Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и перспективы промышленной и хозяйственной деятельности'

Инновационное развитие экономики Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и перспективы промышленной и хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная активность / экономический рост / Арктика / факторный анализ / устойчивое развитие. / innovative activity / economic growth / Arctic / factor analysis / sustainable development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и перспективы промышленной и хозяйственной деятельности»

Цукерман В.А.

к.т.н., доцент, зав. отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем

КНЦ РАН

Горячевская Е.С.

н.с. Института экономических проблем КНЦ РАН

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Ключевые слова: инновационная активность, экономический рост, Арктика, факторный анализ, устойчивое развитие.

Keywords: innovative activity, economic growth, Arctic, factor analysis, sustainable development.

В решении задач обеспечения динамически устойчивого развития экономики Российской Федерации первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности, способной обеспечить непрерывное обновление технологической базы, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. В связи с этим первостепенное значение для экономического роста имеет инновационное развитие промышленности Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).

В АЗРФ создан мощный индустриальный слой, а масштабы промышленной и хозяйственной деятельности значительно превосходят показатели северных и арктических стран по доле добавленной стоимости природно -ресурсных отраслей промышленности. Так, доля добавленной стоимости природно-ресурсных отраслей промышленности АЗРФ составляет порядка 60%, в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии не более 15%; на Аляске и в арктической зоны Канады около 30%2.

Основное место в структуре промышленности АЗРФ занимает газовый комплекс, добывающий 80% российского газа. Добывается значительная часть мировой добычи алмазов, 100% сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95 металлов платиновой группы, более 90 никеля и кобальта, 60% меди. Общая стоимость минерально -сырьевых ресурсов арктических недр превышает 30 трлн. долл., из них порядка 20 трлн. в этой стоимости составляют топливно-энергетические ресурсы. Большую долю в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс, который охватывает более трети морепродуктов России, производится около 20% рыбных консервов.

Глобализация и ужесточение общемировой конкуренции, диверсификация структуры мировой экономики и потребления энергоресурсов требуют принципиально новых подходов к активизации инновационной деятельности. Значительные перспективы экономического роста возможны у субъектов АЗРФ, которые эффективно и динамично развивают промышленный сектор.

Значимость исследования уровня инновационного развития экономики определяется, с одной стороны, возрастанием роли специфических активов арктических территорий, связанных с научно-технической и инновационной деятельностью, с другой стороны, - качественными сдвигами, обусловленными дифференциацией знаний по использованию технологий. В перспективе смогут развиваться те арктические регионы, которые способны не только использовать передовые технологии, но и создавать новые. Следует отметить, что инновационный потенциал регионов АЗРФ

3

реализуется далеко не в полной мере, имеются негативные тенденции в его использовании .

Для ранжирования арктических регионов по инновационной активности и экономическому развитию представляется целесообразным использование методики, разработанной Н.Б. Аниконовым и А.Г. Бабковым4, которая включает следующие этапы:

- выборка регионов с полярными уровнями инновационной активности на фоне средних характеристик по исследуемым совокупностям;

1 Статья подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 15-06-06827 «Научные основы комплексного инновационного промышленного развития регионов Арктики минерально-сырьевой направленности».

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена Президентом РФ).

3 Горячевская Е.С., Цукерман В.А. Об оценке инновационного потенциала регионов Севера // Материалы международной научно-практической конференции «Управление инновациями - 2010», Москва 15-17 ноября 2010 / Под ред. Р.М. Нижегородцева. -М.: ЛЕНАНД, 2010. - С. 441-449.

4 Аниконов Н.Б., Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития // Инновации. - СПб., 2004. - № 5 (72). -С. 20-24

- количественная оценка различных характеристик инновационной деятельности в системе воспроизводственных факторов.

В соответствии с имеющейся информацией Росстата проведено ранжирование арктических регионов по критерию позиций инновационной активности. Главным критерием ранжирования регионов по инновационной активности является показатель «объем инновационных товаров, работ, услуг, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг». По этому показателю Ямало-Ненецкий АО находится на последнем месте, Мурманская область - на первом. В таблице 1 приведено ранжирование инновационной активности и экономического развития АЗРФ за 2014 год.

