Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Инновационное развитие / Глобальный инновационный индекс / Экспорт высокотехнологичной продукции / Совместные исследования / НИР / Цифровая трансформация экономики / BRICS / Innovative development / GII / High-tech exports / Joint research / R&D / Digital transformation of economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максакова Мария Андреевна, Ткаченко Софья Сергеевна

В статье рассматривается современный уровень инновационного развития стран БРИКС с учетом присоединения новых членов, а также особенности его влияния на внешнеэкономическую деятельность стран. Несмотря на разный уровень технологического развития стран БРИКС, несовпадающие цели и разные возможности повышения инновационного потенциала экономики, в рамках сотрудничества внутри БРИКС осуществляются важные научные проекты, совершенствуется общая нормативная база в области цифровой трансформации, осваиваются новые технологии в целях повышения эффективности традиционных отраслей экономики. Исследование выявило значительный потенциал использования инновационных технологий для углубления взаимных и внешних экономических связей стран БРИКС и преодоления имеющихся сдерживающих факторов развития в условиях перехода к новому технологическому укладу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максакова Мария Андреевна, Ткаченко Софья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BRICS COUNTRIES AND ITS IMPACT ON THEIR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

The article examines the current level of innovative development of the extended BRICS union, as well as the influence technological progress has on their foreign economic activity. With the different levels of technological development, the mismatched goals and different innovative potential of the national economies, important scientific projects are being carried out, along with the efforts to improve digital transformation regulations. New technologies are implemented to upend traditional sectors of economy and boost efficiency. The study revealed a significant potential of using innovative technologies to deepen mutual and external economic relations of BRICS countries as well as to overcome existing constraints in the context of the new technological order forming.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BRICS COUNTRIES AND ITS IMPACT ON THEIR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

МАКСАКОВА Мария Андреевна

Заведующая кафедрой МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), ведущий научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН, канд. экон. наук, доцент

Maria A. MAKSAKOVA

Head of the Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs (Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation); Leading Research Fellow (Center for Eastern European Studies Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences), PhD, Associate Professor

ТКАЧЕНКО Софья Сергеевна

Аспирантка 2 года обучения Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

Sofia S. TKACHENKO

Second-year PhD student (World Economy) of Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается современный уровень инновационного развития стран БРИКС с учётом присоединения новых членов, а также особенности его влияния на внешнеэкономическую деятельность стран. Несмотря на разный уровень технологического развития стран БРИКС, несовпадающие цели и разные возможности повышения инновационного потенциала экономики, в рамках сотрудничества внутри БРИКС осуществляются важные научные проекты, совершенствуется общая нормативная база в области цифровой трансформации, осваиваются новые технологии в целях повышения эффективности традиционных отраслей экономики. Исследование выявило значительный потенциал использования инновационных технологий для углубления взаимных и внешних экономических связей стран БРИКС и преодоления имеющихся сдерживающих факторов развития в условиях перехода к новому технологическому укладу.

ABSTRACT

The article examines the current level of innovative development of the extended BRICS union, as well as the influence technological progress has on their foreign economic activity. With the different levels of technological development, the mismatched goals and different innovative potential of the national economies, important scientific projects are being carried out, along with the efforts to improve digital transformation regulations. New technologies are implemented to upend traditional sectors of economy and boost efficiency. The study revealed a significant potential of using innovative technologies to deepen mutual and external economic relations of BRICS countries as well as to overcome existing constraints in the context of the new technological order forming.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

БРИКС, Инновационное развитие, Глобальный инновационный индекс, Экспорт высокотехнологичной продукции, Совместные исследования, НИР, Цифровая трансформация экономики

KEY WORDS

BRICS, Innovative development, GII, High-tech exports, Joint research, R&D, Digital transformation of economy

Введение

В современных условиях происходит формирование нового технологического уклада, способного привести к принципиально новой системе функционирования мирового хозяйства. Освоение и способность производить наиболее важные технологии становится критически значимым условием для обеспечения национальной экономикой своей независимости и способности построить процесс создания товаров и услуг на принципиально новых технологических началах. Также наблюдающиеся в последнее время в мировой экономике процессы фрагментации, напряжённости и неопределенности вынуждают государства постепенно выходить из положения технологически зависимых и стремиться к технологическому суверенитету при одновременном укреплении внутрирегиональных и внутриблоковых торговых отношений.

В 2024 г. состав БРИКС расширился и на данный момент объединение включает в себя Бразилию, Россию, Индию, Китай, ЮАР, а также присоединившиеся к ним ОАЭ, Иран, Саудовскую Аравию, Египет и Эфиопию [1]. Страны, являющиеся важными экономическими игроками в межрегиональном или общемировом масштабе, могут рассматриваться как объединение, способное в перспективе стать одним из наиболее значимых центров нового экономического миропорядка. Особую значимость в развитии БРИКС приобретает инновационный фактор, поскольку достижение технологического суверенитета и избавление от технологической зависимости от западных государств является ключевой целью на пути к формированию многополярного мирового порядка. При этом стоит отметить, что страны БРИКС даже в своём первоначальном составе являлись достаточно неоднородными с точки зрения уровня технологического развития.

