Научная статья на тему 'Инновационное в индивидуальном экономическом мышлении: аспекты содержания, формирования и развития'

Инновационное в индивидуальном экономическом мышлении: аспекты содержания, формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ECONOMIC THINKING / INNOVATIVE ECONOMIC THINKING / INDIVIDUAL ECONOMIC THINKING / SUBJECT ECONOMIC THINKING / FORMING AND DEVELOPMENT OF ECONOMIC THINKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богунов Л. А.

Интенсивность современных политико-экономических преобразований обусловливает повышенный спрос к индивидуальным социально-экономическим адаптивным возможностям, вызывая необходимость поиска механизмов их повышения. Причем актуализация соответствующих механизмов должна осуществляться не только со стороны государства, но и со стороны самого индивида. Одним из решений такой проблемы является субъектное экономическое мышление, в контексте которого в статье обозначены уровни реализации экономического мышления, пути его формирования и развития, а также основные положения государственного участия в создании условий реализации инновационных составляющих экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS IN INDIVIDUAL ECONOMIC THINKING: CONTENT, FORMATION AND DEVELOPMENT ASPECTS

The intensity of the modern political-economic reforms determines the larger need for individual social-economic adaptive capabilities, causing the necessity to search for the mechanisms of its promotion. The actualization of the corresponding mechanisms should be carried out not only by the state, but by an individual as well. This problem can be solved, in particular, by the subject's economic thinking. The article views the levels of economic thinking realization, ways of its forming and development, and the main stages of the state participation in creating conditions for realization of innovative constituents of economic thinking.

Текст научной работы на тему «Инновационное в индивидуальном экономическом мышлении: аспекты содержания, формирования и развития»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 159.95:330

Л.А. БОГУНОВ,

кандидат психологических наук, доцент

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

ИННОВАЦИОННОЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ: АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Интенсивность современных политико-экономических преобразований обусловливает повышенный спрос к индивидуальным социально-экономическим адаптивным возможностям, вызывая необходимость поиска механизмов их повышения. Причем актуализация соответствующих механизмов должна осуществляться не только со стороны государства, но и со стороны самого индивида. Одним из решений такой проблемы является субъектное экономическое мышление, в контексте которого в статье обозначены уровни реализации экономического мышления, пути его формирования и развития, а также основные положения государственного участия в создании условий реализации инновационных составляющих экономического мышления.

Ключевые слова: экономическое мышление; инновационное экономическое мышление; индивидуальное экономическое мышление; субъектное экономическое мышление; формирование и развитие экономического мышления.

Сегодня общество развивается с высокой степенью динамичности и интенсивности. Динамично меняющиеся социально-экономические условия делают индивида одновременно и более свободным, и менее защищенным. От субъекта требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие его эффективное экономическое поведение в быстро меняющихся условиях. Не обладая таковыми, человек в потоке современных социально-экономических трансформаций оказывается экономически неэффективным.

Это лишает его ощущения стабильности и защищенности, возможности обеспечить полноценную собственную материальную основу и своей семьи, грамотно инвестировать время и деньги, выстраивать жизнь согласно актуальной ситуации, становясь не аутсайдером экономических процессов и балластом национальной экономики, но экономически эффективным человеком. В связи с этим инновационное экономическое мышление индивида, знания, умения и навыки креативной экономической мыследеятельности давали бы возможность найти пути разрешения

проблемы, не усугубляя ее, реализовывать себя, формируя желаемые установки. Соответственно встает вопрос о содержании, а также возможностях формирования и развития такого мышления в современных условиях.

В Российской Федерации в рамках Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 г. [1] (эта проблематика поднимается и в Республике Казахстан в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. [2], а также в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. [3]) говорится о социально-экономической модернизации, в том числе актуализируются вопросы повышения конкурентоспособности человеческого капитала через соответствующие социально-экономические программы, инновационные преобразования.

В связи с этим В.А. Мау [4] обозначил два варианта социально-экономической политики. В первом варианте в качестве основного источника роста выделил государство, которое будет

определять приоритеты, финансовые потоки через принадлежащие государству банки и биржи, основные производственные направления и т.п. При этом государственный спрос понимается как системообразующий. Второй вариант - это усиление роли частных фирм и домохозяйств, которые должны постепенно «вытеснить государство из предпринимательской зоны». Роль государства будет заключаться в том, чтобы «создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов».

