каргина А. В. УДк 330
инновационное развитие предприятий РОссии в условиях глобализации
Аннотация: В статье рассмотрена роль инноваций и проблемы их развития. Особенностью этой статьи является то, что в ней проведена оценка инновационности стран мира по показателям: уровень образования, уровень расходов на НИОКР, уровень научно-исследовательской активности, количество патентов. Автор рассматривает ряд проблем, которые являются основными причинами отставания Россия от лидирующих стран мира, и предлагает мероприятия для решения этих проблем и развития мировых сообществ в области инноваций.
Ключевые слова: Модернизация, инновации, экономика знаний, человеческий капитал, конкурентоспособность, инновационная активность.
A.V. Kargina
innovation development of Russian business in the age of globalization
Abstract: This article considers the role of innovation and the problems of its development. The author assesses the level of innovativeness in terms of such factors as level of education, expenses on research and development, research activity and the number of patents being issued. The author also considers the main reasons of Russian economy retardation (in comparison to other countries) and offers effective ways and strategies in order to solve these problems and create international communities working in the sphere of innovations.
Key words: modernization, innovations, human capital assets, knowledge-based economy, innovation activity, competitiveness
Г -
древнеиших времен люди стремились к упрощению своего труда, сокращению временных затрат на добычу продуктов пропитания и улучшению жизнедеятельности. Таким образом, ручно- труд стал заменяться машинным, появились целые предприятия по производству различных товаров и услуг. На всех этапах техника и технологии постоянно совершенствовались и модернизировались. Сегодня современные условия жизнедеятельности людей дик-
туют серьезные и обязательные требования к быстрому и качественному инновационному развитию предприятий всех стран мира.
Роль инноваций заключается, прежде всего, в следующем:
- инновации способствуют усовершенствованию предприятий;
- поддерживают конкурентоспособность государства;
- являются главным инструментом борьбы на глобальном рынке;
- способствуют ускорению экономиче-
ского роста;
- являются причиной ускоренной смены инновационных парадигм и прогресса;
- позволяют глубже познать мироздание;
- благоприятствуют улучшению жизнедеятельности людей.
Быстрые темпы внедрения инноваций в современной действительности ведут к большой конкуренции. Она проявляется как на внутреннем, так и на мировом рынке и является причиной осознания важности перемен в современных жизненных укладах. Инновационный путь развития по-своему неопределен, опасен и сложен, но только благодаря ему предприятия развиваются, государства процветают, уровень жизни людей переходит на качественно новый, более высокий уровень.
При этом на пути развития инноваций стоит ряд проблем, которые не позволяют им гармонично создаваться и внедряться в повседневную жизнь. А именно:
- быстрая изменчивость и неопределенность внешней среды;
- слабо развитая законодательная база защиты интеллектуальной собственности;
- увеличение конкуренции в мире инноваций, боязнь предприятий и бизнесменов рисковать и менять привычный уклад жизни;
- резкое сокращение жизненного цикла товаров, постоянная необходимость перемен;
- слабая заинтересованность граждан в инновационном развитии, недостаточное стимулирование предприятий со стороны государства;
- на предприятиях слабый контроль инновационной деятельности и активности или его нет вообще;
- нет конкретных норм об обязательном развитии и повышении уровня иннова-ционности предприятий на определенные периоды (например, на год, два, пять, десять лет).
В Российской Федерации инновациям уделяют особое внимание. ведь одним из наиболее важных показателей эффективности страны является ее активное инновационное развитие. Не случайно данному вопросу посвящено огромное количество литературы, проведено множество конференций по данной тематике, приняты постановления правительства, разработаны проекты и предложены стратегии инновационного развития нашего государства. Для получения наиболее полных сведений об инновационной активности страны и выборе оптимального пути деятельности предлагается оценить ее рейтинг среди других стран по следующим показателям: уровень образованности населения, уровень расходов на НИОКР, уровень научно-исследовательской активности, количество патентов в стране.
При оценке инновационности стран предлагается рассматривать указанные выше показатели в совокупности для получения наиболее оптимальных результатов. Автором составлена обобщенная таблица, при этом учитываются только те страны, которые по какому-либо показателю входят в десятку ведущих стран мира.
Таким образом, по данным показателям можно выделить наиболее инновационно активные страны: США, Южная Корея, Германия. Они входят в десятку ведущих инновационных стран мира по всем четырем анализируемым показателям. Далее следуют страны, лидирующие по трем показателям: Япония, Канада. К ним примыкают страны активные по двум характеристикам: Австралия, Китай. Остальные страны вошли в рейтинг благодаря какому-то одному показателю.
Проведенный анализ показывает, что Россия значительно отстает от лидирующих стран мира по уровню образования и по данному показателю занимает лишь 49 место, а также по уровню расходов на НИОКР - 32 место в мире. Россия вошла в рейтинговую таблицу благодаря количеству патентов, и
с количеством заявок 41414 заняла 7 место в мире. России также необходимо повышать свою активность по уровню научно-исследовательских работ. По данному показателю при научной активности ученых наша страна может войти в десятку лидирующих стран мира и, тем самым, повысить свой рейтинг по уровню образования.
