Автор раскрывает теоретические основы понимания понятия индивидуальность, рассматривает, как с древнейших времен до наших дней менялись взгляды на становление индивидуальности ребенка, ученика. Показывает как инновационные формы и средства обучения способствуют раскрытию индивидуальных способностей школьника.
Нечаева Юлия Викторовна,
зам. директора по НМР МОУ лицей № 4 г. Коломна
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
(на примере изучения русского языка и литературы)
Какой должна быть образовательная модель кадетского класса, чтобы сохранить здоровье детей?
Ключевые слова: индивидуальность, инновационное обучение, эвристическое обучение, творческая деятельность
Теоретические подходы к изучению проблемы индивидуальности и ее развития
Среди глобальных проблем современности центральной является проблема самого человека. Общая ориентация образования в наши дни направлена на раскрытие и использование потенциальных способностей школьника, обнаружения его индивидуальности.
Современное российское общество нуждается в духовно богатых, свободных, профессионально подготовленных и творчески мыслящих гражданах. С этим связаны программы изменения системы воспитания и образования, новые педагогические технологии, акцентирующие внимание на развитие в ребенке самостоятельности мыслей и чувств, свободолюбия, предприимчивости, личной созидательной активности, милосердия и т.п. Индивидуальность развивающегося человека признана высшей социальной ценностью, и уважения достойны уникальность и своеобразие каждого ребенка, подростка. Вследствие этого приоритет отдается такому обучению, в котором создаются условия для целенаправленного и систематического развития человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.
От умения педагогов развить разные стороны его индивидуальности, его творческое отношение к действительности зависит успешность человека во взрослой жизни.
Введение нового содержания образования, постоянное совершенствование методов обучения, всевозрастающие требования к организации урока и качеству знаний учащихся - все это требует от учителя нового подхода к школьнику. Таким образом, проблема определения понятия индивидуаль-
ность и выявления путей раскрытия индивидуальности учащихся в период учебной деятельности является актуальной.
Само слово «индивидуальность» латинского происхождения - от 1псПш1с1иит - «неделимое», «особь» -это неповторимость, уникальность свойств человека. В этом толковании не указывается, какими свойствами должен обладать человек, чтобы признать себя индивидуальностью. «Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека... Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы...»[4; с. 163].
Если считать, что уровень развития человеческой индивидуальности зависит от способности индивида «господствовать над собой, подчинять свои внутренние силы единой цели», тогда именно внутреннее «Я» будет являться центральным ядром индивидуальной структуры. Это «Я» призвано поддерживать индивидуальную целостность, самоценность. Не имея своего «Я», человек не сможет воспринимать себя целостным, уникальным, единым.
В педагогической литературе так трактуют понятие «индивидуальность»: «Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей человека образует уни-
кальную целостную структуру переживающей и действующей личности»[3; с. 105].
Только став личностью, человек может приобрести особый набор тех или иных качеств, составляющих индивидуальность.
Универсальный подход к понятию индивидуальность формировался веками. Интерес к индивидуальности человека возник еще в древнем обществе. В первобытную эпоху человечеству было присуще общинное, коллективное начало в жизни и воспитании (вернее, в передаче опыта). Уже тогда люди заметили, что кто-то является превосходным охотником, другой
- лучшим рыболовом, третий - оригинальным художником наскальных рисунков. При этом люди, отличающиеся каким-либо качеством, пользовались большим уважением в общине. Постепенно возникло стремление быть лучшим среди равных, развивать (может быть, неосознанно) свои природные задатки.
В V тысячелетии до нашей эры на Древнем Востоке начал складываться новый социальный институт - школа (для подготовки жрецов, воинов и т.д.), но ведущую роль в воспитании играла семья. Человеческая индивидуальность как бы растворялась в условиях действия жестких социальных норм, обязанностей. Несмотря на это, уже в Древнем Китае возникла идея всестороннего развития личности (у Конфуция и его последователей). Конфуцианский взгляд на образование предполагал взаимопонимание, диалоги между учителем и учеником, а также развитие умения «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе» [3, с. 35]. Именно в это время обучение в школе предусматривало идею формирования индивидуальности ученика (без употребления термина «индивидуальность»), развития его самостоятельности, творческой инициативы. Достигалось это путем активной деятельности, приветствовались диалоги, школяры учились ставить и решать различные вопросы, сравнивать факты и явления. На наш взгляд, уже в то время философы и учителя задумывались над тем, какими способами формировать мыслительную деятельность, приводящую к решению творческих задач. Постепенную подготовку обучаемых к поиску ответа на тот или иной проблемный вопрос, формирование (сначала путем проб и ошибок, затем путем использования определенных логических операций, например сравнения) специальных приемов при выполнении творческого задания позже ученые назовут эвристической деятельностью, то есть относящейся к эвристике (эвристика - с греч. Иеипвко - означает «обнаруживаю, отыскиваю, открываю»). Следует отметить, что в Древнем Востоке интеллектуальное развитие сочеталось с нравственным самосовершенствованием человека, наличие способности размышлять, творчески мыслить считалось особенностью человеческой индивидуальности.