Как известно из истории экономических учений, и об этом пишет В. А. Мау, в периоды экономической неопределенности государство берет на себя дополнительные полномочия в стремлении стабилизировать ситуацию, но в дальнейшем «большое государство» закостеневает и с какого-то момента становится препятствием для современного экономического роста». И потребуются дополнительные усилия, чтобы исправить такую ситуацию.

Соответственно различие подходов классической модели экономического роста и кейнси-анской модели по-разному определяют роль и место экономического человека в экономической системе, а, следовательно, и приоритеты его социально-экономической адаптации.

При значительном множестве подходов к модели экономического человека, и в этом мы согласны с В. С. Автономовым, можно выделить два основных [5, с. 5]. Для первой модели главным движущим мотивом экономической деятельности экономического человека является его личный, в чем-то даже эгоистический интерес, как привило, сводимый к материальному, к деньгам. При этом его способности понимаются как достаточные для конкурентной борьбы и достижения поставленных целей. И «невидимая рука» рынка производит так называемую «рыночную выбраковку», в естественном отборе определяя экономически успешных и неуспешных субъектов, в то же время способствуя росту общего экономического благосостояния. Такой подход к пониманию экономического человека в канве рыночных отношений, берущий начало еще от классической школы экономики, больше характеризует ситуацию «не кризиса экономики».

Второй подход рассматривает модель экономического человека как более многогранную, включающую помимо денежного интереса индивида его социально-психологические особенности.

Исследуются рациональный, эмоциональный и поведенческий уровни существования экономического человека, обусловленные и генетическими детерминантами и социально-экономическими влияниями, формирующими определенные стереотипы, установки и определяющими эффективность социально-экономического мышления и поведения субъекта. Однако в таком подходе, по нашему мнению, присутствует понимание экономического человека в большей степени как объекта изучаемого и управляемого социально-экономическими процессами, так как его способностей может быть недостаточно для разрешения возникающих проблем. Соответственно предполагается и большее вмешательство государства в экономику. Такой кейнсианский подход становится особенно актуальным в периоды кризиса экономики.

Таким образом, цикличность социально-экономических преобразований обуславливает неоднозначность и, как минимум, двойственность понимания экономического человека в экономической среде. Мы считаем, что различные подходы могут найти свою взаимодополняющую реализацию в понимании экономического человека через его экономическое мышление. И делая акцент на активной экономической роли индивида, мы предлагаем говорить об инновационном экономическом мышлении применительно к субъекту, при этом помня о взаимообусловленном влиянии экономического мышления и экономической действительности.

Исходя из принципов, что рынки, как правило, являются лучшим способом организации экономической деятельности с одной стороны, а с другой - что рациональный индивид предпринимает действие, основываясь на том, что предельные выгоды от его действия превышают предельные затраты, анализируемых, в частности, в работе Н.Г. Мэнкью [6, с. 33-36]. Мы говорим о необходимости понимания экономического человека как активно мыслящего субъекта (т.е. определяющего, управляющего, организующего) социально-экономических преобразований, который сам сознательно формирует свое эффективное экономическое мышление и поведение. Понимающий себя не как объекта в невидимой руке рынка, которая привела его к определенному материальному достатку, но как имеющего выбор и принимающего ответственное решение за свой выбор, а значит в большей степени сам определяющий свой достаток. Спо-

собствует такой «включенности» в экономические процессы соответствующее экономическое мышление, которое, в свою очередь, формируется в экономической деятельности, интерпретирует и интерпретируется в экономической действительности и продуцирует определенное экономическое поведение индивида.

В работе «Анализ структуры экономического мышления в аспекте современного инновационно-индустриального развития» [7] мы говорили о том, что по субъекту экономического мышления можно выделять индивидуальное, совокупное и общественное экономическое мышление. В связи с этим рассматривается очевидная взаимообусловленность между индивидуальным, совокупным и общественным экономическим мышлением, как то: изначальная детерминация индивидуального общественным и совокупным экономическим мышлением, но возможность последующего формирующего воздействия индивидуального на совокупное и общественное.

В связи с этим будет оправданным говорить о взаимообусловленном влиянии инновационного в индивидуальном, совокупном и общественном экономическом мышлении, также более очевидными становятся институциональные условия формирования и развития инновационного экономического мышления и возможности индивида как субъекта экономической деятельности, как индивидуального новатора к реализации инноваций, а также возможности субъектного экономического мышления, о котором более подробно будет сказано далее.