Таблица 1

Позиции стран БРИКС в Глобальном инновационном рейтинге 2023 г.

Страна Позиция в глобальном инновационном рейтинге 2023 г.

Китай 12

ОАЭ 32

Индия 40

Саудовская Аравия 48

Бразилия 49

Россия 51

ЮАР 59

Иран 62

Египет 86

Эфиопия 125

Источник: составлено по данным [2].

С точки зрения инновационного развития можно сказать, что новые страны объединения в большинстве своем соответствуют среднему уровню развития стран-основательниц и во многом консолидация их усилий в области высоких технологий может быть плодотворна. Одними из основных факторов повышения экономических связей между странами БРИКС, наращиванием их технологического потенциала и эффективным инновационным развитием их экономик является создание условий для обмена знаниями, развитие человеческого потенциала, устранение имеющихся барьеров, имплементация инноваций и ключевых технологий в широкий спектр отраслей экономики, принятие решительных шагов по сокращению технологического отставания одних стран-членов от других, наращивание потоков взаимных инвестиций в научные и высокотехнологические проекты, а также успешное развитие лидерами объединения ключевых технологических новшеств.

Состояние и уровень развития инноваций в странах БРИКС и его потенциальное влияние на внешнюю торговлю

В основе технологического сотрудничества между странами блока лежит «Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций…» [3], который предполагает совещания министров, а также других высших должностных лиц в области науки и инноваций. Также был создан Управляющий комитет БРИКС в области науки, технологий и инноваций. Совместное финансирование научных проектов осуществляется в виде грантов, выдаваемых победившим в конкурсе проектам. По количеству победивших в конкурсе на соискание грантов проектов выиграли научно-исследовательские проекты из России, Индии и Китая, составив порядка 30 проектов от каждой страны. Благодаря совместным научным исследованиям, осуществляется обмен знаниями и информацией между научными сотрудниками стран. Также в рамках БРИКС действует программа BRICS GRAIN, позволяющая учёным из стран-партнёров получить доступ к инфраструктуре, используемой для сложных научных исследований. Россия и Индия открыли доступ к шести объектам инфраструктуры, Китай и Бразилия - к четырём, ЮАР к одному. Примерами участвующих в проекте инфраструктурных объектов являются лаборатория синхротронного света «Сириус» в Бразилии, Сверхпроводящий токамак EAST в Китае, Импульсный реактор ИБР-2 в России [4]. Тем не менее, несмотря на наличие совместных проектов и сотрудничество стран в области инновационного развития, каждая страна имеет свою стратегию инновационного развития и свои интересы в этой области. С приходом в объединение новых участников данные цели становятся ещё более разнородными.

Китай является безусловным лидером в области внедрения и освоения инноваций среди стран БРИКС (см. Таблицу 2). В последние годы страна тратит значительную часть своего ВВП на поддержку и развитие высоких технологий. При этом в Китае, как и во многих других странах БРИКС развито государственное финансирование научных исследований, осуществляющееся через венчурные фонды. Однако, в последнее время в стране развивается рынок частного финансирования, в основном за счёт крупных технологических компаний, осуществляющих исследования и разработки для своих проектов. Большинство стран БРИКС тратят менее 1% своего ВВП на НИР, что при низком уровне первого показателя сказывается на совокупном отчислении на исследования и разработки. Помимо Китая в БРИКС по объёмам расходов на НИР, кратно превышающих показатели других государств-членов в денежном выражении, можно выделить Индию, Бразилию и Россию. Тем не менее, для интенсивного инновационного роста и генерации прорывных технологий данным странам недостаточно текущего уровня расходов на НИР. По большей части, уровень расходов на НИР и степень инновационности экономики в странах БРИКС коррелируют, при этом текущий уровень развития инноваций в странах достаточно низок для того, чтобы стать точкой роста для наиболее передовых технологий, в т.ч. в силу существенного недофинансирования. Однако, вопрос недостаточного инвестирования в НИР также может быть отчасти нивелирован возможностью совместных исследований и зарубежных проектов.

Таблица 2

Расходы стран-членов БРИКС на НИР в разные годы

Страна Расходы на НИР

(в % от ВВП) Расходы на НИР

(млн долл. США)

Китай 2,43 (2021) 433

Бразилия 1,15 (2020) 17

Египет 0,91 (2021) 3,8

Эфиопия 0,27 (2017) 0,22

Иран 0,79 (2019) 2,2

Россия 1,09 (2020) 16,2

Саудовская Аравия 0,45 (2021) 3,9

ЮАР 0,6 (2020) 2

Индия 0,65 (2020) 17,3

ОАЭ 1,5 (2021) 6,2

Источник: рассчитано по данным [5, 6]

Как видно из представленной таблицы, остальные страны БРИКС существенно отстают от лидеров как с точки зрения расходов на НИР, так и с точки зрения уровня инновационности экономики. Сотрудничество менее развитых стран с лидерами блока может помочь сократить отсталость данных государств и заложить основу для разработки собственных технологий в целях развития национальной экономики. При этом стоит отметить, что потенциал развития в странах БРИКС довольно велик и в некоторых отраслях блок добился значительных успехов. По данным Глобального инновационного индекса (GII), ежегодно публикуемого ВОИС и раскрывающего основные тенденции, успехи, сдерживающие факторы и эффективность инновационного развития национальных экономик, на 2020 г. страны БРИКС обладали следующими преимуществами и недостатками (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Некоторые из преимуществ и сдерживающих инновационное развитие факторов для стран БРИКС в 2020 г.

