Михаил Кулак
завкафедрой полиграфических производств Белорусского государственного технологического университета, доктор физико-математических наук, профессор
Станислав Ничипорович
доцент кафедры полиграфических производств Белорусского государственного технологического университета, кандидат экономических наук, доцент
^ » . ассистент кафедры редакционно-издательских технологий
Екатерина Мирончик Белорусского государственного технологического университета
Инновационное развитие полиграфических предприятий
УДК 336.714
Инновационный путь развития отечественной экономики признан магистральным и зачастую единственно возможным для осуществления длительного и мощного подъема промышленного производства [1]. Пока же он осложнен совокупностью факторов, среди которых во многом изношенное и морально устаревшее оборудование, недостаточное финансирование инновационной деятельности, наличие незагруженных площадей, неэффективное взаимодействие сферы НИОКР и производства.
Как показывают исследования, только небольшая часть инновационно активных предприятий осуществляет технологические нововведения. В издательско-полиграфическом комплексе Беларуси к ним относятся УПП «Витебская областная типография», РУП «Минская печатная фабрика» Гознака, РУП «Издательство «Белорусский Дом печати», УПКП «Могилевская областная типография им. Спиридона Соболя». В остальном инновации приходятся на
инфраструктуру, организационную, маркетинговую и другую деятельность с минимальной наукоемкостью.
Цель данной работы — рассмотрение механизма управления оборотными средствами как инструмента интенсификации инновационной деятельности полиграфических предприятий, позволяющего получить дополнительную прибыль при том же объеме ресурсов. Она может быть направлена на инновационную деятельность, которая приводит к ускорению оборота текущих активов. Данная зависимость схематично отображена на рис. 1.
экономический механизм управления оборотными средствами представляет собой совокупность принципов, целей, функций, объектов и критериев управления.
Основными целями управления оборотными средствами являются:
• формирование рациональной структуры оборотных средств и источников их финансирования;
• обеспечение удовлетворительной струк-
туры баланса, необходимого уровня ликвидности и платежеспособности, приемлемых характеристик надежности и стабильности деятельности.
К критериям управления оборотными средствами относятся:
• минимизация расходов на их формирование;
• максимальный рост доли собственных оборотных средств;
• максимальная рентабельность и оборачиваемость оборотных средств.
Подробная организационная структура управления данным ресурсом показана на рис. 2. Ее особенностью является использование модели жизненного цикла на стадии определения оптимального объема оборотных средств, оптимального значения оборачиваемости, анализа интенсивности использования данного ресурса и определения резервов ускорения оборачиваемости. В отличие от логистических и нормативных методов, данная модель дает возможность оценить резервы ускорения их обора-
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Экономический механизм управления оборотными средствами
Рис. 1. Взаимное влияние интенсивности использования оборотных средств и инновационной деятельности полиграфических предприятий
чиваемости для конкретного полиграфического предприятия и разработать программу по достижению оптимальных показателей интенсивности использования данного ресурса в течение определенного периода времени. Если оно располагает недостаточными финансовыми средствами для проведения инновационной деятельности, ускорение оборота может быть достигнуто путем следующих экономических стимулов:
• системы надбавок и скидок к договорной цене закупаемой партии материалов, используемой для того, чтобы заинтересовать предприятия-изготовители в улучшении материально-технического обеспечения предприятия-потребителя (соблюдение сроков поставки, качество материалов);
• материального и морального поощрения работников отдела материально-технического снабжения для того, чтобы экономически заинтересовать их в снижении запасов, ликвидации сверхнормативных запасов и т.д.;
• системы скидок предприятиям-заказчикам за досрочное погашение задолженности.
Использование данных стимулов приводит к ускорению оборота текущих активов, что, в свою очередь, определяет размер выручки и уменьшает постоянные затраты на единицу выпуска продукции, а следовательно, и уровень себестоимости. В
результате этого происходит увеличение прибыли предприятия.
Распределение чистой прибыли производится путем формирования специальных фондов: накопления и потребления. Средства первого расходуются на инвестирование производственного развития, и поэтому на начальных этапах перехода на инновационную деятельность прибыль должна направляться преимущественно в пользу этого фонда.
В первую очередь предприятие может использовать средства на инновационные проекты, не требующие значительных финансовых затрат, например на:
• создание креативной группы по разработке новых видов продукции;
• организацию научно-производственной лаборатории по улучшению свойств материалов, ведение научно-исследовательской работы совместно с профильным вузом;
• модернизацию структур управления с целью ускорения их адаптации к внешним условиям;
• повышение квалификации и переподготовку персонала.
Одновременно данные направления инновационной деятельности являются и способами ускорения оборота текущих активов на основе производства конкурентоспособной продукции, что приведет к увеличению прибыли по
сравнению с первым этапом. Она может быть направлена на выполнение более значимых инновационных проектов:
• автоматизацию, механизацию, компьютеризацию производственных систем;
• внедрение гибридных технологий печати, сухого офсета;
• исследования в области нанотехноло-гий и изменения свойств материалов.