Дальнейшее развитие идей становления индивидуальности ребенка связано с культурой античного мира. Особым образом эти процессы проходили в Афинах. В учениях древнегреческих мыслителей уже встречается слово «индивидуальность», приветствовалось всестороннее формирование человека на основе самопознания и саморазвития.
Так, Сократ (470-399 гг. до н.э.) считал, что человек как разумное существо может знать только самого себя. Чтобы обрести знания, человек должен затратить усилия. Путем включения человека в эвристическую деятельность через постановку вопросов, проблем, раскрытия противоречий в обсуждаемой теме, по мнению Сократа, должны проходить поиски подлинной истины, развитие самостоятельного мышления. Использование сократовских бесед действительно явилось важным средством раскрытия индивидуальности человека.
Ориентация на человека, стремление помочь каждому найти свое место в жизни стали отличительной чертой эпохи Возрождения. Человеку даровалось право на собственную индивидуальную жизнь, на индивидуальное самосознание. В работах Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница встречаем поиски понимания внутренней сути индивидуализации. Мыслителей уже интересует не только изучение индивидуальных особенностей человека, но и пути их развития. Сознание собственных возможностей и таланта, самоутверждение, свободомыслие, стремление к достижению счастья в этой жизни отличали передового человека того времени.
Среди французских деятелей эпохи Возрождения, повлиявших на развитие проблемы индивидуальности в педагогической мысли, выделяются А. Рабле и М Монтень. В труде «Опыты» М. Монтень (1533 -1592 гг.) рассматривает человека как наивысшую ценность. Главный принцип его теории: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, обещанного ему религией на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной. По его мнению, чтобы раскрыть свою индивидуальность, ощутить внутреннюю свободу, нужно развивать уже в ребенке способность к критическим суждениям, привычку все исследовать. Именно в работах этого философа особое внимание уделялось исследовательским методам в познании. В то время не различали виды исследовательских методов, но эвристические методы (без употребления термина) входили в описание процесса исследования. Необходимо отметить, что многие подходы к обучению, сложившиеся в эпоху Возрождения, до сих пор являются актуальными для школы. Умение все исследовать, находить собственные оригинальные решения, а значит, создавать что-то новое выдвигается современной педагогикой на первый план.
Особый вклад в углубление проблемы индивидуальности внес Ян Амос Коменский (1592 - 1670 гг.). В своих работах он отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, индивидуальности. В «Великой дидактике» он не только характеризует типы учеников, но и предлагает к каждому особый индивидуальный подход, «правильное обучение» с использованием единого дидактического метода. Сущность своих выводов он подтверждает словами Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти» [1, с. 41]. Тем самым подчеркивается необходимость умелого воздействия педагога на душу и разум учеников.
В эпоху Просвещения философ Д. Дидро (1713 -1784 гг.) в своих работах помимо принципа доступно-
сти общего образования отстаивал идею индивидуализации обучения. Он считал, что «людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование» [1, с. 185]. Отстаивая тезис о свободном воспитании, философ и педагог Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.) считал, что индивидуальные способности ребенка развивает природа, а наставник лишь учит, как ими пользоваться.
Существенный вклад в разработку принципа индивидуализации внес Г. Гегель (1770-1831 гг.). Он рассматривал индивидуальность как «самость». Именно Гегель полагал, что индивидуальность не задана индивиду от природы, а формируется в результате его собственной деятельности. Становление индивидуальности человека, по Гегелю, означает стремление к достижению полной самости, открытию в себе духовных сил. А открытие духовных сил влечет за собой творчество, включающее и способность «творить» себя. Получается, что творчество в широком смысле слова является отличительной чертой человеческой индивидуальности.
Многие мыслители конца XIX - начала XX века поставили человеческую индивидуальность в центр своей теории. Например, по мнению М. Хайдеггера (1889-1976 гг.), индивид свободен в выборе самого себя, может формировать себя каждым своим действием и поступком. Так как общество, по его мнению, есть сфера усредненного, то нужно в нем не затеряться, а значит «самосозидать» себя, оценить свои индивидуальные возможности и способности. Чтобы достигнуть высокой цели - самосозидания, необходимо знать, как, с помощью каких способов открыть лучшее в своем «Я», какими путями развивать интеллектуальные особенности собственной индивидуальности. И мыслители искали новые подходы.
