УДК 332.1
DOI: 10.12737/article 58f9c4d9b9a380.88811593
Н.А. Кулагина
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
В результате подходов к пониманию сущности экономической безопасности региона и выделению важности инновационной компоненты в составе региональной хозяйственной системы представлено авторское определение дефиниции «экономическая безопасность региона», сформулирована стратеги-
ческая цель, задачи, принципы развития инновационного потенциала промышленного сектора экономики Брянской области
Ключевые слова: компонента, инновационный потенциал, регион, региональная система, угроза, экономическая безопасность.
КЛ. Ки^та
INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ENSURING ECONOMIC
SECURITY OF THE REGION
In modern conditions of economy development and strengthening of globalization processes in the world space one of the most urgent problems of the Russian Federation is the national interests' safety that assumes improvement of the managing mechanism of certain territorial subjects of the federation according to the Strategy of national security of the country. One of the leading roles in this case is assigned to innovative production by an industrial complex of economy which will provide competitiveness of national economy in accordance with the needs of world consumers.
The integration of the efforts of regional authorities and business owners has to become the practical purpose of the management mechanism of the industrial potential of the Bryansk region. It is aimed at efficiency increase of industrial potential use due to implementation of "new" industrial policy, based on intensification of innovative activity, increase of science and production interaction, improvement of the state support mechanisms.
Keywords: component, innovative potential, region, regional system, threat, economic security.
Введение
Текущее положение дел в экономике страны позволяет аргументировано сказать, что это явилось результатом повышенной роли доли сырьевого сектора в ВВП страны, а также сырьевой ориентированности экспортных потоков. Это негативным образом сказалось на состоянии отечественного промышленного сектора экономики, для которого характерна низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, не полная загрузка производственных мощностей, отсутствие отлаженных механизмов сбыта продукции, дефицит высококвалифицированных кадров и т.д.
В современных условиях динамичного развития экономики России национальные интересы страны в большей степени могут быть обеспечены за счет развития региональных экономик, которые должны обладать такими качественными характе-
ристиками как независимость, стабильность, способность к активным воспроизводственным процессам, устойчивость и т.д. Таким образом, речь идет о комплексном механизме обеспечения экономической безопасности региональных хозяйственных систем.
Сущность экономической безопасности региона
Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. под экономической безопасностью региона понимают комплекс мер, направленных на постоянное развитие и совершенствование экономики региона, основным акцентом при этом выступает механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [8, С. 76].
Несколько более полное определение, на наш взгляд, дают Гуськова Н.С., Зенякина В.Е. и Крюкова В.В. В частности, экономическую безопасность региона ав-
торы определяют как возможность действенного контроля со стороны региональных органов власти и управления за эффективностью использования ресурсного потенциала - природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, а также достижение высоких темпов экономического роста, эффективности регионального производства, повышение качества продукции, работ, услуг, демонополизации производства, повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [2, С. 76].
Таким образом, можно сказать о том, что экономическая безопасность региона представляет собой текущее состояние региональной хозяйственной системы, а также механизм управления инновационно-инвестиционным и производственным потенциалом в целях ликвидации дестабилизирующих факторов, обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни населения.
В качестве объекта экономической безопасности региона выступают географические границы отдельно взятого субъекта федерации, в пределах которых осуществляют свое функционирование хозяйствующие субъекты различных форм собственности и видов деятельности, определяющие кругооборот доходов, расходов, капитала.
Одной из существенных угроз обеспечению экономической безопасности страны, по мнению Головой И.М. в целом принято считать проблему усиливающейся инновационной недееспособности российского производственного комплекса, которая, по мнению автора, может привести к стихийному разрушению остатков обрабатывающей промышленного и в первую очередь, это касается машиностроения [3, С. 218].
По нашему мнению, данная угроза является одним из дестабилизирующих факторов региональных экономик, поэтому инновационной безопасности должна быть отведена одна из решающих ролей в стратегии регионального развития, что предполагает систематически актуализировать программы развития промышленности, в первую очередь. Это будет спо-
собствовать обеспечению конкурентоспособности производимой продукции за счет современного производственного потенциала, НИОКР, практической реализации инноваций.
