Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / менеджмент качества / цифровизация / инновационное развитие / промышленные предприятия / промышленность. / quality / quality management / digitalization / innovative development / industrial enterprises / industry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенкова Надежда Владиславовна

в работе рассмотрены варианты применения информационных технологий на предприятиях промышленности, выявлены некоторые трудности с их внедрением на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONDITIONS OF THE DIGITALIZATION OF THE INDUSTRY

The paper considers the options for the use of information technologies at industrial enterprises, identifies some difficulties with their implementation in production.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

предприятии, претерпевает соответствующие изменения и, как правило, приводит к повышению эффективности и конкурентоспособности не только отдельных процессов, но и предприятия в целом.

Библиографический список:

1. Саликов Ю.А. Совершенствование организации процессов производства в условиях инновационного развития системы менеджмента качества [Текст]: / Ю.А. Саликов, И.В. Каблашова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. - № 4 (70). - С. 488.

2. Управление финансами промышленности: учебное пособие/ В.М. Семенов, Н.В. Василенкова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010.-320с.

3. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. -С.58.

УДК 338.2

Василенкова Надежда Владиславовна Vasilenkova Nadezhda Vladislavovna

К.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и управение предприятием» Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the

Department of Economics and Enterprise Management ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

FSBEI HE "Astrakhan State Technical University"

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONDITIONS OF THE DIGITALIZATION OF THE

INDUSTRY

Аннотация, в работе рассмотрены варианты применения информационных технологий на предприятиях промышленности, выявлены некоторые трудности с их внедрением на производстве.

Abstract: The paper considers the options for the use of information technologies at industrial enterprises, identifies some difficulties with their implementation in production.

Ключевые слова, качество, менеджмент качества, цифровизация, инновационное развитие, промышленные предприятия, промышленность.

Key words: quality, quality management, digitalization, innovative development, industrial enterprises, industry.

Развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом. Информационные площадки в сети Интернет позволяют объединять усилия для создания бизнеса, инвестирования, поиска сотрудников, партнеров, ресурсов и рынков сбыта. Цифровые технологии также могут играть ключевую роль в обучении сотрудников, обмене знаниями, реализации инновационных идей, в том числе и в промышленности. В большинстве случаев предприятия промышленности в России не используют информационные технологии для обеспечения эффективности систем менеджмента качества в достаточном объеме, с низкой эффективностью работают и системы сбора информации о причинах дефектов продукции на этапах ее жизненного цикла [1].

Бумажные носители, например, рабочие журналы или компьютеры, не связанные между собой в единую сеть, не позволяя провести эффективный и полный анализ брака и причин его появления на производстве, так необходимый для быстрого устранения дефекта и его последствий. Для того чтобы оперативный анализ стал эффективным, реализовал все свои возможности, необходимо на всех этапах жизненного цикла продукции применять системы сбора и анализа информации о качестве процессов.

Как правило, это интегрированные компьютерные системы менеджмента качества, созданные на базе CALS-технологий для единого информационного пространства предприятия. CALS - технологии (англ. Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) - современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия [2].

Управление процессами становится стандартизированным за счет применения постоянной информационной поддержки, а также взаимодействия всех участников жизненного цикла продукции, будь то клиенты, поставщики, производство или сервисное обслуживание [3]. В настоящее время рынок программных платформ позволяет выбрать такие электронные системы менеджмента качества (СМК), как:

- my SAP Business Suite (модуль SAP Quality Management);

- IBM Lotus Notes. А также готовые программные продукты:

- Business Studio 3.0 («Модуль СМК»);

- Company Media;

- DocsVision, Digital Design (модуль «Система менеджмента качества»);

- СМК «Бизнес Клуб»;

- ИСО-ратник; - TRIM-QMS (Модуль «Управление качеством»);

- Aris Tool Set.

Указанные программные продукты позволяют реализовать основные функции системы менеджмента качества, такие как внутренний аудит, сбор данных о процессах и его анализ, управление документацией, регистрация претензий, стандартизация корректирующих и предупреждающих действий, обеспечение процессного подхода в целом. Кроме того, такие электронные

системы менеджмента качества имеют определенную иерархию. Так, информация с производства поступает к MES-системам (Manufacturing Execution System - производственная исполнительная система, автоматизированная система управления производством, информационно-вычислительная система). Эта система позволяет обеспечить гибкое управление подразделением, а также быстро перестраивать производственное расписание при выходе из строя части производственной техники. MES-система проводит контроль производства и его процессов на основе диаграмм Ганта, отображающих сквозной график, и диаграммы Исикавы, формируемой для руководителя подразделения.

Анализ российских предприятий промышленности показал, что применение описанных технологий испытывает ряд трудностей. В первую очередь, трудности внедрения связаны со стоимостью программного обеспечения. Во вторую - с определенным дефицитом специалистов в данной сфере, которые могут использовать возможности данных программ в полной мере. Кроме того, немаловажным остается тот факт, что система менеджмента качества на российских предприятиях носит лишь формальный характер. Вместе с тем, необходимо отметить, что применение автоматизированной системы менеджмента качества позволяет повысить эффективность.

