3. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
3.1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ - СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Куриное Савва Михайлович аспирант кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность». ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве РФ», г. Москва. E-mail: savva. kurinov@mail. ru
Аннотация: Телекоммуникационная отрасль является важнейшей в России. От уровня инновационного развития компаний, а также качества управленческих решений, нацеленных на обеспечение удовлетворенности клиентов и получения доходов, во многом зависит положение операторов связи на рынке телекоммуникационных услуг.
Исследование в рамках тематики данной статьи проводилось на основе трудов Российских и Зарубежных авторов в области стратегического менеджмента и экономической безопасности организаций.
Представленная в статье методика позволяет принимать управленческие решения стратегического и оперативного характера, поскольку существующая методика сбалансированной системы показателей, разработанная Нортоном и Капланом, используется, как основа для построения системы экономической безопасности телекоммуникационных компаний, что способствует их инновационному развитию.
В статье также обосновывается необходимость инновационного развития телекоммуникационных компаний в условиях рынка услуг сотовой связи, так как данный рынок один из самых закрытых и не имеет большого количества игроков.
Ключевые слова: инновационное развитие, Сбалансированная система показателей, телекоммуникационная отрасль, система экономической безопасности, пороговые значения.
INNOVATIVE DEVELOPMENT IS AN IMPROVEMENT MEAN OF MOBILE OPERATORS ECONOMIC SECURITY SYSTEM
Kurinov Savva M., graduate student of the chair «Risk analysis and economical security», The Financial University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: Telecommunication industry is the most important industry in Russia today. Position of cell operators on the market mostly depends on the level of innovational progress and the quality of management decisions, aimed for ensuring customer satisfaction and income generation.
Research of this topic was conducted on the basis of strategic management and economic security researches form Russian and Foreign authors.
Method, which is shown in this article allows to make strategic decisions as operative decisions. Scorecard, developed by Norton and Kaplan, serves as a basis for building economic security system, which supports the innovational growth of telecommunication companies.
The article also explains the need of innovative development of telecommunications companies in the market of cellular services, as this market is one of the most closed and doesn't have a large number of players.
Index terms: Innovational growth, Balanced Scorecard, telecommunication industry, economic security system, thresholds
Отрасль связи является не только одной из важнейших составляющих экономики каждой промышленно развитой страны, но и самой инновационной отраслью. Данная от-
расль выполняет задачу по передаче важнейшего ресурса в сегодняшнем мире - информации. В связи с этим, с целью более эффективного и безопасного функциониро-
вания телекоммуникационных компаний, необходимо непрерывное инновационное развитие, которое выступает, как элемент обеспечения экономической безопасности организаций отрасли связи.
Термин «инновация» как новую экономическую категорию впервые ввел в научный оборот в начале XX в. Й. Шумпетер, который в своей работе «Теория экономического развития» [стр. 156, 9] рассмотрел новые комбинации изменений в развитии (или инновации) и дал полное описание инновационного процесса.
Под инновацией мы понимаем результат процесса производства нового продукта (товаров, услуг) с качественно новыми потребительскими свойствами, введение новой техники и технологии, форм и методов организации процесса управления, труда, производства и сферы услуг, которые приносят коммерческий успех и способствуют обеспечению экономической безопасности системы (организации, отрасли).
Развитие телекоммуникаций тесно связано с развитием экономики государства - чем выше уровень развития экономки, тем выше уровень развития телекоммуникаций. О значимости телекоммуникационной отрасли для экономики Российской Федерации можно судить по ее доле в производительных силах общества: в трудовых ресурсах доля телекоммуникационной отрасли составляет около 1,8-2%, в основных фондах - 2,5% и 3,4-3,8% - в объеме выпускаемой народным хозяйством страны продукции.