Сокращение длительности производственного цикла в результате реализации инновационных проектов приведет к новому витку ускорения оборачиваемости, и процесс повторится на новом уровне.
В условиях динамичного развития рыночных отношений, усиления конкуренции, возрастания темпов износа оборудования при дефиците инвестиционных вложений промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью самостоятельного формирования сбалансированной инновационной политики, а перед управленческим составом возникает новый класс задач, связанный с целесообразностью поиска эффективных решений для активизации инновационной деятельности [3]. Ее основные направления для полиграфических предприятий, представленные на рис. 3, можно разделить на 6 основных блоков:
• организационно-управленческая работа;
• НИОКР;
• маркетинг;
• производственный процесс;
• финансовая деятельность;
• социальное обеспечение.
Инновации в области организационно-управленческой деятельности. Базовыми видами организационных структур являются: функциональная; дивизиональ-ная; линейная; линейно-штабная; проектная (программно-целевая); матричная.
Большинство государственных полиграфических предприятий все еще имеют линейно-функциональную структуру управления. Однако для ускорения их адаптации к внешним условиям актуальным становится применение бо-
лее гибких организационных структур, таких как проектные, матричные и сетевые [4].
К первым относятся структуры внутри функционального подразделения, создаваемые для решения конкретной задачи. Ее члены — высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта, после завершения которого группа распадается.
Развитием проектных структур является матричная. Она представляет собой комбинацию двух видов деления: по функциям и по продукту. Особенностью проектных и матричных структур является двойное подчи-
нение: руководителю отдела (функциональная линия) и руководителю проекта. Первый определяет, что и когда должно быть сделано, а второй — каким образом должна быть выполнена работа.
В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции стал отход от централизованно координированной, многоуровневой иерархии к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу предприятий («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур — сетевых, представляющих собой объединение фирм или специализированных
звеньев, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов и отвечающих современным экономическим требованиям.
К особым формам сетевых структур относят групповые, венчурные организационные структуры, инновационные внутрифирменные подразделения. Первые имеют несколько разновидностей:
• проектная группа (ИТР и организация производства);
• бригадная форма — комплексная бригада по изготовлению конкретного изделия;
• рабочий центр с ячеистой структурой, формируемый с учетом существующих производственных подразделений пред-
Организационная структура управления оборотными средствами полиграфических предприятий
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Г
Рис. 2. Управления оборотными средствами полиграфических предприятий
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Инновационная деятельность полиграфических предприятий
Рис. 3. Направлениея инновационной деятельности полиграфических предприятий
приятия. Он может одновременно заниматься проектированием и изготовлением нескольких новых видов изделий;
• бизнес-центр, отличающийся автономностью, где практически используется принцип проектных групп применительно к производству;
• конгломераты, сложившиеся в условиях адаптации предприятия к конкретным ситуациям: в одном подразделении — продукционная структура; в другом — функциональная; в третьем — матричная или проектная.
Венчурным структурам присущи следующие особенности:
• рисковый бизнес, в том числе и малый, в сфере научных исследований и внедрения в производство научных достижений, ноу-хау, патентов и др., компенсируется возможностью получения прибыли и сверхприбыли;
• ускоренная разработка и доведение до производства новых изделий, технологий и других технических новшеств;
• использование потенциальных возможностей предпринимателя, нацеленного на практическую реализацию своей идеи, в интересах компании.
На крупных предприятиях формируются внутренние инновационные подразделения, среди которых группы поисковых исследований, отделы по разработке новых видов продукции
или технологии, по их внедрению в производство.
Отделы разработки нового продукта могут отличаться по размерам и формам организации работы в зависимости от поставленной ими задачи. Внутрифирменный инновационный отдел имеет самостоятельный план и бюджет, финансируемый руководством предприятия. Его создание определяется необходимостью ускоренного ввода на рынок новой конкурентоспособной продукции либо технологии, способствующей повышению эффективности производства.
Инновации в области оборудования
базируются на следующих направлениях:
• рост эффективности печатных систем за счет компьютеризации и автоматизации отдельных операций; введение секций комбинированных способов печати; использование систем повышенной красочности; сокращение цикла подготовительных операций;
• повышение уровня автоматизации по-слепечатных процессов до уровня печатных;
• развитие существующих и новых способов печати на базе цифровых технологий.
Технологические инновации включают в себя развитие:
• гибридных технологий печати с использованием гибридных материалов;
• новых специальных методов печати;
• технологии сухого офсета;
• нанотехнологий в формном и печатном производстве;
• экологически чистых расходных материалов с улучшенными характеристиками;
• элитных видов бумаги и краски;
• печатных технологий по схемам computer-to- (plate, press, print и т.д.);
• локальных и глобальных компьютерных сетей;
• статических и динамических систем управления Workflow;
• оперативных систем «печати на заказ» из сети Интернет через спутники связи [5].