Таблица 1

Уровни инновационной активности и экономического развития АЗРФ за 2014 год

Показатели Регион Российская Федерация

с низ. активностью с выс. активностью

ВРП, млн. руб. 1 192 230 280 326 49 919 959

ВРП на душу населения, руб. чел. 2 211 580 357 479 1 398 842

Инновационная активность организаций, % 7,9 10,2 10,7

Выдано патентов 33 60 35 332

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 1516 2249 1 211 897

Объем инновационных товаров, выполненных работ, услуг, млн.руб. 0,0 3,6 8,7

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 715 876 72 255 13 557 515

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб./чел. 1 326 119 94 000 92 802

Основные фонды, млн. руб. 7 827 579 1 563 764 146 359 361

Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 377 409 67 813

ВРП на 1 руб. основных фондов, руб. 0,15 0,18 0,3

ВРП на 1 занят. чел., тыс. руб. 3161 686 736,1

ВРП на 1 руб. инвестиций, руб. 1,7 3,9 3,7

Повышение инновационной активности регионов АЗРФ, прежде всего, связано с тремя показателями: среднегодовой численностью занятых в экономике, удельными показателями ВРП на 1 руб. основных фондов и ВРП на 1 руб. инвестиций. Инновационная активность, как правило, характерна для крупных и развивающихся промышленных предприятий. Регионы, в которых функционируют инновационные предприятия, способны улучшать воспроизводственные характеристики. Между тем, повышенные затраты даже инновационно-активным предприятиям АЗРФ не позволяют приблизиться к показателям Российской Федерации.

Следует отметить, что арктические регионы, в основном связанные с добычей углеводородов (например, Ямало-Ненецкий АО), несмотря на низкие показатели инновационной активности, имели такие высокие экономические показатели, как ВРП и среднедушевой ВРП, инвестиции в основной капитал (в том числе на душу населения) и основные фонды за счет высокой стоимости продукции. Приоритетами для Ямало-Ненецкого АО в развитии топливно-энергетического комплекса остаются: завершение формирования крупных центров нефтегазодобычи, наращивание мощностей производства сжиженного природного газа, создание инфраструктурных коммуникаций для обеспечения поставок углеводородов на внешние рынки. При этом в настоящее время на территории Ямало-Ненецкого АО ведутся работы по формированию пяти крупных центров нефтегазодобычи - Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский центры, расположенные на полуострове Ямал, а также Мессояхинский - на северо-востоке округа и Каменномысский в акватории Обской губы. На территории автономного округа проходит строительство крупных инфраструктурных коммуникаций - магистрального газопровода «Бованенково - Ухта», морского порта Сабетта, а также нефтепровод-ной системы «Заполярье - Пурпе». Дополнительный импульс нефтегазовой отрасли связан с возрождением Северного морского пути. В августе 2015 года произошло знаковое событие - первая летняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения в районе посёлка Мыс Каменный. Впервые «чёрное золото» из крупнейших на Ямале залежей отправлено на экспорт в Европу по Северному морскому пути. В конце 2015 года для экспорта нефти планируется ввести в эксплуатацию морской терминал «Новый Порт» в Обской губе1. Однако падение стоимости энергоресурсов «выдвинет» на первое место регионы, где выше инновационная активность.

Проблемы и перспективы развития АЗРФ теснейшим образом связаны с развитием мировой цивилизации. Лидирующую роль в новом порядке занимают страны, обеспечивающие высокие темпы экономического развития и повышения качества жизни населения за счет эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов и научно-технологического потенциала. В условиях глобализации научно-технологического и промышленного пространства международная роль Арктики определяется ее научно-технологическим и промышленным потенциалом. Именно от этого потенциала будет зависеть то, какое место займет Арктическая зона и Российская Федерация в мире.

Развитие отраслевой структуры произведенного ВРП - важный фактор социально-экономического развития регионов. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости северных регионов представлена в табл. 2.

В целом АЗРФ характеризуется сырьевой специализацией - 37,7% добавленной стоимости приходится на добычу полезных ископаемых. При этом в Ненецком АО и Ямало-Ненецком АО этот показатель превышает 50%. В основном это объясняется добычей нефти и газа. Нефтегазовая отрасль играет ведущую роль в экономике северных регионов. Ее развитие является одним из основных факторов, определяющих экономический рост на этих территориях.

