Научная статья на тему 'Анализ аспектов развития экономического мышления менеджера'

Анализ аспектов развития экономического мышления менеджера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА / СТАДИИ / MANAGER / DEVELOPMENT / ECONOMIC THINKING OF A MANAGER / STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богунов Леонид Александрович

Актуализируется проблема развития экономического мышления менеджера. Необходимость такой постановки вопроса определяется спецификой современных условий функционирования рынка, его не только экономической, но и социально-политической составляющей. Неопределенность, выраженная изменчивость и непредсказуемость актуальных социально-экономический процессов, явлений порождают новый спрос на эффективное управление. Мышлением продуцируется умение быть гибким в новой ситуации, экономическим мышлением быть адекватным экономической ситуации, а экономическим мышлением менеджера эффективно управлять этой ситуацией. Анализ аспектов развития экономического мышления менеджера осуществляется опосредованно определения понятия экономического мышления в целом и экономического мышления менеджера в частности, определения субъектов экономического мышления, во взаимодействии которых становится возможным говорить о развитии феномена, а также через определение стадий развития феномена. На основании деятельностного подхода выделяются субъекты экономической мыследеятельности, определяется индивидуальное, групповое и общественное экономическое мышление. Развитие экономического мышления менеджера рассматривается как следствие экономической взаимодеятельности индивидуального, группового и общественного экономического мышления. В процессе такой взаимодеятельности и исходя из специфики профессиональной деятельности менеджера как субъекта управления становится возможным определение стадий развития экономического мышления менеджера: объектной, субъектной, управленческой. Объектное экономическое мышление отражает объектную, управляемую, пассивно интериоризирующую мыследеятельность. Субъектное экономическое мышление есть мыследеятельность менеджера по управлению собственной экономической деятельностью. Управленческое экономическое мышление отражает способность менеджера управлять экономической деятельностью субъектов хозяйствования. Данные стадии развития в своей совокупности и составляют целостное содержание и логику понятия экономического мышления менеджера как мыследеятельности по управлению экономической деятельностью субъектов хозяйствования опосредованно активного отражения данной деятельности в понятиях, образах, действиях с целью оптимизации распределения ограниченных ресурсов в соответствующей социально-экономической системе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of aspects of a manager’s economic thinking development

The article actualizes the problem of development of economic thinking of a manager. The need for such a formulation of the question is due to the specific conditions of the market functioning today, it is not only economic but also social and political component. The uncertainty expressed by the variability and unpredictability of the current economic and social processes and phenomena generates new demand for good management. The ability to be flexible in the new situation is produced by thinking; the ability be adequate to the economic situation is produced by economic thinking; the ability to manage this situation effectively is produced by economic thinking of manager. Analysis of the economic aspects of the thinking management development is carried out indirectly with the definition of economic thinking in general, the economic thinking of manager in particular; the determining of the subjects of economic thinking, the interaction of which makes it possible to talk about the development of the phenomenon, as well as through certain stages of development of the phenomenon. On the basis of the activity approach there are distinguished the actors of economic thinking activity. There are also determined the individual, group and public economic thinking. Development of economic thinking of a manager is seen as a consequence of economic coactivity of individual, group and public economic thinking. During such coactivity and, based on the specific professional activity of the manager as a subject of management, it is possible to determine the stage of development of economic thinking of f manager: object, subject, management. Object economic thinking is a passively internalized mental activity. Subjective economic thinking is mental activity of a manager to manage his own economic activity. Management economic thinking reflects the ability of the manager to manage the economic activities of economic entities. These stages of development in their totality constitute the integrity of the content and logic of the concept of a manager’s economic thinking as a thinking activity manager. The management of economic activity of business entities indirectly reflects the activity in terms of concepts, the actions to optimize the allocation of scarce resources in the relevant socio-economic system of management.

Текст научной работы на тему «Анализ аспектов развития экономического мышления менеджера»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 1. С. 99-108.

УДК 338.2

АНАЛИЗ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА

Л.А. Богунов

Актуализируется проблема развития экономического мышления менеджера. Необходимость такой постановки вопроса определяется спецификой современных условий функционирования рынка, его не только экономической, но и социально-политической составляющей. Неопределенность, выраженная изменчивость и непредсказуемость актуальных социально-экономический процессов, явлений порождают новый спрос на эффективное управление. Мышлением продуцируется умение быть гибким в новой ситуации, экономическим мышлением - быть адекватным экономической ситуации, а экономическим мышлением менеджера - эффективно управлять этой ситуацией.

Анализ аспектов развития экономического мышления менеджера осуществляется опосредованно определения понятия экономического мышления в целом и экономического мышления менеджера в частности, определения субъектов экономического мышления, во взаимодействии которых становится возможным говорить о развитии феномена, а также через определение стадий развития феномена.

На основании деятельностного подхода выделяются субъекты экономической мыследеятельности, определяется индивидуальное, групповое и общественное экономическое мышление. Развитие экономического мышления менеджера рассматривается как следствие экономической взаимодеятельности индивидуального, группового и общественного экономического мышления.

В процессе такой взаимодеятельности и исходя из специфики профессиональной деятельности менеджера как субъекта управления становится возможным определение стадий развития экономического мышления менеджера: объектной, субъектной, управленческой. Объектное экономическое мышление отражает объектную, управляемую, пассивно интериоризирующую мыследеятель-ность. Субъектное экономическое мышление есть мыследеятельность менеджера по управлению собственной экономической деятельностью. Управленческое экономическое мышление отражает способность менеджера управлять экономической деятельностью субъектов хозяйствования.

