УДК378.6 ББК 74.58 К-57
Кодзаева Олеся Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного факультета международного образования Майкопского государственного технологического университета, т.:(8772)570545
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ИНОСТРАНЦАМИ В
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
(рецензирована)
Интенсификация глобализационных процессов, интеграция российской образовательной системы в мировое образовательное пространство в начале третьего тысячелетия приводит к пониманию того, что образование не может быть ограничено национальными рамками. Российское техническое образование выступает одним из наиболее востребованных иностранными студентами, соответственно, планирование и практическая реализация образовательно-воспитательного процесса в технических вузах, интеграция студентов из других стран в российский социум выступают одной из наиболее актуальных проблем современной высшей школы. Повышение доступности, эффективности технического образования при работе с иностранными студентами в технических вузах требует внедрения в образовательно-воспитательный процесс инновационных образовательных технологий, способных обеспечить не только формирование ключевых профессиональных компетенций, но и оптимизировать процессы социализации, интеграции студента в российский социум.
Ключевые слова: технический вуз, инновационные образовательные формы, повышение эффективности образования, работа с иностранными студентами, высшее образование.
Kodzayeva Olesya Sergeyevna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Russian language as foreign of FSBEI HE “MSTU”
INNOVATIVE FORMS OF WORK WITH FOREIGN STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGES
(reviewed)
Intensification ofglobalization processes, integration of the Russian educational system into the world educational space at the beginning of the third millennium have led to the realizing of the fact that education can't be limited to a national framework. The Russian technical education acts as one of the most demanded by foreign students, respectively, planning and practical realization of educational process in technical colleges, integration of students from other countries in the Russian society act as one of the most actual problems of the modern higher school. Increase of availability, efficiency of technical education when working with foreign students in technical colleges demands introduction into the educational process of the innovative educational technologies capable to provide not only formation of key professional competences, but also to optimize processes of socialization, integration of a student into the Russian society.
Keywords: technical college, innovative educational forms, increase of efficiency of education, work with foreign students, higher education.
Надинтенсификация глобализационных процессов, интеграция российской образовательной системы в мировое пространство, онтологические трансформации онирической системы ценностей приводят к необходимости пересмотра и переосмысления целей и содержания образовательно-воспитательного процесса. В начале третьего тысячелетия осознание того, что образование не может и не должно ограничиваться национальными рамками, приводит к интернационализации системы отечественного высшего образования, а повышение академической мобильности студентов все чаще выступает одной из приоритетных задач для многих высших учебных заведений. В свою очередь, «рост доли мобильных
студентов из других частей мира вызовет изменения в обеспечении качества, в учебных программах и языке обучения для удовлетворения потребностей и ожиданий таких студентов» [1; с. 127]. Таким образом, современная высшая школа столкнулась с рядом задач, требующих немедленного разрешения и - в первую очередь - задача модернизации всей образовательной системы.
Российское техническое образование выступает одним из наиболее
востребованных иностранными студентами, соответственно, планирование и
практическая реализация образовательно-воспитательного процесса технического вуза, интеграция иностранных студентов в российский социум выступают одной из наиболее актуальных проблем современной высшей школы. Несмотря на наличие социального заказа на подготовку иностранных студентов, обусловленного интеграцией РФ в международное образовательное пространство, необходимостью продвижения российских образовательных услуг на международных рынках, процессы повышения эффективности работы со студентами-иностранцами в технических вузах страны находятся на начальных этапах своего становления, требуют дальнейшего исследования и теоретикометодологического обоснования, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной статьи выступает исследование инновационных форм работы с иностранными студентами в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе.
Принимая во внимание демократизацию, гуманизацию постпрометеевского социума, становление антропологического, личностно-ориентированного подхода, наибольшую актуальность в модернизационных процессах системы образования занимают инновации, направленные на переориентацию его целей. Как отмечает И.Ф. Фрахатова, «внимание к различного рода новшествам обусловлено, прежде всего, потребностью добиться устойчивого интереса со стороны студентов к изучаемому предмету, приблизить образование к практическим нуждам обучающихся и общества в целом. Именно поэтому главной задачей современной методики является разработка конкретных средств преподавания научного, системного и в то же время доступного» [2; с. 61].
Особенно остро проблема разработки системного, научного и доступного образования стоит при работе со студентами-иностранцами. Как отмечает Ю.Н. Дорожкин, «в процессе обучения иностранные студенты сталкиваются с новой социокультурной и языковой средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха, что неизбежно вызывает у них новые эмоциональные переживания и психические состояния» [3; с. 74]. Таким образом, при работе со студентами-иностранцами перед образовательным учреждением встает проблема не только повышения эффективности обучения, но и психологической адаптации обучающихся к изменившимся условиям жизни и учебы в новой иноязычной, социокультурной и климатической среде.