1 Официальный сайт органов власти Ямало-Ненецкого АО. http://npaBHrenbcrBO^Hao^/economics/gas_amp_oü/

735

Максимальное значение по разделу «Рыболовство и рыбоводство» характерно для Мурманской области, где развита рыбная промышленность.

Таблица 2

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2014 г. (в текущих ценах; в процентах к итогу)

Рыболовство, рыбоводство Добыча полез. ис-копаемыхх Обраб. производства Произв-во и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Транспорт и связь Гос. управление и обесп-е военной без-ти; соц. страх.

Архангельская область 2,4 2,3 19,8 3,7 5,2 16,8 9,9

Ненецкий АО 0,7 74,3 0,3 1,1 9,4 5,3 2,0

Мурманская область 10,1 12,2 12,5 6,0 5,4 9,3 10,3

Ямало-Ненецкий АО 0,0 50,2 1,4 2,1 14,8 8,7 2,1

Республика Саха (Якутия) 0,1 44,5 1,6 4,0 6,8 10,1 6,3

Чукотский АО 0,6 42,9 0,2 11,7 2,3 4,6 12,5

АЗРФ 2,3 37,7 6,0 4,8 7,3 9,1 7,2

По производству и распределению электроэнергии, газа и воды лидирует Чукотский АО. К предприятиям автономного округа относятся: Билибинская АЭС (филиал ФГУП концерн «Росэнергоатом») и энергетические предприятия ОАО «Чукотэнерго», представленные Анадырской ТЭЦ, Эгвекинотской ГРЭС, Чаунской ТЭЦ, Северными электрическими сетями, а также Анадырской газомоторной ТЭЦ. Энергетические предприятия в полном объеме обеспечивают потребности в электрической и тепловой энергией потребителей округа и порядка 16 млн. кВт*ч ежегодно поставляется в Республику Саха (Якутия).

По данным Росстата лидером по разделу отраслевой структуры «Обрабатывающие производства» является Архангельская область, которая является одним из ведущих лесопромышленных центров России. Область обеспечивает третью часть российских объёмов целлюлозы и картона, до 8% пиломатериалов и до 10% бумаги.

Максимальная доля по разделу отраслевой структуры ВРП «Строительство» характерна для Ямало -Ненецкого АО. В последние годы на территории округа интенсивно развиваются масштабные транспортные инфраструктурные коммуникации, в частности, магистральный газопровод Бованенково-Ухта, магистральный нефтепровод Заполярье-Пурпе, продуктопровод Пуровский ЗПК - Тобольск-Нефтехим, морской порт «Сабетта».

По разделу отраслевой структуры «Транспорт и связь» самый высокий показатель доли добавленной стоимости характерен для Архангельской области. На территории области широко используются все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной и морской. Архангельск - конечный и стратегически важный пункт Северной железной дороги. На территории Архангельской области сложилась система авиаперевозок, использующая сеть аэропортов местных воздушных линий. Большинство аэропортов располагается в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. В целях укрепления присутствия Российской Федерации в Арктике, развития каботажных (прибрежных) и внешнеторговых перевозок сформирована система морских портов, в которую входят Архангельск, Онега и Мезень.

Лидерство Чукотского АО по доле нерыночных услуг объясняется слабым развитием промышленности, строительства и общей незрелостью рыночных отношений и высокими затратами государства на «сглаживание» дифференциации и улучшения условий жизни.

Следует отметить низкую долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (ВРП) регионов Арктики (таблица 3).

Таблица 3

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к валовому региональному продукту

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Архангельская область 0,23 0,39 0,38 0,41 0,39

Ненецкий АО 0,03 0,03 0,03 0,03 0,04

Мурманская область 0,86 0,80 0,85 0,82 0,81

Ямало-Ненецкий АО 0,00 0,00 0,01 0,01 0,01

Республика Саха (Якутия) 0,43 0,41 0,40 0,41 0,37

Чукотский АО 0,08 0,08 0,07 0,07 0,06

АЗРФ 0,27 0,28 0,29 0,29 0,21

Российская Федерация 1,39 1,35 1,40 1,39 1,44

Внутренние затраты на исследования и разработки в ВРП в Российской Федерации в несколько раз превышают аналогичный показатель АЗРФ. При этом величина этого показателя России значительно ниже, чем в северных и при-арктических странах: в Финляндии - 3,55%, Дании - 2,98, США - 2,79, Канаде - 1,69, Ирландии - 1,66, Норвегии -1,65%1.