Данные стадии развития в своей совокупности и составляют целостное содержание и логику понятия экономического мышления менеджера как мыследеятельности по управлению экономической деятельностью субъектов хозяйствования опосредованно активного отражения данной деятельности в понятиях, образах, действиях с целью оптимизации распределения ограниченных ресурсов в соответствующей социально-экономической системе управления.

Ключевые слова: менеджер, развитие, экономическое мышление менеджера, стадии.

THE ANALYSIS OF ASPECTS OF A MANAGER'S ECONOMIC THINKING DEVELOPMENT

L.A. Bogunov

The article actualizes the problem of development of economic thinking of a manager. The need for such a formulation of the question is due to the specific conditions of the market functioning today, it is not only economic but also social and political component. The uncertainty expressed by the variability and unpredictability of the current economic and social processes and phenomena generates new demand for good management. The ability to be flexible in the new situation is produced by thinking; the ability be adequate to the economic situation is produced by economic thinking; the ability to manage this situation effectively is produced by economic thinking of manager.

Analysis of the economic aspects of the thinking management development is carried out indirectly with the definition of economic thinking in general, the economic thinking of manager in particular; the determining of the subjects of economic thinking, the interaction of which makes it possible to talk about the development of the phenomenon, as well as through certain stages of development of the phenomenon.

On the basis of the activity approach there are distinguished the actors of economic thinking activity. There are also determined the individual, group and public economic thinking. Development of economic thinking of a manager is seen as a consequence of economic coac-tivity of individual, group and public economic thinking.

During such coactivity and, based on the specific professional activity of the manager as a subject of management, it is possible to determine the stage of development of economic thinking of f manager: object, subject, management. Object economic thinking is a passively internalized mental activity. Subjective economic thinking is mental activity of a manager to manage his own economic activity. Management economic thinking reflects the ability of the manager to manage the economic activities of economic entities.

These stages of development in their totality constitute the integrity of the content and logic of the concept of a manager's economic thinking as a thinking activity manager. The management of economic activity of business entities indirectly reflects the activity in terms of concepts, the actions to optimize the allocation of scarce resources in the relevant socio-economic system of management.

Key words: manager, development, economic thinking of a manager, stages.

© Л.А. Богунов, 2016

Введение. Сегодня для отечественной экономики актуализировалась проблема эффективного менеджмента социально-экономическими системами. Это обусловлено активными трансформациями не только в экономической, но и в социально-политической жизни общества. Ситуация современных рыночных отношений может меняться непредсказуемо быстро, что требует грамотной адекватной мыследея-тельности со стороны кадров управления. Если в иной ситуации отсутствует готовое управленческой решение и оказывается невозможным воспроизвести имеющийся опыт решения проблемы, так как данный опыт не соответствует актуальной ситуации, не решает насущной проблемы, то в итоге уже не менеджер управляет ситуацией, но ситуация управляет им, и менеджер лишь инерционно реагирует.

Подобный вариант развертывания событий оказывается возможным ввиду отсутствия у специалиста управления необходимых мыслительных навыков, так как именно посредством мышления находятся решения в новых нестандартных условиях. А поскольку мы говорим об управлении экономическими процессами, явлениями, следовательно, акцент должен быть сделан именно на экономическом мышлении. Но соответствующее экономическое мышление должно получить свое закономерное развитие.

Таким образом, целью настоящей работы является изучение возможностей развития экономического мышления менеджера, анализ аспектов такого развития. И поскольку мы говорим об экономическом мышлении менеджера, постольку мы говорим об индивидуальном экономическом мышлении, получающем свое развитие в процессе экономической деятельности. Гипотетически мы исходим из того, что формирование и развитие экономического мышления менеджера есть следствие его взаимодействия с иными субъектами хозяйствования как носителями того или иного качества экономического мышления. Однако качество индивидуального экономического мышления менеджера имеет свою специфику, обусловленную профессиональной деятельностью менеджера именно как субъекта управления. Соответственно и развитие феномена должно учитывать эту специфику. В связи с этим требуют своего решения следующие задачи:

1. Необходимо обозначить понятие экономического мышления в целом и экономического мышления менеджера в частности.

2. Определить субъекты экономического мышления, во взаимодействии которых происходит развитие феномена.

3. Исходя из выявленных субъектов экономического мышления, определить стадии развития экономического мышления менеджера, учитывая специфику деятельности менеджера как субъекта управления.

Для достижения цели и решения поставленных задач мы будем основываться на методологии деятельностного подхода, выдвигающего положения активности хозяйствующего субъекта, субъекта управления, механизмов ин-териоризации и экстериоризации группового, общественного культурно-исторического опытов и, как следствие, положение о единстве внутренней и внешней мыследеятельности, где индивидуальная мыследеятельность отражает групповую и общественную мыследеятель-ность, однако, ввиду активности субъекта, отражает ее не пассивно, но потенциально активно, т. е. не только интериоризируя, но и эксте-риоризируя, изменяя, влияя, управляя групповой и общественной (в нашем случае) экономической мыследеятельностью. Соответственно, задействуются методы анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации, методы индуктивных и дедуктивных умозаключений и построение на этой основе причинно-следственных связей.

Результаты исследования. Поскольку анализ понимания феномена экономического мышления, имеющийся в современной экономической литературе, представлен нами в более ранних работах [1; 2], то мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, а лишь кратко напомним нижеследующее.