Страна Преимущества Недостатки

Бразилия Расходы на образование, Размеры внутреннего рынка, Платежи по ИС Институты, Лёгкость начала бизнеса, Инфраструктура, Валовое накопление капитала

Россия Высшее образование в области науки и техники, Размер внутреннего рынка, Выработка электроэнергии, Численность занятых в наукоёмких отраслях, Электронное правительство Качество регулирования, Инвестиции, Доступность микрофинансирования, Институты

Индия Электронное правительство, Экспорт в области ИКТ, Размеры внутреннего рынка, Капитализация рынка Лёгкость начала бизнеса, Нехватка учителей, Инфраструктура

Китай Расходы на НИР, Число патентов, Размер внутреннего рынка, Развитие экономики знаний Энергоёмкость ВВП, Качество регулирования, Экология

ЮАР Расходы на образование, Платежи по ИС, Капитализация рынка, Внутреннее кредитование частного сектора Нехватка учителей, Валовое накопление капитала, Приток иностранных инвестиций, Высшее образование

Источник: [7]

Среди общих для стран БРИКС проблем можно выделить регуляторные недостатки, связанные с низкой эффективностью управления, недостаточно высокое качество инфраструктуры. Также для многих стран БРИКС насущной проблемой является нехватка преподавательских кадров и недостаточный уровень образования населения. При этом одним из важнейших преимуществ данных стран являются значительные человеческие ресурсы, увеличивающие размеры внутреннего рынка и повышающие потенциальное число занятых в наукоёмких отраслях. На данный момент только Россия, Китай, Индия, а также отчасти Бразилия могут рассматриваться как страны, где доля задействованных в данных сферах высока. При этом несмотря на относительно позитивные показатели, не стоит забывать о наблюдающейся в странах «утечке умов», в результате которой выгоду от приобретённых знаний получают иностранные государства. Перспективной видится практика обмена знаниями внутри БРИКС и широкомасштабного движения учёных между странами объединения, однако, учитывая обособленность и собственные стратегии развития членов БРИКС, пока такие инициативы могут развиваться только вне разработки критических технологий Индустрии 4.0. Для некоторых из лидеров стран БРИКС также характерен высокий уровень развития ИКТ и услуг электронного правительства, что более вероятно может стать предметом заимствования менее технологически развитыми странами у государств-лидеров, а также послужить импульсом для совершенствования внешнеторговых операций в этих странах и в значительной нивелировать проблемы сложности ведения и учреждения бизнеса.

Развитие инновационного потенциала способно привести к созданию конкурентоспособной продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Информационные технологии напрямую влияют на организацию внешнеэкономической деятельности стран, позволяют быстрее и эффективнее производить расчёты, доставку и планирование поставок товаров и услуг. При этом стоит отметить, что, несмотря на активное развитие ИКТ в некоторых странах БРИКС, объединение в составе пятёрки отставало от средних показателей стран ОЭСР не только по уровню использования информационных технологий, но и уровню занятости в отраслях, где активно применяются ИКТ [7]. При этом, объём высокотехнологичного экспорта стран БРИКС за исключением Китая невелик (рис. 1), впрочем, доля таких товаров в совокупном экспорте Китая в 2022 г. резко упала с 30% до 23 %.

Рис. 1 Объём высокотехнологичного экспорта некоторых стран-членов БРИКС с 2007 по 2022 гг. (млрд долл.)

Источник: [8]

Однако, сравнительно малые доли стран в экспорте высокотехнологичных товаров не означают, что их использование не влияет на внешнеэкономическую деятельность. Напротив, инновации прочно входят в организацию внешнеэкономической деятельности от стадии её планирования до реализации. Например, в такую важную и при этом традиционную отрасль как сельское хозяйство, в странах БРИКС внедряются новые технологии, повышающие эффективность производства.

Таблица 4

Использование некоторыми странами-членами БРИКС инновационных технологий в сельском хозяйстве

Технология Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Новейшее ПО + + + - +

Беспилотники + + + - +

Спутниковое земледелие - + + - +

ИИ для повышения урожайности - - + + -

Онлайн-Платформы + + + + -

Источник: [9]

Такие технологии как искусственный интеллект или интернет вещей способны кратно повысить эффективность сотрудничества между экономическими агентами стран. В любой отрасли использование информационных технологий позволяет более эффективно наладить производство, управлять финансами, складской деятельностью. Технологии блокчейн позволяют надёжно обмениваться информацией и упрощать взаимодействие между контрагентами в любой сфере деятельности. Таким образом, потенциал сотрудничества стран объединения велик и позволит охватить множество направлений деятельности, повышая экспортный потенциал входящих в него государств. Для тех стран, которые не обладают подобными технологиями, сотрудничество станет дополнительной возможностью получить их, а для стран-производителей - расширить рынки сбыта.

