Научная статья на тему 'Инновационность мышления в структуре карьерных ориентаций'

Инновационность мышления в структуре карьерных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / АДАПТОРЫ / ИННОВАТОРЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / CAREER ORIENTATION / CAREER FOCUS / INNOVATIVE COGNITIVE STYLE / ADAPTORS / INNOVATORS / LIFE SENSE / RESILIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелокова Екатерина Галиуловна

Статья посвящена проблематике построения успешной карьеры в современных социальных условиях студентами технической профессиональной подготовки на завершающем этапе обучения в университете. Дается представление о карьерной направленности как системном структурно-уровневом образовании, включающем общую заинтересованность в карьерном развитии, карьерные векторы «вверх» и «вглубь», а также карьерные ориентации («управление», «предпринимательство», «служение», «мастерство»). Подлежит изучению вклад такого творческого компонента жизнеспособности личности в структуру карьерной направленности, как инновационность мышления. В статье показано, что инновационный стиль мышления характерен для респондентов с такими карьерными ориентациями, как предпринимательство, служение и мастерство, а инноваторов отличает от адапторов более высокий уровень заинтересованности в своем карьерном развитии. Инноваторы в большей степени, чем адапторы, заинтересованы в своем карьерном развитии и при этом ориентированы на разные типы карьерных ориентаций, то есть представляют свою карьеру реализованной в различных плоскостях: управленческой, предпринимательской, социально-значимой, профессиональной. Проводится сравнительный анализ структуры карьерных ориентаций студентов, обучавшихся в 2009-2012 годы, и современных студентов. Подтверждено, что разновекторные карьерные ориентации «предпринимательство» и «служение» у студентов технической подготовки взаимосвязаны. В статье описано, что у студентов технической подготовки по данным исследования семилетней давности наблюдался больший интерес к построению управленческой карьеры по сравнению со студентами современности. Выдвигается гипотеза, согласно которой современные студенты, ориентированные на управление, вместе с тем слабо представляют себе, как можно приложить свой инновационный потенциал к управленческой сфере. Таким образом, к специфическим особенностям в содержании инвариантных характеристик и структурной организации карьерной направленности, согласно полученным данным, может быть добавлен инновационный тип мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative cognitive style in the structure of career orientation

The article is devoted to the problems of building a successful career in modern social conditions by students of technical professional training at the final stage of study at the university. It gives an idea of a career focus as a system-level structure, including a common interest in career development, career vectors “up” and “deep”, career orientations (“management”, “entrepreneurship”, “dedication to a cause” and “professional competence”). The contribution of such a creative component of a person’s vitality to the structure of a career orientation as innovative thinking is to be studied. The article shows that the innovative style of thinking is characteristic of respondents with such career orientations as entrepreneurship, dedication to cause and competence, and innovators are distinguished from adapters by a higher level of interest in their career development. Innovators are more interested in their career development and at the same time are focused on different types of career orientations, that is, they present their careers realized in various areas: managerial, entrepreneurial, socially significant, professional. A comparative analysis of the career orientations structure of students were studying in 2009-2012 and modern students is carried out. It has been confirmed that multidirectional career orientations “entrepreneurship” and “dedication to a cause” among students of technical training are interconnected. The article describes that students of technical training, according to a seven-year-old study, showed a greater interest in building of managerial career compared to modern students. A hypothesis is put forward that modern management-oriented students, at the same time, have little idea of how their innovative potential can be applied to the managerial sphere. Thus, according to the data obtained, an innovative type of thinking can be added to specific features in the content of invariant characteristics and the structural organization of the career orientation.