Впервые понятие «экономическое мышление» встречается у К. Маркса [3, с. 181] в связи с критикой идей Д. Милля и Дж.Р. Мак-Кул-лоха в главе «Разложение рикардианской школы». Подробное исследование данного феномена находим у таких авторов, как Л.И. Абалкин [4], А.Ю. Архипов [5], Х.У. Астамиров [6], С.М. Белозеров [7], Л.С. Бляхман [8], В.И. Ми-рошников [9], В.Д. Попов [10], И.Б. Скоробо-гатов [11], К.А. Улыбин [12], И.П. Цимбалов, Г.М. Шевашкевич [13], а также П. Хейне, П. Боутке, Д. Причитко [14] и др.

Более современные исследования феномена представлены в работах В.С. Борисова, Л.О. Оганесян, И.А. Гущиной [15], Ф.Г. и Н.Ф. Газизуллиных [16], Е.Н. Калмычковой, И.Г. Чаплыгиной [17], А.Ф. Попова [18]. Фи-лософско-социологический взгляд на природу экономического мышления представлен в работах Е.В. Путенихиной [19], М.В. Тишковой [20].

Таким образом, общее понимание экономического мышления может быть представле-

но как процесс и результат отражения экономической действительности, знания, умения и навыки теоретического и практического оперирования категориальным экономическим аппаратом, реализуемые при решении прикладных экономических задач. Процесс формирования экономического мышления предполагает сочетание экономической теории и практики в деятельности экономического субъекта.

Следует отметить, что если понятие «мышление менеджера» присутствует в многочисленной социально-экономической литературе, то вопросы развития именно экономического мышления кадров управления затрагиваются не часто. И даже в тех работах, где авторы касаются подобных вопросов [4; 11; 21], наблюдается лишь актуализация проблематики, в то время как решения, на наш взгляд, являются слабо представленными или не представленными вовсе. Полагаем, что это обусловлено неопределенностью понятия экономического мышления менеджера именно как экономического.

Поэтому, прежде чем перейти к анализу аспектов развития экономического мышления менеджера, нам предстояло определиться с самим понятием. Основываясь на определенных нами ранее [22; 23] основных смысловых моментах содержания понятия экономического мышления менеджера и понятия мышления как деятельности, а также исходя из самой сути деятельности менеджера, осуществляющего функцию управления распределением ресурсов, принимающего решения об определенном варианте использования ресурсов, вовлечения их в некотором порядке в процесс управления, а также основываясь на методологии деятельност-ного подхода, мы можем на данном этапе нашего изложения резюмировать, что экономическое мышление менеджера представляет собой мыследеятельность субъекта управления по организации экономической деятельности субъектов хозяйствования опосредованно активного отражения (интериоризации и эксте-риоризации) данной деятельности в понятиях, образах, действиях с целью оптимизации распределения ограниченных ресурсов в соответствующей социально-экономической системе управления.

Менеджеры как субъекты соответствующего качества экономического мышления осуществляют свою деятельность, взаимодействуя с другими субъектами экономического мышления, в качестве которых выступают индивиды, группы, общество в целом. Поскольку, следуя деятельностному подходу, индивидуальное экономическое мышление, субъектом ко-

торого является менеджер, получает свое развитие во взаимодействии с иными субъектами экономического мышления, прежде всего во взаимодействии с групповым и общественным экономическим мышлением, то прежде чем определять аспекты развития экономического мышления менеджера, считаем необходимым развести и конкретизировать понятия субъектов экономического мышления.

На основании анализа вышеобозначенных работ, прежде всего исследований Л.И. Абалкина, А.Ю. Архипова, Л.С. Бляхмана, В.И. Ми-рошникова, К.А. Улыбина, посвященных вопросам экономического мышления, субъектов экономического мышления, на основании работ зарубежных авторов (J. Boardman, B. Sauser [24], P. Chechland [25], G. Midgley [26], D. Sherwood [27], L. Wendell [28]), рассматривающих проблематику системного мышления и его роли в современном менеджменте, а также с точки зрения деятельностного подхода (К. Маркс, А.Н. Леонтьев [29], Л.С. Выготский [30] и др.), с позиции субъекта деятельности можно заключить, что в качестве субъектов исследуемого нами феномена могут выступать отдельные индивиды, совокупность людей, социальные группы, общество в целом. А значит, следует говорить об экономическом мышлении индивида, группы, общества. И хотя некоторые аспекты исследований, как, например, у А.Ю. Архипова, позволяют дифференцировать экономическое мышление, в том числе и по таким субъектам, как работодатель и наемный работник, мы подробно рассмотрим именно тот вариант, который обусловливает развитие экономического мышления, что и является предметом настоящей статьи.

Анализируя индивидуальное экономическое мышление, субъектом которого является любой индивидуальный субъект хозяйствования, оценивая менеджера, можно отметить его, на первый взгляд, ограниченный характер по сравнению с другими типами мышления, поскольку функционирование индивидуального экономического мышления предопределено и ограничено теми узкими рамками экономического бытия, с которыми взаимодействует индивид. В своей экономической деятельности индивид исследует прежде всего тот субъективно привычный мир, в котором живет и для изменения которого со стороны индивида требуются колоссальные усилия. Из чего можно предположить, что преобразования, которые индивид производит в экономической действительности (например, менеджер управляет деятельностью субъектов хозяйствования), как

правило, носят ограниченный характер, а также отстают от актуальных экономических тенденций - запаздывают во времени.

