Научная статья на тему 'Инновационные элементы системы обслуживания оборудования на основе концепции жизненного цикла'

Инновационные элементы системы обслуживания оборудования на основе концепции жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные элементы системы обслуживания оборудования на основе концепции жизненного цикла»

♦

состояния предприятия) Рис. 3. Модель синергетического подхода

Следует отметить, что механизмом, определяющим эволюционные процессы устойчивого разви-

тия предприятия, является уровень его конкурентоспособности. В этой связи важной задачей управления стратегией устойчивого развития предприятия является оценка способности предприятия противостоять борьбе с конкурентами и определение фазы жизненного цикла, в которой оно находится.

1 См.: Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000.

2 Заич В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / Пер. с англ. М., 1999. С.6.

УДК 330.3

ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Е.В. Олейникова,

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления в машиностроении, СГТУ

ВЕСТНИК. 2003. № 6

Возрождение и дальнейшее развитие российского машиностроения и станкостроения немыслимо без надлежащей научно-технологической базы, создающей новое оборудование, и соответствующего современному уровню производства технического обслуживания. Продуманная и достаточно хорошо организованная система обслуживания оборудования позволяет выявить и использовать внутренние резервы производства по снижению затрат и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечивая одновременно увеличение жизненного цикла.

В рыночной экономике существенно изменяются формы взаимоотношений между изготовителем и потребителем производственного оборудования. Решающим фактором при выборе покупателем средств труда становится не только их цена и потребительские свойства, но и реальная возможность производителей обеспечить необходимое обслуживание оборудования в течение всего периода эксплуатации. Изготовители оборудования в целях увеличения объема реализации своей продукции вынуждены не только достаточно чутко реагировать на запросы потребителей, но и прогнозировать возможное развитие производства и изменение конъюнктуры рынка, устанавливать устойчивые связи с потребителями своей продукции за счет развития сервисных услуг и технологий. Это служит основой повышения конкурентоспособности продукции еще на стадии выхода оборудования на рынок и одновременно позволяет обеспечить предприятие заказами на протяжении всего жизненного цикла оборудования. В этой связи изучение цикличности необходимо рассматривать не локально, а с учетом совершенствования производства в целом. Исследование цикла жизни изделия имеет двоякое значение для современного производства. Во-первых, позволяет видеть историческую и диалектическую сущность характеризуемых элементов производства в их развитии; во-вторых, выявить и использовать

взаимосвязи жизненного цикла, а следовательно, возможность влиять на его величину.

В рамках цикла "наука - техника - производство" по мере накопления методического и практического опыта возможно решение отдельных задач частных циклов жизни оборудования и планирование развития производства в целом. В экономической литературе признание цикличности развития производства - известный и распространенный факт. Процесс развития производства осуществляется в определенном, периодически повторяющемся ритме, с циклическим превращением на качественно новом уровне материально-вещественных ресурсов и живого труда в продукцию определенного количества и качества. Основы теории цикла машин используются в исследовании развития элементов производства. Наряду с циклами превращения производственных ресурсов существуют циклы выпуска машин, циклы различных технологических процессов, циклы эксплуатации оборудования. Каждый последующий цикл качественно отличен от предшествующего, но отличия, накопленные в старом цикле, уменьшают значения параметров всего цикла. В этом заключается диалектика развития экономических и технических циклов. Из совокупности методологических приемов слагается общий подход к теоретическому и практическому изучению циклов жизни техники, выявляется их экономическая сущность, состав, структура и соотношение частей, связи циклов жизни машин и циклов развития элементов производства, типов производства и сферы услуг.

При производстве любого товара проводится анализ его преимуществ, но любой анализ имеет один недостаток - он характеризует только синхронное состояние продукта в данный момент времени и не может описать его состояние через п-ое время. Одной из основополагающих составляющих этих процессов является фактор времени. Его учет во всех проявлениях позволяет вовлечь в оборот новые источники экономического роста за счет различных резервов рабочего времени. В строгой экономии времени производства заключается весь смысл преобразований производственно-технической базы предприятий на качественно новой основе.

В основе цикла и цикличности производства лежит период времени. Для этого используется концепция жизненного цикла изделия. Чтобы надлежащим образом учесть фактор времени, необходимо четко разделить понятия "жизненный цикл изделия", "жизненный цикл товара" и "срок жизни (службы)" изделия.

