видение), путём создания общественных движений, организации и проведения собраний, референдумов, сходов и других форм с целью выразить согласие (несогласие) с политикой государства. В конечном итоге проведение всех мероприятий регламентируется законодательно и при осуществлении различных общественно-социальных акций должно соответствовать требованиям нормативноправовых актов.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что современное российское земельное законодательство, в период экономических реформ, требует профессионального подхода и совершенствования по многим вопросам. Причём решение этих вопросов должно быть обоюдовыгодным как для государственных и муниципальных органов управления, так и землевладельцев (землепользователей) от которых зависит продовольственная безопасность России.
Библиографический список
1. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами. — М.: КолосС, 2004. — 528 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ.
4. Татаринцев Л.М., Татаринцев В.Л., Власова Т.В. Моделирование современного землепользования в сухой степи: монография. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. — 103 с.
5. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от
21.07.1997 № 122-ФЗ.
6. Татаринцев Л.М., Татаринцев В.Л. Некоторые аспекты охраны почв в Российской Федерации // Аграрная наука — сельскому хозяйству: Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 кн. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — Кн. 2.
— С. 229-230.
7. Татаринцев Л.М., Татаринцев В.Л., Власова Т.В. Экологические аспекты сельскохозяйственного землепользования в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2010. — № 1 (63). — С. 49-52.
References
1. Varlamov A.A. Zemel'nyi kadastr: V 6 t.: T.2. Upravlenie zemel'nymi resursami. — M.: KolosS, 2004. — 528 s.
2. «Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii» ot 30.11.1994 № 51-FZ.
3. «O gosudarstvennom regulirovanii
obespecheniya plodorodiya zemel'
sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya» ot 16.07.1998 № 101-FZ.
4. Tatarintsev L.M., Tatarintsev V.L., Vlasova T.V. Modelirovanie sovremennogo zemlepol'zovaniya v sukhoi stepi: monografiya.
— Barnaul: Izd-vo AGAU, 2010. — 103 s.
5. «O gosudarstvennoi registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim» ot
21.07.1997 № 122-FZ.
6. Tatarintsev L.M., Tatarintsev V.L.
Nekotorye aspekty okhrany pochv v Rossiiskoi Federatsii // Agrarnaya nauka — sel'skomu khozyaistvu: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.:
v 2-kh kn. — Barnaul: Izd-vo AGAU, 2009. — Kn. 2. — S. 229-230.
7. Tatarintsev L.M., Tatarintsev V.L., Vlasova T.V. Ekologicheskie aspekty sel'skokhozyaistvennogo zemlepol'zovaniya v Altaiskom krae: stat'ya // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. - № 1 (63). - S. 49-52.
УДК 001.895
В.В. Коновалов
V.V. Konovalov
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A REGION
Рассмотрены организационно-экономические основы инновационного развития региона на примере Томской области. Обозначена цель инновационного типа развития экономики и основные механизмы, используемые в области для ее достижения. Особое внимание уделено такому проекту, как создание Центра образования, исследований и разработок. Определены мероприятия проекта, среди которых выделены: создание университетского кампуса в районе левобережья реки Томи; создание в г. Томске Президентского кадетского корпуса; строительство корпуса клинико-диагностического центра
и т.д. Особое внимание уделено результатам, которые будут получены к 2020 г. по итогам реализации проекта. Отмечено, что в Томской области будет сформирован Центр с уникальной предпринимательской средой взаимодействия институтов инновационной направленности, позволяющий обеспечить инновационное и технологическое лидерство по следующим направлениям: модель непрерывной и многоуровневой системы образования; энергосберегающие технологии и технические средства для энергоемких отраслей экономики; наноэлектроника и интеллектуальная силовая электроника; нанотех-
нологии, создание перспективных материалов и развитие пучковых, плазменных и электроразрядных технологий; медицина высоких технологий, медицинские биотехнологии и фармтех-нологии; рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; ядерные технологии. Отражены проблемы и «болевые точки» в сфере российского профессионального образования. Обозначены ключевые компетенции инновационного сообщества, в том числе способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде и т.д. Предложены мероприятия по формированию кадрового резерва для инновационной экономики.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, региональное развитие, центр образования, исследований и разработок, инновационный человек, экономика знаний, подготовка персонала, кадровый резерв.