Также с развитием информационных технологий страны БРИКС смогут более эффективно решать некоторые имеющиеся проблемы, связанные с углублением процессов экономической интеграции. Среди сдерживающих факторов инновационного развития БРИКС можно выделить следующие:

1. Языковые барьеры;

2. Удалённость участников друг от друга;

3. Визовый режим между странами-участницами;

4. Транспортные расходы;

5. Недостаточная координация сотрудничества по наиболее перспективным отраслям деятельности;

6. Разрыв в уровне развития стран-участниц;

Некоторые из данных проблем можно будет решить при помощи внедрения информационных технологий. Например, технологии искусственного интеллекта позволяют быстро и надёжно переводить документы на любой язык, в результате чего коммуникация между странами будет осуществляться быстрее. ERP-технологии для бизнеса способны сократить транспортные расходы на перевозку товаров, повышая ценовую привлекательность экспортируемого товара. Технологии электронной таможни позволят ускорить и упростить товарооборот между государствами. Также информационные технологии способны нивелировать проблему удалённости контрагентов друг от друга. Например, многие индийские и российские ИТ-специалисты занимаются разработкой программного обеспечения на заказ или осуществляют проекты для зарубежных компаний, не покидая свою страну.

Многие из перечисленных цифровых решений внедряются или развиваются в БРИКС, однако, стоит отметить, что не все члены объединения обладают и развивают их успешно. Тем не менее, цифровые технологии в той или иной степени затронули процессы развития внешнеторговой деятельности во всех странах-членах БРИКС. Применение внешнеторговыми компаниями и правительствами стран БРИКС технологий при осуществлении внешнеэкономической деятельности включает в себя несколько направлений, таких как Интернет-отслеживание движения товаров, роботизация, электронная таможня, кибербезопасность [10]. Каждое направление представляет собой комплекс сопутствующих международным экономическим операциям процессов, значительно упрощающих ведение внешнеэкономической деятельности, ускоряющих взаимный товарообмен, повышающих её безопасность и эффективность. Среди прочих технологий, которые могут значительно упрощать и совершенствовать процессы международной торговли между странами объединения и внешними контрагентами можно назвать следующие: чат-боты, голосовое управление, системы электронных платежей, интернет вещей [11].

В случае углубления внешнеэкономических связей между странами БРИКС, потенциально перспективными направлениями развития могут стать те отрасли, в которых успехов добились отдельно взятые страны-члены: микроэлектроника, автомобилестроение, компьютерная техника, ИКТ, атомная энергетика, водородная энергетика, фармацевтика, мобильная электроника, нейротехнологии, космические технологии, биотехнологии. Укрепление внутриблоковой торговли создает предпосылки для расширения деятельности государств, занимающих значительную долю рынка по данным отраслевым направлениям, тогда как менее успешные в данных сферах страны получат шанс повысить уровень развития национальной экономики за счёт технологической кооперации. Среди основных направлений сотрудничества стран БРИКС также можно отметить фотонику, нанотехнологии, ИКТ, возобновляемые источники энергии, биотехнологии, усовершенствованные вычислительные системы, сотрудничество в области противодействия стихийным бедствиям, геопространственные технологии и проч. [12]

При этом стоит отметить, что технологический разрыв между странами-участницами в результате сотрудничества маловероятно сократится значительно. Объективные лидеры блока продолжат развитие более высокими темпами по сравнению с остальными членами БРИКС. Тем не менее, консолидация усилий в области инновационного развития послужит началом для более плодотворного совместного развития, поможет создать дополнительные условия для активизации экспортно-импортных операций между странами.

Показатели внешней торговли России со странами БРИКС

Рассматривая потенциальные преимущества для России с точки зрения развития торговых отношений со странами БРИКС, как первоначальными членами организации, так и вновь вступившими в неё государствами, можно отметить, что интенсивность торговли неоднородна. За исключением Китая в 2021 г. доли стран БРИКС и будущих членов объединения были незначительны, однако, с разворотом товарных потоков в дружественные государства ситуация вероятнее всего изменится.

Таблица 5

Доли стран БРИКС в совокупном экспорте России в 2021 г.

Страна Доля в совокупном экспорте России (%)

Бразилия 1

Китай 13,8

ОАЭ 1

ЮАР 0,07

Индия 1,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иран 0,61

Саудовская Аравия 0,4

Эфиопия 0,03

Египет 0,85

Источник: рассчитано по [13, 14]

Учитывая тот факт, что в декабре 2023 г. было подписано полноформатное соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, которое сменило временное соглашение, действовавшее с 2019 г., с того же года действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, а переговоры о зоне свободной торговле между ЕАЭС и Египтом находятся на завершающей стадии, можно говорить о формировании регуляторной основы для сотрудничества со странами БРИКС и постепенном росте значимости данных стран в товарообороте России. При этом существующие проблемы, в т.ч. такие как географическая удалённость и отсутствие налаженных внешнеэкономических связей будут способствовать скорее постепенному, нежели интенсивному развитию торгового сотрудничества. При этом для анализа потенциала наращивания внешнеэкономических связей следует оценить текущее состояние торговли между Россией и странами-партнёрами на основе индекса интенсивности торговли по имеющимся на 2021 г. данным (рис. 2).

