Научная статья на тему 'Инновационное развитие Беларуси в контексте европейской интеграции'

Инновационное развитие Беларуси в контексте европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдан Нина

В последние десятилетия в подходах к оценке инновационных процессов произошли существенные изменения, которые вызваны, в первую очередь, переменами в их понимании. Это, несомненно, оказало влияние и на состав аналитических инструментов, используемых в инновационной политике. В целом можно выделить три важнейших тренда в теоретических подходах к современной концепции инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of Belarus in the context of European integration

In the last decade in approaches to evaluation of innovation processes have undergone significant changes, which are caused, primarily, by changes in their understanding. This undoubtedly had an impact on the composition of the analytical tools used in innovation policy. In General, there are three major trend in theoretical approaches to the modern concept of innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие Беларуси в контексте европейской интеграции»

Инновационное развитие Беларуси в контексте европейской интеграции

В последние десятилетия в подходах к оценке инновационных процессов произошли существенные изменения, которые вызваны, в первую очередь, переменами в их понимании. Это, несомненно, оказало влияние и на состав аналитических инструментов, используемых в инновационной политике. В целом можно выделить три важнейших тренда в теоретических подходах к современной концепции инноваций.

Нина Богдан,

профессор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор

Во-первых, нововведения не рассматриваются как простой линейный процесс, в котором они являются следствием инвестиций в научные исследования. В конце 80-х гг. переосмысление теории Йозефа Шумпетера привело к разработке современной теории инноваций, основанной на широкой их трактовке. Следствием изменения подхода стал рост потребности в управлении, углублении взаимодействия между создателями новаторской продукции и ее потенциальными пользователями. Кроме того, происходит ориентация не только на передачу знаний, технологий, но и на повышение значения стимуляции спроса, соединения «разрывов» между участниками инновационного процесса.

Во-вторых, сформировался системный подход к инновациям. Он позволяет лучше понимать инновации, инновационную политику и, кроме того, формирует требование к использованию новых статистических индикаторов для управленческих действий. Понимание инноваций как глобальной, сложной, динамической и нелинейной системы позволяет обеспечить классификацию

явлений, дает основу понимания важности моделирования системы как шаг к использованию этого понимания для адекватной инновационной политики.

Зарубежные исследователи ввели понятие «национальная инновационная система» (НИС), которое используется в экономической литературе в роли аналитического инструмента с конца 80-х гг. [1-3]. Важные положения системного подхода заключаются в том, что результат работы НИС зависит от качества функционирования ее подсистем и связей между ними (НИОКР, пользователей, посредников, сопутствующей инфраструктуры). Другое следствие системного подхода состоит в том, что на инновационные процессы оказывают влияние акторы, действующие на разных уровнях и в разных политических сферах [4]. Еще одной особенностью системного подхода является учет исторических факторов развития - «path dependence» [5].

Системный подход имеет важные следствия для разработки механизмов политики [6,7]. Основной - включение инновационной политики в более широкий социально-экономический контекст, что подразумевает значительное расширение области политики, возрастание роли государства в настройке и объединении действий. При этом происходит сдвиг от вертикальных к сетевым механизмам регулирования. Кроме того, правительство не просто принимает участие в формировании инновационной политики, но и выступает в роли строителя, организатора НИС, формируя инновационную среду.

В-третьих, возрастает понимание потребности в постоянном обучении и взаимодействии субъектов НИС, а также учет неопределенности инновационного процесса, возникающей в силу его связи с научной деятельностью. Нужно отметить, что последнее обстоятельство не позволяет вписать инновации в классическую экономическую теорию оптимизации. Один из самых важных выводов для инновационной политики, основанной на учете доминирующей роли неуверенности в инновационных процессах, состоит в необходимости применения разнообразных инструментов и механизмов. Неопределенность можно сократить за счет получения участниками инновационного процесса информации, объединения различных источников стратегических сведений и разработки современных методик предвидения [8]. Также этого можно добиться с помощью предоставления акторам инструментов, средств и среды для научных исследований. Растущее число конференций, симпозиумов поддерживает НИС, обеспечивает возможности обмена мнениями и в комбинации с другими диалоговыми инструментами взаимодействия создает поле для сотрудничества.