Хотя у В.И. Мирошникова и присутствует замечание о том, что данные положения нельзя абсолютизировать, мы считаем необходимым сделать уточнение и более точно выразить смещение акцентов в высказанном тезисе об ограниченном характере индивидуального экономического мышления. С нашей точки зрения, индивидуальное экономическое мышление обладает гораздо большим потенциалом в плане познания и преобразования экономической действительности, чем это можно представить на первый взгляд. Такая позиция особенно оправдана применительно к субъектам управления социально-экономическими системами.

Во-первых, не следует сводить индивидуальное экономическое мышление только лишь к обыденному экономическому знанию с возможностью его научной доработки, поскольку оно как у теоретиков, так и у практиков экономической деятельности может и должно характеризоваться относительным соотношением обыденного и научного экономического знания, в том числе и со значительным преобладанием научного знания.

Во-вторых, в условиях современной глобализации и информатизации рамки экономического бытия индивида значительно расширяются, возможности для познания и экономического взаимодействия приобретают иные качественные аспекты и во многих отраслях и сферах деятельности становятся практически неограниченными. Поэтому, исходя из взаимообусловленного влияния экономической действительности и, в данном случае, индивидуального экономического мышления, будет иметь место их взаимное обогащение, т. е. менеджер, как субъект индивидуальной экономической мыследеятельности, осуществляя управленческие воздействия в отношении субъектов хозяйствования, таким образом сам развивает свое экономическое мышление, поскольку анализирует и интериоризирует ответные реакции субъектов экономических отношений.

Как следствие, и это в-третьих, индивидуальное экономическое мышление может и должно выходить за рамки своего субъективного и привычного мира. Такая его особенность обеспечит конкурентоспособность и социально-экономическую эффективность индивида, а также способность к формирующему воздействию на экономические явления и процессы, на их изменение, что называется, «со знанием дела», обеспечит субъектное (в отличие от объектно-

го) взаимодействие с групповым и общественным экономическим мышлением, где групповое экономическое мышление есть системы понятий, образов, действий, которыми оперируют некоторые группы индивидуальных субъектов хозяйствования и с которыми, соответственно, менеджеру приходится взаимодействовать (ин-териоризировать и экстериоризировать), решая свои производственные вопросы. А общественное экономическое мышление, по уже понятной логике, - это системы понятий, образов, действий, отражающих современную экономическую действительность.

Групповое экономическое мышление свойственно группе индивидов, которых можно объединить по общности их интересов, решаемых задач, достигаемых целей и иному, т. е. определенных территориальными и временными рамками. По нашему мнению, к таким группам, помимо людей, работающих на одном предприятии или занимающихся сходными видами деятельности, каких-либо социальных слоев населения или национальных групп, следует также отнести групповое экономическое мышление домашнего хозяйства. На последнее следует обратить внимание в аспекте его развития, когда в семье появляется ребенок и получает первые азы экономического (индивидуального) мышления. На первых порах ребенок является объектом экономической социализации, и, соответственно, его индивидуальное экономическое мышление функционирует пока еще как объектное, как не выбирающее, но интериори-зующее непосредственно то, что представлено в групповом. Предположим, что такой субъект пока еще объектного экономического мышления потенциально может быть менеджером.

В основе функционирования группового экономического мышления лежит взаимообмен индивидуальными представлениями об экономических процессах и явлениях. В процессе такого обмена происходит не просто суммирование знаний от одного к другому, но выстраиваются новые ассоциативные связи, дорабатываются и уточняются уже имеющиеся представления, ставятся вопросы и осуществляется поиск ответа на них.

Групповое экономическое мышление, будучи производным от соответствующих групп, отражает экономические процессы и явления исходя их общих групповых понятий, образов, действий. Но, по нашему мнению, это не является показателем ограниченности группового экономического мышления по сравнению с общественным экономическим мышлением. Вопрос стоит лишь в аспектах взаимодействия

индивидуального, группового и общественного экономического мышления. При этом общественное экономическое мышление, во-первых, характеризует ментальные стратегии современного культурно-исторического развития общества в решении экономических вопросов, а во-вторых, отражает аспекты глобального социально-экономического порядка.

Таким образом, констатируем, что менеджер, как субъект соответствующего качества экономического мышления, всегда является прежде всего субъектом индивидуального экономического мышления, которое есть суть производное от той среды, в которой имела место экономическая социализация данного менеджера, другими словами, производное от качества группового, а далее и общественного экономического мышления. И это последнее важно помнить, говоря о развитии экономического мышления менеджера.

Итак, с позиции деятельностного подхода, среда, в которой находится индивид, является источником становления его ментальности. То есть, пребывая в определенной экономической среде, индивид овладевает соответствующей экономической культурой, соответствующим окружению экономическим мышлением, усваивает знаки, которые использует общество, узнает значения этих знаков.

Так, индивид интериоризирует системы знаков (и их означаемое), которые человечество создало в процессе своего культурно-исторического развития и понятийными качествами которых общество оперирует на данном этапе своего социально-экономического функционирования. Эти системы знаков-символов, т. е. язык в целом, письмо, система исчисления и подобное, составляют то, что может быть определено как общественное экономическое мышление.