Плотность телефонной и подвижной электросвязи в России ежегодно увеличивается. Количество терминалов радиотелефонной связи в расчете на 100 человек населения в период 2007-2013 гг. динамично возрастает, причем, за 7 лет рост составил 56,7% - со 120 до 188 единиц (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития инфраструктуры телекоммуникационной отрасли Российской Федерации в период 2007-2013 гг.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Объем услуг связи, млрд. руб. 1201,8 1221,5 1274,3 1355,5 1424,9 1530,5 1608,4
в т.ч. мобильная связь 533,9 545,1 554,6 593,7 629,3 679,2 718,6
Объем услуг связи, оказанных населению, млрд. руб. 620,7 655,2 690,9 750,5 798,0 843,4 903,9
в т.ч. мобильная связь 451,2 470,1 485,6 528,8 558,2 597,1 635,4
Затраты на информационные и коммуникационные технологии, млрд. руб. 308,4 372,7 421,4 515,6 603,0 842,7 968,9
Число квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 100 населения, ед. 30,89 30,86 30,89 29,73 29,63 29,25 29,03
Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования -всего, млн. шт. 45,7 45,5 45,4 44,9 44,2 43,2 41,5
Число телефонных станций (Центральный федеральный округ, городская местность), ед. 7051 7472 8573 8824 8925 9012 9156
Терминалы подвижной радиотелефонной (сотовой) связи в расчете на 100 чел. населения, ед. 127,5 139,8 161,4 166,4 179,0 183,1 193,7
Российский рынок сотовой связи по многим показателям входит в первую пятерку крупнейших и наиболее динамичных мировых рынков - в России сформировался зрелый и масштабный рынок сотовой связи в условиях уникальной по протяженности и площади территории, сурового климата, крайне неравномерного распределения населения с его невысоким уровнем доходов. Количество сотовых абонентов (активных sim-карт) в России в
2013 г. составило 234,11 млн. человек, в I кв.
2014 г. - 241,46 млн. человек.
Технический прогресс в телекоммуникационной отрасли способствовал росту глобальных (транснациональных) телекоммуникаци-
онных компаний. Общероссийскими операторами являются три крупнейших компании сотовой связи, так называемая «Большая тройка». Лидером среди общероссийских операторов мобильной связи по подключению новых абонентов стала телекоммуникационная компания ОАО «ВымпелКом», отвоевав первенство у ОАО «Мегафон». На долю ОАО «ВымпелКом» пришлось 39% чистых подключений, ОАО «МегаФон» - 38%, ОАО «МТС» -10%. Совокупно эти три компании занимают около 80-85% российского рынка и имеют собственные сети сотовой связи во всех регионах России. Суммарная абонентская база компаний «Большой тройки» в России составляет более 150 млн. абонентов.
Телекоммуникационная отрасль Российской Федерации является одной из самых закрытых, так и одной из самых развивающихся. Например, по данным Росстата, проникновение сотовой связи на 100 чел. населения увеличивалось на 13,9% в период с 2010-2013 г.[9] Важность и значимость данной отрасли обуславливает необходимость повышенного внимания к системе экономической безопасности организаций телекоммуникационной отрасли, как основному инструменту повышения их конкурентоспособности в условиях олигополии^].
Активное развитие телекоммуникационного рынка приводит к необходимости внедрять в телекоммуникационных компаниях наиболее прогрессивные методы управления. Спрос на услуги передачи информации и быстрые изменения в технологиях оказания услуг требуют внедрения эффективного процесса стратегического планирования.
Эффективная хозяйственная деятельность организаций в телекоммуникационной отрасли непосредственно зависит от стратегии инновационного развития в конкурентной среде и решения управленческих задач повышенной сложности. Совместно с финансовыми методами управления активами и пассивами в условиях развития информационной среды для достижения роста капитала у компаний возникает необходимость в разработке методов и инструментов, способствующих не толь-
ко повышению эффективности текущей деятельности, но и формированию и реализации выбранной стратегии.
Результатом реализации стратегии инновационного развития телекоммуникационной отрасли является организация промышленного производства инновационной продукции на базе применения прогрессивных технологий и новых материалов, сферы услуг по ее распространению на рынок и соответствующей и инфраструктуры по обслуживанию инноваций. Кроме того, стратегия инновационного развития отрасли может быть направлена на модернизацию и укрепление конкурентоспособности как отрасли в целом, так и телекоммуникационных организаций, в частности.
Требования экономической безопасности и эффективности хозяйственной деятельности являются обязательными условиями инновационного развития телекоммуникационных компаний. Эффективность выступает в качестве комплексного показателя, аккумулирующего в себе макроэкономическую, научно-техническую, экономическую, финансовую, социальную, инфраструктурную, информационную эффективности, которые рассчитываются посредством достижения и расчета соответствующих эффектов.