Пристальное внимание к индивидуальности человека широко проникло в отечественную и западную педагогику конца XIX - начала XX века.
Внимание к раскрытию индивидуальности человека встречаем в работах Л.Н. Толстого (1828 - 1910 гг.), который писал, что в мире нет абсолютных истин,- все индивидуально: что-то нужно одному и не нужно другому, что-то для одного истинно, а для другого - нет. Поэтому не может быть принуждения в воспитании и образовании. Развитие личности ребенка, вооружение его необходимыми в жизни знаниями и навыками, стимулирование творческих способностей детей Толстой считал главным в работе учителя. По его мнению, развитие творческих сил детей немыслимо без учета их индивидуальных особенностей. Обучение каждой науке должно опираться лишь на здравый смысл и потребности учеников. И образцом такого обучения является пример с Марфуткой и Савиным - учениками Яснополянской школы. Это и было развитием творчества, индивидуальности детей.
В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым (1864-1940 гг.), который полагал: «Учителя должны видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным ми-
ром. Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать». И опять, как и на Древнем Востоке, как в античном мире и в эпоху Возрождения и т.д., мы встречаем особое внимание к эвристической и исследовательской деятельности обучаемых. Самостоятельная работа ума без самостоятельного поиска, путей решения проблемы невозможна. Значит, на пути к раскрытию индивидуальности учащихся лежит формирование эвристического и творческого мышления.
Очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда. Образ «идеальной школы» нарисован К.Н. Вентцелем (1857-1947 гг.) в виде «Дома свободного ребенка». По Вентцелю, дети - маленькие творцы собственной жизни. Поэтому хорошая гуманная школа и не может быть местом, где дети только учатся. Она должна охватывать все стороны человеческой жизни: «быть также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка» Ребенок в этой школе, по Вентцелю, является истинным субъектом всех образовательно-воспитательных процессов.
В 50 - 60-е годы XX века блестящий педагог В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.) воспитание и обучение понимал как творение счастья каждого воспитанника. Открыть в каждом человеке его неповторимую грань -основная задача искусства воспитания, по мнению Су-хомлинского. В развитии детской индивидуальности этот педагог большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, с их помощью необходимо обеспечить полноценное индивидуальноличностное развитие каждого ребенка.
Как решить эту задачу, показали в 80-х годах XX века учителя-экспериментаторы: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. Так, многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
В современной российской педагогике продолжает существовать теория индивидуальности. Ученые и педагоги-практики выделяют и изучают биологическую и социальную стороны индивидуальности.
Биологическая индивидуальность человека складывается в результате взаимодействия процессов, идущих на молекулярном, клеточном, химическом и др. уровнях. Индивидуальность человека как личности определяется как «феномен социальный» [1, с. 61]. Индивидуальность проявляется в чертах характера, специфике интересов, качеств, потребностей человека.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» встречаем следующее определение: «Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного чело-
века, совокупность только ему присущих особенностей; конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности» [3, с. 105].
Это определение подчеркивает, что отдельно взятые свойства человека могут быть адекватно поняты не сами по себе, а лишь как проявление индивидуальности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сократовский призыв «познай самого себя» актуален и сегодня. Верное понимание индивидуальности человека необходимо педагогу, чтобы строить свою учебно-воспитательную работу в соответствии с требованиями к образованию в наши дни. Индивидуальность следует понимать как неповторимость, оригинальность качеств человека, которые необходимо раскрыть и развить под влиянием обучения, которые влекут за собой творческое отношение к любой деятельности, включая учебную. Без развития творческих способностей процесс формирования индивидуальности становится невозможным, так как творчество влечет за собой возможность преобразовывать себя и окружающую действительность.
Практическое применение инновационных форм обучения в целях раскрытия индивидуальности школьника
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь человеку принять и полюбить себя таким, какой он есть. Для этого необходимо раскрыть способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми, в любых ситуациях.
Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача инновационного обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние резервы. Человек постоянно находится в процессе совершенствования. Индивидуум стремится выявить свои природные задатки, личность - найти свое место в обществе, индивидуальность - достичь целостности, уникальности, самореализоваться.