The organizational and economic foundations of innovative development of a region are discussed by the example of the Tomsk Region. The purpose of innovative type of economy development and the basic implementation mechanisms used in the Region are defined. The main focus is on the project of the Center of Education, Research and Development. The measures of the project are discussed including the following: university campus
development on the left bank of the Tom River; the Presidential cadet corps in Tomsk; the construction of Clinical and Diagnostic Center building, etc. The Center would create a unique entrepreneurial environment of cooperation between innovative institutes of the Tomsk Region which would ensure innovative and technological leadership in the following areas: a model of continuous and multi-level education system; power efficient technologies and equipment for energy intensive branches of economy; nanoelectronics and intellectual power electronics; nanotechnologies, creation of promising materials and development of beam, plasma and electrical discharge technologies, hi-tech medicine, medical bioengineering and pharmaceutical technologies; environmental management and high-level reprocessing of natural resources; nuclear technologies. The problems and disadvantages in the Russian professional education are discussed. The key competences of an innovative community are defined including the ability and readiness for continuous education, constant perfection, retraining and self-education, professional mobility, aspiration to learn new; ability to think critically; ability and readiness to reasonable risk, creativity and entrepreneurial spirit, capability to work independently and readiness to work in a team, etc. Some measures on the creation of personnel reserve for innovative economy are proposed.
Keywords: innovations, innovative economy, regional development, Center of Education, Research and Development, innovative person, economy of knowledge, personnel training, personnel reserve.
Коновалов Вячеслав Васильевич, к.э.н., доцент, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Тел.: 913-882-90-18. E-mail: [email protected].
Konovalov Vyacheslav Vasilyevich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., National Research Tomsk Polytechnic University. Ph.: 913-882-90-18. E-mail: [email protected].
Процессы глобализации, протекающие в мире, затрагивают каждое российское предприятие. Структурные и технологические сдвиги, происходящие в экономике стран и предприятий (инновационные процессы), по словам П. Ромера, означают инновационный этап в развитии менеджмента, они вызывают явление так называемой новой теории роста; ее основные положения изложены в трудах П. Ромера и Р. Лукаса [1, 2]. С одной стороны, современные принципы инновационной деятельности генерируются внутри предприятия в результате развития человеческого потенциала и стремления применить свои творческие силы в трудовом процессе; с другой
— они не возникают случайно, а создаются в результате целенаправленной политики (государства или предприятия) [3].
В настоящее время ни у кого уже не вызывает сомнений тезис о том, что одной из основ развития современного общества является инновационная деятельность. Общество и государство, как показывает опыт развитых стран, должны оказывать помощь инноваторам.
Основной целью перехода к инновационному типу развития экономики является укрепление позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг [4].
Основой для формирования инновационной экономики призваны стать инновационные центры, сочетающие основные компоненты современной инновационной системы — научно-образовательные комплексы, инновацион-
ную инфраструктуру, инновационное предпринимательство, а также необходимые условия для жизни и работы инноваторов.
Инновационное развитие является для Томской области приоритетным направлением, что также соответствует целевым ориентирам Российской Федерации на долгосрочную перспективу [5].
Уникальный комплекс факторов и конкурентных преимуществ, а также потенциал развития региональной инновационной системы Томской области сформировали предпосылки для создания в Центра образования, исследований и разработок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. одобрена Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок.
Реализация проекта позволит скоординировать усилия на укреплении научнообразовательного комплекса и инновационной инфраструктуры, сформирует условия для результативной поддержки инноваций, основанной на развитии и повышении эффективности государственно-частного партнерства, в том числе через механизмы технологических платформ.
