Научная статья на тему 'Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры'

Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СФЕРА УСЛУГ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / АУТСОРСИНГ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SERVICES / INFRASTRUCTURE / INNOVATIONS / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич М. В.

В статье исследуется сектор промышленных услуг, представленный современной формой организации бизнеса промышленным аутсорсингом, анализируется его содержание и связь с инновационным развитием. Рассмотрены предпосылки и факторы инновационного развития сферы услуг в области производственной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the sector of industrial services, submitted by the modern form of business organization industrial outsourcing, examines its contents and communication innovative development. Prerequisites and factors of innovative development of sphere of services in the field of industrial infrastructure.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры»

УДК 330.341

М. В. Шинкевич

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: инновационное развитие, сфера услуг, производственная инфраструктура, инновации, аутсорсинг.

В статье исследуется сектор промышленных услуг, представленный современной формой организации бизнеса - промышленным аутсорсингом, анализируется его содержание и связь с инновационным развитием. Рассмотрены предпосылки и факторы инновационного развития сферы услуг в области производственной инфраструктуры.

Key words: innovative development, services, infrastructure, innovations, outsourcing.

The article explores the sector of industrial services, submitted by the modern form of business organization -industrial outsourcing, examines its contents and communication innovative development. Prerequisites and factors of innovative development of sphere of services in the field of industrial infrastructure.

Развитие инновационных процессов в России сопровождается поиском и применением новых форм и инструментов организации хозяйственной деятельности промышленных предприятий, при этом особое место отводится сектору промышленных услуг. В настоящее время крупные промышленные предприятия все шире применяют такую форму организации бизнеса как промышленный аутсорсинг, который понимают как оказание услуг по выполнению производственных функций на долгосрочной договорной основе и применяют в случаях, когда реализация производственного процесса собственными силами обходится дороже, чем привлечение сторонней организации.

В экономической литературе встречаются различные классификации аутсорсинга. Например, в одной из классификаций выделяют функциональный (передача непрофильных функций управления и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям); операционный (передача функций производства); ресурсный (отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне). Другой вариант - аутсорсинг подразделяется на производственный, бизнес-процессов и информационных технологий. Каждый из типов аутсорсинга может быть реализован для повышения эффективности инновационных процессов, однако, лишь на базе определенных институциональных преобразований на мезоуровне [1].

В высокотехнологичных отраслях развитых стран наиболее распространен промышленный аутсорсинг, в России также можно прогнозировать рост его объемов. К 2020 году ожидается повышение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5-10% в 57 и более секторах.

Полагаем, сектор аутсорсинга деловых услуг может стать одним из способов ответа российской экономики на вызовы в инновационной сфере, отмеченные в Стратегии - 2020. По мнению разработчиков Стратегии [2], вызов в инновационной сфере заключается в том, что переход к инновационной экономике происходит не

только в развитых, но и в развивающихся странах. Бизнес активно финансирует поиск и разработку технологий, стабильно выводит на рынок новые продукты и услуги, разнообразные инструменты государственной политики позволяют поддерживать все более широкий круг участников инновационных процессов, обеспечивают прочную научную базу для решения проблем здравоохранения, безопасности и сохранения окружающей среды. Усиливается интернационализация и глобализация производственной и научной активности бизнеса, отрабатываются новые функции аутсорсинга. Процесс подстегивается ростом ценовой конкуренции в традиционных секторах высокотехнологических производств, а также спросом на определенные категории новейших технологий.

Российский сектор деловых услуг имеет значительный потенциал в процессе стимулирования инновационного развития обрабатывающих производств, повышения их конкурентоспособности, избегания избыточных непроизводственных издержек. В системе других составных элементов макроэкономической инновационной политики данный сектор способен уменьшить «белые» пятна государственного регулирования экономики. Для понимания действия модели аутсорсинга и для осознанного управления ею, проанализируем факторы и предпосылки инновационного развития сектора деловых услуг в области производственной инфраструктуры.

Инновационное развитие сферы промышленных услуг, которую в полной мере затронул кризис 2008-2009 гг., повторяет тенденции российской инновационной сферы в целом. Сильными сторонами современной российской инновационной политики признается то, что инновационная политика находится в числе декларируемых политических приоритетов государства; реализуются новые инструменты стимулирования инноваций (налоговые льготы, инновационная инфраструктура, малые предприятия при вузах и НИИ), вводятся инструменты поддержки лучших инноваторов, делаются попытки привлечения новых игроков, идет рост бюджетного

финансирования науки. Однако исследователями [3] формулируются и слабые стороны - отсутствие стратегической повестки (долгосрочного видения), жесткие бюджетные ограничения, социально-ориентированный бюджет; множественность и нескоординированность «инновационных сигналов от государства; «муляжи» институтов инновационной экономики, низкое качество имплементации принимаемых решений; медленный прогресс в улучшении бизнес-среды и инвестиционного климата, повышение налоговой нагрузки на бизнес; завышенные ожидания масштабов и скорости достижения эффекта.