В целях инновационного развития системы менеджмента качества на основе процессного подхода целесообразно решать следующие задачи на основе применения цифровых IT-технологий [4]:

- постоянный мониторинг изменений требований потребителя и других заинтересованных лиц на основе технологии EDM;

- уточнение целей, входной и выходной информации о процессах на основе технологии ERP;

- управление процессами на основе технологии PDM;

- постоянный контроль и мониторинг процессов на основе MES-технологии;

- риск - ориентированное управление процессами на основе технологий MRP и MRP -II;

- постоянное совершенствование взаимоотношений с заинтересованными сторонами на основе технологии CRM;

- проектирование процесса (последовательность работ, персонал, оборудование и технология) на основе BPM - технологии;

- разработка системы рейтинговой оценки показателей качества, зрелости и результативности процессов;

- установление коммуникаций в системе и ответственности за качество путем применения ECM технологий.

Основным условием функционирования системы управления качеством в условиях цифровизации является разработка единой интегрированной системы информационной поддержки процессов управления, которая позволяет своевременно вносит изменения в процессы при решении задачи перепроектирования для изменения процедур текущего управления путем организации постоянного мониторинга и контроля, а также своевременно вносить необходимые изменения в регламентирующую документацию.

Данные изменения учитываются при разработке проекта реализации постоянных улучшений, направленных на повышение качества процессов, на основе проведения периодического статистического контроля и анализа, что позволяет отслеживать изменения и постоянно анализировать причины изменчивости процессов.

Предложенный подход к анализу изменений, их причин и последствий нацеливает на использование потенциальных возможностей для создания результативной и эффективной системы качества за счёт дополнительной информации о методах, более детальной проработки отдельных её элементов и функций, разъяснения содержательной части процессов, требований к входной и выходной информации, анализу.

По результатам анализа проводится корректировка коммуникаций в системе качества, устанавливаются входные данные (обратная связь от потребителей, результаты аудитов, рекомендации по улучшению) и выходные, то есть решения и действия, направленные на повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества.

Результативность анализа со стороны руководства, данные выхода этого процесса, будут зависеть в конечном итоге от уровня принятых по входным данным решений, от их обоснованности и целесообразности, то есть от степени вовлеченности персонала в деятельность по развитию системы качества. Во всех случаях успех зависит от того, насколько чётко персонал понимает суть процессов, насколько целесообразны принимаемые ими решения, а также от степени освоенности цифровыми методами управления процессами.

При разработке проекта развития системы менеджмента качества в условиях цифровизации, предприятиям промышленности необходимо учитывать внутренние ограничения, к которым относятся: компетентность персонала предприятия, особенности и механизм управления качеством, формализация процессного подхода, непонимание сотрудниками сути философии TQM. Данные ограничения (препятствия) можно устранить путём проведения непрерывного постоянного улучшения процессов.

Для обеспечения вовлеченности каждого работника (начиная с низшего звена заканчивая высшим руководством) в реализацию проекта развития системы менеджмента качества процессов, в условиях цифровизации промышленного предприятия необходимо решение следующих задач [4]:

- обучение персонала применению цифровых технологий и методам постоянного улучшения качества;

- идентификация ответственности за результаты проводимых изменений;

- обеспечение заинтересованности работников в реализации проекта улучшений;

- мотивация участия в процессах цифрового развития системы менеджмента качества.

Применяемые цифровые методы управления качеством предполагают использование одного из базовых принципов - всеобщая ответственность всех работников предприятия, что, в свою очередь способствует решению задачи цифровой вовлеченности персонала в систему менеджмента качества. Особая

роль в модели отводится руководителям всех уровней управления, которые должны определять глубину и охват нововведений и способствовать формированию цифровой культуры на предприятиях промышленности.

Следует отметить, что цифровая трансформация системы менеджмента качества обусловливает необходимость разработки алгоритмов осуществления конкретных управленческих процедур, таких как, мониторинг процессов, регистрация и анализ текущих данных о качестве процессов, проведение доказательства соответствия достигнутого качества с помощью стандартных критериев, подтверждение установленного соответствия качества на основе экспертизы улучшений.

Таким образом, развитие системы менеджмента качества в условиях цифровизации экономики позволяет повысить эффективность системы; обеспечить вовлеченность и ответственность персонала за качество процессов и качество их результатов; выработать эффективную стратегию управления, позволяющую достичь желаемого результата с минимальными затратами.

Библиографический список:

1. Логунова И.В. Формирование инновационных подходов к управлению человеческими ресурсами организации [Текст] / И. В. Логунова // Экономинфо. 2018. - Т. 15.- № 1. - С. 32

2. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

3. Управление финансами промышленности: учебное пособие/ В.М. Семенов, Н.В. Василенкова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010.-320с.

4. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом //Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Материалы НПК. - СПб: Изд-во политехнического ун-та,2017. -С.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.