Основная цель проекта заключается в создании мощного Центра. Проект является долгосрочным и включает 2 основных этапа: первый этап (2011-2015 гг.) — привлечение и освоение инвестиций; второй этап (20162020 гг.) — масштабирование инновационной деятельности [6, 7].
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 1 (111), 2014
14З
Для выполнения задач проекта ведется проработка следующих мероприятий, являющихся неотъемлемыми элементами проекта и планируемых к реализации на втором этапе его реализации:
- создание университетского кампуса в районе левобережья реки Томи;
- создание в г. Томске Президентского кадетского корпуса;
- строительство корпуса клинико-диагностического центра Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института кардиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук;
- организация скоростного движения на участке Новосибирск — Томск, железнодорожный обход г. Томска, вторые главные пути на участке Тайга — Томск;
- строительство автодороги Академгородок — аэропорт Томск.
К 2020 г. в Томской области будет сформирован Центр с уникальной предпринимательской средой взаимодействия институтов инновационной направленности, позволяющий обеспечить инновационное и технологическое лидерство по следующим направлениям:
- модель непрерывной и многоуровневой системы образования;
- энергосберегающие технологии и технические средства для энергоемких отраслей экономики;
- наноэлектроника и интеллектуальная силовая электроника;
- нанотехнологии, создание перспективных материалов и развитие пучковых, плазменных и электроразрядных технологий;
- медицина высоких технологий, медицинские биотехнологии и фармтехнологии;
- рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов;
- ядерные технологии.
В рамках указанных направлений проекта будут получены ключевые комплексные результаты в отношении Российской Федерации, в частности, Томской области, а также бизнеса, научно-образовательного комплекса и населения.
Сегодня многие, в том числе и стратегические, отрасли экономики России оказались лицом к лицу с тремя основными проблемами: технологической отсталостью, недостатком финансовых ресурсов, дефицитом квалифицированных кадров. Все три проблемы тесно связаны, но именно кадры, по мнению многих экспертов, должны выполнить роль «архимедова рычага» отраслевого и общеэкономического развития.
Руководство страны уделяет проблеме кадров большое внимание. Президентом России проведен целый ряд соответствующих заседаний, теме подготовки инженерных кадров было посвящено специальное заседа-
ние Комиссии по модернизации. При этом было отмечено, что набор окончательных предложений и мер должен определиться в результате диалога власти с промышленниками, учёными и руководителями вузов.
«Болевые точки» в сфере российского профессионального образования в целом и инженерного образования в частности можно обозначить следующим образом:
• разрыв между образованием и производством;
• у большинства студентов-выпускников мало производственного опыта;
• отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями;
• слабая корреляция количества выпускников с потребностями экономики;
• студенческая практика на производстве, в конструкторских бюро до сих пор не является обязательной;
• существует проблема закрепления на производстве молодых специалистов;
• слабая пропаганда научных и технических знаний среди молодёжи;
• велико количество платных высших образовательных учреждений, готовящих неквалифицированных специалистов.
Сложно говорить об успехе инновационного развития без квалифицированных кадров. Подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей экономики — важнейшая задача политики государства, основа успеха стратегии инновационного развития Российской Федерации. Не случайно одним из основных разделов проекта Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г., подготовленном Минэкономразвития России, является «Инновационный человек» [8].
«Инновационный человек» — более широкая категория по сравнению с «инновационным предпринимателем», означающая, что каждый гражданин должен стать не просто адаптивным к постоянным изменениям в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, но и активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:
• способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
• способность к критическому мышлению;
• способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готов-
ность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
• широкое владение иностранными языками.
Очевидно, что подготовку специалистов необходимо осуществлять с учётом реальных потребностей экономики в условиях модернизации.
Исследования показали, что задача кратного увеличения создаваемых рабочих мест в инновационном секторе может быть решена за счёт резкого роста количества создаваемых малых предприятий, развития и диверсификации производства в малых и средних инновационных предприятиях. Решению этого вопроса в регионе способствует создаваемая система бизнес-инкубаторов и подготовки команд по реализации инновационных разработок.