Однако прежде чем перейти к описанию инновационных составляющих содержания экономического мышления, мы считаем необходимым уточнить понятия экономического мышления и экономического сознания. И та, и другая экономическая категория имеют общую составляющую, которая заключается в «отражении экономической действительности», однако такое понимание, по нашему мнению, с большей степенью оправданности характеризует феномен «экономическое сознание» и, следовательно, в этом случае возможно говорить о первичности экономического бытия, которое и будет определять экономическое сознание. В то время как характеристика экономического мышления помимо «отражения» экономической действитель-

ности должна включать в себя и возможность ее «преобразования». И в этом суть инновационных возможностей экономического мышления.

В то время как «отражающий» подход создает ограниченность для определения предпосылок формирующего участия индивида в экономической жизни общества, формирующего инновационное воздействие на социально-экономические процессы и явления. Отражающий подход практически нивелирует роль и возможности инновационного индивидуального экономического мышления в порождении новых производственных комбинаций, инновационных экономических отношений, а, значит, неоправданно перечеркивает необходимость исследования условий формирования и развития инновационного экономического мышления, особенно актуального в современных условиях.

В связи с этим мы говорим об инновационном экономическом мышлении, имея в виду не только отражение и воспроизведение, но и креативную экономическую мыследеятельность, в контексте которой, по нашему мнению, с наибольшей отдачей может быть реализована ориентация современной социально-экономической политики на инновационные преобразования и научно-технический прогресс.

Креативная экономическая мыследеятельность индивидуального новатора, по нашему мнению, может быть особенно эффективно реализована с точки зрения субъектного экономического мышления [8], которое нами понимается, во-первых, как экономическое мышление именно субъекта экономической деятельности (индивида), а не как, например, рыночное или государственное экономическое мышление, характеризующее социально-политическое, экономическое устройство в целом, и, во-вторых, как субъект, определяющий и управляющий экономическими процессами посредством своего экономического мышления, что предполагает его активную преобразующую роль.

В связи с этим в основе креативной экономической мыследеятельности мы имеем следующую содержательную характеристику экономического мышления: экономическое мышление есть не только отражение той экономической действительности, в которой прибывает индивид, т. е. результат его экономической социализации, но и последующее активное воспроизведение индивидом своего опыта, т.е. формирующее,

преобразующее воздействие на экономические процессы, явления.

При этом с точки зрения субъектного экономического мышления мы можем обозначить следующие два уровня реализации экономического мышления: а) экономическое мышление совершается посредством усвоенных ранее экономических установок и стереотипов, реактивно проявляющих себя в процессе и в результате ориентировки индивида в соответствующей экономической действительности и обуславливающих такое экономическое мышление; б) экономическое мышление совершается субъектом активно, осознанно, преднамеренно, целенаправленно с ответственностью за принятые решения. Последняя составляющая, как мы понимаем, является основой креативной экономической мыследеятельности.

В процессе экономической социализации индивида имеют место также два пути формирования и развития экономического мышления. Во-первых, это может происходить в условиях стихийного воздействия на субъект обстоятельств экономической действительности. Во-вторых, формирование и становление экономического мышления может происходить целенаправленно, например, посредством экономического обучения, воспитания, где процесс целенаправленного формирования экономического мышления предполагает сочетание экономической теории и практики в деятельности индивида, группы.

Последнее положение обуславливает, во-первых, необходимость государственного участия в определении объективных социально-экономических условий, потому что, как мы определили выше, экономическое мышление будет во много определяться этими объективными условиями. Значит, изменение этих условий, регламентируемое экономической политикой государства, будет изменять и экономическое мышление людей в государстве. Таким образом, институциональные условия формирования и развития инновационного экономического мышления будут оправданно включать в себя необходимость формирования и нормативно-правового обеспечения (например, правовая защита интеллектуальной собственности) конкурентной среды.

Еще Й.А. Шумпетер [9], которого по праву можно считать родоначальником теории инноваций, говорил о конкуренции как о предпосылке новых производственных комбинаций, а об

индивидуальных новаторах (предпринимателях) - как о главных субъектах экономического развития. В этом контексте еще более явственной становится необходимость реализации креативной экономической мыследеятельности с точки зрения субъектного экономического мышления, основное предназначение которого обеспечивать хозяйствующему субъекту (индивиду) не инерционное, но гибкое инновационное реагирование на экономические стимулы, порождение инновационных экономических отношений.

