Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / предприятия промышленности / цифровое предприятие / система международного качества / цифровая трансформация / digitalization / industrial enterprises / digital enterprise / international quality system / digital transformation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенкова Надежда Владиславовна

в статье рассмотрены основные цели цифровизации промышленных предприятий, ее необходимость и задачи, которые потребуется решить при осуществлении процесса перехода к цифровому предприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенкова Надежда Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN THE DIGITALIZED INDUSTRY

The article discusses the main goals of digitalization of industrial enterprises, its need and tasks that will need to be solved when implementing the process of transition to a digital enterprise.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

«Научные исследования и инновации»

2. Бородавкин А.П., Винникова Т.М., Скубневский В.А. Барнаул в период подготовки и проведения реформы 1861г. //Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул, 1984 - .С. 3-28.

3. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д. 97. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; 3. Л. 4.

4. Воробцова Л. Н. Частное предпринимательство в Новониколаевске (1893-1914 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 2004. - С. 16, 34.

5. Старцев А. В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (17-начала 20 века): Учебное пособие. Барнаул. Изд-во. Алт. ун-та. - 1999. - С. 109.

6. Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь Томск. 1911 г. - С. 201.

7. Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (17-начала 20 века): Учебное пособие. Барнаул. Изд-во. Алт. ун-та. - 1999. - С. 93.

© Е.К.Антонова,2021

УДК 338.2

Василенкова Надежда Владиславовна Vasilenkova Nadezhda Vladislavovna

К.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и управение предприятием» Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the

Department of Economics and Enterprise Management ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

FSBEI HE "Astrakhan State Technical University"

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

QUALITY MANAGEMENT IN THE DIGITALIZED INDUSTRY

Аннотация, в статье рассмотрены основные цели цифровизации промышленных предприятий, ее необходимость и задачи, которые потребуется решить при осуществлении процесса перехода к цифровому предприятию.

Abstract: The article discusses the main goals of digitalization of industrial enterprises, its need and tasks that will need to be solved when implementing the process of transition to a digital enterprise.

Ключевые слова, цифровизация, предприятия промышленности, цифровое предприятие, система международного качества, цифровая трансформация.

Key words: digitalization, industrial enterprises, digital enterprise, international quality system, digital transformation.

III Международная научно-практическая конференция

В условиях цифровой трансформации на предприятиях промышленности происходят глобальные изменения во всех сферах деятельности, прежде всего, в системе управления, не исключая модернизацию системы менеджмента качества в целом. Внедрение цифровых технологий обусловливает необходимость совершенствования всех бизнес-процессов, применение новых методов аддитивного управления позволяет значительно снизить трудоемкость процессов и повысить их качество. При этом цифровая трансформация предполагает изменение не только техники и технологии управления процессами, но и необходимость формирования новой цифровой культуры, основанной на цифровом мышлении, что, в свою очередь, связано с изменением подходов к управлению человеческим капиталом.

Основными целями инновационного развития системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации промышленных предприятий являются:

- постоянное улучшение качества процессов на основе мониторинга и контроля для подтверждения соответствия качества нормативно-техническим документам,

- формирование цифровой культуры на основе цифрового мышления и цифровой вовлеченности персонала,

- повышение оперативности принятия решений на основе применения информационных технологий и новых методов управления качеством процессов,

- формирование нового кадрового потенциала путем постоянного обучения сотрудников применению информационных технологий и освоению цифровых компетенций,

- создание единого информационного пространства на основе электронного документооборота, регламентирующего функционирование системы менеджмента качества.

Следовательно, цифровая трансформация способствует переходу промышленных предприятий на новый этап развития - цифровое управление сетями взаимосвязанных процессов с учетом требования процессного подхода к управлению качеством. Инновационное развитие системы менеджмента качества основано на дальнейшем совершенствование применения концепции процессного подхода, но с учетом направлений цифровой модернизации процессов управления.

Цифровой мир постепенно приходит к каждому человеку, входит в каждый дом и организацию, и это оказывает беспрецедентное влияние на жизнь, бизнес и общество. Вместе с этими изменениями приходит цифровая экономика, размер которой оценивается в 16 трлн. долл.