Инновационная активность организаций промышленного производства регионов АЗРФ практически не отличается от показателей по РФ, что значительно ниже аналогичного показателя в развитых странах (табл. 4).

1 Россия и страны мира. 2014.: Стат.сб. / Росстат. - М., 2014. - 382 с.

736

Таблица 4

Инновационная активность организаций промышленного производства1, %

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Архангельская область 7,7 4,1 5,5

Ненецкий АО 16,7 7,1 2,6

Мурманская область 7,7 13,9 12,3

Ямало-Ненецкий АО 8,8 7,0 11,2

Республика Саха (Якутия) 7,0 9,4 10,6

Чукотский АО 23,5 23,5 33,3

АЗРФ 11,9 10,8 12,6

Российская Федерация 11,1 10,9 10,9

Инновационная активность организаций промышленного производства в зарубежных странах за 2014 год составляет в Канаде - 63,5%, Ирландии - 58,7, Швеции - 55,9, Финляндии - 52,6, Дании - 51,1%2.

Исключительно важным показателем является число используемых предприятиями передовых производственных технологий (табл. 5).

Таблица 5

Число используемых передовых производственных технологий, ед.

2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Архангельская область 494 1283 1396 1342 1376 1362

Ненецкий АО 23 15 18 25 8 8

Мурманская область 729 1112 1557 1154 1106 1135

Ямало-Ненецкий АО 1573 3628 3769 3920 3971 3930

Республика Саха (Якутия) 546 494 597 880 867 600

АЗРФ 3365 6532 7337 7321 7328 7035

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 168 311 203 330 191 650 191 372 193 830 204 546

С учетом западных санкций предприятия должны быть максимально заинтересованы в создании производственных технологий, усилении творческих и хозяйственных связей с научными и конструкторскими организациями. Число разработанных передовых производственных технологий приведено в табл. 6.

Таблица 6

Число разработанных передовых производственных технологий, ед.

2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Архангельская область 10 7 7 19 16 15

Ненецкий АО 1 - - 1 1 1

Мурманская область 5 - - - - -

Ямало-Ненецкий АО 2 1 4 1 4 16

Республика Саха (Якутия) - - 1 2 2 2

Чукотский АО - - - - - 2

АЗРФ 18 8 12 23 23 34

Российская Федерация 735 864 1138 1323 1429 1409

Из приведенных данных видно, что предприятия и научные организации регионов АЗРФ не создают в должной мере передовые производственные технологии. Предприятия переходят в ранг неинновационных. Степень износа основных фондов таких предприятий возрастает (табл. 7).

Таблица 7

Степень износа основных фондов (на конец года), в %

2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Архангельская область 41,9 36,1 38,4 38,4 42,9 45,7

Ненецкий АО 27,2 26,1 31,1 33,0 38,8 42,1

Мурманская область 41,2 42,7 42,8 37,0 39,5 38,9

Ямало-Ненецкий АО 51,9 57,0 56,9 55,2 57,4 58,5

Республика Саха (Якутия) 42,2 37,6 40,1 32,6 35,0 36,6

Чукотский АО 37,2 35,2 40,8 44,4 43,0 46,3

АЗРФ 40,3 39,1 41,7 40,1 42,8 44,7

Российская Федерация 44,4 45,7 46,3 45,9 46,3 47,9

1 Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/

2

Индикаторы инновационной деятельности 2016. Стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. - 329 с. - http://www.hse.ru/primarydata/ii2015

Степень износа основных фондов АЗРФ приближается к негативным показателям Российской Федерации.