Текст научной работы на тему «Инновационность мышления в структуре карьерных ориентаций»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/123PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Щелокова Е.Г. Инновационность мышления в структуре карьерных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/123PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shchelokova E.G. (2019). Innovative cognitive style in the structure of career orientation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/123PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.92 ГРНТИ 15.41.21

Щелокова Екатерина Галиуловна

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», Челябинск, Россия Доцент кафедры «Психологии развития и возрастного консультирования»

Кандидат психологических наук E-mail: Kas_kat@mail.ru; shchelokovaeg@susu.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=652596

Инновационность мышления в структуре карьерных ориентаций

Аннотация. Статья посвящена проблематике построения успешной карьеры в современных социальных условиях студентами технической профессиональной подготовки на завершающем этапе обучения в университете. Дается представление о карьерной направленности как системном структурно-уровневом образовании, включающем общую заинтересованность в карьерном развитии, карьерные векторы «вверх» и «вглубь», а также карьерные ориентации («управление», «предпринимательство», «служение», «мастерство»). Подлежит изучению вклад такого творческого компонента жизнеспособности личности в структуру карьерной направленности, как инновационность мышления. В статье показано, что инновационный стиль мышления характерен для респондентов с такими карьерными ориентациями, как предпринимательство, служение и мастерство, а инноваторов отличает от адапторов более высокий уровень заинтересованности в своем карьерном развитии. Инноваторы в большей степени, чем адапторы, заинтересованы в своем карьерном развитии и при этом ориентированы на разные типы карьерных ориентаций, то есть представляют свою карьеру реализованной в различных плоскостях: управленческой, предпринимательской, социально-значимой, профессиональной. Проводится сравнительный анализ структуры карьерных ориентаций студентов, обучавшихся в 2009-2012 годы, и современных студентов. Подтверждено, что разновекторные карьерные ориентации «предпринимательство» и «служение» у студентов технической подготовки взаимосвязаны. В статье описано, что у студентов технической подготовки по данным исследования семилетней давности наблюдался больший интерес к построению управленческой карьеры по сравнению со студентами современности. Выдвигается гипотеза, согласно которой современные студенты, ориентированные на управление, вместе с тем слабо представляют себе, как можно приложить свой инновационный потенциал к управленческой сфере. Таким образом, к специфическим особенностям в содержании инвариантных характеристик и структурной организации

https:// mir-nauki. com

карьерной направленности, согласно полученным данным, может быть добавлен инновационный тип мышления.

Ключевые слова: карьерные ориентации; карьерная направленность; инновационность мышления; адапторы; инноваторы; смысложизненные ориентации; жизнеспособность

Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает осознанность и осмысленность ее построения, а также готовность к постоянным изменениям. Первое из указанных качеств выражается в наличии субъектной позиции к своему развитию, которая складывается уже на начальных этапах профессионализации - в период вузовского обучения. Наличие субъектной позиции у будущего профессионала в этом ключе означает, что человек выступает как субъект своего профессионального и карьерного развития: он целенаправленно и осознанно конструирует и реализует возможные альтернативы своей карьеры и жизненного пути в целом благодаря сформированной карьерной направленности [1].

Понятие и ценностно-смысловое содержание карьерной направленности представлено в научных работах Е.Г. Щелоковой, Е.Ф. Ященко [2]. Определено, что карьерная направленность обладает мотивационно-направляющим потенциалом и выступает как системное структурно-уровневое образование, включающее в себя, во-первых, уровень общей направленности на карьеру (общей заинтересованности в карьерном развитии), во-вторых, уровень векторного направления построения карьеры («вверх», «вглубь») и, в-третьих, карьерные ориентации («управление», «предпринимательство», «служение», «мастерство») [2; 3].

О.П. Терновская, А.А. Жданович, Н.Н. Мельникова отмечают, что в карьерных ориентациях отражаются приоритеты в выборе направления карьерного развития, что находит воплощение в постановке карьерных целей, карьерных планов. При построении индивидуальной карьеры карьерные ориентации выполняют направляющую и организующую функции. Исследователи также указывают, что карьерные ориентации представляют собой достаточно устойчивый конструкт, хотя возможны случаи смены карьерных ориентаций в течение жизни [3-5].

Второе из указанных качеств личности, проектирующей карьеру в новых социо-экономических реалиях, - готовность к постоянным изменениям - означает наличие творческого компонента жизнеспособности личности [6], а именно: инновационность мышления, ценностно-смысловые ориентиры на постоянное обучение и самообучение, высокий уровень стрессоустойчивости.