Системность знаков-символов проявляется в логико-семиотической конструкции «знак - означаемое», где в качестве знака выступает тот или иной материальных носитель, например звук, графическое изображение и, прежде всего, слово - произнесенное или написанное, а в качестве означаемого - содержание понятия и объекты действительности, определяемые в качестве объема понятия. В понятиях отражаются общие существенные признаки предметов - в отличие от представлений, которые включают в себя и существенные, и несущественные признаки.

Формирование и развитие содержания словесно-логических систем происходит в процессе филогенеза, т. е. развития человеческого об-

щества, развития общественного экономического мышления. Причем здесь мы имеем становление значения, которое может быть определено как филогенетическая система содержания понятия, т. е. та компонента содержания, в которой зафиксирован прошлый опыт человечества и которая носит надличностный характер и являет собой условное конвенционально закрепленное обозначение некоторого класса вещей, свойств, связей и отношений. Этими социально и культурно обусловленными значениями индивид (потенциальный менеджер) овладевает в процессе своего онтогенетического, т. е. индивидуального развития. Через эти значения он познает мир, преломляет его в своем сознании.

Но вместе с тем в процессе онтогенеза получает свое формирование и развитие субъективный или личностный смысл, который может отличаться от объективного значения знака и который в большей степени ретранслируется групповым экономическим мышлением. Это различие будет обусловлено теми связями и отношениями, в которые вступает индивид в своей жизни - микросреда его пребывания, например семья.

Соответственно, для каждого эти связи и отношения индивидуальны. Поэтому и смыслы будут также индивидуальны, и, как следствие, также индивидуальна будет эффективность управления социально-экономическими системами. Таким образом, синтез значения и смысла и определяет содержание словесно-логических систем, которыми оперирует субъект, определяет содержание, которое являет собой качество понимания объектов экономической действительности, глубину проникновения в их сущность, а значит, и вариативность их организации для достижения поставленных целей.

Этот синтез прошлого опыта человечества, который носит надличностный характер и являет собой условное конвенционально закрепленное обозначение некоторого класса вещей, свойств, связей и отношений экономической действительности, а также субъективного или личностного смысла, полученного в процессе индивидуальной экономической социализации, и составляет содержание индивидуального экономического мышления, которое мы развиваем, «превращаем» в экономическое мышление менеджера.

Но обратим внимание, что индивид выступает в качестве объекта, который интериоризи-рует, овладевает, усваивает лишь то, что предлагает ему среда. Другими словами, индивид, находящийся в одной социально-экономиче-

ской среде и получающий соответствующее качество экономической социализации, будет отличаться от индивида, социализирующегося, обучающегося и воспитывающегося в другой среде.

Поэтому соответствующим образом сформированное экономическое мышление, как это было упомянуто нами выше, справедливо будет обозначить как объектное экономическое мышление, с которого, как мы заявляем, основываясь на методологии деятельностного подхода, и начинается любое развитие экономического мышления, в особенности экономическое мышление менеджера.

Таким образом, следует иметь ввиду пер-востепенность употребления «знака-значения» во внешней деятельности. То есть, для того чтобы нечто стало содержанием индивидуального экономического мышления, оно должно прежде иметь место в групповом и общественном экономическом мышлении. Другими словами, некто или нечто должно обусловить развитие экономического мышления менеджера. В любом случае, субъект экономической деятельности будет осуществлять свою и внутреннюю, и внешнюю экономическую мыследеятельность посредством тех экономических логико-семиотических систем, образов, действий, которые он интериоризировал, т. е. «перевел» извне во внутренний план.

Интериоризированные паттерны экономической мыследеятельности претерпевают свои изменения, делаются менее осознанными, что, с одной стороны, упрощает ориентацию в ситуации и принятие решений экономическим субъектом, так как иногда можно довериться своей экономической интуиции и действовать быстро, спонтанно. Но, с другой стороны, такое неосознаваемое реагирование может обусловить экономическую стереотипность, негибкость, а значит, и малую адаптируемость. Этот момент становится особенно очевидным, когда мы говорим о необходимости функционирования менеджера в актуальных условиях повышенной неопределенности.

То есть, мы видим, как внешняя экономическая действительность детерминирует внутреннюю экономическую ментальность. Данную приоритетность особенно важно помнить, говоря о развитии экономического мышления и об экономическом образовании в целом.

Особенностью функционирования человеческого мышления в целом является то, что человек как субъект мыследеятельности способен к овладению связью между знаками и их значениями и использованию речи как средст-

ва управления и самоуправления (данное положение особенно значимо в контексте развития экономического мышления менеджера именно как субъекта управления). Соответственно, экономическая эффективность и индивида, и группы, и общества в целом будет зависеть от того, какие связи, между какими явлениями действительности и между какими знаками и значениями будут установлены. Именно этим и объясняется индивидуальная экономическая эффективность одних и неэффективность других. То есть можно сказать, что качество организации экономического мышления с точки зрения вышеобозначенных позиций повышает потребительскую стоимость субъекта экономического мышления на рынке.

Овладение связью между знаками и их значениями и использование речи как средства управления и самоуправления в нашем случае рассматривается прежде всего в контексте деятельности менеджера. И обозначенное выше обстоятельство обусловливает возможность перехода на следующую стадию в развитии экономического мышления менеджера, стадию субъектного экономического мышления.

Итак, как это было раскрыто нами выше, первоначально среда формирует индивида (менеджера), полагая его в качестве объекта. Причем под средой понимаются общество, группы и другие индивиды, например родители, воспитатели в детском саду, учителя и преподаватели, как субъекты соответствующего экономического мышления. Ретранслируется увязывание знаков с определенным их экономическим содержанием-значением, ретранслируются понятия, образы, действия, формирующие некоторую картину экономической действительности.