Современному педагогу необходимо умело и знающе способствовать раскрытию многообразных индивидуальных творческих возможностей школьников. Главная задача для сегодняшнего образования и воспитания - помочь раскрытию индивидуальности школьника, способной не только исполнять ролевые заданные обществом функции, но и проектировать собственную жизнь, осознать свою исключительность и совершенствовать свои творческие задатки.
Не вызывает сомнения необходимость новых подходов с целью оптимизации учебного процесса. По окончании школы ученик должен уметь оценивать сложные познавательные жизненные ситуации, уметь целенаправленно перерабатывать информацию, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В годы учебы главной деятельностью для ребенка становится обучение. Поскольку под обучением под-
разумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности, раскрывает индивидуальность учащегося. Подобно тому, как целостна и едина индивидуальность школьника, так целостен и процесс ее раскрытия. А развивать гармонично человека - значит обучать его знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через применение различных форм обучения.
Задача каждому педагогу ясна. Но сложны пути ее достижения, потому что, с одной стороны, учитель должен раскрыть индивидуальные черты учащегося с целью его дальнейшей успешной социализации, а с другой стороны, учитель обязан посредством социализации способствовать становлению индивидуальности школьника. Возникает проблема необходимости учета индивидуальности учащегося в процессе обучения и воспитания с тем, чтобы цель соответствовала результату педагогической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может протекать успешно только в условиях управления этим процессом со стороны учителя и самого обучающегося. Это предположение основывается на понимании организации учебной деятельности как управляемого процесса и подтверждается многими теоретическими выводами (А.А. Кирсанов, А.И. Раев, Н.Ф. Талызина), поэтому модель организации эффективной учебной деятельности включает компонент управления, содержащий рассмотрение управленческих функций как преподавателя, так и самого ученика. В нашем понимании цель управления учебной деятельностью состоит в осуществлении перевода учащегося из объекта в субъект управления. Организованная и сформированная учебная деятельность - это самоуправляемая деятельность, поэтому она предполагает наличие управления ею не только со стороны учителя, но и учащегося на уровне самоуправления.
Ученик становится субъектом управления учебной деятельностью не сразу. Индивидуальность школьника раскрывается в условиях совместной деятельности его и учителя, вначале при управляющем воздействии преподавателя; на более высоком уровне - в управляющем взаимодействии, в условиях равноправного самоуправления; и только затем - в режиме самоуправления учащимися своей деятельностью учения.
Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в режиме взаимодействия педагога и учащегося. Управление обеспечивает наличие самого процесса, его анализ, целенаправленность, организацию.
Почему не традиционное, а инновационное обучение способно полностью раскрыть индивидуальность школьника? Инновационное обучение (innovative learning) - целенаправленная, научно обоснованная, организованная учебная и воспитательная деятельность, связанная с поисками нового содержания школьного образования, новых форм, средств и приемов обучения. Инновационное обучение влияет на педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность учащихся. Это связано с изменившимися целями образовательно-воспитательного процесса,
когда школьник становится активным субъектом творческой учебной деятельности.
Организация инновационного обучения обеспечивает приобщение всех школьников в процесс познания и саморазвития на максимальном для каждого уровне успешности, влияет на раскрытие индивидуальности каждого ученика. А главным отличием процесса познания при инновационном обучении является тип овладения знаниями, когда создаются оптимальные условия для включения школьников в творческий процесс, где важна не только цель учебных заданий, но и предоставленная ученику возможность самораскрытия, самопостижения, самоактуализации. Это достигается применением различных форм обучения. Прежде всего, своим ученикам я предлагаю следующую формулу успеха:
просы отвечает другая команда. Вот некоторые вопросы: 1) Правда ли, что астрономы - специалисты по астрам? 2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? Ответы начинаются словами: «Мы полагаем...» (Образцы ответов: 1)Астрономы занимаются изучением небесных тел; астра в переводе с греческого означает «звезда», а форма этого цветка напоминает звезду. 2) С одной стороны известно, что танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина; с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются танками).
Другой конкурс - «Дай определение». Капитанам команды дается листок с пятью словами. Капитаны за 1 минуту должны дать точное определение словам. Затем члены команды по определению должны уга-
7. Анализирую, что у меня 8. Выбираю пути своего
получается хорошо, а что - самосовершенствования
плохо.
6. Раскрываю свои способности, участвуя в творческих конкурсах, проектах.
8
1. Понимаю свою индивидуальность, изучаю ее и стремлюсь совершенствовать свои способности
2
5. Усердно готовлюсь к участию в олимпиадах по предмету.
Я
успешный ученик
4
4. Самостоятельно нахожу и изучаю интересный материал по предмету, тем самым расширяю свой кругозор.