существует ряд проблем, которые являются основными причинами отставания России от лидирующих стран мира по уров-
ню инновационной активности:
- несовершенство существующей нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей социально-экономические отношения по поводу владения и защиты права интеллектуальной собственности;
- значительные издержки, связанные с владением права собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
- отсутствие научно обоснованных
таблица 1. Обобщенная таблица инновационности стран мира
(по данным на 2012 год)
страна Уровень образования Уровень расходов на ниокр Уровень научно-исследовательской активности количество патентов
Рейтинг Индекс Рейтинг Расходы (% от ВВП) Рейтинг Число статей Рейтинг Всего заявок
Россия 49 0,78 32 1,16 14 14016 7 41414
сша 5 0,94 8 2,90 1 208601 2 503582
Южная корея 6 0,93 3 3,74 9 22271 4 178924
германия 9 0,93 9 2,82 5 45003 5 59444
Япония 18 0,88 5 3,36 3 49627 3 342610
канада 10 0,93 18 1,80 7 29017 8 35111
Австралия 3 0,98 13 2,37 12 18923 9 25526
китай 116 0,62 21 1,70 2 74019 1 526412
Швеция 16 0,90 4 3,40 16 9478 34 2341
великобритания 39 0,82 20 1,76 4 45649 11 22259
Франция 27 0,87 14 2,25 6 31748 12 16754
Новая Зеландия 1 1,00 28 1,30 33 3188 21 6209
Норвегия 2 0,99 22 1,69 27 4440 39 1776
ирландия 4 0,96 19 1,79 35 2799 58 561
испания 24 0,87 27 1,39 10 21543 28 3626
италия 32 0,86 29 1,26 8 26755 16 9721
Австрия 30 0,86 10 2,75 26 4832 33 2430
Швейцария 26 0,87 7 2,99 17 9469 36 2341
Бразилия 102 0,66 30 1,16 15 12306 10 22686
словения 7 0,93 15 2,11 43 1234 61 453
Нидерланды 8 0,93 17 1,83 13 14866 31 2895
Финляндия 21 0,88 2 3,88 24 4949 40 1774
Дания 11 0,92 6 3,06 23 5306 41 1771
израиль 15 0,91 1 4,40 22 6304 19 6886
индия 146 0,45 11 19917 6 42291
целей, концепций, стратегий, программ и моделей инноватизации социально-экономического развития;
- отсутствие системы организационно-экономических механизмов по активизации и повышению инноватизационной деятельности предприятий и организаций регионов;
- отсутствие системы результативных мер по управлению процессами инновати-зации социально-экономического развития;
- отсутствие системы механизмов эффективных внутрирегиональных инновационно-производственных отношений между всеми участниками инновационной деятельности в регионе и в стране в целом.
Для решения указанных проблем предлагается провести следующие мероприятия:
- введение правовых нормативно-законодательных норм, связанных с инновационным социально-экономическим развитием регионов и страны;
- упрощение процесса коммерциализации результатов научно-технических разработок;
- повышение требований к обязательному формированию целей, концепций, стратегий, программ и моделей инноватиза-ции, базирующихся на их научной обоснованности;
- создание и эффективное развитие инновационных кластеров в регионах, подчиненных единому инновационному центру страны;
- стимулирование инноватизации со стороны федеральных и региональных уровней власти;
- введение системы результативных мер по управлению инноватизационной политикой регионов и страны в целом на основе рейтинговой оценки инновационной активности среди других стран, ориентация на стран-лидеров по анализируемым показателям инновационности;
- создание региональных институтов по развитию инноваций, которые в совокупности являлись бы «инновационным кластером страны» и способствовали продвижению инноваций на различных стадиях производственного процесса: от создания инновации до распространения ее на региональном, государственном, мировом рынках.
Кроме того, для поддержания развития инноваций в России была разработана Федеральная Целевая Программа «Исследования и разработки 2014-2020», согласно которой государственная политика в научно-технической сфере должна быть направлена на:
- ускоренное развитие потенциала прикладной науки, обеспечение эффективного влияния глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок на кадровое и технологическое оснащение отраслей экономики;
- формирование системы приоритетов и механизмов ее реализации для научно-технических прорывов по отдельным приоритетным направлениям;
- формирование единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, позволяющей выполнять комплексные проекты национального масштаба, создание механизмов его регулирования и координированного развития.
С этой целью между ключевыми российскими институтами развития и заинтересованными организациями 6 апреля 2010 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии для обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Участниками соглашения стали:
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;
- ОАО «Российская венчурная компа-
ния»;
- ОАО «Российский банк развития»;
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
- Российская ассоциация венчурного инвестирования;
- Федеральное агентство по делам молодежи.
Появление дополнительного финансирования явилось одним из ключевых благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности для российских предприятий.
В заключение хочется сказать, что Россия, имеющая высочайший потенциальный рынок, в условиях глобализации нуждается в главном - создании эффективной системы передачи инноваций от фундаментальной науки к реальному производству, а также к повышению гибкости и скорости внедрению изменений в организацию управления, научно-техническую, инновационную и рыночную политику.