Рис. 2 Индекс интенсивности торговли России со странами БРИКС

Источник: рассчитано по [14, 15]

В целом показатели свидетельствуют о достаточно низком уровне интенсивности торговли России с большинством стран БРИКС. Лишь у трёх стран-партнёров из девяти значение индекса превышает единицу (Египет - 2,57, Иран - 1,99, Китай - 1,13) и ещё у одной приближается к данному значению (Бразилия – 0,89), Наименьших значений достигает показатель интенсивности торговли России и ЮАР (менее 0,17). В 2021 г. на весьма низком уровне было значение индекса, отражающего интенсивность торговли между Россией и Индией (0,61), что говорит о значительном нереализованном потенциале развития торговых отношений между двумя странами. В силу сложившихся географических и исторических особенностей, торговля между Россией и странами БРИКС долгое время не выходила на высокий уровень, однако, учитывая активные шаги по налаживанию двусторонних торговых отношений с рядом зарубежных государств, в т.ч. в рамках заключаемых соглашений о формировании ЗСТ, ситуация может измениться в лучшую сторону.

Для сбалансированного развития БРИКС и отдельных стран-членов необходимо стремиться к достижению более диверсифицированного товарооборота и повышению доли товаров с высокой степенью обработки. На текущий момент структура товарооборота стран БРИКС не отличается высокой степенью технологичности, однако, именно товары с высокой степенью обработки составляют значительную долю поставок России в данные страны (табл. 6).

Таблица 6

Основные статьи экспорта России в страны БРИКС в 2021 г.

Страна Статьи экспорта России

Бразилия Продукция химической промышленности, Минеральные продукты, Металлы, Машины и оборудование, Продовольствие

Китай Минеральные продукты, Древесина, Металлы, Продовольствие, Продукция химической промышленности

ОАЭ Минеральные продукты, Драгоценные металлы, Машины и оборудование, Продукция химической промышленности, Металлы, Продовольствия

ЮАР Продукция химической промышленности, Минеральные продукты, древесина, Продовольствие, Машины и оборудование,

Индия Минеральные продукты, Машины и оборудование, Драгоценные металлы, Продукция химической промышленности, Металлы, Продовольствие

Иран Продовольствие

Саудовская Аравия Минеральные продукты, Продовольствие, Металлы, Продукция химической промышленности, Древесина, Машины и оборудование

Эфиопия Продовольствие, Машины и оборудование, Металлы, Продукция химической промышленности,

Египет Продовольствие, Металлы, Машины и оборудование, Древесина

Источник: [14]

Также следует отметить, что структура экспорта России в страны БРИКС отличается довольно высокой долей несырьевого неэнергетического экспорта и в целом положительным сальдо внешнеторгового оборота России со всеми перечисленными странами за исключением Китая. Это говорит о заинтересованности стран в российской продукции с более высокой степенью обработки и конкурентоспособности такой продукции на рынке государств БРИКС. Касательно импорта России из данных стран стоит отметить, что ключевые статьи варьируются в зависимости от страны, однако, в основном характерно преобладание продовольственных товаров в поставках в Россию, при этом весьма велика доля более технологичных товаров, например, машин и оборудования, причём не только китайского происхождения, но и товаров из таких стран, как Бразилия и ОАЭ. При анализе товарной структуры торговли также можно выделить металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности.

Роль БРИКС в цифровой трансформации экономики

В последнее десятилетие ведущими странами мира предпринимаются усилия по выработке «единых цифровых повесток» и поиску совместных эффективных решений и механизмов регулирования процессов цифровизации на межгосударственном уровне. Некоторые страны уже объединили свои усилия по цифровизации. Для России такой вопрос актуален как в рамках Евразийского экономического союза, так и общей синхронизации цифровой повестки с общемировыми трендами и в рамках формата БРИКС. Формат экономического взаимодействия стран БРИКС является примером активного продвижения цифровой повестки на трансрегиональном уровне.

Страны БРИКС в составе пятерки выделяют развитие сферы информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики как среди приоритетов национального развития, причем не только в сфере макроэкономической политики, но и в вопросах обеспечения кибербезопасности и взаимной торговли, так и среди приоритетов межгосударственного, трансрегионального взаимодействия.