Следующее институциональное условие, а именно подготовка специалистов-новаторов является отражением второго пути формирования и развития экономического мышления в целом и инновационного в частности. В связи с этим становится очевидной необходимость создания соответствующей инфраструктуры (школы, центры и пр.), реализующей, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, образовательные программы в условиях современной инновационной экономики.

В представленных выше положениях налицо ситуация, когда объективные внешние условия (общественное и совокупное экономическое мышление) будут создавать предпосылки формирования и развития инновационного в индивидуальном экономическом мышлении.

Когда формирование и развитие экономического мышления может происходить целенаправленно, например, посредством экономического обучения, воспитания, считаем необходимым обозначить следующие подходы.

Во-первых, важно опираться на опыт существующей системы подготовки экономистов, основываясь при этом на запросах актуальной экономической ситуации, а также, исходя из формирования способности, применять знания на практике, а возможно именно получать знания, применяя их на практике в процессе экономической подготовки. Руководителем Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) В.И. Блиновым [10] в рамках Стратегии-2020 как попытка решения существующих противоречий высказана идея о «выпускниках прикладного бакалавриата», предполагающая практико ориентированную подготовку экономистов при участии

потенциального работодателя не только на этапе прохождения практики, но и на экзаменах.

Таким образом, индивид, решая конкретные экономические задачи в реальных условиях и имея или получая в процессе необходимую экономическую подготовку относительно сути инновационного экономического мышления, будет сам способствовать выработке своего нового экономического мышления. Так решается качественный аспект.

Во-вторых, формирование инновационного экономического мышления должно основываться на современной экономической подготовке не только специалистов-экономистов, но и специалистов неэкономических специальностей, которые, как мы понимаем, также задействованы в экономических процессах и зачастую принимают активное участие в социально-экономических преобразованиях страны, а также экономической подготовке разновозрастного населения, и не только в период получения высшего образования, а, например, посредством дополнительного профессионального образования. Сегодня такие возможные шаги по развитию институтов дополнительного профессионального образования (ДПО), для людей, которые уже получили первичное профобразование, также обсуждаются в рамках Стратегии-2020, в частности, об этом говорит ректор Московской школы управления «Сколково» А.Е. Волков [11].

Следовательно, количественный охват социально и экономически активного населения по формированию инновационного экономического мышления, основанного на практико-ориентиро-ванной подготовке, будет значительно расширен. Может возникнуть вопрос, а необходима ли такая массовая подготовка? Но ведь своей сверхзадачей, в особенности, если иметь ввиду среднесрочную и долгосрочную перспективу повышения социально-экономической конкурентоспособности национальной экономики, мы ставим именно повышение среднестатистического уровня экономической компетентности как можно большего количества граждан. К тому же надо представлять, что в условиях современного информационного мира это ежедневная работа не только для конкретного индивида, но и для групп, общества в целом. Поэтому считаем важным именно такой масштабный подход.

Инновационное экономическое мышление как одна из основных составляющих инновацион-

ного экономического человека способна обеспечить конкуренцию идей, а значит, конкуренцию жизненных стратегий в целом, а в частности, конкуренцию образовательных и финансовых инвестиций. Экономическое мышление субъекта обеспечит анализ, устаревших представлений об экономической действительности и на основе такого анализа в сочетании с анализом актуальной экономической ситуации сформирует новое качество экономического мировоззрения. Все это может способствовать повышению конкурентоспособности индивида.

Таким образом, согласно второму уровню реализации экономического мышления, когда экономическое мышление совершается субъектом активно, осознанно, преднамеренно, целенаправленно с ответственностью за принятые решения, т.е. когда речь идет именно о субъектном экономическом мышлении, мы можем заключить, что создание соответствующих институциональных условий приведет к ситуации, когда инновационное индивидуальное экономическое мышление сможет оказывать формирующее воздействие на совокупное и общественное экономическое мышление, на объективные экономические процессы и явления.