Проблема успешной карьеры рассматривается как следствие активности субъекта, как закономерное следствие изменения (точнее - способности к изменениям) личностных особенностей субъектов, которые отражают инварианты профессионализма - «мета-умения», выступающими детерминантами карьерного успеха. К их числу относят: быстрое овладение новыми способами обучения и самообучения; развитую способность к самоанализу и рефлексии; высокую адаптивность, способность перестраиваться в соответствии с динамикой среды; высокий уровень самоэффективности [7].

В наших прошлых исследованиях данные представления авторов во многом подтвердились. Были определены инвариантные вертикальные связи, обеспечивающие системность карьерной направленности, такие как: осмысленность жизни, временная перспектива (цели в будущем), актуализация жизненных ценностей - саморазвития, межличностных контактов, достижения, сохранения своей индивидуальности, а также функциональная активность, то есть значимость учебно-профессиональной, профессиональной, общественной и семейной сфер жизни [2].

Однако остался не изученным вклад такого творческого компонента жизнеспособности личности в структуру карьерной направленности, как инновационность мышления. Актуальность предложенной проблематики заключается в том, что передовые российские университеты сейчас ориентированы на то, чтобы готовить не только специалистов высокого уровня, но и «новое поколение лидеров, способных решать глобальные задачи устойчивого развития» [8].

В самом общем виде инновационность трактуется как способность создавать и воплощать новые идеи [9]. Такую способность к генерации новых идей, открытое отношение к новым технологиям и предложениям М. Киртон транслирует через понятие адаптационно-инновационного когнитивного стиля, особенности которого позволяют дифференцировать всех участников инновационного процесса на две группы: инноваторов и адапторов [10]. Основное различие между ними - это скорость генерирования идей и их неординарность, однако дальнейшие исследования на базе представленной модели показали, что существуют и многие другие социально-психологические характеристики людей с разным уровнем инновационности [11].

Цель данного исследования заключалась в том, чтобы изучить вклад инновационности мышления в структуру карьерных ориентаций студентов университета. Объектом исследования выступили карьерные ориентации студентов архитектурно-строительного факультета, а предметом - взаимосвязь инновационности мышления с разными карьерными ориентациями. В исследовании приняли участие 55 студентов 4 курса архитектурно-строительного факультета, обучающиеся по направлению подготовки 07.03.01 - архитектура, 07.03.03 - дизайн архитектурной среды, 54.03.01 - дизайн. Выбор данной студенческой группы обусловлен тем, что, во-первых, нам было важно изучить предметное содержание карьерной направленности студентов на завершающем этапе вузовской подготовки, а во-вторых, представляется интересным определить вклад инновационности мышления в содержание карьерной направленности у студентов с выраженным техническим (алгоритмизованным) и в то же время - творческим компонентом профессиональной подготовки.

Задачи исследования:

1. Определить взаимосвязь инновационности мышления с разными карьерными ориентациями.

2. Определить различия между инноваторами и адапторами по показателям исследования.

Гипотезы исследования:

A. Студенты с высокой ориентацией на предпринимательство обладают инновационным типом мышления.

B. Инноваторы и адапторы отличаются в предпочтениях карьерных ориентаций «управление» и «предпринимательство».

Сбор эмпирической информации проводился посредством методики диагностики карьерных ориентаций Н.Н. Мельниковой, теста для определения типа инновационного мышления М. Киртона, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО); методики диагностики индивидуальной меры развития свойства рефлексивности А.В. Карпова. Статистические методы обработки эмпирических данных включили: анализ описательных статистик, определение различий с помощью критериев Т-Стьюдента, корреляционный анализ (критерий Спирмена). Программным обеспечением для обработки результатов послужили программы SPSS 22.0, для визуализации данных - пакеты Excel 2007; SPSS 22.0, CorelDraw 2018.