2. Добросовестно выполняю задания на уроке и дома, самостоятельно повторяю пройденное.
3. Если у меня что-то не получается, я обращаюсь к одноклассникам или учителю за помощью.
Следуя данной схеме, мои ученики быстрее становятся активными участниками образовательного процесса, способными к раскрытию своей индивидуальности, самосовершенствованию.
Оптимизировать учебно-воспитательный процесс позволило внедрение инновационных форм обучения в свою педагогическую практику. Урок-мастерская, урок-практикум, урок-лабораторное занятие, урок-семинар, урок-диспут, Интернет-урок, интегрированный урок и другие нестандартные формы уроков позволяют школьникам почувствовать себя субъектом учебного процесса, найти средства для раскрытия собственных индивидуальных задатков.
Например, по теме «Лексика и фразеология» (5-6 кл.) предлагаю учащимся уроки, построенные на игровой технологии. Одним из таких занятий является урок-КВН. Задачи такого урока: воспитать интерес учащихся к слову, развить умение пользоваться различными школьными словарями, закрепить умение находить профессиональные, устаревшие и диалектные слова, продолжить работу по совершенствованию умения моделировать текст и т.д.
Один из турниров, в котором с интересом участвуют учащиеся, - блиц-опрос «Лексические слухи». Команды дома готовят вопросы, а на уроке на эти во-
дать задуманные слова (слова: книга, школа, компьютер и т.д.).
Другой пример нестандартного урока по русскому языку для 5-7 классов - урок «Путешествие в языкознание». Этот обобщающий урок строится с использованием творческих и эвристических заданий. Вот одно из них: подберите общее определение к «тройке» прилагательных: снег, офицер, гриб (белые), кофе, хлеб, новости (свежие), вкус, лекарство, слова (горькие). Другое задание: переставить буквы слова, чтобы получилось новое слово: волос - слово, марш - шарм, раба - араб, глава - влага и т.д.
Данные задания представляют собой проблемную ситуацию, которую учащиеся должны решить в короткое время. На мой взгляд, проблемное обучение - необходимая составляющая инновационного обучения.
Собственный опыт работы доказывает, что возникновение проблемной ситуации, ее разрешение учащимися можно использовать при изучении любой темы по русскому языку или литературе. Обдумывая решение той или иной учебной проблемы, школьник ищет оригинальные пути мысли, тем самым раскрывает свои индивидуальные интеллектуальные задатки.
Давайте рассмотрим пример использования проблемной ситуации в пятом классе при изучении темы: «Изображение природы в лирике С. Есенина».
Учащимся предлагается сравнить репродукции картин К. Юона «Конец зимы. Полдень», Р. Благовещенского «Дорога на Павловское». Определяем тему картин (изображение природы). Далее ученики размышляют над вопросом: «Как вы считаете, какое средство выразительности главное для художника? А какое средство выразительности главное для поэта?» Нахождение ответа на данный вопрос - это и есть выход из маленькой проблемной ситуации. Затем задания усложняются. Ребята задумываются над поэтическими строками, в которых пропущены все прилагательные, и получают задание: создайте поэтический текст, восстановив прилагательные. Выполняя данное задание, ученики представляют себя в роли соавторов лирического произведения.
(Белая) береза Под моим окном Принакрыласъ снегом, Точно серебром.
На (пушистых) ветках (Снежною) каймой
Распустилисъ кисти (Белой) бахромой.
И стоит береза В (сонной) тишине, И горят снежинки В (золотом) огне...
Учащиеся подбирают прилагательные, а после сравнивают свой вариант текста с оригиналом. Анализируя авторский вариант, ученики знакомятся с мастерской поэта, узнают роль эпитетов в тексте, к тому же погружаются в своеобразный внутренний мир Есенина.
У каждого ученика - свои прилагательные и эпитеты. Сравнение полученного в процессе такой работы лирического текста с авторским можно назвать соприкосновением индивидуальности школьника с индивидуальностью поэта.
Инновационный подход применяется и при организации урока - написания сочинения. Сочинение -один из сложных видов письменных работ. Правильно организованная работа над сочинением мобилизует умственную работу учащихся, развивает их творческие и индивидуальные способности. Создание сочинения творческого характера положительно влияет на развитие воображения, внимания и памяти, логического и образного мышления школьников.
Учащимся интересны нестандартные формулировки тем сочинений. Например, задуматься над собой, своей индивидуальности позволяет тема: «Взгляд на себя со стороны». На одной - двух страницах тетрадей перед учителем открываются оригинальность суждений, способность проанализировать свой внутренний мир.