В рамках БРИКС цифровая повестка в качестве самостоятельного направления начала развиваться сравнительно недавно. Вопросы цифровой трансформации изначально рассматривались фрагментарно в рамках повестки научно-технического сотрудничества БРИКС, а позже как неотъемлемый элемент повестки в области информационно-коммуникационных технологий. В 2015 г. в рамках российского председательства впервые прошла встреча министров стран БРИКС, ответственных за развитие ИКТ, на котором были заявлены приоритеты многостороннего взаимодействия, включающие вопросы экономического характера, диверсификации глобального рынка программного обеспечения и информационно-технического оборудования, а также проблемы политического взаимодействия, прежде всего вопросы сотрудничества в сфере международной информационной безопасности [16]. По итогам встречи министры утвердили план долгосрочного сотрудничества [17] и приняли решение о создании специальной рабочей группы, задачей которой стала подготовка рекомендаций по развитию сотрудничества в сфере ИКТ для дальнейшего утверждения на уровне министров [18]. Среди ключевых решений в 2017 г. в области цифровизации также следует выделить принятие Плана действий БРИКС по инновационному сотрудничеству на 2017-2020 гг. и Компетенции сети E-Port.

С 2018 г. в рамках председательства ЮАР страны начали принимать конкретные решения по вопросам цифрового развития, создавать рабочий инструментарий и учредили специальный механизм экспертного взаимодействия в вопросах развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики – Партнерство БРИКС для Новой промышленной революции (PartNIR) в целях обмена опытом и наилучшими практиками в вопросах поддержки развития цифровых отраслей и стабильного экономического роста [19]. Данные инициативы и решения, направленные преимущественно на обмен опытом и компетенциями вкупе с отдельными совместными мероприятиями, заложили основу для дальнейшего сотрудничества стран БРИКС в цифровой сфере.

В 2022 г. по итогам встречи руководителей стран БРИКС, проходившей под председательством Китая, было достигнуто Рамочное соглашение о партнерстве в цифровой экономике, [20] которое означает, что страны вышли на новый этап сотрудничества в области цифровизации. «Это важный итоговый документ, имеющий перспективный, инклюзивный и ориентированный на практические действия характер, который служит институциональной гарантией для будущего сотрудничества», - отметил заместитель главы департамента международных торгово-экономических связей Министерства коммерции КНР Чэнь Чао комментируя результаты, достигнутые на встрече руководителей стран БРИКС [21]. В связи с тем, что страны БРИКС находятся на разных уровнях цифрового развития, в Рамочном соглашении подчеркивается необходимость сосредоточить усилия на устранении цифрового разрыва и сокращении разрыва по таким направлениям, как цифровая инфраструктура, цифровые технологии и цифровые услуги. В документе также предусмотрены направления, меры и ключевые области для сотрудничества в сфере цифровой экономики, в частности:

− использование цифровых и технологических инструментов для обеспечения справедливого доступа к глобальным общественным благам;

− цифровая аутентификация, электронные платежи, конфиденциальность и безопасность данных;

− развертывание сотрудничества по технологиям искусственного интеллекта;

− договоренности по вопросам содействия защите прав потребителей в рамках электронной торговли;

− создание Рабочей группы по цифровой экономике за счет переформатирования Рабочей группы по электронной торговле;

− возобновление и активизация рабочих консультаций с Новым банком развития и Целевой группой БРИКС по государственно-частному партнерству и инфраструктуре на Единой цифровой платформе БРИКС по инвестиционным проектам в области инфраструктуры;

− принятие регламента Целевой рабочей группы БРИКС по вопросам цифровизации и решение о проведении Цифрового форума БРИКС.

Как отмечают эксперты, о востребованности цифровой повестки в рамках БРИКС свидетельствует и сравнительно высокий уровень исполнения обязательств, принимаемых лидерами стран-членов. «Всего с 2011 г. страны БРИКС приняли 38 обязательств в сфере ИКТ. Наиболее результативным стал период российского председательства в БРИКС в 2015 г., когда было принято 17 обязательств в данной сфере. Сопоставимые результаты были достигнуты по итогам саммита в Китае в 2017 г., когда страны БРИКС согласовали 12 обязательств. Уровень исполнения обязательств в сфере ИКТ, отобранных для мониторинга, в течение многих лет остается достаточно высоким и в среднем составляет 94%, что говорит о приоритетности «цифровой» повестки в странах БРИКС» [7]. Среди значимых и перспективных направлений для совместной работы стран БРИКС можно выделить следующие: интенсификация обмена имеющимися практиками содействия цифровому развитию и планируемыми проектами в данной области между странами, сокращение «цифрового разрыва», разработка общих стандартов производства цифровых товаров и услуг, взаимодействие в области кибербезопасности [22], сближение национальных механизмов государственного регулирования цифровой экономики, создание и использование цифровых платформ БРИКС как эффективного механизма развития общего пространства цифровой торговли, создание цифровых платформ идентификации и аутентификации участников внешнеэкономической деятельности для повышения достоверности данных при совершении трансграничных цифровых торговых сделок, оптимизации объемов и сроков осуществления соответствующего документооборота, формирование платформ цифровой трансграничной логистики для повышения эффективности взаимодействия грузоперевозчиков и грузовладельцев [23]. Цифровая трансформация стран БРИКС, определенная в качестве одного из ключевых направлений Стратегии экономического партнерства БРИКС на период до 2025 г., должна включать не только развитие необходимых инфраструктурных компонентов экосистемы цифровой экономики, но и создание институциональной среды, обладающей способностью достаточно быстрой адаптации к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности в ходе формирования социально-экономической модели, соответствующей новому технологическому и мирохозяйственному укладу.