В ходе реализации исследования были получены следующие результаты. По итогам проведения корреляционного анализа на определение значимых взаимосвязей инновационности мышления с различными карьерными ориентациями было выявлено, что инновационный когнитивный стиль характерен в целом для студентов с высокой ориентацией на карьерное развитие (г = 0,533, р < 0,001), и в частности - для студентов с ориентацией на предпринимательство (г = 0,417, р < 0,01), служение (г = 0,558, р < 0,001) и мастерство (г = 0,353, р < 0,05). Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Значимые взаимосвязи показателя инновационности мышления с показателями карьерных ориентаций

Выявленные данные не только подтвердили гипотезу исследования А, согласно которой студенты с высокой ориентацией на предпринимательство обладают инновационным типом мышления, но и позволили обнаружить ряд интересных закономерностей:

• Во-первых, инновационный тип мышления характерен также и для студентов с высокой ориентацией на служение и профессиональное мастерство. Можно предположить, что будущие профессионалы обладают интенцией претворить инновационные технологии не только в экономической сфере (ориентация на предпринимательство), но ив социальной (ориентация на служение), а также в производственной и морально-этической сфере (постоянное повышение квалификации и следование профессиональной этике благодаря ориентации на мастерство), т. е. готовы к системным трансформационным изменениям посредством реализации собственных карьерных планов и замыслов.

• Во-вторых, между тем, не выявлено значимой взаимосвязи инновационного когнитивного стиля с карьерной ориентацией на управление, во многом созвучной ориентации на предпринимательство. Обсуждение этого факта будет приведено ниже, при описании гипотезы В.

• В-третьих, подтвердились результаты, полученные на выборке студентов в 20092012 гг. (см. рис. 2) [2]: разновекторные карьерные ориентации «предпринимательство» и «служение» у студентов технической подготовки взаимосвязаны (г = 0,381, р < 0,05). Можно

123PSMN619

предположить, что у студентов технической подготовки наблюдается более целостный подход к построению карьеры, с отсутствием антагонизма в дихотомии карьерный вектор «вверх» -карьерный вектор «вглубь», что может быть обусловлено получением ими фундаментального образования с большой долей алгоритмизированности и точности.

Рисунок 2. Взаимосвязи показателей между карьерными ориентациями «управление» (У), «предпринимательство» (П), «служение» (С) и «мастерство» (М) у студентов (слева направо) технической, гуманитарной и экономической подготовки (порезультатам исследования 2009-2012 гг. [2])

Для решения второй задачи общая выборка исследования была поделена на 2 группы -адапторы (сумма баллов по методике: 32-95) и инноваторы (сумма баллов по методике: 96160). Как и следовало ожидать (с учетом направления подготовки - дизайн и архитектура, которое можно отнести к творческим профессиям), группы получились неравномерные: 18 адапторов и 37 инноваторов. Поэтому для получения более контрастных различий между изучаемыми выборками из группы «инноваторы» были исключены студенты со слабовыраженным инновационным когнитивным стилем, попавшие в диапазон значений [96117] по результатам методики М. Киртона. Кроме того, были исключены студенты, заполнившие только одну из методик исследования. Таким образом, для проведения сравнительного анализа были оформлены 2 группы: инноваторы (10 человек) и адапторы (14 человек).

Поиск различий между инноваторами и адапторами по показателям исследования привел к следующим результатам:

• обнаружены значимые различия по всем типам карьерных ориентаций и соответственно, векторам построения карьеры вверх и показателю общей карьерной направленности (см. таблицу 1). Инноваторы в большей степени, чем адапторы, заинтересованы в своем карьерном развитии и при этом ориентированы на разные типы карьерных ориентаций, т. е. представляют свою карьеру реализованной в различных плоскостях: управленческой, предпринимательской, социально-значимой, профессиональной.