Важной инновационной составляющей в области технологии является перенос печати некоторых видов изданий непосредственно к читателю, замена существующего принципа «печать и доставка» на принцип «электронная передача и печать в месте использования информации».
Инновационная продукция. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем наибольшую долю в объеме производства печатной продукции будут занимать реклама и упаковка. Темпы роста в этих сегментах составят более 5% ежегодно, а в области эластичной упаковки увеличатся в десятки раз [6].
К инновационным продуктам можно отнести следующую упаковку:
• с улучшенными механическими, барьерными, антимикробными свойствами;
• с датчиками контроля и мониторинга за продуктами во время перевозки и хранения;
• со слоем, который поглощает кислород, с влагопоглотителями;
• с температурными датчиками;
• с люминесцентными изображениями, нанометками (защитные свойства).
Инновационными этикетками считаются:
• многослойные;
• защитные, разрушающиеся при попытке вскрытия и при этом оставляющие
надпись на изделии;
• идентификационные;
• ампульные и др.
Также к инновационным продуктам можно отнести: ароматизированную печатную продукцию; говорящие книги; бланки документов нового поколения на пластиковой основе (в том числе платежных); электронные проездные документы с биометрическими данными; голографические защитные элементы для товаров и др.
Кадровое обеспечение инновационного развития. Для перевода экономики на инновационный путь развития нужны квалифицированные специалисты в области инновационной деятельности: менеджеры, инженеры, способные генерировать новые идеи и производственные рабочие, имеющие достаточную квалификацию для реализации инновационных проектов.
В Республике Беларусь кадры для полиграфического производства готовит Белорусский государственный технологический университет. Необходимо организовать в вузе разветвленную систему подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, продвижения их на рынок, для чего предусмотреть соответствующий курс в учебных программах и введение новых специальностей.
В программы средних специальных учреждений должны быть включены дисциплины, связанные с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и технологий, таких как, например, «инновационный менеджмент», «управление инновациями», «основы управления интеллектуальной собственностью».
Необходимо также совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специали-
стов в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки. Ввести в номенклатуру специальностей научных работников такую, как «управление инновациями и инновационной деятельностью».
Эффективному взаимодействию учебных заведений с рынком труда препятствуют слабое участие предприятий в процессе подготовки специалистов, недостаточная эффективность договорных отношений между вузом и работодателями. Из-за отсутствия законодательной базы предприятия не вкладывают средства в учебный процесс. В США, Германии, Финляндии, других странах Европы отраслевое образование поддерживают промышленные союзы и ассоциации, союзы работодателей, активную роль играют профсоюзы. В Германии принята двойная система образования: на учебно-производственном предприятии и в школе, где основное внимание уделяется теории [6].
Кафедра полиграфических производств БГТУ имеет филиалы на РУП «Издательство «Белорусский Дом печати», в ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Кола-са», на ПРУП «МФЦП». На современном этапе необходимо активизировать деятельность данных филиалов в области улучшения свойств материалов, разработки новых видов продукции и т.д.
Инновационный путь развития полиграфических предприятий — залог длительного и мощного экономического подъема производства. Одним из инструментов обеспечения инновационной деятельности является эффективный механизм управления оборотными средствами, обеспечивающий получение дополнительной прибыли за счет увеличения интенсивности использования данного ресурса. Любая инновационная деятельность, в свою очередь, приводит к интенсификации использования оборотных средств.
Литература
1. П.Г. Никитенко. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко, А.В. Марков. — Мн., 2003.
2. М.И. Кулак. Стратегия управления оборотными средствами предприятия / М.И. Кулак, С.А. Ничи-порович, Е.С. Мирончик // Аграрная экономика. №8, 2009. С. 51—56.
3. М.В. Карлей. Формирование сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия: автореф. дис. ... к.э.н. — Новосибирск, 2006.
4. С.А. Ничипорович. Организационное управление в полиграфической промышленности / С.А. Ничипорович, М.И. Кулак, Н.Э. Трусе-вич. — Смоленск, 2004.
5. О.Ф. Розум. Друкарство XXI столпгя // Технолопя i техшка друкарства. №4, 2004. С. 4—9.
6. Тенденции развития и современные технологии в полиграфической отрасли // Полиграфия. №6, 2004. С. 39—40.
7. И.В. Войтов. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности как условие создания инновационной экономики / И.В. Войтов, А.М. Самусенко, А.Н. Королевич, Н.А. Никоненко, М.И. Артюхин // Новости науки и технологий. №3, 2008.
Summary
The innovative way of printing enterprises development is unique for maintenance of long and powerful economic growth of manufacture. The effective mechanism of circulating assets management is one of tools providing innovative activity. The additional profit derived from the turnover of capital acceleration goes on realisation of innovative projects. Any innovative activity leads to an intensification of use of circulating assets. Mutual influence of capital's turnover and innovative activity is a pledge of sustainable development of the printing enterprises.