"Жизненный цикл изделия" представляет собой период времени от зарождения идеи о создании изделия до его ликвидации и состоит из целого ряда стадий, этапов и видов работ, выполняемых для

обеспечения его существования. "Жизненный цикл изделия" в общем случае иллюстрирует закон перехода количества в качество, его можно представить в виде цепи следующих друг за другом стадий, на которых идея трансформируется в новую технику производственного назначения,способную удовлетворять требования производства: "проектирование - производство - реализация - эксплуатация - утилизация". В границах одного цикла зарождаются, развиваются, прекращаются количественные и качественные характеристики изделия и товара полностью. Стадии и этапы выполняются в логической последовательности, одинаковой в каждом новом кругообороте.

"Жизненный цикл товара" - это законченный период времени полного удовлетворения потребности в изделии данного конструктивно-технологического назначения. Это период от момента появления товара на конкретном рынке до ухода с него1. Суть концепции сводится к изучению жизненного цикла товара и состоит в том, что каждое новое изделие, появляющееся на рынке, проходит некоторый жизненный цикл, в течение которого наблюдается изменение между объемом его реализации и размером прибыли. На этом этапе жизненного цикла изделия осуществляется наращивание объема выпуска за какой-то период до тех пор, пока не произойдет стабилизация в течение какого-то времени, и затем происходит спад до полного прекращения производства данного изделия. Для более полного и качественного удовлетворения потребностей, а также увеличения продолжительности цикла жизни оборудования как товара возможна его модернизация с повторением отдельных этапов работ на стадиях проектирования и производства. Жизненный цикл модернизированных моделей станков представляет отрезок времени, в течение которого разрабатывается, а затем начинается производство и выпуск одной единицы изделия, первой партии, серии и т.д., с повторением всех стадий и этапов работ и последующей реализацией до прекращения спроса на них.

Гипотетическая кривая жизненного цикла товара может быть представлена пятью этапами динамики роста продаж и прибыли (появление, рост, зрелость, насыщение, спад). Формулирование стратегии конкурентоспособности отечественного оборудования предполагает учет всех стадий и связей между видами деятельности, которые и определяют характер товара, отвечающий новым требованиям потребителей. Проектирование и изготовление станка происходят в рамках жизненного цикла изделия в течение периода, значительно меньшего, чем срок службы. Качество проведения работ на этих этапах напрямую влияет на срок службы станков и определяет эффективность их эксплуатации.

Под "сроком службы" понимается период времени выполнения определенных полезных функций изделия, для которых оно было предназначено. Следовательно, "срок службы" представляет собой часть жизненного цикла изделия. Для продукции производственно-технического назначения это период её эксплуатации (от момента ввода в эксплуатацию до прекращения её использования последним потребителем или до списания, с учетом всех проведенных за этот период модернизаций). Данный показатель для машиностроительной продукции входит в число показателей надежности и определяется по характеристике долговечности по календарному времени, следовательно, он является качественной характеристикой товара.

Для всех циклов существует единая временная ось, отражающая продолжительность каждой стадии жизненного цикла изделия, товара и услуг. Чтобы полно и объективно видеть экономическую природу циклов жизни современного оборудования, необходимо вскрыть сущность механизма его адаптации к особенностям технологического процесса и требованиям организации производства. Каждое изделие в системе производства имеет свой, только ему одному присущий цикл жизни. Циклическую смену товаров и услуг можно назвать жизненным кругооборотом, т.е. процессом, в котором имеются свои циклы с ярко выраженными признаками. Это означает, что каждый жизненный цикл товара (услуги) имеет свой состав этапов и фаз.

Для производственного оборудования сила факторов, сокращающих продолжительность жизни станков, имеет тенденцию к возрастанию. Сюда относятся, прежде всего, постоянные перевороты в средствах производства вследствие морального и физического износа. В число факторов, активно влияющих на продолжительность срока службы станочного парка, входит период времени использования оборудования по назначению в пределах, заданных паспортными данными: режим функционирования, тип производства, коэффициент загрузки, квалификация рабочего и др. Однако более всего срок службы определяется организацией и качеством проведения ремонтов и обслуживания оборудования в период эксплуатации.

Развитие производства осуществляется циклично. Эта цикличность характерна не только для отдельных элементов производства, но и для процессов, средств и предметов труда, профессий, капитала. Имеется определенная закономерность и тенденция их протекания. Интенсивность, темпы протекания технических, экономических и других процессов внутри каждого цикла имеют устойчивую тенденцию к ускорению, а продолжительности циклов - к сокращению под влиянием факторов научно-технического прогресса. В настоящее время в развитии предприятия происходят значительные по

масштабам и качественному уровню производственно-технические и организационно-экономические изменения, которые в той или иной степени зависят или влияют на жизненные циклы оборудования. Прежде всего, это процессы коренного технического перевооружения производства и переход от создания и использования отдельных машин к системам машин, автоматизация отдельных операций и технологических процессов.