В последнее время в связи с экономическим кризисом и санкциями западных стран в АЗРФ сложились условия производственно-экономического отставания. Этому способствует структурное и технологическое отставание отечественного производства от передового уровня современных западных производителей. Для преодоления кризисных явлений правительством Российской Федерации должны быть приняты чрезвычайные меры по подъему экономики АЗРФ. радикальному обновлению технологии производства товаров и услуг. Авторы полагают, только при этих условиях возможно кардинальное снижение себестоимости, повышение потребительской ценности и качества продукции, что обеспечит быстрый рост конкурентоспособности товаров, увеличение спроса и закрепление их на международном рынке.

Последовательность развития инновационных технологий в условиях рыночных отношений в АЗРФ во многом зависит от потребностей регионов, которые связаны с обострением технических или иных проблем. Однако вследствие большой разобщенности производительных сил, участвующих в создании новых технологий процесс формирования инновационно-технологической цепочки осуществляется крайне медленно и нуждается в государственном регулировании и стимулировании1.

Регионы Арктики обладают инновационным потенциалом, практически еще не реализованным. Его эффективное использование предполагает концентрацию ресурсов на поддержание относительно высокого образовательного уровня; развитие сети университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, формирование нового научно-технического задела. Это должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, а в итоге - организации производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

Для АЗРФ необходима выработка четкой инновационной стратегии развития производственных систем, нацеленной на реализацию прогрессивных технологических укладов, применение инструментов стимулирования инновационного процесса, а также формирование эффективной инфраструктуры с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий2.

Для инновационно промышленного развития АЗРФ необходимо создать соответствующие благоприятные условия активизации инновационных процессов. При этом должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Задача активизации инновационной деятельности должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации3.

Дальнейшая активизация инновационной деятельности предприятий АЗРФ требует организации совместной работы органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску, созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг, а также комплекса мер, осуществляемых на уровне органов государственного управления, основные из которых:

1. Развитие законодательной базы. Существенным фактором, сдерживающим активизацию инновационных процессов в регионах АЗРФ, является отсутствие федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности».

Авторы считают, что в законодательном акте следует предусмотреть:

- прозрачные и стабильные правила осуществления экономической деятельности, стимулирующей развитие предпринимательской инициативы в инновационной сфере;

- роль человеческого фактора, в том числе меры по стимулированию научно-технических работников и пред-принимателей-инноваторов по созданию инновационной продукции и технологий;

- привлечение капитальных вложений и инвестиций на финансирование инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению;

- стимулирование и содействие активизации инновационной деятельности организаций и предприятий;

- повышение уровня инновационной культуры.

В последние годы появился целый ряд законов, стратегий, доктрин, государственных и корпоративных программ и других документов, посвященных социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Это, прежде всего, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (подписанные Президентом Российской Федерации в 2008 году); Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (подписанная Президентом в 2012 году); Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от

1 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Динамика развития инновационных процессов в регионах Севера // Материалы международной научно-практической конференции «Управление инновациями - 2009» г. Москва 30 ноября - 2 декабря 2009 г. - М.: ЛЕНАНД, 2009. - С. 296-303.

2 Селин В.С., Цукерман В.А. Инновационное развитие России и ресурсно-сырьевой комплекс Севера // Научно-практический журнал «Модернизация. Инновации. Развитие». 2013. - № 4. - С. 61-67.

Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Об инновационном промышленном потенциале Арктической зоны Российской Федерации минерально-сырьевой направленности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2015. -№ 4 (44). - С. 41-56

21 апреля 2014 года № 66). Однако до сих пор отсутствует федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации». Для подготовки такого законопроекта имеются все возможности и информационное обеспечение1.

Принятие закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» предусмотрено Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации. Такой законопроект был подготовлен и внесен в Правительство. Однако по разным причинам Правительство не сочло целесообразным внесения данного законопроекта в Государственную Думу.

В законе «Об Арктической зоне Российской Федерации» необходимо законодательно закрепить организационно-правовой механизм реализации основных целей и направлений государственной политики в АЗРФ с учетом ее специфических особенностей и значения для национальных интересов Российской Федерации. В законопроекте должен быть закреплен принцип инновационного развития добычи и переработки природного сырья с минимизацией

экологического ущерба. Необходимо законодательно установить стандарт условий трудовой деятельности в Арктике

2

и комплекс мер по защите коренных малочисленных народов .

Отсутствует Федеральный закон «О районировании Севера Российской Федерации». Проведение районирования Севера связано с неоднородностью природно-климатических и социально-экономических условий на различных его территориях. В настоящее время территория Севера делится на две зоны: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Данная система районирования имеет ряд недостатков. Так, деление Севера только на две зоны не отражает всего разнообразия особенностей природно-климатических условий на его территории.

Необходимо подготовить ряд федеральных законов, направленных на учет специфики функционирования экономики и социальной сферы в условиях Севера и Арктики. В этих актах необходимо учесть решение проблем компенсации повышенных затрат на производство и жизнеобеспечение населения, в межбюджетных отношениях, налогообложении и таможенном регулировании3. Основные из законов:

- «Об экономических условиях хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения северных территорий»;

- «О региональном прожиточном минимуме и социальных стандартах жизни населения северных территорий России»;

- «О государственной поддержке и условиях, обеспечивающих традиционный образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера»;

- «О северном оленеводстве».

Требуется внести поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации». В государственных образовательных учреждениях, функционирующих в северных и арктических зонах РФ, следует законодательно закрепить

- развитие системы грантов и премий талантливой молодежи из малообеспеченных семей в целях стимулирования их образования;

- развитие контрактной формы подготовки молодых специалистов;

- введение нормы, предусматривающей обязательную отработку выпускниками, которые обучались на бюджетной основе или по направлению предприятий;

- проведение целевой подготовки и переподготовки молодых специалистов с учетом формирования государственного и частного заказа на подготовку квалифицированных кадров.

2. Стимулирование спроса на инновации у промышленных предприятий. Учитывая зарубежную практику стимулирования производителей, предлагается разработать систему мер по налоговым льготам для предприятий, использующих современные технологии производства и выпускающих новую продукцию по приоритетным для РФ и ее регионов направлениям. Например, субсидирование процентной ставки по кредитам для нефтегазовой отрасли, ввести вычет расходов на поиск и оценку углеводородов из налога на прибыль с повышающим коэффициентом (2, а для новых месторождений - 3,5); переход на налог на финансовый результат (облагаемая база - операционная прибыль от добычи, из которой вычитается 10% капитальных вложений в течение 4 лет после начала инвестиций) или на налог на дополнительный доход (облагаемая база - денежный поток от добычи нефти). Ставка обоих налогов - 60%, налог на добычу полезных ископаемых - 0%. изменение системы взимания НДС (не сразу после отгрузки товара, а только после оплаты контракта)4.

3. Формирование в арктических регионах эффективной инновационной инфраструктуры. В настоящее время в регионах созданы отдельные элементы, которых недостаточно5.

4. Решение проблемы кадрового обеспечения инновационной деятельности. Следует обратить внимание на подготовку молодых специалистов инновационного профиля и решение вопросов их трудоустройства и закрепления в

1 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Позиционирование регионов Севера РФ по уровню инновационного развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. - № 2 (26). - С. 85-87.

Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Инновационный потенциал регионов российского Севера (на примере Мурманской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. - № 15 (150). - С. 19-27.

3 Цукерман В.А. Актуальные проблемы инновационного развития экономики российского Севера // Пространственная экономика. 2009. - № 4. - С. 57-87.

4 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Инновационное развитие Арктической зоны Российской Федерации: особенности и проблемы управления // Друкеровский вестник. 2016. - Т. 2, № 2 (10). - С. 47-58.

5 Цукерман В.А. Концептуальные основы формирования региональных инновационных систем в северных регионах // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2008. - № 7. - С. 178-185.

научно-технической и производственной сферах, включая меры по предоставлению грантов и льготных кредитов на организацию собственного дела, ссуд на приобретение жилья и др.1.

Реализация рассмотренных в работе мер по активизации инновационного развития промышленной и хозяйственной деятельности, являющихся ключевыми факторами ускорения социально-экономического роста АЗРФ, позволит обеспечить безопасность Российской Федерации и снижение зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

1 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров для комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. - Т. 6. № 4-1 (24). - С. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.