Формирование национальной инновационной системы в современных условиях глобального мира опирается на отмеченные выше теоретические постулаты и учитывает задачи международной интеграции. Системный подход к инновациям может быть применен как на национальном, региональном, так и на отраслевом уровне.

В целом можно выделить два понимания национальной инновационной системы. С одной стороны, в узком смысле, к ней относятся организации и институты, способствующие научным исследованиям и реализации их достижений на практике, с другой, в широком, - все части и аспекты экономической

АНАЛИЗ

Таблица 1. Индикаторы EIS 2008-2010

Показатели По сравнению с EIS-2007 Источник информации

1. Затраты

1.1. Человеческие ресурсы

1.1.1. Выпускники по естественно-научным, техническим, общественным и гуманитарным специальностям в расчете на 1 тыс. чел. в возрасте 20—29 лет (первая ступень третичного образования) скорректирован Евростат

1.1.2. Выпускники докторантуры по естественно-научным, техническим, общественным и гуманитарным специальностям в расчете на 1 тыс. чел. в возрасте 25—34 года (вторая ступень третичного образования) скорректирован Евростат

1.1.3. Численность населения, имеющего третичное образование в расчете на 100 чел. в возрасте 25—64 года без изменений Евростат

1.1.4. Участие в непрерывном образовании в расчете на 100 чел. в возрасте 25—64 года без изменений Евростат

1.1.5. Уровень достижений в образовании среди молодежи без изменений Евростат

1.2. Финансы и государственная поддержка

1.2.1. Общественные затраты на исследования и разработки (государственный сектор и сектор высшего образования), % к ВВП без изменений Евростат

1.2.2. Венчурный капитал, % к ВВП скорректирован EVCA / Евростат

1.2.3. Частный кредит (по отношению к ВВП) новый показатель IMF

1.2.4. Широкополосный доступ в Интернет (линии Интернет), % к общему числу фирм скорректирован Евростат

2. Деятельность фирм

2.1. Инвестиции фирмы

2.1.1. Затраты предпринимательского сектора на исследования и разработки, % к ВВП без изменений Евростат

2.1.2. Затраты на информационные технологии, % к ВВП скорректирован EITO / Евростат

2.1.3. Затраты на инновации, исключая исследования и разработки, % к обороту скорректирован Евростат(CIS)

2.2. Сотрудничество и предпринимательство

2.2.1. Инновационное малое и среднее предпринимательство (МСП), % к общему числу МСП без изменений Евростат (CIS)

2.2.2. МСП, осуществляющие сотрудничество в области инноваций с другими экономическими единицами, % к общему числу МСП без изменений Евростат(CIS)

2.2.3. Степень динамичности рынка МСП (вход — выход), % к общему числу МСП новый показатель Евростат

2.2.4. Совместные научные публикации в расчете на 1 млн чел. новый показатель Thomson / ISI

2.3. Посредники

2.3.1. Патенты Европейской патентной службы в расчете на 1 млн чел. населения без изменений Евростат

2.3.2. Торговые марки ЕС в расчете на 1 млн чел. без изменений OHIM

2.3.3. Промышленные образцы в расчете на 1 млн чел. без изменений OHIM

2.3.4. Технологический баланс потоков платежей, % к ВВП новый показатель Всемирный банк

3. Выпуск(результаты)

3.1. Инноваторы

3.1.1. Технологические инноваторы (продукт/услуга/технология), % к общему числу МСП новый показатель Евростат(CIS)

3.1.2. Инноваторы (маркетинговые/организационные), % к общему числу МСП скорректирован Евростат(CIS)

3.1.3. Инноваторы эффективности ресурсов (средняя из двух показателей):

3.1.3.а. Снизившие стоимость рабочей силы, % к общему числу фирм новый показатель Евростат(CIS)