В зависимости от функциональной принадлежности техники и особенностей ее использования необходимость ее обслуживания возникает в разные моменты ее жизненного цикла. Увеличение продолжительности срока жизни станков возможно достичь за счет эффективной системы обслуживания, так как в период нахождения товара на этапе зрелости ремонт и обслуживание становятся всё более необходимыми из-за начавшегося процесса физического износа, и цикл сервисных услуг начинает набирать скорость. До 70% доходов от предоставления послепродажного обслуживания приходится именно на последние два этапа жизненного цикла товара. Правильно организованное обслуживание оборудования позволяет значительно увеличить продолжительность эффективного периода его жизненного цикла. Их взаимосвязь очевидна, однако в практике отечественных предприятий этот показатель не применяется, так как в основе всех экономических расчетов всегда использовался показатель нормативного срока службы, что обосновывало необходимость использования нормативных сроков проведения ремонтов и технического обслуживания оборудования.

Основной задачей технического обслуживания оборудования является выявление возможных отказов, поломок и своевременное их устранение. Существенное изменение производственно-технической базы предприятий на основе информационных технологий, усложнение техники требуют новых подходов к процедурам его проведения. Кроме того, в силу изношенности материально-технической базы ремонтных служб предприятий и других причин обслуживание и ремонт техники собственными силами сегодня не всегда являются эффективными. Выходом из создавшейся ситуации может служить фирменный ремонт и техническое обслуживание оборудования силами предприятий-продуцентов или их специализированными структурами. Создание принципиально новых или усовершенствованных систем обслуживания оборудования в процессе его эксплуатации позволяет вносить существенные изменения в технологический прогресс и объективно способствует росту производства.

С точки зрения теории маркетинга обслуживание оборудования выступает в качестве результирующей процесса создания изделия со стороны

предприятия-продуцента. В этом случае целесообразно использовать применительно к процессу обслуживания термин "сервисный продукт", тем самым подчеркивая, что его можно рассматривать как эволюцию понятия товара, как комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд потребителей.

Если услугу рассматривать как сервисный продукт, возникающий из эволюции товара, то производственные услуги представляют собой процесс производственной деятельности над конкретным продуктом, при выполнении исполнителем заказа услуг клиенту, позволяющих использовать этот продукт по назначению для удовлетворения определенных потребностей. С таких позиций ремонт и обслуживание оборудования, выполняемые сторонними организациями для восстановления его утраченных потребительских свойств, можно рассматривать как сервисный продукт. Виды услуг при ремонте и техническом обслуживании вытекают из конструктивно-технических особенностей оборудования, условий эксплуатации, качества и периодичности проведения предыдущих ремонтов. При этом элемент воздействия рабочего-ремонтника на оборудование рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуг. От его квалификации будет зависеть конечный результат - надежность работы станков, точность установления причины отказов и качество выпускаемой продукции.

Жизненный цикл услуг имеет те же этапы, что и жизненный цикл товара, с той лишь разницей, что для товара этапы рассматриваются на стадии сбыта и реализации, а услуги по обслуживанию - на стадии эксплуатации. Период внедрения сервисного обслуживания соответствует периоду внедрения товара на рынок. Он характеризуется незначительной продолжительностью во времени и низкими доходами. В рамках жизненного цикла услуг его можно охарактеризовать как период внедрения сервисной деятельности.

Далее за периодом внедрения следует период роста. Графически периоды роста в жизненном цикле товара и жизненном цикле услуг совпадают по характеристике времени и названию, так как в обоих случаях означают рост объема продаж товаров и рост объема услуг соответственно. Целесообразно период внедрения и период роста объема предоставления услуг объединить в один период - период освоения сервисного обслуживания. На практике для производственного оборудования это означает выполнение отдельных видов работ, входящих в комплекс сервисного продукта (поставка, монтаж, отладка и т.п.) в системе жизненного цикла изделия.