Реципиент соответствующего качества экономического мышления на известном этапе своего развития начинает репродуцировать собственное экономическое мышление в реализуемой им хозяйственной деятельности. В нашем случае менеджер начинает вступать в экономические отношения: словами, образами, действиями оказывать влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования.

Важным для понимания является процесс и результат репродуцирования соответствующего качества экономического мышления. Однако деятельностный подход расширяет понимание ведущей роли экономического субъекта (менеджера) в развитии экономического мышления, которое имеет своим источником взаимодействие индивида с экономической действительностью, с другими индивидами, носителями индивидуального, группового и общест-

венного экономического мышления, поскольку при наличии у менеджера определенных компетенций реорганизации своего объектного экономического мышления менеджер получает новое качество своего функционирования. Справедливо отметим, что интериоризация и экс-териоризация соответствующих компетенций также происходит в процессе взаимодействия индивидуального экономического мышления менеджера с групповым (и общественным) экономическим мышлением. То есть индивидуальное экономическое мышление должно быть подготовлено к тому, чтобы при помощи обладателя уже имеющегося знания выйти на новый уровень экономической мыследеятельно-сти, уровень, который потенциально возможен, но пока еще не был достигнут.

Соответственно, в процессе развития экономического мышления менеджера необходимо обусловить интериоризацию обучаемым субъектом (менеджером) эффективных паттернов управления и организации, которые он сможет использовать для самоуправления и управления, где он будет не объектом, но субъектом экономического мышления в том смысле, что его экономическое мышление управляет. И такое управление нужно будет начинать с себя, потому как возможно управлять экономическими процессами, явлениями, субъектами экономических отношений, если данный менеджер не управляет прежде всего самим собой, а является лишь репродукционером того, что однажды было интериоризировано. Субъект экономического мышления должен уметь управлять своим объектным экономическим мышлением с тем, чтобы реагировать на стимулы не реактивно, стереотипно, инерционно, но гибко и проактивно, адекватно социально-экономической ситуации. Такое качество экономического мышления нами определяется как субъектное экономическое мышление.

И только после достижения в развитии экономического мышления стадии субъектного экономического мышления, становится возможным переход от управления собой к управлению другими, т. е. к организации экономической деятельности субъектов хозяйствования опосредованно активного отражения (интерио-ризации и экстериоризации) данной деятельности в понятиях, образах, действиях с целью оптимизации распределения ограниченных ресурсов в соответствующей социально-экономической системе управления.

Третья стадия развития экономического мышления определяется нами как управленческое экономическое мышление.

Заключение. В настоящей статье на основании анализа работ по проблеме исследования обозначено понятие экономического мышления; по результатам собственных исследований и на основании теоретических положений деятельностного подхода представлено понимание экономического мышления менеджера.

Возможности развития экономического мышления менеджера рассмотрены в контексте взаимодействия субъектов индивидуальной, групповой и общественной экономической деятельности, где с точки зрения деятельност-ного подхода менеджер как субъект активности способен не к пассивному, но именно активному отражению специфики, прежде всего групповой, а далее и общественной экономической мыследеятельности.

Ввиду специфики профессиональной деятельности менеджера именно как субъекта управления, экономическое мышление менеджера понимается как процесс развития индивидуального экономического мышления субъекта экономической деятельности по стадиям объектного экономического мышления, субъектного экономического мышления и управленческого экономического мышления, где объектное экономическое мышление представляет собой начало любого развития индивидуального экономического мышления, поскольку отражает объектную, управляемую, пассивно инте-риоризирующую мыследеятельность, подчиненную специфике группового (и общественного) экономического мышления.

Субъектное экономическое мышление представляет собой первую стадию развития именно экономического мышления менеджера. Стадию, отражающую специфику деятельности менеджера именно как субъекта управления. На стадии субъектного экономического мышления менеджер, ввиду определения связей между знаками и их значениями и опосредованно понятий, образов, действий, управляет собственной экономической деятельностью в целом, а соответственно, и экономической мыследеятельностью в частности.

Стадия управленческого экономического мышления представляет собой процесс управленческой экстериоризации, когда менеджер способен не реактивно, но проактивно отражать взаимодействие индивидуального, группового и общественного субъектов хозяйствования. И именно на данной стадии индивидуальное экономическое мышление может быть идентифицировано как экономическое мышление менеджера в своем развитом состоянии,

когда менеджер способен управлять экономической деятельностью субъектов хозяйствования опосредованно активного отражения (ин-териоризации и экстериоризации) данной деятельности в понятиях, образах, действиях с целью оптимизации распределения ограничен-

ных ресурсов в соответствующей социально-экономической системе управления.

Таким образом, данные стадии развития в своей совокупности и составляют целостное содержание и логику понятия экономического мышления менеджера.

1. Богунов Л. А. Экономическое мышление в социально-экономической модернизации современной России // Вестник академии. Научный журнал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы.

- 2011. - № 4. - С. 137-139.

2. Богунов Л. А. Этимология субъектного экономического мышления // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - № 10 (249). -С. 3-8.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 26. -Ч. 3. - М., 1964.

4. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. - М. : Экономика, 1987. - 190 с.

5. Архипов А. Ю. Современное экономическое мышление: вопросы теории и практики развития : дис. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д., 1999. - 341 с.