Заключение

Таким образом, можно говорить о значительном потенциале сотрудничества между странами БРИКС в области инновационного и цифрового развития. В последнее время было достигнуто множество новых договоренностей, выводящих сотрудничество между странами в области технологического развития на новый уровень. Одной из главных целей сотрудничества является сокращение отставания некоторых стран объединения от его лидеров. Данная цель является обоснованной в силу наличия значительного технологического и экономического разрыва между странами. При этом, краткосрочных результатов сотрудничества в инновационной сфере для наиболее технологически уязвимых государств не ожидается. С учётом принятия в состав новых государств цели развития и уровни инновационного развития внутри объединения будут более разнородными. Уровень взаимной торговли географически отдалённых друг от друга партнёров незначителен, также сохраняются некоторые барьеры, мешающие более активной внешнеэкономической деятельности между странами. Тем не менее, именно инновационные решения могут быть одними из основных способов преодоления препятствий. Несмотря на низкий в целом по БРИКС уровень торговли высокотехнологичными товарами, инновации способны не только являться самостоятельным продуктом, но и значительно повышать эффективность традиционных отраслей экономики, сопровождая, упрощая и стимулируя внешнеэкономическую деятельность на всех её этапах практически в любой отрасли.

Библиографический список

1. BRICS+ Platform: News portal URL: https://www.brics-plus.com/post/brics-to-add-argentina-egypt-ethiopia-iran-saudi-arabia-and-uae-as-new-members

2. Глобальный инновационный рейтинг ВОИС 2023 https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 марта 2015 г. № 434-р «О подписании Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между Правительством Федеративной Республики Бразилии, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индии, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Южно-Африканской Республики» URL: http://static.government.ru/media/files/YiQZ4L110dE.pdf

4. Аналитическая статья Российского совета по международным делам: Краснова Гульнара Амангельдиновна «Состояние и перспективы многостороннего научного сотрудничества в рамках БРИКС» URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sostoyanie-i-perspektivy-mnogostoronnego-nauchnogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-briks/

5. Данные Группы Всемирного Банка URL: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?end=2021&skipRedirection=true&start=2017&view=chart

6. Данные Группы Всемирного Банка URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?skipRedirection=true&start=2017

7. Игнатов А.А. (2020) Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. Т. 15. No 1. С. 31–62

8. Данные Группы Всемирного Банка URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?end=2022&locations=IN-RU-BR-ZA-AE&skipRedirection=true&start=2007&view=chart

9. Сальникова О. В., Рожкова Л. В. Применение инновационных технологий в сельском хозяйстве стран БРИКС // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. No 1. C. 115-126.

10. Гончаров И.А., Гончарова М.В. Основные направления и принципы применения технологий 4.0 внешнеторговыми компаниями юрисдикций ЕАЭС и БРИКС // Правовая парадигма. 2022 Т. 21 № 1. С. 99-109

11. Ямпольская Д.О., Де Конти Б.М., Морозов С.Н. Проблемы и направления развития электронной коммерции в странах БРИКС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. No 1. С. 21–38.

12. Герасимов В. И. Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС: тенденции, перспективы и вызовы / В. И. Герасимов, С. И. Коданева // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, No 1. С. 204–229.

13. Данные Группы Всемирного Банка URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CN?end=2023&locations=RU&skipRedirection=true&start=2000&view=chart

14. Внешняя Торговля России URL: https://russian-trade.com

15. Данные Группы Всемирного Банка URL: https://data.worldbank.org/

16. Игнатов А., Зиновьева Е. «Цифровой суверенитет» в повестке объединения БРИКС. Российский совет по международным делам. 24.01.2024.

17. BRICS Science, Technology and Innovation Work Plan 2015–2018. BRICS. 27 October 2015. URL: https://www.brics.unipr.it/wedit/uploads/contenuti/95/work-plan-2015-2018.pdf

18. Communiqué of BRICS Ministers of Communications on the Outcomes of the Meeting “Expansion of Cooperation in the Field of Communications and ICTs.” BRICS. Moscow, 23 October 2015. URL: https://brics2021.gov.in/BRICSDocuments/2015/Communique_BRICS_ICT_ministers_eng.pdf

19. Declaration of the 4th BRICS Communication Ministers Meeting. KwaZulu-Natal. BRICS. 15 September 2018 URL: https://www.gov.za/news/media-statements/declaration-4th-brics-communication-ministers-meeting-15-sep-201

20. BRICS Digital Economy Partnership Framework. BRICS. 2022. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f27728237d888e78716ed5e2630101be/BRICS%20Digital%20Economy%20Partnership%20Framework.pdf

21. Страны БРИКС вышли на новый этап сотрудничества в сфере цифровой экономики.

