактивные образовательные технологии, в нашем случае воспитательного воздействия, имеют положительные тенденции. С каждым годом мы наблюдаем увеличение количества участников и с интересом и успехом справляющихся ребят, несмотря на то, что каждый раз разрабатываем задания сложнее предыдущих. С помощью формы квеста представляется возможным развить практически любую компетенцию, если грамотно подойти к разработке и организации данного мероприятия, ведь тема и содержание может быть разнообразным.

Список литературы

1. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян // Человек в мире культуры. 2013. №2.

2. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками II Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.

3. Сутягина E.A. Образовательный web-квест как форма организации эффективного процесса обучения (на примере МОУ СОШ №33 г. о. Саранск) // Science Time. 2015. №11 (23).

4. Христова H.A. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. №2-2.

5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева E.H., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-213-218

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

IЦелина Т.Т.

ОЯСГО: 0000-0002-8637-0111, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, Российская Федерация

В статье раскрываются проблемы и последствия игнорирования роли воспитания в жизни общества и государства как социального института. Представлен анализ результатов социалъно-психоло-гической диагностики студентов и готовности преподавателей к реализации воспитания в меняющихся условиях высшего образования. Автор обращается к анализу возможностей активизации личностных ресурсов субъектов образования, их осознанного и ответственного отношения к себе и результатам собственного развития.

Ключевые слова: высшее образование; студенчество; воспитание; социальная зрелость; личностная готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.