В представленных выше положениях мы обращаем внимание на необходимые пропорции взаимодействия экономических принципов, согласно которым, с одной стороны, рынки оптимальным образом организуют хозяйственную деятельность экономических субъектов, естественным образом способствуя поиску альтернатив в условиях конкуренции, шлифуя и выбраковывая эффективное и неэффективное в экономическом мышлении индивида, но при этом, с другой стороны, правительство посредством государственной политики формирует соответствующую инфраструктуру.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г - URL:http://2020strategy.ru

2. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг - URL: http:// ru.government.kz/resources/docs/doc3

3. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. - URL: http://www.economy.kz/progr.php

4. Мау В.А. Новая модель социально-экономического развития России: Подходы к проблеме. - URL: http://www. hse.ru/data/2011/02/18/1208524836/Mau.pdf

5. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. - М.: Наука, 1993. - 176 с.

6. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 784 с.

7. Богунов Л.В. Анализ структуры экономического мышления в аспекте современного инновационно-индустриального развития // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4(20). - С. 126-130.

8. Богунов Л.А. Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права под названием Субъектное экономическое мышление (СЭМ) «Subject economic thinking (SET)» // Сборник научных статей. № 431 от 10.04.2012. -

Астана: Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан, 2012.

9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982. - 355 с.

10. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020. - URL: http://strategy2020.rian.ru/ comments/20110923/366155675.html

11. А. Волков «Одноразовое» образование - наследие индустриальной эпохи. - URL: http://strategy2020.rian.ru/ news/20110930/366165209.html

В редакцию материал поступил 28.05.12

Информация об авторе

Богунов Леонид Александрович, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Казахстанский государственный университ им. М. Козыбаева

Адрес: 150000, Республика Казахстан, г Петропавловск, ул. Пушкина, 86, тел.: (7152) 50-60-08 E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

L.A. BOGUNOV,

PhD (Psychology), Associate Professor North Kazakhstan State University named after M. Kozybayeva, Petropavlovsk, Kazakhstan Republic INNOVATIVE ASPECTS IN INDIVIDUAL ECONOMIC THINKING: CONTENT, FORMATION

AND DEVELOPMENT ASPECTS

The intensity of the modern political-economic reforms determines the larger need for individual social-economic adaptive capabilities, causing the necessity to search for the mechanisms of its promotion. The actualization of the corresponding mechanisms should be carried out not only by the state, but by an individual as well. This problem can be solved, in particular, by the subject's economic thinking. The article views the levels of economic thinking realization, ways of its forming and development, and the main stages of the state participation in creating conditions for realization of innovative constituents of economic thinking.

Key words: economic thinking; innovative economic thinking; individual economic thinking; subject economic thinking; forming and development of economic thinking.

References

1. http://2020strategy.ru

2. http://ru.government.kz/resources/docs/doc3

3. http://www.economy.kz/progr.php

4. http://www.hse.ru/data/2011/02/18/1208524836/Mau.pdf

5. Avtonomov B.C. Chelovek v zerkale ekonomicheskoi teorii (A person in the mirror of economic theory). Moscow: Nauka, 1993, 176 p.

6. Menk'yu N.G. Printsipy ekonomiks (Principles of Economics). Saint Petersburg: Piter Kom, 1999, 784 p.

7. Bogunov L.V. Analiz struktury ekonomicheskogo myshleniya v aspekte sovremennogo innovatsionno-industrial'nogo raz-vitiya (Analysis of the structure of economic thinking in the aspect of the modern innovative-industrial development), Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2011, No. 4(20), pp. 126-130.

8. Bogunov L.A. Svidetel'stvo o gosudarstvennoi registratsii prav na ob "ekt avtorskogo prava pod nazvaniem Sub "ektnoe eko-nomicheskoe myshlenie (SEM) "Subject economic thinking (SET)" No. 431 ot 10.04.2012. v Komitete po pravam intellektual'noi sobstvennosti Ministerstvayustitsii Respubliki Kazakhstan (Certificate of the state registration of rights for the copyright object named "Subject economic thinking (SET)". No. 431 of 10.04.2012. Committee on intellectual property rights of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan).

9. Shumpeter I.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Theory of economic development). Moscow: Progress, 1982, 355 p.

10. http://strategy2020.rian.ru/comments/20110923/366155675.html

11. http://strategy2020.rian.ru/news/20110930/366165209.html

Information about the author

Bogunov Leonid Aleksandrovich, PhD (Economics), Associate Professor, North Kazakhstan State University named after M. Kozybayeva, Petropavlovsk, Kazakhstan Republic

Address: 86 Pushkina Str., 150000 Petropavlovsk, Kazakhstan Republic

E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.