Посмотреть на себя со стороны, выявить, в чем же заключается собственная индивидуальность - задача, на первый взгляд, сложная, но посильная для школьников. Непривычная формулировка темы позволяет учащимся не стереотипно, а по-своему подойти к ее осмыслению, а для педагога это путь к пониманию и раскрытию индивидуальности школьника.
Так, в одном из сочинений ученица среднего звена написала: «Только я могу знать полностью себя. Очень важно уметь взглянуть на себя со стороны, хотя оценить свои поступки и качества нелегко, хотя очень интересно и увлекательно». В других работах встречаем: «.ценю в себе индивидуальность потому, что
я такая одна, ни на кого не похожая в мире, со своим характером, мыслями, умением что-либо создать»; «я считаю, что каждый человек должен анализировать свои качества, свою индивидуальность, чтобы лучше узнать себя, развивать свои способности».
В целом мнения школьников о том, в чем же заключается индивидуальность, разделились. Одни ученики полагают: индивидуальность заключается в характере, другие - во внешности, третьи особо выделяют целеустремленность, но практически все сходятся в одном: необходимо лучше узнать себя, понять свою индивидуальность, чтобы уважать самого себя, гордиться собой.
Данное и другие сочинения проблемного характера способствуют раскрытию школьниками своей индивидуальности.
Интересные творческие работы получаются в результате осмысления школьниками тем: «О чем беспокоится мой дом», «Чему радуется мой двор», «Счастливый уголок моего города» и т.д. На первый взгляд, темы кажутся очень простыми, но важен факт, что ученик становится наблюдательным к окружающему миру, учится выражать свои мысли и эмоции, развивать свою речь. Это происходит потому, что школьникам предлагается подумать над ситуациями, событиями, предметами, связанными с их индивидуальным опытом.
Работу над творческим сочинением по литературе также можно организовать с позиций инновационного обучения и с учетом возможности раскрыть на уроке индивидуальность школьника. Интересные результаты достигаются при написании учащимися сочинений по темам: «Моя версия продолжения комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя», «Новые страницы дневника Печорина», «Встреча с Онегиным в наши дни» и т.п. Такое сочинение отразит индивидуальные особенности школьника, уровень его развития, способность к творческому осмыслению материала. Само литературное произведение неповторимо, логика образного отражения жизни индивидуальна, а от пишущего сочинение требуется не просто умение логично построить свое рассуждение, а выявить в нем и понимание идейного содержания произведения, и логику раскрытия характера героя, и свое прогнозирование художественной ситуации. Именно поэтому сочинения с нестандартными формулировками тем служат прекрасным средством изучения индивидуальности школьников, возможностью развить у учащихся оригинальность мышления.
Инновационной формой обучения является урок -поэтическая мастерская, где учитель имеет возможность приобщить учеников к творчеству, помочь им проявить свои таланты. На таком учебном занятии учащимся предлагается по образцу или самостоятельно после уроков-диалогов о творчестве того или иного поэта попробовать создать поэтическое произведение. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутье и вырабатывает приемы творческой деятельности. В классе вполне могут появиться серьезные «поэты».
Систематическое включение такой формы работы в свою практику приносит свои плоды. Учащиеся начинают творить, сочинять стихотворения, может быть, сначала и немного неудачные, но зато оригинальные, искренние. Со временем некоторые ученики становятся участниками поэтических конкурсов. Например, вот строки их поэтического произведения моей ученицы, ставшей победительницей в городском проекте, посвященном 625-летию Куликовской битвы:
...С времен захватчика Батыя Великий князь Москвы Ди-
Многострадальная Россия митрий,
Не видела счастливых дней, Будя сердца, всех звал на
И, жизнью жертвуя своей, битву.
И отовсюду стар и млад Спешит толпой в Коломну-град...
Среди инновационных подходов к организации учебной деятельности школьников выделяется эвристический. Эвристический тип обучения позволяет учащемуся получить личные познавательные результаты. «Эвристическое обучение - это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры» [5, с. 7].
Всем известное восклицание Архимеда «Эврика!» было сказано во время открытия самого способа решения, а именно открытия закона гидростатики. В этом одном слове воедино сплелись и творческое озарение, интуиция ученого, и сам исследовательский поиск. Эврика в переводе с греческого означает «нашел».
В целом эвристика - наука о нахождении нового и использовании продуктивных средств открытия нового. Средством, максимально развивающим «умственную самодеятельность», называют эвристическую форму обучения исследователи и педагоги: В.Н. Соколов, А.В. Хуторской, В.Ю. Казанцева, Н.Е. Хрипунова и т.п.
