ф
Эксперимент и инновации в школе
ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Юрченко, О. И. Баталина
Инновационные формы речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования
№ 4/2015
Аннотация
Каждый педагог дошкольного образования имеет возможность проявить творчество и собственную педагогическую позицию при выборе средств, форм, методов и способов взаимодействия с детьми, что позволит достичь качественного результата реализации образовательной программы. В статье раскрываются инновационные формы речевого развития: творческий проект «Подаренное слово», «Детская журналистика», «Интерактивные дидактические игры, направленные на усвоение грамматических категорий», «Книжки-самоделки», представленные педагогами МБДОУ д/с «Солнышко» в рамках работы муниципального ресурсного центра по направлению «Речевое развитие».
ФГОС дошкольного образования, муниципальный ресурсный центр, речевое развитие, взаимодействие, проект, информационно-коммуникативные технологии, творчество.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» города Нижний Тагил — это объединение из 11 детских садов центральной части города, которые посещают 1500 детей. В объединении работают группы общеразвивающего вида и группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи и одна группа, единственная в городе для слабослышащих детей. С января 2014 года МБДОУ д/с «Солнышко» является Муниципальным ресурсным центром по направлению ФГОС ДО: речевое развитие. В соответствии с Положением о деятельности детского сада в режиме работы ресурсного центра была поставлена цель: создание и распространение инновационного продукта среди педагогического сообщества образовательных учреждений Нижнего Тагила по утверждённому направлению деятельности.
В течение 2014 года в МБДОУ д/с «Солнышко» проходил постоянно действующий семинар «Речевое развитие: формы, способы, методы и средства образовательной деятельности». Тема семинара выбрана не случайно. Сегодня содержание образовательной деятельности регламентируется двумя документами: ФГОС ДО и образовательной программой. При определении целей и задач педа-
гог обращается к Стандарту, где чётко прописаны содержание образовательных областей (Гл. II п. 2.6) и целевые ориентиры достижения планируемых результатов (Гл. IV, п. 4.6.). Содержание образовательной программы определяется учебно-методическим комплексом и реализуется в различных видах деятельности, определённых Стандартом (п. 2.7). Результаты должны соответствовать ФГОС ДО и образовательной программе (учебно-методическому комплексу) [7,11,12]. Но у каждого педагога есть возможность для проявления творчества и собственной педагогической позиции при выборе средств, форм, методов и способов работы с детьми. От этой ключевой позиции и зависит творческий потенциал педагогов, который позволяет достичь качественного результата реализации образовательной программы.
Каждый детский сад объединения изучил современные подходы по реализации образовательной области «Речевое развитие» и представил свой опыт работы коллегам по своему направлению, используя активные формы обучения, которые носят продуктивный, творческий, поисковый характер. Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом в рамках работы постоянно действующего семинара, активизировало обсуж-
дение проблем и поиск их решения [6] и сетевого взаимодействия инновационно-активных учреждений Уральского региона ФЭП АПК и ППРО [3,4]. В результате был сформирован банк современных форм и методов речевого развития детей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Внутренняя экспертиза материалов помогла оценить эффективность педагогических действий (форм, методов, средств обучения), способствующих качественной реализации образовательной области «Речевое развитие».
Решая проблемы речевого развития детей и чувствуя необходимость поддержки и участия семьи в данном направлении, воспитатели детского сада № 163 Юлия Александровна Генералова и Алевтина Николаевна Мошкина разработали и реализовали проект «Подаренное слово». Новизна проекта заключается в том, что найдена новая форма работы с семьей в области речевого развития детей. Готовясь с детьми к какому-либо мероприятию, педагоги находят интересные, неизвестные детям слова, которые характеризуют актуальное событие или предмет, связанные с ним, и «дарят» слово семье. Мы совместно с детьми группы обсуждаем те или иные предметы, явления и ситуации, к которым применимо данное слово. В ходе дальнейшей словарной работы и в процессе общения дети встречаются со словами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, происходит усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же уточнение значения ряда слов, уже имеющихся у них в активном словаре. Так значение слова «Расписной» дети применили в речевых ситуациях, описывая игрушку, поднос, тарелку. После этого детям предложили расписать предметы быта (чайнички, подносы, досочки) и игрушки. Другим семьям были подарены слова «Берегиня», «Самодельный» при знакомстве с темой «Традиции русского народа». Тема «Осень» подарила семьям такие слова, как «Багряный», «Грациозный», «Проливной». Новый год преподнёс слова «Резной», «Стеклодув», «Ажурный». Новое слово для «подарка» может быть подсказано и детьми. Подобранное слово в подарочной упаковке преподносится семье в присутствии детей группы. Родители с ребёнком дома обсуждают «подаренное» слово, уточняют или находят его значение в различных источниках, выбирают наиболее оптимальную форму его представления в виде творческой работы (рисунок, поделка, стихотворение, рассказ и др.). После презентации дети проявили живой интерес к данной работе, стали задавать многочисленные вопросы, употребляя в речи это слово и активно используя слова связанные с этой темой.