Таблица 1

Значимые различия между показателями карьерных ориентаций у студентов с разными когнитивными стилями

Показатели карьерных ориентаций Среднее значение (M) Значение Т-Стьюдента Уровень значимости

адапторы инноваторы

Управление 8,14 10,90 -2,19 0,043

Предпринимательство 7,21 11,70 -2,50 0,024

Служение 9,64 13,90 -3,82 0,001

Мастерство 11,64 14,20 -2,46 0,022

Карьера вверх 15,36 22,60 -2,88 0,013

Показатели карьерных ориентаций Среднее значение (M) Значение Т-Стьюдента Уровень значимости

адапторы инноваторы

Карьера вглубь 21,29 28,10 -3,68 0,001

Общая карьерная направленность 36,64 50,70 -4,86 0,001

• выявлено, что инноваторы отличаются от адапторов в предпочтении ориентации на управление, однако значимой взаимосвязи управления с показателем инновационного мышления не обнаружено. Для нас это может означать следующий аспект проблемы: малочисленная выборка сравнительного исследования (при делении на адапторов и инноваторов) упрощает картину статистических взаимосвязей, что требует расширения выборки в дальнейшем исследовании.

Однако, в рамках данного исследования мы, тем не менее, можем констатировать: не выявлено, что ориентация на управление в своей структуре содержит такую ядерную характеристику, как инновационость мышления. Кроме того, стоит добавить к вышесказанному обнаруженную тенденцию: у студентов в целом и студентов технической подготовки в частности по данным исследования 2009-2012 г., наблюдался больший интерес к построению управленческой карьеры по сравнению со студентами нашего времени (2019 год).

Для сравнения возьмем выборку студентов технической подготовки в количестве 221 человек (из них юношей - 190, девушек - 31) по состоянию на 2011/2012 уч. год и актуальную выборку студентов 4 курса архитектурно-строительного факультета в количестве 43 человек (из них юношей - 6, девушек - 37).

Предваряя критическое замечание о возможности сравнивать эти выборки без учета гендерного соотношения, укажем, что в исследовании 2012 года между юношами и девушками не было выявлено значимых различий ни по степени выраженности, ни по распределению показателей карьерного вектора «вверх». Это означает, девушки не уступают юношам в объеме и значимости своих карьерных амбиций в плане должностного продвижения (юноши: М = 22,99, 5 = 6,81; девушки: М = 22,91, 5 = 6,49) [2]. Усиление интереса к карьере у женщин в настоящее время подтверждается как научными данными [12; 13], так и реалиями современной жизни (ростом числа бизнес-леди и женщин-руководителей). Мы экстраполируем выявленную 7 лет назад тенденцию и на современных девушек (с условием дальнейшего уточнения в будущих исследованиях).

Результаты сравнительного анализа на основе описательных статистик представлены на рисунке 3.

Визуализация данных позволяет констатировать следующий факт: среди современных студентов по сравнению со студентами 2009-2012 годов обучения наблюдается гораздо меньше респондентов с высокой ориентацией на управление (19 % - 2012 год, 5 % - 2019 год) и гораздо больше респондентов - с низкой (26 % - 2012 год, 51 % - 2019 год). В то же самое время относительно других карьерных ориентаций при сравнении студентов разных лет обучения отмечена обратная динамика: увеличение респондентов с высокой ориентацией на предпринимательство на 10 %, увеличение респондентов с высокой ориентацией на служение на 7 %, увеличение респондентов с высокой ориентацией на мастерство на 25(!) % - по сравнению с данными семилетней давности). Можно предположить, что современные студенты, ориентированные на управление (напомним, что в данной выборке 67 % инноваторов), вместе с тем слабо представляют себе, как можно приложить свой инновационный потенциал к управленческой сфере и отказываются от проектирования своей карьеры в данном направлении, что и находит отражение в малом количестве студентов с высокими показателями по данной карьерной ориентации.

Условные обозначения: Карьерные ориентации: У - управление, П - предпринимательство, С - служение, М- мастерство, ОКН - общая карьерная направленность. Индекс «2012» - данные по студентам по состоянию на 2012 год, индекс «2019» - данные по студентам по состоянию на 2019 год

Рисунок 3. Динамика карьерных ориентаций студентов технической подготовки по состоянию на 2012 и 2019 годы

