Научная статья на тему 'Инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций'

Инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / транснациональная корпорация / сетевая структура / глобальная экономика / Innovation / transnational corporation / network structure / global economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Н. И.

В статье исследованы инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций, в качестве одной из ключевых выделена их сетевая структура. Определены базовые направления, формы и технологии реализации бизнеса транснациональных корпораций на основе сетевой организационной структуры в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article some innovative forms of organizational and administrative structure of multinational corporations are investigated, among them a network structure is singled out as the key one. There are defined main directions, forms and modern technologies of realizing TNC business on the basis of the network organizational structure.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций»

ISSN 1998-4812

575

УДК 330

раздел ЭКОНОМИКА

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

© Н. И. Кондратьев

Челябинский государственный университет Россия, 454021 г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129.

Тел./факс: +7 (351) 799 71 46.

E-mail: namenickolas@ya. ru

В статье исследованы инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций, в качестве одной из ключевых выделена их сетевая структура. Определены базовые направления, формы и технологии реализации бизнеса транснациональных корпораций на основе сетевой организационной структуры в современных условиях.

Ключевые слова: инновация, транснациональная корпорация, сетевая структура, глобальная экономика.

В настоящее время в организационных структурах транснациональных корпораций можно заметить существенные изменения, которые заключаются в реализации глобального подхода, предусматривающего оптимизацию результата не для какого-либо подразделения транснациональных корпораций (ТНК), а для корпорации в целом, при одновременной децентрализации управления международной компанией и повышении роли ее региональных подразделений.

Переход к современным способам менеджмента ТНК неразрывно связан с сетевыми организационными структурами и сетевыми компаниями. Использование сетевых принципов организации транснациональных компаний становится ведущим направлением в практике функционирования многих ТНК, что обусловлено следующими основными причинами: ростом динамики изменений внешней среды и необходимостью быстрой адаптации компаний к ним; усложнением производственной и коммерческой деятельности ТНК; резким обострением международной конкуренции; низкой эффективностью традиционных форм кооперирования при решении сложных проблем современного международного производства; развитием мировых коммуникационных сетей [1].

Предположим, что именно от информационных сетей транснациональные корпорации позаимствовали сетевую структуру, модульность, открытость, а также возможность гибкого изменения организационно-управленческой конфигурации.

Терминальные подразделения современных транснациональных корпораций представляют собой так называемые «порты», открытые для присоединения к корпоративной сети новых элементов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов различных уровней. Так, например, сеть может объединить поставщиков сырья и производителей продукции в интересах реализации конкретного совместного проекта. После его завершения участники проекта разъединяются, чтобы стать элементами новой сети в рам-

ках уже другого бизнес-проекта. Поскольку любые функции в этом случае реализуются на контрактной основе, то партнеров по сделке можно при необходимости заменить, что приведет к снижению издержек рассматриваемой сетевой структуры [2].

Сетевые структуры ТНК, как это следует из вышесказанного, в большей степени базируются на рыночных механизмах, а не на административных формах управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы представляют собой не просто рыночные взаимоотношения с независимыми хозяйствующими субъектами. На практике различные компоненты сети сознают свою независимость, ценят ее и стремятся делиться информацией, кооперироваться между собой, продвигать продукцию или услуги, чтобы сохранить собственное место в конкретной ценностной цепи (сети) [2-3].

Помимо этого, логика сети (внутреннего рынка) ТНК предполагает создание рыночной экономики внутри транснациональной компании. В данном случае организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на открытом рынке.

Перевод рыночных отношений во внутреннюю среду транснациональных корпораций (создание «внутренних рынков» ТНК) породило новый тип структур - сетевые транснациональные компании, в которых последовательность команд иерархической структуры менеджмента заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими компаниями. Таким образом, сети представляют собой совокупность компаний или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов управления.

Необходимо при этом осознавать, что сетевая компания и сеть компаний - это совершенно различные понятия. Это касается не столько интенсификации отношений между компаниями, сколько внутренней их эволюции - децентрализации вертикально интегрированных корпораций и формировании деловых связей из мелких и средних фирм.