В качестве дестимула инновационного развития данного сектора в плане его государственной поддержки становится наличие мифа о необходимости и эффективности финансирования высокотехнологичного сектора, а также о безусловном приоритете технологических инноваций над организационными, в нашем случае связанными с аутсорсингом.

При этом предпосылками развития аутсорсинга промышленных услуг становится их согласованность с целями обрабатывающих производств в инновационной сфере. Из числа потенциально возможных целей инновационной деятельности, к которым относятся ориентиры по продуктам, рынкам, эффективности, качеству или к способности обучаться и осуществлять изменения и др. [4], организационные инновации способны соответствовать последним четырем. Данные цели часто могут приобретать форму результатов, краткую классификацию которых (адаптированную для сферы аутсорсинга по [4]), приведем ниже, курсивом выделены те факторы, трансформация которых в значительной степени может быть связана с оказанием инновационных деловых услуг улучшающего характера:

1. Конкуренция, спрос и рынки:

- замещение товаров, теряющих спрос (передача таких производств на аутсорсинг)

- расширение ассортимента товаров и

услуг

- разработка продукции, дружественной к окружающей среде

- удержание или увеличение доли рынка

- проникновение на новые рынки

- улучшение заметности продуктов или их экспонирования

- сокращение времени реагирования на запросы потребителей

2. Производство и доставка:

- повышение качества товаров и услуг

- повышение гибкости производства или предоставления услуг

- повышение потенциала производства или оказания услуг

- снижение стоимости единицы труда

- сокращение потребления материалов и

энергии

- снижение затрат на проектирование

- сокращение времени производства

- достижение соответствия техническим стандартам

- снижение операционных затрат при предоставлении услуг

- повышение эффективности или скорости снабжения и/или доставки товаров и предоставления услуг

- повышение информационно-технологического потенциала

3. Организация рабочих мест:

- совершенствование коммуникаций и взаимодействия между различными видами деловой активности

- повышение интенсивности обмена знаниями с другими организациями или передачи знаний

- повышение возможностей реагировать на различные запросы клиентов

- развитие и укрепление связей с потребителями

- улучшение условий труда.

Перечисленные факторы позволяют

обозначит основные рычаги стимулирования инновационной активности обрабатывающих производств и сферы услуг. Главными стимулами большинства продуктовых и ряда маркетинговых инноваций являются такие элементы рыночного механизма как спрос, конкуренция, цена. Кроме того, специфичные факторы отмечены для технологических нововведений в производстве и распределении. Ориентиром для таких изменений становятся такие цели обеспечения конкурентоспособности как: повышение качества, гибкость, операционная эффективность и минимизация издержек. Организационные инновации касаются вопросов, связанных с факторами организации труда на предприятии, оптимизации размещения рабочих мест, распределения знаний, подготовки кадров.

В то же время готовность предприятий прибегать к модели аутсорсинга может быть сопряжена с рядом факторов. Ряд причин затруднит или остановит ее использование, либо приведет к отрицательным результатам (синергии) в итоге повышения энтропии системы. Среди таких факторов особо выделяются экономические: неконкурентоспособность цен или отсутствие платежеспособного спроса;

внутрипроизводственные - обусловленные отсутствием подготовленных работников, ноу-хау и прочих знаний, а также факторы технического регулирования или фискального характера.

В свою очередь на принятие решений об аутсорсинге могут стимулирующе повлиять проблемы в осуществлении инновационной деятельности, отмеченные для предприятий обрабатывающих производств. В качестве таковых становятся для малых предприятий недостаточность финансовых ресурсов и инвестиций в инновации, для любых компаний - недостаточность спроса на продуктовые инновации при существующем уровне себестоимости производства в результате внедрения нововведений. Значительная часть предприятий

сталкивается с проблемой недостатка квалифицированного персонала, необходимого для инновационного развития предприятия внутри него или на рынке труда. Высоки проблемы инноваций, связанные с наличием неразвитой инфраструктуры, прежде всего за пределами крупных городов, наконец к аутсорсингу может подталкивать отсутствие информации о технологиях, рынках технологий, которые потребуются для осуществления процесса реинжиниринга важных для предприятий обрабатывающих производств функций.

Рассмотрим перечень факторов, которые могут стать препятствиями для инновационной деятельности, с одной стороны, и одновременно стимулом к аутсорсингу - с другой. Факторы, сдерживающие инновационную деятельность, адаптированы для сферы аутсорсинга по [4], из них нивелируемые посредством аутсорсинга выделены курсивом:

1. Стоимостные факторы:

- чрезмерные предвидимые риски

- слишком высокая стоимость услуг аутсорсинга

- недостаток внутренних, финансовых средств предприятия

- отсутствие или недостаточность финансирования из внешних источников

2. Факторы, связанные со знаниями:

- недостаточный инновационный потенциал (в сфере ИР, дизайна и пр.)

