Даже беглый взгляд на лингвокультурологическое наследие М.В. Ломоносова показывает, что нам нужно у него учиться, учиться и учиться. М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин - вот наши первые университеты!
Библиографический список
1. Виноградов, В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XVIII вв. [Текст] / В. В.Виноградов. - М. : Учпедгиз, 1938. - 450 с.
2. Лебедев, Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Е. Лебедев. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 640 с.
3. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию [Текст] / М. В. Ломоносов. - СПб. : Имп. Акад. наук, 1748. - 327 с.
4. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к риторике [Текст] / М. В. Ломоносов. - URL : http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0260.shtml (дата обращения: 14.01.2013).
5. Ломоносов, М. В. Российская грамматика [Текст] / М. В. Ломоносов. -СПб. : Имп. Акад. наук, 1755. - 214 с.
6. Ломоносов, М. В. Слово о пользе химии [Текст] / М. В. Ломоносов. -URL : http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo2/lo2-345-.htm (дата обращения: 14.01.2013).
ДЕБЮТ В НАУКЕ Костина Ольга Леонидовна
Студентка группы БЖ1-08-02 гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 74.2 ББК 37.05
ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРСКИХ ШКОЛ
В статье рассматривается роль педагогической инновации как ведущего принципа развития авторских школ. В частности, таких авторских школ России, как школы В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского.
Ключевые слова: инновационность; авторская школа.
INNOVATION AS A DEVELOPMENT PRINCIPLE OF DOMESTIC
AUTHOR SCHOOLS The article studies the role of pedagogical innovation as a leading principle to develop author schools. In particular, schools of V.S. Bibler, N.P. Guzik, E.M. Eryomina, D.A. Lebedev, S.A. Marjasin, V.N. Tubelsky are researched.
Key words: innovation; author school.
Сегодня перемены приобрели общецивилизационное значение. Ошелом-
ляющие сдвиги в области информации и технологий являются колоссальным ускорителем перемен. Ускорителем перемен является и педагогическая инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Инновационность становится ведущим принципом развития авторских школ. Данный принцип обеспечивает и инновационность организационноправовых форм, типов образовательных учреждений, форм и сроков получения образования, содержания образования, организации педагогического процесса и т.д. Именно этими особенностями характеризуются авторские школы России
- школы В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марь-ясина, В.Н. Тубельского.
Авторская школа в Российской Федерации представляет собой «экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом» [Тубельский, 1993, с. 17-18]. Термин «авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. XX в., тем не менее корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики.
Авторские школы различают не только по именам их создателей и руководителей, но также и по обобщающим названиям философской и психологопедагогической идеи, лежащей в основе воспитательной системы, в частности, «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (В.Н. Тубельский) и т.д.
Сущность эксперимента в авторских школах может состоять:
- в поиске новых, отличных от существующей практики, целей образования;
- нового содержания образования при сохранении его традиционных целей;
- новых педагогических технологий при сохранении существующих целей и содержания;
- новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива.
Процессу становления авторских школ присущ ряд особенностей, отличающих его от сложившейся практики опытно-экспериментальной педагогической работы. Сформировавшаяся у автора концепция и первоначальный проект её реализации впоследствии дополняются и в определенной мере изменяются коллективом педагогов. Как правило, вначале это небольшая группа единомышленников, которая разъясняет смысл проекта, вовлекая в его обсуждение расширяющийся круг педагогов, учащихся и родителей. Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитательной деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта.
Остановимся на характеристике инновационных особенностей такой инвариантной воспитательной системы, как школа самоопределения Александра Нау-
мовича Тубельского, которая в числе первых в России (1987 г.) встала на путь демократических перемен в сфере образования.
В Научно-педагогическом обществе, созданном в 1992 г. Министерством образования Российской Федерации и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869, сочетаются научный поиск современного содержания и технологий личностноориентированного образования с обучением и воспитанием детей с 3 до 17 лет.
По мнению А.Н. Тубельского, суть его школы выражается в ее базовых ценностях. «Это то, что у нас есть и то, к чему мы стремимся»:
Первая ступень - погружение в жизнь.
Вторая ступень - отношение к деятельности.
Выделим систему взглядов А.Н. Тубельского, в которых проявляется, на наш взгляд, инновационность его школы:
- люди самоутверждаются за чужой счет, а самоопределяются - за собственный;
- дети и учителя равны в своих правах граждан школы;
- ученик имеет возможность решать, что, когда, у кого он будет изучать;
- образование в школе - не только для социализации, но прежде - для развития индивидуальности ученика;
- образовательный процесс - не только уроки, но экспедиции, творческие игры, проекты, свободные образовательные пространства, ключевые дела;
- главный результат - не сумма знаний по предметам, а индивидуальные универсальные умения;
- главный орган школы - общий сбор учеников и учителей;
- ученик не объект обучения, не участник процесса, а субъект образования;
- взаимодействие старших и младших учеников, их совместная работа значима для роста каждого;
- забота всех - создание демократического, толерантного уклада жизни.
Таким образом, на сегодняшний день инновационность как принцип развития авторских школ проявляется в творчестве А.Н. Тубельского:
• в гуманном отношении к личности воспитанника;
• в уважении его прав и свобод;
• в предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
• в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
• в уважении права человека быть самим собой;
• в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
• в ненасильственном формировании требуемых качеств;
• в отказе от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
• в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
• в максимальной опоре на собственную активность.
Таким образом, инновационная деятельность руководителей авторских школ основывается на личностно-центрированном подходе. Развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель. Это предполагает иную методологию организации условий воспитания, при которой личность является не объектом воздействия, а субъектом деятельности; личность включается в процесс самоопределения, саморазвития, самостановления.
От педагога личностно-центрированный подход требует принимать ребенка таким, каков он есть. Стараться поставить себя на его место. Проникнуться его ощущениями и переживаниями. Проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение как спонтанных и гибких форм обучения, так и жестко построенных (например, программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.
Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Личностно-центрированный подход выступает против механистических принципов обучения, краткосрочных дидактических целей, «подгонки» обучения и воспитания под установленные извне, чуждые индивиду цели.
Данный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования.
Библиографический список
1. Тубельский А.Н. Авторская школа // Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. - М., 1993. - С. 17-18.
Скворцова Тамара Александровна
Преподаватель русского языка и литературы ОГБОУ СПО «ИТМ им. Н.П. Трапезникова», Иркутск, Россия
Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 378.1 ББК 74.58
К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
В статье представлены некоторые аспекты гармонизации педагогического дискурса. На основе анализа научных исследований представлена этимология понятий «педагогический дискурс», «гармонизация педагогического дискурса»; выделены дискурсные лакуны, описаны причины, предпосылки и маркеры дискурсной дисгармонии, представлены средства гармонизации педагогического дискурса.
Ключевые слова: педагогический дискурс; гармонизация педагогического дискурса; дискурсные лакуны; маркеры дискурсной дисгармонии; средства