6. Астамиров Х. У. и др. Экономическое мышление в XXI веке : моногр. / под ред. М. А. Пивоваровой. - М. : Моск. гос. ун-т печати, 2005. - 91 с.

7. Белозеров С. М. Перестройка мышления хозяйственного руководителя: содержание, пути, перспективы : учеб. пособие. - М. : АНХ СССР, 1988. - 85 с.

8. Бляхман Л. С. Перестройка экономического мышления. - М. : Политиздат, 1990. -270 с.

9. Мирошников В. И. Новое экономическое мышление: Вопросы методологии. - Харьков : Выща школа, 1989. - 183 с.

10. Попов В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. - М. : Мысль, 1981. - 239 с.

11. Скоробогатов И. Б. Хозяйственный руководитель и новое экономическое мышление. - М. : Знание, 1988. - 62 с.

12. Улыбин К. А. Современное экономическое мышление. - М. : Политиздат, 1986. -238 с.

13. Цимбалов И. П., Шевашкевич Г. М. Экономическое мышление и рыночное поведение : в 3 кн. - Саратов : СГТУ, 1996.

14. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления : пер. с англ.

- 10-е изд. - М. : Вильямс, 2005. - 544 с.

15. Борисов В. С., Оганесян Л. О., Гущина И. А. Формирование современного экономического мышления в условиях институциональных изменений // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 6. -С.127-131.

16. Газизуллин Ф. Г., Газизуллин Н. Ф. Структурообразующие элементы формирования современного экономического мышления // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4 (36). - С. 40-42.

17. Калмычкова Е. Н., Чаплыгина И. Г. Экономическое мышление: философские предпосылки. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

18. Попова А. Ф. и др. Формирование навыков экономического мышления в сфере предпринимательского менеджмента : учеб. пособие. - Челябинск : УралГУФК, 2005. - 135 с.

19. Путенихина Е. В. Экономическое мышление как объект социологического исследования: содержание, типы, условия и факторы формирования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Уфа, 2005. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Тишкова М. В. Культура современного экономического мышления : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д., 2004. -24 с.

21. Формирование нового типа экономического мышления хозяйственного руководителя : сб. науч. тр. / Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. права и психологии управления ; редкол.: А. И. Китов и др. -М. : АНХ, 1985. - 158 с.

22. Богунов Л. А. Управленческое экономическое мышление как характеристика компетенций субъекта управления (менеджера) // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. -№ 1. - С. 126-131.

23. Богунов Л. А. Понятие экономического мышления менеджера // Кадровик. - 2015. -№ 5-6. - С. 91-94.

24. Boardman J., Sauser B. Systems Thinking Coping with 21st Century Problems. - Boca Raton ; London ; N. Y. : CRC Press Taylor & Francis Group, 2008. - 240 p.

25. Chechland P. Systems Thinking, Systems Practice. - Chichester : J. Wiley and Sons, 1981. - 200 p.

26. Midgley G. Systemic intervention: philosophy, methodology, a practice. - N. Y. : Kluwer academic : Plenum, 2000. - 447 p.

27. Sherwood D. Seeing the Forest for the Trees. A Manager's Guide to Applying Systems Thinking. - London : Nicholas Brealey Publishing, 2002. - 265 p.

28. French W. L. Human Resources Management. - Boston ; Toronto ; Geneva : Houghton Mifflin Company, 1993. - 642 p.

29. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

30. Выготский Л. С. Мышление и речь. -5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

1. Bogunov, L. A. (2011), Ekonomicheskoe myshlenie v sotsial'no-ekonomicheskoi moderni-zatsii sovremennoi Rossii. Vestnik akademii. Na-ychnyi gurnal Moskovskoi akademii predprini-matel'stva pri Pravitel'stve Moskvy [Economic thinking in the socio-economic modernization of modern Russia. Herald of the Academy. Scientific journal of Moscow Academy of Entrepreneur-ship under the Government of Moscow], No. 4, pp.137-139.

2. Bogunov, L. A. (2012), Etimologiya subyektnogo ekonomicheskogo myshleniya. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki [Etymology of a subjective economic thinking. Economic Sciences and Humanities], No. 10 (249), pp. 3-8.

3. Marx, K., Engels, F. (1964), Works, vol. 26, pt. 3, Moscow.

4. Abalkin, L. I. (1987), Novyi tip ekonomi-cheskogo myshleniya [A new type of economic thinking], Moscow: Ekonomika publ., 190 p.

5. Arkhipov, A. Yu. (1999), Sovremennoe ekonomicheskoe myshlenie: voprosy teorii i prak-tiki razvitiya: dis. ... d-ra ekon. nauk [Modern economic thinking: theory and practice problems of development: dissertation], Rostov-on-Don, 341 p.

6. Astamirov, Kh. U. et al (2005), Ekonomicheskoe myshlenie v 21 veke: monografiya [Economic thinking in the 21 century: monograph], ed. by Pivovarova, M. A., Moscow: MTUP publ., 91 p.

7. Belozerov, S. M. (1988), Perestroika mysh-leniya khozyaistvennogo rukovoditelya: soder-zhanie, puti, perspektivy: uchebnoe posobie [Reconstruction of thinking of commercial director: content, ways, perspectives: textbook], Moscow: ANKh SSSR publ., 85 p.

8. Blyakhman, L. S. (1990), Perestroika eko-nomicheskogo myshleniya [Reconstruction of economic thinking], Moscow: Politizdat publ., 270 p.