В качестве наиболее значимых психологических проблем адаптации иностранных студентов к новым условиям А.М. Куликов называет следующие:
- трудности, вызванные необходимостью адаптироваться к новому климату, непривычным бытовым условиям, нормам и традициям принимающей культурной модели;
- репрезентация этнокультурных стереотипов, предубеждений, в том числе, в виде «бытового национализма и расизма в регионах обучения» (А.М. Куликов);
- многообразные, комплексные, трудно прогнозируемые ситуации бытового, учебного, социокультурного плана, порождающие социальные и психологические затруднения, проблемы в процессе реализации познавательной деятельности;
- дезадаптивные реакции, которые приводят к ухудшению самочувствия, выраженной отчужденности, внутриличностным, межличностным конфликтам и, как следствие, к потере интереса к обучению, профессиональному совершенствованию [4; с. 167].
Преодоление проблем адаптации иностранных студентов требует онтологической трансформации образовательной парадигмы, перехода от репродуктивных форм обучения, рассматривающих студента вуза в качестве реципиента знаний, к продуктивным, индивидуально-творческим с учетом специфики работы с иностранными студентами. Возникает необходимость поиска максимально эффективных форм, способных обеспечить условия для формирования всестороннеразвитой личности студента-иностранца средствами новой для него социокультурной среды.
В современной педагогической, методической литературе не существует единого мнения в отношении того, какие технологии обучения могут считаться наиболее эффективными для реализации максимально эффективного обучения студентов-иностранцев в техническом вузе. Решение проблемы видится в разработке технологий, синтезирующих в себе внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению. Внешняя мотивация формируется социумом тогда, как внутренняя обеспечивается «максимальным вовлечением в процесс обучения личных интересов, особенностей обучаемого и учетом этих стимулов при отборе и организации учебных материалов» [2; с. 63]. Интерес у обучаемого вызывает то, что ему интересно, соответствует его возрастным и личностным интересам, доступно и понятно, создает оптимальные условия для самореализации, создания ситуаций успеха.
По своему инновационному потенциалу образовательные нововведения подразделяются на:
1) радикальные, направленные на перестройку процесса обучения;
2) комбинированные, которые органически синтезируют в себе достижения традиционных и инновационных образовательных технологий;
3) модифицирующие, направленные на улучшение, оптимизацию и повышение эффективности классических методик [5; с. 27].
Принимая во внимание тот факт, что на протяжении столетий отечественному техническому образованию удалось достичь выдающихся результатов (в отдельные исторические периоды развития страны даже в ущерб гуманитарным аспектам), завоевать одну из лидирующих позиций на мировой образовательной арене, целесообразным представляется внедрение модифицирующих образовательных инновационных методик.
Н.И. Наумкин выделяет следующие инновационные методы работы в техническом вузе: контекстное обучение, проблемно-ориентированные методы, проектно-
организаторские технологии, междисциплинарный подход к обучению, работа в команде [6; с. 22].
Под контекстным образованием в современной научной литературе понимают «обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии при этом формирование профессионально важных качеств специалиста, осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста» [7; с. 274]. Другими словами, сущность контекстного обучения заключается в подчинении логики и содержания образовательно-воспитательного процесса интересам формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, а не изучению отдельных научных дисциплин. При реализации такого подхода главной задачей образования становится формирование высококвалифицированного специалиста, акцент делается на изучении непосредственно специализированных дисциплин, формировании профессионально значимых качеств, компетенций, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности.
Проблемно-ориентированный подход направлен на мотивацию студентов к самостоятельности в процессе реализации познавательной деятельности при решении проблемных ситуаций. Преимуществами практической реализации подобного подхода выступает наличие множественного варьирования модульного структурирования в соответствии с требованиями конкретных образовательно-ориентированных образовательных программ, отражающих специфику каждого конкретного производства.
Обучение в команде представляет собой подход, направленный не только на повышение эффективности обучения, но и оптимизацию процессов социализации, интеграции в социум, повышение уровня сформированности информационно-коммуникативной компетенции, что выступает особенно актуальным при работе с иностранными студентами. При реализации данного подхода в задачи педагога входит постановка и формулировка конкретной исследовательской проблемы, оказание консультационной и организаторской помощи. Реализация исследовательской деятельности, распределение обязанностей в рамках студенческого коллектива, оформление и репрезентация результатов исследования осуществляется студентами самостоятельно.
Преимуществами данной формы инновационной работы со студентами-иностранцами выступает то, что она существенно повышает эффективность формирования ключевых компетенций, способствует развитию творческих способностей, мотивирует к самостоятельности в процессе познания, учит взаимодействию, а также максимально воспроизводит будущую профессиональную деятельность.
Организация обучения в команде требует развития у студентов
междисциплинарного подхода, позволяющего «обучить студентов самостоятельно добывать знания из разных областей науки и отраслей производства, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи» [6; с. 35]. Сущность данного подхода заключается в размывании границ между различными научными областями, способствуя систематизации и обобщению знаний студентов, формированию целостной картины мира.