Методические аспекты оценки инновационной компоненты экономической безопасности региона
Проблемам методики, методологии оценки и эффективности использования инновационного потенциала как необходимых факторов обеспечения экономической безопасности региональных хозяйственных систем уделяли свое внимание Глушак Н.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Ребрина Т.Г., Силаева В.В. [1], Козлова Е.М. [6, 7], и многих других ведущих ученых и экономистов-практиков.
Актуальность разработки современных методологических основ для оценки инновационной составляющей уровня экономической безопасности региона обусловлена следующими обстоятельствами:
- развитие регионов в решающей мере определяет состояние всего потенциала национальной экономики и защиту национальных интересов;
- необходимостью уточнения сущности и содержания понятийного аппарата инновационной компоненты экономической безопасности региона;
- потребностью в комплексном анализе международного опыта обеспечения экономической безопасности индустриальной территории на основе инновационной составляющей;
- потребностями в адекватной диагностике инновационного потенциала уровня экономической безопасности региона, основанной на комплексном экономическом анализе угроз и разработке организационно-экономического механизма системы мониторинга;
- необходимостью совершенствования механизма обеспечения инновационной устойчивости региональной экономической системы за счет снижения противоречий в системе агентских отношений.
В процессе всестороннего исследования инновационной компоненты экономической безопасности региона научной
базой выступают такие методы исследования, как системный анализ, синтез, факторный анализ, экспертных оценок, экономико-математическое моделирование, сравнения, балансовый.
Рассматривая современное состояние промышленности в условиях региональных особенностей развития Брянской области, следует выделить следующие тенденции:
- среди основных системообразующих отраслей экономического потенциала региона следует выделить предприятия обрабатывающей сферы, агропромышленного комплекса, лесного подкомплекса, строительного сектора, транспортного комплекса, связи, которые занимают более 70 % от общей величины ВРП, поэтому можно говорить об индустриальном типе экономики Брянской области;
- среди занятых в экономике региона трудовых ресурсов наибольший удельный вес приходится на обрабатывающий сектор;
- одной из острых проблем развития остается высокий уровень износа производственного потенциала, что отражается на производстве конкурентоспособной инновационной продукции. В частности, среди субъектов ЦФО Брянская область находится на 11- м месте. Если же проводить сравнение на уровне субъектов федераций, то регион занимает 45-е место, что является неприемлемым на современном этапе развития;
- перечень перспективных для развития на территории Брянской области приоритетов - машиностроительный комплекс; радиоэлектроника (ОПК);
- по-прежнему остается низкой доля инновационно-активных организаций в составе промышленного потенциала.
В качестве стратегической цели достижения экономической безопасности Правительство Брянской области считает повышение общей конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития регионального промышленного комплекса на основе повышения эффективности использования инновационного и производственного потенциала, создания новых и высокооплачиваемых рабочих мест, повышения
инвестиционной привлекательности в соответствии с Новой Федеральной и региональной политикой.
Для достижения стратегической цели были выделены следующие взаимосвязанные задачи:
1) обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции в условиях динамично развивающейся рыночной среды;
2) разработка направлений повышения эффективности использования производственного потенциала за счет инновационно-инвестиционной привлекательности, активизации внешнеэкономической деятельности, оптимизации логистических потоков [5, С. 318];
3) создание высокотехнологичных производств на основе стратегической реструктуризации промышленности региона, основой которой являются современные формы организации производства (кластеры, государственно-частное партнерство и др.), сокращение неэффективных видов экономической деятельности, экспорто-ориентированность, импортозамещение, рост производительности труда;
4) разработка сценариев развития промышленного сектора Брянской области, учитывающих развитие инновационного, производственного, инвестиционного потенциалов, увеличение объема производства продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства, а также требования рынка;
5) совершенствование политики управления человеческим капиталом в промышленном секторе экономике, предполагающей использование современных инструментов мотивации персонала, рост интеллектуального капитала, реструктуризацию системы подготовки кадров, уменьшение дефицита кадров рабочих специальностей, создание новых и высокооплачиваемых рабочих мест и т.д.