Индикаторы экономической безопасности -это ключевые показатели, характеризующие параметры системы, определяющие защищенность ее ресурсного потенциала от прямых и косвенных экономических угроз и способность к воспроизводству и дальнейшему инновационному развитию [стр. 189, 2]. Для того, чтобы повысить эффективность управления организацией необходимо обеспечить формирование системы индикаторов экономической безопасности, обеспечивающих комплексную диагностику состояния хозяйственной деятельности в любой момент времени. По нашему мнению, базисом формирования комплекса индикаторов экономической безопасности субъекта хозяйствования (отрасли) может стать сбалансированная система показателей. В рамках своих исследований, основатели данной системы Дэвид Нортон и Роберт Каплан, выявили, что более
чем через десять лет после появления данной методики стратегического менеджмента, она доказала свою эффективность. За очень короткий срок этот новый подход к измерению реализации корпоративной стратегии проделал путь от академического исследования к широкому внедрению в крупнейших мировых компаниях. О популярности концепции свидетельствует и появление в последнее время специализированных информационных продуктов, позволяющих автоматизировать процедуры создания и работы с Balanced Scoreca^ap. 28 7].
Концепция менеджмента BSC особенно тесно связана с концепцией акционерной стоимости (Shareholder Value), с концепцией Европейской премии качества (European Quality Award - EQA) Европейского фонда управления качеством (European Foundation of Quality Management - EFQM), с системой мотивации и системой риск-менеджмента.
Структурно ССП состоит из четырех, связанных между стратегическими целями компании (отражающими их параметрами), элементов внутренней среды - финансового, клиентского, внутренних бизнес-процессов и обучения, и развития персонала, цели и задачи которых отражаются финансовыми и нефинансовыми показателями. По Р. Каплану и Д. Нортону оптимальным считается следующее количество показателей:
- финансы - 4-5 (22%);
- клиенты - 4-5 (22%);
- бизнес-процессы - 8-10 (34%);
- обучение и развитие персонала - 4-5 (22%)[7].
Таким образом, ССП формирует взаимосвязь
между нефинансовыми параметрами и финансово-экономическими коэффициентами, которые могут быть достигнуты за счет эффективного использования нематериальных активов, причем 80% показателей должны быть нефинансовыми.
Выбор показателей ССП определяется таким образом, чтобы они соответствовали миссии, стратегии и стратегическим целям субъекта хозяйствования, были легко измеримы и вы-
ступали индикаторами экономической безопасности (т.е. имели пороговые значения).
В процессе исследования мы пришли к выводу, что индикаторы экономической безопасности - это сбалансированная система показателей, отражающая основные «точки роста» и пороговые значения в развитии экономической системы. Пороговые значения мы определяем как предельные значения КР1, свидетельствующие о возникшей опасности, игнорирование которых препятствует реализации стратегических целей, нормальному развитию хозяйственной деятельности и приводит к формированию разрушительных тенденций в хозяйственной деятельности и в управлении системой.
Мы предлагаем использовать следующие последовательные этапы при разработке системы КР1, которая может являться типовой для организаций телекоммуникационной отрасли:
1. Определение стратегических целей развития компании (в целом и в разрезе структурных подразделений) и первичный учет.
2. Управленческий учет и уточнение структурных подразделений в организационной структуре, определение бюджета, ресурсов, сроков, рисков, качества и содержания, разработка ССП, апробация ССП в тестовом режиме, а также реинжиниринг системы управления, бизнес-процессов, составления и предоставления отчетов.
3. Проектирование системы КР1, анализ показателей и контроль их пороговых значений, интеграция КР1 в систему управления и структурные подразделения. Анализ возможности автоматизации.
4. Мониторинг и оценка эффективности использования КР1 в подразделениях (причем, для отдельных подразделений могут внедряться разные показатели) и в компании в целом.
5. Внедрение системы КР1 в хозяйственную деятельность, а также создание системы обратной связи, необходимой для проверки правильности и жизнеспособности выработанной стратегии.
При этом, на первом этапе осуществляется моделирование, на втором этапе - коммуникация и взаимосвязь, на третьем и четвертом этапах - техническая интеграция, на пятом этапе - организация обратной связи.
Для внедрения сбалансированной системы показателей в хозяйственную деятельность необходимо сформулировать направления стратегического развития, выбрать контрольные показатели - индикаторы, определяющие движение к заданным ориентирам, установить пороговые значения индикаторов в рамках выбранной стратегии, разработать инициативы по их достижению.
Эффективность системы экономической безопасности напрямую зависит от имеющихся ресурсов организации и распределения ресурсов по направлениям деятельности (в т. ч. направленных на инновационное развитие) и реализуемым проектам [стр. 264 2]. Фактически существует три различных типа распределения ресурсов:
- выбор одного варианта, осуществляемого с использованием всех имеющихся ресурсов;
- выбор комбинации вариантов, на которые имеющиеся ресурсы распределяются в различных пропорциональных долях;
- распределение ресурсов по имеющимся вариантам в соответствии с их маргинальным (остаточным) потенциалом.