Следующий период жизненного цикла услуг - период непосредственного проведения обслуживания станочного парка предприятия в период его эксплу-

атации у потребителя. Этот этап самый существенный и продолжительный по времени. Его продолжительность зависит от многих факторов. Именно качество проведения обслуживания и выбранная стратегия обслуживания будут определять жизненный цикл оборудования. Механизм связи цикла жизни сервисного обслуживания с факторами, его определяющими, сложен и противоречив. На его продолжительность влияют различные внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы определяются организационно-техническими условиями производственного процесса. За счет качественного проведения обслуживания существенно сокращаются внутрипроизводственные потери. Выявление потерь в работе оборудования позволяет полностью использовать резервы времени для производства, а установление источников потерь продлевает срок службы оборудования. К внешним факторам относится рыночная среда: объем, качество и виды предоставляемых услуг, наличие конкурентов и др. Доходы от осуществления обслуживания на этом этапе во многом зависят от объема продаж данных изделий и от конструктивно-технологических составляющих ремонтопригодности модели оборудования. В рамках этого периода для увеличения объема доходов изготовители оборудования возможна некоторая модернизация моделей оборудования для "удачных" в данном отношении товаров. При этом продуценты высокотехнологичного оборудования для продления жизненного цикла товара пытаются сосредоточивать свои усилия на создании комплексов услуг, требующих большой компетенции и профессионализма. Этому есть следующие объяснения:

- наличие постоянных партнерских отношений с потребителями производственного оборудования;

- предоставление дополнительных видов услуг по мере физического и морального старения техники;

- возможность модернизации оборудования с учетом конкретных требований заказчиков.

Постоянное сотрудничество изготовителей с предприятиями-потребителями нетолько приноситдополнительный доход продуценту, но и помогает им быть ближе к запросам потребителей, что позволяет разрабатывать новые сервисные продукты и на этом строить свою сервисную политику. Совокупность всех характеристик данного этапа в конечном итоге определяет необходимость развития производственных услуг и их место в экономике предприятия.

Заключительный этап жизненного цикла услуг -завершение обслуживания. На этом этапе происходит спад объема предоставления услуг по причинам физического и морального старения техники, обусловленным экономической нецелесообразностью проведения обслуживания и ремонтов, и вывод ее из эксплуатации. При прекращении обслуживания оборудования заканчивается жизненный цикл услуг и

постепенно заканчивается его жизненный цикл как товара, изделие переходит в стадию утилизации.

Кривые жизненного цикла товара и жизненного цикла услуг для различных товаров не одинаковы. Это объясняется назначением товаров, их конструктивно-технологическими характеристиками и качеством обслуживания на протяжении всего жизненного цикла изделия. Продление срока жизни говорит о важности и необходимости учета и отслеживания информации, касающейся режимов работы оборудования, периодичности и состава выполняемых функций по обслуживанию и для определения роли сервиса в маркетинговой деятельности предприятий-продуцентов. При реализации оборудования использование маркетингового подхода позволяет проводить прогнозную ситуацию на рынке, в результате чего спрос и предложение адекватно применимы и для осуществления обслуживания2.

За счет качественного проведения ремонтов и обслуживания существенно продлевается период жизненного цикла станка при одновременном получении дополнительной прибыли предприятием-изготовителем оборудования в связи с увеличением жизненного срока предоставления сервисных услуг. Выявление потерь в работе оборудования и источников их возникновения позволяет полностью использовать резервы времени для производства, многократно снизить потери за счет сокращения простоев оборудования, в результате предприятие, эксплуатирующее такое оборудование, также получает прибыль.

Необходимость обеспечения конкурентоспособности своей продукции требует планирования сервисного обслуживания. Планирование работ в сфере послепродажного обслуживания осуществляется по двум направлениям: технологическому и временному.

Технологическое направление означает, что оно должно осуществляться в рамках совокупного пред-

ложения товара. На стадии проектирования оборудования должна выбираться стратегия обслуживания, соответствующая уровню ремонтопригодности оборудования, и в соответствии с этим должны выделяться средства на разработку требуемого уровня обеспечения обслуживания оборудования у потенциальных потребителей.

Временное направление предусматривает планирование момента возврата инвестиций, вложенных в создание эффективной системы сервисного обслуживания. Фактически это означает, что период подготовки внедрения системы сервисного обслуживания оборудования охватывает время проектирования и производства. Поэтому возможна и экономически целесообразна временная синхронизация этапов продолжительности цикла жизни изделия и цикла жизни услуг. При грамотно организованной системе обслуживания момент возврата ранее вложенных инвестиций совпадает с началом жизненного цикла услуг. Для продления срока эффективного функционирования оборудования на предприятии на основе концепции циклов жизни товаров и услуг следует изучить и установить основополагающие принципы и закономерности смены поколений техники и технологии, изменения состава ремонтных работ и периодичности их проведения на основе принципов и тенденций организации производства.