576

ЭКОНОМИКА

Наиболее ярким примером сетевой организационной логики являются транснациональные корпорации «Dell» и «Nokia» - лидеры «новой экономики», работающие в IT сегменте [3-4].

При трансформации ТНК в компанию-сеть она разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном и правовом отношении центры. В результате на смену централизованным приходят федеративные структуры.

Отдельные виды деятельности в процессе образования сети («сетизации») могут быть переданы другим компаниям, специализирующимся, например, на маркетинговых исследованиях, поставках сырья и материалов, ведении бухгалтерской отчетности, подборе кадров и повышении квалификации, сервисном обслуживании продукции одной отрасли или группы компаний.

В целом ТНК может освободиться от многих побочных видов деятельности и сконцентрировать ресурсы на приоритетных для себя областях специализации, собственных уникальных процессах. Под уникальными для компании сферами деятельности понимаются те, в которых они могут иметь уникальные конкурентные преимущества. Таким образом, стратегия сетизации сравнима с методами сворачивания собственной производственной деятельности, когда ТНК перестает сама заниматься определенными направлениями и передает их внешним исполнителям. Зачастую внешним исполнителям перепоручается непосредственно производство продукции, в данном случае мы имеем дело с оболочечными или пустотелыми компаниями.

Оболочечные транснациональные корпорации, возникшие изначально в сфере производства потребительских товаров, со временем получили в мировой практике существенное развитие. Эти компании обладают узнаваемой торговой маркой и определяют, какой товар необходимо производить конкретной компании, как и кому его продавать, т. е. оставляют за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его конечному потребителю [5].

Сетевые модели организации и управления транснациональными корпорациями проходят интенсивную апробацию в различных отраслях мировой экономической системы, что позволяет говорить о достоинствах сетевых принципов построения международных компаний, сложностях их функционирования и выявленных недостатках сетевых компаний и сетевых структур управления.

На данный момент к основным преимуществам сетевых структур ТНК можно отнести:

• адаптивность компаний к быстро меняющейся конъюнктуре;

• концентрацию деятельности компании на приоритетных областях специализации, уникальных бизнес-процессах;

• существенную экономию издержек, рациональную структуру и повышение доходов;

• исключение дублирования функций квалифицированной рабочей силы;

• привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших бизнес-партнеров, исключение -использование недобросовестных исполнителей;

• отношения, основанные на добровольности контрагентов, нацеленных на достижение определенных, точно измеренных результатов.

В качестве основных недостатков сетевой компании и сетевой структуры управления ТНК можно выделить следующие:

• при формировании сетевых моделей ТНК предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, в то время как современные тенденции развития компаний, напротив, свидетельствуют о необходимости переориентации на многоплановую квалификацию общего профиля;

• сетевая концепция в корне нарушает организационные принципы сегментирования и модулирования, которые присущи автаркическим (хозяйственно - обособленным, замкнутым, самообеспечивающимся) организационным единицам (венчурное предприятие, «фабрика в фабрике», «предприятие в предприятии»);

• при сетевых структурах возникает излишняя зависимость результатов от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров;

• практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных контрактных отношений;

• возникает опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из многопрофильности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети.

В целом можно сказать, что по итогам анализа характера эволюции организационных структур транснационального капитала следует выделить, что не существует 100% эффективных или 100% неэффективных организационных структур ТНК. Все структуры имеют свои положительные и отрицательные черты, которые следует принимать во внимание в четко определенных условиях. Выбор организационной структуры ТНК будет базироваться на принципах максимизации эффекта реализации ее стратегических планов в долгосрочном периоде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М.: КДУ, 2006. С. 48-63.

2. Бархатов В. И., Кондратьев Н. И. Транснациональные корпорации в глобальной экономике. Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2007. С. 112-138.

3. Бархатов В. И., Кондратьев Н. И., Коптелов О. В. Слияния и поглощения корпораций в глобальной экономике. Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2007. С. 55-67.

4. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997. С. 28-34.

5. UNCTAD World Investment Report 2009. UNTC, UNCTAD-DTCI, 2010. С. 98-150.

Поступила в редакцию 06.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.