ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю.Л. Петрачкова, М.В. Шатохин
Аннотация. Показана роль инновационного развития регионального сельского хозяйства в системе обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, инновационное развитие, регион.
В условиях существующей региональной асимметрии, дезинтеграции в социальной и экономической сферах деятельности и ограниченных возможностей государственного финансирования происходит формирование новой стратегии регионального развития в современной экономике России. Новая стратегия связана с созданием предпосылок для инновационного саморазвития регионов в процессе формирования системы национальной продовольственной безопасности и более полным учетом территориальных экономических интересов, региональным использованием собственных ресурсов, в первую очередь за счет инноваций. Применительно к современным условиям хозяйствования выделены наиболее актуальные для региона экономические интересы достижения продовольственной безопасности:
1. Создание такого режима функционирования всей региональной системы, который ориентирован на положительную динамику показателей качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством промышленного, социального и ресурсного потенциалов региона в процессе инновационного развития.
2. Повышение внутренних и внешних инновационных связей региона, обеспечивающих максимально возможную доступность для товарных и денежных потоков всех территориальных и хозяйствующих субъектов региона.
3. Повышение доходности экономики региона за счет целевого государственного финансирования инновационных экономических проектов во всех сферах аграрной экономики.
4. Концентрация инвестиционных ресурсов региона с целью решения наиболее актуальных задач инновационного развития в системе продовольственной безопасности.
Особенностью современного экономического развития является то, что планирование и разработка инновационной стратегии при принятии хозяйственных решений происходит на уровне головной организации, а конечное выражение отражается на низших звеньях производства. Эти два уровня (макро- и микро-) связывают между собой и рынок, значительную роль в котором принадлежит государству. В основе концепции инновационной деятельности лежит условие создания прогрессивной техники и технологии на базе полного изменения системы финансирования науки и выбора приоритетных научно-технических проектов в целях формирования продовольственной безопасности. При переходе к рыночным отношениям на бюджетном обеспечении могут остаться лишь фундаментальные исследования и приоритетные конкурентоспособные направления.
Повышение эффективности новой техники и технологии в сельском хозяйстве зависит не только от объема инновационных инвестиций, но и от содержательной экономической интерпретации источника финансирования, который определяет степень материальной заинтересованности инвесторов в инновации. Эффективность инновационного инвестирования научно-технических проектов возможна лишь при достижении ими высокой конкурентоспособности и мирового каче-
ственного уровня соответствующих изделий. Не менее важным является обеспечение косвенного государственного влияния на децентрализованные источники финансирования через налоги, регулируемые процентные кредиты, переход к банковскому кредитованию, конкурсному финансированию проектов, привлечению частного капитала и присутствия свободных средств юридических лиц.
Самым распространенным методом в реализации инновационной деятельности является метод инвестиционного проектирования, который достаточно точно определяет направление стратегических действий и является целостным объектом управления.
Известно, что готовность инновационных инвесторов к вложению капитала в определенный сектор экономики зависит от существующего в нем инновационного климата, совокупности политических, экономических и социальных факторов, определяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Инновационный климат оценивается по разным критериям. В процессе оценки привлекательности страны для ввоза предпринимательского капитала используются показатели индекса экономической свободы, степени предпринимательского риска, в том числе индексы группы основных предприятий на данной территории. Индекс экономической свободы рассчитывается Всемирным банком и американским фондом «Наследие». Он интегрирует 10 частных показателей, отражающих степень вмешательства государства в экономику в следующих областях: торговая политика; налогообложение; монетарная политика; функционирование банковской системы, правовое регулирование иностранных инвестиций; права собственности; доля, потребляемая государством, в общем объеме товаров и услуг; политика экономического стимулирования инноваций; масштабы существующего в стране черного рынка; ценообразование и регулирование заработной платы. По каждому из 10 показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов. Естественно, с учетом величины балла складывается мнение и отношение к данной стране: она может относиться к свободной, в основном свободной, в основном несвободной или к группе стран с депрессивной экономикой.
Актуальность развития инновационных инвестиций в России не вызывает сомнений и все больше приобретает значение в связи принятыми Президентом РФ и Правительством страны программами социально-экономического развития, включая доктрину и закон о национальной продовольственной безопасности на ближайшую перспективу.