3.1.3.б. Получившие экономию сырья, материалов, энергии, % к общему числу фирм новый показатель Евростат(CIS)

3.2. Экономические эффекты

3.2.1. Занятость в средне- и высокотехнологичном производстве, % к совокупной рабочей силе без изменений Евростат

3.2.2. Занятость в сфере интеллектуальных услуг, % к совокупной рабочей силе скорректирован Евростат

3.2.3. Средне- и высокотехнологичный экспорт, % к общему экспорту скорректирован Евростат

3.2.4. Экспорт интеллектуальных услуг, % к общему экспорту услуг новый показатель Евростат

3.2.5. «Новые для рынка» продукты (продажи), % к общему обороту без изменений Евростат(CIS)

3.2.6. «Новые для фирмы» продукты (продажи), % к общему обороту без изменений Евростат(CIS)

структуры и институциональной среды, оказывающие влияние на накопление знаний, обучение и инновационную деятельность. Для нашего исследования используется последнее, более широкое понимание НИС как совокупности институтов, организаций, относящихся к государственному и частному

секторам, которые индивидуально или во взаимодействии друг с другом инициируют, импортируют и распространяют инновации [1]. Сходный подход используется и в Концепции НИС Беларуси, принятой в 2006 г. Такое понимание инноваций фокусирует политику преимущественно на взаимодей-

ствии социальных институтов, действующих при создании знаний, их распространении и применении. Эта теоретическая панорама существенно влияет на выбор вопросов, задаваемых при инновационных обследованиях, и подразумевает необходимость охвата всевозможных связей и источников знаний.

№5(99) Май 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 39

В международной практике используется единая методика проведения статистических обследований научных исследований и разработок - «Руководство Фраскати», а для оценки инновационной деятельности применяется продемонстрировавшая свою эффективность методика Oslo Manual -«Руководство Осло». В ней представлены предложения по сбору и обработке данных в области технологических инноваций, а также по совершенствованию системы индексов [9]. В последней редакции «Руководства» больше внимания уделяется роли взаимосвязей между субъектами инновационного процесса, признается важность инноваций в секторах экономики с невысокой наукоемкостью, а также включены дополнительные типы инноваций - организационные и маркетинговые.

Обобщая результаты исследований, можно выделить следующие характеристики НИС, имеющие важнейшее значение для статистики науки и инноваций [10-12]:

• процесс создания, распространения и использования знаний носит системный характер, а значит, может быть описан в терминах теории систем;

• научная деятельность является важнейшим источником инноваций, и поэтому наука занимает центральное место в национальной инновационной системе;

• существенную роль в инновационных процессах играют институциональные аспекты, поскольку необходимо взаимодействие организаций различных типов и форм собственности;

• в экономике знаний особое значение приобретает качество образования, поэтому измерение и оценка инновационной дея-

Литература

тельности неразрывно связана с уровнем подготовки кадров;

• распространение знаний, проблемы диффузии инноваций и их воздействие на экономическое и социальное развитие общества становятся важнейшим направлением современной статистики науки и инноваций, что усиливает роль композитных индикаторов.

В Евросоюзе в настоящее время инновационные процессы оцениваются по группе показателей, при этом для составления ежегодного Инновационного табло (European Innovation Scoreboard - EIS) используются как регулярные статистические данные (Community Innovation Survey - CIS), так и выборочные обследования. Начиная с 2000 г. было опубликовано 9 полных версий EIS, а количество индикаторов возросло с 18 до 29. Система показателей дает возможность определить страны-лидеры в различных сферах инновационной деятельности, соотнести затраты и результаты, провести сравнение с основными конкурентами, такими как США и Япония, а также сформировать сводные инновационные индексы стран - членов ЕС [13]. Это позволяет выделить основные направления национальных инновационных процессов, а также в определенной мере учесть такие социально-экономические факторы, как роль правительства, рынка, спроса-предложения инноваций. В 2010 г. произошла дальнейшая модификация индикаторов, и последнее Инновационное табло инноваций [14] в большей степени учитывает их глобальный характер. Нужно отметить, что, ставя задачи стать наиболее конкурентоспособной экономикой мира, Европа осуществляет мониторинг не только внутри Сообщества, но и по всему миру [15].