6) увеличение объема производства высокотехнологической продукции, в том числе на основе трансферта технологий, с высоким уровнем автоматизации технологических процессов и производств, повышение их безопасности, экологичности производства;
7) совершенствование инфраструктуры промышленности региона, а также активизация политики по созданию малых инновационно-активных бизнес-структур.
Поставленные задачи прямо соотносятся с положениями Концепции федеральной целевой подпрограммы «Национальная технологическая база», в которой особое внимание отведено традиционным секторам промышленного сектора экономики. В данном документе отмечено, что необходимо максимально концентрировать ресурсы в целях обеспечения конкурентоспособности промышленного потенциала за счет создания новых производств, специализирующихся на выпуске продукции, востребованной на мировой арене, что становится невозможным без совершенствования технологических процессов.
Основные целевые индикаторы развития промышленного комплекса Брянской области на период до 2020 года руководством региона определены следующим образом:
- объем валового регионального продукта Брянской области в 2020 году по прогнозу составит около 422,7 млрд. рублей или 116,1 процента к уровню 2014 года в сопоставимых ценах;
- индекс промышленного производства в 2020 году составит 138 процентов к уровню 2014 года в сопоставимых ценах;
- индекс производительности труда в 2020 году составит 130 процентов к уровню 2014 года;
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2020 году составит около 13 процентов, что в 2 раза выше уровня 2014 года.
Основными принципами инновационной составляющей экономической безопасности Брянской области, по нашему мнению, являются следующие:
- инновационно-ориентированный подход в связи с повышением требований потребителя к промышленной продукции;
- поиск новых рынков и деловых партнеров, что позволить получить синер-гетический эффект от совместного сотрудничества;
- развитие конкурентной среды бизнеса за счет поддержки НИОКР, создание конкурентных преимуществ промышленной продукции, позволяющих обеспечить гарантированный спрос;
- кластерный подход к решению проблем повышения эффективности промышленного производства, предполагающий широкое использование механизмов федеральных и региональных производственно-технологических программ и проектов [4, С. 292];
- ориентация промышленной политики на синергию макро- и микро- среды бизнеса.
Комплексная программа обеспечения экономической безопасности региона за счет активизации инновационной компоненты должна представлять собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных:
- на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- совершенствование механизма взаимодействия бизнеса и власти, в том числе и за счет ГЧП;
- внедрение механизмов бережливого производства на промышленных предприятиях;
- совершенствование мер государственной поддержки инновационно-активных бизнес-структур;
- интеграцию науки и производства через создание эффективной системы поощрений в виде грантов, премий и т.д.;
- инвестирование в человеческий капитал, в целях последующего получения инновационной продукции и т.д.
Эффективная реализация программы развития требует максимальных усилий от органов регионального управления, что должно найти практическое применение через разработку программы развития инновационно-активного сектора экономики [9, С. 354].
Заключение
Задачей адекватной оценки инновационной компоненты уровня экономической безопасности региональной хозяйст-
венной системы, является оперативный контроль уровня экономической безопасности с позиции текущего положения дел и дальнейшего развития за счет управления конкурентными преимуществами индустриальной территории.
Каждый из субъектов, входящих в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глушак, Н.В. Управление инновационными процес-
сами в экономики как мера обеспечения экономической безопасности страны/ Н.В. Глушак Н.В., М.А. Муравьева, О.Г. Назарова, Т.Г. Ребрина, В.В. Силаева // Казанская наука. - 2015. - № 2. - С. 61-63.
2. Гуськов, Н.С. Экономическая безопасность регионов России / Н.С. Гуськов, В.Е. Зенякин, В.В. Крюков. - М.: Алгоритм, 2000. - 287 с.