Интеллектуальные технологии будут доступны производству, транспорту, здравоохранению, образованию и многим другим отраслям. Важность конкурентоспособности, которая позволяет промышленным предприятиям выживать в условиях конкурентной борьбы, резко возросла в последние годы. В условиях жесткой конкуренции современные предприятия должны быстро реагировать на ситуацию рынка. Для этого необходимо разрабатывать стратегии,

«Научные исследования и инновации»

позволяющие своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения и подстраивать внутренние процессы организации под требования цифровой экономики [1].

Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятий промышленности является высокое качество выпускаемой продукции. Увеличение качества продукции несет действительно существенное улучшение возможностей, однако оно осуществимо, если не будет изменено отношение к качеству на всех уровнях [2].

Призывы к повышению качества сложно реализовать, если руководители разных уровней не будут относиться к качеству как образу жизни. Именно вследствие этого, работа по управлению качеством выпускаемой продукции является главнейшим видом деятельности для всего персонала, от начальника до исполнителя.

Цифровое предприятие (Digital Enterprise) - организация, которая использует информационные технологии (ИТ) в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами. Традиционная компания превращается в компанию с «цифровым мышлением», проходя путь цифровой трансформации (Digital Transformation).

Сам продукт, предлагаемый таким предприятием рынку, тоже становится цифровым. Соответственно, автоматизация процессов бизнеса и производства становится все более необходимой. Такие процессы, как отслеживание документооборота, управление нормативно-технической документацией, в зависимости от особенностей предприятия и жизненного цикла его продукцией, становятся частью цифровизации промышленного предприятия. А так как управление качеством является внутренним процессом цифрового предприятия, то использование конкурентных преимуществ процесса цифровизации системы менеджмента качества для повышения конкурентоспособности предприятия весьма актуально [3].

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос об эффективности систем менеджмента качества в современной экономике, переживающей индустриальную революцию.

Задачи специалистов в области информационных технологий и специалистов в области качества не только пересекаются, но и фактически дополняют друг друга в повседневной работе. Особенно явно это проявляется при решении задач, связанных с реорганизацией или комплексным внедрением информационных систем и технологий в компании.

Основной шаг при решении таких задач - описание этапов производства, которые в дальнейшем составят основу системы менеджмента качества организации. Такие процессы и этапы производства - основа организации. Как правило, при изменениях внешней среды меняются средства сбора и анализа данных об этих процессах, а сами процессы не изменяются, либо изменяются несущественно.

Таким образом, с развитием цифровых технологий, производительность труда, его качество, качество продукции или услуг, производимых на

III Международная научно-практическая конференция

предприятии, претерпевает соответствующие изменения и, как правило, приводит к повышению эффективности и конкурентоспособности не только отдельных процессов, но и предприятия в целом.

Библиографический список:

1. Саликов Ю.А. Совершенствование организации процессов производства в условиях инновационного развития системы менеджмента качества [Текст]: / Ю.А. Саликов, И.В. Каблашова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. - № 4 (70). - С. 488.

2. Управление финансами промышленности: учебное пособие/ В.М. Семенов, Н.В. Василенкова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010.-320с.

3. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. -С.58.

УДК 338.2

Василенкова Надежда Владиславовна Vasilenkova Nadezhda Vladislavovna

К.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и управение предприятием» Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the

Department of Economics and Enterprise Management ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

FSBEI HE "Astrakhan State Technical University"

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONDITIONS OF THE DIGITALIZATION OF THE

INDUSTRY

Аннотация, в работе рассмотрены варианты применения информационных технологий на предприятиях промышленности, выявлены некоторые трудности с их внедрением на производстве.

Abstract: The paper considers the options for the use of information technologies at industrial enterprises, identifies some difficulties with their implementation in production.

Ключевые слова, качество, менеджмент качества, цифровизация, инновационное развитие, промышленные предприятия, промышленность.

Key words: quality, quality management, digitalization, innovative development, industrial enterprises, industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.