Использование эвристических форм и методов в своей педагогической деятельности позволило мне проводить уроки в творческой атмосфере, раскрыть индивидуальность учащихся, повысить качество обучения.
В структуру уроков русского языка и литературы ввожу такие эвристические методы, как: аналогию, конструирование правила, ассоциацию, эмпатию, вживание, построение гипотез и др.; при этом эффективнее используется учебное время, учащимся предоставляется возможность развить свои творческие способности, улучшить результаты учебы.
Эвристический метод сравнения, или проведения аналогий, очень важен для развития мышления школьника, а значит, и раскрытия его индивидуального интеллектуального потенциала. Аналогия считается одним из самых простых приемов творческого воображения, так как сравнению подлежат практически все явления и предметы нашей реальности. Поиск аналогий происходит в нашем мозгу на уровне подсознания, и мы можем не отдавать себе отчета в том, почему этот предмет, звук, действие вызвали у нас такую аналогию. Развить умение пользоваться приёмом аналогии можно с помощью специальных заданий. Школьники могут сравнивать как предметы, так и факты, а также правила. Например, пятиклассники с интересом сравнивают правила о правописании О-Е в суффиксах существительных и прилагательных и легко делают вывод, что данные прави-
ла подчинены одному алгоритму. Также ученики с увлечением сравнивают образы художественных героев, например, Гринева и Пугачева, Онегина и Ленского, Чичикова и Остапа Бендера.
Другим эффективным методом на уроках русского языка является метод конструирования правил. Тот факт, что изучаемые на уроке правила могут быть созданы, «открыты» самими учащимися, позволяет школьникам активнее проявлять свои исследовательские и творческие возможности. Так, на уроке в седьмом классе, наблюдая за тем, что на конце большинства наречий пишется мягкий знак, ученики приходят к выводу: слова «уж», «замуж», «невтерпеж» являются исключениями, и без труда самостоятельно формулируют правило о написании мягкого знака на конце наречий.
Метод ассоциации также очень важен в раскрытии индивидуального интеллектуального потенциала школьника, так как он связан с формированием новой идеи. Умение строить ассоциативные связи, ассоциативные поля дает учащемуся интереснейшие возможности для формирования нестандартности мышления.
На уроках литературы учащимся шестого класса предлагаю подобрать ассоциации к слову «книга». Ученики отвечают: книга - информация, учение, знание, мудрость, слова, писатель, стихи, автор, переплет, страницы. «Слово» ассоциируется у школьников с разговором, литературой, общением, мыслями, книгами, конкретными литературными произведениями (например, «Словом о полку Игореве»). При упоминании «индивидуальности» у школьников возникают ассоциации: непохожесть на других; один единственный; независимость характера; человек не такой, как все; черты характера; внешние и внутренние особенности человека; неповторимость. Так, шаг за шагом ученики привыкают быстро подбирать всевозможные ассоциации к любому слову, ситуации, при этом развивается их мышление, умение выходить за пределы привычного, пополняется и словарный запас.
Использование в учебной деятельности урока-поиска ассоциаций позволило раскрыть новую грань индивидуальности школьников - умение сочинять загадки, мифы, сказки. Учащиеся в пятом классе самостоятельно сочиняют загадки: «Можешь ты в меня играть, сообщенья посылать» (мобильный телефон); «Утром собираешь, на спине несешь; в школе разбираешь, книжки достаешь» (рюкзак школьника); «И в линейку есть, и в клетку, здесь могут мне поставить отметку» (тетрадь). В старших классах с помощью ассоциаций ученики устанавливают связь между поэтическим словом и цветом. Готовясь к семинару «Мой любимый поэт «серебряного века», учащиеся создают презентации в программе Power Point . В итоге получается своего рода мини-конспект по литературной теме, который необходим не только для одного урока, но и для подготовки учащихся к итоговой аттестации. Мультимедийные презентации позволяют ученикам отобразить ассоциации, возникшие при чтении художественного текста. Учащийся по-новому, используя свое воображение, открывает для себя безграничный мир литературы, полный образов, красок, звуков. Например, с помощью определенных иллюстраций школьники передают яркие красные, оранжевые цвета и зву-
ки марша в поэзии В. Маяковского; белый и синий, звуки вальса - в лирике А. Блока.
Организация уроков-артистических мастерских с применением эвристического метода эмпатии (что означает «вчувствование» в состояние другого человека или объекта) повысила интерес учащихся к литературе, прочтению произведений русских классиков. На таких уроках учащимся предлагается поучаствовать как в инсценировке отдельных эпизодов из изучаемых произведений, так и изобразить того или иного литературного персонажа. С помощью развитой фантазии школьник может «прочувствовать» исследуемый художественный образ.