На заключительном этапе проекта проводится презентация подаренного слова. Чувствуя поддержку семьи, дети с воодушевлением рассказывают о своем творчестве: как они искали значение этого слова, как осуществлялся поиск значения
«подаренного» слова и создавали предмет творчества. В процессе презентации дети и педагоги увидели, насколько интересной для семьи стала эта работа. Итогом совместной деятельности педагогов, детей и родителей является выставка творческих работ. В настоящее время педагоги и специалисты дошкольных учреждений очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, небогатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи [1,5,10,11]. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, педагоги детского сада № 28 апробировали новые формы работы по направлению: «Детская журналистика». На первом этапе была поставлена задача формирования у детей целостного образа журналиста. Воспитатель Светлана Михайловна. Алексеенко познакомила дошкольников с профессиями — журналист, корреспондент, фотограф, редактор, а также с орудиями их труда, строили задания так, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этой профессии. В качестве наиболее эффективного приема развития речи использовали моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчили обучение. В процессе закрепления представлений о деятельности журналиста, дошкольники учились задавать вопросы, используя таблицы, оформлять страницы газет по темам с помощью техники «коллаж», употребляя речевые конструкции. На третьем этапе «юные журналисты» учились связно говорить, пользоваться интонацией, мимикой, жестами при интервьюировании. Дети подготовительных групп участвовали в сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты». Они брали интервью у сотрудников ДОУ, которые были опубликованы в газете детского сада «Новости из Ромашкино».
Современные интерактивно-коммуникационные технологии все глубже проникают в жизнь детского сада. Ребенок с рождения окружен разного вида медиасредой: электронные игрушки, игровые приставки, приложения на телефонах, планшетах. Внедрение интерактивных технологий в образовательную деятельность сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. В 2014 году детский сад № 60 в рамках речевого ресурсного центра углубленно работал по направлению формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. В процессе работы у учителей-логопедов Дины Маснавеевны Лятиной и Ольги Александровны Горбачевской возникло желание оживить игры, сделать ярким и интересным коррекцион-но-образовательный процесс. Поэтому продолжением деятельности стало создание интерактивной логопедической медиатеки (информационно-образовательного ресурса), в которую включены инте-
рактивные дидактические игры, направленные на усвоение грамматических категорий, созданные с помощью компьютерных программ Презентация Microsoft Power Point, Paint. Игры представляет собой задание или сюжет, ребенок должен ответить правильно, выполнить действие с помощью компьютерной мыши. Разработка включает цель игры и рекомендации для взрослых, где даны четкие вопросы, образцы ответов. В конце каждой игры — обязательное поощрение. При этом значительно сокращается временной период, необходимый для закрепления полученных навыков. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Родители сознательно включаются в коррекционно-образовательный процесс. Их общение становится занимательным, насыщается положительными эмоциями. Родители приобретают практический опыт общения с ребенком и совместной игровой деятельности. Создается особый эмоциональный контакт в отношениях родитель — ребенок, благодаря которому ребенок становится более успешен.
Восприятие сказки — один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Свобода переживаний, превращений и действий сказочного мира облегчают ребёнку словесное творчество. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. Сказки имеет ярко выраженную морально-этическую направленность. [2,8,12]. Учитель-логопед детского сада № 162 Ирина Александровна Савченко обратила внимание на составление сказок, так как сказки позволяют решать творческие и воспитательные задачи. Поэтому целью её работы стало развитие творчества и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.
