Section 3. Pharmaceutical sciences
DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ELBLS-16-4-49-53
Veliyeva M. N., Professor, Atakishizadeh S. A., PhD., Azerbaijan Medical University, Baku E-mail: s.atakishizade@gmail.com
Innovative development of pharmaceutical education in Azerbaijan
Abstract: In the science article has consistently explored and showing ways to innovative development of pharmaceutical education in the new, independent, democratic, civil, unitary Republic ofAzerbaijan. Noted on the integration of education with international educational systems, in particular, European Qualifying System. The integration ofAzerbaijan into the European Community and accession in 2004 to the Bologna Declaration required for higher pharmaceutical education spending for policy innovation for improving training. In 1998 year introduced new state educational standards with permission of training programs on a two-tiered system: bachelor's and master's degree. Taking into account national requirements have been developed new standards in education-bachelor program for Pharmacy 050806 and 060801 — Pharmacy for the magistracy.
In the article showing the improvements carried out at the Department of pharmaceutical technology and administration of pharmacy of the Azerbaijan Medical University conducted in several areas, the creation of new educational curricula with appropriate educational and methodical literature for lectures and practical classes, production practices, methods and means of learning, current and final control of knowledge of students.
Keywords: Azerbaijan Medical University, Faculty of pharmacy, pharmaceutical education, innovati-vereforms, teachingmodernization.
Велиева М. Н. Профессор, д. ф.н.
Атакишизаде С. А.
Азербайджанский Медицинский Университет, Баку.
E-mail: s.atakishizade@gmail.com
Инновационное развитие фармацевтического образования в Азербайджане
Аннотация: В научной статье последовательно изучены и показаны пути инновационного развития фармацевтического образования в новой, независимой, демократической, цивильной, унитарной Азербайджанской Республике. Отмечено об интеграции национального образования с международными системами образования, в частности, Европейской Квалификационной Системой. Интеграция Азербайджана в Европейское сообщество и присоединение в 2004 году к Болонской Декларации потребовало для высшего профессионального фармацевтического образования проведения инновационной политики в области совершенствования подготовки кадров. В 1998 году
Бес^оп 3. РИагтасеи^са! 8с1епее8
были введены новые государственные общеобразовательные стандарты с разрешением программ обучения на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. С учетом национальных требований были разработаны новые стандарты образования 050806 — Фармация для бакалавратуры и 060801 — Фармация для магистратуры.
В представленной статье показаны реорганизационные совершенствования, проводимые на кафедре фармацевтической технологии и управления фармации Азербайджанского Медицинского Университета, проводимые по ряду направлений, создание новых учебных предметных программ с соответствующей учебно-методической литературой для лекционных и практических занятий, производственной практики, методов и средств обучения, контроля текущего и итогового знаний студентов.
Показаны пути становления, развития и совершенствования профессиональной подготовки на кафедре технологии и управления фармации Азербайджанского Медицинского Университета в связи с переходом на рыночную экономику и развитием национального фармацевтического сектора Азербайджана.
Ключевые слова: Азербайджанский Медицинский Университет, фармацевтический факультет, фармацевтическое образование, инновационные преобразования, модернизация преподавания.
С приобретением независимости страны и пере- образовательного процесса. Одна из его основопола-
ходом на рыночную экономику, с развитием фармацевтической предпринимательской деятельности востребованность в совершенствовании профессионального фармацевтического образования в Азербайджанской Республике сильно возросла.
Одной из приоритетных задач образовательной системы страны является интеграция национального образования с международными системами, в частности Европейской квалификационной системой. Интеграция Азербайджана в Европейское сообщество и присоединение в 2004 году к Болонской Декларации о Едином европейском пространстве для высшего профессионального образования потребовало для высшего профессионального образования проведения инновационной политики в области совершенствования подготовки фармацевтических кадров страны, чтобы внедрять основные положения Болонского процесса. Ранее, в 1998 году были введены новые государственные образовательные стандарты с разделением ряда образовательных программ на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура, которые в настоящее время успешно реализуются во всех национальных высших школах страны. Новые образовательные стандарты требуют от современного специалиста способности и готовность создать условия для определения деятельности и выполнять эту работу согласно государственному стандарту и законодательству в области образования Азербайджанской Республики. Важной составляющей современных образовательных программ, положенных в основы реформ высшей школы страны является компетентностный подход к организации
гающих составляющих направлена на формирование профессионально подготовленного специалиста.
В связи с этим, в процессе обучения студенты должны научиться не только получать определенную сумму знаний и умений, но и превращать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для деятельности специалиста в фармацевтической сфере.
Традиционно в национальном образовании квалификационные характеристики выпускника определялись как совокупность знаний, умений и навыков. В связи с вхождением Азербайджана в общеевропейское образовательное пространство на смену этим понятиям приходит понятие «компетентность». «Компетентность» рассматривается, как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям, и в направлении получения значимых результатов. Общую основу компетентности составляют профессиональные знания.
Профессиональная зрелость выпускника фармацевтического факультета — это системный критерий качества полученного образования, отражающий готовность специалиста к профессиональной деятельности, уровень его интегративного профессионально-личностного развития. Поэтому основной задачей при проведении инновации в фармацевтическом образовании была реализация компетентностного подхода в профессиональном фармацевтическом образовании, которая будет способствовать подготовке высококвалифицированного, конкурентоспособного
на рынке труда специалиста, готового к постоянному профессиональному росту и способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
С учетом вышеприведенного, на фармацевтическом факультете впервые в нашем ВУЗе были разработаны стандарты образования 050806 — Фармация для бакалавратуры и 060801 — Фармация для магистратуры, которые были утверждены Министерством Образования Азербайджанской Республики, в связи с чем, полностью изменилась система преподавания на кафедрах. Для этого было решено представить ключевые моменты истории создания и деятельности специализированной кафедры фармацевтической технологии и управления фармации Азербайджанского Медицинского Университета.
В начале XX века в Азербайджане не было ни одного специалиста со средним и высшим фармацевтическим образованием. Аптечное дело возглавляли не национальные кадры. После вступления страны в 1918 году в состав бывшего Советского Союза и признания Советской Социалистической Азербайджанской Республики началась коренная перестройка в образовании, в том числе, в фармации. Вначале были организованы аптечные ученичества в форме месячных и трехмесячных курсов. Затем в 1925 году была создана Фармацевтическая школа, впоследствии реорганизованная в Фармацевтический техникум, который по настоящее время выпускает специалистов со средним фармацевтическим образованием, с присвоением звания «фармацевт».
В 1937 году Медицинским Советом при Народном Комиссариате Здравоохранения Республики был принят проект организации Фармацевтического Института. В 1938 году Фармацевтический Институт начал свою деятельность, возглавлял его доктор медицинских наук, профессор Азиз Мамед Карим оглы Алиев. В институте были организованы первые кафедры, в том числе и специализированные^ эти же годы была создана кафедра «Технология лекарств».
Азербайджанский Медицинский Университет был создан 9 мая 1930 года на базе медицинского факультета Бакинского Университета (нынеБакин-скогоГосударственного Университета). В 1937 году на базе нескольких кафедр, отделившихся от Медицинского Института, был создан Азербайджанский Фармацевтический Институт. Фармацевтический Институт подготовил первых выпускников с высшим фармацевтическим образованием. Однако с началом Великой Отечественной Войны ученые специалисты,
а также студенты, в том числе, и выпускники, были мобилизованы в ряды Красной Армии. По причине слабой материально-технической оснащенности и в связи с недостаточностью кадров деятельность Азербайджанского Фармацевтического Института вынужденно была приостановлена. В 1942 году Фармацевтический Институт отменяется, а на его основе организовывается фармацевтический факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Института.
Фармацевтический факультет в составе Медицинского Института, а затем Университета со времени своего становления, развития и модернизации претерпел несколько реформ и государственных программ . С целью повышения качества подготовки выпускников возрастали требования для подготовки научных кадров и уровня профессорско-преподавательского состава факультета. Был введен 5 летний срок обучения с присвоением квалификации «провизор». До 1970 года практиковались очное и заочное формы обучения. Прием на факультет от 25 студентов повысился до 150 человек (обучение проводилось на русском и азербайджанском языках). Постепенно прием на факультет стал снижаться, в настоящее время на факультет поступает до 100 студентов. Обучение проводится на азербайджанском, русском и английском языках очно.
Целью настоящей статьи явилось выявление инновационных элементов в системе современного фармацевтического образования в Азербайджане на примере деятельности специализированной кафедры фармацевтической технологии и управления фармации Азербайджанского Медицинского Университета.
Впервые кафедра технологии была создана в 1938 году. Первый руководитель кафедры был провизор Исмаил Рзабек оглы Султанов, с 1941 года кафедрой заведовал профессор Исаак Константинович Гольдберг, с 1943-1966 гг. возглавлял кафедру профессор Рустам Гамбай оглы Алиев, который в ХХ веке подготовил 20 кандидатов наук, из которых 6 были сотрудники кафедры. Был написан первый учебник по технологии на азербайджанском языке. В этот период развитие фармацевтического образования и науки были на самом высоком уровне.
С 1967-1990 гг. возглавлял кафедру профессор Ахмед Исмаил оглы Исмайлов, с 1990 по 2000 гг. кафедрой руководил доцент Фарман Алибала оглы Тахмазов, он же был деканом фармацевтического факультета. На этой кафедре преподавался студентам и предмет медицинское товароведение.
Section 3. Pharmaceutical sciences
В 1969 году на базе кафедры технологии лекарств был организован курс организации фармации и экономики. Затем в 1970 году была создана кафедра организации и экономики фармации на базе аптеки № 27, которую возглавлял с 1970 по 1992 годы доцент Ага-саф Искендер оглы Рустамов. Здесь же преподавался и курс фармацевтического товароведения.
Доцент Агасаф Рустамов был умелый организатор фармации и совершенный ученый, который одновременно и руководил Главным Аптечным Управлением Азербайджанской Республики. Им впервые был написан учебник «Организация и экономика фармации» на азербайджанском языке, а также монографии: «История фармации Азербайджана», на азербайджанском и русском языках. Фармацевтическая деонтология.
В 1992-1997 годы кафедрой организации и экономики фармации руководил кандидат фармацевтических наук, доцент Рафик Мехтигулу оглы Махмудов, он же возглавлял ГАПУ страны.
С апреля 1997 года кафедрой организации и экономики фармации стала руководить Махбуба Наби кызы Велиева, которая одновременно возглавляла работу Торгово-промышленным управлением «Фармацевтические продукты» Азербайджанской Республики.
23 июня 2000 года кафедры — технология лекарств и организация и экономика фармации были реорганизованы с созданиемновой кафедры — фармацевтическая технология и управление фармации, заведует этой кафедрой заслуженный педагог Азербайджана, доктор фармацевтических наук, профессор Махбуба Наби кызы Велиева.
На кафедры работают 28 сотрудников, изних: 22-профессорско-преподавательский состав, который ведет преподавание на II, III, IV курсах фарма-цевтам-бакалаврампо специальности: 050806 — фармацияна трех языках: азербайджанском, русском и английском: «Введение в специальность технологии лекарств» (3 кредита) и «Медицинское товароведение» (4 кредита) — для студентов II курса; «Фармацевтическая технология» (4 кредита); «Основы фармации» (2 кредита); «Фармацевтическое товароведение» (7 кредитов) — для студентов III курса; «Промышленная технология лекарств» (14 кредитов); «Экономикафармации» (7 кредитов); а также выборочные предметы «Биотехнология» (4 кредита) и «Фармацевтический менеджмент» (4 кредита) — для студентов IV курса.
Контроль знаний студентов осуществляется цен-
трализованно в «Виртуальном центре» универси-тетапо тест-системе. Для современного обучения разработаны новые учебные программы, создана учебно-методическая литература на национальном, русском и английском языках. По окончании четвертого курса фармацевты бакалавры защищают дипломные работы и получают квалификацию: фармацевт — бакалавр, соответственно степени бакалавриата.
На этой же кафедре проводится преподавание фармацевтам-магистрам по специальностям И5М-190032 — «Организация фармацевтического дела» и ИБМ-190030 — «Фармацевтическая технология» по 29 предметам, охватывающим специальные и законодательные учебные дисциплины. Для студентов-магистрантов отдельно разработана учебная программа и подготовлена соответствующая учебно-методическая литература.
С учетом современных национальных фармацевтических теоретических и практических познаний, впервые для преподавания были введены новые дисциплины «Методология и история фармации» (8 кредитов); «Научно-практические проблемы лекарств» (8 кредитов); «Фармацевтический менеджмент» (6 кредитов); «Фармацевтическая экономика» (6 кредитов); «Фармацевтическая логистика» (8 кредитов); «Прогнозирование в фармации» (8 кредитов); «Фармацевтическое товароведение» (8 кредитов); «Технология нутрицевтических средств» (8 кредитов); «Технология парафармацевтических средств» (8 кредитов); «Технология фитопрепаратов» (8 кредитов); «Фармация и нанотехнология» (4 кредита);«Биотехнология» (6 кредитов); «Лечебно-косметологические средства» (6 кредитов),; «Биофармацевтические аспекты лекарственных форм» (8 кредитов); «Фармацевтическая биоэтика» (8 кредитов); «Фармацевтический маркетинг» (8 кредитов) для студентов-магистров первого года обучения.
Фармацевтам — магистрантам второго года обучения преподаются: «Государственное регулирование лекарственных средств» (4 кредитов);«Современные проблемы фармации» (4 кредита); «Управление качеством и фармацевтические системы качества» (4 кредитов); «Фармацевтический маркетинг» (8 кредитов);«Служба аудита в фармации» (4 кредита);«Организация обеспечения и производства гомеопатических лекарственных средств» (8 кредитов); «Технология гомеопатических препаратов» (8 кредитов); «Фармация и нанотехнология» (4 кредита); «Валидация процессов производства лекарств» (8 кредитов); «Требования
СМР для фармацевтического производства» (8 кредитов); «Фармацевтический маркетинг» (8 кредитов). Помимо этого, на кафедре проводится соответствующая работа для выполнения магистерских диссертаций. Защита диссертации организована в централизованном порядке, после защиты им присуждается диплом с высшим фармацевтическим образованием: фармацевт — магистр.
При кластеризации учебных дисциплин в общеобразовательной программе по фармации в ЕС и Азербайджане наблюдается идентичность и некоторые различия, характерные для современной независимой Азербайджанской Республики, что допустимо для нашего региона.
Компетенции выпускника фармацевтического факультета нашего университета формируются исходя из осуществляемой профессиональной деятельности с учетом национальной специфики.
В Азербайджанские фармацевты работают в различных областях здравоохранения и в фармацевтиче-скомсекторе. Они решают профессиональные задачи-
аналогичные европейским, однако часть компетенций выпускника расходится, в частности, в области производственной деятельности.
Анализ знаний и навыков студентов показывает положительный результат при их тестировании. Однако совершенство их конкретных умений и знаний не на должном уровне, что указывает на отдельное рассмотрение этого вопроса в образовательном стандарте компетенций и их соотнесении со знаниями и умениями, указанными в структуре основной образовательной программы.
Инновационная деятельность в системе высшего фармацевтического образования в Азербайджане осуществляется в последнее время по ряду направлений: коррективы учебных планов, программ с целью совершенствования форм, методов и средств обучения; улучшения системы текущего и итогового контроля. Реализация поставленных задач предусматривает интерактивное обучение, стимулирующее познавательную деятельность студента.
1. 2.
3.
4.
5.
Список литературы:
Амирасланов А. Т. Азербайджанский Медицинский Университет - 80. - Баку, - 2010. 551 с.
Велиева М. Н. Современное развитие фармацевтического образования в Азербайджане./Проблемы
фармацевтической науки и практики: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции
с международным участием. Владикавказ, - 2014. С. 261-265.
Велиева М. Н. Бандалиева А. А. История фармации. - Баку, - 2013, - 438 с.
Рустамов А. И. История развития фармации в Азербайджане. - Баку, - 1966. - 92 с.
Сборник научных трудов «Инновационные технологии в фармации» Всероссийской Научно-методической Конференции с международным участием, посвященной 95-летию Иркутского Государственного Медицинского Университета. - Иркутск, 8-10 июня - 2014.