И.Ф. Фрахатова в качестве инновационных образовательных технологий дополнительно выделяет интерактивное обучение, синтезирующее в себе достижения таких инновационных технологий, как интерактивная, модульная, уровневой дифференциации и проч. [2; с. 64]. Обучение в интерактивном режиме позволяет в полной мере реализовать индивидуальный, дифференцированный подходы, создать ситуации успеха, мотивируя студента к дальнейшему обучению, самостоятельности в процессе познания, профессионального технического совершенствования, саморазвития. Интерактивность - это, прежде всего, взаимодействие: взаимодействие с педагогами, другими студентами группы, компьютерной техникой. Реализация множественных коммуникативных актов, в свою очередь, способствует социализации, интеграции личности в социум, что особенно актуально для студентов-иностранцев, которые зачастую испытывают сложности с адаптацией к нормам, правилам принимающей культурной модели.
Целесообразным представляется также широкая имплементация активных методов обучения, включая игровые технологии (дидактические, ролевые, деловые, имитационные игры), тестовые технологии, диалоговые технологии (уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-диалоги и проч.), технологии мастерских и проч.
Целям модернизации системы образования в высшей школе отвечает внедрение в образовательно-воспитательный процесс технического вуза дидактических материалов, отбор которых осуществляется на максимально полной реализации принципов наглядности, суггестивности, использования ИКТ, включая широкое использование опорных конспектов, таблиц, алгоритмов, схем, перфокарт различных видов, информационно-дидактических карточек для индивидуальной работы, мультимедийных пособий, научных публикаций, тестов и проч.
Таким образом, большая часть инновационных образовательных технологий технических вузов основывается на принципе коммуникативности, организации и практической реализации коммуникативных актов в рамках студенческой группы, межличностного общения, коммуникаций с ИКТ. В свою очередь, реализация принципа коммуникативности позволяет оптимизировать процесс социализации, аккультурации, адаптации и интеграции в принимающую культурную модель, что выступает одной из наиболее актуальных задач при работе со студентами-иностранцами. Обучение в коммуникации студентов-иностранцев в технических вузах позволяет эффективно решать ряд актуальных проблем, стоящих перед высшей школой в начале третьего тысячелетия, включая следующие:
- вовлечение в образовательно-воспитательный процесс каждого студента;
- моделирование ситуаций успеха, стимулирующих к дальнейшему обучению;
- успешное преодоление проблем адаптационного периода и оптимизация процессов интеграции студента в группу, коллектив, социум;
- формирование внутренней мотивации, побуждения самостоятельности в процессе обучения.
Выбор конкретной инновационной формы работы, основанной на реализации принципа коммуникативности, со студентами-иностранцами в техническом вузе зависит от специфики конкретной производственной области, тех задач, которые ставит перед собой высшая школа, индивидуальных особенностей самих студентов, уровня овладения ими учебного материала, однако, вне зависимости от выбранной инновационной методики, обновление целей и содержания обучения способствует формированию ключевых компетенций, преодолению сложных адаптационных моментов, оптимизирует процессы социализации, аккультуризации, повышая, таким образом, не только уровень сформированности профессиональной компетентности, но и способствуя становлению гармоничной, всестороннеразвитой, конкурентоспособной личности выпускника.
Литература:
1. Болонья после 2010 года. Вклад европейского высшего образования в глобальное общественное благо: доклад о развитии Европейского пространства высшего образования // Основные тенденции развития высшего образования, глобальные и болонские измерения. Москва, 2010. 352 с.
2. Фрахатова И.Ф. Эффективность использования инновационных форм преподавания русского языка и литературы на факультете журналистики // Инновационные методы в образовании. Москва: РИПО ИГУМО, 2008. С. 61-69.
3. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. №3. С. 73-77.
4. Куликов А.М. Направления работы с иностранными студентами в воспитательном пространстве образовательных учреждений // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации: материалы заочной научнометодической конференции (15-17 мая 2013 г.). Минск: РИВШ, 2013. С. 166-169.
5. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект: монография. Москва: МПГУ, 2012. 207 с.
6. Наумкин Н.И. Инновационные методы обучения в техническом вузе. Саранск, 2007. 120 с.
7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. Москва: Экспедитор, 1996. 288 с.
References:
1. Bologna after 2010. Contribution of the European higher education to the global public benefit: report on the development of the European space of the higher education//Main tendencies of the development of the higher education, global and Bologna measurements. Moscow, 2010. 352 p.
2. Frakhatova I. F. Efficiency of the use of innovative forms of teaching Russian and Literature at the faculty ofjournalism//Innovative methods in education. M.: RIPOISUMO, 2008. P. 61-69.
3. Dorozhkin Yu. N., Mazitova L.T. Problems of social adaptation of foreign studentsv//Sociological research. 2007. No. 3. P. 73-77.
4. Kulikov A. M. The areas of work with foreign students in educational space of educational institutions//Ideological and educational work in institutions of higher education: traditions and innovations: materials of the scientific- research conference (May 15-17, 2013). Minsk: RIHS, 2013. P. 166-169.
5. Podymova L. S. Psychology and pedagogical innovations: personal aspect: a monograph. M. : MPSU, 2012. 207p.
6. Naumkin N. I. Innovative methods of training in a technical college. Saransk, 2007. 120 p.
7. Chernilevsky D. V., Filatov O.K. Technology of training in a higher school. M. : Expeditor, 1996. 288 p.