9. Miroshnikov, V. I. (1989), Novoe ekono-micheskoe myshlenie: Voprosy metodologii [New economic thinking: Methodological issues], Kharkiv: High School publ., 183 p.

10. Popov, V. D. (1981), Ekonomicheskoe soznanie: sushchnost', formirovanie i rol' v sotsia-

listicheskom obshchestve [Economic consciousness: nature, formation and role in socialist society], Moscow: Mysl publ., 239 p.

11. Skorobogatov, I. B. (1988), Khozyaist-vennyi rukovoditel' i novoe ekonomicheskoe myshlenie [Commercial director and a new economic thinking], Moscow: Znanie publ., 62 p.

12. Ulybin, K. A. (1986), Sovremennoe eko-nomicheskoe myshlenie [Modern economic thinking], Moscow: Politizdat publ., 238 p.

13. Tsimbalov, I. P., Shevashkevich, G. M. (1996), Ekonomicheskoe myshlenie i rynochnoe povedenie [Economic thinking and market behavior], in 3 books, Saratov: SGTU publ.

14. Heine, P., Boutke, P., Prichitko, D. (2005), Ekonomicheskii obraz myshleniya [The economic way of thinking,], 10th ed., translation from English, Moscow: Viliams publ., 544 p.

15. Borisov, V. S., Oganesyan, L. O., Gush-china, I. A. (2014), Formirovanie sovremennogo ekonomicheskogo myshleniya v usloviyakh insti-tutsional'nykh izmenenii. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya [The development of modern economic thinking in terms of institutional changes. Theory and practice of social development], No. 6, pp. 127-131.

16. Gazizullin, F. G., Gazizullin, N. F. (2010), Strukturoobrazuyushchie elementy formi-rovaniya sovremennogo ekonomicheskogo mysh-leniya. Problemy sovremennoi ekonomiki [Structure-forming elements of modern economic thinking development. Problems of Modern Economics], No. 4 (36), pp. 40-42.

17. Kalmychkova, E. N., Chaplygina, I. G. (2009), Ekonomicheskoe myshlenie: filosofskie predposylki [Economic thinking: philosophical premises], Moscow: INFRA-M publ., 272 p.

18. Popova, A. F. et al (2005), Formirovanie navykov ekonomicheskogo myshleniya v sfere predprinimatel'skogo menedzhmenta: uchebnoe posobie [Development of skills of economic thinking in the field of entrepreneurial management: textbook], Chelyabinsk: UralGUFK publ., 135 p.

19. Putenikhina, E. V. (2005), Ekonomiche-skoe myshlenie kak obyekt sotsiologicheskogo issledovaniya: soderzhanie, tipy, usloviya i fak-tory formirovaniya: avtoref. dis. ... kand. sotsiol.

nauk [Economic thinking as an object of sociological study: content, types, conditions and development factors: Author's abstract], Ufa, 2i p.

20. Tishkova, M. V. (2004), Kul'tura sovre-mennogo ekonomicheskogo myshleniya: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Culture of a modern economic thinking: Author's abstract], Rostov-on-Don, 24 p.

21. (i985), Formirovanie novogo tipa eko-nomicheskogo myshleniya khozyaistvennogo rukovoditelya: sb. nauch. tr. [Development of a new type of economic thinking of the commercial director: scientific works], Academy of National Economy under the Council of Ministers of the USSR, Chair of law and psychology of management, editorial board: Kitov, A. I. et al., Moscow: ANKh publ., i58 p.

22. Bogunov, L. A. (20i5), Upravlencheskoe ekonomicheskoe myshlenie kak kharakteristika kompetentsii subyekta upravleniya (menedzhera). Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Managerial economic thinking as a characteristic of the competence of management subject (manager). Management in Russia and abroad], No. i, pp. i26-i3i.

23. Bogunov, L. A. (20i5), Ponyatie eko-nomicheskogo myshleniya menedzhera. Kadrovik

Сведения об авторе:

Богунов Леонид Александрович - канд. психол. наук, доцент Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева (Петропавловск, Республика Казахстан)

E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

[The concept of economic management thinking. HR manager], No. 5-6, pp. 91-94.

24. Boardman, J., Sauser, B. (2008), Systems Thinking Coping with 21st Century Problems. Boca Raton, London, New York: CRC Press Taylor & Francis Group, 240 p.

25. Chechland, P. (1981), Systems Thinking, Systems Practice. Chichester: J. Wiley and Sons, 200 p.

26. Midgley, G. (2000), Systemic intervention: philosophy, methodology, a practice. New York: Kluwer academic publ.: Plenum publ., 447 p.

27. Sherwood, D. (2002), Seeing the Forest for the Trees. A Manager's Guide to Applying Systems Thinking. London: Nicholas Brealey Publishing, 265 p.

28. Wendell, L. (1993), French Human Resources Management. Boston, Toronto, Geneva: Houghton Mifflin Company, 642 p.

29. Leontyev, A. N. (1975), Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality], Moscow: Politizdat publ., 304 p.

30. Vygotskii, L. S. (1999), Myshlenie i rech' [Thinking and speech], 5th ed., Moscow: Labirint publ., 352 p.

About the author:

Bogunov Leonid Aleksandrovich - candidate of psychological sciences, associate professor of the North Kazakhstan state university named after Manash Kozybayev (Petropavl, Republic of Kazakhstan) E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20 октября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.