Работу по составлению сказок начали с детьми подготовительной группы. Необходимой предпосылкой для речевой творческой деятельности является накопление детского опыта и знания разных типов сказок. На первом этапе анализировали сказки с целью выявления алгоритма её построения. Предварительная работа позволила нам совместно с детьми вывести алгоритм создания сказки: определить место действия — героев — свойства характера — жизнь героев — случай — вывести жизненное правило — придумать конец сказки — придумать название сказки. Второй этап — работа с алгоритмом по составлению сказок. Третий этап — создание сказки. Дети легко выбирали место развития сказки, героев, выбирали свойства характера, но возникли трудности с придумыванием названия сказки и описанием случая. Четвёртый этап — издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название), текст сопроводить кар-
тинками. Так у нас в группе появились книжки с творчеством детей. В результате дети на занятиях стали более активными, заинтересованными. Расширились их знания о рукотворном мире, обогатился словарный запас. Обсуждая предложенные ситуации, многие дети уже не только оценивали поступки, но и пытались их мотивировать. Так, в начале учебного года, характеризуя сказочного героя, дети употребляли в основном такие слова: плохой, хороший, злой, добрый. Сейчас, рассказывая о героях сказки, они называют свойства характера: хитрый, доверчивый, завистливый, ленивый, мудрый, трусливый, жадный, болтливый, терпеливый и т.д.
Таким образом, инновационные формы взаимодействия с детьми в плане развития речи не только обогащают, уточняют и активизируют лексический запас дошкольников, способствуют формированию коммуникативной компетентности, но и создают условия для установления партнёрских отношений с педагогом. Дети решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, а педагог сопровождает и помогает ребёнку стать активным и инициативным участником.
Создание и распространение методической продукции актуальной тематики является одним из способов оказания информационно-методической помощи педагогам. По результатам работы семинара была организована выставка методических материалов, разработанными воспитателями и специалистами МБДОУ д/с «Солнышко» по речевому направлению: альбомы, созданные по итогам открытых мероприятий, памятки, буклеты, технологические карты и методические разработки, картотеки и сборники игр, авторские дидактические пособия, тренажеры и игры.
При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребёнка. И эта деятельность должна быть продуктивного типа, т.е. в конце каждого занятия или др. формы должен получиться продукт — новое умение, новый усвоенный способ деятельности (поделка, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ). На выставке представлены продукты творческой деятельности детей — интересные материалы, изготовленные детьми совместно с педагогами в процессе реализации области «Речевое развитие»: книжки-малышки и альбомы с интересными авторскими рассказами детей, необычный альбом-штриховка и детские рассказы к этим штриховкам, детские тематические альбомы, оформленные совместно с педагогами, газеты — где главными редакторами являются дети.
Актуальные информационно-методические материалы педагогов по речевому направлению были размещены на WEB -представительстве Муниципального ресурсного центра, раздел «Муниципальные ресурсные центры».
Таким образом, реализация основного направления деятельности муниципального ресурсного центра — создание и распространение инновационного продукта в части определения средств, форм, способов, методов и средств взаимодействия с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие», обеспечило условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Литература
1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8; С. 3-17.
2. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно — практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников».— Челябинск, 5-6 июня, 1998.
3. Давыдова Н.Н. Интеграция образовательных организаций в корпоративно-кластерные объединения территорий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6; С. 31-33.
4. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала ОУ Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия //Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. № .1; С. 15-18.
6.
Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4; С. 3-12.
Лурье Л.И. Воспитывать — значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях // Образование и наука. 2014. № 10; 131-143.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Родари Дж. Грамматика фантазии или Введение в искусство придумывания историй. / Дж. Родари.— М., 1990. Сериков В.В. Развитие педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 9-15.
10. Сивкова Т.П. Развивающее обучение детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 41-45.
11. Сиденко А. С., Сиденко Е.А. Психолого-педагогические основы введения и реализации ФГОС в образовательных организациях. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 3. С.53-64.
12. Ткаченко Е.В. Социально-преобразовательная практика как ценностно-смысловой контекст становления ноосфер-ного мировоззрения учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С.60-62.
8.
9.