Существует два вида критериев эффективности управления: степень достижения целей управления; соотношение между достигнутыми результатами (полезным эффектом) и затратами. Степень достижения целей характеризуется соотношением между их фактическим и нормативным уровнем. Критерий соотношения между эффектом и затратами используется и для оценки эффективности системы экономической безопасности и для общей оценки системы управления компанией.
Под критерием эффективности системы экономической безопасности в исследовании принимается признак или сумма признаков, на основании которых может быть сделан вывод: достигнута экономическая эффективность в результате реализации хозяйственной деятельности или нет.
При разработке системы экономической безопасности необходимо исходить из условия, что эффект от экономии издержек производства либо от увеличения прибыли, получаемый вследствие хозяйственной деятельности (Э) будет выше издержек на реализацию инновационных проектов (И), т.е. Э > И.
Применительно к управлению экономической безопасностью организаций критерии эффективности приведены на рис. 2.
Рис. 2 Критерии эффективности системы экономической безопасности организаций
(авторская разработка)
Блок «Развитие отраслевого торгово-экономического сотрудничества», «Совершенствование структуры бизнес-процессов» и «Насыщение рынка товарами и услугами» включает показатели кооперационных связей между несколькими компаниями, а также компаниями и государством. Это позволит более точно оценивать влияние существующей олигополистической конкуренции на насыщение рынка, развитие экспорта, импортозамещение, удовлетворение платежеспособного спроса, сокращение товарных запасов на складах.
Таким образом, ССП, являющаяся, по сути логико-метрической моделью стратегии инновационного развития, представляет собой один из современных механизмов многоуровневой системы анализа и оценки эффек-
тивности деятельности телекоммуникационной компании.
Список литературы:
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М. «Риски хозяйствующих субъектов: теоретические основы, методология анализа, прогнозирования и управления: учебное пособие - М.: Альфа - М : Инфра -М, 2013. - 368 с.
2. Акмаева Д. Р. Методология инновационной деятельности торговой организации - «Бизнес в законе» №5, 2012 - 181с - М.: Юр - ВАК.
3. Богомолов В.А. «Экономическая безопасность: учеб. Пособие для вузов, обучающихся по специальности экономики и управления» / под ред. В.А. Богомолова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 295с
4. Герасимов А.В. Основополагающие факторы инновационного развития экономики «Бизнес в законе» №6 2011 - М.: Юр - ВАК.
5. Грязнова А.Г. Маркина Е.В. «Финансы: учебник»; под ред.,. М.: Финансы и статистика, 2010. -496 с.
6. Душкин А.В., Филиппова Д.Г. Менеджмент в телекоммуникациях: учебное пособие.: М, Горячая линия - Телеком, 2013 - 106 с.
7. Каплан Р. С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию -М.: ЗАО « Олимп-Бизнес», 2013. - 294 с.
8. Куринов С.М. «Система Сбалансированных Показателей с использованием Key Performance Indicators, как средство повышения эффективности системы экономической безопасности» Федеральный научно - практический журнал «Налоги» № 5/2014 - С. 27 - 32.
9. Показатели развития информационного общества в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба Государственной статистики (Росстат). -Режим доступа: www.gks.ru
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 456 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Инновационное развитие, как элемент обеспечения экономической безопасности в телекоммуникационных компаниях» аспиранта кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Куринова С. М. Представленная статья Куринова С. М. посвящена методическим подходам к интеграции индикаторов экономической безопасности в систему сбалансированных показателей организаций телекоммуникационной отрасли.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день телекоммуникационная отрасль является важнейшей в России. Рынок услуг сотовой связи развивается сегодня быстрыми темпами. От качества управленческих решений, нацеленных на обеспечение удовлетворенности клиентов и получения доходов, а также уровня инновационного развития, во многом зависит положение операторов связи на рынке телекоммуникационных услуг.
В статье проведена серьезная работа по изучению и анализу параметров инновационного развития отрасли, и на основе сбалансированной системы показателей предложены методика и модель системы обеспечения экономической безопасности организаций телекоммуникационной отрасли,
позволяющая достигнуть стабильного инновационного развития операторам сотовой связи в условиях олигополии.
Научная статья Куринова С. М. «Инновационное развитие, как элемент обеспечения экономической безопасности в телекоммуникационных компаниях» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам.
Заместитель декана факультета
«Анализ рисков и экономическая безопасность»
Доцент кафедры «Анализ рисков
и экономическая безопасность»
ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет
при правительстве РФ»,
канд. экон. наук, доцент
Пименов Николай Анатольевич