гут быть использованы в качестве ориентиров, обеспечивающих достижение в сельском хозяйстве регионов России среднего уровня интенсификации в соответствии с принятыми показателями. Дальнейший рост интенсифика-
ции связан с повышением обеспеченности сельского хозяйства рассмотренными видами ресурсов до указанных в работе пределов и с более полным учетом региональной специфики производства.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА Кадомцева М.Е., к.э.н., науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН»
В связи с непростой международной обстановкой и внешнеэкономическими санкциями, введенными в отношении России, обеспечение продовольственной безопасности страны на основе интенсификации аграрного производства и инновационного развития приобрело особое значение. Активизация инновационной деятельности способствует наиболее полному использованию внутреннего ресурсного потенциала, сбалансированному функционированию всех звеньев агропродовольст-венного комплекса, достижению показателей обеспечения населения страны качественными и экологически чистыми продуктами питания.
Исследование показателей инновационной деятельности отраслевых предприятий агропродовольственного комплекса показало, что наиболее успешные и в большей степени, завершенные инновационные решения были реализованы на предприятиях пищевой промышленности. Для предприятий данной отрасли характерно постоянное обновление производимой продукции, в то время как в базовой отрасли агропродовольственного комплекса - сельском хозяйстве, внедрение новшества связано преимущественно с такими новыми технологиями, которые изменяют свойства, но не ведут к получению нового вида продукта. Появление новых продуктов в аграрной сфере случается крайне редко, поскольку ассортимент производимой сельскохозяйственной продукции уже сложился под влиянием природно-климатических факторов и ресурсных возможностей перерабатывающей промышленности конкретной зоны.
Введение ограничительных санкций потребовало реализации мероприятий по адаптации и перевооружению агропродовольствен-ного комплекса, поддержке предприятий, способных обеспечить устойчивый рост производства, а также насытить внутренний рынок промышленными и продовольственными товарами отечественного производства. Для предприятий пищевой промышленности характерен быстрый оборот и постоянный спрос на продукты первой необходимости. Эти условия
позволили многим предприятиям данной отрасли использовать их для накопления средств, аккумулирования и направления их на обновление основных фондов, расширение ассортимента продукции, адаптации к новой рыночной политике. Результаты изменений на предприятиях сразу сказываются на качестве выпускаемой продукции, а инновационная деятельность становится очевидной для потребителей.
Исследования развития инновационной деятельности показали, что наибольший приоритет у предприятий пищевой промышленности приобретают технологические инновации. В структуре технологических инноваций основную долю занимают затраты на приобретение машин и оборудования. (Рис. 1) Можно сделать вывод, что финансовые вложения в новейшую технику и оборудование дают больший экономический эффект по сравнению с другими типами инноваций.
Практика показывает, что нередко технологические инновации с сопроводительной технологической документацией не содержат каких-либо рекомендаций организационного характера. Инновации не сопровождаются описаниями процедур внедрения, поэтому часто возникают проблемы связанные с запуском и загрузкой оборудования, изменением продолжительности рабочего цикла, характеристикой необходимого объема и качества сырья и вызывают трудности с освоением новой технологии. На выработку сменного режима для работников, оценки их труда, контроля за выпуском новой продукции уходит достаточно много времени, иногда, даже больше, чем на установку оборудования и другие технические этапы инновации. Поэтому предприятия, осуществляя поэтапную стратегию адаптации инновации к внутренней среде, сначала отрабатывают техническую сторону инновации (т.е. происходит внедрение технологических инноваций), затем организационную (осуществляется внедрение инноваций организационных и маркетинговых).
80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
□ 2008
□ 2009
□ 2010 □ 2011 □ 2012 □ 2013
Рисунок 1 - Структура затрат на технологические инновации предприятий, производящих пищевые продукты, включая напитки, и табак за 2008 - 2013 гг. (в %)
Источник: Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. М., 2014. - 693 с.
Организационные инновации включают в себя реализацию новой корпоративной стратегии, новые методы контроля и оптимизация управления на основе информационных технологий, введение новых подразделений и т.д. Но практика показывает, что чаще всего организационные инновации на предприятиях сводятся в основном к «оптимизации» штатного расписания и увеличения нагрузки на оставшихся специалистов.
Причинами низких показателей внедрения маркетинговых инноваций являются "простои" маркетинговых служб, недооценка значения маркетинга руководством, высокая стоимость и достаточно длительный срок окупаемости (рис. 2). В нашей стране не во всех сферах по достоинству оценивают маркетинговые инновации, которые включают в себя реализацию новых маркетинговых стратегий, внедрение изменений в дизайн товаров, использование новых приемов продвижения продукции, использование новых ценовых стратегий, поиск новых каналов продаж и т.д. В то время как иностранные компании при завоевании российского рынка применяют самые прогрессивные технологии производства и маркетинга.
