Научная статья на тему 'Инновационное развитие промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса России'

Инновационное развитие промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INDUSTRY / INNOVATION DEVELOPMENT / REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Алексей Анатольевич, Цукерман Вячеслав Александрович

В работе рассматриваются проблемы инновационно-технологического развития промышленных предприятий, создания государством общих условий их функционирования и государственной политики. Показано, что одним из наиболее эффективных механизмов реализации промышленной политики может являться региональная инновационная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Алексей Анатольевич, Цукерман Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of industrial enterprises of mineral complex of Russia

The work considers challenges of innovationtechnological development of industrial enterprises, of creation of general conditions for their functioning by the state of and of the state policy. It is shown that a regional innovation system is one of the most efficient mechanisms of the industrial policy realization.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса России»

СИСТЕМОТЕХНИКА

УДК 338.45

Козлов Алексей Анатольевич

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН

kinemur@mail.ru

Цукерман Вячеслав Александрович

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, Филиал Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

в г. Кировске Мурманской области tsukerman@iep.kolasc.net.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В работе рассматриваются проблемы инновационно-технологического развития промышленных предприятий, создания государством общих условий их функционирования и государственной политики. Показано, что одним из наиболее эффективных механизмов реализации промышленной политики может являться региональная инновационная система.

Ключевые слова: промышленные предприятия, инновационное развитие, региональная инновационная система.

Вначале XXI века существенно выросла роль промышленности минеральносырьевого комплекса (МСК) в социально-экономическом развитии России. Замедление роста или падение объемов производства добычи и переработки минеральных ресурсов существенно снижает макроэкономические показатели России. Именно эта ситуация сложилась в настоящее время.

Экономический рост страны в последние десятилетия основывался на опережающей роли доходов от минерально-сырьевого экспорта, который обеспечивался благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. При этом рост экспорта опережал промышленное производство, а объемы вложений в НИОКР значительно отставали от объемов соответствующих затрат зарубежных компаний.

Снижение индекса промышленного развития МСК диктует необходимость ее модернизации, привлечения новых современных технологий добычи и переработки минерального сырья.

Решение проблем модернизации промышленности МСК возможно путем разработки или привлечения инновационных технологий в топливно-энергетических и минерально-сырьевых отраслях, которые должны быть не менее наукоемкими, чем передовые отрасли промышленности [1].

Следует отметить, что в ряде научных работ противопоставляются минерально-ресурсный и инновационный пути развития, что, по мнению авторов, не соответствует действительности, поскольку именно МСК, прежде всего, и связан с производством высокотехнологической продукции. Так, для повышения эффективности использования недр принципиально важно следовать принципу максимального извлечения сырья из месторождений с применением новейших природосберегающих инновационных технологий. Приоритет должен быть отдан проектам, использующим технологии,

направленные на максимально глубокую переработку сырья, где конечной продукцией будут продукты технологического передела.

Опыт высокотехнологических стран показывает, что применение инновационных технологий в нефтяной отрасли увеличивает отдачу вдвое. Например, в настоящее время в Норвегии извлекается не менее 50% нефти из земного пласта, в России - только 30%.

В настоящее время промышленность МСК функционирует в рамках третьего и четвертого технологических укладов и, следовательно, не может обеспечить решение задач по приведению структуры экономики в соответствие с достижениями наиболее развитых стран и обеспечению перехода к постиндустриальному развитию.

Модернизация промышленности МСК предполагает определение контуров и основных параметров, а также обоснование места и роли территориального сообщества и его участников как субъектов инновационной политики. При этом на первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития промышленности МСК, создание среды, которая способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции. Это стимулирует различные формы кооперации между государственным, образовательным и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности [2].

Модернизация промышленности МСК во многом зависит от эффективности проводимой государством инновационной политики, основным направлением которой при этом является активизация инновационной деятельности, разработка механизмов ее реализации. Одним из наиболее эф-

фективных механизмов реализации инновационной промышленной политики может являться региональная инновационная система (РИС), которая через повышение инновационности всей экономики региона может значительно способствовать модернизации промышленности [3].

В этом плане целью управления РИС является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и технологий в интересах реализации стратегических приоритетов региона, в том числе: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие науки, образования и культуры.

РИС является совокупностью учреждений и организаций, расположенных на территории региона, осуществляющих научно-образовательную, научно-техническую, инновационную деятельность и трансфер технологий в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации и действующей конъюнктурой внешних и внутренних рынков на научнотехнические и образовательные услуги.

Основные тенденции деятельности государства в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации промышленных предприятий. Этот опыт и рекомендации могут быть с успехом использованы для модернизации промышленности МСК, народнохозяйственный эффект от которого не ограничивается повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В процессе развития создаются предпосылки для дальнейшей структурной перестройки экономики.

Выявление объективных предпосылок для формирования РИС может быть проведено лишь на основе комплексного анализа в конкретном регионе с учетом сложившейся отраслевой структуры экономики, уровня промышленного развития МСК, нау-коемкости продукции, степени научного обеспечения инновационных разработок и др. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о формировании и развитии РИС, как правило, в крупных территориальных образованиях.