Использование системы постоянной подготовки и переподготовки востребованного высококвалифицированного персонала в рамках организации инновационного цикла является основой формирования «новой экономики» или «экономики, основанной на знаниях». Для этого необходимо с высокой точностью организовать подготовку кадров, которые будут востребованы через 5-6 лет [8].
Региональным приоритетом является формирование условий и моделей включения молодёжи, студентов, молодых специалистов в программы подготовки кадрового резерва для инновационного предпринимательства. Разработка и внедрение механизмов формирования кадрового резерва для инновационной экономики позволят Томской области занять ведущее место в подготовке кадров нового поколения, востребованных как внутри области, так и в других регионах России.
Важнейший аспект проблемы кадрового ресурса для коммерциализации инновационных разработок — соответствующие этой задаче образовательные программы и эффективные формы обучения. В связи с этим в вузах региона проводится активная работа по разработке эффективного функционирования системы менеджмента качества, введению двухуровневой системы высшего образования бакалавр — магистр. Томск — хороший пример и для тиражирования опыта в области технологий дистанционного обучения. Томский опыт показывает, что в регионах существуют конкретные примеры эффективной подготовки кадров для инновационной экономики.
Подготовка кадров для инновационной экономики и реализация мероприятий Концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок позволит не только скоординировать деятельность органов региональной власти по внедрению программ инновационного развития, но и обеспечит создание такой региональной
инновационной инфраструктуры, которая организует и оптимизирует связи между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечит непосредственных участников инновационного процесса необходимыми ресурсами в максимально короткий срок. Все это обеспечит оптимальные темпы инновационного развития Томской области, которое в свою очередь повысит эффективность функционирования как региональной экономической системы, так и всей национальной экономической системы в целом.
Библиографический список
1. Romer P Increassing Returrns and Long Run Groft // Journal of Political Economy. — 1986. — Vol. 94. — P. 1002-1037.
2. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics». — 1988. — Vol. 22. — P. 3-42.
3. Королев О.П., Падалкин В.Ю., Штефан В.И. Инновационное развитие региона // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. — www.lerc.ru.
4. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — № 47 — 24.11.2008.
5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р // Собрание законодательства РФ. — № 33. — 16.08.2010.
6. «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны техниковнедренческого типа»: постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783. // Собрание законодательства РФ. — № 52 (3 ч.). — 26.12.2005.
7. «О Концепции создания в Томской об-
ласти Центра образования, исследований и разработок»: распоряжение Правительства
РФ от 06.10.2011 № 1756-р. // Собрание законодательства РФ. — № 42. — 17.10.2011.
8. Попова Е.В. Как подготовить кадры для инновационной экономики // Инициативы XXI века. — 2011. — № 1, 2.
References
1. Romer P. Increasing Returns and Long-Run Growth // Journal of Political Economy. — 1986. - Vol. 94. - P. 1002-1037.
2. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. — 1988. - Vol. 22. - P. 3-42.
3. Korolev O.P., Padalkin V.Yu., Shtefan V.I. Innovatsionnoe razvitie regiona. - TsIRE: Tsentr issledovanii regional'noi ekonomiki. — www.lerc.ru.
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 1 (111), 2014
145
4. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravi-tel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. — № 47 — 24.11.2008.
5. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri do 2020 goda: utverzhdena ras-poryazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5 iyulya 2010 g. № 1120-r // Sobranie za-konodatel'stva RF. — № ЗЗ. — 16.08.2010.
6. «O sozdanii na territorii g. Tomska osoboi ekonomicheskoi zony tekhniko-vnedrenc-
heskogo tipa»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2005 № 783. // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. — № 52 (3 ch.). — 26.12.2005.
7. «O Kontseptsii sozdaniya v Tomskoi ob-lasti Tsentra obrazovaniya, issledovanii i razra-botok»: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.10.2011 № 1756-r. // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. — № 42. — 17.10.2011.
8. Popova E.V. Kak podgotovit' kadry dlya innovatsionnoi ekonomiki // Zhurnal «Initsiativy XXI veka» — 2011. — № 1, 2.
УДК 339.13:338.2
Г.М. Гриценко
G.M. Gritsenko
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
INDICATIVE PLANNING OF RURAL AREA'S SMALL BUSINESS DEVELOPMENT: METHODOLOGY AND ORGANIZATION PROBLEMS
На основе обобщения зарубежного опыта показаны подходы разных стран к трактовке понятия «индикативное планирование» и позиции государства при его организации; выявлены механизмы государственного регулирования деятельности экономических субъектов как участников процесса планирования, формы их реализации и финансовая основа, реализуемая в форме государственно-частного партнерства; показано, что процесс планирования за рубежом идет одновременно в двух направлениях — от государства к бизнесу и от бизнеса к государству и специфика организации индикативного планирования в России; выявлены тенденции в организации планирования развития муниципальных районов — учет планово-прогнозных документов развития страны и региона, собственных ресурсов и использование методов дисконтирования показателей, отсутствие влияния на планирование отраслей экономики; обобщены механизмы финансовой поддержки развития отраслей и сельских территорий, опыт Алтайского края в формировании их структуры применительно к малому и среднему сельскому предпринимательству; дан анализ объемов государственной поддержки малого сельского предпринимательства Алтайского края по направлению «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях», в т.ч. в рамках «желтой корзины» согласно условиям членства в ВТО, и опыт региона в реализации многосторонних соглашений с участием администрации региона, направленных на обеспечение взаимодействия с гражданским обществом и ответственности бизнеса за целевое использование бюджетных средств; предложен организационный механизм индикативного планирования развития малого предпринимательства сельского муниципального района, основанный на государственно-частном партнерстве и использовании трехсторонних соглашений между региональными и муниципальными органами управления и местным бизнес-сообществом.
Based on the summarization of foreign experience, the approaches of different countries to the interpretation of "indicative planning" concept and the position of the state in its organization are shown; the mechanisms of state regulation of the activity of economic entities as the participants in the planning process are revealed, as well as the forms of their implementation and the financial foundation implemented within public-private partnership; it is shown that abroad planning proceeds in two directions - from the state to a business and from a business to the state; the specific features of indicative planning organization in Russia are shown; the following trends in the organization of planning of municipal districts are revealed: taking into account the planning and forecasting documents of the country's and region's development and own available resources, the application of indicator discounting methods, and the lack of influence on the planning of economy branches development; the mechanisms of financial support of industries and rural areas development and the experience of the Altai Region in the formation of financial support mechanisms relating to small and medium rural business are summarized; the volume of state support of small rural business (the direction "Agriculture, hunting and related services") in the Altai Region is analyzed, including the support within the Amber Box under the conditions of WTO membership; the experience of the Region in the implementation of multilateral agreements involving the regional administration aimed at ensuring cooperation with civil society and business people's responsibility for proper use of budgetary funds is discussed; the organizational mechanism of indicative planning of the development of small business in a rural municipal district, based on public-private partnerships and the use of three-party agreements between the regional and municipal authorities and the local business community is proposed.
Ключевые слова: индикативное планирование, механизмы финансовой поддержки, методы государственного регулирования, малое предпринимательство, сельская территория, сельский муниципальный район.
Keywords: indicative planning, financial support mechanisms, state regulation methods, small business, rural area, rural municipal district.
Гриценко Галина Михайловна, д.э.н., проф., Алтайский государственный аграрный университет; зав. Алтайским отделом, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН. E-mail: gritcenko_galina_milenium@ mail.ru.
Gritsenko Galina Mikhaylovna, Dr. Econ. Sci., Prof., Altai State Agricultural University; Head of Altai Branch, Siberian Research Institute of Agricultural Economics of Rus. Acad. of Agr. Sci. E-mail: [email protected].