3. Голова, И.М. Обоснование стратегических приоритетов обеспечения инновационной безопасности регионального развития // Экономика региона. -2014. - №3. - С. 218-232.
4. Дадыкина, О.В. Оценка минерально-сырьевого потенциала строительного кластера в части обеспечения экономической безопасности региона/ О.В. Дадыкина //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - №3(55). -С. 291-298.
5. Ивашкина, Т.В. Методы управления процессами технического обслуживания и ремонтами социально-экономических систем на основе Business intel ligence / Т.В. Ивашкина, О.Д. Казаков // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов/под ред: О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. - Брянск: БГТУ, 2016. - С. 317-321.
6. Козлова, Е.М. Подходы, классификации видов инновационного потенциала/ Е.М. Козлова// Европейский журнал социальных наук. - 2014. -№5(44). - Том 2. - С. 410-414.
7. Козлова, Е. М. Паспорт инновационного развития в
контексте инвестиционной политики организации/ Е.М. Козлова // Современные научные исследования. Выпуск 3 // Концепт. - 2015.
8. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов/ В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвли. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 352 с.
9. Панасюгина, Е.В. Синергетический бенчмаркинг как метод обеспечения экономической безопасности / Е.В. Панасюгина, О.Д. Казаков // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов /под ред: О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. - Брянск: БГТУ, 2016. - С. 352-355.
состав РФ должен самостоятельно определять целевую направленность экономической безопасности, которая должна отражаться в стратегии социально-экономического развития и системном мониторинге факторов дестабилизации и развития комплексных кризисных явлений.
1. Glushak, N.V. Management of innovative processes in the economy as a measure of an economic security of the country / N.V. Glushak, M.A. Muravyeva, O.G. Nazarova, T.G. Rebrina, V.V. Silayeva // Kazan science. - 2015. - № 2. - P. 61-63.
2. Guskov, N.S. Economic safety of regions of Russia / N.S. Guskov, V.E. Zenyakin, V.V. Kryukov. - M.: Algorithm, 2000. - 287 p.
3. Head, I.M. Reasons for strategic priorities of innovative
safety of regional development // Region Economy. -2014. - № 3. - P. 218-232.
4. Dadykina, O.V. Evaluation of mineral resources potential of a construction cluster in safeguarding of economic safety of the region / O.V. Dadykina // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2015. - №. 3 (55). - P. 291-298.
5. Ivashkina, T.V. Methods of processe management of maintenance and repairs of socio-economic systems on the basis of Businessintelligence / T.V. Ivashkina, O.D. Kazakov // Innovative and industrial potential of economy development of regions / under the editorship: O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Gracheva, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2016. - P. 317-321.
6. Kozlova, E.M. Approaches, classifications of innovative potential types / E.M. Kozlova // European Journal of social sciences.-2014. - № 5(44). - Volume 2. - P. 410-414.
7. Kozlova, E.M. Kozlova, E.M. Passport of innovative development in the context of investment policy of organization / E.M. Kozlova // Modern scientific research. Issue 3 - Concept. - 2015
8. Krivorotov, V.V. Economic secirity of the state and regions / V.V. Krivorotov, A.V. Kalina, N.D. Eriash-vli. - M.: Unity-Dana, 2011. - 352 p.
9. Panasyugina, E.V. Synergy benchmarking as a method of economic safety / E.V. Panasyugina, O.D. Kazakov // Innovative and industrial potential of economy development of regions / under the editorship: O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Gracheva, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2016. - P. 352-355.
Сведения об авторах:
Кулагина Наталья Александровна,
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой
«Экономика, организация производства, управление»
Брянского государственного технического университета, Телефон:(4832) 588225, E-mail: [email protected]
Статья поступила в редколлегию 14.07.2016. Рецензент: д-р экон. наук, профессор, зав кафедрой «Таможенное дело и маркетинг" Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского Глушак Николай Владимирович
Kulagina Natalya Aleksandrovna
D. Ec., Prof., Prof.,
Head of the Dep. "Economics, Organization of Production, Running the Enterprise" Bryansk State Technical University