Для России развитие «новой инновационной экономики» имеет особое значение. «Новая инновационная экономика» - это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала, по сравнению с материальными элементами. Она включает профессиональное образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги). Развитие «новой инновационной экономики» является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики. Одним из условий является создание институтов, содействующих передаче инноваций в производственный сектор, содействию предприятиям в инвестировании инновационных проектов.
Меры по поддержке инновационными инвестициями новых проектов должны иметь преференции:
- в создании комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе в создание и укрепление инфраструктуры, поддержку инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);
- в подготовке кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению новых технологий в производство;
- в стимулировании развития наукоемких производств в особых экономических зонах.
Деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) позволяет снизить влияние факторов, препятствующих инновационной активности и сформировать эффективные секторы науки, способные решать задачи инновационного наполнения экономики, имеющие достаточную материальную и финансовую базу для продолжения научных исследований в наиболее перспективных направлениях, в том числе фундаментальной и прикладной науки.
В современной аграрной экономике осуществление масштабных инновационных проектов, ориентированных на формирование системы продовольственной безопасности, опирается на поддержку государства. Такая поддержка может осуществляться в различных формах: в прямом участии (госинвестиции в инновации), налоговых льготах на осуществление инновационных проектов, государственных гарантиях на необходимые инновационные инвестиции, запрашиваемые у отечественных или зарубежных банков. Следовательно, государство должно быть уверено в правильности предоставляемых оценок эффективности инновационного проекта, корректности расчета методологии и информационной базы. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения хозяйствующих субъектов существенно выше, чем при плановой экономике, и возможностей для инновационного инвестирования намного больше. Вместе с тем, любая коммерческая организация имеет ограниченную величину свободных финансовых ресурсов, доступных для инвестирования инноваций. Поэтому назрела необходимость в формировании принципов оценки эффективности инновационных инвестиционных проектов, которые можно разделить на три структурные группы. К первой группе можно отнести методологические принципы - наиболее общие и относящиеся к концептуальной стороне инновационной проблемы. Ко второй группе относят принципы методические - непосредственно связанные с инновационным проектом, его спецификой, экономической и финансовой привлекательностью, и к третьей группе - операционные, облегчающие процесс оценки инноваций с информационно-технической точки зрения.
Сформулированные принципы оценки инновационных проектов предопределили характер критериев оценки, к которым относятся: актуальность; общая значимость инновационного проекта; его региональная и отраслевая значимость в системе продовольственной безопасности.
По нашему мнению, для повышения развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве регионов необходимо: создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационных отраслях; поддержка малого и среднего инновационного бизнеса; расширение практики проведения научно-технических выставок, конференций, ученых семинаров; разработка проектов совместно с предприятиями; предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах.
В перспективе будут активно развиваться лишь те регионы, в которых создаются и осваиваются передовые технологии. Именно с этих позиций должна формироваться концепция инновационного развития любого региона на среднесрочный и долгосрочный периоды. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях, когда изменчивость и динамичность факторов окружающей среды достигают более высокой степени по сравнению с периодами стабильного состояния экономической системы. Формирование потенциальных возможностей хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе и достижение эффективных результатов в данных условиях осложняется необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует поиска инновационных концепций функционирования и развития предприятия.
Как показывает практика, глубокий экономический кризис в общественном производстве, а, соответственно, и потеря конкурентоспособности в значительной мере связан с деградацией старого производственного парка, которая может быть преодолена только за счет инноваций.
Совершенно очевидно, что настоятельно необходима научно-обоснованная инновационная концепция повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных предприятий на основе программы кардинального обновления основных фондов, причем на основе прогрессивной техники и технологии, дающих экономические, экологические и социальные эффекты и направленных на достижение высокой конкурентоспособности предприятия.
Список использованных источников
1 Векленко В.И., Черкашина М.В., Силина Е.В. Эффективность процесса воспроизводства в сельскохозяйственных организациях Курской области // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2012. - №2. - С.9-13.
2 Новикова Т.В., Ноздрачева Е.Н., Шатохин М.В. Приоритетные направления развития регионального аграрного производства // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2010. - №1
3 Петренко Н.Н., Шатохин М.В. Индикативное планирование аграрного сектора в Курской области // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2010. - №2.
Информация об авторах
Петрачкова Юлия Львовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента «Курский институт кооперации (филиал БУКЭП)», тел. 8(4712)56-84-07.
Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал).