Научная статья на тему 'Инновационное развитие как фактор роста конкурентоспособности организаций инвестиционной сферы'

Инновационное развитие как фактор роста конкурентоспособности организаций инвестиционной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная сфера / ИННОВАЦИИ / Конкуренция / продукт / проект / investmentsector / Innovation / Competition / Product / project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков О. А.

Инновационная деятельность в инвестиционной сфере является одной из наиболее сложных форм предпринимательства. В современной экономике для того, чтобы завоевать конкурентное преимущество в определенном сегменте рынка, необходимо грамотно реализовать инновационный проект, который не осуществить без инвестиций в него. Чтобы понять, как это сделать, нужно проанализировать особенности инновационного подхода в инвестировании. В статье описан инвестиционный процесс в инновации, который при тщательном анализе может в дальнейшем помочь осуществлению инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation in the investment sector is fundamentally one of the most complexed forms of entrepre-neurship. In a modern economy in order to gain a competitive advantage in a particular market segment, you must correctly implement an innovative project which is not achieved without investment in it. To understand how to do this, we must analyze the features of an innovative approach to investing. This article describes the process of investment in innovation, which with a thorough analysis can further help to implement innovative project.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие как фактор роста конкурентоспособности организаций инвестиционной сферы»

Щербаков O.A., аспирант кафедры Антикризисного управления МЭСИ, г. Москва,

ole_shcherbakov@mail.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ

Инновационная деятельность в инвестиционной сфере является одной из наиболее сложных форм предпринимательства. В современной экономике для того, чтобы завоевать конкурентное преимущество в определенном сегменте рынка, необходимо грамотно реализовать инновационный проект, который не осуществить без инвестиций в него. Чтобы понять, как это сделать, нужно проанализировать особенности инновационного подхода в инвестировании. В статье описан инвестиционный процесс в инновации, который при тщательном анализе может в дальнейшем помочь осуществлению инновационного проекта.

Ключевые слова: инвестиционная сфера, инновации, конкуренция, продукт, проект.

Введение

Для эффективной деятельности в условиях усилившейся конкуренции организациям инвестиционной сферы необходимо формировать и постоянно обновлять конкурентные преимущества, которые смогли бы укрепить их положение на рынке.

В настоящее время широкое распространение имеет точка зрения, согласно которой создание длительных конкурентных преимуществ той или иной отрасли возможно лишь в том случае, если основой конкурентного поведения предприятия становятся инновационные стратегии, основанные на постоянном обновлении продукции и технологии. Это обуславливает необходимость сохранения и развития его инновационного потенциала. Потенциал инновации характеризует возможность

ее дальнейшего совершенствования, появления на ее основе других инноваций, а также возможность распространения инновации на новые области практической деятельности. Основу инновационного потенциала образуют кадровая, материально-техническая составляющие и наличие научного задела, интеллектуальной собственности.

Инновационный тип развития

О необходимости использования инновационного подхода в управлении организациями инвестиционной сферы свидетельствуют теоретические изыскания, опирающиеся на методическую интерпретацию концепции жизненного цикла товара, в качестве которого выступают различные виды продукции, а также инвестиционные разработки (планы, проекты).

Наука доказала, а передовая зарубежная и отечественная практика подтвердила, что сегодня основополагающими факторами развития любой хозяйственной системы являются инновационные факторы, в числе которых — системная техника нового типа, новые технологии, новая организация труда и производства, новая мотивационная система, предпринимательство. Это те инновационные компоненты, которые в комплексе в состоянии преобразовать производственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая человека использовать его эффективно.

Инновационный тип развития преобразует совокупность тактических и особенно стратегических целей развития хозяйственной системы. Переход на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики. Особое место в этих изменениях занимает обеспечение неуклонного роста прибыли, конкурентоспособности экономики в целом и ее отдельных сегментов в частности, комплексной экономической безопасности и устойчивости всех ее звеньев, социального благополучия и роста качества жизни населения и др.

Традиционно отрасли промышленности территории принято дифференцировать на базовые и местные. Под базовыми понимаются те отрасли, продукция которых реализуется в основном за пределы территории, а под местными — те, продукция которых обслуживает преимущественно потребности локального местного рынка.

Инновационная политика

Инновационной политикой организации инвестиционной сферы следует называть совокупность планируемых и реализуемых на практике управленческих методов и приемов, обеспечивающих интеграцию всех видов нововведений в области производственной и рыночной деятельности ком-

паний, а также создание условий, стимулирующих управленческий процесс.

Базовыми категориями инновационной политики являются понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент» и т.п. Социально-экономическое содержание инноваций исследуется в работах многих российских и зарубежных авторов. Анализ различных точек зрения позволяет предложить следующее определение инновации — это составляющая экономического развития производственных процессов, представляющая собой нечто новое, нововведение, которое создается на базе синтеза научных результатов и разработок, направленных на повышение эффективности и совершенствование бизнес-среды.

Можно выделить следующие особенности инноваций с точки зрения их применения к условиям деятельности организаций инвестиционной сферы — итак, инновационная деятельность предполагает:

• рассмотрение самого широкого спектра аспектов инвестиционной сферы, не ограничиваясь только разработкой, внедрением новых технологий, механизмов организации производства и создания новых материалов или товаров;

• возможность широкого использования как научно-исследовательских результатов, так и прикладных достижений науки;

• рассмотрение в качестве инновационного результата оптимизации бизнес-процессов между организациями инвестиционной сферы и различными факторами внешней среды.

Инновационная деятельность организуется на основе использования методов инновационного менеджмента. Понятие менеджмента как аппарата и инструментария управления инновациями включает в себя:

• систему управления инновациями;

• институт менеджеров-руководителей различного уровня, которые являются субъектами управления, наделенными различными компетенциями в принятии и реализации

управленческих решений в области реализации инноваций, а также ответственностью за результаты принимаемых решений.

В общем виде существует несколько способов классификации инноваций. Трансформируя их к условиям инвестиционной сферы, можно выделить ряд способов классификации инноваций, варьирующихся в зависимости от различных классификационных признаков.

1. По степени значимости инноваций их можно подразделить на базисные, улучшающие, рационализирующие. В этой группировке отражены два типа предпринимательского поведения, которые могут быть использованы в инвестиционной сфере (как на развивающемся рынке) — пионерный, означающий стремление к лидерству, и так называемый догоняющий, который подразумевает наличие инновационной адаптивности. Следует подчеркнуть, что ни тот ни другой тип поведения не противоречат принципам инвестиционного предпринимательства и могут с успехом применяться в определенных рыночных условиях.

2. По степени новизны инноваций выделяются два способа группировки. Первый корреспондируется с классификацией по уровню значимости, при этом базисные инновации охватывают принципиально новые продукты, материалы, технологии, методы организации и управления; улучшающие касаются значительного усовершенствования продуктов, а рационализирующие — незначительных усовершенствований.

Второй способ группировки весьма либерален к оценке степени новизны и выделяет:

• принципиально новые продукты;

• продукты, имеющие коренные усовершенствования;

• продукты, имеющие значительные усовершенствования;

• продукты, имеющие незначительные усовершенствования;

• продукты, обладающие новой сферой применения;

• продукты, обладающие рыночной новизной (не имеющие усовершенствований, но и не обладающие опытом обращения на данном рынке).

3. По характеру и направлениям научно-технического прогресса (НТП) (например, в строительстве) инновации можно подразделить на следующие:

• технические, проявляющиеся, как правило, в производстве строительной продукции с новыми или улучшенными свойствами;

• технологические, связанные с усовершенствованием технологического процесса;

• организационно-управленческие, направленные на оптимизацию производства, снабжения и реализации продукции;

• институциональные, связанные с совершенствованием структуры организаций инвестиционной сферы;

• социальные, нацеленные на усовершенствование социальных отношений между бизнес-субъектами инвестиционной сферы;

• информационные, решающие задачи рационализации информационных потоков.

Комплексный характер инноваций в инвестиционной сфере, их многообразие и различия в областях и способах применения нуждаются в разработке специальных классификаторов инноваций. Одна из таких классификаций представлена в табл. 1.

Различные виды инноваций находятся во взаимодействии и формируют целостный инновационный механизм. С помощью этого механизма, например, технические и технологические инновации, воздействуя на содержание производственного процесса, порождают организационно-управленческие инновации, которые в свою очередь нуждаются в информационных инновациях.

Когда научная, производственная и коммерческая деятельность связаны в единый процесс реализации инноваций, создаются условия для формирования комплексного инновационного цикла.

По нашему мнению, максимизация инновационной активности возможна за счет ми-

Таблица 1

Классификация инноваций в инвестиционной сфере

Классификационный признак инноваций Классификационные группировки инноваций

Область применения Производственные, управленческие, организационные, социальные

Этапы НТП Научно-исследовательские, конструкторские, технологические, технические, производственные, информационные

Темпы осуществления Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы Транснациональные, национальные, межрегиональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность Имеющие высокую, умеренную или низкую результативность

Направления формирования эффективности Обладающие экономической, социальной, экологической или интегральной эффективностью

нимизации затрат или длительности инновационного цикла, которые в свою очередь можно уменьшить с помощью процессов интеграции организаций инвестиционной сферы. Формируя эффективные трансакции, организация получает возможность развития схемы владения, изменения объема и стоимости капитала, привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обмена необходимыми ресурсами за счет интеграции с другими организациями, функционирующими в данном сегменте инвестиционной сферы. Подобный интеграционно-инновационный синтез позволяет создать конкурентную структуру — системный комплекс организаций различных организационно-правовых форм, объединенных транзакционными связями и (или) схемой владения, общими собственниками, реализующих полный инновационный цикл в одном или нескольких сегментах инвестиционной сферы.

Следовательно, на наш взгляд, для того, чтобы сформировать эффективную конкурентную структуру в инвестиционной сфере, необходимо обеспечить такую направленность системного развития входящих в данную структуру организаций, которая будет обеспечивать максимум инновационной активности.

Функциональная зависимость видов конкуренции, сферы проявления инновационной активности и возможных эффектов интеграции при проявлении инновационной активности в структуре инновационного цикла представлена в табл. 2.

Чем ближе идеи к коммерциализации, тем точнее должен быть анализ. Собирается вся информация, происходит точная ее оценка, идеи фильтруются и неподходящие исключаются (рис. 1).

Попытки внедрять инновационные идеи, рожденные инноваторами (коллективами или отдельными лицами), минуя исследование потребительских предпочтений, как правило, не достигают успеха. Это происходит, потому что разработчики инноваций стремятся, в первую очередь, реализовать в них собственный потенциал, а не удовлетворить потребность на более высоком качественном уровне. Их представления о характеристиках новшества могут совпасть с мнением потребителей только при наличии богатого опыта в области производства и внедрения инноваций в рыночную среду (что практически невозможно в российской практике в силу «молодости» рыночных процессов) или в силу случайных обстоятельств. Последовательность «от инновации к потребителю» проти-

Таблица 2

Сфера повышения инновационной активности при разных видах конкуренции

Конкуренция Вид конкуренции Субъект Сфера проявления инновационной активности Возможные эффекты интеграции при проявлении инновационной активности

Межотраслевая Продуктовая Поставщик Снабжение Снижение тран-сакционных затрат, использование экономии от масштаба деятельности Снижение затрат и длительности инновацционного цикла Конкурентная структура, реализующая комплексный инновационный цикл

Потребитель Сбыт

Ценовая Поставщик Маркетинг

Потребитель Послепродажное обслуживание

Внутриотраслевая Продуктовая Конкуренты Предпроизводственный цикл Интеграция научной и производственной баз, снижение издержек производства

Производственный цикл

Производители продук-тов-замени-телей Предпроизводственный цикл

Научные исследования и разработки

Ценовая Конкуренты Производственный цикл

воречит рыночной логике, и даже при использовании активных методов продвижения инновационных разработок ей не удается найти условия для эффективной реализации.

Если же брать инновации отраслевого, межотраслевого или глобального уровня, когда приходится говорить о новациях, имеющих значение для мирового научно-

Стратегическая Привлекательность Фильтр перспектива (риск) осуществимости

I I

I

I

Фильтр выполнения проекта

Акцепторный фильтр

I

Формулировка Концепция Развитие Введение Проникновение

идеи % продукта продукта У// в рынок: /// в рынок

ф ч:

с

о

I

I

I

Проектные публикации

Осуществимый контроль

Контроль проекта

Рыночная проверка

Акцепторный контроль

100% идей

I I

35% идей

I

I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12% идей

3% идей

5% идей

успешных продукта

Инновационный цикл (продолжительность, %)

Рис.1. Реализация инноваций

технического прогресса, то прерогатива их разработки практически целиком ложится на государственные и частные венчурные организации и фонды. Основной целью венчурного бизнеса является формирование и внедрение проектов, обладающих высоким риском. Для компенсации этого риска в венчурных структурах создаются специальные фонды, из средств которых финансируются масштабные инновационные разработки.

Поиск инновационных идей — начальный этап целостной, последовательной совокупности действий, которая образует инновационную политику организаций. Разработка

и внедрение инноваций не ведет к мгновенному увеличению результатов хозяйственной деятельности. Эффективность инноваций проявляется в перспективном периоде и на момент их внедрения носит мотиваци-онный характер. Такое свойство зачастую приводит к ситуации, когда во внутренней среде организации возникает сопротивление инновациями, т.к. их эффективность вначале не очевидна. Для того чтобы исключить подобную ситуацию, инновационные разработки включают в ассортиментный ряд, «узаконивая» их существование как вида продукции (услуг, работ), которые постепенно будут завоевывать рыночные по-

Рис. 2. Этапы осуществления инновационной политики

зиции. Таким образом, как ассортиментная, так и инновационная политика выстраивается в соответствии с концепцией жизненного цикла товара и может использовать управленческие приемы, свойственные процессу практического использования положений этой концепции.

Инновационная политика организации должна осуществляться в несколько этапов (рис. 2).

Заключение

Методический инструментарий, используемый в реализации инновационной политики организации инвестиционной сферы, базируется на использовании «портфельного» метода. Он применяется при организации поиска инновационных идей, в рамках которого формируется портфель требований потребителей, а затем — портфель идей. При этом следует иметь в виду, что большинство идей формируется на основе изучения мнений потребителей.

При обращении к данному источнику необходимо соблюдать одно из основных условий успешной инновации — недопустимость абстрактного решения научно-техни-

ческой проблемы без учета потребностей и платежеспособных возможностей носителей спроса, а также платежеспособности и финансовой устойчивости самой организации.

Описок литературы

1. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Таганрог: из-во ТРТУ, 2008. — 132 с.

2. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильяме, 2007. — С. 432.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2008. — 528 с.

4. ФатхутдиновР.А. Стратегический менеджмент. М.: Маркет ДС, 2009.

5. Корпоративный менеджмент: учеб. / под ред. докт. экон. наук, проф. С. А. Орехова. — М.: Дашков и К., 2011.

6. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / под. ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2001.

7. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалимет-рия // Экономические стратегии. 2008. №2 (60). С. 162-164.

8. Рубин Ю. Б. Курс профессионального предпринимательства. М., 2011.

O. Shcherbakov, the post-graduate student ofAnticrisis management subdepartment, MESI, ole_shcherbakov@mail.ru

INNOVATIVE DEVELOPMENT AS A GROWTH FACTOR OF ORGANIZATIONS COMPETITIVENESS IN INVESTMENT SECTOR

Innovation in the investment sector is fundamentally one of the most complexed forms of entrepre-neurship. In a modern economy in order to gain a competitive advantage in a particular market segment, you must correctly implement an innovative project which is not achieved without investment in it. To understand how to do this, we must analyze the features of an innovative approach to investing. This article describes the process of investment in innovation, which with a thorough analysis can further help to implement innovative project.

Keywords: investmentsector, innovation, competition, product, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.