Согласно методологии EIS 2008-2010, показатели разбиты на 7 блоков, объединенных в 3 массива. Массив «Затраты (ресурсы)» включает основные внешние «двигатели» инновационного развития, «Деятельность фирм» отражает их инновационную политику, а «Выпуск» характеризует результаты инновационной деятельности. В табл. 1 представлен перечень обновленных индикаторов на период 2008-2010 гг. По блокам показателей рассчитываются сводные субиндексы инноваций, которые в развернутом виде дают полную характеристику инновационного процесса и его результатов. Расчет сводного индекса, имеющего диапазон значений от 0 до 1, позволяет провести ранжирование стран по уровню инновационного развития (в среднем по ЕС за 2007-2008 гг. он составляет 0,478) и разделить их на четыре группы:

• инновационные лидеры - сводный индекс инновационного развития превышает среднеевропейский уровень (Швеция, Финляндия, Германия, Дания, Великобритания);

• инновационные последователи - оценка инновационной деятельности ниже, чем

у лидеров, но выше среднеевропейской (Австрия, Ирландия, Люксембург, Бельгия, Франция, Нидерланды);

• средние инноваторы - инновационный индекс ниже среднеевропейского (Кипр, Эстония, Словения, Чехия, Испания, Португалия, Греция и Италия);

• страны догоняющего развития - уровень инновационного развития, существенно ниже, чем в среднем по ЕС (Мальта, Венгрия, Словакия, Польша, Румыния, Латвия, Болгария).

Продолжение в следующем номере

1. Freeman C. (1987) Technology Policy and Economics Performance: Lessons from Japan, London: Pinter.

2. Lundvall B.-A. (ed.) (1992) National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, London: Pinter.

3. Nelson R. (1993) National Innovation Systems, New York: Oxford University Press.

4. Kuhlmann S. (2002) 'Evaluation as a source of strategic intelligence', in P. Shapira and S. Kuhlmann (Eds.) Learning from Science and Technology Policy Evaluation: Experiences from the United States and Europe, Cheltenham: E. Elgar/

5. Rosenberg N. (1976) Perspectives on Technology, Cambridge University Press.

6. Simon Herbert (1996), The Sciences of the Artificial, 3rd ed., Cambridge, MA: MIT Press.

7. Forrester J.W. (1971), World Dynamics, Cambridge, MA: Wright-Allen Press.

8. Kuhlmann S., Boekholt P., Georghiou L., Guy K., Heraud J., Laredo P., Lemola T., Loveridge D., Luuk-konen T., PoltW., Rip A., Sanz-Menendez L. and Smits R. (1999)'Enhancing distributed intelligence in complex innovation systems'. Report publishedwithin the framework of the Targeted Socio-Economic Research Programme of theEuropean Commission, ISI-FhG, Karlsruhe.

9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. - М., 2006.

10. Гохберг Л.М. Статистика науки. - М., 2002.

11. Крюков Л.М. Национальная инновационная система: проблемы становления и развития // Белорусский экономический журнал. №4, 2003.

12. Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы современной экономики. - Мн., 2003.

13. Hollangers, Hugo and Adriana Van Cruysen. (2008) Rethinking the European Innovation Scoreboard: A new Methodology for 2008-2010 Output paper for the on workshop ' Improving the European Innovation Scoreboard methodology" Brussels, 16 June 2008.

14. Innovation union scoreboard (2010). The Innovation Union's performance scoreboard for Research and Innovation. 1 February 2011 // http://www.proinno-europe.eu/metrics.

15. Hollangers Hugo and Anthony Arundel (2006) «2006Global Innovation Scoreboard» Brussels: European Commission, DG Enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.