Научная статья на тему 'Инновационные аспекты производства пищевых продуктов: состояние,проблемы, риски и перспективы'

Инновационные аспекты производства пищевых продуктов: состояние,проблемы, риски и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЯСО И МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / РЫНОК / СПРОС / СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / РИСКИ / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Донскова Л.А., Черемных М.М.

В статье рассматривается состояние и проблемы производства пищевыхпродуктов на основе инновационного подхода. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о наличии проблем и рисков при производстве инновационных пищевых продуктов, а также определить основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Донскова Л.А., Черемных М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS OF PRODUCTION OF FOODSTUFF: CONDITION, PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS

The article considers the conditions and problems of food production based on innovative approach. Our studies allow us to draw a conclusion about the presence of problems and risks in the production of innovative food products, and identify the main ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты производства пищевых продуктов: состояние,проблемы, риски и перспективы»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

INNOVATIVE ASPECTS OF PRODUCTION OF FOODSTUFF: CONDITION, PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS

Л.А. ДОНСКОВА, канд. с.-х. наук, доцент

М.М. ЧЕРЕМНЫХ, аспирант

Уральский государственный экономический университет

L.A. DONSKOVA, са^. agricultural sci., ass. professor

M.M. CHEREMNYKH, postgraduate student

The Urals state university of economics

Аннотация

В статье рассматривается состояние и проблемы производства пищевых продуктов на основе инновационного подхода. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о наличии проблем и рисков при производстве инновационных пищевых продуктов, а также определить основные пути их решения.

Abstract

The article considers the conditions and problems of food production based on innovative approach. Our studies allow us to draw a conclusion about the presence of problems and risks in the production of innovative food products, and identify the main ways of their solution.

Ключевые слова: инновации, инновационный продукт, пищевые продукты, пищевая промышленность, мясо и мясные продукты, рынок, спрос, состояние, проблемы, риски, пути решения.

Keywords: innovations, innovative product, food production, food processing, meat and meat products, market demand, state, problems, risks.

В мировой экономической литературе термин «инновации» трактуется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный. В интерпретации действующего законодательства по инновационной политике, инновации (нововведения) - это создаваемые новые или

усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный путь развития характерен и для предприятий пищевой отрасли. Ужесточение внутренней конкуренции, возможная экспансия товаров зарубежного производства в условиях членства страны в ВТО и ряд других факторов вызывают необходимость пересмотра политики предприятия и, прежде всего, продуктового портфеля.

В Свердловской области пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя 10 отраслей, объединяющих более 500 действующих предприятий. Например, производство мяса и мясной продукции осуществляют 20 мясоперерабатывающих предприятия и 79 убойных пунктов. Переход на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ и увеличение выпуска качественной продукции нового поколения заложен в основу Стратегии развития пищевой отрасли, принятой в Свердловской области. Рынок продовольствия Свердловской области огромен - более 420 миллиардов рублей. И от него в области производится только 67 миллиардов, доля рынка собственных продуктов питания в регионе составляет 21 процент, согласно инновационному пути развития отрасли, к 2020 году предстоит удвоить этот показатель.

Основными направлениями инновационной деятельности в отраслях пищевых производств являются технологические (процессные, продуктовые), маркетинговые, организационные, экологические, стратегические, управленческие, эстетические. Причем инновации в области производства пищевых продуктов являются преобладающим видом [1]. Для инновационного продукта предполагаемая область применения, функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличаются в сравнении с ранее выпускаемой продукцией.

Понятие «инновационный продукт» предполагает, прежде всего, продукт, в основе разработки которого лежит новизна рецептуры. Однако придумать принципиально новую рецептуру и изготовить в соответствии с ней продукт в настоящее время достаточно сложно [2]. Чаще всего производители обращаются к ранее разработанным рецептурам, но по каким-либо причинам забытым, к известным рецептурам, модифицируя отдельные стороны, например, вкусовые и/или ароматические свойства, и т.д.