Выбор метода обслуживания оборудования неразрывно связан с техническим уровнем самого оборудования3. На основе правильно выбранной стратегии обслуживания решаются производственные проблемы эффективности эксплуатации оборудования (его износ) и обеспечивается конкурентоспособность выпускаемой продукции. В машиностроении наиболее распространены косвенные методы определения периодичности работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (таблица).

Выбор метода ремонта и обслуживания оборудования

Метод ремонта и технического обслуживания Преимущества метода Недостатки метода Наиболее эффективное место применения

По календарному времени работы оборудования Прост в применении для определения физического износа оборудования и определения периода времени между ремонт-но-профилактическими работами Не позволяет полно использовать технический ресурс оборудования в межремонтный период Для массового и крупносерийного производства; для оборудования с высоким уровнем надежности

По фактическому времени работы оборудования Точно фиксирует фактически отработанное время Требует индивидуальных регистрирующих счетчиков Все типы производства; для универсального оборудования

По объему работы, выполненной на оборудовании Позволяет использовать различные учетные параметры продукции (число обработанных деталей, расход инструмента, число рабочих циклов и т.д.) Требует хранения, обработки и систематизации информации о работе оборудования за длительный период времени Все типы производства; для универсального оборудования

По текущему техническому состоянию Позволяет увеличить межремонтный период; незаменим в труднодоступных для ремонта местах Требует разработки специальных диагностических средств и постоянного контроля состояния оборудования Для оборудования в условиях неритмичного графика работы; в автоматизированном производстве; для высокоточной обработки деталей

На практике выбор метода обслуживания определяется степенью обеспечения взаимодействия между объективно существующим процессом изменения технического состояния объекта и процессом технического обслуживания, который должен поддерживать годность и работоспособность оборудования. Следует отметить, что эффективность работы оборудования и его износ во многом зависят от выбранной стратегии ремонта и обслуживания.

По мнению иностранных специалистов, в настоящее время затраты на техническое обслуживание -практически единственная статья расходов в структуре себестоимости продукции, которая еще поддается регулированию в сторону сокращения. Такой подход позволяет проследить процесс создания конкурентоспособного оборудования с позиции создания эффективной системы обслуживания. Несмотря на уже имеющиеся подходы к проведению обслуживания оборудования, этот процесс нельзя считать завершенным, так как практически отсутствуют достаточно обоснованные экономические критерии выбора стратегии обслуживания

С усложнением технических средств, преобразований в экономике и производстве сфера услуг постоянно совершенствуется и расширяется под

влиянием требований потребителей. Учитывая, что в настоящее время отсутствует методология разработки обслуживания и ремонта оборудования в системе жизненного цикла оборудования, необходима разработка основных направлений развития производственных услуг, а также классификатор построения схем исследования и систематизации информации по вопросам методологии сервисного обслуживания. Появление самостоятельного раздела организации производства - обслуживания оборудования на основе учета элементов теории маркетинга - позволит выявить его роль и место в экономическом развитии предприятия, повысить эффективность воспроизводственного процесса и более обоснованно подойти к изучению, анализу, отбору и детализации практических работ по данной проблеме.

1 См.: Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб., 2000.

2 См.: Гончарова Н.П. и др. Маркетинг инновационного процесса. Киев, 1998.

3 См.: Черпаков Б.И. Тенденции развития мирового станкостроения // СТИН. 2001. № 4.

УДК 338(170.44):502.3

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ МЕЛИОРАЦИИ ЗАСОЛЕННЫХ ПОЧВ В САРАТОВСКОМ ЗАВОЛЖЬЕ

Саратовское Заволжье - один из крупных и перспективных регионов орошаемого земледелия в России. В настоящее время мелиоративное состояние значительной части этих земель следует признать неудовлетворительным. К основным причинам, определяющим негативные эколого-мелиоративные последствия, относятся переувлажнение, засоление и осолонцевание почв.

Природные условия почвообразования Саратовского Заволжья весьма разнообразны. Согласно почвенно-климатическому районированию территория области представлена тремя почвенно-клима-тическими зонами:

- полупустынной со светло-каштановыми, бурыми лугово-солон-цеватыми и засоленными почвами;

- сухостепной с темно-каштановыми и каштановыми почвами, часто засоленными и солонцеватыми комплексами;

- степной с обыкновенными и южными черноземами.

В пределах названных зон выделяются разнообразные геоморфологические районы. Различная приподнятость территорий геоморфологических районов, уклоны поверхностей, гранулометрический состав отложений определяют естественную подверженность почв водной и ветровой эрозии, интенсивность процессов засоления почв и их развитие при сельскохозяйственном использовании земель.

Г.Г. Решетов,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, зав. кафедрой природопользования и технологий, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2003. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.