Поиск различий по показателям исследования у студентов с разным уровнем ориентации на управление (см. табл. 2) показал, что студенты со средней ориентацией на управление, по сравнению со студентами с низкой ориентацией на управление, в большей степени представляют свою жизнь как осмысленную, наполненную целями, эмоционально насыщенную, управляемую исходя из своих целей и ценностей. Вместе с тем, студенты с низкой ориентацией на управление обладают более развитой перспективной рефлексивностью, которая соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, планированием, прогнозированием вероятных исходов, обращением к будущим событиям, ориентаций на будущее [14]. Другими словами, студенты, заинтересованные в управленческой карьере, в целом меньше размышляют о будущем и при этом обладают более радужными планами на его счет, а студенты, не заинтересованные в управленческой карьере, в целом больше размышляют о будущих перспективах и при этом обладают более размытым представлением относительно них. В природе взаимосвязей показателей карьерных ориентаций, рефлексивности и смысложизненных ориентаций у современных студентов еще предстоит разобраться.

Таблица 2

Значимые различия между параметрами исследования у студентов с разным уровнем карьерной ориентации на управление

Показатели карьерных ориентаций Среднее значение (M) Значение Т-Стьюдента Уровень значимости

Студенты с низким уровнем ориентации на управление (N = 18) Студенты со средним уровнем ориентации на управление (N = 17)

СЖО-общий показатель 87,22 107,94 -3,34 0,002

СЖО-цели 26,44 35,35 -3,95 0,001

СЖО-процесс 23,83 29,24 -2,11 0,043

СЖО-результат 20,83 26,65 -3,04 0,005

СЖО-локус контроля Я 17,61 22,65 -3,14 0,004

СЖО-локус контроля жизнь 26,89 33,18 -2,68 0,012

Перспективная рефлексивность 41,13 35,93 1,96 0,046

Обращаясь к рисунку 3 важно также заметить, что среди студентов 2019 г. стало меньше респондентов с высокой ориентацией на карьерное развитие (23 % против 30 % по сравнению с данными 2012 года) и больше - низкоориентированных на карьеру (28 % против 23 % по сравнению с данными 2012 года). Обнаруженная тенденция согласуется с результатами российских коллег. Так, социологи РЭУ им. Г.В. Плеханова, опросив более 500 студентов столичных вузов в 2018 году (средний возраст - 20 лет) выявили, что для 41% нынешних 20-летних самое важное в будущем - материальное благополучие, для 32 % - хорошее здоровье, для 30 % - путешествия по миру, для 28 % - иметь любимую работу, для 24 % -состоять в браке (можно было давать несколько вариантов ответа), а сделать успешную карьеру считает важным только 21 % опрошенных [15]. Современное поколение студентов, по прогнозам исследователей, скорее предпочтет фриланс, личную свободу и реализацию гедонистических ценностей, чем восхождение по карьерной лестнице и высокий статус.

Вместе с тем, для составления более объемного представления стоить добавить, что в нашем исследовании выявлена значимая взаимосвязь показателя инновационности мышления с показателем «СЖО-процесс»: респонденты, ориентированные на поиск и реализацию новых идей, воспринимают свою жизнь как эмоционально насыщенную, интересную и наполненную смыслом (r = 0,269, p < 0,05), при этом, как было отмечено выше, обладают интенцией претворить инновационные технологии не только в экономической сфере (ориентация на предпринимательство), но и в социальной (ориентация на служение), а также в производственной и морально-этической сфере (ориентация на мастерство). Профессионалы ближайшего будущего - это «гедонисты» нового типа мышления, готовые к системным трансформационным изменениям посредством реализации собственных карьерных планов и замыслов в соответствии с общечеловеческими идеалами и интересами.

Итак, выявлено, что инновационный стиль мышления характерен для респондентов с такими карьерными ориентациями, как предпринимательство, служение и мастерство, а инноваторов отличает от адапторов более высокий уровень заинтересованности в своем карьерном развитии, причем во всевозможных его направлениях («вверх»: ориентации на управление и предпринимательство; «вглубь»: ориентации на служение и мастерство).

Таким образом, к специфическим особенностям в содержании инвариантных характеристик и структурной организации карьерной направленности, согласно полученным данным, может быть добавлен инновационный тип мышления. В дальнейших исследованиях планируется расширить целевую выборку исследования, а также определить вклад инновационного типа мышления как творческого компонента жизнеспособной личности в структуру карьерной направленности будущих и действующих профессионалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология самоактуализации и становления профессионала в условиях современного образования: монография / Под. науч. ред. Проф. Е.Ф. Ященко. -СПб.: Элви-Принт, 2016. - 194 с.