Причем, в практической деятельности инициаторами инноваций являются сами производители. Так, например, в мясной промышленности в настоящее время 70% и более выпускаемых мясных продуктов вырабатываются по техническим условиям, разработанным самими предприятиями-производителями. В соответствии с техническими условиями, разрабатываемых на предприятиях, в состав мясных изделий могут включаться самые разнообразные ингредиенты. Представление о неисчерпаемости таких инновационных возможностей позволяет получить исследование состава мясных продуктов. Так, например, в колбасный фарш вводят крахмал, отварной картофель, пшеничную муку, соевую муку, вареный измельченный рис, манную, ячневую и перловую крупы. Для повышения выхода готового продукта при производстве используются каррагинаны. А для обеспечения «стабильного качества при работе с проблемным сырьем» - вкусо-ароматические пищевые добавки». Наиболее распространенным подходом к процессу совершенствования существующих или создания принципиально новых рецептур, тех же мясных продуктов, является традиционный, который основан на априорном или экспериментальном выборе видов, количественного содержания и соотношений компонентов в составе рецептуры мясного продукта. При этом основной целью создания нового продукта является, прежде всего, снижение себестоимости продукта, и во внимание такие базовые показатели как биологическая ценность, энергетическая и физиологическая ценности, усвояемость не принимаются [3].

Инновационная деятельность на предприятиях, особенно пищевых, требует качественно нового подхода. Она должна быть не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а стратегически ориентированной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, коммерциализации и анализу эффективности инноваций. Инновационный прогресс в пищевой промышленности должен быть связан с достижениями науки, особенно науки о питании. Направления инноваций в области производства пищевых продуктов должны определяться с учетом тенденций как российского, так и мирового продовольственного рынка.

Как показывает практика, без науки развития пищевой индустрии, в том числе мясной отрасли, быть не может. Пока же, наука, образование и производство действуют локально [4], и многие разработки действительно инновационных продуктов, не востребованы производством, и не доходят до потребителя. Инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности должна развиваться на основе сформулированной концепции как для пищевой промышленности в целом, так и для отраслей - в частности. В основе этой концепции должны лежать принципы, способствующие обеспечению населения качественными и безопасными продуктами питания. Методологические подходы конструирования новых мясных продуктов должны базироваться на основе принципов современной нут-рициологии, теоретических постулатов пищевой комбинаторики и квали-

метрического моделирования. Концепция должна быть согласована с Основами государственной политики в области здорового питания, основными целями которой являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием [5].

Так, для мясной отрасли, которая является ведущей в пищевой и перерабатывающей промышленности, основными направлениями производства инновационных продуктов должны явиться следующие:

1. Расширение отечественного производства традиционных видов мясных продуктов, отвечающих современным требованиям качества и безопасности. При этом обязательным должно стать сбережение белкового компонента продуктов питания при их производстве. В условиях дефицита белка при производстве мясных продуктов необходимо оптимизировать условия его содержания, вовлекать в сферу потребления нетрадиционные источники белка;

2. Производство продуктов, в которых благодаря их многокомпонентному составу, обеспечивается задаваемый уровень соотношения пищевых веществ, учитывающий специфику метаболизма у конкретных групп населения, объединенных национальными, возрастными или другими признаками;

3. Создание индустриальных мясных продуктов, в которых массовые доли компонентов подобраны таким образом, что они обусловливают возможность целевого (например, специализированных продуктов детского питания), функционального питания определенных групп населения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов.

4. В целях снижения риска быть невостребованным (потребитель не информирован, уровень знаний в области информированности и понимания проблемы пока не высок) производство инновационных продуктов должно сопровождаться обязательной разработкой образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания.

Библиографический список

1. Жекова О.А. Особенности инновационного процесса в отраслях пищевых производств// Пищевая промышленность. 2005. № 12. С. 26-27.

2. Васильева Н.А. Направления развития инновационного потенциала пищевой промышленности России // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 10-19.

3. Рогов И.А., Жаринов А.И., Воякин М.П. Химия пищи. Принципы формирования качества мясопродуктов. СПб.: Издательство РАПП, 2008. 340 с.

4. Новоселов С.В., Маковская И.С. Особенности инновационной деятельности отраслей сферы питания в региональных условиях // Ползунов-ский альманах. 2011. № 3. С. 87-96.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. №1873-р. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». -Режим доступа: http//www.consuИantm

Контактная информация

cafedra @Ш1т

8 (912) 248-00-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.