Вследствие разнообразности потенциала и особенностей развития промышленного сектора МСК, различаются и инструменты управления РИС для каждого региона. Так, для регионов с наименьшим инновационным развитием наиболее эффективно применение административных механизмов, таких как государственная помощь организационного характера и прямые методы регулирования инновационной деятельности. Для инновационно развитых регионов необходимо шире использовать стимулирующие механизмы. При этом инноваци-

онная активность региона должна сочетаться с развитым промышленно-производственным комплексом, что позволит не только производить инновационный продукт, но и завоевывать рынки. Это позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сократить импорт инновационных технологий.

Политика в области развития инновационной деятельности реализуется путем создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении формирования инфраструктуры РИС.

Инновационная инфраструктура является системой взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности. Ядром этой системы являются научно-исследовательские институты и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований создаются востребованные на рынке инновационные продукты и услуги. Другие подсистемы могут содействовать продвижению новой продукции на рынок и оказывают производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги.

Управление РИС должно быть направлено на тиражирование эффективно функционирующих объектов инфраструктуры, создание и развитие ее недостающих элементов.

Следует отметить, что в последнее время наметилась положительная тенденция фундаментализа-ции инновационной проблематики, требующей использования междисциплинарных когнитивных моделей с выходом на технологии инженерии знаний. Этому должна способствовать политика региональных властей в области инноваций, формирование инновационной инфраструктуры РИС, объединенной единой концепцией развития.

В регионах, основа экономики которых связана с деятельностью промышленности МСК, имеется множество примеров создания отдельных элементов инновационной структуры, но при этом отсутствует сама РИС. Причиной такой ситуации является не только качество институтов управления и регулирования реального сектора экономики органами государственной власти, но и недостаточная эффективность научного сообщества и бизнеса в сфере внедрения инноваций. Зачастую научная организация не может предоставить потенциальным инвесторам понимания того, как можно найти рыночное применение научным разработкам, а представители бизнеса более склонны заниматься менее рискованной деятельностью.

Одной из основных проблем формирования РИС является работа ее инфраструктурных элементов (вузы, научные организации, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия и т.д.) в практически автономном режиме и без постоянной, тесной взаимосвязи с реальным сектором экономки, в том числе с промышленностью МСК. Дан-

ные элементы функционируют либо за счёт частной инициативы, либо за счёт ресурсов, выделяемых государством, органами местного самоуправления, и мало связаны друг с другом.

Образовательные учреждения также недостаточно активно используют возможности создания малых инновационных предприятий при промышленных предприятиях МСК, с использованием льгот, прописанных в законодательных актах, например, в федеральном законе № 217 [4]. Основной целью таких предприятий должно являться обеспечение реального внедрения создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности.

Остро стоит вопрос финансирования инновационных проектов. На начало 2013 года в России действовало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2013 годах Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов, общим объёмом 8,9 млрд. руб. Показательно, что из 22 регионов РФ, где созданы данные венчурные фонды, нет ни одного региона с экономикой, основой которой является промышленность МСК [5]. В этой связи можно рекомендовать использовать опыт западной системы венчурного кредитования в виде специального внебюджетного фонда и системы страхования рисков, связанных с инновационными проектами.

Для обеспечения модернизации промышленности МСК необходима существенная перестройка организационной структуры управления, что потребует вовлечение руководителей всех звеньев в инновационную деятельность. Однако до сих пор не сформирована эффективно работающая система переподготовки кадров для работы в среде инновационного развития. К решению подобной проблемы целесообразно привлечь вузовские коллективы. Также в перспективе для управленческих кадров

наиболее эффективным представляется создание сети региональных центров (институтов повышения квалификации) на базе отраслевых вузов [6].

Для решения рассмотренных проблем необходимо формирование и совершенствование РИС с учетом опыта инновационно развитых стран, что позволит провести эффективную модернизацию промышленности минерально-сырьевого комплекса.

Библиографический список

1. Березиков С.А., Цукерман В.А. Технологическая структура экономики и ее влияние на конкурентоспособность северных регионов России минерально-сырьевой направленности // Горный журнал. - 2012. - № 9. - С. 63-66.

2. Нижегородцев Р.М., Петухов Н.А. Проблемы инновационной активности предприятий в современных условиях // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 10. - С. 143-151.

3. Козлов А.А., Цукерман В.А. К вопросам развития инновационной системы предприятий севера // Качество. Инновации. Образование. - 2012. -№ 1. - С. 37-42.

4. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

5. Сайт ОАО «РВК». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/ ^е5ШеШзЛ^юпа1_&пй5/

6. Ганицкий В.И., Даянц Д.Г., Воробьев А.Г., Эйрих В.И. О развитии инновационной деятельности и ее кадровом обеспечении в горнодобывающей промышленности // Горный журнал. - 2011. -№ 12. - С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.