2. Щелокова, Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности: дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Щелокова. - Челябинск, 2012. - 243 с.

3. Мельникова, Н.Н. Карьерная направленность: векторная модель диагностики и интерпретации / Н.Н. Мельникова, Е.Г. Щелокова // European Social Science Journal. - 2012. - № 2. - С. 270-277.

https:// mir-nauki. com

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Терновская, О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: автореферат дис. ... канд. психол. наук / О.П. Терновская. - Оренбург, 2006. - 19 с.

Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореферат дис. ... канд. психол. наук / А.А. Жданович. -М, 2008. - 21 с.

Васильева, С.Н. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала» / С.Н. Васильева, Е.А. Рыльская // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 106-113.

Могилевкин, Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: автореферат дис. . канд. психол. наук / Е.А. Могилевкин. - М., 1998. - 24 с.

Шестаков, А.Л. SMART-Университет, объединяющий Европу и Азию // https://www.susu.ru/ru/news/2017/09/01/smart-universitet-obedinyayushchiy-evropu-i-aziyu (дата обращения: 01.09.2017).

Грязева-Добшинская, В.Г. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, Н.В. Маркина // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 3. - С. 111-133.

Kirton M. Adaptors and Innovators: A Description and Measure // J. Applied Psychology, 1976. V. 61. № 5. P. 622-629.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тыченко, В.А. Социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем инновационности / В.А. Тыченко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8; URL: https://sibac.info//archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

Киселева, Е.В. Особенности влияния карьерных ориентаций женщин на воспитание детей в семье: дис. . канд. пед. наук / Е.В. Киселева. - Архангельск, 2006. - 198 с.

Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) / О.П. Цариценцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 6. - С. 73-74; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=571 (дата обращения: 25.12.2019).

Карпов, А.В. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека / А.В. Карпов, Т.А. Воронова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. - № 3-2. - С. 104-110.

Кучмаева, О.В. Семья и карьера: выбор жизненной стратегии московским студенчеством / О.В. Кучмаева // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / Под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской Т.К. Сер. "Демография. Социология. Экономика". - М., 2019. - С. 82-87.

https:// mir-nauki. com

Shchelokova Ekaterina Galiulovna

South Ural state university (national research university), Chelyabinsk, Russia E-mail: Kas_kat@mail.ru; shchelokovaeg@susu.ru

Innovative cognitive style in the structure of career orientation

Abstract. The article is devoted to the problems of building a successful career in modern social conditions by students of technical professional training at the final stage of study at the university. It gives an idea of a career focus as a system-level structure, including a common interest in career development, career vectors "up" and "deep", career orientations ("management", "entrepreneurship", "dedication to a cause" and "professional competence"). The contribution of such a creative component of a person's vitality to the structure of a career orientation as innovative thinking is to be studied. The article shows that the innovative style of thinking is characteristic of respondents with such career orientations as entrepreneurship, dedication to cause and competence, and innovators are distinguished from adapters by a higher level of interest in their career development. Innovators are more interested in their career development and at the same time are focused on different types of career orientations, that is, they present their careers realized in various areas: managerial, entrepreneurial, socially significant, professional. A comparative analysis of the career orientations structure of students were studying in 2009-2012 and modern students is carried out. It has been confirmed that multidirectional career orientations "entrepreneurship" and "dedication to a cause" among students of technical training are interconnected. The article describes that students of technical training, according to a seven-year-old study, showed a greater interest in building of managerial career compared to modern students. A hypothesis is put forward that modern management-oriented students, at the same time, have little idea of how their innovative potential can be applied to the managerial sphere. Thus, according to the data obtained, an innovative type of thinking can be added to specific features in the content of invariant characteristics and the structural organization of the career orientation.

Keywords: career orientation; career focus; innovative cognitive style; adaptors; innovators; life sense; resilience

123PSMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.