Научная статья на тему 'Инновационность как принцип развития отечественных авторских школ'

Инновационность как принцип развития отечественных авторских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / INNOVATION / AUTHOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Ольга Леонидовна

В статье рассматривается роль педагогической инновации как ведущего принципа развития авторских школ. В частности, таких авторских школ России, как школы В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационность как принцип развития отечественных авторских школ»

Даже беглый взгляд на лингвокультурологическое наследие М.В. Ломоносова показывает, что нам нужно у него учиться, учиться и учиться. М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин - вот наши первые университеты!

Библиографический список

1. Виноградов, В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XVIII вв. [Текст] / В. В.Виноградов. - М. : Учпедгиз, 1938. - 450 с.

2. Лебедев, Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Е. Лебедев. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 640 с.

3. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию [Текст] / М. В. Ломоносов. - СПб. : Имп. Акад. наук, 1748. - 327 с.

4. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к риторике [Текст] / М. В. Ломоносов. - URL : http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0260.shtml (дата обращения: 14.01.2013).

5. Ломоносов, М. В. Российская грамматика [Текст] / М. В. Ломоносов. -СПб. : Имп. Акад. наук, 1755. - 214 с.

6. Ломоносов, М. В. Слово о пользе химии [Текст] / М. В. Ломоносов. -URL : http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo2/lo2-345-.htm (дата обращения: 14.01.2013).

ДЕБЮТ В НАУКЕ Костина Ольга Леонидовна

Студентка группы БЖ1-08-02 гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 74.2 ББК 37.05

ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРСКИХ ШКОЛ

В статье рассматривается роль педагогической инновации как ведущего принципа развития авторских школ. В частности, таких авторских школ России, как школы В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского.

Ключевые слова: инновационность; авторская школа.

INNOVATION AS A DEVELOPMENT PRINCIPLE OF DOMESTIC

AUTHOR SCHOOLS The article studies the role of pedagogical innovation as a leading principle to develop author schools. In particular, schools of V.S. Bibler, N.P. Guzik, E.M. Eryomina, D.A. Lebedev, S.A. Marjasin, V.N. Tubelsky are researched.

Key words: innovation; author school.

Сегодня перемены приобрели общецивилизационное значение. Ошелом-

ляющие сдвиги в области информации и технологий являются колоссальным ускорителем перемен. Ускорителем перемен является и педагогическая инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Инновационность становится ведущим принципом развития авторских школ. Данный принцип обеспечивает и инновационность организационноправовых форм, типов образовательных учреждений, форм и сроков получения образования, содержания образования, организации педагогического процесса и т.д. Именно этими особенностями характеризуются авторские школы России

- школы В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марь-ясина, В.Н. Тубельского.

Авторская школа в Российской Федерации представляет собой «экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом» [Тубельский, 1993, с. 17-18]. Термин «авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. XX в., тем не менее корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики.

Авторские школы различают не только по именам их создателей и руководителей, но также и по обобщающим названиям философской и психологопедагогической идеи, лежащей в основе воспитательной системы, в частности, «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (В.Н. Тубельский) и т.д.

Сущность эксперимента в авторских школах может состоять:

- в поиске новых, отличных от существующей практики, целей образования;

- нового содержания образования при сохранении его традиционных целей;

- новых педагогических технологий при сохранении существующих целей и содержания;

- новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива.

Процессу становления авторских школ присущ ряд особенностей, отличающих его от сложившейся практики опытно-экспериментальной педагогической работы. Сформировавшаяся у автора концепция и первоначальный проект её реализации впоследствии дополняются и в определенной мере изменяются коллективом педагогов. Как правило, вначале это небольшая группа единомышленников, которая разъясняет смысл проекта, вовлекая в его обсуждение расширяющийся круг педагогов, учащихся и родителей. Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитательной деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта.

Остановимся на характеристике инновационных особенностей такой инвариантной воспитательной системы, как школа самоопределения Александра Нау-

мовича Тубельского, которая в числе первых в России (1987 г.) встала на путь демократических перемен в сфере образования.

В Научно-педагогическом обществе, созданном в 1992 г. Министерством образования Российской Федерации и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869, сочетаются научный поиск современного содержания и технологий личностноориентированного образования с обучением и воспитанием детей с 3 до 17 лет.

По мнению А.Н. Тубельского, суть его школы выражается в ее базовых ценностях. «Это то, что у нас есть и то, к чему мы стремимся»:

Первая ступень - погружение в жизнь.

Вторая ступень - отношение к деятельности.

Выделим систему взглядов А.Н. Тубельского, в которых проявляется, на наш взгляд, инновационность его школы:

- люди самоутверждаются за чужой счет, а самоопределяются - за собственный;

- дети и учителя равны в своих правах граждан школы;

- ученик имеет возможность решать, что, когда, у кого он будет изучать;

- образование в школе - не только для социализации, но прежде - для развития индивидуальности ученика;

- образовательный процесс - не только уроки, но экспедиции, творческие игры, проекты, свободные образовательные пространства, ключевые дела;

- главный результат - не сумма знаний по предметам, а индивидуальные универсальные умения;

- главный орган школы - общий сбор учеников и учителей;

- ученик не объект обучения, не участник процесса, а субъект образования;

- взаимодействие старших и младших учеников, их совместная работа значима для роста каждого;

- забота всех - создание демократического, толерантного уклада жизни.

Таким образом, на сегодняшний день инновационность как принцип развития авторских школ проявляется в творчестве А.Н. Тубельского:

• в гуманном отношении к личности воспитанника;

• в уважении его прав и свобод;

• в предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

• в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

• в уважении права человека быть самим собой;

• в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

• в ненасильственном формировании требуемых качеств;

• в отказе от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

• в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);

• в максимальной опоре на собственную активность.

Таким образом, инновационная деятельность руководителей авторских школ основывается на личностно-центрированном подходе. Развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель. Это предполагает иную методологию организации условий воспитания, при которой личность является не объектом воздействия, а субъектом деятельности; личность включается в процесс самоопределения, саморазвития, самостановления.

От педагога личностно-центрированный подход требует принимать ребенка таким, каков он есть. Стараться поставить себя на его место. Проникнуться его ощущениями и переживаниями. Проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение как спонтанных и гибких форм обучения, так и жестко построенных (например, программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.

Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Личностно-центрированный подход выступает против механистических принципов обучения, краткосрочных дидактических целей, «подгонки» обучения и воспитания под установленные извне, чуждые индивиду цели.

Данный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования.

Библиографический список

1. Тубельский А.Н. Авторская школа // Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. - М., 1993. - С. 17-18.

Скворцова Тамара Александровна

Преподаватель русского языка и литературы ОГБОУ СПО «ИТМ им. Н.П. Трапезникова», Иркутск, Россия

Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 378.1 ББК 74.58

К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

В статье представлены некоторые аспекты гармонизации педагогического дискурса. На основе анализа научных исследований представлена этимология понятий «педагогический дискурс», «гармонизация педагогического дискурса»; выделены дискурсные лакуны, описаны причины, предпосылки и маркеры дискурсной дисгармонии, представлены средства гармонизации педагогического дискурса.

Ключевые слова: педагогический дискурс; гармонизация педагогического дискурса; дискурсные лакуны; маркеры дискурсной дисгармонии; средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.