Введение ограничений на поставки импортных продовольственных товаров на большинстве предприятий пищевой промышленности стимулировало производство. Особенно благоприятно сложились обстоятельства для тех, кто смог перестроится на работу на отечественном сырье. Правда, одновременно выделился ряд проблем не столько с сырьем для
выпуска продуктов, сколько для упаковки и пищевых продуктов, которые обеспечивали многообразие ассортимента и продвижение.
Рисунок 2 - Удельный вес организаций, производящих пищевые продукты, включая напитки, и табака, осуществлявших инновации, в общем числе обследованных организаций за 2011 - 2013 гг., в % Источник: Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. М., 2014. - 693 с.
Относительно внедрения экологических инноваций на предприятиях пищевой промышленности можно прогнозировать дальнейшее увеличение данного показателя. Это связано с ужесточением требований в принятом и вступившем в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «Изменения коснулись, в том числе, и выполнения нормативов по утилизации отходов промышленного производства и прочих отходов от ведения хозяйственной деятельности». Выполнение положений закона обязывает товаропроизводителей к реализации одного
из следующих мероприятий: созданию своих собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов и получению лицензии на проведение данных работ; заключению договора с операторами по утилизации отходов; обоснованию, что данная категория отходов не является выбросами; поиску решений по модернизации производства; выплате экологических сборов и т.д. В тоже время новым федеральным законом предусмотрен и ряд стимулов: это льготы при затратах на осуществление мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению новых технологий; отказ от взимания платы для предприятий, перешедших на наилучшие доступные технологии; налоговые льготы в части возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и введение для нового оборудования дополнительного коэффициента амортизации и др.
Анализируя структуру затрат на технологические инновации предприятий пищевой
промышленности важно отметить, что за последние годы увеличилась доля расходов на исследования и разработки. Ранее отмечалось временное отстранение от научных исследований предприятий данной отрасли, но сейчас, в период реализации стратегии импортозамеще-ния это становится условием ускоренного развития производства. Наблюдается переориентация инновационной стратегии предприятий от импорта зарубежных технологий к осуществлению заказа отечественным научно-исследовательским структурам на «собственные» исследования и разработки. Предприятия стали чаще обращаться к разным исследовательским институтам для получения экономически эффективного результата. Тем не менее, по-прежнему остается очевидной проблема низких темпов роста инновационной деятельности и нарастающее расхождение между желаемой и действительной траекторией экономического развития.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА
Мурашова А.С., к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет
имени Н.И. Вавилова»
Социально-экономическое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, высокий уровень ресурсопотребления агро-экономики обуславливает необходимость экологической ориентации развития, основанного на рациональном антропогенном воздействии на природно-ресурсный потенциал. Влияние экологических факторов в сельском хозяйстве со временем будет только усиливаться, поэтому необходимо совершенствовать систему мер, регулирующих антропогенную нагрузку природопользования. Модель устойчивого развития сельского хозяйства предполагает достижение и сочетание социальной и экономической стабильности на основе рационального использования природных ресурсов и повышения экономической эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обусловливающей рост доходов и качества жизни на селе,.
Помимо решения экономических и социальных задач устойчивое развитие сельского хозяйства подразумевает необходимость соблюдения определенных технолого-экологических параметров, недоучет которых проявляется деградацией сельскохозяйственных ландшафтов, снижением биологического разнообразия, что впоследствии определяет
достаточно низкий уровень эффективности сельскохозяйственного производства.
Достижение устойчивого развития сельского хозяйства подразумевает интегрированное решение финансово-экономических, социально-культурных и технолого-экологических проблем аграрного сектора, которое невозможно обеспечить только лишь за счет отраслевых ресурсов, которых недостаточно даже для решения текущих производственных задач. Постоянно растет численность заброшенных сельских населенных пунктов, а в существующих уровень жизни населения является крайне низким, потому что, с одной стороны, сохраняется высокий уровень безработицы населения трудоспособного возраста, а, с другой, среднемесячная заработная плата является весьма низкой по сравнению с другими отраслями экономики. Все это усугубляет технологические и экономические проблемы аграрного сектора. Динамика производственно-экономических показателей сельского хозяйства Саратовской области, как типичного аграрного региона, наглядно иллюстрирует сложившуюся ситуацию в отрасли (табл.) и является в основном положительной, исключением являются производственные показатели по сахарной свекле, скоту и птице, а также молоку.