Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER NURSING EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / UNDERGRADUATE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION AND OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешкина О.Ю., Логашова Н.Б.

Рассмотрены новые формы инновационных педагогических и дистанционных компьютерных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешкина О.Ю., Логашова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY IN AND. RAZUMOVSKY

This article discusses the new forms of innovative teaching and remote computer educational technologies

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ»

В А I

шшшт

1Я|_

© О.Ю. Алешкина, Н.Б. Логашова, 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

О.Ю. Алешкина, Н.Б. Логашова

Институт сестринского образования Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского Е-таИ: meduniv@sgmu.ru

Рассмотрены новые формы инновационных педагогических и дистанционных компьютерных образовательных технологий.

Ключевые слова: высшее сестринское образование, бакалавриат, компетентность, организация и оптимизация образовательного процесса.

В Институте сестринского образования с 1997 г. ведется подготовка медсестер с высшим образованием по специальности «Сестринское дело». С самого начала основными целями Института были подготовка специалистов для реформирования сестринской службы на основе современных сестринских технологий, обучения сестринского персонала и управления им [1, 2]. В связи с этим главными направлениями Государственного образовательного стандарта (ГОС) 1-го поколения (1994), а затем -и 2-го (2000) стали психолого-педагогическое и административно-управленческое. Выпускникам присваивалась квалификация менеджер. В то время в России существовала только одноуровневая система высшего образования. Учитывая необходимость подготовки руководящих сестринских кадров из числа лиц, уже имеющих профессию медсестры, в Институт принимали лиц со средним медицинским образованием, а срок обучения по очной форме был сокращен до 4 лет против минимальных 5, принятых в то время для подготовки специалистов с высшим образованием [3]. Данная программа обучения существовала до 2010 г.

В основе новой модели российского высшего сестринского образования лежит предусмотренная законодательством двухуровневая система: бакалавриат -4 года и магистратура - 2 года. При этом имеется возможность обучения по сокращенной программе бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля [4, 5].

Подготовка по программе бакалавриата в Институте сестринского образования Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ) им. В.И. Разумовского начата с сентября 2012 г., согласно Федеральному ГОС (ФГОС) 3-го поколения, позволяющему осуществить переход от

квалификационной модели обучения (ГОС 2-го поколения) к компетентностной и нацеленной на развитие практической и научной деятельности студентов. Положительная сторона реализации ФГОС нового поколения - подготовка медсестер-бакалавров, начиная со школьной скамьи, что позволяет частично восполнить дефицит сестринских кадров, а обучение бакалавров по сокращенной программе (для специалистов со средним медицинским образованием) дает возможность сохранить их в здравоохранении и обеспечивает их совершенствование в профессиональном плане [6].

В настоящее время по программе бакалавриата обучаются 587 студентов из разных уголков России, в том числе 460 иностранных граждан из Ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан). Развитие и освоение новой программы бакалавриата невозможно без внедрения в учебный процесс инновационных педагогических и дистанционных компьютерных образовательных технологий. Так, наряду с традиционными методами обучения на кафедрах начали применяться активные и интерактивные формы проведения занятий (проблемные лекции, проблемно-активные практические и лабораторные занятия, самостоятельное дипломное проектирование и т.д.), ориентированные на проблемность с учетом целесообразности для обучающихся логико-познавательной деятельности. Помимо этого, создаются электронные версии учебно-методической литературы и мультимедийные обучающие программы. В текущем учебном году много внимания уделялось созданию электронной базы учебно-методических материалов с использованием элементов дистанционного обучения. На сегодня 25 кафедрами по 49 дисциплинам уже созданы электронные версии учебно-методических и контролирующих материалов, которые успешно применяются для дистанционного обучения.

Другая важная форма освоения профессиональных компетенций - учебная и производственная практики, на которые отводится по новому стандарту почти половина учебного времени. Их число увеличилось с 5 по ГОС 2-го поколения до 16 (8 учебных и 8 производственных) в новом стан-

48

№ 3 2017

дарте. У студентов 1-11 курсов учебная и производственная практики предусматривают освоение всех видов ухода за больными, мануальных навыков на фантомах, а затем их самостоятельную отработку у постели больного под руководством старших медсестер в клиниках СГМУ. У старшекурсников профессионально-практическая подготовка заключается в приобретении ими управленческих навыков, а также навыков аналитической и исследовательской деятельности.

В связи с этим в программу введены новый предмет - «Исследования в сестринском деле», а также практики - исследовательская и научно-исследовательская работа. Благодаря этому студенты учатся работать с научной литературой, самостоятельно проводить исследовательскую работу и анализировать ее результаты. Соответствующие компетенции студенты осваивают в научных студенческих кружках, при написании докладов по теме исследовательской работы, выступая на научно-практических внутри- и межвузовских конференциях молодых ученых, что особенно важно, так как итогом обучения для каждого студента является защита дипломной работы. С этой целью выпускающими кафедрами разработана программа подготовки студентов по научно-исследовательской деятельности, основанная на компетентностном подходе к обучению. С 2001 г. по настоящее время подготовлено 455 дипломных работ.

За время подготовки в Институте медсестер с высшим образованием по специальности «Сестринское дело» дипломы получили более 1500 выпускников: из Саратова и Саратовской области -732, из Пензенской области - 124, из Тамбовской -106, из Волгоградской - 95, из Брянской - 34, из Самарской - 13, из Астраханской - 13, из Московской - 19, из Воронежской - 4 и т.д. В настоящее время более чем в 40 лечебных учреждениях Саратова работают более 400 специалистов сестринской службы с высшим образованием; 80 из них занимают должности главных и старших медсестер. 62 медсестры с высшим медицинским образованием трудятся в клиниках СГМУ.

На сегодня 96,7% выпускников Института сестринского образования работают в здравоохранении, из них в государственных медицинских уч-

реждениях - 79,3%, в частных - 17,4%, в педагогических учреждениях - 3,4%.

Использующиеся в Институте методы подготовки бакалавров направлены на формирование у студентов собственной точки зрения, умение ее аргументировать, использовать для получения новых знаний, освоения умений и приобретения практического опыта, что реализует основную задачу вуза - выпуск конкурентоспособного, востребованного на рынке труда молодого специалиста.

Литература

1. Камынина Н.Н. Развитие высшего сестринского образования в России. Электронный журнал об образовании. 2013. http://www.akvobr.ru/razvitie_sestrinskogo_ obrazovania.html

2. БражниковА.Ю., Камынина Н.Н. К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием. Медицинская сестра, 2010; 3: 12-5.

3. Алешкина О.Ю., Тупикин Д.В. Современные подходы к системе профессиональной подготовки менеджеров здравоохранения. Главная медицинская сестра. 2008; 6: 157-60.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. №964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)».

5. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Пути модернизации высшего сестринского образования в России. Проблемы управления здравоохранением. 2010; 2: 19-24.

6. Алешкина О.Ю., Логашова Н.Б. Компетентностный подход в обучении студентов по программе бакалавриата. Саратовский научно-медицинский журнал, 2014; 10 (3): 469-71.

INNOVATIVE FORMS OF TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY IN AND. RAZUMOVSKY O.Yu. Aleshkina, N.B. Logashova Saratov State Medical University them. Razumovsky Russian Ministry of Health, This article discusses the new forms of innovative teaching and remote computer educational technologies Key words: higher nursing education, undergraduate, competence, organization and optimization of the educational process.

№ 3 2017

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.