BRICS INFORMATION PORTAL 19.07.2022. URL: https://infobrics.org/post/36170/

22. Цифровая повестка БРИКС: преодоление цифрового разрыва, кибербезопасность и выработка единых стандартов. BRICS INFORMATION PORTAL. 22.07.2019. URL: https://infobrics.org/post/28935/

23. Иншакова Е.И., Митрофанова И.В. Развитие цифровой экономики стран БРИКС: состояние и приоритеты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. № 2А. С. 332- 348.

References

1. BRICS+ Platform: News portal URL: https://www.brics-plus.com/post/brics-to-add-argentina-egypt-ethiopia-iran-saudi-arabia-and-uae-as-new-members

2. WIPO GII 2023 https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 434-r dated March 14, 2015 "On Signing a Memorandum of Cooperation in the field of Science, Technology and Innovation between the Government of the Federal Republic of Brazil, the Government of the Russian Federation, the Government of the Republic of India, the Government of the People's Republic of China and the Government of the Republic of South Africa" URL: http://static.government.ru/media/files/YiQZ4L110dE.pdf

4. Analytical article of the Russian International Affairs Council: Krasnova Gul'nara Amangel'dinovna "The state and prospects of multilateral scientific cooperation within the framework of BRICS" URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sostoyanie-i-perspektivy-mnogostoronnego-nauchnogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-briks/

5. World Bank open data URL: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?end=2021&skipRedirection=true&start=2017&view=chart

6. World Bank open data URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?skipRedirection=true&start=2017

7. Ignatov A.A. (2020) Digital Economy in BRICS: prospects for multilateral cooperation // Bulletin of International Organizations. Vol. 15. No. 1. pp. 31-62

8. World Bank open data URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?end=2022&locations=IN-RU-BR-ZA-AE&skipRedirection=true&start=2007&view=chart

9. Sal'nikova O. V., Rozhkova L. V. The use of innovative technologies in agriculture of the BRICS countries // Izvestia of higher educational institutions. The Volga region. Social sciences. 2021. No 1. C. 115-126.

10. Goncharov I.A., Goncharova M.V. The main directions and principles of the application of 4.0 technologies by foreign trade companies of the EAEU and BRICS jurisdictions // Legal paradigm. 2022 vol. 21 No. 1. pp. 99-109

11. Jampol'skaja D.O., De Conti B.M., Morozov S.N. Problems and directions of e-commerce development in the BRICS countries // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics. 2021. Vol. 29. No. 1. pp. 21-38.

12. Gerasimov V. I. Scientific-technological and innovation cooperation country BRICS: trends, perspectives in and out of paradigms / in. And. Gerasimov, S. And. Kodaneva / / management science: theory and practice. 2023. T. 5, No 1. S. 204–229.

13. World Bank open data URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CN?end=2023&locations=RU&skipRedirection=true&start=2000&view=chart

14. Russian Foreign Trade Portal Data: URL: https://russian-trade.com

15. World Bank open data URL: https://data.worldbank.org/

16. Ignatov A., Zinov'eva E. "Digital sovereignty" is on the agenda of the BRICS association. The Russian Council for International Affairs. 24.01.2024.

17. BRICS Science, Technology and Innovation Work Plan 2015–2018. BRICS. 27 October 2015. URL: https://www.brics.unipr.it/wedit/uploads/contenuti/95/work-plan-2015-2018.pdf

18. Communiqué of BRICS Ministers of Communications on the Outcomes of the Meeting “Expansion of Cooperation in the Field of Communications and ICTs.” BRICS. Moscow, 23 October 2015. URL: https://brics2021.gov.in/BRICSDocuments/2015/Communique_BRICS_ICT_ministers_eng.pdf

19. Declaration of the 4th BRICS Communication Ministers Meeting. KwaZulu-Natal. BRICS. 15 September 2018 URL: https://www.gov.za/news/media-statements/declaration-4th-brics-communication-ministers-meeting-15-sep-201

20. BRICS Digital Economy Partnership Framework. BRICS. 2022. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f27728237d888e78716ed5e2630101be/BRICS%20Digital%20Economy%20Partnership%20Framework.pdf

21. The BRICS countries have entered a new stage of cooperation in the field of digital economy. BRICS INFORMATION PORTAL 19.07.2022. URL: https://infobrics.org/post/36170/

22. The BRICS Digital Agenda: bridging the digital divide, cybersecurity and the development of common standards. BRICS INFORMATION PORTAL. 22.07.2019. URL: https://infobrics.org/post/28935/

23. Inshakova E.I., Mitrofanova I.V. The development of the digital economy of the BRICS countries: status and priorities // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2020. Volume 10. No. 2A. pp. 332-348.

Контактная информация / Contact information

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

119454, г. Москва, проспект Вернадского д. 76

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119454, Moscow, Vernadskogo avenue, 76

Максакова Мария Андреевна / Maria A. Maksakova

[email protected]

Ткаченко Софья Сергеевна / Sofia S. Tkachenko

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.