- отсутствие или недостаток квалифицированного персонала: на предприятии, на рынке труда

- отсутствие или недостаток информации о технологиях

- отсутствие или недостаток информации о рынках

- дефицитность внешних услуг

- трудности нахождения партнеров для совместной разработки: продукта или процесса, маркетингового проекта

- жесткость внутренней организации предприятия: отношение персонала к переменам, отношение руководителей к переменам

- управленческая структура предприятия

- неспособность выделить персонал для инновационной деятельности из-за потребностей производства

3. Рыночные факторы:

- неопределенный спрос на инновационные товары или услуги

- господство на потенциальном рынке уже укоренившихся на нем предприятий

4. Институциональные факторы:

- отсутствие или слабость инфраструктуры

- слабость защиты права собственности

- законодательство, правила, стандарты, налогообложение

5. Прочие причины отказа от инновационной деятельности:

- отсутствие необходимости в новых инновациях благодаря осуществленным ранее

- отсутствие необходимости в инновациях из-за отсутствия или недостаточности спроса на них

Анализируя пути совершенствования управленческих моделей аутсорсинга в сфере промышленных услуг, обратимся к результатам исследования [50], где систематизированы факторы управления аутсорсингом, которые могут быть использованы при формулировании выводов относительно инновационной деятельности. Так, в числе основных составляющих методологии аутсорсинга выделены:

1. Причины аутсорсинга: ограниченность собственных ресурсов; необходимость сокращения затрат; повышение гибкости; соответствие запросам потребителей.

2. Цель процесса аутсорсинга: повышение эффективности и конкурентоспособности производственной системы в условиях изменяющейся внешней среды.

3. Метод: преимущественное использование внешних ресурсов (услуг) вместо развития собственных компетенций в тех видах и направлениях деятельности, которые не являются стратегически важными.

4. Естественные ограничения использования: наличие потенциальных поставщиков ресурсов (услуг), возможности формального взаимодействия с поставщиками ресурсов (услуг).

5. Средства реализации: анализ доступных ресурсов, анализ положительных и отрицательных сторон взаимодействия, возможностей и рисков, разработка инновационного проекта аутсорсинга, управление реализацией проекта

В данном исследовании также хорошо систематизированы факторы, подталкиващие или, наоборот, сдерживающие обрабатывающие производства к использованию инновационного аутсорсинга в секторе промышленных услуг.

На практике каждая организация осуществляет выбор между полным аутсорсингом, инсорсингом и множеством промежуточных форм обеспечения ресурсами основных и вспомогательных процессов. Инсорсинг рассматривается как противоположная аутсорсингу тенденция, направленная на преимущественное использование внутренних ресурсов, их наращивание и совершенствование внутри границ организации.

Подводя итоги, отметим универсальность сектора промышленных услуг в обеспечении инновационного развития обрабатывающих производств по основным группам результатов инновационной деятельности. В свою очередь посредством аутсорсинга может быть снижена острота значительной части барьеров инновационной активности. Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры должна осуществляться при соблюдении следующих условий: создание

институциональных условий для снижения стоимости услуг аутсорсинга; поддержание конкурентной среды на рынке услуг аутсорсинга, что в настоящее время реализуется посредством конкурсов на проведение разработок (имеются свои недостатки); недопущение негативных моментов глобализации услуг аутсорсинга.

Литература

1. Шинкевич М.В. Логистическая концепция кластерного развития // Вестник Казанского технологического университета. 2007. - №6. - с.161-165.

2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г: Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Источник: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html

3. Гохберг Л.М., Агамирзян И.Р. Переход на инновационную модель экономического роста: доклад на заседании Экспертной группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» по

работе над «Стратегией-2020» от 13 июля 2011 года. Источник:

http://2020strategy.ru/g5/documents/32580233.html

4. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). 3-е издание Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Москва: ЦИСН, 2006. -192 с.

5. Рудая И. Л. Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга: Автореф. дисс. докт. экон. наук 08.00.05. - Москва, 2009. - 41 с.

6. Шинкевич М.В., Фаррахова А.А. Инновационные модели промышленного аутсорсинга в сфере углубленной переработки углеводородных ресурсов и технологий полимерных и композиционных материалов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. - №23. - С. 259-264.

7. Шинкевич М.В. Концептуальная модель институционализации инновационного развития химии и технологии полимерных материалов в условиях цикличности экономических явлений и процессов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. - № 1. - Т.14. - С.209-217.

© М. В. Шинкевич - д-р экон. наук, проф. каф. логистики и управления КНИТУ, dlogscm@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.