Размышляя над поступками Николеньки Иртенье-ва из повести Л.Н. Толстого «Юность» на уроке-артистической мастерской, ученики предлагали собственное видение образа данного героя, ставили себя на место Ни-коленьки. А после, во время рефлексии в конце урока, говорили: «Анализируя поступки Николеньки, задумалась, какая же я в глазах окружающих людей. Открытый, добродушный, искренний был Николенька, такой я представляю и себя»; «Глава «Правила жизни» произвела на меня наибольшее впечатление. Я решила дописать правила за героя, а затем создать подобные «законы» для самой себя, например: 1) хорошо готовиться к урокам, экзаменам, так же, как Николенька при поступлении в университет; 2) научиться оценивать свою жизнь; 3) не обвинять в неудачах своих близких и др.».
Метод вживания способствует развитию творческого мышления школьников, а значит, и раскрытию индивидуальности. Посредством чувственно-образных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, учащимся среднего звена предлагается окунуться в атмосферу русского героического эпоса, Запорожской Сечи, Полтавской битвы и т.д. Ученики старшего звена с увлечением перевоплощаются в группу поэтов-футуристов или поэтов-акмеистов, декламирующих свои стихи публике. После прочтения лирического произведения вслух, как в театре перед зрителями, одноклассники оценивают умение ученика «вживаться» в образ и мироощущение того или иного поэта. Метод вживания позволяет ученикам увидеть по-новому историческое событие, «прочувствовать» внутренний мир художественного героя. Использование такого метода в своей практике повлияло на создание несколькими учениками исторических оригинальных произведений, в частности историколитературной повести «Боброк-Волынский». Ученик, изучив исторические факты, в художественной форме изобразил личность воеводы Дмитрия Боброк-Волынского и участие этого полководца в Куликовской битве. Данная работа была опубликована в материалах Всероссийского фестиваля «Портфолио».
Уроки, построенные с помощью инновационных форм, методов и средств обучения, предоставляют возможность школьнику раскрыть свою индивидуальность через собственное исследование. При этом большое значение играет предоставление ученику выбора источников информации. Помимо традиционных учебников, художественных текстов и критической литературы эффективно применение мультимедийных
учебников или пособий (в частности «Уроков литературы Кирилла и Мефодия»), использование Интернета. Уроки-исследования по литературе плодотворнее проходят с применением компьютеров. Цель предоставления учителем выбора источников информации
- индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащегося в индивидуальном темпе и, при необходимости, неограниченного права многократного доступа к любым информационным ресурсам, в том числе учебному материалу для самоподготовки и контроля собственных знаний.
Например, при освоении творчества поэтов «серебряного века» в 11-ом классе учащимся предлагается, используя поисковую систему Yandex, обладающую расширенным поиском, по ключевым словам найти сайты, разработанные исследователями и программистами, посвященные творчеству того или иного художника слова. Старшеклассникам нравятся такие уроки-исследования. Изучая теоретический и видеоматериал того или иного сайта, ученик в индивидуальном темпе усваивает новую информацию, овладевает собственной стратегией усвоения учебного материала, что позволяет раскрыть ему разные стороны своей индивидуальности.
Так, изучая тему «Творчество Марины Цветаевой», школьники воспользовались материалами сайта «Культурное наследие Серебряного века. Марина Цветаева» и самостоятельно изучили раздел «Посвящается Марине Цветаевой». Найдя стихотворения поэтов разных лет, посвященные Цветаевой, учащиеся легко ответили на вопросы учителя, выбрали стихотворение, которое, по их личному мнению, им больше всего понравилось, обосновали свой выбор. Опираясь на материалы данного сайта, школьники составили для себя опорный конспект по творчеству М. Цветаевой, а некоторые создали мультимедийную презентацию по теме урока.
Уроки-презентации учебных и творческих проектов оживляют учебный процесс, позволяют реализовать индивидуальное восприятие полученной информации. Мультимедийные презентации также дают возможность отобразить ассоциации, возникающие у школьника при чтении художественного текста. Учащийся по-новому, используя свое воображение, открывает для себя безграничный мир литературы. В итоге получается и демонстрация своего неповторимого готового продукта, и мини-конспект по той или иной литературной теме.
Инновационные формы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы, раскрывают индивидуальность школьника, развивают способность к активной практической и творческой деятельности.
Литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000.
2. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.
3. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
4. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.